x
    • Мария
      Мария
  • Введите имя
    Введите правильный email адрес

Записки талантливой бабушки

01.08.2009
суббота

Скачено у Ignata - 71

Все дело было в шляпе. В дедушкиной шляпе, которая висит в прихожей. Там всегда спрятана тайна для нашей внучки Маши. Она приходит к нам на субботу и воскресенье и в первую очередь осторожно прикасается к шляпе. Что-нибудь да происходит. "Бабушка, ты волшебница?" – "Я? Да это шляпа!"

…Маша плохо ела, и мы с дедом к ее приходу составляли "тебю", меню, значит. "Глаза дракона" – яичница-глазунья. "Мышкина радость" – сыр с дырочками. "Завтрак на воде" – это мы в ванной накрывали для Маши стол. И много гуляли, но не просто гуляли – аппетит нагуливали, а обыгрывали наши прогулки. В феврале, например, шли посмотреть, подала ли уже весна нам какие-нибудь знаки. Бывало, как ни искали, ничего не находили: что ж, надо ждать. И какая же потом радость: "Я первую травиночку смогла увидеть!"

…Прогулка с ребенком – праздность, вольная болтовня. "Смотри, тут густая трава, а тут, через шаг, еле-еле растет". – "Ну, – говорит Маша, – тут под землей есть углубление, в нем вода скапливается, вроде вазы там есть что-то, мне кажется".

И не бывает так, что на улице нет ничего особенного. Хоть просто камушек: давай возьмем, дома помоем, получше рассмотрим. Порой как ни рассматриваем, а ничего в нем "такого" не замечаем. Но все же, решаем мы с Машей, он не простой. Он счастливый, потому что мы его подобрали и домой принесли, помыли, согрели в руках, в коробок положили.

…Послеобеденный сон, говорят ученые, улучшает память. И я заметила: состояние, близкое к сонному, дает великолепное восприятие. Все сказанное ребенку перед сном и после сна очень важно. Это время для сказок и колыбельных, в которых зашифрована народная мудрость. И для похвальных слов, ободрения – любых оптимистических прогнозов.

У меня, к сожалению, плохой слух, но я всегда тихонько напеваю Маше классические колыбельные, а то и свои сочиняю. В одной, например, были такие слова: "Речка спит и спит стожок, засыпай и ты, дружок". Почему не зайчик и не мишка? Потому что мы вместе ходили к вечерней реке, тихой, залитой лунным светом, и некоторое время тихонько сидели у стога.

…Маша очень любит "ехать в поезде". Мы составляем кресла, раскрываем над ними зонт. Но отправляемся в путь не сразу: сначала "билеты берем", рисуем маршрут, придумываем, что увидим, размещаем кукол-пассажиров. Гудок. Я воодушевленно "еду", сидя на диване. "Нет, бабушка, тебе тоже надо сесть в поезд, а то будет не по-настоящему". Лезу в тесное кресло. Думаю: "Эх-эх-э! "Смотри со мной, пой со мной, играй со мной" – очень тяжелая у меня роль". Конечно, взрослые все время не могут, да и не должны делать то, что делают дети, но когда-то это просто необходимо.

…В садике детям дают учить стихотворения к празднику. Но сказать: "Учи, повторяй за мной" – кому ж захочется! Мы с Машей играем в "Говорите – проходите". Сначала она меня проверяет перед каждой дверью, потом я ее. Стучишь, слышишь: "Говорите!" – надо рассказывать. И как радостно, когда тебе приветливо открывают: "Проходите!"

Все вокруг мне хочется сделать прекрасным для Маши.

…Даю Маше карандаш: я умею так рисовать полосочки – а ты как? Надо присмотреться к рисункам друг друга. "У тебя дорожка получилась. Кто пойдет по дорожке?" Она рисует колобок. И червячок пополз. "А куда? Вон что! Мы с тобой вроде волшебники". Вдохновленная Маша добавляет травы. Сколько тут разговоров!

Или так: я рисую точку, и ты – точку. А что из двух точек получается? Может, это косточка с зернышком – вишенка вышла. Ах, у свинки пятачок из двух точек вышел? (И не надо рисунки делать лучше, они такие, какие в детстве бывают.) В "полосочки" можно играть много раз. Если, по мнению Маши, у меня получилась веревочка, на нее можно что-то повесить. Это что-то, по всей вероятности, чье-то. Наш разговор длится и длится. А в другой раз полосочка – это кромка моря, но это уже другой разговор, о другом мире.

…Мы с Машей гуляли, сидели на скамейке. Такая она была? Вот я рисую. Не такая? А какая? Тут не в сходстве дело, Маша заметила скамейку в неожиданных для меня подробностях, и я рада, что у нее есть это "примечающее наблюдение", главная опора в предстоящей учебе.

Конечно, я вовсю стараюсь, чтобы Маша не замечала, что она учится. Ребенок не должен догадываться, что он готовится к чему-то. Маше просто интересно, она мне по-дружески доверяет. Ошибаются те, кто думает, что с маленьким ребенком и говорить-то серьезно не о чем: "Вот подрастет, появится понимание, тогда…" К сожалению, нет. Если вы не вели с ребенком доверительные беседы в детстве, в юности он вряд ли захочет искренне поговорить с вами.

…Мы идем вдоль реки, по кустам, напролом: "Держи ветку, передавай ее мне". – "Зачем?" – "Это правило похода". – "Похода?" – "Да, это когда люди вместе идут!" И Маша старательно передает мне ветки.

А потом мы дома. Ты рисуешь воду? А я рыбку. (Рыбку ведь рисовать труднее.) Ты берег? Я – нас с тобой на берегу. Что еще? Кусты. Кусты, которые надо придерживать, чтобы они не били идущего за тобой.

Такие диалоги в рисунках мы ведем с самого маленького возраста. Помню, Маша нарисовала свой первый домик, а я – трубу. Она – каляку-маляку над трубой: дым. Я – желтый кружок в уголке, она – лучики. "А здесь коровка. Нет рожек? Нарисуй". Облачко – дождик; ведро – ручка.

…Порой мы садимся спиной друг к другу и рисуем на тему, о которой договорились. Потом с замиранием показываем, что получилось. Я вижу, что у меня против нее ужасно примитивно. У нее такая дивная линия. Я говорю Маше об этом и слышу искреннее: "Нет-нет, вон как у тебя аккуратно все, чисто, хорошо!"

Когда взрослые рисуют вместе с детьми, это огромное счастье. Дорожка, веревочка, море. Разговор, лист бумаги и фантазия. Тут не надо быть специалистом. Были бы общие эмоции. Меня так радует нарисованное Машей кресло! Оно все в сердцах, на нем звезды.

…Что бы я ни делала, все время ловлю себя на мыслях о нас с Машей. Сейчас вот читаю книгу мемуаров Аллы Демидовой – казалось бы, откуда взяться педагогическим ассоциациям? Но штрих какой-то вижу и тут же о детях начинаю думать. Прочла, например, у нее цитату Камю: "Ад – это другие". И подумала: а вдруг так многие думают, и эти многие – родители? Как бы им сказать: не ищите разность, ищите похожесть. Ребенка в себе, себя в ребенке. Тогда наши дети, став взрослыми, так не скажут. И тогда они не пропадут.

…В воскресенье вечером Машу забирают родители, а ей не хочется уходить. Я мячик из кармана вынимаю, кручу-верчу и бросаю в дверь: "Ловите!" Догнали, воздушный поцелуй с руки сдунули и домой побежали.

Автор: Бревде Галина

пост создан: 2 августа 2009
просмотров: 53
Показывать всем

Поделись с друзьями

Пусть твои друзья из других сетей тоже прочтут эту заметку

Для того, чтобы прокомментировать войдите или зарегистрируйтесь.
Оксана

Николаевская обл., Николаев

Мамы больше нет...
  • Даша
    Даша

    17 марта 2008
    (8 лет 8 мес. 24 дн.)

    Люблю сестричку и привыкаю делить маму с ней...
  • Настя
    Настя

    24 января 2011
    (5 лет 10 мес. 17 дн.)

    я родилась!