x
    • Мария
      Мария
  • Введите имя
    Введите правильный email адрес

Примерное меню.

Первый завтрак
Кефир - 180мл

Второй завтрак
Вермишель отварная молочная с тертым сыром - 150г/10г
Молоко - 100мл
Печенье - 10г

Обед
Икра из свеклы с черносливом - 20г
Щи протертые на мясном бульоне - 100мл
Паштет печеночный - 50г
Пюре картофельное - 50г
Яблоко тертое - 100г
Хлеб черный - 20

Полдник
Творог со сметаной и сахаром - 40г/10г/5г
Фрукты протертые (фруктовые детские консервы) - 100г

Ужин
Пюре овощное (сборное) - 150г
Чай с молоком - 100мл
Хлеб белый с маслом - 20г/5г


----------------------
Суточный набор продуктов (г,мл).
Хлеб пшеничный - 40
Хлеб ржаной - 10
Мука - 10
Крупа, макароны - 25
Печенье - 10
Картофель - 120
Овощи разные - 150
Фрукты свежие - 100
Сахар - 60
Фрукты сухие, клюква - 15
Мясо, печень - 60
Рыба (филе) - 10
Яйцо - 1/2
Масло сливочное - 15
Масло растительное - 3
Творог - 40
Молоко - 700
Сметана, сливки - 5
Сыр - 3
Чай - 0,2
Соль - 3

Диета ребенка в этом полугодии сохраняет все черты переходной - малыш постепенно приобщается к стилю питания, традиционному для взрослых людей. В возрасте 1-1,5 года многие дети легко переходят на четырехразовое питание (завтрак, обед, полдник, ужин), но некоторые малыши все еще тяготеют к пятому (ночному) кормлению. Общий суточный объем блюд в это время обычно составляет приблизительно 1000-1200 мл. Согласно рекомендациям детских диетологов, таковой должен содержать 45-50 г белков и такое же количество жиров, а также около 160 г углеводов. Общая энергетическая ценность рациона составляет до 1300 ккал. Что касается деления суточного объема (в том числе и по калорийности) на отдельные кормления, то можно распределять все более или менее равномерно - завтрак и ужин по 25%, обед - 35%, полдник - 15%.

Рацион ребенка в возрасте от года до полутора лет включает блюда, ставшие привычными малышу в конце первого года жизни, и, разумеется, новые для малыша продукты. Вариабельность меню может быть значительной, но не следует забывать о некоторых важных моментах - сохраняющейся актуальности молочных продуктов, например. По мнению детских диетологов, в этом возрасте малыш обязательно должен получать таковые ежедневно (в объеме 500 - 650 мл). Приведенные цифры - это, конечно же, не цельное молоко или кефир, которые должны быть выпиты малышом в течение суток, а так называемый "молочный эквивалент" (с учетом молокопродуктов, используемых для приготовления первых и вторых блюд, а также входящих в состав "последующих" смесей для детского питания и т.д.) К ценным (высокобелковым) молочным продуктам относятся и свежий творог (рекомендуется около 40 г), и сыр (в том числе плавленый), а также различные виды специализированных детских сырков и творожных изделий. А еще из молочных продуктов для детей в возрасте от 1 года до 1,5 лет весьма актуальны сметана и сливки, которые замечательно подходят для заправки супов и салатов, а также для приготовления соусов ко вторым блюдам.
Характеризуя рацион ребенка в возрасте 1-1,5 лет, следует оговорить еще кое-какие заслуживающие внимания моменты. В частности, родителям, предпочитающим готовить пищу для малышей самостоятельно, нужно знать, что для приготовления мясных блюд обычно предпочитают нежирную говядину и телятину. Свинина и мясо некоторых птиц (уток, гусей) содержит излишек тугоплавких животных жиров, чрезмерно загружающих пищеварительную систему ребенка. А в качестве пищевых источников липидов лучше использовать сливочное (до 12 г в сутки) и растительное масло (подсолнечное, кукурузное - 3 г в день).

Из круп, пожалуй, наиболее важны в этом возрасте овсяная и гречневая, но вполне допустимы и другие - ячневая, перловая, пшеничная и т.д. При выборе выпечки приоритет лучше отдавать изделиям из пшеничной муки грубого помола, а еще лучше - ржаной. Из овощей наиболее часто используются картофель, морковь, капуста, репа, свекла, кабачки, тыква и томаты. Довольно актуальны (при отсутствии специфических противопоказаний, конечно) огородная и дикорастущая зелень - укроп и салат, шпинат и петрушка, щавель, зеленые лук и чеснок, черемша, крапива. Довольно богат выбор рекомендуемых детскими диетологами фруктов - здесь и яблоки, и груши, и сливы, и бананы, и представители славного семейства цитрусовых... Из ягод рекомендуются малина и чёрная смородина, черноплодная рябина, крыжовник и облепиха, а также "дикоросы" - черника, брусника, клюква. Постепенно и осторожно вводя в рацион малыша незнакомые ему фрукты, ягоды и овощи, будьте внимательны - в случаях появления у ребенка кожной или другой аллергической (либо аллергоидной) реакции, исключите подозрительный "дар природы" из диеты ребенка. Впрочем, это правило касается не только продуктов растительного происхождения, но и всех остальных продуктов питания.

По мнению многих детских диетологов, рацион ребёнка этого возраста обязательно должен включать сахарhttp://www.minibanda.ru/Journal/NoteEdit2.aspx?journalid=91710 - продукт, обеспечивающий оперативное поступление веществ, энергетически особенно ценных для растущего организма. Суточная норма сахаров составляет около 35-40 г.
Теперь - несколько слов о "методологии" самого процесса кормления. Малыш второго года жизни активно учится есть самостоятельно: и овладение этими, казалось бы, весьма прозаическими навыками, в данном возрасте приобретает исключительное значение. Во время кормления создаются идеальные условия для направленного развития самых разных сфер ребенка - начиная от мелкой моторики ручек и мимической мускулатуры и заканчивая общей эстетикой поведения. Именно поэтому нельзя недооценивать важность введения воспитательных элементов в процесс кормления - польза от таковых оказывается просто неоценимой.

Например, выбирая маленький столик и стульчик для ребенка, а также нагрудник, детские тарелку, кружку или ложку, непременно обращайте внимание не только на их функциональность, но и на внешний вид. Они должны быть не только удобны малышу в пользовании и безопасны, но и декорированы хотя бы с минимальным эстетическим вкусом:) То же относится к салфеткам, клеенкам и скатертям. Сервируя столик для ребенка, также старайтесь обеспечить визуальную привлекательность еды - фигурная нарезка, украшение зеленью способны не только порадовать взгляд маленького человека, но и улучшить его аппетит. Мягко, но настойчиво приучайте малыша к дисциплинированному (и "культурному") поведению за столом - исправлять уже закрепившиеся нелицеприятные привычки горазд труднее, чем формировать привычки позитивные. И еще: по мнению ведущих диетологов, в этом возрасте имеет смысл придерживаться режима питания - завтрак и обед, полдник и ужин, проводимые в определенное время суток, достоверно способствуют улучшению аппетита ребенка и усвоению его организмом нутриентов.

Режим и характер питания на втором году жизни различаются по полугодиям.

До полутора лет детей лучше кормить пять раз в день. Если здоровый ребенок отказывается от последнего (пятого) кормления, то его переводят на четырехразовый ритм питания с интервалом в четыре часа. Каким бы ни был режим кормления малыша по частоте, главное, чтобы он постоянно соблюдался.
Суточный объём пищи для детей от года до полутора лет должен составлять примерно 1200 г, то есть 240-250 г на прием при пятиразовом кормлении.

Пользоваться соской в этом возрасте вредно. Оно приводит в последующем к затруднению в пережевывании пищи и отказу от любой еды, кроме жидкой. Получая же пюреобразные блюда с ложечки, малыш инстинктивно делает жевательные движения перед её проглатыванием, и тем самым готовится к приему плотных пищевых комков.

Молочные продукты играют главную роль в питании ребенка. В этом возрасте ему положено 700 мл молоко в сутки с учетом того количества, которое используется для приготовления различных блюд.
Творог – обязательный компонент питания, его можно включать в любой из приемов пищи. Можно сделать из него пудинг, добавить фрукты.
Сыр дают в тертом виде. Его можно использовать для бутербродов в смеси со сливочным маслом или добавлять к макаронам.

Яйца дают детям только куриные: либо сваренные вкрутую, либо добавляет в различные блюда. До полуторалетнего возраста рекомендуется давать только крутосваренный желток, добавляя его к овощным пюре. После полутора лет можно предлагать омлеты, как в натуральном виде, так и с различными добавками, главным образом овощными (картофель, зеленый горошек, морковь, цветная капуста).

Суточная норма мяса для детей до трех лет – 85 г. Используют нежирные сорта мяса (говядина, телятина, свинина), а также птицу.
Мясные блюда желательно давать в первой половине дня, поскольку они перевариваются дольше, а съеденные вечером излишне возбуждают нервную систему, затрудняя засыпание.
Детям варят бульон для первых блюд или готовят из фарша суфле, фрикадельки тефтели или паровые котлеты. Очень полезна ребенку печень, её лучше давать в виде паштета. К мясным блюдам хорошо добавлять неострый соус (поджаренная мука, разбавленная бульоном и заправленная сливками или сметаной). Гарнир лучше овощной.

Один-два раза в неделю вместо мяса нужно давать ребенку рыбу, отдавая предпочтение рыбному филе или сортам без мелких костей.
Но необходимо помните, что речная (озерная) рыба при нарушенном обмене веществ (экссудативном диатезе) может вызвать у некоторых детей обострение заболевания. Наиболее легко усваивается треска.
Рыбу детям до полутора лет готовят в виде фрикаделек или отваривают на пару, обязательно протирают.

Растительное масло желательно давать большей частью в сыром виде, добавляя в овощное пюре и тертые овощные блюда.
Из животных сыров в небольшом количестве 1-2 раза в неделю можно давать смалец (нутряное свиное сало). Свиное (хребетное) сало, говяжий и бараний жиры не рекомендуется давать из-за трудности их усвоения.

Овощные пюре лучше готовить комбинированными, состав пюре можно менять, учитывая вкусовые особенности ребенка.
Не рекомендуется увлекаться картофельным пюре из-за затрудняющего переваривание большого количества крахмала. Суточная норма картофеля – 150 г.
Из овощей используют белокочанную капусту, морковь, свеклу, кабачки, тыкву, зеленый горошек, цветную капусту, репу, репчатый лук.

Полезно и удобно использовать специальные детские овощные консервы. Недостатком их является лишь то, что вне зависимости от состава, они вызывают некоторое однообразие вкусовых ощущений. Это может привести к тому, что ребенок не захочет пробовать новые виды консервов. Поэтому лучше чередовать блюда домашнего приготовления с приобретенными в магазине.

Каша – очень сытное блюдо детского питания. Её не следует давать более одного раза в день. Сейчас кашам отводится более скромное место в детском питании, так как ряд злаков (овёс, пшеница), из которых приготавливают крупу, содержит фитиновую кислоту, ухудшающую усвоение кальция из пищи, что нарушает нормальное окостенение скелета.

Ребенку второго года жизни кашу варят полувязкой. Каши, требующие длительного разваривания, сначала варят на воде, а затем добавляют молоко.
Можно сочетать каши с овощами, фруктами, мясом. Из каш в духовке можно приготовить пудинги.
Макаронные изделия используют тонкие и мелкие, готовят их с молоком, заправляют маслом и сыром.

Желательно, чтобы первое и последние кормления состояли из овощных или фруктовых пюре, различных каш, творожных или яичных блюд. Запивать их лучше кефиром или молоком.
Мед следует давать детям очень осторожно.

Обед лучше начинать с закуски в виде разнообразных салатов – из тертой моркови, очищенных от кожицы огурцов, помидоров, белокочанной капусты, зеленого салата, тыквы. Желательно добавлять в салаты мелко нарезанную зелень укропа, петрушки, лука, сельдерея – как можно раньше развивать у ребенка вкус к зеленым овощам.

Ещё рецепты :http://www.kid.ru/pregnancy/index240.php3

Основной набор блюд в питании ребенка 10 месяцев и их количество остаются теми же, что и в предыдущий месяц, но повышается удельный вес более плотной пищи, требующей активного участия ребенка в ее усвоении.
В меню малыша вводят и новые блюда.
Вместо каши один раз в неделю можно дать отварную вермишель или молочную лапшу.

Творог периодически подают в, виде запеканки или пудинга. Последний готовят с добавлением каш, овощей, ягод, - плодов.
Для приготовления пудинга творог смешивают со свежесваренной протертой гречневой или рисовой кашей, с протертыми на мелкой терке овощами или фруктами (морковью, тыквой, яблоками, кабачками и пр.). В полученную массу добавляют сырой яичный желток и молоко, после тщательного размешивания — взбитый яичный белок и помещают в форму, предварительно смазанную сливочным маслом и обсыпанную сухарной мукой.
Если в рецептуру пудинга входит манная крупа, то ее добавляют к пудинговой массе, как и взбитый белок, перед самым запеканием.
Пудинг запекают в духовке при температуре 170—200° или варят на водяной бане.
Набор продуктов для творожного пудинга: творог — 60—80 г, морковь (тыква, кабачки, яблоки) — 60—80 г, манная крупа — 15 г, яйцо —1/2—1/3, молоко — 20—30 мл, сливочное масло — 5— 10 г, сахар или мед — 5—10 г, сухарная мука 5—6 г.

Мясо и рыбу можно также использовать в виде пудинга.
Для этого из них приготавливают фарш, к которому добавляют сырой яичный желток, до 15—20% манной крупы и молоко. Полученную массу тщательно перемешивают и перед самой тепловой обработкой добавляют взбитый яичный белок, который делает блюдо более воздушным.
Запекают изделие также в духовке или варят на пару в течение 45—50 - минут.
Для приготовления одной порции блюда необходимо взять 50—60 г мяса или рыбы, 1/3 яйца, 15. г манной крупы, 40 мл молока, 5—6 г сливочного масла и столько же сухарной муки для обсыпания формы.

В питании ребенка 10 месяцев можно использовать паровые котлеты и тефтели. Котлетную массу для них готовят так же, как и для фрикаделек (см. Ребенок 9 месяцев ). Из полученной массы делают продолговатые котлеты или круглые тефтели, укладывают их в небольшую миску, заливают наполовину бульоном, накрывают крышкой и доводят до готовности в духовке в течение 30— 40 минут.

Время от времени часть овощного пюре следует заменять тертыми сырыми овощами. Чаще всего для этого используют натертую на мелкой терке морковь, к которой добавляют протертые яблоки, ягоды или сметану.

Вместо фруктовых соков малышу время от времени дают кисель.
Ягоды или фрукты (черную смородину, клюкву, бруснику, вишню, малину, черешню, абрикосы и др.) тщательно моют и выжимают из них сок. Выжимки заливают кипятком, варят в течение 15— 20 минут и процеживают через марлю.
Небольшое количество процеженного отвара охлаждают и размешивают в нем картофельный крахмал. В остальном отваре растворяют сахар, доводят до кипения и вливают в него первую порцию отвара с крахмалом, быстро и тщательно размешивая, чтобы избежать образования комочков. В остуженный кисель добавляют отжатый сок, хорошо перемешивают и дают малышу. Для приготовления 100 мл киселя в зависимости от кислоты используемых фруктов или ягод берут от 5 до 15 г сахара, 5—6 г картофельного крахмала и от 15 до 50 мл сока.
По книге И.Хaнхасaевой "Растет дочка, растет сын". Записки мамы четверых детей.

Режим питания остается прежним. Разве что вы захотите окончательно перестать кормить малыша грудью днем.
Таким образом, у вас останутся два грудных кормления: утреннее и вечернее.

Вечернее кормление очень важно с психологической точки зрения, особенно для слабеньких, пугливых, нервных детей.
Это не просто «подкормка на ночь» (хотя это важно для тех малышей, которые с трудом привыкли к длительному ночному промежутку), но и необходимейший ритуал, успокаивающий ребенка, расслабляющий его, примиряющий его с мыслью о том, что сейчас надо будет лечь одному в кроватку и заснуть.
Примерный рацион питания ребенка 10 месяцев
6 ч
Грудное молоко
(смесь — 200 мл),
фруктовое пюре — 50 г.

10 ч
Каша (отварная вермишель, молочная лапша, пудинг) — 200 г,
творог — 50 г.

14 ч
Овощной суп на мясном бульоне (30 мл) с белым хлебом (5 г),
овощное пюре (150 г) с паровой котлетой, тефтелями (60 г),
фруктовый сок — 50 мл.

18 ч
Цельный кефир (150 мл) с печеньем, сухариком (10—15 г),
сырые тертые овощи — 50 г,
фруктовое пюре — 50 г.

22 ч
Цельный кефир — 200 мл.
Для приготовления 100 мл киселя в зависимости от кислоты используемых фруктов или ягод берут от 5 до 15 г сахара, 5—6 г картофельного крахмала и от 15 до 50 мл сока.

Ребенку 11 месяцев - заканчивается первый год жизни малыша.
В этот период ребенка обычно полностью отлучают от груди. Вместо утреннего грудного кормления ему дают кефир, простоквашу или молоко.

В остальном рацион малыша остается таким же, как и в предыдущем месяце.
Он включает мясо, рыбу, овощи, фрукты, крупы, молочные продукты, хлеб.

В 11 месяцев у ребенка уже есть 8 зубов, и поэтому в его диете необходимо постепенно увеличивать удельный вес более плотных блюд, требующих активных жевательных движений и развивающих челюстной аппарат.
Это не значит, конечно, что малышу можно давать все продукты с общего стола. Его желудочно-кишечный тракт еще довольно легко подвергается расстройствам, а активность пищеварительных соков невелика, в связи с чем всю пищу надо давать ему в вареном и достаточно измельченном виде.

Даже к концу 11 месяцев ни в коем случае нельзя давать малышу жареные блюда, маринады и соленья, обычные мясные и рыбные, консервы, селедку, копчености, колбасу и сосиски, различные острые приправы, кофе и какао, шоколад, конфеты и другие сладости.



В то же время некоторые родители считают, что годовалый ребенок уже не нуждается в каких-либо пищевых ограничениях, и на праздничном столе именинника появляются многие из "запретных" продуктов. Результат обычно печален — к малышу приходится вызывать врача и праздник нередко заканчивается в больнице.

Режим питания ребенка 11 месяцев по-прежнему пятиразовый. Время же отдельных кормлений можно изменить, приспособив его к более "взрослому" распорядку.
Так, завтрак малыш может получить в 7—8 часов, обед — в 12 часов, полдник — в 16 часов, ужин — в 20 часов, а в 22 часа ему обычно дают стакан кефира или молока.

Такой режим дня можно сдвинуть на более раннее или, наоборот, позднее время в зависимости от того, раньше или позже приучен ребенок вставать утром и засыпать вечером.
Тем не менее часы приема пищи должны быть относительно постоянными, а интервал между основными кормлениями (завтраком, обедом, полдником и ужином) составлять не менее четырех часов. Это способствует ритмичной деятельности всего желудочно-кишечного тракта и предотвращает ее нарушения.

Иногда ребенок сам отказывается от пятого кормления и переходит на четырехразовый режим питания. В этом случае количество пищи на один прием необходимо увеличить до 250 г.
Делать это следует очень осторожно, так как резкое увеличение объема съеденной пищи может вызвать перенапряжение деятельности пищеварительных желез и привести к различным желудочно-кишечным расстройствам.

К концу 11 месяцев вес малыша увеличивается на 350 г, рост — на 1,5 см.
Всего же в течение первого года жизни ребенок прибывает в весе в среднем на 7 кг 150 г, а в росте — на 25 см.
Еще больший скачок делает он в физическом и нервно-психическом развитии. Из беспомощного новорожденного младенца за это время сформировался маленький человек. Он по-прежнему требует большой заботы и внимания со стороны взрослых, нуждается в их уходе, однако уже владеет некоторыми навыками, учится говорить, а самое главное — активно познает окружающий мир.
По книге И.Хaнхасaевой "Растет дочка, растет сын". Записки мамы четверых детей.

Во-первых, вы уже можете отказаться от утреннего кормления (7—8 часов) грудью, заменив его кефиром или кипяченым молоком с печеньем. Поскольку это не очень плотный завтрак, часов в 10 — второй завтрак, уже по нашему с вами привычному расписанию.
После этого — прогулка, которая может быть совмещена и со сном. Если нет — погуляйте часик-полтора и возвращайтесь домой спать — до обеда.
Обед — в 14 часов. После него опять небольшая прогулка и опять сон.
Часов в 17—17.30 — полдник. Опять прогулка.
И перед ночным сном — грудное кормление.

Как долго его сохранять? Это зависит от вашего желания и настроя. Смысл и польза его после года носят, пожалуй, только психологический характер. Если это доставляет удовольствие вам и делает счастливым малыша — почему бы и не прикладывать его к груди еще два, а то и три месяца?
Правда, я-то знаю, как накапливается за год чувство несвободы, связанное с тем, что нельзя сходить вечером в театр, нельзя засидеться в гостях, нельзя выпить ни глоточка вина... Взвесьте все это. В любом случае у вас есть чем гордиться: вы кормили ребенка грудью до года! В наше время мало кто может этим похвастаться.

А я не удержусь похвастаться другим: десятки раз мы с вами слышали от бабушек, от пожилых знакомых рассказы о том, как трудно и болезненно проходило у них и их детей отлучение от груди. С неутешным горем ребенка, с перетягиванием груди, которое все равно не спасало ни от болей, ни от температуры, пока «перегорало» ставшее ненужным молоко. «
Зачем?» — всегда удивлялась я, слушая эти рассказы. Мы с вами уменьшили количество грудных кормлений очень постепенно, месяц за месяцем. Осталось последнее. Отказ от него не приведет ни к каким драмам. Малыш уже такой большой, что без лишних разговоров согласится выпить на ночь стакан обычного теплого молока. А у вас в груди его уже так немного, что никаких болезненных ощущений вы практически не почувствуете. Только постарайтесь, чтобы между отменой утреннего грудного кормления и ночного прошло не менее месяца. На всякий случай...
Примерный рацион питания ребенка 11 месяцев
Завтрак (7 ч — 7 ч 30 мин)
Каша (отварная вермишель или молочная лапша) — 200 г,
фруктовое пюре — 50 г.

Обед (12 ч)
Овощной суп на мясном бульоне (30 мл) с белым хлебом (10 г),
овощное пюре (150 г) с паровой котлетой, рыбным пудингом (60 г),
фруктовый сок — 50 мл.

Полдник (16 ч)
Цельный кефир (150 мл) с печеньем или сухариком (10—15 г),
творог — 50 г,
фруктовое пюре — 50 г.

Ужин (20 ч)
Цельный кефир — 150 мл,
овощное пюре или сырые тертые овощи — 50 г,
фруктовый сок — 50 мл.

На ночь (22 ч)
Цельный кефир или молоко — 200 мл.

Скопировала у Ignata71

Мальчики не растут сами по себе, ровно и гладко. Не бывает такого, что вы утруждаете себя лишь тем, что впихиваете в свое чадо полезные злаки, обеспечиваете его чистыми рубашками - и в один прекрасный день ваш мальчик просыпается настоящим мужчиной! Необходимо следовать определенной программе воспитания. Если мальчик постоянно находится в сфере вашего внимания, вы наверняка замечаете, как он взрослеет день ото дня, как меняются его настроение и энергетика в разные периоды жизни. Задача состоит в том, чтобы понять, что требуется ребенку и когда.

К счастью, мальчики не сегодня появились на свет, и мы не первооткрыватели в вопросах их воспитания. Каждая мировая культура сталкивалась с проблемой воспитания мальчишек и предлагала свои решения. Это только в последние десятилетия, когда ритм жизни стал особенно бурным, мы как-то упустили из виду необходимость создания реальной программы воспитания мальчиков. Мы просто слишком заняты другими делами!

Три стадии отрочества универсальны и существуют вне времени. Обсуждая их с родителями, я всякий раз слышу: "Верно!", потому что опыт воспитания подтверждает правильность этих постулатов.

Коротко о трех стадиях развития

1. Первая стадия охватывает период с рождения до шести лет - возраст, в течение которого мальчик крепче всего связан с матерью. Это "ее" мальчик, даже притом, что отец может играть очень большую роль в жизни ребенка. Цель воспитания в этот период - передать мальчику большую любовь и ощущение безопасности, "зарядить" его на жизнь как на большое и увлекательное путешествие.

2. Вторая стадия длится с шести до четырнадцати лет - возрастной период, в течение которого мальчик, следуя собственным внутренним ощущениям, хочет учиться быть мужчиной и все больше присматривается к отцу, его интересам и поступкам. (Хотя мать остается очень близким человеком, а окружающий мир становится все интереснее.) Цель воспитания в этот период - повысить уровень знаний ребенка и развить его способности, не забывая о доброте и открытости, - то есть стремиться к развитию гармоничной личности. Именно в этом возрасте к вашему сыну приходит ощущение радости и комфорта оттого, что он мальчик.

3. И наконец, период от четырнадцати лет до совершеннолетия - когда мальчику необходимо участие мужчины-наставника, если он хочет быть полностью подготовленным к взрослой жизни. Мама и папа несколько отступают на задний план, но они должны подыскать своему сыну достойного наставника, чтобы ему не пришлось довольствоваться знаниями и опытом своих некомпетентных сверстников. Цель воспитания на этом этапе - обучить навыкам, привить чувство ответственности и самоуважения, активно вовлекая во взрослую жизнь.

Пожалуйста, помните: эти стадии ни в коем случае не предполагают внезапного или резкого перехода влияния на ребенка от одного родителя к другому. Лучше всего, когда оба родителя принимают активное участие в жизни сына с детства до совершеннолетия. Стадии отрочества лишь указывают на смещение акцентов: так, скажем, отец выходит на первый план в возрасте сына от шести до тринадцати лет, а влияние наставников возрастает с четырнадцати лет. Основными критериями при выборе наставника остаются безопасность и честность.

Зная об этих трех стадиях, можно четко определить для себя программу действий. Например, совершенно очевидно, что отцы мальчиков в возрасте от шести до четырнадцати лет не должны быть трудоголиками, как не должны устраняться от семьи ни морально, ни физически. Если это происходит, то исключительно во вред сыновьям. (И все-таки современные отцы именно так и поступают, многие из нас могут это подтвердить из опыта своего детства.)

Стадии развития мальчиков подсказывают, что нам необходима дополнительная помощь со стороны общества, когда наши сыновья достигают подросткового возраста. Когда-то такую поддержку оказывали родственники (дяди и дедушки) или мастера-ремесленники, бравшие мальчиков в ученики и подмастерья.

К сожалению, сегодня слишком часто случается так, что подростки выходят в большой мир, но там их словно никто не ждет, не протягивает руку помощи, и они вынуждены проводить свое отрочество и юность в опасной беспризорности. Некоторые так и не взрослеют.

Будет справедливо сказать, что многие проблемы - особенно связанные с поведением мальчишек, их недостаточной мотивацией в школе, а потом и неприятности с законом (езда в пьяном виде, драки и прочее), проистекают из того, что мы не знали об особенностях мальчишеского развития и вовремя не обеспечили им необходимой помощи.

Знать три стадии развития мальчиков просто необходимо, поэтому мы должны рассмотреть их подробно и решить, как откликнуться. Что мы сейчас и делаем.

С рождения до шести: нежные годы

Младенцы есть младенцы. Девочка это или мальчик - не имеет значения ни для самого ребенка, ни для его родителей. Младенцы любят, когда их держат на руках, играют с ними, тискают, а они довольно хихикают; им нравится наблюдать за окружающим миром. Темперамент младенцев самый разный. С некоторыми довольно легко - они спокойные и расслабленные, спят подолгу. Другие шумные и непоседливые, вечно требующие действия. Кто-то боязливый и беспокойный, нуждающийся в постоянном подтверждении того, что с ним рядом кто-то есть, что его любят.

В этот период жизни необходимо, чтобы малыш чувствовал связь, по крайней мере с одним человеком. Как правило, с мамой. Обладая особым энтузиазмом и высокой мотивацией, к тому же вскармливая его своим молоком, от природы наделенная особой мягкостью и нежностью в подходе к ребенку, именно мать оказывается наиболее подготовленной к тому, чтобы полностью удовлетворить запросы младенца. Собственные гормоны (особенно пролактин, вырабатываемый в процессе кормления грудью) вызывают в женщине желание быть со своим ребенком и сосредоточивать на нем все внимание.

За исключением грудного вскармливания отцы тоже могут обеспечить все потребности новорожденного, только делают они это несколько иначе. Исследования показывают, что они более активны в играх с ребенком, любят будоражить его, в то время как матери стараются его успокоить. (Впрочем, когда отцы так же, как и матери, начинают страдать от недосыпания, им уже не до шумных игр и они тоже не прочь утихомирить ребенка!)

Первые проявления разницы полов

Некоторые генетические различия между девочками и мальчиками начинают проявляться уже в младенчестве. Мальчики менее восприимчивы к лицам окружающих. У девочек сильнее развито ощущение прикосновения. Мальчики растут быстрее и активнее набирают силу, хотя разлуку с матерью воспринимают острее. Когда дети начинают ходить, разница между девочками и мальчиками становится еще заметнее. Мальчикам, как правило, требуется больше места для игр и передвижения. Они любят хватать предметы и манипулировать ими, строят высокие башни из блоков, в то время как девочки предпочитают возиться на полу. В детском саду мальчики игнорируют появление в группе новеньких, а девочки тут же замечают их и заводят дружбу.

Как ни печально, взрослые относятся к мальчикам более строго. Исследования показывают, что родители обнимают и ласкают девочек гораздо чаще, даже в новорожденном возрасте. С мальчиками меньше разговаривают. И мамы чаще и больнее наказывают мальчиков.

Если мама является основным источником ласки и заботы, для мальчика она становится первой моделью для любви и нежности. Начиная со второго года жизни ребенка, когда он начинает ходить, мать может твердо, не обижая и не стыдя мальчика, установить границы их отношений, и мальчик усвоит это на всю жизнь. Он знает, что в сердце матери он занимает особое место.

Когда мама с интересом и удовольствием обучает мальчика, разговаривает с ним, это помогает развитию его речевых навыков, общительности. В дальнейшем мы увидим, насколько это важно для мальчиков, поскольку им в большей степени, нежели девочкам, нужна помощь в усвоении навыков общения.

Если в первые год-два жизни сына мать оказывается в глубочайшей депрессии и закрыта для общения с ребенком, в его сознании появляется аспект печали. Если мама злится, бьет или обижает сына, он начинает сомневаться в том, что его любят. Матери необходима поддержка и помощь со стороны других членов семьи, так чтобы у нее была возможность отдохнуть, расслабиться и найти время для общения с ребенком. Ей необходимо заботиться о себе, тогда она сможет полноценно заботиться о ребенке.

Мать выражает восторг, видя, как ее ребенок гоняет за ящерицами или лепит из песка куличики, она гордится его достижениями. Отец тискает сына, играет с ним в борьбу и тоже выказывает нежность и заботу, читает книжки, утешает, когда ребенок болен. Малыш усваивает, что мужчины добры и в то же время с ними интересно, что они умеют читать книги и помогают по дому.

Дома лучше

По возможности мальчику лучше оставаться дома с одним из родителей, пока он не достигнет трехлетнего возраста. Ясли или дома младенцев не слишком подходят для ухода за мальчиками до трех лет. Исследования показывают, что мальчики в большей степени, нежели девочки, склонны переживать разлуку с близкими, у них чаще наблюдается эмоциональный стресс от ощущения брошенности. В результате развиваются беспокойство и агрессивность, и такая модель поведения сохраняется у мальчика и в школе.

Забота со стороны любящего родителя или семейный уход гораздо предпочтительнее. Маленьким детям необходимо присутствие рядом любящего человека. Первые уроки, которые мальчикам нужно усвоить в этой жизни, это уроки доброты, доверия, тепла и радости.

Короче говоря...

До шести лет пол ребенка не имеет особого значения, и не стоит слишком сосредоточиваться на этом аспекте. Как правило, матери оказываются самым близким человеком для ребенка, но роль отца тоже нельзя недооценивать. Самое главное для ребенка в этот период жизни - находиться в центре внимания и ощущать присутствие рядом двух любящих родителей. Так у него развиваются чувство безопасности, навыки первичного общения и тяга к познанию и взаимодействию с окружающими.

Впрочем, этот период проходит слишком быстро. Так что ловите момент и наслаждайтесь своим малышом!

С шести до тринадцати: интерес к мужественности

Лет в шесть с мальчиками происходит важная метаморфоза. В них словно просыпается дремавшая до сих пор мужественность. Даже те мальчишки, которые не так много смотрят телевизор, вдруг начинают проявлять интерес к оружию, мечтают носить кепки суперменов, бороться и драться, играть в шумные игры. И происходит еще кое-что очень важное: причем это характерно для всех стран и культур. Примерно в возрасте шести лет мальчики словно замыкаются на отце или деде, или другом мужчине. В них пробуждается желание быть рядом с мужчиной, учиться у него, подражать. Им хочется "учиться быть мужчиной".

Если в этот период отец игнорирует сына, мальчик зачастую устраивает дикие выходки, лишь бы привлечь его внимание. Однажды меня пригласили в качестве консультанта исследовать случай, когда у мальчика периодически возникали вспышки тяжелого заболевания, причем без всякой видимой причины. Было назначено интенсивное медицинское обследование. Его отец, ведущий специалист в области медицины, вернулся с конференции из Америки, чтобы быть рядом с сыном, и мальчику стало лучше. Вскоре отец опять уехал на конференцию, и болезнь вернулась. Мы попросили отца ребенка пересмотреть свой рабочий график, который предполагал отсутствие дома в течение восьми месяцев в году! Он внес соответствующие коррективы, и с тех пор мальчик ни разу не болел.

Чтобы привлечь внимание отца, мальчишки могут начать воровать, мочиться в постели, проявлять агрессию в школе, совершать другие неблаговидные поступки.

Мамы по-прежнему много значат

Эта внезапная смена интереса в сторону отца вовсе не означает, что мама уходит со сцены. В некоторых странах (например, в Соединенных Штатах) матери зачастую дистанцируются от своих шестилетних сыновей, чтобы добавить им "жесткости". (Именно в этом возрасте в Британии отправляют детей в пансионы.) Но, как возражает Ольга Силверштайн в своей книге "Смелость в воспитании настоящих мужчин", эта идея коварна. Мальчикам необходимо знать, что они могут во всем положиться на маму, и не следует глушить в них нежные чувства. Лучше всего, если мальчик будет близок к маме, разумеется, притом, что рядом будет и отец. Если отец почувствует, что сын слишком вовлечен в интересы матери (что бывает), ему нужно усилить свое влияние - ни в коем случае не критикуя мать! Иногда отец чересчур строг или предъявляет к сыну повышенные требования, и тот начинает его бояться.

Если в раннем возрасте мать внезапно отдаляется от сына или лишает его тепла и внимания, результат печальный: мальчик, стремясь заглушить обиду и боль, словно перерезает ниточки, которые связывали его с матерью, - нежность и любовь. Инстинкт подсказывает ему, что тяжело проявлять теплые чувства, если они не находят отклика у матери. Если мальчик ставит для себя такую заслонку, он вырастет довольно резким и грубым и вряд ли будет проявлять тепло и нежность по отношению к своим детям и супруге. Все мы очень хорошо знаем таких мужчин (боссов, отцов, мужей), которые эмоционально зажаты и не могут наладить контакта с людьми. Мы можем сделать так, чтобы наши сыновья были не такими, а для этого просто нужно чаще обнимать их - и в пять, и в десять, и в пятнадцать лет.

Пять заповедей отцовства

Предлагаем усвоить еще несколько уроков отцовства.

1. Начинайте как можно раньше. Участвуйте в процессе воспитания с периода беременности. Говорите с будущей матерью о своих надеждах, связанных с ребенком, участвуйте в уходе за младенцем с самого его рождения. Это ключевой этап в выстраивании будущих отношений. Уход за ребенком на ранней стадии дисциплинирует вас и меняет ваши жизненные приоритеты. Имейте в виду: отцы, которые ухаживают за новорожденными, настраиваются на одну волну с ними, происходит так называемое глубокое погружение. Кстати, мужчины прекрасно справляются с тем, чтобы утихомирить ребенка среди ночи - баюкают его, качают, напевают песенки! Не превращайтесь в наседку, но строго следуйте советам матери ребенка или других опытных наставников. И гордитесь своими достижениями. Даже если вы слишком заняты работой, используйте выходные или отпуск, чтобы уделить внимание ребенку. Начиная с двухлетнего возраста малыша, предложите матери оставлять вас с ребенком на выходные, и вы поймете, что прекрасно справляетесь со своей ролью.

2. Найдите время. Это самое важное. Папы, запомните: Если в течение недели вы проводите на работе пятьдесят пять-шестьдесят часов, включая командировки, вы просто не в состоянии исполнять свои отцовские обязанности. У ваших сыновей будут проблемы в жизни, и это непременно скажется на вас. Отцам необходимо приходить домой вовремя, чтобы играть, смеяться, учить своих детей, резвиться с ними. Работа в корпорациях и малом бизнесе становится врагом семьи. Зачастую отцы выбирают более низкий заработок, но зато имеют возможность больше времени проводить в семье. Так что, когда в следующий раз вам предложат повышение, требующее более продолжительного рабочего дня и частые командировки, серьезно подумайте над тем, чтобы ответить своему боссу: "Извините, но мои дети, прежде всего".

3. Не сдерживайте эмоций. Обнимать сына, резвиться с ним, играть в борьбу не возбраняется вплоть до его совершеннолетия! Сочетайте эти шумные игры с более спокойным времяпрепровождением: дети очень восприимчивы к рассказам, им нравится просто сидеть рядом с отцом, петь или музицировать. Говорите своим детям о том, какие они умные, красивые, творческие (хвалите их часто и искренне). Если ваши родители не были такими открытыми в проявлении чувств, вам придется учиться этому.

Некоторые мужчины опасаются, что проявление ласки в отношении сына сделает его "голубым". Это совсем не так. Более того, верно обратное. Многие геи и бисексуалы, с которыми мне доводилось беседовать, признают, что именно недостаток отцовской ласки частично объясняет их тягу к мужской нежности.

4. Больше веселья. Радуйтесь своим детям. Если вы проводите с ними время только из чувства вины или по обязанности, это не принесет пользы. Постарайтесь подыскать такие виды деятельности, которые нравятся вам обоим. Избавьте детей от "бремени обязанности", но настойчиво призывайте их к тому, чтобы они помогали по дому. Ограничьте их внешкольные занятия одним-двумя видами спорта или иной деятельности, так чтобы у них оставалось время просто побыть собой. Организуйте их свободное время, чтобы они не слонялись бесцельно, и посвятите его прогулкам, играм, беседам. Избегайте чрезмерного соперничества в играх. Обучайте своих детей постоянно, делитесь с ними всем, что знаете сами.

5. Не забывайте о дисциплине. Сегодня многие отцы выбрали для себя роль "добреньких папаш", оставив все трудные вопросы воспитания своим половинам. Но мы все-таки советуем мужчинам участвовать в принятии решений, следить за тем, как ребенок делает домашние задания и выполняет работу по дому. Установите нормы дисциплины - спокойно, но твердо. Не прибегайте к рукоприкладству, хотя иногда и возникает соблазн отшлепать мальчишку. Настаивайте на уважении. Не стройте из себя маленького. Обязательно выслушивайте ребенка и учитывайте его чувства и переживания. Обсуждайте с мамой ребенка глобальные вопросы воспитания: "Все ли нам удается? Что нужно изменить?" Совместное воспитание ребенка очень сближает родителей.

Поиски объекта для подражания

Мальчик в возрасте от шести до четырнадцати лет все еще обожает свою мать и может многому научиться у нее. Но его интересы меняются: его все больше тянет учиться у мужчины. Мальчик понимает, что взрослеет. И, чтобы развитие было полным, он должен "загрузить в себя как можно больше данных" от мужчины.

Матери остается лишь спокойно принимать это, сохраняя теплоту и готовность оказать поддержку. Задача отца - постепенно активизировать свое участие в воспитании. Если отца нет рядом, мальчик начинает искать мужчину в своем окружении - например, в школе. Но сегодня среди учителей все меньше мужчин, особенно в начальной школе, и это создает определенную проблему.

Одинокая мать

Тысячи лет одиноким матерям приходилось воспитывать мальчиков самостоятельно. Нет никакого сомнения в том, что женщины могут воспитать достойных мужчин, но - и это очень большое "но" - те женщины, с которым мне доводилось беседовать, всякий раз подчеркивали, что они находили в своем окружении мужчин, достойных подражания, призывая на помощь родственников, друзей, школьных учителей, спортивных тренеров, лидеров молодежных организаций (выбирая их с большой осторожностью во избежание риска сексуальных домогательств).

Дефицит внимания или дефицит отцовства?

Два года тому назад ко мне после лекции подошел мужчина по имени Дон и рассказал следующую историю. Дон работал шофером на грузовике, и годом раньше его восьмилетнему сыну был поставлен диагноз "дефицит внимания". Дон прочитал диагноз и решил, что его сын Трои попросту "недополучает внимания". А что же еще это могло означать?

Дон поставил перед собой цель уделять сыну больше времени. Он всегда считал, что воспитание детей - это удел женщин, а его задача - работать в поте лица, чтобы обеспечивать семью материально. Но теперь все изменилось. В каникулы и, по возможности, после школы Трои стал разъезжать с отцом на грузовике. В выходные дни, которые Дон обычно проводил в обществе своих друзей - любителей мотоциклов, Трои присоединялся к отцу.

"Нам пришлось отказаться от крепких словечек в своих разговорах, вести себя покультурнее, но ребята все поняли, и некоторые тоже стали приводить с собой детей", - с улыбкой поведал мне Дон.

Хорошая новость: Трои всего за пару месяцев стал спокойным мальчишкой, и ему даже отменили медикаментозный курс - диагноз "дефицит внимания" был снят. Но отец и сын продолжали проводить вместе много времени, им просто это понравилось. Мы не станем утверждать, что дефицит внимания на самом деле есть дефицит отцовства, но во многих случаях это так.

Короче говоря...

Пока мальчик учится в начальной и средней школе, ему нужно проводить больше времени с отцом и матерью, получая от них помощь, приобретая от них жизненные знания и опыт, наслаждаясь их обществом. С эмоциональной точки зрения отец в этот период выходит на первый план. Мальчик готов учиться у него, прислушиваться к его словам. Как правило, он начинает равняться на отца. Матери есть от чего прийти в бешенство!

Этот временной промежуток - от шести до четырнадцати лет - предоставляет отцу идеальную возможность оказать влияние на сына (и заложить в нем основы мужского характера). Это время, которое нужно тратить с пользой. Любые незначительные дела идут во благо: и игры на свежем воздухе летними вечерами; и прогулки, сопровождаемые разговорами "за жизнь" и рассказами о собственном детстве; и совместные занятия хобби или спортом. Именно в этот период в память вашему сыну закладываются приятные воспоминания о детстве, которые будут питать его всю жизнь.

Не пугайтесь, если ваш сын ведет себя чересчур хладнокровно: наверняка такой стиль поведения принят в его школе. Проявите настойчивость, и вы обнаружите, что под маской напускного равнодушия скрывается веселый и игривый ребенок. Не упускайте возможности провести с сыном время, если он действительно хочет побыть в вашем обществе. Ближе к юности интересы будут затягивать его в окружающий мир. Все, что я могу, это призвать вас к следующему: не упускайте свой шанс поучаствовать в жизни сына!

Четырнадцать и старше: становясь мужчиной

Примерно в возрасте четырнадцати лет начинается новая стадия отрочества. Как правило, в этом возрасте мальчики заметно вытягиваются в росте, но и в организме происходит разительная перемена: уровень тестостерона повышается почти на 800 процентов!

Хотя все индивидуально, но в этом возрасте у них есть нечто общее: они становятся более упрямыми, беспокойными, у них часто меняется настроение. И не то чтобы они меняются в худшую сторону, просто в них рождается новая личность, а рождение всегда предполагает борьбу. Им необходимо найти ответы на серьезные вопросы, окунуться в новые приключения, поставить перед собой новые цели, определить приоритеты на будущее - а между тем внутренние часы торопят их жить.

Я полагаю, что именно в этом возрасте мы в большей степени теряем контакт с детьми. Так уж повелось, что мы предъявляем к подросткам стандартный набор требований: побольше усердия в школе, побольше работы по дому. Но подростку требуется нечто большее. Он и гормонально, и физически рвется во взрослый мир, а мы хотим задержать его в детстве еще лет на пять-шесть! Неудивительно, что возникают проблемы.

А на самом деле нужно поднять мальчишке дух - направить его азарт в творческое русло, дать ему возможность расправить крылья. Все беды, которые являются родителям в виде ночных кошмаров (подростковый авантюризм, алкоголь, наркотики, криминал), происходят от того, что мы не находим каналов для выплеска подростковой жажды славы и геройства. Мальчишки смотрят на взрослый мир и не видят ничего, во что им хотелось бы верить или участвовать. Даже их протест оказывается упакованным и предлагается как товар рекламодателями и музыкальной индустрией.

Ребятам хочется прорваться туда, где чище и лучше, но такое место не просматривается.

Как поступали древние

В любой цивилизации - от эскимосов до африканских племен, во все времена и на всех континентах мальчики-подростки получали особое внимание и заботу со стороны всей общины. Древние культуры знали - а мы только еще начинаем этому учиться, - что родители не могут воспитать мальчиков-подростков без помощи других взрослых, которым можно доверять и которые проявляют желание участвовать в процессе воспитания на долгосрочной основе.

Одна из причин такого подхода заключается в том, что четырнадцатилетние сыновья и их отцы доводят друг друга до бешенства. Зачастую отец способен лишь любить сына. Но любить и обучать уже не получается. (Помните, как ваш отец учил вас водить машину?) Почему-то двое мужчин непременно сталкиваются лбами, и это лишь усугубляет проблему. Если же кто-то посторонний приходит на помощь, отцы и сыновья становятся гораздо спокойнее. (На эту тему даже снято несколько фильмов - например, "В поисках Бобби Фишера" и "Поездка за город" с Албертом Финни в главной роли.)

Традиционно практиковались два метода, помогавшие юноше войти во взрослую жизнь. Во-первых, подростков брали под крыло и наставляли на путь истинный взрослые мужчины, которые могли обучить их ремеслу. Во-вторых, на определенных этапах наставничества старейшины рода или племени проводили посвящение юношей в таинства профессии. Этот процесс предполагал серьезные испытания, имевшие целью приобщение мальчиков к взрослой жизни.

Посвящение в племенах лакотов

Коренные жители Америки лакоты, должно быть, известны вам по фильму "Танцы с волками". Это было племя энергичных и успешных людей, с богатой культурой, отмеченное особенно теплыми отношениями между мужчинами и женщинами.

Примерно в возрасте четырнадцати лет мальчики-лакоты подвергались своеобразному испытанию на прочность, так называемому тесту на видение. Мальчик должен был забраться на вершину горы и сидеть там в ожидании видений или галлюцинаций, вызванных чувством голода. Предполагалось, что видение предстанет в образе некоего небесного существа, которое станет вести мальчика по жизни. Пока мальчик дрожал на вершине горы, до него доносилось из темноты грозное рычание горных львов. На самом деле эти звуки издавали мужчины племени, которые обеспечивали безопасность ребенка. Мальчики были слишком ценным материалом для племени, и подвергать их бессмысленному риску никто не собирался.

Когда подросток возвращался в племя, его успех шумно отмечался. Но, начиная с этого дня и в течение целых двух лет, ему не разрешалось разговаривать со своей матерью.

Матери в племени лакотов, как и женщины всех племен охотников-собирателей, очень близки и нежны со своими детьми, и дети зачастую так и спят вместе с ними в хижинах. Лакоты полагали, что, если мальчик заговорит с матерью сразу же после обряда посвящения в мужчину, соблазн вернуться в детство будет слишком велик и он опять окажется в женском мире и никогда не вырастет.

По прошествии двух лет происходила церемония воссоединения матери и сына, но к этому времени сын уже был мужчиной, и его отношение к матери соответствовало его новому статусу. Женщины, которые слышали это предание из моих уст, находили его очень трогательным, одновременно и грустным, и радостным. Матери племени лакотов сознательно отпускали своих детей, уверенные в том, что взамен они получат любовь, уважение и дружбу со стороны своих уже взрослых сыновей.

Резким контрастом с обычаями племени лакотов выступают современные отношения между матерями и сыновьями, которые (как подчеркивает Баббетт Смит в книге "Матери и сыновья") зачастую остаются стеснительными, инфантильными и безразличными. Сыновья боятся сохранять близость к матери и вместе с тем, уже становясь мужчинами, все равно не могут оторваться от материнской опеки. Они переносят свое зависимое положение на отношения с любой другой женщиной. Не прошедшие обряда посвящения в мужское братство, они не доверяют мужчинам и не верят в мужскую дружбу. Они не хотят брать на себя обязательства перед женщинами, опасаясь, что к ним опять будут относиться по-матерински и контролировать. Так и появляются "никакие" мужчины.

Только покинув женский мир, молодые люди могут разорвать материнскую оболочку и начать относиться к женщинам по-взрослому. Бытовая жестокость, измены, неудачи в супружеской жизни совсем не обязательно являются результатом проблем с женщинами, причина как раз в том, что мальчики не прошли положенный путь трансформации.

Вы можете усомниться в том, что в древние времена матери, да и отцы тоже, без опаски отдавали своих сыновей в чужие руки. Но на самом деле оснований бояться не было. В качестве наставников выступали мужчины, которых хорошо знали и которым доверяли. Женщины понимали и приветствовали эту помощь, поскольку интуитивно чувствовали ее необходимость. Выпуская из семьи проблемного мальчика-подростка, они получали назад зрелого и самодостаточного молодого мужчину, которым наверняка потом гордились.

Посвящение во взрослую жизнь нельзя было назвать одноразовым мероприятием. Иногда требовались месяцы, чтобы обучить мальчика вести себя по-мужски, брать на себя ответственность, чтобы он набрался сил, стал настоящим мужчиной. Мы не слишком хорошо осведомлены о подробностях таких обрядов. Иногда они бывали жестокими и страшными (и мы ни в коем случае не хотим повторения), но проводились они с определенной целью, продуманно, и результаты были впечатляющими.

Суммируя опыт наших предков, можно сказать: выживание любого племени зависело от воспитания знающих и ответственных молодых людей. Это был вопрос жизни и смерти, и относились к нему со всей серьезностью. Каждое общество вырабатывало свою программу воспитания молодых людей, предполагающую объединение усилий всего взрослого населения.

В современном мире

Сегодня наставничество чаще всего отсутствует или существует в эпизодическом виде. Сами наставники - спортивные тренеры, родственники, учителя, начальники - редко понимают свою роль и, как правило, исполняют ее плохо. Наставничество обычно проводилось на рабочем месте, в рамках программы овладения трудовыми навыками и совершенствования мастерства. Все это осталось в прошлом. Работая по выходным в местном супермаркете, юноша вряд ли встретит там наставника.

История про Нэта, Стэна и мотоцикл

Нэту было пятнадцать, и жизнью своей он был не слишком доволен. Он ненавидел школу, письмо давалось ему с трудом, и проблемы с учебой росли как снежный ком. Он посещал частную школу, и его родители, учитель и директор были хорошо знакомы и могли говорить друг с другом вполне откровенно. Однажды они встретились и решили, что, если Нэт найдет себе работу, его можно будет освободить от учебы. Возможно, он был из тех мальчишек, которые чувствуют себя более комфортно во взрослом мире, нежели среди сверстников в школе.

Нэту повезло, он нашел работу в частной пиццерии "У Стэна" и оставил школу. Бизнес у тридцатипятилетнего Стэна шел бойко, и ему действительно требовалась помощь. Нэт приступил к работе, и она ему очень понравилась. Голос его стал гуще, он заметно вытянулся, а его банковский счет неуклонно пополнялся. Но теперь у его родителей появилась новая причина для волнений. Нэт планировал купить мотоцикл - огромный мотоцикл, - чтобы добираться до работы. Их дом стоял на горе, и к нему вел извилистый серпантин. Родители с ужасом ждали момента, когда накопления сына достигнут стоимости мотоцикла. Они предлагали ему купить машину, но все было тщетно. Шло время.

Однажды Нэт пришел домой и, проходя мимо обеденного стола, буркнул что-то в манере, свойственной подросткам. Что-то насчет машины. Родители попросили повторить сказанное, не уверенные в том, что хотят это услышать. "Я не хочу мотоцикл. Я поговорил со Стэном. Стэн сказал, что нужно быть круглым идиотом, чтобы покупать мотоцикл. Он советует мне подождать и купить машину".

"Господи, спасибо, что послал нам Стэна!" - подумали родители, но ничего не сказали и, лишь улыбнувшись, продолжили трапезу.

Призывая на помощь других

В возрасте от четырнадцати до двадцати с небольшим лет мальчик переходит во взрослый мир, постепенно отдаляясь от родителей. Родители сознательно отступают на второй план, не выпуская ребенка из поля зрения. Именно в эти годы мальчик строит свою жизнь, отдельную от семьи. У него появляются учителя, которых вы едва знаете, интересы, вам неведомые, и цели, в достижении которых вы вряд ли сможете ему помочь. Картина довольно пугающая.

Подросток четырнадцати-шестнадцати лет совсем не готов к тому, чтобы оказаться один на один со взрослым миром. Ему нужны проводники в этот мир, и именно эту роль выполняют наставники. Мы не имеем права оставлять юношей без присмотра. Но наставник - это больше, чем учитель или спортивный тренер: между ним и ребенком складываются особые доверительные отношения. Шестнадцатилетний подросток не всегда слушается родителей - хотя бы из чистого упрямства. Но с наставником совсем другое дело. Подростковый возраст - пора "восхитительных ошибок", и задача наставника отчасти состоит в том, чтобы не допустить фатальных ошибок.

Родители должны позаботиться о подборе наставника, руководствуясь строгими критериями. В этом плане очень помогает принадлежность к сильной общественной группировке - скажем, к активной церкви, семейному спортивному клубу, общинной школе, коллективу друзей, которые по-настоящему заботятся друг о друге.

Вам действительно нужны друзья, которые будут выполнять роль заботливых дядюшек и тетушек, опекающих детей и участвующих в их воспитании. Друзья могут вести беседы с вашими детьми, расспрашивать об их интересах, обмениваться с ними мнениями. Идеально, если ваши дети станут желанными гостями в их домах, - если ваши друзья смогут иногда прочистить им мозги, а дети, в свою очередь, смогут поплакаться им в жилетку, когда в отношениях с родителями возникает некоторое напряжение. (Многим знакомы ситуации, когда после перепалки с матерью дочь-подросток бежит жаловаться к маминой лучшей подруге. Вот для чего нужны друзья!)

Кстати, вы тоже можете оказать такую помощь детям ваших друзей. Тинейджеры прелестны, если только это не ваши собственные дети!

Затворничество опасно

Тинейджеры очень страдают, когда их родители живут обособленной жизнью. Я это знаю не понаслышке. Когда мои родители эмигрировали в Австралию, они, и без того люди стеснительные, стали еще более замкнутыми. Им так и не удалось найти друзей и свою компанию, в которую смогли бы влиться и мы, дети. В результате, когда мы с сестрой достигли подросткового возраста, у нас возникли большие проблемы с вхождением в большой мир, были и драматические, и рискованные моменты. У некоторых подростков на этой почве развиваются душевные болезни, суицидальные наклонности, анорексия. А у кого-то возникает сильнейший протест против изоляции, и тогда подростки втягиваются в плохие компании, приобщаясь к наркотикам, криминалу, сексуальным извращениям. Если у вас есть дети-подростки, вы непременно должны заставлять себя выходить в свет, общаться с людьми, создавать социальный круг, в котором могли бы вращаться и ваши дети. Затворничество не способствует правильному воспитанию ребенка.

Если нет наставника

Если рядом нет наставника, юноша может столкнуться с множеством проблем на своем пути во взрослую жизнь. Он может ввязаться в бесполезную борьбу со своими родителями в попытках самоутвердиться и отстоять собственную независимость. А может впасть в депрессию и обособиться. Детям этого возраста приходится искать ответы на очень сложные вопросы - о сексе, выборе карьеры, об отношении к наркотикам и алкоголю. Если мать и отец по-прежнему уделяют ребенку много времени, живут его интересами, он охотно делится с ними своими мыслями и сомнениями. Но иногда у подростка возникает потребность поговорить и с другими взрослыми. В ходе одного исследования было выявлено, что наличие взрослого друга вне рамок семьи уберегает подростка от преступных связей. (Разумеется, если только этот друг сам не является криминальным элементом.)

Молодые люди стараются сами выбрать свой жизненный путь. Они могут найти свой интерес в религии, могут увязнуть в Интернете, увлечься музыкой или спортом, серфингом или роком. Если мы не сможем организовать детей по интересам, они сами создадут свои группировки. Но проблема в том, что эти группировки могут стать лишь сообществом одиноких сердец и никаких навыков и знаний дети в них не получат. Многие мальчишеские компании основаны лишь на хлипких связях, а общности интересов и поддержки в них нет.

Хуже всего, если мы бросим подростков на произвол судьбы. Вот почему нам просто необходимы по-настоящему профессиональные учителя, спортивные тренеры, лидеры скаутских организаций, молодые рабочие - в общем взрослые люди, заинтересованные в подрастающем поколении. Нам нужны люди, которые могут внести порядок в жизнь подростков.

Сегодня наиболее активны в процессе воспитания матери, а отцовство еще только возрождается. И пока еще в обществе остается проблемой найти хороших наставников.

Коротко о главном...

1. В период от рождения до шести лет мальчикам необходимо много внимания и нежности, чтобы они научились любить. Беседуя с ними, обучая, мы помогаем им войти в этот мир. Как правило, лучше всех с этой ролью справляется мать, хотя и отец может принимать участие в процессе.

2. Примерно в возрасте шести лет мальчик начинает выказывать большой интерес ко всему мужскому, и отец становится главным родителем. Важно, сколько времени и внимания он будет уделять сыну. Роль матери по-прежнему важна, и она не должна отдаляться от сына лишь потому, что он стал старше.

3. С четырнадцати лет мальчикам необходимы наставники - взрослые, которые проявляют персональную заботу о них и помогают постепенно продвигаться в большой мир. В древних цивилизациях был принят обряд посвящения, и наставничество являлось непременным атрибутом воспитания.

4. Одинокие матери могут хорошо воспитать мальчика, но им нужно внимательно подойти к вопросу выбора мужчины в качестве достойной модели для подражания. Кроме того, одиноким матерям следует больше времени уделять заботе о собственном здоровье (поскольку они выполняют работу за двоих).

Источник: Стив Биддалф "Воспитание мальчишек"

питании ребенка 8 месяцев различия в естественном и искусственном способах вскармливания исчезают настолько, что рацион ребенка в обоих случаях практически одинаков.

Если у матери достаточно молока, ему дают грудь во время большинства кормлений. При нехватке грудного молока или полном его отсутствии ребенок в первое и последнее кормление получает одну из смесей.
В 8 месяцев в рацион питания малыша( при рекомендации врача), вводят мясной бульон, 20 мл которого дают вместе с овощным пюре.
В бульоне можно размочить небольшой сухарик — это будет первым приобщением к хлебу.

Через 1—2 недели, как только ребенок привыкнет к мясному бульону, на его основе можно приготовить овощной суп-пюре.
Для этого очищают и мелко нарезают по 1/5 картофелины, моркови, корня петрушки, брюквы или репы. Морковь и брюкву (репу) заливают горячим мясным бульоном и варят под крышкой в течение 10—15 минут, после чего добавляют картофель, петрушку, зеленый горошек и варят до мягкости овощей. Затем его процеживают через сито, овощи протирают и соединяют с бульоном.
В блюдо можно ввести 1 чайную ложку сливок и 1/2 сваренного вкрутую и растертого яичного желтка. Если суп-пюре приготовлен с желтком, то из овощного пюре его надо исключить.

По-прежнему малыш получает 2 вида прикорма (овощное пюре и 10%-ную кашу по 150 г), по 60 г фруктовых соков и фруктового пюре.
Если в первую половину года ему давали гомогенизированные фруктовые пюре, то с седьмого месяца жизни можно использовать протертые их виды. Суточное количество творога в этом возрасте составляет 40 г.

В питание ребенка 8 месяцев вводится отварное мясо (после консультации с врачом).
Его пищевая ценность обусловлена в первую очередь животным белком, в состав которого входят незаменимые аминокислоты. Мясо содержит также жир, минеральные соли, экстрактивные вещества, витамины. Обладая высокими вкусовыми качествами, оно легко сочетается с овощами и крупами и по показаниям его можно дать малышу в более ранние сроки — с пятимесячного возраста.

В детском питании рекомендуется использовать нежирное мясо кур, цыплят, индеек, телятину, говядину, которые имеют наибольшую питательную ценность и хорошо усваиваются организмом ребенка даже в раннем возрасте.
Особенно высоки биологические достоинства нежного мяса птицы: в его белке имеются все незаменимые аминокислоты, его жир по сравнению с мясом других домашних животных содержит большее количество ненасыщенных жирных кислот, имеющих большое значение для развивающегося организма, оно быстро переваривается и легко усваивается.
Вместе с тем оно чаще других сортов мяса вызывает аллергические реакции.

Наряду с мясом в питании детей первого года жизни целесообразно использовать субпродукты — печень, мозги, язык.
Их питательная ценность также достаточно велика. Основная масса белков печени представлена имеющими важнейшее значение альбуминами, а более половины общего количества липидов печени приходится на биологически активные фосфатиды. Пищевое значение мозгов обусловлено высоким содержанием в них жирах полиненасыщенных жирных кислот, органических фосфорных соединений, а также таких витаминов, как холин и инозит. Говяжий язык по пищевой ценности не уступает мясу.

Несмотря на то, что у ребенка c 6 месяцев уже имеются 2 зуба, его пища еще должна быть достаточно мелкоизмельченной.
Поэтому сваренное мясо необходимо дважды пропустить через мясорубку, после чего 20—30 г его добавляют к каше, овощному пюре или бульону.
Можно использовать и мясное пюре, в рецептуру которого входят 80 г мяса, по 2 г муки и сливочного масла, 10 мл молока.
Муку заваривают горячим молоком так, чтобы не было комочков, добавляют к ней прокрученное мясо и масло и полученную массу тщательно растирают до пастообразной консистенции. Назначают мясное пюре по 20—30 г 1 раз в день.
При использовании отварной печени или языка их также дважды пропускают через мясорубку с мелкой решеткой или протирают через сито:

Мясные консервы рекомендуется вводить в питание детей 7-9 месяцев, начиная с одной чайной ложки в день, и затем постепенно увеличивать их количество до необходимого. Перед употреблением их следует разогреть.
Консервы можно использовать и для быстрого приготовления супа или вместе с овощным пюре и кашами. Оставшуюся после вскрытия консервной банки неиспользованную часть продукта необходимо переложить в стеклянную баночку и хранить в холодильнике, но не более 24 часов.

Наряду с сухариком малышу можно дать печенье, размоченное в кефире. Впервые в его рационе появляется хлеб — 5 г белого мякиша.

Мясной бульон 1—2 раза в неделю рекомендуется заменять рыбным. Его готовят так же, как и мясной, с использованием свежей или мороженой рыбы — трески, хека, судака. Приготавливая рыбный бульон, надо очень тщательно его отцеживать, чтобы даже мельчайшая косточка не попала в готовый продукт. Удобнее всего использовать для приготовления бульона рыбное филе.

Наряду с детскими мясными консервами ребенку можно давать аналогичные, рыбные консервы. Это специальные пюре для питания детей первого года жизни, приготовленные из рыбы вместе с овощами и крупами. Как и мясные, рыбные пюре выпускаются трех видов: гомогенизированные (тонкоизмельченные), пюреобразные (мелкоизмельченные) и крупноизмельченные. Такие же консервы изготавливают из некоторых морских беспозвоночных животных — кальмаров, гребешков, креветок. Их можно использовать и для приготовления первого блюда.

Ни в коем случае нельзя использовать в питании ребенка первого года жизни обычные рыбные консервы, как бы мелко ни удалось их размельчить. В рецептуру этих продуктов входят различные пряности и консерванты, которые легко могут вызвать расстройство пищеварения у малыша.

Остальные три кормления не отличаются ни по качественному, ни по количественному составу.
На второе кормление малышу, как и раньше, дают кашу, однако ее порцию увеличивают до 180 г.
Вместе с кашей он получает творог и запивает все фруктовым соком.

Обед ребенка 8 месяцев состоит из овощного супа на мясном бульоне с сухариком или хлебом, мясного и овощного пюре и фруктового сока на десерт.
В этом возрасте малышу можно давать в сутки уже 180 г овощного пюре, в которое добавляют половинку яичного желтка и 2 чайные ложки растительного масла.

Однако если в обед включить полный объем овощного пюре, то он окажется перегруженным, поскольку другие блюда также составляют немалую его часть.
Поэтому целесообразно разделить суточную порцию овощного пюре на 2 раза, причем основную ее часть дать на третье кормление, а остальное — на следующее.

Хорошим дополнением к овощному пюре при четвертом кормлении будут цельный кефир с печеньем и фруктовое пюре. Его суточное количество достигает 80 г, столько же требуется и фруктового сока.

Потребление хлеба остается прежним (5 г), в то время как количество сухариков и печенья можно удвоить — до 10 г.

Малыш растет и круг его навыков, связанных с принятием пищи, необходимо постепенно, но настойчиво расширять. В первую очередь это касается элементарных гигиенических правил.
Обязательно перед кормлением тщательно мойте ребенку руки с мылом, впоследствии это войдет у него в привычку.
Следует уделять внимание и сервировке стола. Так, суп необходимо давать в тарелочке, кашу, пюре, творог — на блюдечке, а кефир, соки — в чашечке.


По книге И.Хaнхасaевой "Растет дочка, растет сын". Записки мамы четверых детей.

Наверное, ваш малыш наконец-то научился самостоятельно сидеть. Тогда главное событие этого месяца — его появление за обеденным столом. Хорошо, если у вас будет заранее куплен комбинированный детский стул, который может быть и высоким, и раскладываться в маленький столик и стульчик.

Пока удобнее всего пользоваться высоким, который вы придвигаете к кухонному или обеденному. Так вам будет удобнее кормить ребенка. Теперь уже пора заботиться и о выработке специального обеденного ритуала.

По «пути к столу» обязательно загляните с малышом в ванную, помойте ему ручки. Вы и раньше наверняка это делали. Теперь это уже совершенно обязательно. Затем — торжественное усаживание в стульчик, повязывание фартучка и т. д. Неплохо, если у малыша будет своя посуда: яркая чашечка, тарелочка со специальным детским рисунком, такое же блюдце.

Старайтесь всегда сажать ребенка на совершенно определенное место за столом, сами садитесь всегда с одной и той же стороны. Это тоже входит в ритуал. Кроме той ложки, которой вы кормите малыша, положите невдалеке еще несколько. Ведь у него в правой ручке теперь тоже есть ложка, которой он стучит по столу, возит по тарелке. Наверняка вскоре он ее уронит. Не надо лезть за ней под стол, просто дайте ему другую. Иной раз к концу обеда под столом скопится и три, и четыре ложки. Терпите! Учение — трудная работа.

Во время обеда можно дать ребенку кусочек белой хлебной корочки. Пусть он держит ее в руке, сосет и даже жует — хотя бы и деснами. Сок, водичку начинайте понемногу давать малышу не с ложки, как раньше, а из чашки; конечно, вначале буквально один глоток и с вашей помощью. Пусть во время еды он держит и ложку. Толку от нее еще мало, скорее всего малыш примется ею просто размахивать и даже мешать вам, но ничего, все эти навыки скоро очень пригодятся.

Готовясь к обеду, старайтесь убрать со стола все лишнее, что может отвлечь внимание ребенка. Он ведь такой любопытный. Любая яркая чашка, кастрюлька, мисочка сразу же понадобятся ему. Не ставьте перед ним с самого начала и чашку с фруктовым пюре или соком. Сами подумайте: какой ребенок станет спокойно есть суп, если можно попытаться сразу заполучить сладкое?

Питание по-прежнему пятиразовое. Утреннее и ночное кормления по-прежнему состоят из грудного молока, а одно из дневных — смешанное.

В этом месяце в питании ребенка снова событие: появляется суп. И не какой-нибудь, а на мясном бульоне! Учтите только, что жирные, наваристые бульоны, которые так любят многие взрослые, совершенно не нужны грудным детям.

Для детского бульона надо взять маленький (примерно 100 г) кусочек говядины, телятины, курицы, мелко нарезать его, залить двумя стаканами холодной воды и медленно довести до кипения. Не забыть снять пену. Варить таким образом около часа, немного подсолить и процедить. Никаких специй класть не следует.
Обычно я заправляла бульон тем же овощным пюре, что готовила на второе. Обеденная порция супа, предлагаемая малышу, очень невелика — всего граммов 50. Иначе он не будет есть второе.
Когда ребенок привыкнет к супу, разнообразьте меню: заправляйте мясной суп манной крупой, чередуйте его с вегетарианским овощным супом — пюре, овощным супом на молоке.

Примерная схема дневного меню такова:
1-е кормление — грудное молоко (часы вы определите сами);
2-е кормление — каша (150—180 г), 3 чайные ложки творога, 2 столовые ложки фруктового пюре;
3-е кормление — обед: суп (50 г), овощное пюре с яичным желтком (150 г), фруктовое пюре (3 столовые ложки) или сок (3—4 чайные ложки);
4-е кормление — творог (3 чайные ложки), кормление грудью, сок — 6—8 чайных ложек.
(Внимание! Если по каким-то причинам вы и из этого, 4-го, кормления исключите грудное молоко, то замените его чуть-чуть подслащенным кефиром, в идеале, конечно, специальным — из детской молочной кухни, если это возможно,— или обычным кипяченым молоком. Того и другого можно давать прямо целый стакан. Малыш сам решит, сколько ему выпить. В ручку малышу дайте бисквитное печенье.)
5-е кормление — грудное молоко.

В зависимости от времени года можно вводить в меню мякоть арбуза, мягкую очищенную грушу, пюре из свежих слив. Только учитывайте особенности каждого блюда. Следите, чтобы с арбузной мякотью в рот малышу не попало ни одно семечко.
Грушу лучше не давайте детям, склонным к запорам, а вот сливы, наоборот, оказывают слабительное действие.

К концу 8 месяца вес ребенка должен увеличиться на 500 г, а рост — на 1,5 см.

Примерный рацион
питания
ребенка 8 месяцев
б ч
Грудное молоко
(смесь — 200 мл),
фруктовый сок — 40 мл.

10 ч
Грудное молоко или Каша — 180 г (с 5 г сливочного масла),
творог — 40 г,
фруктовое пюре — 40 г.

14 ч
Овощной суп на мясном бульоне (30 мл) с сухариком,
хлебом (5 г),
овощное пюре — 130 г,
мясное пюре — 50 г,
фруктовый сок — 40 мл.

18 ч
Грудное молоко или Цельный кефир — 150 мл (с печеньем),
овощное пюре — 50 г,
фруктовое пюре — 40 г.

22 ч
Грудное молоко
(смесь — 200 мл).

По набору блюд и режиму питание ребенка 9 месяцев существенно не меняется. В то же время объемы некоторых блюд увеличиваются и в дальнейшем остаются на этом уровне до конца первого года.
Так, суточная норма каши и овощного пюре достигает 200 г, фруктового сока и фруктового пюре — 90—100 г, творога — 50 г.
Во время обеда вместо сухарика, размоченного в бульоне, малышу все чаще дают до 10 г белого хлеба. Сухарик или печенье в количестве 10—15 г можно давать вместе с кефиром или соком.

Ребенку 9 месяцев необходимо не менее 60—70 г мяса, причем не обязательно в виде пюре.
К этому времени у большинства детей уже есть 4 зуба (по паре верхних и нижних средних резцов) и прорезаются еще 2 верхних боковых резца. Это позволяет вводить более грубую пищу и приучать ребенка к ее пережевыванию.

Вместо мясного пюре можно приготовить фрикадельки. Для этого мясо без сухожилий, жира, костей разрезают на мелкие куски и пропускают через мясорубку.
К полученному фаршу добавляют предварительно замоченный в воде белый хлеб (в количестве 1/4—1/5 от веса мясного фарша) и всю массу повторно пропускают через мясорубку.
Хлеб лучше брать черствый, так как свежий, особенно теплый, при замачивании плохо впитывает воду и котлетная масса становится тягучей, что ухудшает ее вкусовые качества. Готовую котлетную массу подсаливают, тщательно перемешивают и взбивают. Чем лучше она взбита, тем рыхлее и нежнее будут фрикадельки.
Из полученной массы скатывают шарики величиной с грецкий орех; чтобы они не разваливались, их можно смазать яичным белком. Эти мясные шарики варят в кипящем мясном бульоне в течение 10—15 минут — до всплывания.

Вместо мяса можно использовать филе из рыбы (трески, хека, морского окуня).
Готовые фрикадельки подают в бульоне, в супе, а также с овощным пюре.

Во время кормления не надо измельчать фрикадельки, как это нередко делают мамы. Пусть малыш сам откусывает небольшие кусочки и пережевывает их — это необходимо не только для его привыкания к твердой и плотной пище, но и для правильного развития зубов, челюстей, жевательных мышц.

По книге И.Хaнхасaевой "Растет дочка, растет сын". Записки мамы четверых детей.

После девяти месяцев можно, пожалуй, переходить на совсем взрослый режим: всего лишь дважды укладывать ребенка днем спать.

У моих детей в это время режим был таким:
подъем — в 7—8 часов;
завтрак — грудное кормление (7.30—8.50);
первый дневной сон — 9.30—11.30;
второй завтрак— 11.30—12.00;
обед — 14.30—15.00;
второй сон — с 15.30 до 17.30;
полдник — 18 часов;
ужин — грудное кормление (22 часа).

Из чего состоят обед, второй завтрак, полдник, посмотрите в записях прошлого месяца: меню пока практически не меняется.
Разве что иногда мясной бульон можно заменять рыбным. Мелко нарезанную рыбу (треска, окунь, хек) варят минут 30—40 и обязательно процеживают через марлю, иначе в бульон проскользнет косточка.


Прибавка в весе в 9 месяцев должна составить 450 г, в росте — 1,5 см.

Примерный рацион
питания
ребенка 9 месяцев
б ч
Грудное молоко
(смесь — 200 мл), фруктовое пюре — 45 г.

10 ч
Каша — 200 г (с 6 г сливочного масла),
творог — 50 г,
фруктовый сок — 45 мл.

14 ч
Овощной суп на мясном бульоне (30 мл) с белым хлебом (10 г),
овощное пюре (150 г) с фрикадельками (60 г),
фруктовый сок — 45 мл.

18 ч
Цельный кефир (150 мл) с печеньем или сухариком (10—15 г),
овощное пюре — 50 г,
фруктовое пюре — 45 г.

22 ч
Грудное молоко
(смесь — 200 мл)

123

Мой забор

  • lessya
    lessya 09.03.2011 10:55
    С праздником весны тебя поздравляю!
    Счастья, здоровья, веселья желаю!
    Пусть эта весна принесёт для тебя
    Много улыбок, тепла и добра!
  • Потимончик
    Потимончик 08.03.2011 15:29
    С днём 8 Марта!

    Пусть он будет светлым,

    Пусть уйдут печали,

    Сбудутся мечты,

    И приносят радость

    Голубые ветры,

    И мужчины дарят

    Лучшие цветы!
  • Estonka
    Estonka 07.03.2011 11:29
    ✿ ✿ ✿С 8 МАРТА ✿ ✿ ✿
    Пожелаю тебе солнца,
    Счастья, радости любви.
    Чтоб мужчины устилались
    Подле ног твоих в ковры.
    Чтоб начальство повышало,
    И прощались все долги.
    Стервы злобные скрипели,
    От твоей одной брови.
    Будь всегда такой же милой,
    Доброй, нежной, молодой!
    Этот женский праздник дивный,
    Мы отметим всей толпой!
  • Estonka
    Estonka 14.02.2011 11:54
    С ДНЕМ ВЛЮБЛЕННЫХ! ЗАОБЛАЧНОЙ ЛЮБВИ ТЕБЕ!
  • lessya
    lessya 07.02.2011 13:59
    Леночка прими от меня поздравления.
    С Днем рожденья поздравляю
    И от всей души желаю:
    Счастья, радости, добра.
    Быть веселою всегда.
    Что задумано - исполнить,
    Жизнь прекрасна - это помнить.
    Улыбаться, долго жить,
    Людям радость приносить
Елена

Казахстан, Карагандинская обл.

08.05.2013 Стала обладательницей "жемчужинкой" из мультиварок