x
    • Мария
      Мария
  • Введите имя
    Введите правильный email адрес

Монтессори. Пособие для родителей. Игры.

22.11.2013
пятница

УПРАЖНЕНИЯ: 

«БЫЛА ЛУЖА - И НЕТ ЕЕ»

Это упражнение имеет большое воспитательное значение: ребенок, пролив что-либо, сможет убрать за собой. Сначала научите малыша переносить губкой воду из одной тарелки в другую. Поставьте на поднос две тарелки: слева с небольшим количеством воды, справа - пустую. Покажите, как пользоваться губкой, набирая ею воду в одной тарелке и отжимая над другой. Обратите внимание на то, что вода не должна капать с губки на поднос. Затем пролейте немного воды на поднос и покажите, как вытереть лужу, собрав ее губкой.

«ПЕРЕСЫПАЕМ ЛОЖКОЙ»

Поставьте на поднос две чашки: слева - чашку с крупой, а справа - пустую. (Обе чашки должны быть сухими.) Вначале, двигая рукой ребенка, покажите, как набрать неполную ложку крупы, дождаться, чтобы крупа перестала сыпаться с ложки и, плавно двигая рукой, перенести ложку к правой чашке и опрокинуть над ней. Помогите малышу набрать крупу, когда ее остается мало (подскажите, что надо нагнуть чашку левой рукой). Полезно сочетать это упражнение с размешиванием. Ребенок может сам насыпать сахар в чай и размешать его.

«РАЗЛОЖИМ ПО ПОРЯДКУ»

Высыпьте в мисочку бусинки двух цветов (примерно по 5-7 бусинок каждого цвета) и справа от мисочки поставьте два блюдца. Предложите: «Давай в одно блюдце сложим все красные бусинки, а в другое - все зеленые». Чтобы оживить игру, скажите, например, что это угощенье для мишки и зайки, причем мишка любит только вишни, а зайка - только крыжовник. Перекладывать бусинки надо по одной, беря тремя пальцами (покажите). Если какие-то бусинки упадут на стол, попросите подобрать их с помощью совочка. Обязательно доведите работу до конца -этот навык очень важен. Поэтому на первых порах берите меньше бусинок.

«ЛЕПИМ КОЛОБКИ, КОЛБАСКИ И БЛИНЧИКИ»

Дайте малышу небольшой размятый кусочек Пластилина. Предложите приготовить праздничный обед для кукол. Покажите, как делать «колобки», (скатывать шарики), «колбаски» и «блинчики». Потом из этих, «заготовок» можно «собирать» фигуры людей и животных. Помогая ребенку, не сковывайте его фантазию - победите соблазн лепить вместо него.

«СМЕТИ, НО НЕ ПРОСЫПЬ»

Этот навык малыш может использовать каждый день, помогая убирать со стола. Он будет рад тому, что у него, как у взрослого, есть своя обязанность. Покажите ребенку, как держать щетку правой рукой, как сметать ею со стола, как подставлять совок, чтобы мусор не падал на пол. Яркий или темный кант по краю совка поможет в этом: совок надо подводить под крышку стола так, чтобы канта не было видно.

«СОБЕРЕМ ВСЕ БУСИНКИ»

Бросьте камешки в песок. (Если играете дома, насыпьте песок на поднос.) Сначала предложите ребенку собирать камешки первыми тремя пальцами правой руки (закрепление навыка). Затем покажите, как пользоваться ситом: его надо держать в левой руке, а правой насыпать совком песок в сито. Оставшиеся в сите камешки надо аккуратно пересыпать в ведерко.

«ВЗБИВАЕМ КРЕМ»

Налейте в миску немного воды и капните несколько капель шампуня. Покажите малышу, как взбивать, правильно держа венчик и совершая движения по часовой стрелке. Левая рука должна в это время придерживать миску. Обратите внимание ребенка на результат - появление пены. Когда ребенок начнет взбивать сам, помогите ему вначале, слегка направляя его руку. Закончив взбивать, ребенок обязательно должен убрать за собой, аккуратно вытерев лужицы.

«ПЕРЕКЛАДЫВАЕМ ЛОПАТКОЙ ПИРОЖНЫЕ»

Для этого упражнения можно «испечь» пирожные из пластилина или использовать небольшие предметы (например, крупные пуговицы), на улице - слепить из снега или влажного песка. «Пирожные» не должны иметь форму шариков, чтобы они не скатывались с лопатки.

«СОБИРАЕМ ГРИБЫ В ЛЕСУ»

Разложите на полу кусочки поролона и скажите малышу: «Вот тебе корзинка, попробуй собрать все грибы на полянке!» Покажите, как брать кусочки поролона: тремя пальцами правой руки. Собранные «грибы» надо по одному класть в корзину. Проследите, чтобы ребенок собрал все «грибы»: это развивает внимание и приучает к аккуратности.

«ВЫЛОВИМ ИЗ ВОДЫ»

Налейте в миску воду и бросьте туда несколько мелких плавающих предметов: кусочки пробки, веточек и т.п. Предложите малышу с помощью маленького сита с ручкой выловить все эти предметы и сложить их в тарелку, стоящую на подносе справа от миски. Сито малыш должен держать в правой руке.

«КРАСНЫЙ, ЖЕЛТЫЙ, ЗЕЛЕНЫЙ»

Что приготовить: цветные таблички (красную, синюю, желтую).

1-я ступень. Взрослый выкладывает по одной табличке, называя их: «Это - красная (синяя, желтая)».

2-я ступень. Взрослый играет с ребенком: «Дай мне красный», «Положи на стол желтый»,,'. «Возьми себе синий» и т.д. Игры на этой ступени продолжаются до тех пор, пока ребенок не начнет правильно различать* цвета. После этого переходим к третьей ступени.

3-я ступень. Взрослый показывает ребенку табличку и спрашивает: «Это какой?» Ребенок отвечает: «Красный (синий, желтый)».

«А ОРЕШКИ НЕ ПРОСТЫЕ...»

Что приготовить: менажницу, разные сорта орехов в скорлупе (грецкие, фундук, земляные, кедровые и т.д.).

Все орехи лежат в одном отделении. Взрослый предлагает ребенку ощупать один орех и кладет его в пустое отделение. Ребенок ощупывает орехи и сортирует их по видам. Последующая работа проводится с закрытыми глазами.

Примечание. Для сортировки можно использовать пуговицы разной величины и др.

«ГЛАДКАЯ-ШЕРШАВАЯ»

Что приготовить: отполированную деревянную дощечку (24x13 см). На ней перемежаются десять равных гладких и шершавых (одинаковой шершавости) полос.

Взрослый проводит кончиками пальцев по доске и говорит: «Гладкая - шершавая, гладкая -шершавая...» Ребенок должен повторить.

«ДОТРОНЬСЯ ПАЛЬЧИКОМ»

Что приготовить: отполированную деревянную дощечку (24x13 см), разделенную на десять одинаковых гладких и шершавых (различной шершавости - от более до менее шершавой) полос.

Даем ребенку провести указательным и средним («пишущими») пальцами по полоскам, затем вводам понятия «шершавая», «еще шершавее», «самая шершавая».

«МЯГКИЙ-ЖЕСТКИЙ»

Что приготовить: пары прямоугольных лоскутов ткани произвольного, но одинакового размера, отличающиеся по фактуре и толщине.

Лоскутки ткани лежат вперемежку в одной стопке. Взрослый берет лоскуток и ощупывает его то одной, то другой рукой, дает ощупать ребенку. Затем говорит: «Я хочу найти такой же, как этот». Откладывает лоскуток, берет следующий, повторяя с ребенком те же действия. Снова берет первый лоскуток в левую руку, второй - в правую и ощупывает одновременно, затем дает ребенку ощупать лоскутки и спрашивает: «Они одинаковые?» Если да, то складывает пару и отодвигает ее в сторону, если нет - продолжает подбор к первому, а второй откладывает в отдельную стопку.

Примечание. Начинаем работу с тремя резко отличающимися по фактуре тканями (бархат, шелк, мех), а затем увеличиваем количество пар. Позже работаем с повязкой на глазах или закрытыми глазами.

«ЭТО КАКАЯ?»

Что приготовить: отполированную деревянную дощечку 24x13 см (одна половина дощечки гладкая, на второй, наклеена наждачная бумага).

1 -я ступень. Взрослый «сонниками пальцев правой руки плавно проводит сверху Вниз по гладкой поверхности. Предлагает ребенку повторить движение и говорит: «Это гладкая». Затем проводит рукой по шершавой поверхности и предлагает ребенку повторить, вводя понятие «шершавый».

2-я ступень. Взрослый просит ребенка показать (проведя рукой), где гладкая, а где шершавая поверхность.

3-я ступень. Взрослый спрашивает: «Это какая?»

«ШЕЛКОВАЯ ДОРОЖКА»

Что приготовить: три разных по фактуре лоскутка ткани.

1-я ступень. Взрослый предлагает ребенку ощупать лоскуток ткани и говорит: «Это шелк». Так же вводятся названия остальных тканей.

2-я ступень. Взрослый просит показать шелк, бархат, шерсть, предлагая ребенку те же игры, что в других упражнениях на развитие словаря.

3-я ступень. Взрослый показывает по очереди лоскуты ткани" и спрашивает ребенка: «Как называется эта ткань?»

«ЧТО-ТО КРУГЛОЕ, КАК ШАРИК...»

Что приготовить: два мешочка, в которые лежат одинаковые маленькие предметы.

Взрослый засовывает руку в мешочек, нащупывает предмет, называет его, достает и показывает ребенку. Затем просит ребенка достать такой же предмет из своего мешочка. Играют, пока все предметы не будут выложены на стол.

ВВЕДЕНИЕ НОВЫХ СЛОВ. КЛАССИФИКАЦИЯ

Чему будем учиться: расширять словарный запас, классифицировать предметы и слова по обобщающим категориям.

Что приготовить: три коробочки или корзинки с муляжами фруктов, животных и с тем, что использует человек а повседневной жизни: очки, расческа, машинка, зубная щетка, карандаш и т. д. (содержимое последней коробочки можно постоянно менять, складывая туда то, что может быть определено общим понятием).

«ДАЙ ПАРОВОЗИК»

Предложите малышу выложить из одной коробочки и назвать те предметы, которые он уже знает. Отложите их в сторону. Незнакомые предметы достаньте из коробочки сами и назовите их (не больше двух-трех предметов за одну игру).

Например: кораблик, паровоз, вертолет. Поиграйте некоторое время с новыми предметами, повторяя их название: «Дай мне паровозик», «Возьми себе кораблик», «Поставь вертолет на окно» и т.д. В конце игры спросите у малыша, поочередно указывая на эти предметы: «Что это?» Когда ребенок назовет их, взрослый собирает все предметы вместе и дает общее понятие: «Это транспорт».

Повторяйте игру с муляжами овощей, фруктов, животных. В конце каждой игры давайте общее понятие.

«ДОМИК ДЛЯ ЗВУКА»

Чему будем учиться: различать звуки в слове на слух и подготавливаться к грамотному написанию букв. Закреплять представление о соотношении звука и его символа.

Что приготовить: коробку с отделениями, на каждом из которых обозначена одна из букв. В каждом отделении по несколько маленьких предметов, названия которых начинаются на эту букву.

Ребенок выкладывает из коробки все предметы и перемешивает их. Потом поочередно берет предметы, произносит их название, выделяя голосом первый звук, и кладет его в соответствующую ячейку.

«ШЕРШАВЫЕ БУКВЫ»

Материал. Карточки с наклеенными на них буквами из шершавой (бархатной) бумагой.

Цель. Изучение письменного символа. Установление»* и развитие взаимосвязи между тактильным ощущением, зрением и слухом. Развитие мускульной памяти.

На первом этапе взрослый берет карточку, тремя пишущими пальцами обводит букву согласно правилам ее написания и произносит соответствующий звук. Ребенок повторяет за взрослым. Таким образом взрослый знакомит ребенка с двумя или тремя буквами (не более).

На втором этапе взрослый перемешивает показанные ребенку карточки и предлагает всевозможные упражнения с ними (например: «Покажи мне букву; обведи» и т.д.). На третьем этапе взрослый, указывая на символ, спрашивает: «Какая это буква?»

«ПРИЧЕСКА КУКЛЫ»

Материал. Бумага и подкладка из картона, шило, иголка, разноцветные нитки, ножницы.

Цель. Развитие мускулатуры руки, концентрация внимания.

Взрослый заготавливает рисунки с контуром в форме головы куклы. Показываем ребенку, как вырезать эту фигуру. По верхней части вырезанного контура, немного отступив от края шилом, прокалываем отверстия, вставляем в отверстия заготовленные нитки, получая волосы для куклы. Ребенок может нарисовать глаза, нос, рот.

«ВОЗЬМЕМ КАРАНДАШИ»

Что приготовить: рамки-вкладыши (десять рамок с вкладышами различной геометрической формы). Кроме классических рамок можно использовать и другие вкладыши не очень сложной конфигурации. Цветные карандаши, листы бумаги и подкладка из картона того же размера, что и рамки.

Взрослый кладет под лист картонную подкладку, затем обводит внутренний контур рамки. Убирает ее. Вкладыш совмещается с нарисованной фигурой и обводится карандашом другого цвета (начинать необходимо с левого нижнего угла вверх, не отрывая руки). Вкладыш убирается. Фигура заштриховывается без отрыва руки и перехода границ. Движение имитирует письмо. Ребенок повторяет упражнение самостоятельно.

«ВОТ КАКИЕ ДЫРОЧКИ»

Чему будем учиться: тренировать руку при обводке плоских фигур.

Что приготовить: рамки (десять рамок с вкладышами различной геометрической формы). Кроме классических можно использовать и другие вкладыши не очень сложной конфигурации. Цветные карандаши, листы бумаги и подкладка из картона того же размера, что и рамки. Шило или крупная кнопка с головкой.

Перед показом упражнения побеседуйте с ребенком о внимательном обращении с колющими предметами. Дайте осторожно попробовать острый конец.

Взрослый кладет на лист бумаги плоскую форму и обводит ее карандашом с левого нижнего угла вверх и направо, не отрывая руки. Под бумагу с рисунком кладем подкладку из картона или линолеума. Обкалываем по контуру шилом. В завершении работы отсоединяем полученную фигуру от листа бумаги. Ребенок может работать с различными фигурами или их комбинациями.

«ЦЕПОЧКА СЛОВ»

Чему будем учиться: различать звуки в слове на слух и подготавливаться к грамотному написанию слов. Закреплять представление о соотношении звука и его символа.

Что приготовить: коробку с отделениями (по числу звуков), в каждом из которых лежат предметы, начинающиеся на один из звуков. В каждом отделении по несколько маленьких предметов, названия которых начинаются на эту букву.

Ребенок выкладывает предметы в таком порядке, чтобы последующее слово начиналось со звука, на который оканчивается предыдущее. Например: куб - белка - ананас - самолет - телефон - носок.

«ПОДВИЖНЫЙ АЛФАВИТ»

Чему будем учиться: подготавливаться к грамотному письму и чтению, анализ и синтез звуков.

Что приготовить: вырезанные из картона или линолеума письменные буквы. Гласные - красные, согласные - синие. Каждая буква в нескольких экземплярах.

Примечание. Если ваш ребенок знает одну гласную буквы и две - три согласных, этого достаточно для написания слов из подвижного алфавита.

Ребенок берет несколько экземпляров знакомых ему букв (например о, д, с, м). Взрослый говорит: «Сейчас мы с тобой напишем слово «Дом». Взрослый несколько раз медленно протяжно произносит это слово, выделяя голосом каждый звук.

Ребенок выкладывает слово из подвижного алфавита. Это и будет первое слово, которое малыш написал сам. Помогите ему найти другие слова, которые можно составить из этих букв. Эта работа является стимулом для изучения новых букв. Вернитесь к буквам из шершавой бумаги и выучите еще две-три буквы, из которых можно сложить новые слова.

«ВЫШИВКА»

Материал. Рамки - вкладыши, цветные карандаши, листы бумаги и подкладка из картона того же размера, что и рамки. Шило, иголка, разноцветные нитки. Необходимо выбрать иголку с большим ушком и показать ребенку, как вставлять нитку.

Как в предыдущем упражнении, обкалываем контур, делая отверстия на расстоянии одного сантиметра друг от друга (для упражнения желательно использовать более плотную бумагу). Берем иголку с ниткой и начинаем вышивать по контуру, не пропуская сделанные отверстия.

Ребенок может, комбинируя формы и цвет ниток, получить оригинальный орнамент.

«ВИНТИК, ЕЩЁ ВИНТИК»

Чему будем учиться: развивать кисть, концентрировать внимание, координацию движений.

Что приготовить: две коробки с разными крупными шурупами и гайками.

Ребенок берет из одной коробки шуруп, подбирает к нему парную гайку из другой коробки и навинчивает ее на шуруп. После показа взрослого это упражнение ребенок может выполнять самостоятельно.

«СРАВНИ С ОБРАЗЦОМ»

Чему будем учиться: концентрировать внимание на письме, утончать моторику.

Что приготовить: стандартный разлинованный лист с написанными на нем словами, вставленный в прозрачную полиэтиленовую папку, тонкий маркер.

Ребенок берет материал и обводит слова. Затем вынимает лист и сравнивает свое написание с образцом.

«ПИШЕМ БУКВЫ И СЛОВА»

Что приготовить: поднос, на котором тонким слоем насыпана манка или песок.

Чему будем учиться: развивать интерес к написанию букв и слое. Тренировать движения руки при написании букв.

Взрослый называет букву, а ребенок пишет ее на манке пальчиком или палочкой. Затем поднос встряхивается. Взрослый предлагает ребенку написать слово, неоднократно проговорив его и выделив голосом каждый звук. При этом ребенок, еще не умея читать, пишет самостоятельно короткие слова, зная не все буквы.

Как можно использовать элементы Монтессори-педагогики в домашних условиях

В Монтессори-группе с детьми работают «на линии». Линия на самом деле представляет собой классический круг (вернее овал). Именно круг придает нашим разговорам какую-то домашнюю уютность и задушевность.

Линия - это значимая часть жизни в группе, где мы решаем проблемы, возникающие во взаимоотношениях детей, обсуждаем план каждого дня (я всегда прислушиваюсь к советам детей, хотя и предлагаю свои варианты на их суд).

У нас выработалась традиция: 
в понедельник мы говорим о каком-то новом направлении, новой теме; 
во вторник - о том, из чего это состоит; 
в среду - зачем это нужно; 
в четверг - откуда это берется; 
в пятницу - зачем нам это нужно.

Игры:

Стирка

Цель игры: развитие крупной моторики и умения выполнять последовательность действий. Развитие речи.

Ведущий (имитируя движения при стирке): «Стираем, стираем, стираем целый день».

Дети повторяют движения и слова за ведущим.

Ведущий (демонстрирует сначала ручки, потом ножки): «Смотрите ручки, смотрите ножки. Они устали? А снова на работу готовы ли они?».

Дети: «Готовы!».

Движения и слова повторяются 2-3 раза.

Ведущий (с соответствующими движениями): «Полощем, полощем, полощем целый день».

Повторяется 2-3 раза.

Ведущий (с соответствующими движениями): «Отжимаем, отжимаем, отжимаем целый день».

Повторяется 2-3 раза.

Ведущий (с соответствующими движениями): «Вешаем, вешаем, вешаем целый день».

И далее с соответствующими движениями и приговорами: снимаем, гладим, сворачиваем, укладываем на полочку...

Пальчики

Цель игры: развитие мелкой моторики.

Ведущий (показывая детям руку и затем последовательно загибая палец за пальцем):

У девочек, у мальчиков

На руке пять пальчиков.

Палец большой - парень с душой.

Палец указательный - господин влиятельный.

Палец средний - тоже не последний.

Палец безымянный

С колечком ходит, чванный.

Пятый - мизинец

Принес вам гостинец.

Пальчиковых игр существует много, вы можете подбирать их из методической литературы.

«Свет мой, зеркальце...»

Цель игры: закрепление понятий. Ведущий:

«Свет мой, зеркальце, скажи

Да всю правду доложи...» После этой формулы может следовать любой вопрос. Например:

- У птицы две ноги или четыре?

- У рыбы чешуя или перья?

- Птицы летают или плавают?

- Что едят черепахи?

- Рябина - куст или дерево?

- Кит - это рыба? и т.д.

Атомы

Цель игры: закрепление понятий.

1 вариант. Перед игрой учитель объясняет, что вещества состоят и:> атомов, которые по-разному соединены между собой. Ведущий командует: «Пар!».

Дети разбегаются в разные стороны и шипят - «ш-ш-ш». Ведущий командует: «Вода!».

Дети образуют цепочку и идут так, «булькая» - «буль-буль». Ведущий командует: «Лед!».

Дети крепко берутся за руки.

2 вариант. Ведущий называет число, и дети соединяются по двое, трое и т.д.

Цветные таблички

Цель игры: закрепление распознавания цветов и их оттенков. Развитие внимательности.

Детям раздается по табличке (можно по 2-3). Все таблички разного цвета. Дубликаты - у ведущего. Ведущий показывает детям по одной табличке, и к нему должен подойти ребенок, у которого табличка такого цвета. Более интересна игра с табличками оттенков цвета.

Красно-синие штанги

Цель игры: закрепление понятий. Развитие внимательности.

Ведущий раздает детям по цифре - от 0 до 10.

Дети должны принести штангу, на которой написана соответствующая цифра. Труднее всего приходится тому, у кого ноль. Эту цифру получает ребенок, уже знакомый с понятием ноль. Необходимо добиться от него, чтобы он сказал, что ноль - это ничего.

Подобную игру можно проводить и с предметами, прося ребенка принести три, пять, ноль предметов.

Игры и упражнения для развития речи

ПРАВИЛЬНОЕ ПРОИЗНОШЕНИЕ, ДИКЦИЯ И АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ

Муха

Презентация. Учитель громко и отчетливо говорит и показывает движения, дети повторяют:

Летит муха вокруг уха: ж-ж-ж...

Летят осы вокруг носа: с-с-с...

Летит комар вокруг головы: з-з-з...

Сел на лоб.

Мы его - хлоп! - И к уху.

Он там: ш-ш-ш...

Отпустили.

Ветерок

Презентация. Учитель громко и отчетливо говорит и показывает движения, дети повторяют:

Веет теплый ветерок: ш-ш-ш... руки подняли и покачали;

Тучки пригнал: ч-ч-ч... собирающие движения;

Дождик закапал: кап-кап-кап... пальцами потрясли;

Лужа большая - вот такая! показываем величину;

Вышла уточка гулять: кря-кря-кря... «переваливаемся»;

А за ней курочка: ко-ко-ко... хлопаем крылышками;

Кого курочка зовет: цып-цып-цып... крутим головами - ищем;

Цыплята запищали: пи-пи-пи... показываем цыплят

Запрыгали лягушки: ква-ква-ква... прыгаем по-лягушачьи;

Пришла коровушка: му-у-у... делаем рожки;

Пришла лошадка: и-и-и-го-го... скачем;

Прибежала собачка: гав-гав-гав... сели по-собачьи;

Все испугались и разбежались. бег.

Оса

Презентация. Учитель громко и отчетливо проговаривает чистоговорку, дети повторяют:

Са-са-са - вот летит оса.

Сы-сы-сы - не боимся мы осы.

Су-су-су - вы не видели осу? и т. д.

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ

Где звук?

Поиск заданного звука в слове.

Есть ли он вообще в данном слове? Более сложное задание для старших детей: определить, где звук находится: в начале, в середине или в конце слова. (См. также упражнение «Похлопаем».) Поиск первого и последнего звука в заданных словах.

Еще одно задание: определить, у кого в имени (фамилии) есть данный звук.

Игра в слова

Каждый следующий участник придумывает слово, начинающееся на ту букву, на которую кончилось предыдущее.

Самовар, собака, сумка...

Поиск слов (предметов), начинающихся на одну букву (звук). Можно использовать специальный ящик с отделениями, где написаны буквы, или ковер, где они вышиты.

Похлопаем

На определенный звук хлопнуть в ладоши.

Варианты: хлопнуть в ладоши на названные цифры, цвета и т.д.

Учитель может сам придумать разнообразные версии этого упражнения, например, заменить хлопки прыжками или поднятием руки.

Сортировка по звукам

Сортировка слов по начальной, конечной, средней букве (звуку). Работа проводится с предметами и картинками.

Придумываем слово

* Придумывание слов, в которых есть определенный слог.

* Придумывание слов, близких по звучанию (например, «сон - сом», «дом - дым», «пушка - сушка» и т.п.)

* Придумывание слов, близких не только по звучанию, но и по смыслу (например, «птичка - синичка»).

Запретные слова, цифры и движения

Учитель сообщает детям, что они не должны реагировать, например, на команду «руки на пояс», и затем дает ее в числе нескольких других. «Запретными» могут быть слова, звуки, цифры и т д.

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

Для работы над речевым дыханием педагог использует традиционные гимнастические упражнения и игры.

Можно воспользоваться играми из методической литературы: «Пузырь», «Дровосек», «Насос», «Одуванчики» и т.п.

ПОПОЛНЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА

Эти упражнения в рамках Монтессори-метода проводятся с детьми большей частью индивидуально. Например, в ходе работы с материалами из практической зоны или в работе с сенсорными материалами в форме трехступенчатого урока.

АКТИВИЗАЦИЯ УСВОЕННОЙ ЛЕКСИКИ

Большинство из этих упражнений могут эффективно проводиться с мячом. Ведущий стоит в центре линии, объясняет задание и после произнесения стимульного слова бросает мяч одному из детей. Поймавший отвечает и возвращает мяч. Задания могут предъявляться детям по очереди или произвольно.

Какое что бывает?

Упражнение имеет многообразные варианты: что бывает круглое (высокое, красное, квадратное, низкое, синее, железное, горячее...).

Называем по два предмета, один из которых ниже, а другой выше, один из которых холодный, а другой - горячий.

Другой вариант: какой может быть стол? Круглый, квадратный, кухонный, письменный и т.д.

Какое бывает стекло, дерево, железо, камень и т.д.

Учитель самостоятельно придумывает дополнительные упражнения по аналогии.

Что за чем?

Перечислить, из чего состоит действие, например, «шить» или «варить». Учитель поясняет, что сначала должны ответить младшие дети.

Кто это делает?

Назвать, что или кто может: летать, свистеть, бежать, плавать, скакать, прыгать, танцевать, петь, кукарекать, выть и т.д.

Кому это нужно?

Кому что нужно: самолет - летчику, швейная машинка - портнихе, лопата - строителю и т.д.

И обратный вопрос: что нужно для работы учителю, моряку, пожарному, врачу, шоферу, ткачу, повару и т.д.

Еще задания:

Кто сделал эти предметы: костюм, пирог, дом, машину, сок и т.д.

Кто что делает: повар - жарит, варит, печет и т.д. Что мы делаем с: посудой, одеждой, полом и т.д. Из чего что сделано? Например, стол, книга, одежда. Усложненный вариант: назвать части целого (предмета). Например, у дерева есть корни, ствол, ветки, листья. А что есть у машины?

Когда это бывает?

Когда это бывает: на лыжах катаемся; в реке купаемся? Вариант: что бывает (что мы делаем) летом, зимой?

Краски

Материал: цветные таблички (коробка № 2).

Учитель раздает каждому ребенку по табличке. Задание: дети, получившие красные таблички, ассоциируют себя с красными предметами, например: «Я мак, а я огонь». Дети, получившие желтые таблички, соответственно говорят: «Я цыпленок, а я солнце».

Загадки

Место, где продают лекарства (аптека).

Сильная метель, снежная буря (вьюга).

Часть суток от конца дня до начала ночи (вечер) и т.п.

В случае метафорических загадок важно, чтобы отгадавший ребенок аргументировал свой ответ.

Позднее можно предложить детям самостоятельно придумывать загадки.

Кто это?

Ходит, жует, мычит... Летает, клюет, прыгает ... Ползает, шипит, жалит...

Полезно задавать альтернативные вопросы, например: рыбы летают или плавают?

Что где находится?

Сахар - в сахарнице.

Хлеб- ...

Масло

Книги

Соль

Чай - ...

Сухари - ...

Найди и исправь ошибку

У птицы крылья большие, а у бабочки цветные. Лист клена резной, а лист рябины зеленый.

Кто кем будет?

Яйцо - цыпленком.

Зернышко

Гусеница

Семья

Перечислить членов семьи льва: лев, львица, львята и т.п.

Многозначные слова

Учитель предлагает детям сказать, что такое ручка. Возможны наводящие вопросы. Ручка бывает у человека, у двери, у чашки, ручкой мы пишем и т.д.

Антонимы

- Я скажу слово «высоко», а ты ответишь «низко». Я скажу: «далеко», а ты - .... Возможно использование разных частей речи: наречий («далеко - близко»), прилагательных («узкий - широкий»), существительных («день - ночь»), предлогов («над - под»).

Синонимы

Упражнение проводится по аналогии с предыдущим.

Обобщение и классификация

• Учитель говорит: «Мебель», а ребенок называет какой-нибудь предмет мебели. Возможен повтор одного и того же родового понятия несколько раз или на одно родовое понятие дети дают несколько видовых.

• Упражнение выполняется наоборот. Учитель называет одно или несколько видовых понятий, а ребенок - родовую категорию.

• Игра «Я знаю пять ...» Учитель предлагает детям задумать по пять предметов из каких-либо родовых категорий. Например, пять предметов мебели, одежды, продуктов, профессий и т.д. (Я знаю пять фруктов: это апельсин, банан, яблоко, груша, персик. А ты?)

• Игры «Третий лишний», «Четвертый лишний». Эти игры могут проводиться как на слух, так и с использованием предметов и картинок. Важно, чтобы ребенок обосновал свой ответ, употребив родовое понятие.

• Игра «Что изменилось?» Дети отвечают по образцу на вопросы типа: была длинная лента, а стала короткая, что изменилось?

• Учитель предлагает назвать одним словом стол и стул; вазу и чашку и т.п. Затем обсудить, чем эти предметы отличаются.

• Дети раскладывают в произвольном порядке несколько наборов карточек для классификации, затем делятся на группы, каждая группа собирает свою категорию на время. Затем проводится общий контроль с обсуждением правильности выбора. Взрослый присоединяется к наиболее слабой группе.

• Игра «Я по лесу шла». Игра используется как для расширения и активизации словаря, так и для развития навыков обобщения и классификации. Детям предлагается выбрать и назвать любой предмет из конкретной родовой категории. Каждый очередной ребенок говорит: «Я по лесу шел (шла), что я там нашел? Это - ...». Затем учитель просит детей разделиться на группы по категориям. Возможен совместный контроль с обсуждением. Другой вариант: дети делятся на маленькие группы по 2-3 человека. Каждая получает задание, например, собирать только грибы или только ягоды, или только овощи, только фрукты, только цветы и т.д. Контроль ошибок коллективный.

• Игра «Кто где живет». Эта игра связана также с космическим воспитанием. На большой карте, находящейся в центре, дети раскладывают картинки с изображениями животных, называя их по климатическим поясам или континентам их обитания. Учитель или старший ребенок подводит резюме: «Это животные Севера или это животные Африки». Возраст 4,5-6 лет.

пост создан: 23 ноября 2013
просмотров: 269
Показывать всем

Поделись с друзьями

Пусть твои друзья из других сетей тоже прочтут эту заметку

Уже понравилось:
  • Ладомира Ладонежская
  • ♥Татьяна♥

Комментарии к посту "Монтессори. Пособие для родителей. Игры." (15):

  •  yasyundrik
    yasyundrik 23.11.2013 07:58
    Очень интересно! Утащила в избранное)
  • LinaStan
    LinaStan 23.11.2013 13:17
    ))
  • Лела;)
    Лела;) 23.11.2013 08:47
    Ой, как много, не прочитала все..
  • LinaStan
    LinaStan 23.11.2013 13:17
    Я не чего не удаляю))Прочитаете еще)
  • Лела;)
    Лела;) 23.11.2013 15:23
    Ну, не все сразу, подруга! И добавь фото к ним свои, как вы это умеете;)
  • Аленка Валкман
    Аленка Валкман 23.11.2013 08:55
    Спасибо за материал. Только собралась поискать игры Монтессори.)))
  • LinaStan
    LinaStan 23.11.2013 13:17
    Не за что)
  • Margo85
    Margo85 23.11.2013 11:12
    пойдёт в избранное!
  • LinaStan
    LinaStan 23.11.2013 13:17
    ))
  • vilochka55555
    vilochka55555 23.11.2013 11:18
    класс!!!!!!!!!!!!!!!!добавила в избранное!!!!!
  • LinaStan
    LinaStan 23.11.2013 13:18
    ))
  • elena-boldova23
    elena-boldova23 23.11.2013 11:30
    Я тоже в избранное добавила)))Спасибо!
  • LinaStan
    LinaStan 23.11.2013 13:18
    Не за что)
  • ystin4ik
    ystin4ik 23.11.2013 12:21
    и я добавила)))а какая категория детей?от года*???
  • LinaStan
    LinaStan 23.11.2013 13:18
    От года)
Для того, чтобы прокомментировать войдите или зарегистрируйтесь.
Каролина

Россия, Москва и Московская обл.

 
  • ★The mystery of the soul★
    ★The mystery of the soul★

    8 апреля 1993
    (23 года 7 мес. 29 дн.)

    Терпение — прекрасное качество, но жизнь слишком коротка, чтобы долго терпеть. © Абу-ль-Фарадж
  • Family
    Family

    28 января 2011
    (5 лет 10 мес. 9 дн.)

  • ღДаниил Антоновичღ
    ღДаниил Антоновичღ

    12 ноября 2012
    (4 года 25 дн.)

    Если у женщины есть мужчина, которого она любит больше жизни...то этот мужчина - ее сын!
  • Мы на минибанде
    Мы на минибанде

    12 марта 2013
    (3 года 8 мес. 25 дн.)

  • Настенька
    Настенька

    29 марта 2015
    (1 год 8 мес. 8 дн.)

    Крестница моя маленькая
  • 💕Эрик Антонович💕
    💕Эрик Антонович💕

    12 апреля 2016
    ( 7 мес. 25 дн.)

    У всех родителей в жизни есть одна одинаковая и неизлечимая болезнь до конца их дней — это их душевная боль за здоровье и счастье своих детей, и неважно, в каком возрасте их дети! ❤