x
    • Мария
      Мария
  • Введите имя
    Введите правильный email адрес

Как хорошо уметь читать!

19.02.2012
воскресенье

...Хотела рассказать об отношениях с мультиваркой и построении недельного меню, но меню из удобной таблички не хочет превращаться в текст поста...И кроме того, есть поважнее новость!

Поля классически соединяет буквы в слоги и может прочесть двусложные слова. А значит, "громко и честно" можно сказать, что начала ЧИТАТЬ)!

Свои первые слова она прочла много раньше. И уже умеет писать (печатать) короткие слова...То есть чтению по слогам предшествовали этапы, сами по себе  настолько интересные, что попробую их описать.

Собственно, дальше - о том, как мы дошли до жизни такой. Старшая Сашка научилась читать в четыре года. Буду сравнивать с тем, как это происходило у нее. (Я, говорят, тоже стала читать в три, но родители в своих секретах не признаются, говорят, просто много читали мне книжек).

Впереди -до настоящего чтения (то есть "чтения запоем") еще тоже много интересного предстоит, но главное чудо уже свершилось)))!

Должна предупредить, что тем, кто не хочет искать чуда в открытии ребенком тайны соединения букв в слово... Кто хочет побыстрее заставить ребенка читать, получить "результат"...В общем, тому, кто очень спешит, вряд ли будут полезны мои заметки.

В этом случае подойдут более прямые пути, занимающие меньше времени, не требующие столько внимания и вовлеченности. Вполне вероятно, эффективней  давить на ребенка, заставлять его читать, вводить поощрения и наказания...

Конечно, этим вы начисто отобъете у ребенка охоту этим заниматься и погасите интерес к чтению...Но,  возможно, научите читать раньше, чем в три года))).

Итак,

  • Буквы мы узнали по кубикам, в год или позже, уже точно не помню. Конечно, я рисовала разные буквы, Поля отгадывала. Читали всякие азбуки с картинками. В два года Поля любила слушать рассказы о буквах тетушки Совы (YouTube).
  • И конечно, еще до этого мы читали и слушали книжки, играли и общались. Пишу об этом, чтобы напомнить вам и вспомнить самой, что чтение не существует само по себе ("для школы"?),оторванным от общения с близкими людьми, откуда оно вырастает, и туда же потом и встраивается. 
  • И конечно, мы сами любим читать. Признаком того, что ребенок это усвоил, являются его игры в то, как он "читает" (держа при этом книгу вверх ногами), а также "пишет" и "печатает на компьютере".


Теперь по причине глубокой ночи быстро выкладываю наши самые первые почитанные слова и приемы. 


ЖЖЖжжжжжжжжжжжжжжжжжж - это "жужжит жук"

АааааааааааМ ! - это встретились буква А и буква М и получилось Ам!

УууууууууууХ  !

ОооооооооооЙ !

Чтобы прочитать (пропеть) эти первые слова, я писала первую букву слева, вторую справа, а между ними оставляла дорожку, по которой "бежал ежик".

Вот так:

А   (бежит ежик)  М              Получилось АМ!

Ежик (которого Поля накануне слепила из пластилина), бежал по дорожке, и пока он не добежал до следующей буквы, мы вместе с ним пели предыдущую. Вот, собственно, и весь фокус. Потом делали это, печатая буквы в wordе. Потом ежика заменил пальчик.

По моим наблюдениям (потом у кого-то прочла подтверждение), закрытые слоги (ам) читаются легче, чем открытые (ма). Поэтому сначала читали:

Ох

Ах

Ус

Ум

 и т.д.


а потом:

МммммУуууууууу!

Га Га Га

 Да да да    и пр.

Дальше читали и писали (печатали):

СУП

ЛУК

СОН

БАЛ ...

И наконец:

МАМА

ПАПА

БАБА

МАША  и пр.

  • На этом этапе помогли кубики Чаплыгина "Читаю легко" (см ссылку). Хотя можно было бы обойтись обычными. Его методика мне в целом понравилась, хотя он и предлагает читать сразу двусложные слова из открытых слогов. Хороший ход с "превращением" одного слова в другое предлагает использовать для случаев, где меняется просто грамматическая форма слова (для ребенка это не интересно, за словом он видит предмет, вот его превращения - это уже игра). Заранее извиняюсь, что не буду перессказывать эту методику. Мы попробовали почти все, что он предлагает, кроме того, что я забраковала сразу. Так, как задумано автором - не пошло, но кубики явились хорошим динамическим тренажером для экспериментов с буквами и чтением.


А теперь - о главном). Попробовала сформулировать то, без чего у Поли (а раньше - у Сашки) ничего бы не вышло . Получилось три принципа.

  • Диалог

или, как говорит Поля, ПО ОЧЕРЕДИ!
Странно было бы, если бы младенец сначала очень долго учился слушать, и только потом захотел открыть рот. Вот и читать интересно не только для того, чтобы узнать, что написали другие.

 И Сашка, и Поля ЧИТАТЬ И ПИСАТЬ учились ОДНОВРЕМЕННО.

У Поли это было так. Мы разговаривали по скайпу с бабушкой-дедушкой. И Поля активно включилась в обмен смайликами. А потом стали обмениваться словами. Мы читали слово, которое отправила бабушка. А потом писали свое слово, и Поля кричала: "Лови!" - и отправляла написанное слово читателю. Бабушка ловила, читала, удивлялась и восхищалась.

Такие "диалоги" продолжались весь второй год Полиной жизни, и пока взрослые обсуждали свои новости, поля научилась правильно писать и отправлять слово "папа" и "Саша", и получитать - полуугадывать короткие слова.

А с Сашкой мы просто обменивались короткими записочками. Она, в отличие от Поли, с удовольствием писала - рисовала буквы на бумаге (может быть, к четырем годам навыки рисования были получше, а может быть, виной тому нынешняя визуальная культура).

Сейчас мы с Полей играем так. Открываем на экране чистую страничку. И - ПО ОЧЕРЕДИ - пишем друг другу слова. Поле особенно нравится всякий раз выбирать новый цвет букв.

Когда она пишет, я НЕ ПРЕДУПРЕЖДАЮ ОШИБКИ! (никаких "подожди, что ты пишешь, не правильно"!) - а просто работаю "зеркалом", читаю то, что она написала.

Она сразу слышит, что что-то не так, и пытается исправить. Я подсказываю (пою нужное слово, выделяю интонационно нужный звук). 

"ЗЕРКАЛО" - это и есть главный секрет диалога.

  • Игра

Ну что поделаешь, если дети хотят играть. Все, что не игра - не интересно.Я бы никогда не придумала, как сделать из чтения игру, если бы мне не подсказали дети.Причем Сашка придумала свою игру, а Поля свою.

С Сашей играли так. Я написала короткие слова и разложила их на картинке в букваре. На доме - "дом" и т.д. Саша пару штук прочитала и потеряла бы интерес. Но тут мне надо было что-то поменять и я сказала "отвернись пока". И началось: пока она отворачивалась, я меняла местами слова. Саша поворачивалась, искала несоответствие и кричала: "Какой же это "дом"?! Это же "дым"! - и громко хохотала. Так и научилась читать короткие слова, а потом и длинные.

Поля играет в "волшебный платочек". Им она накрывает слово, а я открываю и читаю. Слово она "превращает" из составленного мной из кубиков так, что получается несуществующее слово.

Это Полю не смущает: она тут же придумывает ему толкование.На видео - Поля не только читает слова "рука", "мука" и "сок", но и наколдовывает слова "вим" и "капи", а потом объясняет их значение.
В общем, мы не очень боимся экспериментировать. И это - последний (но не последний по важности) принцип.

  • Эксперимент  или МОЖНО ПРОБОВАТЬ


Играть - а мы (см. предыдущий абзац) играем, можно с чем-то, что не жалко испортить, можно двигать, менять, пробовать ПО-РАЗНОМУ, а не только "правильно". Мы не боимся построить или написать "неправильное" слово.

Мы не знаем, что такое "дидактический материал" (хорошую вещь так точно не назовут))), который служит только для иллюстрации слов педагога. Мы берем то, с чем МОЖНО играть и играем.


Поэтому кубики Чаплыгина служили Поле сначала для построения "магазина с лифтом". А потом - самого "длинного поезда".

На фото - как раз эти поезда, которые Поля строит, потом "превращает" (крутит буквы), потом накрывает волшебными платками, а потом вместе со мной читает самое длинное на свете слово. Получается самая длинная абракадабра, которая с одной стороны, дает представление о возможностях волшебных букв.

А с другой стороны, это смешно. А смеясь, мы познаем границы "правильного" (смешно то, что неправильно). И со временем интересней самой абракадабры станет составление из нее правильных слов.


И последнее. Три иллюстрации из нашей жизни на тему о том, для чего нужно уметь читать.

(И писать, здесь это синонимы. Хотя грамотная письменная речь - это другая задача).

Цитируя древних, НЕ ДЛЯ ШКОЛЫ- ДЛЯ ЖИЗНИ УЧИМСЯ.

1. У меня где-то хранится Сашкино первое письмо папе. Она написала его, когда была летом на даче. Там она болела и скучала по папе, который был в городе.

В этом письме есть все: все возможные грамматические ошибки (письмо написано в пять или шесть лет).

Направление письма слева направо на одной строчке, и справа налево на следующей, так что читать приходится "зигзагом".

Рисунок градусника с цифрами 38 вместо слова "температура".

Три мягких знака в слове "люблю".

И ясный ответ на вопрос, зачем уметь читать и писать))).

2. До школы я сочиняла сказки и записывала их в большом формата А4 блокноте. Мама их сохранила, и мне интересно было смотреть их потом. Там, как и у Сашки, было много мягких знаков, строчки меняли направление и буквы смотрели в разные стороны. Там были и иллюстрации - коты и принцессы, длинные как мачты, с маленькими головами и большими платьями.

3. Мама рассказывала мне, как я написала свои первые слова.

Мне было где-то от трех до пяти. Мы с мамой гуляли и хотели зайти в универмаг. Дверь была открыта, но путь перегораживала табличка на веревочке: "Вход рядом". Я нырнула было под нее, но мама меня остановила и прочитала надпись на табличке. Я не сразу поняла, почему нельзя заходить, если дверь открыта.

Дома я долго не выходила из своей комнаты, потом появилась,сияя, держа в руках лист бумаги.

Через весь лист красками было намалевано:

  ВХОТ

!МАДЯЬР

Думаю, тогда я впервые осознала силу (печатного? письменного) слова.

Успехов вам в чтении, понимании прочитанного и выражении своих мыслей с помощью букв)!

пост создан: 20 февраля 2012
просмотров: 621
Показывать всем

Поделись с друзьями

Пусть твои друзья из других сетей тоже прочтут эту заметку

Уже понравилось:
  • o.t.caglar
  • Тимур&CO

Комментарии к посту "Как хорошо уметь читать!" (38):

  • freckle
    freckle 20.02.2012 00:33
    Поздравляю!! Вот это умелка!! А что это вы делаете, слова прячете под платочками?
  • ЕВРиК(ЕВ)
    ЕВРиК(ЕВ) 20.02.2012 00:35
    Да вот, взялась описывать)...несмотря на поздний час. Сейчас попробую все рассказать!
  • freckle
    freckle 20.02.2012 00:40
    Буду ждать... Но я уже, наверно, завтра дочитаю:)))
  • klushik
    klushik 20.02.2012 00:37
    Присоединяюсь к предыдущему вопросу, насилие не наши методы, поэтому страсть как хочется подробностей :)) Катюш, какие же вы молодцы!!!
  • ЕВРиК(ЕВ)
    ЕВРиК(ЕВ) 20.02.2012 00:40
    Спасибо)! На самом деле так трудно описать по-человечески наши "методы")))...но я полна решимости. Ваши вопросы всегда помогут;).
  • klushik
    klushik 20.02.2012 23:14
    Катюш, спасибо большое, так интересно, вопросы возникнут по ходу :)
  • Валентина В
    Валентина В 20.02.2012 03:58
    Умничка Полюшка!!! И маму поздравляем за столь раннее развитие доченьки!!!Молодцы!!! Так держать!!
  • ЕВРиК(ЕВ)
    ЕВРиК(ЕВ) 20.02.2012 04:00
    Спасибо!
  • *Karpusha*
    *Karpusha* 20.02.2012 09:15
    Браво!!!Безумно приятно читать о таких успехах.Браво маме.Браво Полюшке!
    Прочитала подробности чтения вашего.Нас именно так и бабушка учила,но мы пока на слогах остановились.Есть к чему стремиться:)
    Еще раз Браво!
  • ЕВРиК(ЕВ)
    ЕВРиК(ЕВ) 20.02.2012 10:50
    Спасибо! Поэтому мы не учились читать просто слоги, а сразу такие слоги - которые осмысленные слова.
  • *Karpusha*
    *Karpusha* 20.02.2012 11:09
    Почему не учились???вверху же ежик бегал от буковки к буковке)))вот и у нас так бегает...тока не ежик правда)))
    Я сама не учу чтению,знаю,что тут надо правильно.У нас этим бабушка-педагог занимается.Тоже бегают от а до м:)
  • ЕВРиК(ЕВ)
    ЕВРиК(ЕВ) 20.02.2012 11:20
    Ежик сразу слово прочитал: Ам!). Никаких "ма,ме,ми,мо,му").
  • *Karpusha*
    *Karpusha* 20.02.2012 11:29
    о,про ма,ме,ми...даж сказать ничего не могу.Мы МЕкаем и МУкаем,но у нас еще многие буквы не правильно произносятся:(((
    Разговаривала в саду с логопедом,она против изучения английского и пока чтения.Я в принципе с ней согласна,какой может быть английский,если русский еще не поставлен.Вот мы пока даже слоги больше читаем,чтоб буквы все проговаривались...
    Ш,С,Л,Щ,Ч еще вовсе хромающие у нас.Так что мы часто в ванной ЛЕкаем,Лакаем...и кубики нам в помощь)
  • ЕВРиК(ЕВ)
    ЕВРиК(ЕВ) 20.02.2012 11:36
    ... А прежде чем с младенцем разговаривать, тоже ждать, пока он все звуки "выучит" и правильно отвечать начнет)? Логопеду важно, как ребенок "выговаривает"). А я пишу, что делать, чтобы чтение для ребенка было осмысленным и интересным. А не просто правильно "звучало"))).
  • *Karpusha*
    *Karpusha* 20.02.2012 11:46
    упс...не хотела ничем обидеть,я полность согласна с таким методом.И ВЫ умнички однознано.
    Да и мне,если честно,важно как ребенок выговаривает.Если ставить чтение и произношение,то ответ очевиден.
    А за идею,еще раз спасибо.Как научимся произносить буквы,так и будем уже словами баловаться.
    Еще раз сори,но никоем образом ничем не хотела обидеть.Не так представляю первое общение:)
  • ЕВРиК(ЕВ)
    ЕВРиК(ЕВ) 20.02.2012 13:55
    Ничем и не обидела)! Я, надеюсь, тоже). Такие вопросы и комментарии очень важны, помогают увидеть разные ценности и подходы. Мы вот все шипящие не выговариваем и половину согласных. Никогда бы не подумала, что это может быть препятствием, чтобы научиться читать, понимать прочитанное и выражать свои мысли в письме. Для меня эти умения - вообще "из другой оперы", чем красивое произношение, которое можно наладить где-нибудь ближе к школе, и ладно. (Не мешает же понимать ребенка).
    Никак не оцениваю ваш подход, просто стараюсь сделать понятным свой. Давайте содержательно общаться и дальше)).
  • Juli-AZ
    Juli-AZ 21.02.2012 13:45
    Наташ, Кать, влезу к вам. Сорри. Ведь тут в статье главное - играем! а между делом учимся )) а желанный мамой результат может появиться и к 5 годам, что тоже НОРМА.
  • lenchik1415
    lenchik1415 20.02.2012 11:33
    Катююша,огромное спасибо за подробное описание!!!!Браво и тебе и Поле!!!!=)))
  • ekmakarek
    ekmakarek 20.02.2012 15:14
    заберу себе в копилочку! Мы пока обожаемвсе азбуки, постоянно до дыр их "зачитываем", ничего больше пока и не делали, если не считать магнитиков на холод-ке, которые собираются в слова мама, папа, баба, дед и дима )))
  • Marussia
    Marussia 20.02.2012 16:11
    Какие вы молодцы! Рады вашим успехам! Возьмет на заметку опыт!
  • freckle
    freckle 20.02.2012 17:08
    Сколько замечательных советов. А главное - интересный и понятный ребенку подход.Спасибо!
  • Juli-AZ
    Juli-AZ 20.02.2012 17:42
    Ой, ребятки! Меня выпустили в инет на 3 минуты, я только сюда нырнула, у вас такая новость вижу. А меня уже сгоняют от компа... Приду вечеров перепрочитаю все-все очень внимательно.
    А СЕЙЧАС - ПОЗДРАВЛЯЮ! Огромное достижение и радость для всех, а ведь все произошло так легко, как воды попить. Умнички. Я было собралась завтра Илью в сад вести, теперь булу ночью писать план уроков на ближайшее время )) шутка )) мы пока "читаем вверх ногами".
  • klushik
    klushik 20.02.2012 23:17
    :))) вот и я про сад подумала, хоть дома оставляй, как вдохновили :)
  • Kazyaffka
    Kazyaffka 20.02.2012 17:58
    Потрясающе!!!
  • Леся_П
    Леся_П 20.02.2012 18:52
    Урррааааа!!!!!!!!!! Поздравляю!!!!! Девочки, какие же вы пребольшие умницы!!! Действительно, Катя, в игре ребенок учится читать с увлечением и сначала не задается вопросом зачем же его учат читать, потому как он просто играет, а потом и сам удивляется: когда же он научился читать? И обязательна связь с жизнью - чтение не должно быть само по себе. Всё, "загорелась" кубиками Чаплыгина. Хотя в своё время не принимала кубики Зайцева: были там подводные минусы. А "ваши" кубики лёкие в понимании, игровые, увлекательные и полезные!
  • ЕВРиК(ЕВ)
    ЕВРиК(ЕВ) 20.02.2012 18:56
    Да, они хороши (больше всего тем, что крутятся)! Но и ограничивают (набор букв в слогах же фиксированный. Мы уже перешли на простые кубики и печатанье на клавиатуре: какую хочешь букву - ту и берешь))).
  • *)
    *) 20.02.2012 23:00
    Очень интересно! Полину с новым успехом! Она у вас талант и правильно замечено, дети смотрят, что делают члены семьи.
    Спасибо, что поделились такой ценной информацией.
  • Juli-AZ
    Juli-AZ 20.02.2012 23:13
    За наводку на кубики гран мерси вам! удобные очень. может и заимеем. почитала я, Кать, твой рассказ, здорово! в общем-то, мы так же играем )) Поля - прямо с легкостью читает. без спотыкания, без напряга. УМНИЧКА! у меня сложилось впечатление, что я Илью торможу )) он уже без пяти минут на счетных палочках п-а-п-а построил. думаю, к 23 февраля достроит, как раз в подарок папе )) хотя буквы он не объединяет в слоги.
  • mys
    mys 21.02.2012 07:47
    Вот это постище! Целое учебное пособие! Вот спасибо!
  • Tanet
    Tanet 21.02.2012 18:15
    Ну вы даёте! Уже читаете. А мы лентяйки ( правда, я лентяйка). Вот только выучили галсные называть и иногда писать. Будем брать с вас пример.
  • о.в.
    о.в. 21.02.2012 21:09
    Как же интересно было читать!!!! Какая не стандартная идея! Поля - умничка! Ведь главное во всём этом процессе-РЕБЕНКУ НРАВИТСЯ! и мама получает огромное удовольствие! Большое спасибо за такой опыт!
  • nadya
    nadya 25.02.2012 12:15
    Катя, какая же ты молодец! Так здорово и логично и естественно все! Очень здорово! Будем на вас равняться, я вот думала про школу чтения Елены Даниловой, у нее там онлайн задания на каждый день, но смотрю на вас и думаю, может и своими силами получится!) Успехов вам творческих и вдохновения!
  • ЕВРиК(ЕВ)
    ЕВРиК(ЕВ) 25.02.2012 13:14
    Да, в этом деле поменьше бы школы, побольше удовольствия)).
  • Lutonya
    Lutonya 01.12.2012 18:04
    ООО! Спасибо огромное, теперь я поняла куда двигаться :) Очень интересно, а самое главное доступно написано. Доченька у вас прелесть!
  • VEA
    VEA 06.04.2013 16:06
    Спасибо за пост! Здорово! Про кубики думала, но еще раз убедилась,что хорошая вещь!
  • Тимур&CO
    Тимур&CO 08.04.2013 19:30
    мама- Волщебница........... восхищаюсь, конечно.............!!!!! Да еще и написала сколько !!!!
  • ЕВРиК(ЕВ)
    ЕВРиК(ЕВ) 08.04.2013 19:31
    Спасибки)
  • Тимур&CO
    Тимур&CO 08.04.2013 19:32
    Да...чё там спасибки! Тебе спасибки...вдохновляешь )))
Для того, чтобы прокомментировать войдите или зарегистрируйтесь.
Екатерина

Москва и Московская обл., Москва

буйство красок и никаких тормозов
  • Александра
    Александра

    28 сентября 1995
    (21 год 2 мес. 10 дн.)

  • Поля
    Поля

    24 декабря 2008
    (7 лет 11 мес. 14 дн.)

  • Повар
    Повар

    1 февраля 2012
    (4 года 10 мес. 7 дн.)

    меню и рецепты