x
    • Мария
      Мария
  • Введите имя
    Введите правильный email адрес

Моя семья...

04.06.2013
вторник

Среди рисунков и поделок, выданных Илье детским садом в конце учебного года, нашла этот. Классический, на тему:  "Моя семья".

Полезла искать варианты интерпретации рисунка.

ПРАВИЛА  ИНТЕРПРЕТАЦИИ


1. После окончания рисования расспросите ребенка, «кто есть кто», кто чем занимается.
Оговорки типа «а брата я забыл нарисовать» или «сестра не поместилась» не имеют значения. Если кто-то из семьи на рисунке отсутствует, то это может означать:

  • Наличие негативных бессознательных чувств к этому человеку. Например, сильная ревность к младшему брату; ребенок как бы рассуждает: «Я должен любить брата, а он меня раздражает, это плохо. Поэтому вообще ничего не нарисую».
  • Полное отсутствие эмоционального контакта с «забытым» на рисунке человеком. Этого человека как бы просто нет в эмоциональном мире ребенка.

    2. На рисунке отсутствует сам автор.
  • Трудности в отношениях с близкими: « Меня здесь не замечают», «Я чувствую себя отвергнутым», «Мне трудно найти свое место в семье»
  • Ребенок «отторгается» от семьи: «Меня не принимают, ну и не надо, и без них неплохо»

    3. На рисунке – вымышленный член семьи. Ребенок пытается заполнить вакуум в чувствах, недополученных в семье. Дети часто рисуют птиц, животных, которые на самом деле не живут в доме, это означает, что ребенок жаждет быть кому-то нужным и необходимым, значит родители не удовлетворяют потребность в любви, нежности, ласке.

    4. Размер изображенных персонажей
    показывает их значимость для ребенка (см. рисунок 4).
    Чем авторитетнее в глазах ребенка изображенный человек, тем он крупнее. Часто у маленьких детей не хватает листа, чтобы разместить всю фигуру.







    5. Размер ребенка на листе.
    Если ребенок рисует себя очень маленьким, расположенным в уголочке листа, у него низкая самооценка на данный момент, или он считает себя самым маленьким в семье. Дети с завышенной самооценкой рисуют себя очень большими, даже крупнее родителей (см. рисунок 5).





    6. Место расположения ребенка на рисунке
    отображает его положение в семье. Когда он в центре, между мамой и папой, или рисует себя первым, то это значит, что он ощущает себя нужным и необходимым в доме. Если ребенок изобразил себя отдельно от остальных, или нарисовал себя последним это признак ревности, неблагополучия.

    7. Расстояние между изображенными
    свидетельствуют об эмоциональной близости или, наоборот, разобщенности. Чем дальше фигуры расположены друг от друга, тем больше их эмоциональная разобщенность. На некоторых рисунках дети подчеркивают ощущаемую ими разобщенность включением в свободное пространство между членами семьи различных предметов ( мебель, вазы, ...), чужих, выдуманных людей. При эмоциональной близости родственники нарисованы почти вплотную друг к другу, они соприкасаются руками. Чем ближе ребенок изображает себя к какому-либо члену семьи, тем выше его степень привязанности к этому человеку и наоборот.

    8. Последовательность изображения членов семьи. Обычно первым ребенок рисует либо себя, либо самого любимого члена семьи, либо самого значимого, авторитетного, по мнению малыша, человека в семье. Обычно самый последний нарисованный родственник имеет самый низкий авторитет (это может быть и сам ребенок).

    9. Расположение фигур на листе.
    Внимательно рассмотрите, кто на рисунке расположен выше, кто ниже. Наиболее высоко расположен персонаж, обладающий, по мнению ребенка, наибольшей значимостью в семье (даже если он небольшой по размеру). Например, если на листе выше всех изображен телевизор или шестимесячная сестра, то, значит, в сознании ребенка именно они «управляют» остальными членами семьи (см. рисунок 6).



    10. Персонаж или предмет, вызывающий у ребенка наибольшую тревожность. Изображается с усиленным нажимом карандаша, или сильно заштрихован, его контур обведен несколько раз, но бывает, что ребенок рисует такой персонаж еле заметной, «дрожащей» линией.

    11. Части тела.
    • Голова.
      Это – важная и самая ценная часть тела. Ум, умелость – в голове. Самого умного, думающего члена семьи ребенок изображает с большой головой (см. рисунок 7).





    • Глаза.
      Не только для рассматривания, они выдают печаль. Персонажи с большими, расширенными глазами воспринимаются ребенком как тревожные, беспокойные, нуждающиеся в помощи (см. рисунок 8). Персонажи с глазами-«точками» или глазами-«щелочками» несут в себе внутренний запрет на плач (т.е., человек замкнут, подсознательно или сознательно не показывает свои эмоции, чаще отрицательные).

    • Уши.
      Это – орган восприятия критики и вообще любой информации о себе. Персонажи с большими ушами слушаются окружающих. Если ушей вообще нет, человек никого не слушает, игнорирует то, что о нем говорят (см. рисунок 9).
    • Рот.
      На рисунке рот – «орган нападения», ртом выражают агрессию, ругаются, кусаются, обижаются. Персонаж с большим или/и заштрихованным ртом воспринимается как источник угрозы. Если рта вообще нет, он изображен в виде точки, черточки – человек скрывает свои чувства, не может выразить их словами или влиять на других.
    • Шея.
      Символизирует способность самоконтроля головы над чувствами. Тот персонаж, у которого есть шея, способен управлять своими чувствами (чаще это взрослый).
    • Руки.
      Функция рук – цепляться, присоединяться, взаимодействовать с окружающими людьми, т.е. способность действовать. Чем больше пальцев на руках, тем сильнее персонаж. Длина рук говорит об общительности, короткие руки выдают внутреннюю слабость, нерешительность, недостаток общения (см. рисунок 10).

    • Ноги.
      Нужны для ходьбы, для опоры, для свободы передвижений. Чем больше площадь опоры у ног, тем тверже и увереннее персонаж стоит на земле. Правая нога символизирует опору во внесемейной реальности, левая – в семье (см. рисунок 11).




    12. Цветовая гамма рисунка – индикатор палитры чувств. Самыми любимыми цветами ребенок рисует самых близких членов семьи, себя, нелюбимые, мрачные цвета достаются отвергаемым ребенком людям. Обратите внимание на общую цветовую палитру: преобладание ярких цветов говорит о хорошем настроении, мрачные же цвета указывают на тревожность, подавленность (если, конечно, черный цвет не является любимым для малыша). Мамы обычно изображаются в красивых платьях, с заколками в прическах, со множеством мелких деталей, цвет волос может быть самым необычным, тщательно прорисовываются детали, так ребенок показывает свою любовь. Себя дети с адекватной самооценкой тоже тщательно прорисовывают, нарядно одевают. Любимые папы тоже очень нарядные, как и все близкие и любимые ребенком родственники.

    13. Ребенок рисует только себя, «забыв» нарисовать всех остальных, то это чаще говорит о том, что он не ощущает себя членом семьи. Ребенка в семье отвергают, неблагополучие и эмоциональные проблемы давят на него. Фигура может быть маленькой, «спрятанной» в угу листа, темной, со смазанным лицом. Но бывает, что ребенок с завышенной самооценкой рисует одного себя, чтобы подчеркнуть свою значимость. Он тщательно прорисовывает детали одежды, лицо; фигура очень большая, яркая.

    13.Солнце на рисунке – символ защиты и тепла. Люди и предметы, которые находятся между ребенком и солнцем – то, что мешает ощущать себя защищенным, пользоваться энергией и теплом (см. рисунок 12).


    14. Обилие мелких деталей, закрытые детали (шарфы, пуговицы) сигнализируют о запретах, тайнах, до которых ребенок не допускается.

Мои выводы  в стиле "Сам себе психолог" неоднозначны

1. Папа - главный. Папу он нарисовал первым после себя, папа к нему ближе в рисунке.Но папа стоит между ним и солнцем, значит, мешает его чувству защищенности... Ревность к маме, что ль?  

2. Вот как у нас  с межличностными отношениями?   С одной стороны, руки друг друга не касаются, но ведь "тенденция - то положительная", вон как грабли тянем друг к другу....)

3. Почему воздушные шарики между Ильей и мной? Заменяют они вымышленного члена семьи али как? Нет между нами привязанности?(((

4. С полово-социальными ролями в семье, чую, полная засада...В других статьях психологических читала, что в возрасте 6 лет (уже почти 7!) фигуры женщины и мужчины дети рисуют по разному. Мда.... Есть что подумать...

5. Ушей у нас нет, никого не слушаем...  А вот про отсутствие волос на головах ничего не смогла найти((( Илья сам пояснил: не смог нарисовать

А вообще, если отвлечься от психологии,  Илюха у меня хреновато рисует. И не любит это дело. И по собственной инициативе - почти никогда.  Что мне, окончившей художку, безусловно, обидновато. Природа на детеныше отдохнула....) 

пост создан: 4 июня 2013
просмотров: 1620
Показывать всем

Поделись с друзьями

Пусть твои друзья из других сетей тоже прочтут эту заметку

Уже понравилось:
  • Надешка
  • nastynap

Комментарии к посту "Моя семья..." (40):

  • Curled
    Curled 04.06.2013 12:24
    Ахах, мои дорогие добрые дебилы, что хочу сказать!.. Я этот псих.разбор до конца читать не выдержала, ты не находишь, что в нем больше негатива?! Если не один негатив, то как про солнце: может быть тепло и хорошо, НОООО и снова в два раза больше про какой-нибудь ужас в жизни ребенка. Депрессивный разбор. Не трудно предположить, что отсутствие волос на своей голове на рисунке показывает вам, что выбранная вами марка шампуня угнетает ребенка. Возможно ее цвет, размер или положение на полке не позволяют ребенку до конца чувствовать Себя счастливым! Если же волосы отсутствуют на вашей голове, задумайтесь, возможно им вы уделяете больше внимания, чем ребенку и он под сознательно удаляет их из своей жизни..
    А я даже не пытаюсь уже рисовать, чтобы никого не огорчать))))) я рисую примерно так же, но мне 22 и мне это уже не прилично показывать)))))
  • Saomum
    Saomum 04.06.2013 13:45
    Ань, я смеялась так, что облилась чаем) про волосы - просто вырезатьи повесить на стенку в приемной какого-нибудь семейного психолога))))) спасибо тебе, дорогая, от души))))
  • *Karpusha*
    *Karpusha* 04.06.2013 13:51
    +1
  • Curled
    Curled 04.06.2013 21:26
    Лишь бы вы улыбались)))))))))) вам же ж полезны положительные эмоции
  • *Karpusha*
    *Karpusha* 04.06.2013 13:51
    Ань,я смеялась так,что разбудила Еську.Ты мега-пазитиф:)
  • Curled
    Curled 04.06.2013 21:24
    ))))))))))))) я надеюсь, Еська нас простит!!!! Ради маминой-то улыбки!!!!!
  • ralisko
    ralisko 04.06.2013 12:30
    Классный рисунок!Мой старший рисовал хорошо,до появления сначала игровой приставки,а потом и компа.Способности у него есть,а вот второй наш...,Ни говорить(начал где то в 4 ),ни рисовать,ни лепить,ни читать ,ни писать .до школы не хотел вообще,ну прям ни в какую.По сравнению со старшим,так тот уже писал и читал в 4.Мне стыдно,но в школу шли почти в 7 лет и знали пару гласных букв и все...Слава Богу,ему все далось легко и без осложнений нас в школе научили всему!Какие то сейчас дети,что ничего не интересует,и почти ничего не могут.
  • Saomum
    Saomum 04.06.2013 13:49
    воооот... а я бы еще добавила: очень пресыщенные какие-то изначально детки получаются...
    я помню свое детство: поход в цирк - праздник! Родители взяли с собой покататься на машине - праздник! а тут сын каждый раз вопит: почему я должен с вами ездить?! И в цирке мы, взрослые, до сих пор пихаем друг друга локтями: "Смотри! Смотри!", а он сползает под кресло - ничего ему не надо - ни клоунов, ни животных....
  • ralisko
    ralisko 04.06.2013 20:31
    У нас такая же фигня:"поехали с нами!(ну там на рынок,в магазин и т.д.)"Ответ как всегда:"Да я не хочу,лучше дома посижу!"Старший лет до 13 тоже так же сидел сам и с малым,а сейчас я его вижу только утром и ночью,когда приспичит в туалет,а он на телефоне "висит"За цирк я уже даже не заикаюсь.
  • Saomum
    Saomum 05.06.2013 09:30
    Приветики) охо-хо... что еще нас, судя по всему, предстоит.. поэтому я так отчаянно сопротивляюсь всем этим гаджетам-шмаджетам...
    утешает то, что младшие уж точно НАШИ будут.. .лет до пяти))))
  • ralisko
    ralisko 05.06.2013 09:38
    Прииивееет!Хоть бы их,младшеньких, не забаловать,случайно!
  • ralisko
    ralisko 05.06.2013 09:44
    У нас был не очень хороший жизненный пример и поэтому я очень боялась третьего мальчика.У моей бабушки по папе,тоже трое сыновей,старший и второй(папа)-нормальные,а третий был моральный урод(прости Господи!)и алкаш ужасный(сын его такой же)!Бабушка умерла в прошлом году,а он через месяц тоже.Вообщем-Бррррррр!
  • Saomum
    Saomum 05.06.2013 09:47
    эй, Ларис, стоп-стоп стоп таким мыслям!!!!! ты что!!! все пацанчики будет славными.. и, кроме того, предупрежден - вооружен! не забалуешь) .
  • ralisko
    ralisko 05.06.2013 09:52
    Ну вот и я того же мнения!Муж подбадривает,мол будет папин помощник,красивый как мама,но похож на папу!Я смеюсь,говорю:не много ли...?Мало того что ни одной девченки,так еще и никто на меня не похож!(((А вообще-в воспитании,я строга вмеру.
  • Saomum
    Saomum 05.06.2013 09:54
    не много) нормально))) в самый раз)))))
  • ralisko
    ralisko 05.06.2013 10:00
    Спасибо за поддержку!Приятно с тобой общаться!)))
  • Saomum
    Saomum 05.06.2013 10:04
    И мне!!! ты сумки-то собрала уже?:) я вот все никак не могу себя заставит провести инвентаризацию оставшихся у меня малышовых вещей, хотя умом понимаю - что тянуть-то...
  • ralisko
    ralisko 05.06.2013 10:15
    Сумку в РД еще собираю,вчера наконец то купила ночнушку,то цвет не тот,то фасон бабский(мы же еще молодые,а предлагают рюшики и оборочки)!)))А начала перебирать детские вещи(от второго,а пеленки еще от первого),то ужаснулась!Думаю,ну зачем я хранила все это барахло?!!!(Раньше была стиралка соетская,все застиранное и выжато руками...Думаю ты,меня понимаешь!)Не хочу одевать в такое!И хожу понемногу покупаю новые вещички,хочется все самое самое!
  • Saomum
    Saomum 05.06.2013 10:21
    классные мысли)))) про самое-самое))))
    ... я вот тоже на своем чердаке время от времени перекладываю из угла в угол детские пододеяльники почти 30-летней давности, от моих еще братьев доставшиеся. Они и по формату не подходят нынешним детским одеялам, и тоже - застиранные, с невыводимыми пятнами... куда их? но как посмотрю - их мама вышивала сама! кружевца немудрящие по тем временам пришивала - тоже сама, думая о своих будущих детках - и кладу обратно. Ни выкинуть, ни порвать на подгузники рука не поднимается. До внуков, видать, долежит сей антиквариат)
  • ralisko
    ralisko 05.06.2013 10:29
    У меня еще очень активно идет процесс гнездования.Сказала мужу,что буду ходить с животом до тех пор,пока не закончим все в мельчайших деталях!
  • Saomum
    Saomum 05.06.2013 10:31
    ))))) тоже-тоже) как почувствую, что все сделано в доме, сразу начну рожать, а до этого -ни-ни, пусть ремонт хоть еще год идет!!!!
  • Катеринаа
    Катеринаа 04.06.2013 13:21
    да, папу и маму сложновато различить, хоть бы украшение на голове нарисовал что ли)
    кажется тревожные цвета-красный и фиолетовый, хотя я не разбираюсь, просто сама их так воспринимаю) а вообще он, думаю, вполне тревожен в свете рождения братишки, ведь многое изменится
    первый комментарий уронил))))))))))
    поеду на дачу-попробую уговорить сына нарисовать нашу семью, в прошлом году он рисовал всех без ушей, посмотрим, изменилось ли что-нибудь)
  • Saomum
    Saomum 04.06.2013 13:53
    да... согласна... тревожен, хотя психолога мы посещаем с двух лет время от времени, и это слово "тревожный" я слышу каждый раз((( а вчера заявил: "А когда ребенок родится, вы меня больше любить не будете?"
    "Ну вот, началось..." - рявкнуло в моей голове. Зацеловали его, конечно, заобнимали, уверили - мол, что бы ни случилось, ЕГО мы всегда будем на шесть лет больше любить. Успокоили ли до конца - не знаю....
    а у Мируси нет таких рисунков?
  • Катеринаа
    Катеринаа 04.06.2013 14:08
    Мируся любит крупные мазки гуашью, сначала просто прикладывает кисть, самую большую по размеру, потом всё больше таких шлепков и потом весь лист..как правило зелёный, розовый, недавно тёмно-розовый был, ищет на что похожи эти загогулины)..что это значит, кто знает, хотя по моей просьбе может изобразить что-то, как недавно в стоматологии голову, но в основном так или меня просит нарисовать
  • Saomum
    Saomum 04.06.2013 15:37
    да она - импрессионист готовый))))
  • Катеринаа
    Катеринаа 04.06.2013 17:27
    правда?))) всё может быть, её дед по отцу рисовал(писал?) и даже целый курс проучился в строгановке)))
  • Катеринаа
    Катеринаа 04.06.2013 17:29
    посмотрела кескёсе импрессионизм)) неее, там же силуэты есть, у нас всё в зародыше наверное)))
  • Saomum
    Saomum 05.06.2013 09:26
    тем более и гены позволяют!!! ну, главное, не задушить талант... в зародыше))))))))
  • Juli-AZ
    Juli-AZ 04.06.2013 13:32
    конечно, рисунки надо рассматривать комплексно, но многое истина в описании
  • Saomum
    Saomum 05.06.2013 09:31
    (((((
  • Juli-AZ
    Juli-AZ 05.06.2013 10:42
    да я и не приминительно к вашему рисунку сказала! нельзя по одному рисунку судить о "диагнозе". "диагноз" только комплексно можно оценить. а потом, мама, что вы хотите, розовых облаков? так я бы первая била тревогу, что ребенок живет в только ему понятном идеальном и благополучном мире. испытывать сомнения и тревоги - нормальное поведение! иначе это аут какой-то. на рисунке семья - норма - мама-папа-я, кто еще нужен? никакие пузики вообще не надо учитывать. это пока виртуал :) причем термин "хреновато рисует" неправильный! детский эгоцентризм - норма, да еще и на приступочке, типа на равных )) хуже было бы нарисовать козявкой в уголке. все у вас хорошо, короче!
  • Saomum
    Saomum 05.06.2013 10:48
    спасибо) я тоже понимаю, что ситуация - не критична) а то ишь, мать, доколебалась до ребенка...)
  • Капут-мортуум светлый
    Вот если думать про "хреновато", то ребенок не просто будет хреновато рисовать, он вообще рисовать не будет. А потом вырастет и вам это припомнит наверняка))
    Чтоб дитятко рисовало, имеет смысл при нем самим рисовать и радоваться. И не заметите, как у него италант проявится, и мастерство повысится.
    Отличный рисунок, все по возрасту, шары художника явно болше людей привлекают)). Психологию на болт. У психологов и те, кто что-то не дорисовал, нездоровы, а уж если кто круто рисует-и вовсе психи ненормальные.
  • Saomum
    Saomum 05.06.2013 09:32
    спасибо) однозначно, каждый художник - это готовый диагноз)
  • Сахарная-дева
    Сахарная-дева 05.06.2013 05:02
    а мне про Гуманоидов подумалось)))))))))))))))))))))))
  • Saomum
    Saomum 05.06.2013 09:32
    ... но тоже ничего)
  • Надешка
    Надешка 31.01.2014 17:31
    в избранное! однажды уже выкладывала сынин исунок, но толкование не знала. искать его долго. попрошу завтра заново нарисовать
  • Saomum
    Saomum 31.01.2014 18:51
    может, не надо в избранное?:) народ-то резюмировал: все фигня)
  • Надешка
    Надешка 31.01.2014 19:05
    хорошая статья, по-хорошему надо скопировать и оформить как билет на экзамен по психологии. мне подробнее статьи еще не попадалось
  • Saomum
    Saomum 31.01.2014 19:06
    рада, если хоть чем-то полезно)))
Для того, чтобы прокомментировать войдите или зарегистрируйтесь.
Наталья

Россия

 
  • Илья
    Илья

    25 августа 2006
    (10 лет 3 мес. 8 дн.)

  • Михаил
    Михаил

    26 июля 2013
    (3 года 4 мес. 7 дн.)

  • Navika
    NavikaМБ с 1 сентября первоклашек!!!!! Всех учащихся и их родителей!!!
  • ДаРьЯ22
    ДаРьЯ22
  • КсеКорот
    КсеКоротПрощай минибанда...
  •  yasyundrik
    yasyundrikВсе хорошо! Все отлично!
  • Надешка
    Надешка💊😷🙊💅
  • Катеринаа
    КатеринааДекабрь 3
  • Katrin Ka
    Katrin KaМечты, а ну-ка быстренько сбывайтесь!
  • ollxa
    ollxaЧто у вас нового? Нажми и расскажи!
  • ежевика28
    ежевика28не могу залить оставшиеся фотки((((((((
  • unicat
    unicatТри богатыря - богатырюши!