x
    • Мария
      Мария
  • Введите имя
    Введите правильный email адрес

Готовлю доклад...

23.02.2010
вторник

...на экзамен по предмету "Компьютерные технологии":

История развития полиграфии в СССР.

Развитие полиграфической промышленности в России началось в восемнадцатом веке при Петре Первом. В 1720 году он подписывает указ о производстве писчей, книжной, картузной и оберточной бумаги. Обёрточную бумагу производили без нанесения рисунка, для этой цели использовали всевозможные ярлыки с изображением различных объектов, например, мельниц или геральдической композиции.
Только в середине девятнадцатого века, когда бумагу перестали использовать просто как упаковку, но и как хорошее оформление различных товаров. Так появился русский модерн, который до сих пор влияет на изготовление буклетов, книг и т. п. Этот стиль представлял собой сочетание таких компонентов как народные узоры, орнаменты, сказочные и былинные материалы. Постепенно формы модерна становились более блеклыми и гибкими, использовались текучие формы и приглушенные цвета.

В дореволюционной России (1913) насчитывалось 2668 полиграфических предприятий. На них работало около 100 тыс. чел. За исключением нескольких крупных типографий главным образом в Петербурге и Москве, оснащенных ввозимым из-за границы оборудованием и выпускавших небольшими тиражами дорогие издания на высоком полиграфическом уровне, основную массу предприятий составляли мелкие полукустарные типографии, где господствовал ручной труд. В среднем на каждую типографию приходилось меньше чем 3 печатные машины, на каждые 6 типографий - 1 наборная машина.
Великая Октябрьская социалистическая революция передала в руки трудящихся все технические и материальные средства печатания газет, брошюр, книг и др. произведений печати, что было зафиксировано в первой советской Конституции, принятой 5-м Всероссийским съездом Советов 10 июля 1918.
Первым советским учреждением, ведавшим вопросами полиграфии, был Технический совет по управлению государственными типографиями при Наркомате просвещения, созданный в декабре 1917; с апреля 1918 П. руководил Полиграфический отдел ВСНХ, который провёл национализацию крупных и средних предприятий полиграфии и их перестройки. К концу 1920 было национализировано 1042 типографии. Произвелась концентрация типографий и упразднение мелких предприятий. Началось создание полиграфических предприятий в республиках: в 1922 построены Ташкентская типография №1-первенец советского полиграфического производства в Средней Азии, типографии в Азербайджане и др. В 1926-27 в Москве был сооружен первый полиграфический комбинат - типография газеты "Известия". Итоги восстановления и развития П. были подведены Всесоюзной полиграфической выставкой в 1927.
В годы довоенных пятилеток (1929-40) были построены крупные полиграфические предприятия, при этом главное внимание уделялось обеспечению технической базой газетной печати. Вступили в строй крупнейшие московские газетные типографии - типография газеты "Правда", типография газеты "Рабочая Москва", "За индустриализацию" и другие. Ряд газетных типографий в республиканских и областных центрах (Киеве, Минске, Алма-Ате, Баку, Ташкенте, Казани, Харькове, Свердловске и др.), созданы небольшие газетные типографии в районных центрах (в 1934 их насчитывалось 1800); для политотделов МТС и на транспорте было организовано свыше 2300 мелких газетных типографий. Создание вначале 30-х гг. отечественного полиграфического машиностроения позволило не только оснастить полиграфической техникой новые предприятия, но и технически перевооружить многие давно действующие. Так, значительно были расширены и переоборудованы основные книжные предприятия - Первая образцовая типография имени А. А. Жданова и типография "Красный пролетарий" в Москве, типография "Печатный двор" в Ленинграде. Построены книжный полиграфический комбинат (типография № 2) в Москве, книжно-журнальные типографии в Киеве, Харькове и др. В Москве и Ленинграде проведена специализация книжных типографий по видам литературы. Крупные полиграфические книжные предприятия созданы в Ташкенте, Ашхабаде, Душанбе, Алма-Ате и др. В 1940 в СССР имелось 4784 предприятия полиграфии, на которых работало свыше 110 тыс. чел. По сравнению с 1913 средний тираж книги вырос более чем в 3 раза, а разовый тираж газеты - более чем в 10 раз.
В годы Великой Отечественной войны 1941-45 в районах, временно оккупированных немецко-фашистскими захватчиками, по неполным данным, было уничтожено или разрушено около 3 тыс. полиграфических предприятий.
За 1944-47 была восстановлена большая часть типографий. Впервые послевоенные годы (1946-50) было завершено восстановление полиграфической промышленности и начата её реконструкция. Реконструированы ведущие типографии Москвы, Ленинграда и др. крупных промышленных и культурных центров, организовано 3500 районных типографий. На 1 марта 1949 насчитывалось около 6000 полиграфических предприятий, на которых работало 190 тыс. чел. Выросла концентрация производства: в 1950 почти 3/4 всего выпуска печатной продукции приходилось на 16,5% полиграфических предприятий. С 50-х гг. начался новый этап в развитии советской полиграфии, ознаменованный строительством мощных специализированных полиграфических комбинатов. Построены крупнейшие комбинаты: Калининский полиграфический комбинат цветной печати, Ярославский полиграфический комбинат, Саратовский комбинат для издания школьных учебников, новый комплекс типографии газеты "Правда", Минский полиграфический комбинат, Калининский полиграфический комбинат детской литературы, Чеховский полиграфический комбинат (Московская область), газетно-журнальный комбинат издательства "Радянська Украина" и фабрика цветной печати в Киеве и др. Реконструированы старые и построены новые корпуса типографии издательства "Молодая гвардия", типографии "Красный пролетарий", фабрики "Детская книга" в Москве, типографии № 3 им. Ивана Федорова, типографии им. В. Володарского, комбината цветной печати и фабрики офсетной печати №12 в Ленинграде, типографии им. К. Пожелы в Каунасе, Рижской образцовой типографии, Кишиневского полиграфкомбината и др. За период 1960-70 введено в строй свыше 400 новых предприятий, реконструировано и расширено более 1 тыс. На 1 марта 1973 действовало 3204 полиграфических предприятия и 3623 множительных центра.
В СССР, начиная с послевоенных годов, существовали четкие государственные стандарты, которые определяли внешний вид упаковки для любого типа товара. В основном это было название без каких-либо дополнительных рисунков и изображений. Все что шло на внутренний рынок имело обертку из бумаги самого низшего качества, тогда как экспортная продукция выглядели презентабельно и качественно. Тогда даже не было речи о том, чтобы обеспечить качественное изготовление каталогов, которые уже были популярны в европейских странах.
Уровень советского полиграфического производства того времени характеризуется внедрением передовой техники и технологии, механизацией основных и вспомогательных процессов, комплексной механизацией участков, цехов и в целом предприятий, автоматизацией ряда процессов и участков. За 1966-70 комплексно механизировано 16 полиграфических предприятий, 130 цехов, создано более 100 поточно-механизированных линий.

Руководство и управление советской полиграфией осуществляются Государственными комитетами Совета Министров СССР и Советов Министров союзных республик по делам издательств, полиграфии и книжной торговли, а также управлениями издательств, полиграфии и книжной торговли краевых и областных исполкомов.

Научно-исследовательскую работу в области полиграфии ведут Всесоюзный НИИ комплексных проблем полиграфии (основан в 1931) в Москве с филиалом в Киеве, Украинским НИИ полиграфической промышленности во Львове (основан в 1932), Всесоюзный НИИ оборудования для печатных изданий, картонной и бумажной тары (основан в 1945) в Москве, НИИ электрографии в Вильнюсе (основан в 1957) и др. Проектирование предприятий ведётся Государственным проектным и научно-исследовательским институтом по комплексному проектированию предприятий полиграфической промышленности (Москва). Исследования в области экономики полиграфии, а также научно-технической информация отрасли сосредоточены в Центральном бюро научно-технической информации и технико-экономических исследований по полиграфической промышленности, издательскому делу и книжной торговле (ЦБНТИ по печати, основан в 1968).

Кадры для полиграфии готовят Московский полиграфический институт (основан в 1930), Украинский полиграфический институт им. И. Федорова (основан в 1930) в Львове; Московский полиграфический техникум им. И. Федорова (основан в 1929) и др. средние специальные учебные заведения, а также ряд профессионально-технических училищ.

С 1924 выходит ежемесячный научно-технический и массово-производственный журнал "Полиграфия". ЦБНТИ по печати издаёт ежемесячные научно-технические информационные сборники "Полиграфическая промышленность", ежемесячные библиографические указатели "Полиграфическая промышленность", а также обзорную, реферативную и экспресс-информацию по вопросам полиграфии издательство "Книга" выпускает научно-техническую и научно-производственную литературу по полиграфии.

Однако в девяностых годах ситуация стала постепенно меняться, так как отечественная полиграфия начала развиваться быстрыми темпами. Так как произошло резкое вливание иностранных капиталов и товаров на наш рынок, то конкуренция возросла, и понадобились новые пути привлечения покупателей. Немаловажную роль в этом сыграла красивая упаковка, те фирмы, которые не вкладывали деньги в презентабельный вид своей продукции, попросту разорились. Так изготовление буклетов, обертки и прочей рекламной продукции помогло многим производителям остаться на плаву и выжить в условиях перестроечного режима.
Российская полиграфия постоянно развивается и становится большим игроком на мировом рынке печатных товаров, благодаря использованию зарубежного опыта и инновационных технологий.

пост создан: 23 февраля 2010
просмотров: 103
Показывать всем

Поделись с друзьями

Пусть твои друзья из других сетей тоже прочтут эту заметку

Комментарии к посту "Готовлю доклад..." (6):

  • Сандрина
    Сандрина 23.02.2010 22:56
    прочитала...действительно, раньше всё было некрасивое, тусклое, однообразное, за исключением, наверное, открыток. я их собирала, много-много было...а когда от мамы переехали, куда она их дела, не знаю и она не помнит...жалко) у меня даже сейчас некоторые перед глазами стоят). а я еще переписывалась с девочками из Болгарии и Венгрии, ГДР - так те были вобще супер-пуперовские!
    а журналы посмотрела - как в детство окунулась...
    на ностальгию пробило, вобщем...
  • Галатея Лучистая
    Меня тоже! Журналы были классные!!!
  • Алисёнок
    Алисёнок 24.02.2010 13:26
    а мне как полиграфисту не кажется что было все некрасивое! видели бы вы что некоторые горе-дизайнеры рисуют, да ещё и с ошибками, которые ну просто элементарны! а СССРкий дизайн это отдельное направление, которое и сейчас с успехом применяют и оно пользуется спросом))) а по поводу того что не было таких ярких красок.....ну да не было...но зато действительно все было наполнено смыслом и содержанием, а не то что сейчас, Г делают.......
  • Галатея Лучистая
    Полностью с тобой согласна! К тому же подбирая материал для доклада я увидела столько много интересного на эту тему, всего не скопируешь...не покажешь, есть чему поучиться!
  • Рысик
    Рысик 02.03.2010 23:48
    В образцах советской полиграфии все же важна смысловая нагрузка. А сейчас идет борьба технологий - вырубка, лакирование, флокирование, дизайнерская полиграфическая бумага... - продукция безумно красивая, но иногда правда бессмысленна и с ошибками))) Если бы к советской пропаганде да современные технологии...ух...))
  • Сандрина
    Сандрина 05.03.2010 14:11
    полностью согласна про смысл и содержание! сейчас в д/ж его практически нет, все заменяется яркими красивыми рисунками, что и нравится детям((( И когда я говорю сыну, что нечего читать в том или ином журнале...он отвечает, что картинки классные (11 лет!), рассказы в виде комиксов и т.д. и т.п.
    При все этом книги читает запоем, в чем я его всячески поддерживаю, и регулярно покупаю новые. Но тоже замечаю, что детская классика постепенно вытесняется в книжных полок в магазине и заменяется теми же комиксами или америкосовскими сказками. прискорбно(((
Для того, чтобы прокомментировать войдите или зарегистрируйтесь.
Ольга

Челябинская обл., Челябинск

23/09/2016
  • Владислав
    Владислав

    13 июля 1998
    (18 лет 4 мес. 22 дн.)

    Призывник
  • Маргарита
    Маргарита

    15 января 2009
    (7 лет 10 мес. 20 дн.)

    Первоклассница
  • Хобби
    Хобби

    20 ноября 2009
    (7 лет 15 дн.)

    Увлеклась вышиванием елочных игрушек
  • Вкуснятина
    Вкуснятина

    27 декабря 2009
    (6 лет 11 мес. 8 дн.)

    Мультиварка- спасительница!
  • Работа
    Работа

    8 октября 2010
    (6 лет 1 мес. 27 дн.)

    Работаю дизайнером в компании по производству шоколадок и печенек)))