x
    • Мария
      Мария
  • Введите имя
    Введите правильный email адрес

Полезно

16.08.2013
пятница

#Развитие_малыша_matreshka59
КРИЗИС ПЕРВОГО ГОДА

К году ребёнок уже многое умеет делать сам, знает назначение многих предметов. Он ест из ложки, пьёт из чашки, берёт в рот и откусывает хлеб. Во время переодевания малыш подносит шапку к голове, ботинок к ноге, варежку к руке. Он пытается активно «помогать» взрослому: протягивает ножку, наклоняет головку, подаёт колготки.

Что он ещё умеет
К концу года малыш достаточно хорошо понимает речь взрослых, сам произносит 6–10 слов. Конечно, это простые слова – «ма-ма», «па-па», «ба-ба», «би-би», «кс», «ав-ав». Чаще всего ребёнок произносит эти слова, когда видит близкого взрослого или знакомую игрушку. Малыш подолгу самостоятельно занимается игрушками, овладевает всё более сложными действиями: нанизывает кольца пирамидки на стержень, открывает и закрывает коробочки, чиркает карандашом по бумаге, пытается заводить ключиком механические игрушки, перелистывать страницы в книжке. Предлагайте ребёнку разнообразные бытовые предметы для обследования – сломанный будильник или кофемолку, старый телефон, радиоприёмник, бачок для проявления фотоплёнки и пр.

«Это мама»
Малыш хорошо различает окружающих людей – родных, знакомых и незнакомых и знает, что можно делать вместе с каждым из взрослых. Например, с бабушкой он играет в «ладушки» или «сороку-ворону», с папой ходит за ручку по квартире, заглядывая во все углы, с дедушкой строит из кубиков башню, а с мамой играет в прятки. Некоторые малыши в этом возрасте уже умеют ходить, другие – ползают. Для развития двигательной активности полезно приобрести или устроить самим различные приспособления: небольшую лесенку (из 2–3 ступенек), скамеечку, «тоннель», дорожки с небольшими препятствиями. Также полезны игрушки-каталки, мячи, обручи. Эти приспособления и игрушки стимулируют детей к соответствующим движениям: подниматься и спускаться по лесенке, перешагивать, подлезать, проползать, переносить, перекладывать, подталкивать, идти в определённом направлении, соблюдать равновесие, ходить по разной поверхности. Хорошим и полезным развлечением для ребёнка будет «сухой бассейн». Заполните надувной бассейн маленькими мягкими мячиками, игрушками, кусочками поролона, пластмассовыми флакончиками и т.п. Малыш будет с удовольствием перелезать через бортик, барахтаться, ползать, разбрасывать мячики, радостно смеяться.

Его уже можно приучать к горшку. При этом родители должны знать, что нельзя принуждать малыша садиться на горшок, если он сопротивляется. Следует позаботиться о том, чтобы ребёнок сидел на горшке в удобной позе и не испытывал дискомфорта. Обязательно нужно похвалить ребёнка, если он согласился сесть на горшок, даже если ничего и не сделал потом.

А это что-то новое…
В конце первого года в поведении многих детей происходят резкие изменения. Прежде спокойный, покладистый ребёнок вдруг становится непослушным, начинает капризничать без всякого повода, обижается, сердится, разбрасывает игрушки. Чаще всего непослушание проявляется во время режимных процедур. Например, малыш садится или встаёт в кроватке, не желая укладываться спать; шалит во время еды, ударяя по ложке или размазывая пищу по столу. Родители теряют терпение и начинают сердиться, конфликтовать с ребёнком

Вот типичные жалобы родителей: «Раньше Сереженька был такой хороший, ласковый, покладистый, а вот теперь стал упрямым, вредным, сердится, дерётся, а ему всего-то 11 месяцев!» Или: «Лена стала такая обидчивая, слова не скажи! Я ей – не лезь к утюгу, горячий, обожжёшься! А она такую скорчит гримасу, насупится, на глазах слёзы...»; «Говоришь Вите «нельзя», а он нарочно, нарочно делает и смотрит, ждёт, что ты скажешь».

Родителей расстраивает такое поведение малыша, а некоторых даже пугает, иногда они даже обращаются за помощью к психологам. Они не понимают, что случилось с их малышом, им хочется, чтобы он всегда оставался таким же «мягким и пушистым», как в младенчестве, делал то, что говорят родители. Что же стоит за новым поведением малыша?

Симптомы кризиса первого года
Не надо пугаться и расстраиваться. Происходит естественный процесс – в год впервые ярко заявляет о себе личность маленького ребёнка. Многие родители не замечают, что за негативными поведенческими проявлениями скрывается стремление малыша к самостоятельности, желание противопоставить себя взрослому, делать так, как хочется ему самому.

Ребёнок уже знает, какую хочет достать игрушку и чем хочет заниматься с взрослыми, умеет настаивать на своём желании и добиваться его исполнения. За какие-то полгода возможности ребёнка резко возрастают, но родители часто не замечают этого или не придают этому факту значения и продолжают вести себя с ним по-прежнему: ограничивают его самостоятельность. Но ребёнок ещё не может выразить словами свои желания, предпочтения и намерения, поэтому он заявляет свои права, используя негативные эмоции: упрямство, капризы, слёзы, вспышки гнева, раздражительности. Иногда доходит и до истерик. Ведь малышу так важно, чтобы взрослые поняли, чего он хочет.
«А что я ещё могу?!»

Повзрослевший ребёнок нуждается в том, чтобы взрослые реагировали на его действия, оценивали их. Если этих оценок нет или они сводятся только к поощрениям, то малыш начинает проверять границы дозволенного и пробует вести себя так, чтобы спровоцировать взрослого на негативную оценку. С другой стороны, если взрослые постоянно что-то запрещают и порицают действия ребёнка («Нельзя, не лезь, не бери!»), то он своим непослушанием протестует против ограничения своей активности. Другое дело, когда взрослые уделяют малышу достаточно внимания и играют вместе с ним, организуют совместную деятельность, в меру порицая и поощряя его действия, предоставляя возможность проявить самостоятельность. Тогда ребёнку нет нужды утверждаться в режимных процедурах, нет оснований для капризов и гнева.

О чём должны знать родители годовалого малыша
Они должны уважать личность ребёнка, поддерживать его стремление проявить себя. В этом возрасте легко можно сломать первые «ростки» личности, а взрастить их позже будет гораздо труднее.

Правда, для некоторых родителей основная цель воспитания – сделать ребёнка послушным, чтобы не иметь лишних хлопот. Они не видят и не ценят детской личности, хотя и не отдают себе в этом отчёта. Например, в одной семье годовалого мальчика привязывали верёвкой около коробки с игрушками, чтобы он не «лез, куда не надо». А чтобы малыш быстрее уснул днём, а не вставал в кроватке, его туго спелёнывали и связывали ручки. При этом на словах оба родителя хотели, чтобы их сын вырос «мужчиной, сильным, независимым, был лидером», но не понимали, что сами делают как раз всё, чтобы подавить личность малыша в самом зародыше.

С самых первых дней жизни ребёнка ни родители, ни педагоги в детских учреждениях не должны попирать его чувство свободы и собственного достоинства. Например, в доме ребёнка в Венгрии специально обучают воспитателей для работы с маленькими детьми. Там запрещено насильно кормить ребёнка, ложку нельзя вкладывать в рот, пока малыш сам его не откроет; нельзя переодевать ребёнка, всовывая его ручку в рукав как попало, следует выждать, когда она придет в удобное положение. Эти примеры – яркая характеристика общей культуры отношения к человеку и к маленькому ребёнку в частности.

Когда возможны запреты
Уважение личности ребёнка требует осторожности и в использовании запретов и порицаний. Находясь среди гуляющих с малышами родителей, часто можно слышать разнообразные отрицательные оценки поведения ребёнка: не туда пошёл, не туда залез, не то взял, не так сел, а то и просто: «Ах ты, нехороший мальчик, хорошие дети так не делают!» Такое глобальное запрещение сковывает инициативу ребёнка, мешает развитию его интереса к окружающему миру. Запрещать ребёнку нужно только то, что опасно для его жизни и здоровья, и безнравственные действия. При этом необходимо, чтобы все члены семьи были едины в своих запретах. Порицания следует адресовать к действиям ребёнка и ни в коем случае – к его личности. Не следует говорить малышу: «Ты неумеха», «Ты неряха», – если даже он, предположим, разбил чашку. Скажите: «Ой, ты разбил чашку! Из чего же теперь пить чай?» Попробуйте объяснить ребёнку житейский смысл поступка. Не столь важно, все ли сказанное поймёт ребёнок, но ваши объяснения дадут ему новую информацию относительно окружающего мира и выявят смысл его действия для других, тем самым формируя новый смысл и для него самого. В завершение конфликта обязательно помиритесь с ребёнком, дайте ему понять, что он по-прежнему вами любим.

Общие советы родителям:
Практикуйте бережное, доброжелательное отношение к малышу, учитывайте его потребности и желания. Проявляйте уважение к личности ребёнка, не насмехайтесь над ним, не поддразнивайте.
Чаще играйте вместе с ребёнком, разнообразьте действия с игрушками, фантазируйте. При этом не забывайте радоваться успехам малыша, поддерживайте его, поощряйте похвалой.
Не вмешивайтесь в его самостоятельную деятельность.
Старайтесь поменьше пользоваться запретами и порицаниями, следите, чтобы похвалы и поощрений было больше. Не допускайте у малыша ощущения собственной несостоятельности: после порицания обязательно дайте образец правильного действия, не предлагайте малышу выполнять непосильные действия, при затруднениях окажите ему помощь.

пост создан: 16 августа 2013
просмотров: 151
Показывать всем

Поделись с друзьями

Пусть твои друзья из других сетей тоже прочтут эту заметку

Уже понравилось:
  • natyzzi
  • КсеКорот

Комментарии к посту "Полезно" (29):

  • Надешка
    Надешка 16.08.2013 20:28
    хорошая статья!
  • ollxa
    ollxa 16.08.2013 20:46
    И все это кажется такими цветочками сейчас, когда в разгаре кризис 3-х лет... Но и кризис трех лет покажется цветочками, наверное, когда наступит следующий...
    Я вот сейчас в тяжких раздумьях: сын перестал спать днем - больше спит ночью. но у меня теперь нет перерыва... Делать (читать-смотреть) что-то сын толком не дает - тут же приходит постоять надо мной, поговорить... И с одной стороны я понимаю, что скоро это закончится - плакать буду, вспоминая, как приходил ко мне по всем-всем поводам, и "гонять" не хочется, а с другой стороны, нам скоро на работу выходить - там, конечно, обстановка не домашняя и все будет иначе, думаю, но и дома заняться бывает нужно, все-таки должно быть уважение к "я сейчас занята, освобожусь через ... минут и тогда..." А с другой стороны (ах, как много их, этих сторон) уже слышу от сына на предложение помыть руки, скажем, или одеться: "Я же занят!"...
    Вот и потерять ниточки связующие не хочется, и личное пространство нужно...
  • Curled
    Curled 16.08.2013 20:55
    Я уже поняла, что это очень сложное дело! И чем они старше, тем ответственнее! Я уже задумывалась об этом личном времени, когда он перестанет спать днем, но пока оно так далеко и мутно))) "не повторяется тако никогда...."
    А куда счастье? В садик? Он готов?
  • ollxa
    ollxa 16.08.2013 21:10
    Счастье со мной экскурсии водить, вернее, смотрителей развлекать отправится - в том-то и дело...
  • Curled
    Curled 16.08.2013 21:14
    Ууу, ну он к музеям привычный, а где будете водить?! Куда и когда ехать?!)))))
  • ollxa
    ollxa 16.08.2013 21:15
    От вас далече, но "будете у нас на Колыме...", как говориться... :))
  • Curled
    Curled 16.08.2013 21:17
    Так ведь будем!!!)))))
  • ollxa
    ollxa 16.08.2013 21:21
    Тогда созвонимся-спишемся обязательно! :)
  • ollxa
    ollxa 16.08.2013 21:21
    Тут главное, чтоб не сильно освоился :)) Ходили меня стричь - пока в парикмахерской стриглась - мастер быстро работала - минут 20-30 и все - сын сидел - книжечки разглядывал - мастеров поражал. А тут мастер уволилась и работает на дому по соседству с нами, я, рассчитывая на те же полчаса, спокойно взяла детеныша с собой. А за разговорами стрижка длилась почти час! Захожу на кухню, где мое чудо в кресле с книжками и лисичкой резиновой сидит - дете на меня смотрит такое несчастное-несчастное: "Мама, а теперь мы уже будем вылезать из креслица?" - а ведь спрашивала периодически, как он там - говорил, что все хорошо...
    Так что, пока не станет "в доску" своим...
  • Паола
    Паола 16.08.2013 21:02
    спасибо за полезную инфу. стараемся жить именно так
  • Curled
    Curled 16.08.2013 21:14
    И мы стараемся так
  • SvetlячOK
    SvetlячOK 16.08.2013 21:43
    Мне кажется не только к годовалому малышу так относиться надо,многое из этого и к моему 6 годовалому детю подходит (всмысле про уважение и про запреты). Блин такое это сложное дело-детей воспитывать!!! Очень часто ловлю себя на мысли,что он уже большой, а я всё как с малышом с ним пытаюсь,приходится часто сдерживаться, я стараюсь (и в год так делала и сейчас) объяснить последствия его действий,а не запрещать,но не всегда получается....но и слово нельзя ребенок тоже должен знать... не знаю,сама запуталась короче в этом всём))) Иногда прям вступор впадаю-бывает такое,что я просто не знаю как себя с ним вести и начинаю кучу литературы перелопачивать....
  • Curled
    Curled 17.08.2013 10:48
    Да, я с каждым месяцем понимаю, что это безумно сложно! И только от родителей на данном этапе зависит какая личность маленькая вырастет)))) как-то я не замечала особого воспитания со стороны моих родителей, а оно было, и я и читать люблю, и вежливая, и животных никогда не мучала, чувствительная, совесть есть, и училась хорошо, даже пальцы в розетки мне в жизни не приходило в голову засунуть)))))))) хочу так же незаметно и правильно воспитать детей))))
  • ღ ~ ЕЛЕНА ~ ღ
    ღ ~ ЕЛЕНА ~ ღ 16.08.2013 23:03
    Инфа конечно где-то...полезная, но я в своё время столько её освоила, и многое старалась применять, много читала и старалась действовать и что-то не как не подходило, что то довернула сама - итог сынуля радует успехами благодоря нашему с мужем воспитанию , а не разного рода пособиям !
    И тебе -"пропитаной не смотря на юный возраст материнства ".(в отличном смысле этого слова).., и в итоге твоей материнской интуиции, твоей жизненной позиции и сознательной позиции человека ответственного за маленького ребёнка - особо то подсказок с чужого плеча не надо !:)
    А..., так , можно для разнообразия почитать...)))))
  • Curled
    Curled 17.08.2013 10:43
    Конечно, ты права, я тоже полагаюсь на свою интуицию и впринципе у меня просто она подтверждается такими вот пособиями. Так для фоновой информации, какой-то общей базы - читаю, ну и плюс ваши примеры!!!
  • Аленка Валкман
    Аленка Валкман 16.08.2013 23:05
    Я среди родни считаюсь пропащей матерью - всё разрешаю сыну. Ну, почти всё... Например, очень ему охота мусорное ведро облизать, а я не даю ))) А остальное - пожалуйста!
    Но вот ест плохо, так я заставляю. Пробовала не заставлять, не просит. Так что приходится...
    А статья хорошая!
  • Curled
    Curled 17.08.2013 10:40
    А я и родню под это дело воспитываю) мусорное ведро и наша слабость)))) и наш неопровержимый запрет)))))) а вообще, все что нельзя, я стараюсь не показывать. Так же и маме и мужу объясняю, если у вас ребенок что-то не то взял - сами виноваты! Отбирать нельзя, надо переключить внимание на что-то. Они стараются))))))))
  • Аленка Валкман
    Аленка Валкман 17.08.2013 15:22
    Мои тоже стараются... и это радует!
  • Margo85
    Margo85 16.08.2013 23:43
    Теоритически оно то да, а вот на практике... Со многим не соглашусь. Я думаю всё же прежде всего интуиция мамы даст знать, как поступить в определённых ситуациях. Да тут ещё и от ребёнка зависит.
  • Pritti
    Pritti 17.08.2013 01:52
    ой, хорошая статья! у нас как раз сейчас капризы и всё по-своему, назло)) я уже читала, что это нормально, но терпения нужно! )))
  • Curled
    Curled 17.08.2013 08:24
    Тогда терпения вам, Полиш!!!
  • Pritti
    Pritti 17.08.2013 08:26
    Спасибо большое!
  • Rehab
    Rehab 19.08.2013 03:24
    Очень интересная и полезная для нас статья,учитывая,что нам скоро год.взяла все на вооружение.спасибо большое:)
  • Curled
    Curled 19.08.2013 22:11
    Всегда пожалуйста!!! Вы что-то припадали совсем(((
  • Rehab
    Rehab 20.08.2013 01:58
    А мы ж в отпуске были,вот только приехали:)
  • Curled
    Curled 20.08.2013 07:15
    Здорово как!!! Где были?
  • Rehab
    Rehab 20.08.2013 09:20
    В старом осколе,к отцу мужа ездили,чуть позже пост напишу об этом:)
  • Curled
    Curled 20.08.2013 17:49
    Ок!!! Будем ждать!!
  • Лела;)
    Лела;) 20.08.2013 00:08
    отличная статья;)
Для того, чтобы прокомментировать войдите или зарегистрируйтесь.
Аня

Пермская обл., Пермь

Online дневник
  • Andrew
    Andrew

    23 ноября 2012
    (4 года 10 дн.)

    Мой сахарок

Подписки

Abbott