x
    • Мария
      Мария
  • Введите имя
    Введите правильный email адрес

МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В АСПЕКТЕ ЗАЩИТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

23.10.2012
вторник

ВВЕДЕНИЕ

          Актуальность темы исследования обусловлена тем значением, которое на сегодняшний день приобретают права на нематериальные объекты. Развитие права интеллектуальной собственности является жизненно важным для продвижения инноваций, конкуренции и распространения новых технологий. С появлением сети Интернет незаконное распространение объектов интеллектуальной собственности приобретает все больший масштаб. Легкость копирования и распространения интеллектуальной собственности, представленной в электронном виде, создают условия для массовых нарушений. Большая доля нарушений среди молодежи приходится на такие объекты интеллектуальной собственности, как литературные, аудиовизуальные произведения (музыка, песни, фильмы), программы для ЭВМ и базы данных.           Активными потребителями интеллектуальной собственности электронного вида являются старшеклассники, которые выходят в Интернет для поиска информации, новостей, общения с друзьями, скачивания программ, музыки и т.д. Среди комплекса мер по обеспечению защиты интеллектуальной собственности принципиальным является деятельность общеобразовательных учреждений по формированию информационно-правовой культуры личности. Под информационно-правовой культурой будем понимать интегративное качество личности, характеризующееся определенным уровнем сформированности правовых  и этических знаний, умений, навыков и их реализация в процессе информационной деятельности. Информационно-правовая культура старшеклассника  выражается в наличии у него  комплекса правовых и этических  знаний, умений, навыков и рефлексивных установок во взаимодействии с информационной средой. Реальное повышение уровня информационно-правовой культуры старшеклассников возможно лишь при организации специального информационно-правового образования. Решение задач информационно-правового образования должно быть связано с воспитанием информационно-правовой культуры как базы всех методов и приемов поиска, обработки и использования информации с соблюдением правовых и этических норм.  

          Итак, актуальность исследования определяется необходимостью   формирования информационно-правовой культуры старшеклассников в сфере создания и использования объектов интеллектуальной собственности в информационном пространстве (формирование у старшеклассников представлений о роли интеллектуальной собственности, знаний о возможностях её применения, знаний о правовом  использовании интеллектуальной собственности, представленной  в  электронном виде), а также необходимостью воспитания ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности, социальным заказом общества на повышение как информационной, так и правовой культуры учащихся, необходимостью решения задач информатизации образования.

Для нашего исследования особое значение имеют работы, рассматривающие различные аспекты формирования информационной и правовой культуры личности. Это исследования  Н.В. Апатовой, Т.Н. Брусенцовой, Я.А. Ваграменко, Ю.А. Гольцмана, Д.А. Дуванова, Я.Н. Зайдельмана, Т.Ю. Ильиной, Т.Б. Казиахмедова, М.П. Лапчика, Н.И. Пака, Ю.А. Первина, И.В. Роберт, И.А. Румянцева, И.В. Симоновой.

Степень научной разработанности темы исследования. Анализ научных работ показывает, что вопросы формирования правовой культуры и информационной культуры старшеклассников исследованы довольно широко и всесторонне. Вместе с тем проблема формирования информационно-правовой культуры старшеклассников в аспекте правового и этического использования результатов творческой деятельности людей (прежде всего, объектов интеллектуальной собственности, представленных в электронном виде),  правовых и этических норм работы с  информацией не была предметом специального изучения.

            Важность формирования информационно-правовой культуры в аспекте защиты интеллектуальной собственности еще не совсем  осознана, о чем свидетельствуют небольшое число конференций и публикаций.

В ходе исследования выявлены противоречия между:

  • Потребностью общества в решение проблемы защиты интеллектуальной собственности и  низким уровнем знаний основ права интеллектуальной собственности, основ авторского права старшеклассниками; 
  • Потребностью общества в решение проблемы защиты интеллектуальной собственности и реальными возможностями формирования информационно-правовой культуры  старшеклассников в деятельности общеобразовательных учреждений;
  • Необходимостью формирования информационно-правовой  культуры старшеклассников в аспекте защиты интеллектуальной собственности  и недостаточной разработанностью научного и методического, а также кадрового  обеспечения этого процесса;

Существующие противоречия и недостаточная теоретическая разработанность определяют актуальность темы нашего исследования.

            Сформулированные противоречия позволили определить, что проблема исследования заключается в осознании необходимости формирования информационно-правовой культуры старшеклассников как важной предпосылки для решения проблемы защиты интеллектуальной собственности, становления информационного общества, в котором соблюдаются права граждан на результаты творческой деятельности. Выбор возрастной группы (старшеклассников) обусловлен сложностью и специфичностью работы по информационно-правовому  воспитанию с учащимися этого возраста.

            Объект исследования – процесс обучения  старшеклассников основам защиты интеллектуальной собственности, представленной в электронном виде.

          Предмет исследования – методика обучения старшеклассников  основам защиты интеллектуальной собственности, представленной в электронном виде.

          Цель исследования – разработка структуры и содержания курса «Защита интеллектуальной собственности» и характеристика методики его преподавания старшеклассникам.

          В основу исследования была положена следующая гипотеза:  процесс усвоения старшеклассниками учебного материала при изучении основ защиты интеллектуальной собственности будет наиболее эффективным при достижении следующих условий:

  • § В учебно-воспитательном процессе преимущественно используются  активные (игровых) методы обучения старшеклассников;
  • § Соответствия содержания обучения принципам его отбора.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были определены следующие задачи исследования:

  1. Проанализировать развитие интеллектуальной собственности в России, рассмотреть подходы к исследованию интеллектуальной собственности.
  2. Провести социологическое исследование среди молодежи города Москвы, посвященное проблеме защиты ИС, формированию информационно-правовой культуры старшеклассников.
  3. Раскрыть преимущества активных (игровых) методов обучения в формировании информационно-правовой культуры старшеклассников.
  4. Раскрыть содержание понятия «информационно-правовая культура», необходимость его введения.
  5. Разработать структуру и содержание  курса обучения старшеклассников основам защиты интеллектуальной собственности.
  6. Сформулировать принципы отбора  содержания обучения старшеклассников в области защиты интеллектуальной собственности.
  7. Разработать  методику проведения практических работ по курсу.
  8. Апробировать на практике предложенную методику обучения курсу «Защита интеллектуальной собственности».

         Методологической основой  исследования выступили: концептуальные философские положения о всеобщей связи, взаимной обусловленности и целостности явлений и процессов действительности, о природе и функциях культуры как социального феномена (К. А. Абульханова, А. И. Арнольдов, Э. А. Орлова); концепции базовой культуры личности учащегося (В. С. Библер, Е. В. Бондаревская, А. П. Валицкая, О. С. Газман, В. С. Ильин, И. Ф. Исаев, Э. В. Ильенков, Н. Б. Крылова, Ю. М. Орлов, В. А. Сластенин); концепции развития информационной культуры (А. А. Андреев, М. Г. Вохрышева, Г. В. Железновская, Н. М. Розенберг, Б. А. Семеновкер, Т. Н. Сосина, И. Г. Хангельдиева, Ю.А. Первин ); концепции формирования правовой культуры (Е.В. Аграновская, С.С. Алексеев, Е.В. Бурлай,  А.Ф. Гранин, В.Г. Лавренов, Л.Г. Машукова, В.П. Сальников,  В.Д. Шишкин и др.); концепции правового воспитания подрастающего поколения (И.Ф. Ахметова, В.А. Балюк, Г.П. Давыдов, М.Е. Дуранов, А.К. Котов,  А.С. Соломаткин, Д.Е. Тихомиров, и др.); возрастные теории личности (Л. И. Божович, Ш. Бюллер, Л. С. Выготский Ст. Холл, Э. Штерн, Д. Б. Эльконин, Э. Эриксон); работы по правовому обучению и воспитанию в области авторского права (Суханова Е.А., Близнец И.А., Леонтьева К.,  Долженко А.Н. и др.);  работы, посвященные самоактуализации личности в юношеском возрасте (Н. Г. Горданюк, Н. Г. Григорьева, Г. П. Клименко, А. С. Косогорова, Л. Н. Куликова Я. П. Лазарева); теории развития личности в образовательном процессе (Е. В. Бондаревская, В. В. Буткевич, И. Ф. Исаева, В. А. Канн-Калик, И. Б. Котова, Н. В. Кузимина, А. И. Мищенко, В. В. Серикова, В. А. Сластенин); теория совершенствования учебного процесса при помощи новых информационных технологий (Ю. С. Брановский, А. Я. Ваграменко, Т. Г. Визиров, В. С. Гершунский, Е. И. Машбиц, Т. А. Шапошникова), работы по методологии и практике информатизации образования (Ваграменко Я.А., Каракозова С.Д., Кузнецова А.А., Лапчика М.П., Могилева А.В., Пака Н.И., Роберт И.В., Уварова А.Ю., Шолоховича В.Ф. и др.).

        Проблеме защиты интеллектуальной собственности посвящены труды следующих ученых-юристов: М.М Агаркова, Э.П. Гаврилова,  М.В. Гордона, А.Н. Долженко,  В.Б. Резникова, Н.Н. Хохлова, Н.В. Макагоновой, Сергеева, А.П., Е.А. Суханова., И. Близнец и др. Следует отметить и  труды А.М. Гарибяна, А.Н. Ефимова, В.М. Корецкого, В.М. Рассудовского, В.И. Серебровского, А.Веймарна, В.Дозорцева, В.Рассудовского, А.Селезнева, Л.Трахтенгерца и др.[1]          Имеются и работы, специально посвященные проблеме защиты авторских прав в сфере образования в условиях информатизации. Среди них следует отметить работы В.Б. Наумова, А.Г. Серго,    Д. Липцик, З.Ф. Мазур.

                В работах В.Г. Гавришина, А.Г. Глинчиковой, В. С. Мамаева, А. М. Орехова,  М.А. Розова и др.[2] рассматриваются вопросы дефинирования интеллектуальной собственности, история этого феномена, его роль и место в духовном развитии человека и развертывании научно-технического прогресса.

Особое внимание было уделено научным работам в области информационного права и информационной безопасности. Среди ученых, к трудам которых обращался автор, следует назвать: Ю.М. Батурина, И.Л. Бачило, А.В. Волокитина, О.А. Гаврилова, Г.В. Емельянова, Г.Б. Жданова, В.А. Копылова, Ю.Г. Просвирнина, М.М. Рассолова, А.А. Стрельцова, Б.Н. Топорнина и. др.

             Методы исследования: теоретический анализ философской, педагогической, психологической и правовой литературы по теме исследования; анализ и обобщение передового опыта информационного и правового обучения старшеклассников; анализ нормативных  документов по системе общего образования; анализ отечественного и зарубежного опыта использования средств ИКТ в обучении и воспитании, социологические методы исследования (опрос, беседа, интервью, анкетирование, тестирование); метод экспертной оценки, самооценка; организация и проведение педагогического эксперимента. Методом исследования в проведенном эксперименте является метод преобразующего эксперимента, т.е. изучение тех изменений, которые происходят в учащихся в течение и в результате экспериментально организованного педагогического процесса. Ориентиры исследования вырабатывались и достигались в процессе постоянного и широкого организационного, учебно-методического, информационного взаимодействия с представителями науки и культуры, юристами, заинтересованными общественными организациями.

          Научная новизна исследования:

  • разработан социологический инструментарий для выявления причин нарушения прав интеллектуальной собственности в молодежной среде;
  • определено содержание понятия информационно-правовая культура;
  • разработана методика обучения старшеклассников  в области защиты интеллектуальной собственности, представленной в электронном виде;
  • определено содержание обучения старшеклассников основам интеллектуальной собственности

          Теоретическая значимость исследования:

  • работа вносит определенный вклад в теорию и методику проведения социологических исследований в правовой сфере, в развитие социологических взглядов на интеллектуальную собственность;
  • расширены имеющиеся теоретические представления о необходимости и возможности формирования  информационно-правовой культуры;
  • обоснованы теоретические положения отбора содержания обучения, сформулированы принципы отбора содержания обучения основам защиты интеллектуальной собственности старшеклассников посредством установления взаимосвязей защиты интеллектуальной собственности  и содержания обучения учебных предметов «Информатика», «Экономика», «География», «Биология», «Естествознание», «Обществознание», «Право»;
  • уточнена дефиниция понятия «информационно-правовая культура»;
  • определена структура и содержание курса.

            Практическая значимость исследования состоит в разработке программы курса «Защита интеллектуальной собственности», разработке диагностических материалов (тестовые задания, задачи) для определения уровня сформированности информационно-правовой культуры старшеклассников, методических рекомендации по формированию информационно-правовой культуры старшеклассников,  а также в создании методических подходов к обучению старшеклассников в области защиты интеллектуальной собственности. Программа курса может быть использована на практике в системе среднего образования при изучении ИКТ на курсах информатики. Материал работы может содержательно обогатить учебные занятия по информатике.

            Результаты социологического исследования можно использовать для анализа и характеристики общественных отношений в сфере использования объектов интеллектуальной собственности (авторского права), существующей в России мотивации их законного и незаконного использования среди молодежи. Результаты исследования могут быть полезны учителям, преподавателям ВУЗов, регулирующим органам, специалистам,  представляющим интересы правообладателей, институтам гражданского общества в качестве информации к размышлению, руководства к совершенствованию механизмов регулирования.

       Экспериментальной базой по обучению курсу «Защита интеллектуальной собственности» служили: МОУ Свердловская средняя  общеобразовательная школа №1 Щелковского района Московской области, ГОУ средняя  общеобразовательная школа №29 г. Москвы, что подтверждено актами апробации.

         Результаты исследования обсуждались на Городской конференции  для старшеклассников в рамках фестиваля детского и юношеского творчества «Юные таланты Московии» (2006 г.).

         Эмпирическая база исследования.  Материалы социологического опроса «Проблема защиты интеллектуальной собственности, представленной в электронном виде», проведенного в  ВАО г. Москвы (район Метрогородок) в апреле 2007 года. Выборка квотная, квоты формируются на основе социально-демографических показателей (пол, возраст (от 17 до 25 лет), образование (не ниже полного среднего)) и такой показатель, как использование сети Интернет. В выборочной совокупности пилотажного исследования приняли участие 252 человека. Цель – анализ причин формирования проблемной ситуации в области нарушения прав интеллектуальной собственности  московской молодежью (составить приблизительное представление об информационно-правовой культуре московской молодежи).

      По результатам исследования созданы: сборник работ учащихся «Создавая, охраняя, защищая», сборник  тестов «Авторское право» по курсу «Защита интеллектуальной собственности» для 10-11 классов общеобразовательных учебных заведений, образовательный  сайт   (Адрес: www.intel-soft.narod.ru), мультимедиа проект «Защита интеллектуальной собственности».

          На защиту выносится методика обучения курсу «Защита интеллектуальной собственности» как системообразующий фактор формирования информационно-правовой культуры старшеклассников; дифференциация подходов к процессу формирования информационно-правовой культуры старшеклассников посредством использования методов активного обучения.

          Достоверность полученных результатов основывается на использовании положений отечественной и зарубежной науки, апробированных методов исследования, законодательных и других нормативных документов, обеспечивается подтверждением гипотезы конкретными теоретическими и  практическими результатами, положительными отзывами о педагогической деятельности автора.

          Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

[1]Веймарн А. Беспредел для умных и ученых//Интеллектуальная собственность. – М., 1995. - №5/6. – с.30-32; Дозорцев В. Информация как объект исключительного права//Дело и право. – М., 1996. – с.27-38; Рассудовский В. Проблемы правового регулирования инновационной деятельности в условиях рыночной экономики//Государство и право. – М., 1994. - №3. – с. 60-69; Селезнев А. Интеллектуальная собственность и ее государственная защита//Экономист. – М., 1996. - №11. – с. 61-69; Трахтенгерц Л. Свобода творчества и интеллектуальная собственность//Право и экономика. – М., 1994. - №34. – с. 1-4.

[2]Гавришин В.Г.Человек и собственность (социально-антропологический аспект)//Очерки социальной антропологии. – СПб, 1995. – с.94-106; Глинчикова А.Г.Может ли быть товаром интеллектуал и продукт его труда//Вопросы философии. М., 1997. № 3 – с. 52-62; Мамаев В.С. Интеллектуальная собственность: прошлое и настоящее//Общественные науки и современность. – М., 1996. – с. 38-44; Орехов А.М. Интеллектуальная собственность//Социально-гуманитарные знания. – М., 2001. - № 2. – с. 151-165; Розов М. А. Знание как объект исследования//Вопросы философии. – М., 1998. - №1. – с. 89-109.

пост создан: 23 октября 2012
просмотров: 644
Показывать всем

Поделись с друзьями

Пусть твои друзья из других сетей тоже прочтут эту заметку

Для того, чтобы прокомментировать войдите или зарегистрируйтесь.
Елена

Москва и Московская обл., Щелково

 
  • solnca
    solncaМесячник флешмобов
  • junnatka
    junnatkaЗачем мне эти сложности? Посижу-ка я дома))
  • Тик-так
    Тик-так
  • LinaStan
    LinaStan
  • Kazyaffka
    Kazyaffka15 октября - ДР Сони, 20 октября ДР Маши))
  • shytanka
    shytankaКамилькина мама since 20.07.2013 )) инстамама @shytanka
  • Pink
    PinkСкоро зима и каникулы!!!
  • Misha76
    Misha76Новая жизнь на пороге
  • Nectunt
    Nectuntя сяду и напишу все, правда! спасибо что помните :*
  • Н@дя
    Н@дяКак быстро пролетел год😊

Приложения