x
    • Мария
      Мария
  • Введите имя
    Введите правильный email адрес

КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ  ПОДГОТОВИТЬСЯ К ЕГЭ ПО МАТЕМАТИКЕ

математике нет символов для неясных мыслей. Анри Пуанкаре

Ваш ребенок поступает в гумантарный вуз? У него нелады с математикой? Вы с ужасом ждете ЕГЭ? Вы боитесь не получить аттестат, потому что математика – обязательный предмет? Вашему ребенку нужны высокие баллы по математике, чтобы поступить в престижный вуз? Если вы не спите по ночам от таких мыслей, это статья для вас. Математика – предмет, которого мамы боятся больше, чем дети. «Я ждала экзамена с ужасом. Я отдала своего ребенка заниматься с репетитором в 9-м классе. Он занимался ею все три года» – вот, что часто мы слышим от мам. Но прежде чем впадать в панику, давайте попробуем понять, что можно сделать, чтобы справиться с этим страшным ЕГЭ по математике. Важно сразу определить для себя два пункта: 1. Уровень знаний по математике вашего ребенка. 2. Вуз, куда он собирается поступать. 
Как определить уровень знаний по математике Надо выполнить вариант реального экзамена прошлого года. Лучше всего взять ЕГЭ на сайте ФИПИ, института, который разрабатывает ЕГЭ. Там находятся проверенные варианты, и что очень важно, есть возможность проверить части В и С, увидеть, что ребенок решает не так и понять, почему. Если ошибки делаются по невнимательности (перепутал число), надо тренироваться. Если же налицо незнание предмета, нужно прорабатывать те темы, в которых есть ошибки. Незнание темы объясняется двумя причинами. Первая – это незнание формул, вторая – незнание принципов решения. 
Как понять, подходит ли вам выбранный вуз В первую очередь, надо понять, какой в выбранном вузе средний балл. Надо помнить, что можно подать документы в 5 вузов, а это значит, что стоит сразу рассмотреть их все и понять, какие баллы нужно для них набрать по математике. Если вуз требует 360 баллов при четырех ЕГЭ, то понятно, что за каждый ЕГЭ нужно получить 90 из 100 возможных. Ориентируйтесь на тест, взятый с сайта ФИПИ, или на результат пробного ЕГЭ в школе, он обычно пишется в конце сентября. Не стоит опираться на отметку по математике в школе, она не всегда верно отражает реальное знание предмета. Если вы выбрали вуз, пришло время посчитать первичные баллы ЕГЭ, которые возможно получить по математике. Для этого надо понять, какой объем задач нужно решить. ЕГЭ по математике состоит из частей В и С. В части В – 14 заданий. В части С – 6. Каждое выполненное задание части В дает 1 балл. Часть С измеряется следующим образом: С1, С2 – по 2 балла каждый , С3,С4 – по 3 балла, С5, С6 – по 4 балла. Максимальное количество первичных баллов за ЕГЭ по математике – 32 балла. Первичные баллы потом пересчитываются в тестовые: 32 первичных балла = 100 баллов. Чтобы сдать ЕГЭ и получить аттестат, надо перешагнуть минимальный порог – решить не менее 5 заданий из части В. Но этого недостаточно для поступления в вуз. Например, вы выбрали направление «Экономика». Смотрим, какой был средний балл за 1 предмет: Высшая школа экономики – 86,4, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации – 81,6, Российская экономическая академия имени Г. В. Плеханова – 82,6, Государственный университет управления – 71,1. Это означает, что для поступления во ВШЭ требуется набрать 26 первичных баллов, а для поступления в ГУУ – только 19. Если вы выбрали вуз, где математика – непрофильный предмет, то достаточно решить всю часть В и С1. За это дается 16 первичных баллов. Что это такое с точки зрения выполнения заданий по математике? Для ВШЭ – правильное решение всей части В (14 баллов) и пяти заданий части С: С1,С2,С3, С4, С5 (14 баллов за все правильно решенные задания). При этом у вас 2 балла в запасе как страховка. Для ГУУ – правильное решение всей части В (14 баллов) и трех заданий части С: С1, С2, С3 (7 баллов за все правильно решенные задания). В этом случае надо полностью решить 2 задания, а за третье набрать хотя бы один балл. Задания С5-С6 рассчитаны на тех, кто претендует на 90-100 баллов. Это задания для тех, у кого хорошо с математикой и кто может увеличить свой средний балл именно за счет ЕГЭ по этому предмету. С5 – усложненный вариант темы параметров, раздела, который плохо и мало проходят в школе. С6 – задание уровня олимпиад по математике. Ученики, способные решить эти задания, могут рассчитывать на высший балл, то есть на 100 в пересчете на тестовые баллы. Самая главная трудность при подготовке – охватить все темы, которые будут на экзамене. Это сложно, потому что пособия строятся на основе экзамена, который был в прошлом году. А самостоятельно ученику практически невозможно понять, все он охватил или нет. Выпускникам этого года будет немного легче: Рособрнадзор обещал в феврале 2014 года опубликовать в интернете задания ЕГЭ-2014. Правда, это будут не готовые варианты для проведения экзамена, а именно база заданий, из которой потом сформируют финальные варианты ЕГЭ. Возможно, что в ближайшее время экзамен по математике будет сдаваться по новой схеме. Принято принципиальное решение, что итоговый экзамен по этому предмету должен стать двухуровневым (базовый и для «продвинутых»), а со временем — даже трехуровневым. При этом из общего массива задач частей «В» и «С» выделят базовую часть из десяти первых заданий самого легкого раздела «В» на проверку основных знаний, полученных в школе: задачи на целые числа, на доли целого, элементарную геометрию и т.д. Максимальный балл, на который сможет рассчитывать решивший все задания базового экзамена, будет ниже основного ЕГЭ и не превысит 45. Для успешного окончания школы и получения аттестата этого будет достаточно и, возможно, впишется в пороговое значение, необходимое для поступления в вуз. Однако поступить с такими результатами в хорошие вузы, где при сдаче требуется математика, будет более чем проблематично. И это надо будет иметь в виду при выборе уровня экзамена. Новая схема, безусловно, даст чувство психологического комфорта и снимет излишний стресс. И еще один маленький бонус для выпускников 2014 года – теперь за решение за задачи части «С» будет добавляться один балл в том случае, если решение шло верным путем, а неверный ответ объясняется арифметической ошибкой. Итак, детальная информация о том, что будет включено в ЕГЭ-2014, находится на сайте ФИПИ. Однако эти материалы не рассчитаны на рядового читателя, в них трудно разобраться, собрать воедино. Главное, что надо помнить, типы задач принципиально не меняются. Тематика каждого пункта повторяется из года в год. Давайте рассмотрим основные типы задач и типичные ошибки, которые совершает большинство школьников при сдаче каждого ЕГЭ. 
Просто, но сложно! При решении В и С соотношение ошибок между двумя частями вне зависимости от того, какой объем заданий выполнен, обычно таков: на каждые 3 ошибки части В приходится только 1 ошибка в части С. Как ни странно, очень много ошибок делается в первых заданиях части В – самых, казалось бы, простых. Тематика заданий В1, В2, В4, В12 – математика в повседневной жизни. С точки зрения математики – это самые несложные алгебраические вычисления. Многие старшеклассники решают эти задачи безупречно с точки зрения математической логики. Но главная их ловушка – привязка к повседневной жизни, которя не всегда в ладу с математической точностью. Вот примеры задания, вызвавшего большое количество ошибок: «Больному прописано лекарство, которое нужно пить по 0,5 г 3 раза в день в течение 21 дня. В одной упаковке 10 таблеток лекарства по 0,5 г. Какого наименьшего количества упаковок хватит на весь курс лечения?» Если умножить число таблеток в день на число дней, получится 63 таблетки. Если разделить полученное число на количество таблеток в упаковке (63:10), то получим 6,3. С точки зрения математики, 6,3 должно округлиться до 6. Но в реальной жизни нам нужно 7 упаковок. Дополнительную путаницу вносят 0,5 г, которые и есть одна таблетка. Или такой вариант. «Сколько можно купить цветов, имея 50 руб. при покупке цветов при цене 6 руб. за штуку?» В условии указано, что четное число цветов дарить нельзя. В результате математического действия ученики получают ответ 8 и пишут его в бланке, а ведь должны написать 7. Бывает и хуже, когда в ответ пишут 8, 3 цветка. В этой теме, требующей очень простых математических вычислений, важно помнить, что здесь тематика – повседневная жизнь – является определяющей, поэтому механические математические действия не подходят. В задании В12 обратная проблема: текст задачи сформулирован с обилием технических слов, в него вставлены физические или химические формулы. Но не надо пугаться текста, надо уметь вычленить из него условия собственно математической задачи, которя сама по себе не очень сложная. Важно помнить, что технический текст здесь – это всего лишь описательная часть, а не часть условия. Суммируя вышесказанное, можно сказать, что в этих простых заданиях не надо сразу проводить моментальные математические действия, а надо, в первую очередь, задуматься об их прикладном характере. К сожалению, именно сильные ученики, уверенные в своих математических знаниях, ловятся на таких заданиях: ведь они пришли сдавать математику, и ими руководит только математическая логика. 
Секреты Подготовка к ЕГЭ значительно упрощается, если знать некоторые его секреты.  Существует множество простых способов получить больше баллов на ЕГЭ по математике. Например, если принято решение, что задача С1 будет посвящена тригонометрическим уравнениям, это почти наверняка означает, что в заданиях В5 и С3 тригонометрических уравнений не будет. Задание С4 обычно проверяет способность правильно рассматривать свойства комбинаций геометрических фигур. Правильный ответ на этот вопрос практически всегда предполагает два вида геометрических ситуаций. Например, высота треугольника может лежать внутри треугольника или вне его. Если рассматривать только один вид, удастся набрать не более двух баллов из трех. Задача С6 считается самой сложной в ЕГЭ. Но, руководствуясь лишь здравым смыслом и логикой, на ней можно заработать дополнительный балл, если осталось время после того, как вся работа сделана. Как правило, решение задания С6 излагается по этапам. Если получится правильно описать хотя бы начало решения, то можно получить один балл. Любимый всеми метод координат не является темой, проверяемой на ЕГЭ. Использование метода координат – сильный риск. На первый взгляд, решение задачи методом координат – самый быстрый путь к ответу. Но, если ошибиться, решая задачу методом координат, ты можно получить ноль. Если же решать задачу любым другим методом – то есть шанс получить 1 или 2 балла даже в случае ошибки». 
Тренируйтесь Экзамен в формате теста отличается от устного, здесь необходимо знакомство с правилами заполнения, освоение формы и порядка заполнения. Будет совсем не лишне распечатать бланк в интернете, изучить его и научиться правильно заполнять. Стоит написать ЕГЭ на бланке и оценить, сколько на это уйдет времени. Не надо волноваться и нервировать ребенка Существует масса способов, как снять стресс перед ЕГЭ. Один из самых простых – разработать план написания ЕГЭ накануне экзамена. Вы уже знаете, куда выхотите поступать и сколько баллов надо набрать. У вас есть «звездный» вариант, требующий максимального результата по математике, и «практичный» вариант, требующий меньшего количества баллов. Вы уже знаете, какие темы даются хуже, какие – лучше. Вы поняли, сколько времени уходит на заполнение бланка по каждому ответу. 
Теперь можно составить план: 

  • Первыми делаем задания, которые легче всего даются; 
  • Потом все остальные; 
  • Если на какое-то задание уходит слишком много времени, откладываем его; 
  • Оцениваем, сколько времени уходит на первую группу заданий, которые даются легче всего, записываем время; 
  • Оцениваем, сколько времени уходит на вторую группу заданий, которые даются труднее, записываем время; 
  • Выделяем отдельное время для перенесения ответов в бланк и проверку бланков; 
  • И помним, чем больше баллов нужно вашему ребенку, тем точнее и тщательнее он должен рассчитывать свое время. 

Под конец хочется сказать несколько слов в защиту экзамена. ЕГЭ по математике сформирован ФИПИ с целью проверить не только знания выпускников средней школы, но и их способность мыслить и думать. Его положительное влияние на повышение математического образования в России, по результатам исследования PISA, международного теста для оценки естественно-математической грамотности школьников, отметила Галина Ковалева, директор Центра оценки качества образования Института содержания и методов обучения РАО. По ее мнению, уровень знания математики в России повысился, и один из самых серьезных факторов этого – введение ЕГЭ. Мы же хотим, чтобы летали наши самолеты, стояли дома и строились дома? Значит надо, чтобы наши дети знали математику! 
Михаил ПекарЦентр подготовке к ЕГЭ Maximum

38 клавиатурных сокращений, которые работают в любом браузере :

Работа с вкладками :
Ctrl+1-8 – Переключение на вкладку, положение которой на панели вкладок соответствует нажатой вами цифре.
Ctrl+9 – Переключение на последнюю вкладку независимо от ее номера.
Ctrl+Tab – Переключение на следующую вкладку, то есть на одну вправо.
Ctrl+Shift+Tab – Переключение на предыдущую вкладку, то есть на одну влево.
Ctrl+W, Ctrl+F4 – Закрыть текущую вкладку.
Ctrl+Shift+T – Открыть повторно последнюю закрытую вкладку.
Ctrl+T – Открыть новую вкладку.
Ctrl+N – Открыть новое окно браузера.

Навигация:
Alt+Стрелка Влево, Backspace – Назад.
Alt+Стрелка Вправо, Shift+Backspace – Вперед.
F5 – Обновить.
Ctrl+F5 – Обновить с игнорированием кэша, то есть загрузить страницу по новой.
Escape – Остановить загрузку.
Alt+Home – Открыть домашнюю страницу.

Масштабирование:
Ctrl+»+», Ctrl+Колесо мышки вверх – Увеличить.
Ctrl+»-», Ctrl+Колесо мышки вниз — Zoom out.
Ctrl+0 – Вернуть исходный масштаб.
F11 – Полноэкранный режим.

Скроллинг:
Space, Page Down – На один экран вниз.
Shift+Space, Page Up – На один экран вверх.
Home – В начало страницы.
End – В конец страницы.

Адресная строка:
Ctrl+L, Alt+D, F6 – Выделить текст в адресной строке.
Ctrl+Enter – Автоматически добавит www. в начало и .com в конце введенного вами слова и откроет эту страницу.
Alt+Enter – Откроет набранный адрес в новой вкладке.

Поиск:
Ctrl+K, Ctrl+E – Фокусировка на встроенном в браузер поле поиска для ввода запроса.
Alt+Enter – Открыть результаты поиска в новой кладке.
Ctrl+F, F3 – Открыть инструмент поиска по текущей странице.
Ctrl+G, F3 – Найти следующее значение при поиске по странице.
Ctrl+Shift+G, Shift+F3 – Найти предыдущее значение при поиске по странице.

История & закладки:
Ctrl+H – Открыть просмотр истории.
Ctrl+J – Открыть загрузки.
Ctrl+D – Сохранить закладку на текущий сайт
Ctrl+Shift+Del – Открыть инструмент очистки истории, кэша, загрузок и т.д.

Другие функции:
Ctrl+P – Печать текущей страницы.
Ctrl+S – Сохранить страницу на жесткий диск.
Ctrl+O – Открыть файл.
Ctrl+U – Посмотреть код текущей страницы. (Кроме IE).

ВСТУПЛЕНИЕ

Специалисты обучают родителей тому, что делать, но не говорят, когда это следует делать и по большей части как делать.

Классический пример – вопрос о дисциплине. Превосходные книги и семинары посвящены этой животрепещущей теме, но, по сути, родители не уясняют себе самого главного: дисциплина – лишь один из аспектов взаимоотношений с детьми. В результате многие родители пришли к ошибочному выводу: дисциплина – это краеугольный камень, и требование ее первостепенно.

Эту ошибку очень легко совершить, особенно когда слышишь: «Если вы любите своего ребенка, вы должны дисциплинировать его». Это утверждение, безусловно, верно, но трагедия в том, что многие родители почти полностью поглощены дисциплиной и проявляют слишком мало любви, чтобы ребенок чувствовал ее и она приносила бы ему утешение. И поэтому большинство детей сомневаются, что их любят искренней и безусловной любовью. Таким образом, опять же проблема не в том, чтобы дисциплинировать ребенка лишь ради соблюдения дисциплины; задача в том, как выразить нашу любовь к ребенку через дисциплину и как проявлять ее другими, более мягкими способами.

Глава 1 ПРОБЛЕМА

Трудно растить детей в сложном современном мире. Давление и нагрузки на американскую семью настолько резко усиливаются с каждым днем, что не мудрено прийти в замешательство и уныние.

Рост числа разводов, экономические кризисы, ухудшение качества обучения, потеря доверия к лидерам страны – все это лишает нас эмоционального равновесия.

И поскольку родители становятся все более истощенными физически, эмоционально и духовно, им гораздо труднее достойно воспитывать своих детей. Я убежден, что на ребенка падает львиная доля тяжести от этих нагрузок. В современном обществе в самом бедственном положении оказываются именно дети, а им больше всего на свете необходима любовь.

Как и у большинства родителей, у них было смутное представление о том, что необходимо ребенку: еда, дом, одежда, образование, любовь, руководство и пр. Все это они обеспечивают по мере возможностей; все, за исключением безоговорочной, безусловной любви.

Хотя любовь и переполняет сердце почти каждого родителя, задача заключается в том, как выразить эту любовь.

Я верю, что, несмотря на все сложности современной жизни, этому можно научить тех родителей, которые искренне хотят дать своим детям все необходимое для полноценной жизни.

Учитывая, как мало времени в действительности вечно занятые взрослые могут уделять своим детям, всем родителям крайне важно знать, как на самом деле любить своих детей и уметь выражать эту любовь постоянно.

А вы, друзья-родители, что думаете? Должны ли вы заранее выбрать определенную линию поведения при воспитании ребенка? Как вы считаете, нужна ли здесь последовательность? И какая? Нужно ли наказывать ребенка каждый раз, когда он плохо себя ведет? Если да, то как? Если нет, то что нам, родителям, делать? Что такое дисциплина? Дисциплина и наказание – разве это синонимы? Стоит ли нам, родителям, специально изучать какую-нибудь педагогическую теорию, например «школу тренировки родительской эффективности», и придерживаться лишь ее? Или мы должны полагаться на наш собственный здравый смысл и интуицию? Когда и как?

Все эти вопросы мучают любого родителя, серьезно относящегося к своим обязанностям. Нас, родителей, бомбардируют книгами, статьями, семинарами на тему «Как правильно растить наших детей». Подходы самые разнообразные – от кнута до пряника.

На самом деле все наоборот. Все изученные мной работы психологов подтверждают, что практически в каждом случае победа на стороне Дома. Влияние родителей оказывается сильнее постороннего влияния. Именно Домашний Очаг держит первенство и определяет, насколько счастливым, внутренне защищенным и уравновешенным растет ребенок, как он уживается со взрослыми, сверстниками, детьми других возрастов, насколько уверен в себе и своих способностях подросток, насколько он доброжелателен или равнодушен, как он реагирует на незнакомую ситуацию. Да, да, именно Дом, несмотря на многие отвлекающие ребенка обстоятельства, оказывает самое сильное влияние на него.

Давайте вкратце рассмотрим результаты исследований этих специалистов. Уже в палате для новорожденных в роддоме было выделено девять темпераментов. Эти темпераменты – самые главные характеристики ребенка и в основном сохраняются у него в дальнейшем. Окружение ребенка может слегка видоизменить эти характеристики, но тем не менее темпераменты глубоко укореняются в личности, их с трудом можно переделать и они могут сопровождать человека в течение всей его жизни. Каковы же эти врожденные темпераменты?

1. Уровень активности – степень наследственной моторной активности, определяющая, активным или пассивным является ребенок.

2. Ритмичность (регулярность или нерегулярность) – предсказуемость таких функций, как голод, тип питания, выделений, ритм цикла сон – бодрствование.

3. Приближение или удаление – это тип естественной реакции ребенка на такие новые стимулы, как незнакомая еда, игрушка или человек.

4. Приспособляемость – скорость и легкость, с которой ребенок способен видоизменить свое поведение в ответ на изменение окружающей среды.

5. Интенсивность. – количество энергии, используемой при выражении эмоций и настроений.

6. Порог реактивности – уровень интенсивности стимула, требуемого для того, чтобы проявилась нужная реакция.

7. Качество настроения (положительный настрой в противовес отрицательному): веселый, приятный, радостный, дружелюбный характер по контрасту с неприятным, капризным, крикливым, недоброжелательным поведением.

8. Способность отвлекаться. Характеризует степень влияния посторонних помех на способность сконцентрировать внимание на своей линии поведения.

9. Интервал внимания и настойчивость – продолжительность времени, в течение которого ребенок сосредоточен на активной деятельности, и продолжительность активности в случае возникновения препятствий.

Как вы, наверное, заметили, 3-й, 4-й, 5-й и 7-й типы темпераментов играют наиболее решающую роль при определении того, насколько будет легко или трудно вырастить ребенка и заботиться о нем. Ребенок с высокой степенью реактивности («спичка»), "ребенок, склонный замыкаться при изменении ситуации («улитка»), ребенок, с трудом приспосабливающийся к новым ситуациям («черепаха»), или ребенок, у которого обычно плохое настроение («нытик»). Эти дети крайне подвержены стрессам, особенно при завышенных родительских ожиданиях. И к сожалению, именно этим детям обычно достается меньше любви и привязанности со стороны взрослых.

Какой урок можем извлечь из этого мы, родители? Основные характеристики ребенка, очевидно, непосредственно связаны с типом материнской заботы и воспитания, которые он получает. На основе этих девяти темпераментов Чесс и Томас выработали цифровые показатели для оценки новорожденных. Эти данные позволили им четко предсказать, какие младенцы будут «легкими», о ком будет достаточно просто заботиться, с кем приятно общаться, кого несложно (относительно, конечно!) растить. Новорожденные, о которых сложнее заботиться, с которыми тяжелее общаться, которых мучительнее растить, – это так называемые «трудные» дети. Они потребуют от своих матерей значительно большей отдачи, чем «легкие» дети.

Затем Чесс и Томас сравнили, как развиваются дети в зависимости от типа материнского ухода за ними. Исследователи изучали младенцев, которым повезло с любящими матерями (женщинами, желавшими своих детей и создававшими дома обстановку любви и доброжелательности, когда дети чувствовали, что они нужны и их принимают такими, какие они есть). Чесс и Томас изучали нелюбящих матерей (матерей, которые сознательно или подсознательно отвергали своих детей или не могли создать дома атмосферу любви и доброжелательности, когда дети чувствовали, что их не принимают и не любят).

Как вы видите, любящие матери и «легкие» младенцы – замечательное сочетание. Эти дети хорошо развиваются почти без всяких отрицательных последствий и отклонений.

Любящие матери, имеющие «трудных» младенцев, встречаются с некоторыми осложнениями при воспитании, но эти осложнения преимущественно кончаются благополучно. В целом в атмосфере нежности и заботы любящих матерей эти дети развиваются хорошо.

«Легкие» дети нелюбящих матерей, в общем, развиваются не так хорошо. У них больше осложнений, чем у «трудных» детей любящих матерей. Их жизненный опыт скорее отрицательный, чем положительный.

Как вы, наверно, уже легко догадались, самые несчастные – это «трудные» дети нелюбящих матерей. Эти бедные существа находятся в таких тяжелых условиях, что их соответственно считают детьми с повышенным риском. Эти дети находятся в душераздирающем положении, им грозят все мыслимые опасности от совращения в малолетстве до сиротства, когда родители бросают их на произвол судьбы. Это в самом деле дети с настолько высокими показателями факторов риска, что можно ожидать чего угодно.

Итак, сопоставив вместе эти ценнейшие материалы, можно выявить некоторые исключительно важные факты. Прежде всего то, как ребенок будет проявлять себя в этом мире, не обусловлено исключительно родительским уходом и домашней обстановкой. Основные врожденные характеристики каждого ребенка серьезно влияют на то, как он растет, развивается и как формируется его личность.

Эти черты также влияют и часто определяют, насколько легко или трудно ухаживать за ребенком и насколько фрустрирующим он может оказаться для своих родителей. Это, в свою очередь, влияет на. то, как родители обращаются со своим ребенком. Как видите, весьма похоже на улицу с двухсторонним движением. Моя ежедневная врачебная практика подтверждает, что знание этих фактов помогает многим родителям избавиться от тягостного чувства вины.

Другой важный урок, который должны извлечь родители: для наилучшего развития ребенка важнее тип материнства (и, естественно, отцовства), чем тип врожденного темперамента ребенка.

Само собой разумеется, что большинство родителей любят своих детей. Предполагается, однако, что родители естественным образом умеют выразить свои чувства к ребенку. Но это глубочайшее заблуждение нашего времени. Большинству родителей не удается естественным образом проявлять сердечную привязанность к своим детям главным образом потому, что они не знают, как это делать. В результате многие современные дети не чувствуют, что их искренне, безусловно, безоговорочно любят и принимают такими, какие они есть.

В этом, по-моему, суть проблемы современных детей. Если в основе взаимодействия и взаимоотношений родителей и детей не лежит любовь, все остальное (дисциплина, отношения со сверстниками, успехи в школе) покоится тогда на фальшивом и зыбком фундаменте, что чревато всевозможными осложнениями.

Глава 2. ОКРУЖАЮЩАЯ ОБСТАНОВКА

Принципиально существенны взаимоотношения между супругами. По важности они перевешивают все другие отношения, в том числе и отношения между родителями и детьми. То, насколько подлинные душевные узы связывают родителей и детей, и то, как ребенок ощущает свое место в мире и свою безопасность, зависит от глубины и искренности отношений, которые сложились между мужем и женой. Так что теперь вам ясно, почему так крайне необходимо обеспечить самые лучшие отношения между супругами, прежде чем пытаться серьезно изменять отношение к ребенку в позитивную сторону.

Прежде всего важно понять, что существует разница между познавательными (т. е. интеллектуальными и рациональными) видами общения и эмоциональными (т. е. связанными с чувствами). Люди, которые в основном общаются на познавательном (когнитивном) уровне, имеют дело в основном с фактическими данными. Они любят поговорить о спорте, бирже, деньгах, имуществе, работе и пр., во всех случаях предмет обсуждения находится вне эмоциональной сферы. Эти люди чувствуют себя в высшей степени неуютно, если взаимодействие с другими людьми связано с проявлением эмоций, например, гнева. В результате они стараются избегать обсуждения вопросов, связанных с эмоциями; любовь, страх, тревога – они не желают даже говорить об этом. Таким людям трудно в ежедневной жизни поддерживать своих жен (и детей) и постоянно выражать им свою нежность, тепло и сочувствие.

Другой тип людей больше общается на уровне эмоций. Их легко утомляют чисто фактические сведения, для них важнее разделить с другими, особенно с супругом, свои чувства. Для них эмоциональный климат во взаимоотношениях между мужем и женой должен быть как можно чище, свободнее от неприятных чувств, сковывающего напряжения, горькой обиды. Поэтому, конечно, им хочется выговориться, разрешить эмоциональные конфликты с супругом, «очистить» воздух и снять напряжение, чтобы в доме были мир и покой.

 

Как вы думаете, где будут расположены мужчины и женщины на этой схеме? А дети? Так и есть. Как правило, женщины больше склонны к повышенной эмоциональности при общении с другими людьми, особенно с мужем и детьми. Мужчины склонны к более познавательному (когнитивному) типу общения.

Конечно, необходимо разделение: у жены и матери есть свои обязанности, но муж должен стремиться помогать ей и поддерживать ее во всех семейных начинаниях. Это существенно еще и потому, что жене трудно проявлять любовь к мужу, когда она чувствует,» что муж не хочет поддерживать ее полностью, на все 100 процентов, во всех трудностях семейной жизни, в особенности эмоциональных. Безусловно, то же верно относительно ответственности мужа перед семьей. Он должен быть уверен, что жена всегда готова помочь ему и даже заменить его, если понадобится.

С другой стороны, когда женщина вынуждена принять на себя всю ответственность за семью просто потому, что муж по своей халатности пренебрегает этим, ей трудно чувствовать себя уверенной в его любви. Например, одна дама, которую я консультировал, жаловалась, что она не чувствует любви своего мужа и ей трудно быть с ним нежной. Как выяснилось, вследствие безразличия мужа к семье она отвечала абсолютно за все стороны семейной жизни, в том числе и за финансовые и хозяйственные дела, даже за ремонт дома Такое «распределение» могло быть правильным, только если и муж и жена оба согласны с этим и счастливы, но даже и тогда муж должен принимать на себя, если нужно, полную ответственность за семью, т.е. он должен быть готов с радостью взять на себя лишнюю тяжесть, если супруга перегружена. Желание и готовность мужа быть полностью открытым и ответственным за все семейные проблемы – величайшее благо для жены и детей.

Поразительно, как замечательно воспринимает жена внимание и любовь своего мужа; она сторицей воздаст ее мужу и детям и в доме воцарится непередаваемо умиротворенная и живая атмосфера тепла и сердечности. Но муж должен взять на себя ответственность за проявление инициативы.

Муж, который возьмет на себя полную, серьезную и всестороннюю ответственность за свою семью' и будет проявлять инициативу в выражении своего внимания и сердечности к жене и детям, испытает ни с чем не сравнимое благо: нежную, любящую, заботливую, понимающую и всегда готовую помочь жену, само очарование и прелесть; спокойных, уверенных, уравновешенных, сдержанных, наилучшим образом развивающихся чудесных детей. Мне лично никогда еще не встречались семьи, где при соблюдении всех этих жизненно важных условий брак кончался бы крахом. В каждом неудачном браке эти две важнейшие предпосылки в той или иной степени не соблюдались. Друзья-отцы, помните, что инициатива за нами!

Мы должны научиться принимать наших супругов такими, какие они есть, не только со всеми их достоинствами, но и со всеми недостатками. Вероятность того, что мы найдем кого-нибудь или что-нибудь получше, будь это новый брак или новое любовное приключение, весьма отдаленная, особенно если учесть гнетущее чувство вины и все жизненные .осложнения, к которым приведет такой резкий поступок. Помните, что на самом деле ваша жена или ваш муж действительно незаменимы.

Мы можем быть уверены, что ребенок правильно воспитан и дисциплинирован, только если в основе воспитания лежит безусловная любовь. Без этого невозможно проникнуть в душу ребенка, оценить его поведение и понять, как справиться с его непослушанием. Безоговорочная любовь — это путеводная звезда в воспитании ребенка. Без этого мы, родители, блуждаем в темноте без ясных ориентиров, определяющих, какова наша позиция и что мы должны предпринять в тот или иной трудный момент при воспитании нашего ребенка. Если такой свет сияет впереди, у нас появляются ориентиры, определяющие состояние, настроение и поведение ребенка и помогающие нам справиться со всеми проблемами, включая дисциплину. Именно этот фундамент является краеугольным камнем, благодаря которому мы овладеваем искусством воспитания ребенка и ежедневно можем удовлетворять его эмоциональные потребности в первую очередь, а потом уже и все остальное. Без фундамента безусловной любви родительские обязанности — мучительное, давящее на нас бремя, тяжкий и неблагодарный труд, иногда вызывающий горькое чувство неудовлетворенности, а иногда заводящий в тупик.

Любить ребенка безусловно — значит, любить его независимо ни от чего. Независимо от его внешности, способностей, достоинств и недостатков, плюсов и минусов, красоты и уродства. Независимо от того, чего мы ждем от него в будущем, и, что самое трудное, независимо от того, как он ведет себя сейчас. Это, конечно, вовсе не означает, что нам всегда нравится его поведение.

        Если детей одаривают любовью, они возвращают ее. Если им ничего не дается, им нечего возвращать. Безусловная любовь отражается безусловно, а обусловленная любовь и возвращается в зависимости от тех или иных условий.

Многие дети в наши дни не чувствуют, что родители искренне их любят. И к тому же я встречал и таких родителей, которые в самом деле не любят своих детей. Так что это не просто академический вопрос, чтобы, подумав, покачать головой: «Как плохо!» Ситуация весьма тревожная.

Способы выражения любви к ребенку можно классифицировать по четырем типам: контакт глаз, физический контакт, пристальное внимание и дисциплина. Каждая область принципиально важна. Многие родители (и авторитеты) сосредоточивают свое внимание на одной или двух областях, пренебрегая другими. В наши дни чересчур подчеркивается роль дисциплины, вплоть до полного пренебрежения всеми остальными областями. Я встречал много детей из добропорядочных семей, в которых дети были дисциплинированы, но не чувствовали себя окруженными любовью. 

 

Два ценных дара

При каждодневном общении с детьми любящий взгляд и нежное прикосновение совершенно необходимы. Они должны быть естественны, действовать умиротворяюще на ребенка, не быть демонстративными или чрезмерными. Ребенок, растущий в доме, где родители щедро одаривают его этими ценными дарами, будет чувствовать себя уверенно и спокойно и с самим собой, и с людьми. Ему будет легко общаться с другими, и следовательно, он будет пользоваться общей симпатией и у него будет хорошая самооценка. Соответствующий возрасту физический контакт и постоянный контакт глаз — это два наиболее драгоценных дара, которые мы можем передать нашим детям. Это наиболее эффективные способы заполнить эмоциональный резервуар ребенка и помочь ему развиваться наилучшим образом.

Очевидно, мальчикам необходимо такое же нежное проявление любви (надо учесть, что часто у мальчиков еще большая потребность), как и девочкам в ранние годы развития. По мере того, как мальчик растет и взрослеет, потребность в таком физическом проявлении любви, как объятия и поцелуи, уменьшается, но потребность в физическом контакте остается. Теперь его больше притягивает мужская линия поведения. Вся эта возня, борьба, похлопывания по плечу, потасовки, шутливые драки позволяют мальчику демонстрировать растущую силу и ловкость и чувствовать мужскую поддержку отца. Для мальчика все эти «медвежьи шалости» — не менее важное средство проявления внимания и физического контакта, чем «телячьи нежности» и девчачье сюсюканье. Не забывайте, что ребенок никогда не перерастет потребности в обоих типах проявления физического контакта.

Ребенку необходимо дать почувствовать, что он — единственный в своем роде. Как мало детей чувствуют это! Но если бы мы только понимали, как важно малышу ощущать, что он — совершенно особенный. Только пристальное внимание родителей дает ему возможность почувствовать и осознать это. Учтите, что такое знание жизненно важно в развитии самооценки. А это глубоко влияет на способность ребенка взаимодействовать с другими людьми и любить их.

Если мы угощаем ребенка мороженым и сладостями, дарим ему подарки, выполняем его просьбы, нам кажется это вполне достаточным, мы уверены, что это может заменить пристальное внимание. Конечно, хорошо быть щедрым, но мы глубоко ошибаемся, думая, что суррогаты могут заменить искреннее и пристальное внимание к ребенку. Очень соблазнительно прятаться за подарки и удовольствия, потому что это более легкий путь, требующий гораздо меньше времени. Но я снова и снова убеждаюсь, что если я как отец не удовлетворяю насущную потребность моих детей в пристальном к ним внимании, то они не стараются делать все как следует, не проявляют максимум усилий, не ведут себя наилучшим образом.

Поймите, друзья-родители, в нашей краткой жизни не хватит времени быть под прессом срочности и одновременно заботиться о важных для нас вещах. Нельзя объять необъятное и совместить несовместимое. Невозможно, чтобы волки были сыты и овцы целы. Так что же делать? Боюсь, то ответ однозначен. И он отнюдь не легок и не прост. Мы должны понять, что является наиболее важным и первостепенным в нашей жизни и определить на своей шкале ценностей, что существенно и чем мы можем позволить себе пренебречь. Определив вехи в иерархии ценностей, мы должны ставить определенные цели и планировать их осуществление. Мы сами должны контролировать свое время, для того чтобы заботиться о самых важных в нашей жизни вещах.

Эта реальная история — пронзительная иллюстрация, подчеркивающая, насколько существенно пристальное внимание к ребенку. Представьте себе отца, сидящего в кресле. По случаю пятидесятилетия он мрачен, в дурном расположении духа и ему все действует на нервы. Вдруг в комнату вбегает его 11-летний сын, залезает к нему на колени и начинает методично целовать его в обе щеки по очереди, приговаривая: «Раз, два, три…» Мрачный отец раздраженно спрашивает: «Что ты, собственно, делаешь?» Ребенок отвечает: «Я хочу поцеловать тебя 50 раз, ведь у тебя сегодня день рождения!» Обычно отец был бы растроган таким нежным проявлением сыновней любви. Но к сожалению, из-за депрессии и плохого настроения он сердито отталкивает мальчика: «Отстань, в другой раз!». Мальчик, ошеломленный его резкостью, со слезами убегает, садится на велосипед и уезжает. Через несколько минут его сбивает машина. Вы только представьте себе горе, угрызения совести и чувство вины этого несчастного отца!

Многое можем мы извлечь из подобных историй. Во-первых, жизнь настолько неопределенна и непредсказуема, что мы не можем знать или рассчитывать, сколько судьба еще предоставит нам возможности заботиться о своих детях. И много ли будет случаев уделить им пристальное внимание. Мы должны использовать преимущества тех возможностей, которые есть у нас сейчас, потому что их меньше, чем мы осознаем. Дети наши растут очень быстро.

А вот еще одна история, живая иллюстрация того, как по-разному видят одну и ту же ситуацию родители и дети.

Отец одного великого гуманиста описал в своем дневнике, как он провел целый день на рыбалке со своим сыном. Отец жаловался, что день «пропал зря», потому что «сын, казалось, скучал, был погружен в свои мысли и почти не разговаривал». Отец даже написал, что вряд ли еще раз поедет с сыном на рыбалку.

Много лет спустя историк обнаружил эти записи. Было интересно сравнить их с соответствующими по времени записями в дневнике сына, где тот писал:

«Какой чудесный день! Все время наедине с отцом». Сын отметил, насколько важным и значительным был для него этот день.

Что же определяет пристальное внимание? «Я совсем наедине с моей мамой (папой)». «Она (он) только со мной». «В эту минуту я самый, самый главный на свете для моей мамы (папы)» — вот что должен чувствовать ребенок в этот момент, вот что является целью пристального внимания.

Пристальное внимание — это не просто нечто, что доставляет вам удовольствие и что вы уделяете вашему ребенку, если позволяет время, это жизненно важная и насущная потребность каждого ребенка. Как ребенок будет на себя смотреть, как оценивать, как его принимает окружающий его мир — все это определяется тем, как эта эмоциональная потребность удовлетворяется его близкими. Не получая достаточно пристального внимания, ребенок испытывает беспокойство, потому что он чувствует, что все на свете важнее, чем он. В результате этого ребенок не чувствует себя в безопасности, тем самым нарушается его эмоциональное и психическое развитие. Такого ребенка можно легко выделить в детском саду или школе. Он хуже развит, чем дети, родители которых выкраивают время, чтобы удовлетворить их эмоциональные потребности. Этот несчастный ребенок обычно более замкнут, ему труднее общаться со сверстниками. Он хуже справляется с любой конфликтной ситуацией, плохо и медленно реагируя на непредсказуемые события. Он полностью зависим от учителя или других взрослых, с которыми он общается.

В семье, где двое детей, каждый родитель часто может проводить время с одним из детей. При трех детях проблема осложняется. А в семье, где один родитель и много детей, трудностей еще больше. Однако если тщательно спланировать жизнь, то все окупится: например, если одного ребенка приглашают на день рождения, отвезите другого ребенка к родственникам, и вы сможете уделить достаточно времени третьему. Заботливый родитель, для которого ребенок на одном из первых мест в шкале ценностей, использует эту драгоценную возможность для того, чтобы в полной мере сосредоточить пристальное внимание на этом ребенке.

У каждого ребенка есть свои эмоциональные потребности независимо от того, умеет ли он требовать, чтобы родители их удовлетворяли, или нет. Особенно уязвим в этом отношении нетребовательный, робкий и пассивный; в большой семье это обычно средний по возрасту. И если его братья и сестры (или совсем большие, или совсем маленькие) все время требуют много внимания и заботы, у родителей невольно появится соблазн не обращать внимания на этого тихоню, пока не произойдет что-нибудь серьезное. Родителям все время нужно быть начеку и выкраивать каждую минуту для общения, используя любую неожиданную возможность. Например, все дети гуляют, а один почему-то остался дома. Это замечательная возможность пополнить эмоциональный резервуар ребенка и предотвратить его истощение, пока не поздно.     

Чувство собственности у родителей, имеющих маленького ребенка, «само собой разумеется, его зависимость от них является практически полной». Но если эта зависимость от родителей не уменьшается по мере того как ребенок растет, она препятствует эмоциональному развитию ребенка. Многие родители пытаются держать своих детей в ежовых рукавицах зависимости от них.

Они стремятся обращаться со своим ребенком как с объектом или собственностью, которой можно владеть или признавать своей, а не как с человеком, который вправе расти и становиться независимым и уверенным в себе.

Родители должны уважать право ребенка быть самим собой. Это не означает, конечно, что не должно быть никаких запретов и ребенку можно позволять все. (Каждому ребенку необходимы руководство и дисциплина.) Это значит, что родителям следует поощрять ребенка самостоятельно думать, спонтанно реагировать, постепенно и ясно осознавать, что он — личность, которая должна принимать на себя все большую ответственность за свои действия и поступки, равно как и мысли.

Конечно, в какой-то степени чувство собственности по отношению к своему ребенку развито у каждого родителя. Но мы должны быть начеку и 1) осознавать, что у нас есть чувство собственности; 2) отделять это чувство от подлинной заботы об общем благополучии ребенка; причем особенно это связано с необходимостью развивать независимость и умение полагаться на самого себя; 3) родители все время должны не только помнить, что у них может появиться такое чувство собственности, но и уметь в каждый момент поймать и погасить в себе этот собственнический инстинкт; 4) всячески сопротивляться его пагубному влиянию.

У наших детей есть неотъемлемые потребности, которые могут удовлетворить только родители. Если мы, родители, убеждаемся, что не можем удовлетворить эти потребности, не можем постоянно поддерживать полным эмоциональный резервуар у наших детей, не можем в изобилии обеспечивать контакт глаз, физический контакт и пристальное внимание нашим детям соответствующим их возрасту и развитию образом, нужно срочно искать помощи. Чем дольше мы медлим, тем хуже для наших детей.

Если нет сильной, здоровой, основанной на искренней любви и привязанности связи с родителями, ребенок реагирует на диктат родителей с гневом, враждебностью, негодованием, обидой. Он рассматривает каждую просьбу (или требование) как навязанную ему повинность и активно учится сопротивляться. В самых тяжелых случаях ребенок научается рассматривать любую просьбу родителей с отвращением, все делать назло, прямо наоборот тому, что от него ожидают и требуют.

Мы не упомянули еще об одном важном аспекте соответствующей любви: умении внимательно и сосредоточенно слушать ребенка. Он должен убедиться, что вы понимаете все, о чем он пытается вам рассказать. Когда ребенок уверен, что вы осознаете его чувства, мысли и желания, он гораздо охотнее будет положительно реагировать на ваши дисциплинарные требования, особенно если вы не согласны с ним. Ничто в такой степени не озлобляет ребенка, как ваше требование сделать что-то, если при этом он чувствует, что родители не понимают его позиции. Это не означает, что вы поддаетесь на требования или капризы ребенка, это просто означает, что вы должны полностью сосредоточиться на общении с ним в этот момент, чтобы у него не появилось ощущение, что вы просто настаиваете на своем, используя свой авторитет, и пренебрегаете его мыслями и чувствами. Если вы так думаете, то вы не считаете своего ребенка личностью, отдельной от вас. Поразмыслите об этом на досуге.

Я надеюсь, вы теперь уже понимаете, как много необходимо делать нам, родителям, прежде чем ожидать от ребенка, что он будет правильно реагировать на наше требование быть послушным и дисциплинированным. Высечь ребенка розгами — это, грубо говоря, каждый дурак может, это самый примитивный способ контроля над поведением ребенка. Тут не требуется ни милосердия, ни понимания, ни размышлений, ни таланта, ни любви — ничего! Когда телесные наказания кладут в основу дисциплины, совершается ужасающая ошибка: дисциплину приравнивают к наказанию. Дисциплина — это тренировка ребенка, обучение его, чтобы он стал таким, каким он должен быть. Пожалуйста, запомните следующее: чем лучше дисциплинирован ребенок, тем меньше требуется наказаний. Как ребенок подчиняется требованиям дисциплины, зависит в основном от того, насколько он чувствует любовь, заботу и внимание к нему. Поэтому самая главная наша родительская задача — дать нашему ребенку почувствовать, что мы его любим, что мы всегда на его стороне.

Можно перечислить несколько причин, почему родители убеждают себя, что самое важное в установлении дисциплины — это наказывать ребенка.

Если вы хотите помешать развитию у вашего ребенка нормального реактивного сознания, позволяющего ему контролировать свое поведение, стройте ваши отношения с ребенком на карательное основе. Регулируйте его поведение в основном криками, шлепками, розгами, особенно последними.

Очень часто родители, мучающие своих детей в детстве, оказывается, сами подвергались наказаниям. Использование телесных наказаний (или угроза их применения) в качестве основного средства воспитания детей переходит из поколения в поколение. Это достаточно плохо само по себе. Наряду с пугающим ростом пропаганды насилия во всех средствах массовой информации, особенно по телевидению, стоит ли удивляться, что жестокое обращение с детьми стало национальным позором. Пока мы, родители, не провозгласим неотъемлемые права ребенка на безоговорочную, безусловную любовь и дисциплину, основанную на любви, ситуация будет все больше ухудшаться. Мы, родители, должны противостоять потоку слов требовательных критиков, настаивающих, что наказание (при этом они путают физическое наказание и дисциплину) — это основной способ обращения с ребенком. Осознаете ли вы, что у многих из этих горе-критиков нет своих детей! Пока мы не обеспечили ребенка тем, в чем он отчаянно нуждается, он (и мы) будет страдать.

Но независимо от того, насколько хорошо мы выполняем свой родительский долг и как мы стараемся как родители, дети время от времени ведут себя плохо. Это неизбежно. Нет идеальных родителей и нет идеальных детей.

Чем меньше возраст ребенка, тем менее он зрелый. Разве это не ясно? И чем он менее зрелый, тем более иррационально его поведение. От природы, инстинктивно ребенок чувствует, как жизненно необходима ему любовь родителей. Но у него нет врожденного навыка, как пытаться заслужить или добитьсяее. Эта логика вне пределов его инстинктивного понимания. В конце концов ребенок, конечно, может научиться этому, но такая способность не заложена в нем от рождения.

Вместо того чтобы завоевывать нашу любовь и привязанность своим хорошим поведением, ребенок постоянно испытывает нашу любовь своим поведением, в корне которого вопрос: «Вы любите меня?» Если мы своим доброжелательным поведением отвечаем утвердительно на этот насущный для него вопрос, замечательно! Тогда гнет неуверенности отпускает его и тогда поведение ребенка легче поддается контролю.

Если же ребенок не чувствует окружающей его любви, он инстинктивно еще более ревностно и отчаянно приковывает к себе внимание своим неподобающим поведением, в котором пульсирует все та же страстная мысль: «Вы любите меня?» Нам это поведение может не нравиться, потому что у ребенка достаточно ограничены варианты поведения и многие из них могут не соответствовать ситуации. Ясно, что когда человек в отчаянии, его поведение может выходить за привычные рамки. Ничто не вызывает у ребенка такого отчаяния, как отсутствие любви.

Глава 10. ДИСЦИПЛИНА — ПРОСЬБЫ, ПРИКАЗЫ, НАГРАДЫ И НАКАЗАНИЯ

 

Пожалуйста, старайтесь избегать чувства собственности, соблазна, замещения, перемены ролей. Пожалуйста, дисциплинируйте своего ребенка всеми положительными способами — примером, руководством, моделированием, инструкциями. Спросите себя, не нуждается ли он в контакте глаза в глаза, физическом прикосновении, пристальном внимании, воде, еде, отдыхе и пр., и сначала удовлетворите его насущные потребности, в особенности эмоциональные. Если ваш ребенок извиняется за свой проступок, признает свою вину и мучается угрызениями совести, сожалея о случившемся, простите его, и пусть он знает, что вы его простили.

Ваш ребенок должен быть счастливым, отзывчивым, доброжелательным, хорошо себя вести, делать то, что вы его просите (в соответствии с возрастом и уровнем развития) без особых затруднений. Я отнюдь не утверждаю, что все должно быть идеально, но вы должны испытывать удовлетворение вашими взаимоотношениями с ребенком и тем, как он развивается.

Для того чтобы добиться от ребенка хорошего поведения, прежде всего следует обращаться к нему с вежливыми просьбами. Еще важнее, чтобы просьбы опирались на чувство личной ответственности. Ребенок чувствует, что он в равной степени отвечает за свое поведение, как и родители, которые уверены, что он выполнит их просьбу. Ребенок инстинктивно знает, что у него есть выбор, как себя вести. Когда родители просят о том, чтобы он вел себя хорошо, ребенок ощущает, что родители понимают, что он сам способен думать, принимать решения, контролировать свое поведение и должен учиться отвечать за свои поступки.

Необходимо понять, что когда мы обращаемся к ребенку с просьбами, это просто очень эффективный способ давать ему инструкции. Это не унижает нас, не делает нас мягкотелыми, не означает, что мы не можем настоять на своем. Обращаясь к ребенку с просьбами, мы просто выбираем более разумный, приятный, деликатный способ передачи инструкций. Особенно это правильно, если вы хотите, чтобы ваш ребенок с удовольствием, без всякого отвращения выполнял ваши просьбы.

Однако надо смотреть в лицо фактам: просьбы не всегда достаточны. Иногда родители должны быть более настойчивы и выдавать директивы не как просьбы, а как прямые инструкции (команды). Это обычно случается, когда ребенок не выполняет просьбу. Прежде чем предпринимать дальнейшие действия, родители должны убедиться, что их просьба соответствует возрасту и развитию ребенка и его возможностям. Наиболее частая ошибка заключается в том, что ребенка просят сделать что-то, что кажется ему по силам, а на самом деле это не так.

Раз уж я собираюсь как следует выполнять свои родительские обязанности, я отвечаю за то, чтобы мой ребенок вел себя хорошо; но при этом я обязан охранять его общее благополучие. Я должен также следить за тем, чтобы ребенок не был травмирован, если я злоупотребляю своей властью. Его будущее счастье и здоровье серьезно зависят от того, как я использую свой родительский авторитет.

Тут я хотел бы вставить очень важное примечание: это одновременно и совет, и предупреждение. Чем больше родители используют такие авторитарные методы, как приказы, нагоняи, придирки, ворчание, крики, брань, тем меньше это все действует на ребенка. Это как в той притче про мальчика, который столько раз кричал «волки», что ему все перестали верить. Если в обычае у родителей вежливое обращение к ребенку, то временами даже прямая команда даст необходимый эффект. Но чем чаще родители прибегают к авторитарному тону, приказывая ребенку, тем хуже будет его реакция. Если к тому же вдобавок родители разгневаны, раздражены, настроены враждебно или впадают в истерику, общаясь с ребенком, то не следует ждать от него отклика на ваши просьбы.

Наказание должно соответствовать проступку. Ребенок очень чувствителен к справедливости и логичности наказания. Он знает, когда родители слишком перестарались или же слишком жестоки с ним. Он также замечает, когда родители слишком часто мирятся с его плохим поведением. Он обнаруживает их непоследовательность или в отношении к нему одному, или в сравнении с другими детьми, особенно братьями и сестрами. Вот почему родители должны быть строги и настойчивы, всегда требуя соответствующего поведения, в то же время не боясь продолжать любить и дисциплинировать ребенка одновременно. Родители должны проявлять гибкость, особенно в отношении наказаний, по нескольким причинам.

Во-первых, родители могут ошибаться. Если вы считаете, что не должны ни при какой ситуации изменять свои дисциплинарные меры, коль скоро решение принято, вы собираетесь загнать себя в угол. Конечно, родители могут передумать и ослабить или усилить наказание. (Не считайте, что раз уж ребенок наказан, изменить ничего нельзя.) Естественно, родители не должны слишком часто менять свои решения так, чтобы угрозы не выглядели пустой болтовней и не пугали ребенка. Например, если провинившегося ребенка на один час запирают в спальне, а потом родители обнаруживают факты, уменьшающие его вину, и наказание оказывается незаслуженно суровым, тогда логично и естественно объяснить это ребенку и уменьшить наказание. Если же ребенок был уже наказан или по какой-то другой причине пострадал от незаслуженного наказания, родители поступят совершенно правильно, если извинятся перед ребенком и попытаются исправить ситуацию.

Родители должны быть гибкими, чтобы изменять свой подход к ребенку, когда это необходимо по ситуации. Родители также должны быть гибкими, чтобы иметь мужество извиниться перед ребенком. Необходимость время от времени менять решения и необходимость извиняться должны быть в арсенале воспитателя. Сохранять гибкость, для того чтобы соответственно изменять наш подход к дисциплине, и сохранять твердость характера — это две разные вещи. Обе существенны. Твердость прежде всего предполагает, что мы знаем, что следует ожидать от ребенка и его реакцию на наши просьбы. Например, ожидать от двухлетнего ребенка, что он последовательно будет реагировать на нашу первую просьбу, по крайней мере неразумно.

Твердость, основанная на любви, не требует от нас ни злости, ни грубости, ни громких криков, ни властного тона — ничего, что было бы неприятно ребенку и нам.

Один из самых главных уроков, который важно помнить, если мы хотим как следует воспитывать детей, — каждому ребенку нужен и контакт глаза в глаза, и физическое прикосновение, и пристальное внимание, но одновременно и дисциплина. Ребенок должен чувствовать и нашу любовь, и нашу твердость. Искренняя привязанность совершенно не противоречит твердости и требовательности по отношению к своему ребенку. Нежность и ласковое обращение не уменьшают твердость и не пестуют вседозволенность. Вседозволенность предполагает недостаток твердости и отсутствие границ, в рамках которых допустимо нормальное поведение ребенка, а вовсе не любовь.

Будьте осторожны

Если уж вы прибегли к физическим наказаниям, будьте очень осторожны во всех отношениях. Во-первых, ребенок должен точно знать, за что его наказывают. Объясните ему четко и ясно, в чем он конкретно провинился. Такие общие слова, как «плохой мальчик», могут ранить его самоуважение и снизить его самооценку, и их ни в коем случае нельзя применять.

Во-вторых, родители должны быть осторожны, чтобы не причинить никакой физической травмы ребенку; например, легко нечаянно ему сломать палец.

В-третьих, немедленно после наказания оставьте его одного, дайте ему выплакаться. Родители должны быть неподалеку, выжидая, когда он перестанет плакать. Вот он успокоился, оглядывается по сторонам и задает свой вечный вопрос: «Вы еще меня любите?» Родители должны тогда продемонстрировать свою любовь через контакт глаза в глаза, физическое прикосновение, пристальное внимание, чтобы заново уверить ребенка, что его, несмотря ни на что, в самом деле по-прежнему искренне любят.

Как вы помните, если ребенок не чувствует искренней и глубокой любви родителей, если они не принимают ребенка в своем сердце таким, какой он есть, со всеми достоинствами и недостатками, ребенок испытывает серьезные затруднения, пытаясь отождествить себя с родителями и их ценностями. Без надежной, здоровой, крепкой эмоциональной связи с родителями, основанной на любви и доверии, ребенок реагирует на руководство со стороны родителей с гневом, возмущением и враждебностью. Он считает, что родители силой навязывают ему каждую просьбу (или приказ), и учится сопротивляться им. В тяжелых ситуациях ребенок научается воспринимать каждую просьбу с таким отвращением и противостоянием, что вся его ориентация на родительский авторитет (и в конечном счете на любой авторитет, в том числе и на авторитет Бога!) превращается в прямо противоположное тому, что от него ожидают.

Для людей, которые не чувствуют безусловной любви родителей, трудно чувствовать любовь Бога. Это величайшее и банальнейшее препятствие, которое мешает многим установить личные отношения с Богом. Родители должны стараться избежать этого для своих собственных детей.

БЕСТСЕЛЛЕРЫ ПО ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ ДЛЯ ЧИТАЮЩИХ РОДИТЕЛЕЙ 

1. «После трех уже поздно»
Автор: Масару Ибука
Масару Ибука считает, что маленькие дети обладают способностью научиться чему угодно. Автор предлагает простые и понятные приемы обучения, способствующие раннему развитию ребенка.

2. «Дети - с небес»
Автор: Джон Грэй
Джон Грэй поговорит с читателем о позитивном воспитании, которое делает детей успешными, способными справляться с любыми жизненными трудностями

3. «Правила родителей»
Автор: Ричард Темплар
Ричард Темплар считает, что секрет хороших мам и пап состоит в следовании определенным правилам. Эти 100 правил он и предлагает читателю.

4. «Разговор с родителями»
Автор: Дональдс Вудс Винникотт
Дональдс Вудс Винникотт говорит о таких вещах, о которых говорить не принято, но которые существуют. Например, о детской ревности. О стремлении быть идеальной матерью и о том, почему ребенку больше нужна обычная, несовершенная.

5. «Общаться с ребенком. Как?»
Автор: Ю. Б. Гиппенрейтер
В книгу вошел совсем новый материал, посвященный «слоям» нашей эмоциональной жизни, самооценке и ее решающей роли в жизни ребенка и взрослого. 

6. «Продолжаем общаться с ребенком. Так?»
Автор: Ю. Б. Гиппенрейтер
Во второй книге Юлии Гиппенрейтер обсуждаются многочисленные вопросы, которые волнуют родителей: «Как его воспитывать? Как приучать к дисциплине? Как наказывать? Как заставить его хорошо учиться?»

Комментарии:

  • Спасибо за интересную информацию! Это действительно многим пригодится!

Многие родители убеждены, что за выполнение домашнего задания и подготовку к урокам отвечает только сам ребенок. Это так, однако, помощь родителей также необходима. Мы дадим вам 7 советов, как сделать процесс выполнения домашнего задания наиболее эффективным.

1. Наберитесь терпения. Независимо от того, решает ли ребенок задачу или ему нужно выучить даты к уроку истории, необходимо посвятить этому столько времени, сколько необходимо.

2. Будьте последовательны. Старайтесь отводить для занятий с ребенком некоторое время каждый вечер. Если вы можете помочь ребенку только один день в неделю, он почувствует отсутствие интереса с вашей стороны, и не будет серьезно относиться к своей работе.

3. Составьте график ежедневного обучения. Занимайтесь с ребенком в определенном месте и определенное время. Можно украсить рабочее место ребенка карточками с фразами или рисунками, которые будут стимулировать его интерес к учебе.

4. Работайте над естественным запоминанием, а не заучиванием. Начиная заниматься, не переходите сразу же к выполнению заданий на следующий день. Узнайте, что ребенок проходил сегодня в школе, что показалось ему наиболее сложным, что он запомнил с каждого урока. Так вы поможете ему зафиксировать в памяти полученные знания, не вынуждая заучивать их за книгами.

5. Помогайте в выполнении домашнего задания, а не делайте его вместо ребенка. Помогая ребенку выполнять домашнее задание, не забывайте, что правильный ответ или решение все-таки должен найти он сам. Ваша цель — помочь ему найти ответ. Здесь могут пригодиться учебники, энциклопедии, Интернет, походы с ребенком в музеи, театр и т.д.

6. Никогда не бросайте задание, если малыш не справляется с упражнением или очень медленно выполняет его. Поддержите ребенка, помогите найти правильный ответ и сохраняйте спокойствие. Увидев, что он может справиться со всем, что от него требуется, ребенок будет становиться более уверенным в себе и собственных силах.

7. Когда ребенок решит задачу, которая потребовала много терпения и труда, не забывайте о поощрении. Например, лакомство или дополнительные игры. Так ребенок почувствует себя вознагражденным и захочет упорно трудиться и дальше.

По материалам nosotras

1234

Мой забор

  • Надешка
    Надешка 06.04.2014 04:46
    Поздравляю с двухлетием на банде!
  • Надешка
    Надешка 28.10.2013 03:53
    С днем рождения Лёлик!
  • infpople
    infpople 28.10.2013 14:32
    Спасибо))
  • Надешка
    Надешка 07.07.2013 05:23
    6 лет репетиторству! с каждым годом дата солидней становится)
  • Polinchik
    Polinchik 28.05.2012 15:40
    ПОЗДРАВЛЯЮ!!!!!!!!!! С первым зубиком вас))
    Молодец Леша)) правильно, парой лучше всего вылезать))))))
Елена

Москва и Московская обл., Щелково

 
  • мой Дневник
    мой Дневник

    31 декабря 1995
    (21 год 10 мес. 23 дн.)

    http://vk.com/design_photobook
  • Наша  семья
    Наша семья

    5 сентября 2009
    (8 лет 2 мес. 18 дн.)

    ...
  • Репетитор
    Репетитор

    7 июля 2010
    (7 лет 4 мес. 16 дн.)

    Тяжело сгонять муху курсором с монитора...
  • Алексей
    Алексей

    28 октября 2011
    (6 лет 26 дн.)

    ))))
  • Детское творчество
    Детское творчество

    14 октября 2012
    (5 лет 1 мес. 9 дн.)

    Прежде чем "оценивать" людей,"оцени" себя..
  • Дизайн фотокниг
    Дизайн фотокниг

    15 октября 2012
    (5 лет 1 мес. 8 дн.)

    Срочные заказы не принимаю. В условиях «фотокнига нужна была еще вчера» будет страдать качество. А это — не в моих правилах!
  • Копилка красивых фотографий
    Копилка красивых фотографий

    11 ноября 2012
    (5 лет 12 дн.)

    собираю красоту
  • Фитнес на дому
    Фитнес на дому

    10 февраля 2013
    (4 года 9 мес. 13 дн.)

    ...
  • Ксения
    Ксения

    13 декабря 2014
    (2 года 11 мес. 10 дн.)

    ...
  • solnca
    solncaМишутка - первоклассник!
  • Kazyaffka
    Kazyaffka
  • junnatka
    junnatkaБалдею дома
  • Nectunt
    Nectuntя сяду и напишу все, правда! спасибо что помните :*
  • Тик-так
    Тик-так
  • Misha76
    Misha76Новая жизнь на пороге
  • LinaStan
    LinaStan
  • Pink
    PinkДашуле 8 лет ❤️
  • mamu sik
    mamu sikпредлагаю работу в интернете в компании Фаберлик без вложений.
  • shytanka
    shytankaКамилькина и Рушанчикина инстамама @shytanka

Приложения