x
    • Мария
      Мария
  • Введите имя
    Введите правильный email адрес

Обо всем

10.02.2010
среда

Развивающие игры для малышей от года до трёх лет Третий год жизни. 4 часть
Развитие осязания

Мы учили ребенка воспринимать форму предметов, ощупывая их руками, — развивали осязание. Так почему же мы снова говорим об этом развитии? Дело в том, что осязание позволяет человеку не только воспринимать форму предметов, но и получать еще много самой разной информации. Это очень древний вид восприятия.
Осязание у человека начинает развиваться с момента его рождения, но, тем не менее, развито оно у всех по-разному.
В играх мы можем сознательно развивать у ребенка тактильную чувствительность, обучать его специфическим действиям для получения информации о механических свойствах предметов.
______________________________

Найди такой же


Материал.
2 кусочка меха, 2 кусочка кожи, 2 кусочка картона, желательно все одного размера, 2 красивых пакета, в каждом из которых по одному образцу каждого материала.

Ход игры-занятия.
Положите на стол первый пакет и достаньте из него кусочек кожи. Пусть малыш потрогает его, проведет по нему пальцами, — убедится, что поверхность гладкая,— помнет, попробует порвать. Скажите ему: «Это кожа. Она гладкая». Когда малыш положит образец из кожи на стол и потянется посмотреть, что еще есть в пакете, достаньте кусочек меха. Положив мех на левую ладошку, малыш правой рукой проводит по его поверхности. «Это мех— мягкий, мохнатый», — говорите вы. Затем достаньте картон. Обследуйте его вместе с ребенком: «Это картон. Он гладкий. Его трудно согнуть». Разложите все на столе слева направо.

Развивающие игры для малышей от года до трёх лет Третий год жизни. 4 часть


Теперь обратите внимание ребенка на второй пакет: «А что лежит в другом пакете? Давай посмотрим». Продемонстрируйте малышу, что там лежат такие же материалы. Покажите пальцем на мех на столе и предложите ребенку достать из пакета такую же «игрушку». При этом приговаривайте: «Это мех, он мягкий». Так, пусть малыш по очереди достанет все «игрушки».

Игру повторяйте многократно, каждый раз добавляя предметы из новых материалов. Возьмите для игры шероховатую гобеленовую ткань, клеенку, тонкую бумагу, махровую ткань, кусочек линолеума, бархат. Требовать от ребенка запоминания названий материалов и их качеств не следует, — вы сами называйте: гладкий, шероховатый, мягкий, твердый, рвется, не рвется и т. д.
_______________________________________

Угадай, какой фрукт у тебя в ладошках


Материал.
Яблоко, апельсин, мандарин, виноград, груша.

Ход игры-занятия.
Предложите малышу поиграть в «Угадайку». Положите на край стола заранее приготовленные фрукты. Вместе с малышом рассмотрите и назовите каждый. Попросите малыша зажмурить глаза и сложить ладошки лодочкой, после чего положите в них какой-либо фрукт. Спросите: «Угадай, что у тебя в ладошках»? Возможно, малыш захочет поглядеть на ручки, а не ощупывать фрукт, поэтому можете закрыть его руки сверху листом бумаги.

Порадуйтесь вместе правильному ответу. Если малыш не угадал, помогите ему: еще раз рассмотрите фрукт и обратите внимание на его характерные признаки (какой он формы, какой на ощупь). Игра длится 10—12 минут.
Занятие можно проводить многократно, добавляя каждый раз новые фрукты, но их должно быть не более 5.
________________________________

Волшебная рыбалка


Материал.
В красивый бумажный пакет положите несколько (не более 5) знакомых мелких предметов — твердых и мягких, шероховатых, мохнатых и гладких, холодных или теплых на ощупь (например, варежку ребенка, его носок, башмачок куклы, чайную ложечку).

Ход игры-занятия.
Рассмотрите вместе с ребенком пакет с предметами. Вещи доставайте вместе с малышом, внимательно рассматривайте, ощупывайте. Называйте сами предметы и их основные качества. Сложите вместе с ребенком все предметы обратно и предложите поиграть в «Волшебную рыбалку», узнавая их на ощупь.

Игры по развитию осязания не требуют никакой предварительной подготовки и особых усилий. Достаточно выбрать предмет и предложить ребенку поиграть: закрыть глаза, когда мама положит предмет ему в руки, и узнать на ощупь, что это. Можно играть на кухне, в комнате ребенка, даже в машине. Важно только, чтобы предмет был знаком ребенку и безопасен. Это могут быть и игрушки, и посуда, и одежда, и канцелярские принадлежности.

Начните игру сами, проговаривая: «Я нащупала что-то холодное, длинное, с ручкой. Наверное, это ложка». Достаньте ее из пакета. Теперь предложите ребенку «выловить рыбку». Держите пакет так, чтобы ребенок не видел, что ощупывает. Не давайте возможности вытащить предмет до того, пока он его не назовет.

Развивающие игры для малышей от года до трех лет. 3-й год жизни. 3 часть
Развитие восприятия формы

Малыши не отделяют форму от предмета, не осознают ее как отличительный признак объектов. Вот почему они рисуют не конкретные предметы, а «каракули». В игре же создается такая ситуация, в которой целенаправленное восприятие формы предмета становится необходимым. Играя с предметами разной формы, ребенок учится обследовать их одновременно рукой и глазами — зрительным и осязательным способами. Эти способы неразрывно связаны и взаимодополняют друг друга. Их сочетание необходимо для создания целостного представления о предмете.
С детьми третьего года жизни продолжаются занятия по раскладыванию предметов разной формы на две группы.
____________________________________________

Помогаем мишке разложить игрушки


Материал.
Игрушечный персонаж — мишка, 5 кружков и 5 овалов, вырезанных из картона одного цвета, красивый пакет.

Ход игры-занятия.
Мишка приносит красивый пакет и предлагает поиграть.
Достаньте из пакета «игрушки» (овалы и круги). Возьмите овал и положите с одной стороны стола. Скажите: «Это овал. Положим его сюда». Возьмите круг и положите его с другой стороны. Скажите: «Это круг. Положим его сюда». Предложите ребенку продолжить раскладывание фигур. Мишка наблюдает и хвалит ребенка за правильные действия, а в конце занятия прощается и уходит. Занятие длится 10—12 минут.

Вы можете усложнить задание, предложив 3 вида фигур — круги, квадраты, треугольники. Используйте фигуры разного цвета — ребенок должен справиться с заданием, не обращая внимания на цвет.
___________________________________

Спрячем зверюшек


Материал.
2 листа картона — желтого и фиолетового цвета. В листе фиолетового картона (это будет двухэтажный домик) аккуратно вырежьте окошки: на первом этаже — треугольник и овал, на втором этаже — круг и квадрат. Наложите фиолетовый лист картона на желтый и приклейте. Фиолетовый домик для зверюшек с желтыми окошками и ставни для окошек (фиолетовые треугольник, овал, квадрат, круг) готовы. Теперь надо заселить дом. Вклейте в окошки изображения зайчика, лягушки, мышки, белочки (кого найдете) или нарисуйте их так, чтобы из каждого окошка выглядывал зверек.

Ход игры-занятия.
Положите перед малышом на стол домик с открытыми окошками. Рассмотрите зверюшек вместе с ребенком. Обратите его внимание на то, что окошки у всех разные, и закрываются разными ставнями. Скажите: «У зайчика вот такое окошко, а ставня вот такая. У мышки вот такое окошко и ставня вот такая. У белочки вот такое окошко и вот такая ставня. У лягушки вот такое окошко и вот такая ставня».

Развивающие игры для малышей от года до трех лет. 3-й год жизни. 3 часть


Предложите ребенку обвести пальцем окошки. Скажите: «Зверюшки окошки закрывают, когда волк идет. Ой! Волк идет! Закрой окошки зверюшкам!» Помогайте малышу выбирать соответствующие фигуры и закрывать окошки. Похвалите малыша, скажите: «Все окошки в домике закрыты, теперь волку придется уйти в другое место. Вот он и ушел!» Когда волк уходит, окошки зверюшкам можно открыть. Предложите малышу помочь зверюшкам закрыть окна, потому что начинается дождик или наступает ночь и зверюшки хотят спать.
Игра длится 10—12 минут, после игры материал нужно убрать.
Повторить занятие можно через несколько дней. В эту игру можно играть многократно, еще и на четвертом году жизни, каждый раз вырезая все большее количество окошек самых разных форм.
_______________________________

Соберем бусы для куклы


Материал.
4—5 крупных бусинок (диаметр — не менее 1,2 см) и шнурок с твердыми концами (покрытыми пластиком).

Ход игры-занятия.
В гости к малышу приходит кукла и приносит с собой бусины и шнурок. Она очень расстроена. Спросите куклу: «Мальвина, почему ты плачешь?» Она отвечает: «Я к вам в гости шла и красивые бусы надела. А они рассыпались. Что же мне делать — сама-то я не умею бусы нанизывать!» «Не плачь, Мальвина, — успокойте ее. — Мы тебе сейчас поможем». Возьмите бусины и рассмотрите их с ребенком. Обратите его внимание на то, что в бусинах есть дырочки. Покажите малышу, как надо нанизывать на шнурок бусину. Когда две бусинки окажутся нанизанными, возьмите шнурок за оба конца и покажите ребенку, что получилось. Порадуйтесь вместе с куклой. Предложите ребенку нанизать следующую бусинку. Пусть он возьмет шнурок за основание твердого кончика в правую руку, а бусину — в левую (вы держите шнурок за другой конец). Когда бусина соскользнет вниз, предложите ребенку взять кончик шнурка левой рукой. Теперь один кончик шнурка в руках ребенка, другой — в ваших. «Вот какие красивые бусы получаются!» Так соберите все бусины.

Заворачивайте игрушки (мяч, кубики, коробки, машинки) во много слоев бумаги или фольги. Пусть ребенок разворачивает их. Фольга принимает форму предмета, и можно предложить малышу, глядя на сверток, отгадать, что там может быть.

В конце занятия завяжите концы шнурка и передайте бусы кукле. Мальвина благодарит малыша и отправляется к другим игрушкам.
Если ребенку сложно выполнить такое задание, дайте ему сначала игрушку «нитка в кубике», которая продается в магазине (деревянный кубик с дырками и шнурок).
__________________________________

Волшебный мешочек


Материал.
Красивый мешочек из плотной ткани, маленькие предметы — кубик, колечко, шар, чашечка и блюдечко из набора детской посуды.

Ход игры-занятия.
Гость или гостья приносят волшебный мешочек. Предложите малышу достать из него все игрушки по одной, рассматривая и ощупывая их. Называйте каждый предмет. Нужно, чтобы малыш ощупывал предмет пальцами обеих рук и рассматривал, переворачивая его в разные стороны. В процессе исследования обе руки действуют согласованно и активно. Одной рукой (левой) малыш придерживает и поворачивает предмет, а пальцами другой руки ощупывает его с каждой стороны, останавливаясь на дополнительных частях, которые характеризуют его строение (например, на ручке у чашки).

После этого все игрушки сложите обратно в мешочек и предложите ребенку доставать по одной. Только сначала ему надо просунуть руки в мешочек и на ощупь определить, что же он нашел. Не давайте ему возможности подсмотреть, разрешайте доставать игрушку только после того, как предмет будет назван.
Гость или гостья могут «болеть» за малыша, хвалить его за догадливость. В эту игру можно играть многократно, меняя предметы в мешочке от хорошо знакомых к менее знакомым и от более простых форм к более сложным. Пусть ребенок опускает в мешочек только одну (ведущую) руку и ощупывает ею предметы!

Чем легче узнает ваш малыш предметы на ощупь, тем больше у него будет возможностей познавать и создавать, так как восприятие формы предметов является сенсорной основой любой практической деятельности!

пост создан: 10 февраля 2010
просмотров: 32
Показывать всем

Поделись с друзьями

Пусть твои друзья из других сетей тоже прочтут эту заметку

Для того, чтобы прокомментировать войдите или зарегистрируйтесь.