x
    • Мария
      Мария
  • Введите имя
    Введите правильный email адрес
  • ЧУВСТВА РЕБЕНКА

    ИрочкаЦЦ 22.09.2011 в 23:51
    1347

    Нашла очень интересную статью, о чувствах ребенка и то как их нужно развивать и как потом в итоге это все сказывается на будущей жизни...

    Мы привыкли говорить о пяти чувствах, присущих человеку. Они известны всем - слух, обоняние, осязание, зрение и вкус.
       Кто то из нас дополняет этот список "шестым" чувством , подразумевая под ним интуицию. но последнее время многие педагоги и психологи рассматривают не пять и не шесть, а двенадцать чувств. Предлагаем вам прислушаться к себе и своему крохе, возможно вы согласитесь с этим мнением. По крайней мере, такой опыт пригодится вам, чтобы лучше понять возрастные законы развития вашего малыша.

       Условно двенадцать чувств делятся на три группы:

       "Нижние" чувства:

     1. Чувство осязания

    2. Чувство жизни

    3. Чувство равновесия

    4. Чувство собственного движения

       Переживаются в пределах границ физического тела

       "Средние" чувства:

       1. Чувство тепла

       2. Чувство обоняния

       3. Чувство зрения

       4. Чувство вкуса

       Переживаются в пределах пространства между личностью и ближайшим окружением

       "Высшие" чувства:

       1. Чувство "Я" другого

       2. Чувство мысли

       3. Чувство слова

       4. Чувство слуха

       Приходят к человеку из более далеких сфер

       Поговорим в этот раз о первых четырех чувствах, так как они являются фундаментом для всех прочих. Их развитие имеет решающее значение для детей от рождения и до смены молочных зубов (около 7 лет).

       Чувство осязания
       Первый осязательный опыт ребенок получает во время родов, проходя через родовые пути. В утробе матери малыш нежно защищен от соприкосновении с окружающей средой, его сознание пока дремлет. Роды — это сильный тактильный контакт для малыша, подобен пробуждению ото сна. Сразу после рождения кроху ожидает первый вдох, первое соприкосновение с холодным воздухом. Это тоже важный осязательный опыт не только на поверхности кожи младенца, но и внутри.
       Тактильный опыт помогает крохе осознать себя, свое тело и прийти к осмыслению: "Я здесь" = "Я есть" = "Я существую". Это способствует его развитию. Поэтому так важно легко пеленать малютку, чтобы ткань помогала ему ощущать границы своего тела. Вспомните, как ведет себя новорожденный, если его долго оставить голеньким. Он начинает беспокоиться, пугается, плачет. На основании личного опыта могу сделать вывод: дети, которых в младенчестве подолгу оставляли голышом, часто вырастали крикливыми, возбудимыми. Их поведение было неустойчиво, истерично. Ощущение собственных границ через осязание говорит малышу, что внутри него все в порядке. Так ребенок приобретает ощущение уверенности и не будет подвержен чувству беспокойства и тревоги. Когда с ребенком мало общаются телесно, как правило, в отношениях не хватает и душевной теплоты.
       Органом восприятия для чувства осязания является сеть подкожных нервных окончаний.

       Развитие чувства осязания
       Важно, чтобы малыш накапливал осязательный опыт. Недаром родители целуют своего карапуза, обнимают его. Чаще предлагайте ребенку играть с разного рода природными материалами: тканями разной фактуры (шелк, шерсть, лен и пр.), деревом, шишками, желудями. Так малыш будет знакомиться с качеством окружающего мира. Поэтому остерегайтесь давать ему синтетические материалы (пластик, пластмассу, резину).
       Чаще обнимайте ребенка, прижимайте, хлопайте по спинке, делайте массаж, устраивайте игры с телесным контактом. Таких игр очень много. Например, «походите» по спинке малыша руками. Попросите ребенка угадать, кто сейчас бегает по его спине — волк, медведь или зайчик... "Помесите" на спине крохи "тесто", порисуйте рисунки, а ребенок пусть угадывает, что вы нарисовали. Когда в игре малыш переживает телесный контакт с другим человеком, он одновременно глубоко ощущает его. Ребенок, переживший богатый осязательный опыт, воспринимает окружающий мир с внутренним покоем.

       От недостаточности позитивного осязательного опыта у детей и взрослых можно заметить проявление неуверенности в жизни, которая проявляется в виде:
       - невозможности сосуществования рядом с другим молча (неудержимая, давящая на другого разговорчивость);
       - непрерывного жевания резинки;
       - держания за парту при отве на уроке;
       - кусания ногтей... и т.д.
       То есть человек ищет поддержки хоть в чем-то (ком-то), чувствуя безпокойство внутри.
       Осязание влияет на формирование чувства, важнейшего для социальной жизни человека, — чувства "Я" другого человека.
      
       Чувство жизни
       В нашем теле постоянно происходят жизненные процессы: переваривает пищу желудок, вырабатывает желчь желчный пузырь, пульсирует кровь... Обычно мы этого не осознаем. Чувство жизни труднее переживается человеком. Мы можем ощутить его только вместе с чувством физического дискомфорта. Боль, голод, жажда напоминает нам о жизни, которая существует внутри нас. Ребенок тоже переживает это чувство, но, конечно же, осознает его и, тем более, не может высказать. Вспомните, как бывает если малыш, например, ушиб коленку ? На вопрос, где болит, кроха: начинает показывать то на руку, то на животик или просто отвечае "Везде". Боль от ушиба у малышей как бы разлита по телу.
       В результате продолжительных исследований ученые пришли к выводу, что практически нет в человеческом организме ни одной клетки, которая бы не находилась в связи с симпатической нервной системой, и именно она является органом восприятия чувства жизни.
       Как же развивать чувства жизни ?
       Жизнь внутри нас — ритмична: легкие, сердце, прочие органы работают в постоянном ритме. Поэтому для хорошего развития в жизни малыша должен быть четкий ритм. Ритм бодрствования, сна, еды. Ритм дня, недели, года. Ребенок до восьми-девяти лет нуждается в ритмах живой музыки, соответствующих его возрасту. Поэтому так важна для малыша мамина колыбельная песня и так нежелательны "неживая" электронно-воспроизводимая музыка или тяжелые ритмы современных авторов, которые разрушительно действуют на жизненные силы ребенка этого возраста.
       Пусть кроха больше общается с природой. Через переживание жизни трав, кустов, деревьев, птиц, животных ребенок переживает все мироздание (макрокосмос) и тем самым проникает чувством в свою внутреннюю жизнь — микрокосмос.
       При нарушении чувства жизни в человеке неадекватно проявляются стыд и страх.
       Жизненные силы ребенка уменьшаются при ранней перегрузке интеллектуальными знаниями, при назидательном воспитании (слишком много прямых запретов), при длительном сидении перед телевизором, при проблемах во взаимоотношениях между родителями. При наличии этих факторов мы сразу замечаем, что ребенок становится вялым и слабым или, напротив, болезненно возбужденным, нервным.
       При патологических нарушениях в сфере чувства жизни могут возникнуть различные проблемы — от легкого нарушения в речи до аутизма. Аутисты иногда наносят повреждения сами себе. С безудержной силой они могут биться головой, руками, ногами об пол или какой-то предмет. Такие дети не переживают жизнь внутри себя как себе принадлежащую, не могут различать, здоровы ли они или очень больны.
       Чувство жизни влияет на формирование чувства мысли. Что может быть важнее для взрослого человека, чем быть подвижным в своем мышлении ?

       Чувство собственного движения
       Движение способствует развитию малыша и начинается оно с малого: с осознанных движений глаз, с желания уследить за каким-то предметом, с попытки дотянуться до игрушки, перевернуться, сесть, встать, ползать, сделать первый шаг. Вначале младенцу это не удается. Но постепенно у него все лучше получается контролировать свое тело. Постепенно малыш настолько овладевает телом, что через движение может выразить свои чувства (радость, нежелание чего-то, страх и пр.). У взрослых мимика, жесты всегда сопровождают чувства и мысли. Мы можем не глядя поменять позу, при этом точно будем знать, в какой позиции были руки, ноги. Благодаря чувству собственного движения мы можем рисовать, писать. Бывают люди неуклюжие, "собирающие" все углы, набивающие шишки на "ровном месте". Как правило, причина этого — в недостаточном развитии в детстве чувства собственного движения.
       Мелодии мира (даже те, которые не слышыт ухо) способна воспринимать душа, а затем передавать их движения телу. Так появляется речь, песня, танец. Чувство собственного движения называют "легкой бабочкой", закованной в теле человека.
       Орган восприятия чувства собственного дои асе ни я так называемые люторные нервы, отходящие от спинного мозга и центральной части головного мозга. 
       Как развивать чувство движения ?
       Не предвосхищать все желания малыша. Ребенок тянется за игрушкой ? Не вкладывайте тут же ее в руку, позвольте ему приложить собственные усилия. Кроха пытается сесть, встать, дотянуться, побежать... Не мешайте, а создайте условия для этого. И помните: неподвижное сидение перед телевизором "крадет" у вашего ребенка двигательный опыт.
       Хорошо известно, что карапуз во многом развивается за счет подражания. Малыш подражает движениям взрослого и испытывает потребность в движении. Но нужно помнить, что младенцу полезно лишь то движение, которое исходит от его собственной воли. Развивая чувство движения, мы развиваем координацию ребенка, способность адекватного отражения внутреннего мира при помощи движения.
       Всякое движение, особенно мелкой моторики, влияет на развитие мозга, в частности речи. Очень хорошо играть с крошкой в пальчиковые и прочие игры на развитие мелкой и крупной моторики, водить хороводы. Пусть малыши будут активны на прогулке, пробуют бегать, скакать, лазить. Важно, чтобы ребенок выполнял это с удовольствием, без нажима, в виде игры. Навязывание взрослым своей воли — это подавление собственной воли малыша. Помните — ваш ребенок пришел в мир со своей задачей.
       Чувство собственного движения влияет на формирование чувства слова.
       
       Чувство равновесия
       Это чувство малыш начинает ощущать очень рано. Ведь уже первая попытка поднять и удержать головку связана с работой органа равновесия, который находится в среднем ухе. Приподнимаясь, пытаясь сесть, стать на ножки, держась за опору, кроха старается удержаться в равновесии. Первые шаги демонстрируют уже почти виртуозное владение органом равновесия. Чувство равновесия — это твердость, самообладание вашего ребенка. Сможет ли он "твердо стоять на ногах" в жизни? В психологии замечено, что люди с нарушениями вестибулярного аппарата чаще других страдают психическими отклонениями, испытывают постоянную тревогу. Душевное и физическое равновесие переплетаются. Бывает, что страхи ребенка тесно связаны с недостаточным развитием чувства равновесия.
       Что может вызвать тревогу у родителей ? — Если малыш к пяти годам не может подпрыгнуть, спрыгнуть со ступеньки, боится кататься на качелях.
       Орган восприятия чувства равновесия находится в среднем ухе.
       Как развивать ЧУВСТВО равновесия ?
       Подходят двигательные игры с прыжками, хождением по линии, по бревну, по бортикам, игра "в классики", катанье на качелях. Но не думайте, что чем выше вы раскачаете ребенка, — тем лучше. Пусть он сам попробует раскататься на качели. В три-четыре года малыш уже может интуитивно уловить принцип катания.    
       Чувство равновесия влияет на формирование чувства слуха.

    Поделись с друзьями

    Пусть твои друзья из других сетей тоже примут участие в этом обсуждении

    Чтобы ответить на этот вопрос войдите или зарегистрируйтесь.
  • Категории сообщества
    Вопросы и обсуждения
    Девочки все все!!! Поделитесь, пожалуйста опытом своим или знакомых,…

    Если ребенка что-то мучает внутри, а он не может выразить…

    Школа для мам - курс по самодисциплине

    Почему Вас одолевают…

    Ребенка нужно не воспитывать, а растить

    Доктор психологических…

    Откуда берутся детские страхи темноты, чудовищ, рук под кроватью…