x
    • Мария
      Мария
  • Введите имя
    Введите правильный email адрес

Мантра на ночь

15.03.2015
воскресенье

Для себя, чтоб читать как мантру на ночь!


«Она даже не старается». Преподаватель по фортепиано моей дочери Одри стояла передо мной, давая ей честную оценку. Ее глаза были доброжелательными, и ее голос был мягок, но родитель во мне превратил это утверждение в вопрос. Вопрос, на который я не мог найти ответа. Так что я притворился, что чувствую себя не очень хорошо, и убежал в туалет.

Как только мы вернулись домой, я был полон решимости доказать мисс Аманде, что моя дочь может стать Либераче, и даже блистательнее оригинала. Так, мы открыли ее нотную тетрадь и принялись за работу.

Мы сидели бок о бок за фортепиано все 10 минут, пока Одри не стала исчезать. Она даже не смотрела в ноты. Она сидела ссутулившись. Ее пальцы едва нажимали на клавиши. Я старался быть обнадеживающим, но было ясно, что она не старается.

- Милая, - сказал я, - Разве ты не хочешь хорошо играть?

Она ничего не сказала. Она только произнесла странный звук. Как стон дельфина. Я снова спросил.

-Дорогая, ты не хочешь научиться хорошо играть на фортепиано?

-Нет, - резко ответила она.

Неужели моя шестилетняя дочь научилась язвить?

- Хорошо, - сказал я, копируя ее тон. - Я думаю, мы просто не будем больше заниматься. И мы будем продолжать тратить время мисс Аманды, играя одно и то же каждую неделю.

Я встал и пошел на кухню, где мой сын никак не мог закончить домашнее задание.

- Джейк! Что ты делаешь?! Закончи свое домашнее задание! Нам надо ехать на баскетбол через десять минут! Ты даже не одет!

Это был не самый лучший родительский день: я, беспрерывно тыкающий детей, и они, сопротивляющиеся каждому моему замечанию. Фортепиано. Футбол. Домашнее задание. Намочить, намылить, смыть, повторить. Невозможно ничего от них добиться.

Я не горжусь этим, но простая истина в том, что я беспокоюсь о моих детях и степени их вовлеченности. Как папа, я часто чувствую себя втянутым в водоворот ожиданий. Другие родители постоянно говорят о возможностях, которые они стараются предоставить своим детям.

Специальные летние лагеря. Обучение иностранным языкам. Частные репетиторы. Уроки музыки. И когда я слышу, как другие дети участвуют в этих мероприятиях, я невольно чувствую, что мои дети могут пропустить что-то важное, если не будут вовлечены во все это. Я с ужасом представляю, как все другие дети с удовольствием решают квадратные уравнения и получают работу с шестизначной зарплатой, в то время как мои останутся в стороне.

И это все моя вина.

Так, подготавливая наших детей к жизни в конкурентном мире, мы заполняем свои дни деятельностью. Их график расписан от рассвета до заката, чтобы максимизировать свой потенциал. Таким образом они могут учиться. И расти.

Но я боюсь, что в нашем стремлении помочь им, мы можем на самом деле причинить им вред.

"Свободное время" для детей неуклонно снижается с 1950 года. Согласно исследованиям, проводимым с 1981 по 1997, время для игр сократилось на 25 процентов и на 55 процентов сократилось время на общение дома. В отличие от этого, время, затраченное на домашние задания увеличился на 145 процентов.

Плохо ли это?

Я думаю, что да.

Исследовательский проект Жана Твендж, профессор психологии в Сан-Диего, изучал психологические тенденции в юности и заметил резкое увеличение тревожности и депрессии у нынешних детей. И это не единственное изменение. Еще одно исследование Твенджа демонстрирует удивительный сдвиг в мотивации на протяжении многих лет: дети 60-х и 70-х годов были более мотивированы внутренними идеалами (одобрение, чувство причастности и общности), а сегодня дети более мотивированны внешними идеалами (деньги, имидж и слава).

И мы те, кто толкает их в этом направлении.

Как родители, мы полностью фокусируемся на одном неправильном вопросе:

"Что мы можем пропустить, если мы не воспользуемся этими возможностями?"

И мы должны остановиться.

Почему?

Потому что мотивацией в этом является страх. И страх - мое все.

Я боюсь, что над ними будут смеяться, если у них не будет нужных "вещей". Я беспокоюсь, что они не добьются успехов в спорте, если до 10 лет не выберут себе направление и не начнут серьезно тренироваться. Я боюсь, что они не попадут в колледж, если будут плохо учиться в школе.

Но мои опасения в значительной мере необоснованны.

Вопрос «необходимых вещей» легко преодолеть здравым смыслом. Никто в истории мира никогда не был в состоянии купить настоящих друзей. А в спортивной сфере дети, которые выбрали свое направление ничем не лучше тех, кто этого не сделал, а в некоторых случаях, специализация на самом деле идет в ущерб.

А беспокойство за учебу, возможно, одно из самых необоснованных. Мы верим в то, что при поступлении невероятная конкуренция, поэтому стараемся воспользоваться каждой возможностью обучения детей. Однако, количество мест в университетах только увеличивается в последнее время, и поступает по-прежнему две трети абитуриентов.

Но мы по-прежнему поддаемся этому ажиотажу.

Итог: нам нужно остыть и изменить вопросы:

Вопрос № 1: "Что мы теряем в нашем стремлении к успеху?"

Если вы похожи на меня, самые ценные воспоминания вашего детства - не обучение в специальном классе или совершенствование своих навыков. Конечно, были учителя и родители, побуждающие вас сделать все возможное и работать в направлении цели, но это было уравновешено большим количеством других достойных занятий, таких, как разорвать резиновую куклу, чтобы увидеть то, что было внутри, строительство велосипедных препятствий на дороге или гонки лодок из листьев через канаву в грозу.

Но мы пожертвовали этим в погоне за идеалом, и мы превратили наших детей в мини-взрослых в этом процессе. Крошечные профессионалы, у которых нет времени на игры в течение недели, поэтому они отчаянно впихивают их в свой график на выходных, между занятиями спортом и концертами.

Это печально.

Но большая проблема заключается в следующем:

Вопрос № 2: "Что является конечной целью?"

Развитие потенциала ребенка - это хорошая вещь. И нет ничего плохого в дополнительных занятиях. Они развивают необходимые навыки и прививают основные ценности: дисциплину, целеустремленность и настойчивость. И предоставление этих возможностей - моя работа в качестве родителя.

Но есть большая разница между желанием, что лучше для ваших детей, и желанием, чтобы они были лучше.

Желая то, что лучше для ваших детей, - это о ребенке. Речь идет о помощи им найти то, чем они будут увлечены, что раскроет их сильные стороны, будь то в искусстве, музыке, спорте или науке.

Желая, чтобы они были лучше, - это обо мне. Мои ожидания. Мои опасения. Я заставляю их учиться и делать то, что высасывает из них все удовольствие от детства. И в этом процессе я учу их, что я ценю их тогда, когда у них что-то получается. Я учу их, что второе место проигрывает. Я учу их, что результат важнее, чем любовь и признание.

И это так неправильно.

Потому что быть лучшим не должно быть самоцелью. Если бы я попросил вас назвать последние пять победителей премии Оскар за лучшую мужскую роль, не могли бы вы сделать это? Последние пять лауреатов Нобелевской премии в области медицины? Рискну предположить, не используя научных доказательств, что только 10 процентов из вас может это сделать. В лучшем случае. И это примеры людей, которые добились вершины своей профессии. Известны во всем мире.

И мы забываем их.

Но что если бы я попросил вас назвать пять человек, которые сыграли большую роль в вашей жизни? Те, кто учил вас, что значит быть настоящим другом. Личностью. Я знаю, без сомнения, что 100 процентов из нас может сделать это в мгновение ока. И список будет заполнен людьми, в честь которых не были названы улицы или учреждения.

Сама мысль об этих лицах заставляет ваше сердце биться быстрее.

И это, друзья мои, цель. Чтобы быть в списке для наших детей. И чтобы они смогли быть в списке у кого-нибудь другого. В этом постоянно меняющемся мире, полном конкуренции и оценок, должно остаться место для принятия. Пространство для присутствия. Пространство, где время не измеряется в десятых долях секунды.

И только любовь может сделать это.

Сегодня я понимаю, что все, что мы можем им дать - это любовь.
Без условий.
Без беспокойства.
Без сожаления.

Scott Dannemiller
huffingtonpost.com

Перевод Tender Bean

пост создан: 16 марта 2015
просмотров: 277
Показывать всем

Поделись с друзьями

Пусть твои друзья из других сетей тоже прочтут эту заметку

Уже понравилось:
  • mamajkova
  • Винтер

Комментарии к посту "Мантра на ночь" (29):

  • Mama-baby
    Mama-baby 16.03.2015 02:27
    О Боже, читала и плакала. Да, да, и еще раз да... я отнимаю детство у своих детей, боясь что-то недодать им...
  • vikadobr
    vikadobr 16.03.2015 11:03
    Я тоже этой "болезнью" страдаю :((
  • VEA
    VEA 16.03.2015 02:50
    А у меня нет таких переживаний сейчас. Ушли из садика, потому что много всего (не только поэтому, но и эта причина тоже). Сын говорит, что они там не играют. Это важно на мой взгляд! Дома у нас все без напряга и в удовольствие.
    А вот друзья это да! Но надеюсь, что они у нас будут. Такие, чтоб на всю жизнь в огонь и в воду.
    Любовь, внимание это безусловно, даже не обсуждается.
    Но мои мысли увидела здесь. Говорю себе - "СТОП!". Главное не это! Главное МЫ!
  • vikadobr
    vikadobr 16.03.2015 11:10
    Я тоже периодически говорю себе стоп, а все равно все время возникают мысли, как бы чего не прозевать, плюс я сама люблю учиться всему новому, поэтому мне интересно и ребенка учить, и с ним самой учиться. Часто мне интереснее, чем ему, и это как раз надо останавливать в себе!
    Играете вы здорово, у меня так не получается, мне просто так не интересно. Я из игр могу поддержать только Лего, спорт и мультики. А цифры-буквы у меня получается давать только методично по тетрадкам, а это не так весело, как у вас :(
  • solnca
    solnca 16.03.2015 06:41
    Как мне это близко! Я рада, что не давлю на Марусю и не заставляю делать домашку по балету. Через полтора года занятий абсолютно нескладного человечка стали все хвалить. Улановой она не будет (и я не хочу), но появилась плавность и осмысленность движений, осанка. Жаль, что в школе почти нереально отпустить неспешного ребенка плыть в своём ритме, но на домашнее обучение я совсем не готова.
  • vikadobr
    vikadobr 16.03.2015 11:19
    Мы тоже домашки почти не делаем, но это больше из-за того, что у меня самой не хватает сил и времени, и меня совесть мучает, потому что с домашками толку от занятий было бы больше!
  • MrsBentley
    MrsBentley 16.03.2015 09:09
    золотые слова, я давно говорю так и искренне считаю, что у детей должно быть детство
  • vikadobr
    vikadobr 16.03.2015 11:25
    А что такое "детство" в твоем понимании? Если ребенка ничем не загрузить, он будет целыми днями смотреть мультики - это детство? Вот для меня самое важное найти золотую середину между занятиями и мультиками.
  • MrsBentley
    MrsBentley 16.03.2015 11:29
    Вот именно, золотая середина... про мультики целыми днями никто не говорит, но в твоем случае мне всегда видится too much)
  • vikadobr
    vikadobr 16.03.2015 11:38
    Возможно, это too much, но довольно часто, когда мы дома, Артем приходит ко мне и ноет, что ему скушно, и что играть он не хочет, по крайней мере один. А вот во время походов на занятия или еще куда-то ему всегда интересно! Поэтому мне легче с ним куда-то потащиться, чем развлекать его дома.
  • MrsBentley
    MrsBentley 16.03.2015 11:52
    Недавно была и про это статья, что такие дети не умеют себя сами занимать, и это очень плохо. Не когда ты его занимаешь или отрасль эту функцию группам с занятиями, а когда он сам себя может занять. Это очень важный навык. Я умею себя занимать, мне с собой никогда не скучно, а вот мой муж не умеет, и очень страдает от этого.
    Я была занятым ребёнком, у меня не было улицы, игр и мультиков в том количестве, в каком был у других. Но стоило ли это того? Что пригодилось? Возьмём музыкальную школу... 7 лет на ветер, потому что я не приучена бросать начатое. Да, у меня ест способности и идеальный слух, но особо таланта нет, я не напишу увертюру и не смогу виртуозно сыграть импровизацию, 7 лет оставили привкус обязаловки, страха неуспеха. Я занималась художественно гимнастикой, танцами, в модельном агентстве, английским языком, читала абсолютно все книги из школьной программы. Приходилось начитанность, язык и умение стоять-сидеть-ходить-бегать и т.д. на каблуках.
    В моем понимании ты пытаешься охватит всё, ты хочешь, чтобы твой сын был поюще-танцующе-рисующим лыжником-плавцом, декламирующим Шекспира в оригинале. Так не бывает, без стресса для ребёнка. Надо найти либо действительно таланты и развивать их, либо найти то, что очень интересно самому Артёму. И даже если что-то неинтересно сейчас, но притянутое за уши может стать ненавистным. Некоторые интересы приходят со временем.
    Вот, допустим, у меня талант к шитью и прочему рукоделию, мама водила меня на курсы в детстве, навыки остались и я этому рада, но от этого портнихой я не стала, мне просто это нравится, но без этого навыка многие люди спокойно живут.
  • vikadobr
    vikadobr 16.03.2015 15:25
    Уметь себя занять - важный навык, и я стараюсь это в Артеме воспитать, оставляю его в "свободном полете" по вечерам, и он хорошо себя занимает. Но это после сада и занятий, когда он устал от детей! И ненадолго. Ну час максимум, потом ему все надоедает, становится скучно, просит мультик. А вот если целый день дома без сада и занятий, он просто изнывает, потому что все свои виды деятельности уже перепробовал! Еще он общительный, ему компания для игр нужна, а вот я могу (и в детстве могла) сидеть часами рукодельничать одна сама с собой, и мне хорошо. Все разные. Мой муж, кстати, тоже найти себе дело дома не может, хотя в детстве был предоставлен сам себе, никаких занимашек у него не было, только художка. И у меня особо не было занимашек кроме школы, английского и немного танцев, но я сама много рукодельничала. Так что умение себя занять вовсе не зависит от загруженности, все врожденное.
    Кстати, все, чему я училась в детстве (чуть-чуть фигурного катания, танцы, рукоделие, английский), мне очень пригодилось, и я очень жалею, что меня бОльшему не научили, предъявляю маме претензии, выспрашиваю почему :). Например, я жалею, что меня не доучили кататься на коньках, танцы были недостаточно долго, не научили играть в большой теннис и кататься на горных лыжах, не научили плавать. Поэтому уже в институте я стала учиться всему сама, а лучше б с детства умела!!! Поэтому и Артема хочу научить, чтобы потом претензий не было. Но к профессионализму везде не стремлюсь, просто чтоб умел, а потом пусть сам выбирает. Из своего окружения меня восхищают люди, умеющие многое помимо своей профессии, занимающиеся спортом, имеющие хобби. И совсем неинтересно с людьми, ничего не умеющими и ни к чему не стремящимися. Считаю, что люди должны быть разносторонними.
  • MrsBentley
    MrsBentley 16.03.2015 16:03
    Согласна, но для четырехлетки ты много хочешь
  • *Karpusha*
    *Karpusha* 16.03.2015 09:34
    Наверно я должна здесь написать...Два раза читала,два-уходила.Вернулась!
    Я полностью согласна,что все эти страхи есть в каждом из родителей,НО(!!!!!!)...В наше время-это абсолютно нормально,когда ребенок к чему-то стремится и к чему-то движется.Что бы хоть чего-то достичь -надо потрудиться.Мне проще сейчас грамотно организовать свое и время ребенка,недели в школе я буду сидеть с ним с утра до вечера в слезах и истериках,потому что школьная программа теперь не приемлет слабого ребенка.
    Я за спорт!Я за обучение!Я за свободное время!!!Я за правильное планирование времени.Если все делать разумно,многое можно успеть.
    И еще очень важно,есть то,что нравится ребенку,а есть совершенно "не его".Кстати,в этом очень быстро можно разобраться.Если я,к примеру,уговариваю Никиту пропустить художественную студию,а он слезно просит-идти.Там будет интересно!!!То ответ прост-лучше провести время интересно,чем валяться перед телевизором.И давайте уж будем честными-нам проще усадить дитё перед телевизором нежели провести интересно время с ним.И уж куда проще "плыть по течению"-детство отнимать не хорошо:((((
  • VEA
    VEA 16.03.2015 11:15
    Умничка, Наташ! Я обеими руками ЗА!
  • vikadobr
    vikadobr 16.03.2015 11:23
    Согласна с тобой. Но самое сложное - найти золотую середину. Я это текст для себя сохранила, именно чтобы не перегибать палку и останавливать себя периодически, а то меня все время кренит в сторону полной загруженности!
  • solnca
    solnca 16.03.2015 11:29
    Про школу - иллюзия, к сожалению. Дети сейчас приходят ОЧЕНЬ и даже ОЧЕНЬ-очень Слабые. В первом классе 30% (иногда больше) вообще не знают букв. И это не мигранты и не в самых плохих школах. У преподаю в двух хороших лицеях и сюда детки приходят - мама дорогая! Хотя родители вроде много с ними занимались ДО школы, но у многих напрочь отбита мотивация - к 7 классу страшно устали учиться. Здесь наша общая учительско-родительская задача сохранять интерес и в режиме регулярных занятий.
  • vikadobr
    vikadobr 16.03.2015 11:43
    На знают букв!?? Сколько я слышала от соседей-родителей первоклашек, дети в школы бегло читающими приходят, и это мой самый большой страх, потому что буквы Артем не видит, не понимает и учить не хочет!
  • solnca
    solnca 16.03.2015 11:55
    У нас родственница - учительница в началке. Она меня вечно ругает, когда я начинаю сетовать, что Маруся медленно читает, а Миша путает буквы. Рассказывает, что при всех входных тестах всё равно не принять не имеют права и начинают в первом классе с палочек, крючочков и алфавита.
  • vikadobr
    vikadobr 16.03.2015 13:19
    Они начинают с букв, и в то же время их тестируют на скорость чтения и позорят детей, кто читает по слогам! Вот уж не хочу я для своего ребенка такого позора!!!
  • *Karpusha*
    *Karpusha* 16.03.2015 13:46
    Возможно,я не правильно описала суть.
    Те,кто хочет учиться и те,с кем родители занимались-идут в школу хорошо подготовленными.Моя мама тоже педагог и знаю не понаслышке,какие приходят первоклассники.Тут уж или упущение родителей,или наоборот чрезмерный перебор в подготовке к школе.И ребенок просто устал.
    Но подготовленному ребенку,которому не отбили желание к учебе,гораздо легче потом учиться и еще иметь свободное время.Нежели сидеть с утра до вечера в истериках за домашними заданиями со слезами и под вопли родителей.Уж "посчастливилось" мне быть соседкой первоклассника.Мама,кстати,все спорила со мной про счастливое и беззаботное детство.И что в школе научится...Пусть отыхает.Так как они сейчас учат уроки-не дай Бог:(((
  • solnca
    solnca 16.03.2015 14:10
    Еще очень, очень зависит от деток. Они настолько разные!
  • Estonka
    Estonka 16.03.2015 10:52
    Быть лучшим не должно быть самоцелью - пишут, что неправильно, не согласна... Ну только если просто целью, а не самоцелью...
    Стремиться к лучшему надо! Меня так воспитывали и мама не стала для меня незначимым моментом, как приводят пример - также "в избранных" и может я и сама к этому пришла, но мама мне нужна, а не должна... Вот это я бы хотела воспитать и в своем ребенке, быть нужной, а не должной...
    Всего на самотек не пустишь, я хочу, чтобы мой ребенок стремился к успеху, а не тупо ходил на тренировки, хочу, чтобы моя дочь достигала вершин, а не шла по прямой всю жизнь... Она, конечно, свой путь выберет и я его разделю... Согласна с Наташей, что "плыть по течению" проще всего... Личность формировать надо, так ведь не получается - что родилось, то выросло... Цветочки тоже надо не только на солнышко выставлять, а еще поливать, окучивать и палочками подпирать... Так и с детьми, одной любви мало, надо направлять, стимулировать и вдохновлять :)))
  • vikadobr
    vikadobr 16.03.2015 11:35
    Согласна! Но этот текст заставляет задуматься, не перегибаю ли я палку? Проблема найти золотую середину и не заставлять ребенка делать то, что неинтересно. Но с другой стороны, дети, слоняющиеся и играющие целыми днями во дворе, не факт что счастливее, чем те, чья жизнь заполнена тренировками и походами в музеи. Вот лично мне второе детство было бы намного интереснее, чем первое.
  • Estonka
    Estonka 16.03.2015 11:40
    Золотой середины не бывает :)) В моем детстве были и улица и тренировки и школа, не знаю как успевала, а Ева после сада и тренировок без улицы выжата как лимон, психолог посчитала нужным снять к школе нагрузку, если не можем бросить тренировки, то отдохнуть от сада... Вот и пойми где тут золотая середина? Мы как ненормальные носились во дворе, много читали и спортом занимались, а мой ребенок успевает лишь половину в те же 24 часа в сутки... Это не считая вылазок куда-нибудь и т.п.
  • solnca
    solnca 16.03.2015 12:14
    Да, золотая середина - золотые слова. К сожалению, очень часто люди, чье детство было заполнено по расписанию оказываются не очень счастливы из-за отсутствия возможностей выстраивания своего социума. А соответственно, отсутствие опыта проб и ошибок общения. Они всегда в упорядоченном социуме с авторитетами - учителями, родителями, тренерами. Но просто отдавать "улице" ребенка нельзя. И вот тут слова про золотую середину - самые правильные!
  • Sofiya
    Sofiya 16.03.2015 23:46
    +100. Наблюдаю, что часто родители из-за своей нереализованности стараются сделать из детей талантов. Дети приходят на занятия путем шантажа, а не по собственному желанию. Их стыдят, и сравнивают с другими, что недопустимо.
    А на самом-то деле для дошкольника вообще ведущей является игровая деятельность. Самая ценная и самая полезная. Учить стишки, языки, петь песенки, играть в театр, заниматься спортом - все это можно и дома. И без слез, и с радостью, не ставя бог весть какие цели перед ребенком, а просто в удовольствие всем.
    Но есть и другие дети, которые ходили бы на все секции мира. Сама такой была, и сын, видимо туда же. Вот думаю, почему таким детям достаются родители, которые напрочь отказываются содействовать. Моя мама до сих пор не понимает как я выучилась в музыкальной школе, ведь она была против))).
  • vikadobr
    vikadobr 16.03.2015 23:52
    О, вот и у меня также - многие занятия были вопреки родителям! Но ты-то посодействуешь сыну?
  • Sofiya
    Sofiya 17.03.2015 00:01
    Ровно столько, сколько ему это будет нужно, но и заставлять не стану. Я в музыкальную школу поступила с тремя подружками, а закончила - одна. Потому, что меня никто не заставлял, а в особо сложные моменты, когда хотелось на все плюнуть - просто разговаривали, по -взрослому, просили сделать взвешенный выбор. И я делала.
Для того, чтобы прокомментировать войдите или зарегистрируйтесь.
Виктория

Россия, Москва и Московская обл.

Что-то я здесь редко стала писать, хотя событий море! Но бросать дневник не собираюсь. Хоть изредка, да отчитаюсь :).

Подписки

Abbott