x
    • Мария
      Мария
  • Введите имя
    Введите правильный email адрес

О социализации детей (с)

15.11.2014
суббота

В этом что-то есть. Понравилась статья.


Дети должны идти в школу позже, а не раньше, считает канадский психолог развития доктор Гордон Ньюфелд. Он добавляет, что программы “раннего развития” не дают маленьким детям никаких преимуществ. Почему тогда наше общество идет по противоположному пути?

“Я хочу быть уверен в том, что мой сын учится общаться с окружающими,”- скажет один родитель. Другой добавит:“Моя дочь застенчива. Я хочу, чтобы она находилась с другими детьми, это ей поможет выйти из ее «скорлупы».” Третий может с энтузиазмом сообщить, что его ребенок любит всех своих друзей в садике: “Она ждет - не дождется, чтобы пойти туда и провести с ними время!”

Это только некоторые из вещей, которые говорят родители, когда речь заходит о преимуществах, которые они видят в социальных условиях, обеспечиваемых дошкольными учреждениями, садиками и шестичасовым нулевым классом. Родители справедливо обеспокоены тем, умеют ли их дети общаться друг с другом.

Однако, правда ли то, что раннее взаимодействие со сверстниками оказывает позитивное воздействие на социализацию маленьких детей? Канадский психолог развития, доктор Гордон Ньюфелд говорит, что это не так, особенно когда речь идет о том, что маленьких детей помещают в «социализирующую» среду прежде чем они к этому готовы.

Что такое социализация?

Слово «социализация» может означать разные вещи для разных людей. Доктор Ньюфелд разъясняет что не является социализацией для маленьких детей: «Наверное, самым большим мифом является идея, что общение с равными приводит к социализации».

Социализация означает, что детей воспитывают приспособленными для жизни в обществе, чтобы они могли вырасти и стать такими взрослыми, которые приносят пользу, могут с уважением общаться с другими людьми как на работе, так и дома, с коллегами, с семьей и с друзьями.

Тема успешной социализации приобретает особый интерес там, где в средствах массовой информации регулярно появляются сообщения о травле в школе. Для доктора Ньюфелда и его коллег из Института Ньюфелда, социализация - это нечто большее, чем просто умение хорошо ладить со сверстниками. Социализация включает в себя умение строить отношения с окружающими, оставаясь в то же время самим собой.

Как из одного получить другое.

В качестве примера, доктор Ньюфелд рассказывает об учительнице, которая неспособна высказать свое мнение из страха создать конфликт. Представьте собрание персонала, на котором эта учительница предпочтет смолчать, а не кому-то возразить. Создается видимость, что учительница “очень приятный человек” и хорошо умеет ладить с другими — возможно, она советует делать то же самое и своим ученикам. В действительности же она просто не может сохранить свое собственное "я" перед лицом конфликта.

Постоянное согласие со всеми и стремление "быть хорошим" могут на самом деле быть скрытыми признаками незрелой личности."Необходимо быть в достаточной степени отдельной личностью, чтобы, общаясь с равными, не терять своей индивидуальности", - говорит доктор Ньюфелд.

Он добавляет, что тот, кто всегда "ладит" со всеми, возможно не сможет дипломатично общаться без потери своей целостности. Если такая форма зрелого самовыражения может быть сложной для взрослых, насколько труднее детям?

"Преждевременная социализация, - говорит доктор Ньюфелд, - всегда считалась самым большим злом в воспитании детей… Когда детей слишком рано помещают вместе, прежде чем они могут быть самими собой, они становятся такими же как все, и это ломает их индивидуальность, а не оттачивает ее."

Привязанность прежде всего

Одной из проблем помещения большого количества малышей в группу - проблема ориентации на сверстников. Это означает, что маленькие дети привязываются к своим сверстникам, а не ко взрослым.
Понятие привязанности, которое в основном было разработано психологом Джоном Боулби, обозначает инстинкт, который заставляет взрослых заботиться о детях и детей принимать эту заботу от взрослых.

Крепкая привязанность в раннем возрасте необходима для эмоционального развития взрослого. По словам Боулби, привязанность - это тенденция “человеческих существ создавать сильные эмоциональные связи с важными для них людьми.”

Люди - очень общительные существа. Но некоторые отношения для нас являются более приоритетными и мы очень избирательны в том, кто занимает эту позицию. Именно через такие отношения мы развиваем свое самосознание.

Что важно, важные для нас люди (или те, кого мы чаще видим и по-настоящему любим) должны быть постоянными в нашей жизни. Эти люди не должны исчезать из нашей жизни - сильная привязанность это совсем не то, что маленькие дети должны «перерасти».

Это одна из причин почему сотрудники детских садов никогда не смогут заменить родителей: работа – это всего лишь работа, служащие меняют место жительства или место работы постоянно.

Привязанность и социализация работают вместе. Для того, чтобы дети выросли зрелыми взрослыми, которыми мы хотели бы их видеть, они должны проводить время со взрослыми, к которым они привязаны, а не с их аналогично незрелыми сверстниками. Это означает, что, если забрать человека, к которому привязан ребенок, из его жизни — что может случится в результате смерти, болезни, отвлечения на другие дела, помещения ребенка в садик или любого другого нарушения в привязанности, и заменить на привязанность к сверстникам - ребенок становится кем-то вроде 'Повелителя мух', потому что такое 'социализированное' поведение является простым копированием, оно не исходит изнутри. Оно способно к развитию, но может и «недоразвиться».

Если родители не знают об этом, они могут интерпретировать отрицательное развитие как положительное. Трехлетка, который не может дождаться того, чтобы побыть со своими друзьями в садике, может фактически начать привязываться к своим сверстникам, а не к родителям, потому что привязанность заставляет нас стремиться быть с теми, к кому мы привязаны.

Проблема в том, что чем больше дети привязываются к сверстникам, тем меньше они привязаны ко взрослым — и это может привести к тому, что таких детей очень сложно будет воспитывать и чему-то обучать.

Когда маленькие дети проводят слишком много времени со своими сверстниками, они будут подражать тем, кого они видят рядом с собой. Доктор Ньюфелд говорит о «затухании передачи привязанности по вертикали» в культуре, которая происходит в результате. “Сегодня у нас существует детская культура. В Европе сейчас кризис, молодежь не интегрируется в основной «поток» общества и есть те, кто полагает, что то же самое происходит в Северной Америке”.

Проблема может быть еще в том, что молодежь интегрируется в новую культуру большинства, которая не является вполне зрелой. “Дети сейчас стали частью сообщества, которое не воспроизводит себя и не сотрудничает со всем обществом в целом,” - говорит доктор Ньюфелд.

Поддержка разнообразия

Создание разнообразной среды, уважение к ребенку и предоставление возможности для его процветания — сегодня это одни из самых популярных фраз, которые используются для запудривания мозгов. Однако, раннее помещение детей, с еще неразвитыми личностными характеристиками в обстановку группового ухода в течение долгих часов, когда они еще не в состоянии "держаться" за свои собственные особые, уникальные личности, создает сходство, а не индивидуальность.

Это является одной из причин, по которой родителям было бы неплохо отложить начало обучения в школе для своих детей на более позднее время.

Как ни странно, некоторые из тех, кто защищает домашнее обучение, делают это именно по причине необходимости надлежащей социализации для ребенка. В статье «Домашнее обучение и проблема социализации», автор Ричард Г. Медлин подчеркивает то, что здоровая социализация действительно происходит у домашних детей, что “дети, обучающиеся на дому, принимают участие в ежедневной жизни сообщества. Совершенно точно, что они не изолированы от людей; на самом деле, они общаются и чувствуют себя ближе ко всем типам людей.”

По словам Хелен Вард, проблема с детьми, социализирующимися в школе, состоит в том, что они могут быть непостоянными в своей дружбе. «Друзья» ребенка не являются в действительности «друзьями» в полном смысле этого слова. Они не являются зрелыми людьми, которые знают, что делать в ситуации чужого страдания или расхождения во мнениях. "Сверстники хотят, чтобы вы были такими же как они, - говорит Вард и резюмирует, - В результате выражение индивидуальности и личностный рост замедляются".

Разрушение духа детства

Когда-то в 1988 году детский психолог Дэвид Элкинд написал свою книгу «Ребенок, которого подгоняют». Элкинд беспокоился, что детей все более и более воспринимают как мини-взрослых. Копируя взрослую жизнь, ребенка подвергают академическому давлению в садиках и подготовительных школах. Детские спортивные команды используют профессиональную униформу и несчастных игроков маленького роста исключают из игры. Детская одежда походит на взрослую. Это беспокоило Элкинда двадцать лет назад, и ситуация сегодня мало изменилась.

Еще одним доказательством, что даже самые маленькие из детей подвергаются взрослым стандартам, является «Акт раннего развития» (EDI). Под предлогом улучшения помощи детям, этот акт заставляет учителей отвечать на кучу совершенно субъективных вопросов о физическом, академическом и эмоциональном мастерстве ребенка, а затем регистрировать как и каким образом дети «отстают».

Активисты используют эти некорректные исследования, чтобы лоббировать более ранние образовательные программы для все более младших возрастов. В Онтарио, например, специальный советник премьер-министра Макгинти желает создать школы как центры, где детей можно будет оставить на целый день, возможно в течении круглого года, чтобы достичь большей «готовности к школе».

Когда Франсуа Лего, член «Коалиции для будущего Квебека» недавно предложил, что средняя школа должна продолжаться столько же сколько работа с 9 утра до 5 вечера, некоторые сочли это провокацией. В действительности же, те ученики младших классов, которых помещают в группы присмотра до и после школы, уже имеют взрослый рабочий день, и то же самое можно сказать относительно малышей в садике. Жизнь ребенка расписана до минуты и у него остается совсем немного времени на то, чтобы побыть просто ребенком.

Когда доктора Ньюфелда спросили, что дает ранее обучение для маленьких детей, он просто ответил: «Единственная выгода – это освобождение родителей от ухода за детьми. Но нет никакого выигрыша для выполнения родительских обязанностей. Это совсем другое дело".

Что делать?

Доктор Ньюфелд подчеркивает что то, кем являются родители для своих детей имеет большее значение, чем то, что они делают.

Это исследование не предназначено для того, чтобы испугать родителей, чьи маленькие дети находятся целый день в садике. Однако было бы полезно понять, зачем ваши дети находятся там. Некоторые родители помещают своих детей в садик именно с целью социализации; согласно исследованиям, это ошибочная причина.

Тем родителям, чьи дети должны находиться в садиках, было бы полезно узнать, что «раннее обучение» может происходить только в обстановке привязанности ко взрослым. Иногда родители сами оказывают давление на воспитателей, чтобы те обеспечивали «обучающие материалы» для все более младших по возрасту детей. Когда родители получают «табель успеваемости» своих детей с плохими отметками, это еще более усиливает беспокойство родителей, которые считают, что их дети отстают.

Согласно доктору Ньюфелду, способность к здоровым отношениям закладывается у ребенка в первые шесть лет жизни. “Это – основа всего, - говорит он. - К пятому году жизни, если все протекает непрерывно и безопасно, начинается эмоциональная близость. Ребенок отдает свое сердце тому, к кому он привязан, и это - невероятно важно … Самое главное – это установить сильные и глубокие эмоциональные связи с теми, кто воспитывает ребенка. И на этом должен делаться акцент в нашем обществе. Если бы мы это делали, мы бы посылали наших детей в школу позже, а не раньше".

Автор: Андреа Мрожек, менеджер по исследовательской работе и информации в канадском Институте брака и семьи

пост создан: 16 ноября 2014
просмотров: 215
Показывать всем

Поделись с друзьями

Пусть твои друзья из других сетей тоже прочтут эту заметку

Уже понравилось:
  • Надешка
  • Натусятка:)

Комментарии к посту "О социализации детей (с)" (27):

  • simpapusja
    simpapusja 16.11.2014 05:10
    спасибо!
  • Катеринаа
    Катеринаа 16.11.2014 11:12
    Я-незрелая личность, судя по его описанию, лучше промолчу и сделаю как мне нужно, чем буду настаивать, мне так комфортнее и я ее страдаю)
    В принципе убедительно написано, не зря же человек-ученый. Про привязанность я читала, но, порой, она принимает странные формы, когда взрослые дети живут с родителями и не хотят строить свою жизнь, создавать семью, растить детей..
    Про индивидуальное обучение:у соседей замкнутаясемья, ребенок, с их точки зрения нежный и они его обучали дома до 7 класса, наверное достаточно для формирования привязаннности к взрослым и успешной социализации? Нет, он один, играет с соседским парнем, когда тот п р иезжает к бабушке, он просто не умеет общаться со сверстниками. Понятно, что все индивидуально,но есть еще и внешние ьбстоятельства, например мама однавоспитывает и нужно работать . И вообще, очень много успешных людей, которые вышли из ничего, без комфортных условий развития,я ее говорю, что всем такие нужно создавать,но и соломку стелить тоже неразумно мне кажется. Человек становится личностью в преодолении себя и внешних обстоятельств, а ребенок уже личность и с рождения учится и реодолевать:речь, хождение, жевание твердых предметов, это все очень и очень сложно, когда после травм это делает взрослый ...
    Я люблю своихдетей, но хочу, чтобы они могли прожить безменя, жизнь такая штука, все может случиться
  • VEA
    VEA 16.11.2014 12:41
    Да и я хочу всего того, что ты описала. Поэтому я очень аккуратно ввожу сына в социум. Но как оказалось он социализирован уже и без этого. Два воспитателя в один голос говорят, что это даже удивительно как онвзаимодействует с детьми и ими взрослыми. Но еще есть над чем работать, много работы.
    Ну и домашнее обучение разные результаты дает. Есть успешные и знаменитые люди, которые обучались дома. Успешным же невозможно стать без признания общества.
    А сколько людей сломленных ещев таком возрасте.
    Я не для спора эту тему развернула. Просто думаю об этом. Интересно ваше мнение.

    Здесь в
  • Катеринаа
    Катеринаа 16.11.2014 14:00
    Естественный отбор в действии, все не могут быть успешными, нужно много факторов для этого)
  • VEA
    VEA 16.11.2014 14:09
    Не могут, иначе бы их просто не было -успешных.
    Это я к вашему соседу привела пример.
    Главное то - найти себя в окружающей среде и чувствовать себя комфортно, а еще лучше быть счастливым (но это временное состояние, невозможно быть всегда счастливым).
    И вот как сделать, чтобы ребенку было удобно и уютно пока он не может в полной степени оценить, а потом нужно реагировать уже во взрослой жизни. Ведь все все из детства, все наши проблемы отсюда.
  • Катеринаа
    Катеринаа 16.11.2014 14:20
    Это точно, без трудностей человек не растет, но для того мама и нужна, чтобы был тыл, как почв а, из которой рстет цветок)
  • VEA
    VEA 16.11.2014 14:40
    Трудности преследуют всю жизнь....к сожалению. А без них или при минимальных человеку сложно стать Человеком.
    И как мы уже говорили раньше, что каждая ситуация в жизни требует особенного подхода. Но как я заметила по себе, что пока я не научусь решать какой то вопрос правильно, жизнь посылает и посылает мне различные ситуации где требуется какой то единственный вывод и поставить точку.
    А до школы, да и в школе ребенок не может, не знает как себя вести и как реагировать в различных ситуациях.
    Я вот по своему смотрю. Он любую агрессию от другого ребенка называет злом. И потом может применить такие же приемы. А я пытаюсь научить посмотреть на различные ситуации под разными углами. А ведь чужая тетя не будет вникать, она просто на работе и ей важно лишь бы без травм...ну и личное отношение к тебенку играет 100% ую роль.
  • Катеринаа
    Катеринаа 16.11.2014 11:22
    Смотрела видео американского дядьки, не помню имени, он груб, но суть верна:детей щадят, им говорят-ты не последний, ты первый с конца,ты молодец и прочее, но, когда ребенок вырастает, его перестают поощрять и оказывается, что он ее лучший, его обманывали. Какая трагедия для человека
  • VEA
    VEA 16.11.2014 12:41
    Да, главное не переборщить. Это во всех вопросах важно.
  • Доброжелатель
    Доброжелатель 16.11.2014 13:38
    Заметила, что идёт своего рода борьба между людьми из профессуры, одни за садики на полный день, другие за домашнее воспитание.
    Вот, мы например, в нашем детстве все росли примерно одинакова. Садик с 8 до 5-6, выходные с родителями. В школе тоже с 8 до 13.00, сами кушали дома и уроки делали. И все выросли разными людьми.
    Мы родители все не идеальны, потому что люди и нам свойственно ошибаться. Мне интересно заниматься дома с ребёнком, но я не смогу дать ей школьную программу у меня нет тех знаний и терпения. Знаний может класса до 4 го.
    Детей всё же больше растят на интуитивном уровне и литературу для родителей по воспитанию читают, методики применяют тоже сами родители выбирают.
    Статья интересная, для меня актуальна. Сейчас я в мыслях отдать в школу в 5,7 или в 6,7 лет, потому что в Германии в школу идут с 6, и в 2015 получаются идут дети 2009 года, кому исполнилось 6 лет на момент начала занятий. А в 2015 начало учебного года в августе.
    Вроде рано в 2015, а в 2016 поздно, переживаю, что ей кучно будет. Программа в начальной школе Германии первые два класса, как в садике в России.
    Интересная статья. Одно знаю, мой ребёнок будет ходить в садик, потому что нужно из-за языка, но согласна, что на весь день влияние другие дети дают. Летом много проводили с сверстниками и Франциска правда имела влияние, поведения других детей, как хорошее, так и плохое. Дети так устроены, что копируют поведение до 6 лет точно.
  • VEA
    VEA 16.11.2014 14:02
    Дома я тоже не смогу учить. Восхищаюсь родителями, которые отважились на это. И у нас встанет вопрос в 6, 5 или в 7, 5 отдавать. Февраленок.
    Ну вот не зря психологи говорят о том, что год до школы более чем для социализации. Я тоже так считаю.
    Но в садик повела потому что ему не хватает многих моментов, которые я дать не могу.
  • Доброжелатель
    Доброжелатель 16.11.2014 16:30
    Но меня эта статья натолкнула и на мысль, что с ребёнком нужно время проводить и чтобы было дело общее или интерес между родителями и ребёнком. Чтобы ты родитель в авторитете, а не другой взрослый. Сильно загружать тоже не надо, я имею ввиду много-много кружков и видов спорта? Но в тоже время, секции и кружки нужны, чтобы в подрастковом возрасте было куда свою энергию и гормоны деть. Да и считаю полезно, например, танцы, плаванье, гимнастика. Но я только без фанатизма, как пойдёт.
    Сейчас у дочки садик до 12, йога час в среду и в субботу час русского языка. Очень хочу танцы, музыку, но это на следующий год.
    Интересная тема и волнительная. До сих пор не знаю ка правильно и что;)
  • VEA
    VEA 16.11.2014 17:20
    Согласна с тобой.
  •  yasyundrik
    yasyundrik 16.11.2014 13:39
    Что-то подобное я имела в виду, разговаривая с тобой о садиках)
  • VEA
    VEA 16.11.2014 13:56
    С нашего диалога и пошел разговор. Вотя так не смогла выразить свои мысли, а эту статью давно прочла. Нашла таки ее.
    Сколько людей столько и мнений. Дети все разные, родители. Опыт родителей.
  • Паола
    Паола 16.11.2014 14:35
    Спасибо за статью.с большим интересом прочитала и ещё раз убедилась,что я права в своём материнском не желании пока расставаться с ребёнком.
    старший в первый раз пошеёл в садик в 1,9 на 2 недели.... и всё..забрали и отдали потом лишь В 5 лет..и это была совсем другая положительная история.
    Даню наверное и в 3 не отдам....:-)
  • VEA
    VEA 16.11.2014 14:44
    Я случайно на нее наткнулась, но она меня зацепила.
    Да, в любом случае ребенок должен созреть. Другой вопрос, если маме срочно нужно выходить на работу.
  • Паола
    Паола 16.11.2014 14:49
    Ну это да...наши желания не всегда совпадают с нашими возможностями...к сожалению.
    перечитала сегодня кучу статей о подготовке к садику.о одаптационном периоде ,поняла для себя одно,чем позже тем лучше для всех..и для мамы и для ребёнка..в идеале после 4 лет
  • VEA
    VEA 16.11.2014 14:51
    А можно ссылочки? Очень уж тема актуальна для нас.
  • Паола
    Паола 16.11.2014 14:56
  • Паола
    Паола 16.11.2014 14:56
  • Паола
    Паола 16.11.2014 14:59
    http://shkola7gnomov.ru/parrents/eto_interesno/voprosy_vospitaniya/id/1128
    Вот это вообще жесть..особенно 3 вариант
  • VEA
    VEA 16.11.2014 15:02
    Спасибо!
  • Аленка Валкман
    Аленка Валкман 17.11.2014 00:44
    Когла я только ждала Сашку, я всё планировала, как с годика буду водить его на разные занятия. Сейчас нам уже два, мы только начали ходить на пару часов в неделю в местный ДК, и никаких других мыслей про социализацию я не имею )))
  • VEA
    VEA 17.11.2014 01:00
    Молодчина!
  • mys
    mys 21.11.2014 20:31
    очень спасибо за статью!все это резонирует во мне!!
    "«раннее обучение» может происходить только в обстановке привязанности ко взрослым"...
  • VEA
    VEA 21.11.2014 22:10
    Мне тоже понравилась эта мысль.
    Но вот сейчас пошли на пол дня. Пока не жалею. Много ре успеваем, конечно. Потому что там нагрузка большая. Но мне нужно Лизонькой заниматься и я могу убелить ей время, лично ей до обеда.
    А у Глеба всплывает с полочек все, что мы делали, все вспоминается, систематизируется и применяется.
    Но вот эти моменты копирования детей уже появляются. Работаем над этим.
Для того, чтобы прокомментировать войдите или зарегистрируйтесь.
Елена

Россия

 

Подписки

Abbott