x
    • Мария
      Мария
  • Введите имя
    Введите правильный email адрес

Интересно. О готовности ребенка к школе с 6 лет.

17.10.2013
четверг

Для успешной учебы ребенку нужно быть готовым к школе.
Готовность бывает разная
- интеллектуальная (способность писать, считать и читать)
- психологическая (параметры школьной готовности)
- мотивационная (готовность ребенка к новой социальной роли и вытекающей из нее ответственности)

Психолог применяет несколько основных методик для выявления психологических параметров школьной готовности. И проверяет результаты по дополнительным методикам (в случае необходимости).

Что это за параметры?
- принятие задачи (насколько хорошо ребенок слышит и понимает то, что ему говорит вслух учитель и запоминает, что нужно принести к следующему уроку, без записи)
- действие по правилу (насколько правильно ребенок может выполнить упражнение в соответствии с прочитанным заданием)
- действие по образцу (проверяется, в состоянии ли ребенок может повторить то, что пишет учитель на доске или списать с учебника или даже с дневника)
- контрольно-оценочные действия (насколько ребенок в состоянии проверить, допустил ли он ошибки и насколько он может их самостоятельно исправить)
- мелкая моторика (влияет на способность освоить письменные буквы)
- произвольность (ребенок может самостоятельно делать то, что неинтересно в течение определенного времени, даже если несильно хочется в туалет/кушать; а также ребенок самостоятельно без напоминания может выполнять какие-либо действия - ту же домашку, к примеру)
- наглядно-образное мышление
- наглядно-действенное мышление
- логическое мышление
- классификация
- развитие речи
- символизм (умение обращаться со знаками и символами, это не равно письму и счету)
- фонематический слух (способность слышать звуки и фонемы)
- мотивация (готовность к новой роли, способность быть более ответственным и дисциплинированным, чем в игровом возрасте, до 7л)

Все это необходимо младшему школьнику не только для самостоятельной успешной учебы, но и для дальшейшей жизни, т.к. на этих этажах растут следующие, такие как внутренний план действий, моделирование, теоретическое мышление и тп)

Если брать особенности мозга, то он (мозг) готов к появлению многих образований в психике, в основном, к 6-7 годам. Чаще в 7, чем в шесть, что поделать, наши гены остались такими же, какие были тысячи лет назад 

Ну а что мы делаем, отправляя ребенка в школу в 6 (я уж молчу про 5, эта отдельная тема)?
Зачастую - отправляем в школу неготового ребенка.

Если у школьника слабые показатели произвольности, мелкой моторики, символизма, принятия задачи и тп - ему сложно учиться в школе. Т.к. у ребенка многое не получается, это и ведет к нежеланию учиться. Раз ребенок не хочет учиться, родители вынуждены ему помогать - делать с ним уроки, напоминать собирать портфель, готовить свои вещи к школе и тп. Проблемы это не решает, т.к., помогая с домашкой (а зачастую - делая домашку вместо ребенка), родители не помогают развить в психике то, что ему нужно для успешной учебы.
И это еще более-менее благоприятный вариант. Чаще неготовому ребенку учиться тяжело, на уроках он рассеян, что задали - "не помнит", домашку писать не хочет (оно и понятно, ведущая деятельность человека до 7л - игра, а писать страницу крючков - никакого веселья). И тогда начинается худший расклад - родители часами сидят над уроками вместе с ребенком, ругают, запирают его в комнате, кричат и наказывают... 

Неготовность+давление со стороны родителей = ненависть к любой учебной деятельности... А ведь учиться предстоит еще в ВУЗе, и на работе... а человек уже не хочет...

Если произвольность, к примеру, не развить к 12-ти годам, она уже не разовьется никогда, поезд ушел. При коррекции можно развить в подростке силу воли (это другое), ну а без коррекции? Тут прогнозы бывают разные.

Произвольность можно натренировать, если мозг к этому готов. Но часто бывает, что ребенка с 4-5 лет нагружают в ШРР или во время подготовки к школе (садят за парты, учат рисовать узоры, читать-считать-писать) - в этом случае произвольность не появится потому, что еще не настало время. А в 6 лет ребенок уже идет в школу, где для успешной учебы нужны определенные новообразования в психике...

Конечно, если показатели средние, выше средних, школьную готовность можно скорректировать, это работа и родителей, и педагогов, и психолога.

Ранняя интеллектуализация вредит здоровью, это данные исследований:

у детей, которые пошли в школу с 6 лет, есть 3 основные проблемы:

низкий жизненный тонус (это невозможно скорректировать раз и навсегда. Для коррекции приходится заниматься фитнесом/спортом на протяжении всей жизни). Низкий жизненный тонус от того, что тот отдел мозга, в котором находится "электростанция" организма, не успел развиться до конца, т.к. началось интенсивное развитие передних (лобных) долей головного мозга.

низкая мотивация (связана с тем, что лобные доли стали расти раньше, чем должны)

низкий уровень радости (т.к. гормональный центр, отвечающий за выделение гормонов радости, не успел развиться вследствие ранней интеллектуализации)

И еще скопирую из одной темы:

"Часто бывает, что опережение в развитии одних психических функций обеспечивается за счет недоразвития других.

Как итог, мы имеем высокие показатели умственного развития, а эмоционально-волевой компонент не "созрел" или находится на стадии развития несоответствующем умственному.

И здесь возникают трудности произвольной регуляции деятельности, эмоциональная инфантильность, социально неприемлемые формы поведения и много другого. Согласно данным нейропсихологов, возраст 9-10 лет является переломным моментом для деток, которые пошли в школу с 6 лет, что связано с закономерностями развития мозга ребенка."

Может, есть смысл нагружать ребенка по мере его готовности?
В этом случае мы помогаем ребенку учиться самостоятельно и с удовольствием 

пост создан: 17 октября 2013
просмотров: 175
Показывать всем

Поделись с друзьями

Пусть твои друзья из других сетей тоже прочтут эту заметку

Уже понравилось:
  • vikadobr
  • simpapusja

Комментарии к посту "Интересно. О готовности ребенка к школе с 6 лет." (4):

  • *Karpusha*
    *Karpusha* 17.10.2013 13:53
    Вот и мой мозг этой проблемой сейчас озадачен...Я не знаю,во сколько отправить Ника в школу.Папа и свекровь говорят в 6,7...я против как-то.Мальчик и вот твоя статья подтверждение.Я больше к 7,7 склоняюсь.вот только бы не был "пенсионером" в классе:)
  • ekmakarek
    ekmakarek 17.10.2013 17:46
    смотри по Нику. Еще есть время. Мне с Димой проще - его точно отдам в 7 ровно.
    А вот с Таей буду думать. В началке помню мы все хотели быть старше других сверстников. А уже в старшей школе те, кто был младшим считался круче - типа я младше, а такой же умный )))
  • *Karpusha*
    *Karpusha* 17.10.2013 19:11
    Олесь,он умственно наверно к 6.7 будет готов,но я больше за психико-моральное состояние беспокоюсь.Он впечатлительный очень.И очень переживает за неудачи свои...Вот тут можно перегнуть.Думаю...
  • ekmakarek
    ekmakarek 17.10.2013 21:15
    а я и не говорю про интеллект!
Для того, чтобы прокомментировать войдите или зарегистрируйтесь.
Олеся

Москва и Московская обл., Москва

stand by
  • Димочка
    Димочка

    2 сентября 2010
    (6 лет 3 мес. 4 дн.)

  • Таюшка
    Таюшка

    20 апреля 2013
    (3 года 7 мес. 16 дн.)

Подписки

Abbott