x
    • Мария
      Мария
  • Введите имя
    Введите правильный email адрес

Для тех, кто учит детей читать

13.11.2014
четверг

Не могу не поделиться )) Я не очень-то повернута на раннем обучении чтению. Больше меня заботит проблема дикции у ребенка, но как-то постоянно наталкиваюсь на всякие методики по обучению детей чтению. А тут еще в инстаграмме подписалась на одно мероприятие "монтессори каждый день_ноябрь". Девушка ведущая своего 4-хлетнего сына не отдала в садик, а занимается с ним дома сама и в основном упор у нее на монтессори-педагогику. И вот сейчас вторая неделя этого монтессори-месячника как раз посвящена чтению и изучению букв. Я как-то прям впечатлилась. 

Вы слышали о таком понятии, как "шершавые буквы"? 

Вот для примера копирую вам несколько упражнений с шершавыми буквами по этой методе:

Упражнение «Шершавые буквы»

Цель упражнения: утончение тактильного чувства, изучение алфавита через тактильные ощущения, подготовка к письму, соотнесение звука и его символа-буквы.

Материал: на табличках из толстого картона или на дощечках наклеены шершавые буквы из песчаной или бархатной бумаги. Шрифт письменный. Фон табличек голубой или розовый, в зависимости от того, какому звуку (гласному или согласному) соответствует буква. В отдельных коробках сложены заглавные буквы и прописные.

Как играть: ребенок ставит перед собой коробку с шершавыми буквами и вынимает из нее одну из табличек. Например, табличку с буквой А. Родитель показывает ему, как можно двумя пальцами (средним и указательным) обвести букву, будто написать ее. Ребенок повторяет это движение и в конце обведения называет букву. Он может повторить движение руки в воздухе, чтобы лучше запечатлеть очертание конкретной буквы.

Комментарий. Это упражнение с классическим монтессори-материалом при подготовке к механическому письму. Тактильное чувство помогает ребенку освоить символьное изображение звуков. Перед упражнениями с шершавыми буквами необходимо обострить чувствительность кончиков пальцев. Для этого можно сполоснуть руки теплой водой и вытереть насухо или потереть кончики пальцев друг о друга. Можно воспользоваться маленькой жесткой щеточкой.

Упражнение «Узнай буквы»

Цель упражнения: утончение тактильного чувства, соотнесение тактильного образа со зрительным и акустическим, изучение письменного алфавита, подготовка к письму.

Материал: розовые и голубые картонные таблички с наклеенными на них шершавыми буквами, шрифт письменный, платок для завязывания глаз.

Как играть: ребенок кладет перед собой несколько табличек с шершавыми буквами и закрывает глаза (или завязывает их платком). Он ощупывает шершавые буквы на табличках и пытается угадать, как они называются. Контроль осуществляет кто-то из детей или учитель.

Комментарий. Упражнение неоднократно описано в книгах М. Монтессори. Как обычно, для лучшей тактильной чувствительности дети могут согреть пальцы в теплой воде или потереть щеточкой. Закрывая глаза, ребенок изолирует тем самым тактильное чувство, обостряя и утончая его. Через чувства он делает еще один шаг к работе разума, создавая образ, символ, знак кончиками пальцев.

Упражнение «Шершавые слова»

Цель упражнения: утончение тактильного восприятия письменного языка, подготовка к письму, развитие образного восприятия языковой символики, концентрация внимания.

Материал: коробка с картонными табличками, на которых буквами из шершавой бумаги написаны слова. К этому дается платок для завязывания глаз.

Как играть: ребенок кладет перед собой табличку с шершавым словом, завязывает или закрывает глаза и, ощупывая букву за буквой, соединяет их в слово. Контроль осуществляет старший ребенок или учитель.

Комментарий. Упражнение хорошо известно педагогам, которые работают с плохо видящими детьми. Изолируя тактильное чувство, мы обостряем и утончаем чувствительность кончиков пальцев, развитие которых, как известно, способствует постановке мышления. Одновременно с этим совершенствуется и механический процесс мысленного соединения букв в слова. При этом нельзя сказать, что ребенок прочел обведенное слово. Он лишь интуитивно угадал склад рядом стоящих букв. То есть он не прочел, а только сложил нечто из букв и произнес вслух это нечто. Дети очень любят угадывать слова, написанные шершавыми буквами. Это упражнение готовит их к плавному, незаметному переходу к осознанному письму и чтению.

Вот мне сама вся эта идея так приглянулась, что сегодня весь обеденный ребенкин сон рисовала и вырезала буковки для сына из бархатной бумаги. Вечером поиграли. Пообводили. Конечно сам алфавит сын давно знает, но тут несколько иные вещи задействуются. Ну и мы сегодня ударили по звуку "С", который у нас стал сильно хромать (среди прочих), так что и буквы у меня были С, З, Ч, Ш, Щ. На большее не хватило бархатной бумаги голубого цвета ))))

ссылка на блог мамочки-энтузиастки, к сожалению не вставляется, так что просто сюда скопирую : http://mamaseregika.blogspot.ru/2014/11/2.html

пост создан: 14 ноября 2014
просмотров: 333
Показывать всем

Поделись с друзьями

Пусть твои друзья из других сетей тоже прочтут эту заметку

Уже понравилось:
  • dreamolga
  • Натусятка:)

Комментарии к посту "Для тех, кто учит детей читать" (23):

  • vikadobr
    vikadobr 14.11.2014 00:55
    Идея классная, только почему письменные, а не печатные? У ребенка же возникнет путаница с печатными?
    А вообще, ко всем таким упражнениям у меня один вопрос: как мотивировать ребенка в это играть?
  • ekmakarek
    ekmakarek 14.11.2014 01:12
    вот что по этому поводу пишут:
    Маленьких детей нужно сначала учить писать, а не читать – утверждает Мария Монтессори. Наблюдая за детишками в своей школе, Монтессори пришла к выводу, что для ребенка проще написать букву (другими словами – нарисовать ее, ведь буква тоже рисунок), чем воспринять некий абстрактный образ буквы в книге. Причем начинать обучение нужно с прописных букв, а не с печатных, так как круговые движения детям даются легче.
  • mamaMiti
    mamaMiti 14.11.2014 09:50
    Это как в анекдоте: "Чукча не читатель, чукча - писатель!" )))
  • ekmakarek
    ekmakarek 14.11.2014 09:52
    ))
  • ekmakarek
    ekmakarek 14.11.2014 01:12
    когда даешь ребенку что-то интересненькое пощупать, равзе он откажется?
  • vikadobr
    vikadobr 14.11.2014 01:13
    Мой пощупает 1 раз и все! :)
  • Надешка
    Надешка 14.11.2014 03:11
    прописные это хорошо. учим учим печатные, а потом бац и прописные навсегда!
  • VEA
    VEA 14.11.2014 03:34
    Читала, видела и эти посты и многое другое. Может помнишь в прошлом году к нам приходили буквы, и мы что только не делали с ними? И как раз первое что мы делали - мы клеили бархатные - большую и маленькую. Хорошая методика, но как и все методики (и даже собственно разработанная и любая другая) требует ежедневного титанического труда. Эти буквы провисели на стенках, трогались долго, не знаю осталось ли что-то, но с маленькими прописными буквами (не всеми) знакомство прошло на ура.
    Может я что-то не понимаю, но качество речи и умение читать/писать несколько разные вещи (лично для меня). Так что и ты заморочилась, Олесь! Ты все это делаешь, чтобы подвести ребенка к чтению, не лукавь. И это очень и очень хорошо!
  • ekmakarek
    ekmakarek 14.11.2014 10:09
    я помню твои посты про буковки. Да, у вас было очень интересно тогда - ты попала на волну Глебкиного интереса тогда.
    нет, Лена, я не учу и не собираюсь учить ни писать ни читать. Все наши буквы - это просто для того, чтобы было много наглядного материала при работе со ЗВУКАМИ. Вчера вот "С" просто замурцевали. Сегодня хочу продолжить с той же С.
  • VEA
    VEA 14.11.2014 10:20
    В итоге ты придешь к чтению. Это же здорово! Почему ты считаешь, что это повернутость, и Диме рано? Если вот так очень не спеша и спокойненько то все не пройдет даром! Я еще поражаюсь когда ты успеваешь после сада что то делать? Как он на все реагирует? Мой после половины дня и отдыха дома хочет побыть один и чтобы его никто не трогал. Может это, конечно временно и сначала, но все же. Ты молодец!
  • ekmakarek
    ekmakarek 14.11.2014 10:23
    у нас в саду видимо программа не такая насыщенная. И конечно Глеб адаптируется и вернется в свой режим познания мира нон-стоп )))
    но у меня если с Димой ничем не заниматься. то это просто дикая беготня с криками по дому. Что меня утомляет гораздо больше, чем подготовка к занимашками и сами занимашки. Плюс это еще и травмоопасно, вечно то Таю уронит, то сам себя стукнет.
  • VEA
    VEA 14.11.2014 10:41
    Молодчина ты!
    Надо тоже бумагу купить, продолжить. Действительно хорошая методика. Только я пока печатные покажу наверное все же.
  • VEA
    VEA 14.11.2014 03:57
    И еще 4 года - это не раннее развитие. Это самый хороший возраст для начала обучения чтению. Тем более, что твой Дима уже буквы все давно знает. Удачи вам, хорошего настроения и веселого времяпровождения!
  • mamaMiti
    mamaMiti 14.11.2014 10:02
    Идея с прописными буквами мне совсем НЕ нравится! Я, как опытная мама школьника, точно могу сказать, что писать 4-5-тилетнему ребенку прописные буквы ещё совсем НЕ нужно!
    Вот смотри, Олеся: подавляющее большинство книжек детских напечатаны НЕ прописными буквами. А к школе необходимо уметь именно читать текст из книг с крупным печатным шрифтом. На тестировании при записи в школу именно чтение проверяют, а никак не письмо! Даже если малыш после такой методики к школе научится и читать печатные буквы, пойдет в первый класс, где всех будут заново учить писать прописные буквы, то такому ребенку будет просто НЕ интересно в школе! А когда нет интереса, то и желание учится пропадает! У моего Кирилла так было, только он отлично математику знал. Все 1+1 учили, а он мог 1111+9999 сложить! Вот и сидел скучал, тух в первом классе. Его училка не выделяла из толпы, так сказать... А когда во втором пошло что-то новое, он как проснулся! Тогда она стала называть его одаренным и пр. Да, да и банально, может так произойти, что ты будешь учить писать букву ТАК, а в школе учитель совсем ПОДРУГОМУ! Придется бедняжке переучиваться, ломать моз, ведь у него уже в подкорке написалось, как писать эту букву.
    ИМХО :)
  • ekmakarek
    ekmakarek 14.11.2014 10:09
    да, во всей этой канители самое главное - не навредить! чего я и боюсь. Просто мне так понравились эти шершавые буковки, что я тут же ринулась их резать,клеить ))) учить писать и читать его сейчас я не собираюсь. Все наши буквы - это просто для того, чтобы было много наглядного материала при работе со ЗВУКАМИ. Вчера вот "С" просто замурцевали. Сегодня хочу продолжить с той же С.
  • mamaMiti
    mamaMiti 14.11.2014 10:12
    Я полгода назад очень стала заморачиваться с произношением звуков у Митяя. Даже нашла логопеда хорошего. Отложили занятия на полгода, и, оказалось, правильно сделали, т.к. сейчас, к приближении 5 годам звуки сами встают куда им надо!
  • ekmakarek
    ekmakarek 14.11.2014 10:13
    просто Дима многие звуки говорил очень хорошо, а теперь стал плохо прям каша во рту и сюсюсканье! не было такого
  • mamaMiti
    mamaMiti 14.11.2014 10:15
    О! Тае подражает?
  • ekmakarek
    ekmakarek 14.11.2014 10:23
    скороее друзьям в саду
  • VEA
    VEA 14.11.2014 10:28
    И у нас такая беда. Мне два разных педагога сказали не переживать сильно. Перед очередным рывком всегда так бывает. Ну и малышка в доме. Нужно делать артикуляционную гимнастику самую элементарную (здесь тоже главное не навредить) скороговорки наверное хорошее дело, но мой их рассказывает ре понимая в чем там соль, просто весело. Он не старается там буквы выделять.
  • *Karpusha*
    *Karpusha* 18.11.2014 01:02
    Олесь,честно не читала все,но смысл уловила.
    Знаешь,мое мнение,любая форма интересна и полезна,если она идет ребенку.Что мы только с Ником не пробовали-не шло.Тупо стояли на одном месте и все.А стала просто писать на бумаге игры,типо убери тех,кто не животные и все в таком духе.Поперло...а до этого и на паровозе буквы возила и пели,и искали.А тут просто вот так все просто оказалось.
    Что не понравилось именно здесь-это прописной вариант букв.Рано и пока совершенно не нужно.
    Но очень ЗА тактильные ощущения.Вот эта идея мне очень понравилась.Такое можно перевести на все,что угодно...Сама смена поверхностей очень полезна для детских пальчиков.Моя Есения,к примеру,очень любит книжки с разной текстурой.
    Олесь,перечитала по проблем со звуками.Подожди.Я панику тоже забила и были индивидуальные занятия в саду и на дому,но было все на месте.А потом в миг прорвало.Вот летом поставили Р и все-счастливы!
  • ekmakarek
    ekmakarek 18.11.2014 01:32
    поняла тебя. Согласна с тобой.
    про прописи - типа огруглые формы удобнее детям писать... ну и типа первично написание, а не прочтение... так говорит монтессори, а я просто копирую.
    ЗВуки ясно что рано может быть прям тревогу бить. Просто вижу, что речь ухудшается, то, что умел говорить четко сейча ссъедает и шепелявит. Мы не будем сильно формисровать, но тренировать звуки будем все равно. Артикуляционную гимнастику тоже поделаем более в режиме, чем раньше.
  • *Karpusha*
    *Karpusha* 18.11.2014 01:37
    Кстати,у Ника было тоже резкое ухудшение в речи.Я снача связывала это с тем,что он копирует Есюшу,а потом поняла,что она здесь совсем не причем.Тоже менял с на ш,з на ж...многое поглатывал.
Для того, чтобы прокомментировать войдите или зарегистрируйтесь.
Олеся

Москва и Московская обл., Москва

stand by
  • Димочка
    Димочка

    2 сентября 2010
    (6 лет 3 мес. 6 дн.)

  • Таюшка
    Таюшка

    20 апреля 2013
    (3 года 7 мес. 18 дн.)

Подписки

Abbott