x
    • Мария
      Мария
  • Введите имя
    Введите правильный email адрес

17 цитат Ю. Б. Гиппенрейтер

03.03.2015
вторник

Ребенка нужно не воспитывать, а растить

Доктор психологических наук, профессор МГУ им. М. В. Ломоносова Юлия Борисовна Гиппенрейтер знает, что нужно делать, чтобы и дети, и их родители были счастливы. Своим бесценным опытом она делится в книгах, лекциях, семинарах и публикациях. AdMe.ru выбрал 17 высказываний опытного российского психолога, которые помогут понять наших детей.

Про воспитание

  • Воспитание ребенка — это не дрессура. Родители существуют не для того, чтобы вырабатывать у детей условные рефлексы.
  • Я не люблю глагол «воспитывать». Он слишком часто ассоциируется с такими действиями, как заставлять, принуждать, требовать, контролировать, проверять. Поэтому лучше сказать не «воспитывает», а «растит». Помогает расти. Чтобы когда-нибудь ребенок вырос и мог жить среди других людей, самостоятельно.
  • Вспомните фреску Микеланджело: Бог сотворяет Адама. Их руки вот-вот встретятся; мощная, мускулистая рука Бога устремляется к протянутой руке Адама. Взрослый — носитель знаний, мудрости, этических принципов. И он передает все это своему ребенку.
  • Когда ребенок вырос и может жить самостоятельно, взрослый должен свою руку отодвинуть. Потому что рука ребенка уже обрела собственную силу. Он индивидуум, личность. Родительская миссия окончена. Тогда остаются только их личные чувства друг к другу, их любовь, дружба между родителями и ребенком.
  • Воспитание — это насилие над ребенком. У каждого ребенка свой процесс осмысления, свой темп развития, роста. Нам нельзя вмешиваться в этот процесс, тем более вмешиваться неаккуратно. Это значит нарушать его! Родители должны быть помощниками: это как с растением — его нужно подпитывать, защищать, а не тянуть за верхушку, не торопить.

Про непослушание

  • Непослушание — единственное, что ребенок может противопоставить неправильному обращению с ним.
  • Рассердить, чтобы получить внимание, — очень так типично для детей.
  • Подростковая мода подобна ветрянке — многие ребята ее подхватывают и переносят в более или менее серьезной форме, а через пару лет сами же улыбаются, оглядываясь назад. Но не дай Бог, родителям в это время войти в затяжной конфликт со своим сыном или дочерью.
  • Дисциплина не до, а после установления добрых отношений, и только на базе них.
  • Ваш ребенок нуждается в отрицательном опыте, конечно, если тот не угрожает его жизни или здоровью. Позволяйте ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть и становиться «сознательным».
  • Дети часто думают, что родители — «железные Феликсы», просто потому, что родители не привыкли говорить о себе. Поэтому так важно говорить с ребенком о том, что мы чувствуем: «Ты знаешь, мне было обидно это услышать». Вывод он сделает сам. Главное — быть искренними и не манипулировать его чувствами.

Про самооценку

  • Самооценка ребенка меряется его поступками. Хорошо учусь — я молодец. Помогаю маме — я молодец. Ребенку необходимо хорошо относиться к себе. И если этого нет, если «я учусь плохо, мама на меня сердится», то ему становится очень плохо.
    Но ребенок не может жить с плохим мнением о себе, у него включается механизм самоспасения. Как собака целебную траву, подросток ищет место, где получит одобрение, поддержку, признание. Он ищет где-то авторитетное мнение, а от бандита оно исходит или от батюшки — ему все равно.

Про школу

  • Школа как организация не заинтересована в развитии творческого мышления и самостоятельности ребенка. Она построена на спущенных сверху заданиях, программах, методиках. И требует беспрекословного их выполнения. По сути, школа — это лаборатория по изготовлению безвольных людей: школьник по определению подневолен. Он исполнитель.
  • Когда ребенка заставляют, запугивают, когда учительница говорит: «Не переведу в следующий класс» или «Все выучили, а ты почему такой глупый?», — в ребенка вселяют страх и чувство неполноценности. У него пропадает энергия, стремление что-то делать. Поэтому родителям приходится сделать выбор: встать либо на сторону школы, либо на сторону ребенка. Вдохновлять — вот задача взрослого. Если школа этого не делает, значит, должны делать родители — по крайней мере первые шаги в этом направлении. Освободить ребенка от принудиловки, сказать ему: «Ты не должен».
  • Одна из участниц моих семинаров рассказывала, что ее вызвала учительница и принялась ругать ее сына: он такой-сякой, он и пятое, и десятое. Но эта мама просто сказала: «Знаете, Нина Петровна, я очень люблю своего мальчика!» И Нина Петровна умолкла. Это один вариант ответа.
  • Есть и другой, противоположный. «Спасибо, что вы мне это все сказали, я вижу ваше горячее желание помочь моему ребенку выбраться из этой неприятной ситуации. Я буду делать то, что вы мне сказали». Потом прийти и сказать: «Вы наверняка заметили улучшение, и я тоже. Я уверена, это благодаря вашим усилиям». Учителя тоже люди. Их иногда важно успокоить и поддержать. Дать понять, что цените их работу, уважаете ее. Но оценка вашего ребенка остается в конечном итоге всегда за вами. Что бы вам ни говорили, вы все равно его любите.
  • Школа — это на время. А ваши отношения с ребенком — навсегда.



Источник: http://www.adme.ru/zhizn-semya/rebenka-nuzhno-ne-vospityvat-a-rastit-865110/ © AdMe.ru

пост создан: 3 марта 2015
просмотров: 398
Показывать всем

Поделись с друзьями

Пусть твои друзья из других сетей тоже прочтут эту заметку

Уже понравилось:
  • dreamolga
  • Натусятка:)

Комментарии к посту "17 цитат Ю. Б. Гиппенрейтер" (8):

  • Ёлочка#
    Ёлочка# 03.03.2015 23:58
    Сколько её читаю, все просто и понятно, и правильно, но когда дело доходит до конкретных ситуаций, то всё понимание испаряется куда-то.
  • ekmakarek
    ekmakarek 04.03.2015 00:00
    это с любыми психологическими книжками. Надо держать памятки на виду, в "горячих точках" - кинул взгляд, пока прочел освежил в памяти и сам успокоился и стратегию выработал ) и так потихоньку потихоньку можно натренироваться...
  • VEA
    VEA 04.03.2015 00:11
    Когда использую ее подсказки, то зачастую получается выйти на диалог с ребенком, откровенный диалог.
    Но и в то же время слишком много в последнее время дозволено самому ребенку во всех этих чтивах по психологии и выращиванию или воспитанию. Ребенок все же должен чувствовать уважение к родителю.
    И не согласна с понятием "воспитание". Что значит дрессура? Есть понятие воспитанный ребенок (и оно всем представляется совершенно четко. Родители вложили ровно столько, чтоб ребенок соответствовал этому званию). А вот растить можно совершенно по-разному. Можно паразит или сорняк растить улыбаясь и любуясь.
  • ekmakarek
    ekmakarek 04.03.2015 00:21
    а я вот никак не найду золотую середину. Хочется относиться к ребенку, как к человеку разумному, но его опыт настолько отличен от моего, что у меня часто не хватает ни слов, ни терпения объяснить что-то и быть достойной уважения, а не требовать его априори только потому что я взрослая и мама.
  • VEA
    VEA 04.03.2015 00:29
    Относиться, как к ребенку у которого маленький опыт. Не объяснять непонятными для него словами - взрослыми. На примерах с игрушками, предметами, в личной игре или беседе можно донести. Мультик найти и не просто включить и уйти, а смотреть вместе и проговаривать нужные моменты.
    Ребенок не знает как надо он учится и пробует жизнь на вкус, он ничего не должен делать по нашему требованию. Он человек и имеет свой взгляд на все, свои эмоции в данный момент, которые мы, кстати, давим.
    Ой, ну я болтаю...Это то, к чему я стремлюсь и ловлю себя за хвост (к сожалению часто после сложной ситуации). Тоже учусь жить со своими детьми. Это самая сложная работа для меня, если честно...
  • ekmakarek
    ekmakarek 04.03.2015 00:32
    да да! но ты очень мудрая мама, а у меня все только разговорами на мб и заканчивается.
    я слишкмо ленива, похоже, и мне проще прикрикнуть или отправить "подумать" в другую комнату... слава богу уже довольно давно удается контролировать себя и не применять физических наказаний
  • VEA
    VEA 04.03.2015 00:34
    Нет, нет! У нас всякое бывает. Я тоже повышаю голос, отправляю в другую комнату, пугаю волками и бабой Ягой, считаю до 3-х, поджопника могу выписать (это тоже большая редкость, но бывает)....
  • dreamolga
    dreamolga 15.03.2015 01:06
    Ой, прям то, что я думала, но не могла выразить словами! Аплодирую стоя : D
Для того, чтобы прокомментировать войдите или зарегистрируйтесь.
Олеся

Москва и Московская обл., Москва

stand by
  • Димочка
    Димочка

    2 сентября 2010
    (6 лет 3 мес. 7 дн.)

  • Таюшка
    Таюшка

    20 апреля 2013
    (3 года 7 мес. 19 дн.)

Подписки

Abbott