x
    • Мария
      Мария
  • Введите имя
    Введите правильный email адрес

ИГРЫ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ САМООЦЕНКИ РЕБЕНКА

18.09.2014
четверг


Для достижения успеха в этом деле необходимо, чтобы взрослый сам видел достоинства ребенка, относился к нему с уважением (а не только любовью) и умел замечать все его успехи (даже самые маленькие). Поэтому вам лучше заранее продумать, какие положительные качества у ребенка уже имеются, а какие ему необходимо приобрести.

ЗВЕЗДА КВАРТИРЫ № 10 (номер должен совпадать с номером вашей квартиры)

Эта игра хотя и направлена на помощь ребенку, но предназначена, скорее, для взрослых. Именно они должны подкрепить самооценку ребенка, показать ему самому все лучшее, что в нем есть.

Создайте в вашей квартире небольшой стенд, посвященный ребенку. Оговорите время его использования, допустим неделя или две. На этот период ваш ребенок станет "звездой вашей квартиры", так как все остальные домочадцы будут следить за его успехами, отмечать его достоинства. В центре стенда поместите фотографию ребенка. Рядом приклейте лепестки, на которых будете делать записи (можно изготовить и вариант попроще, он больше понравится ученикам среднего школьного возраста – в виде забора, на котором все пишут что хотят и в любом его месте). 

В течение указанного времени на этом стенде должны появляться надписи, сделанные членами семьи и касающиеся как постоянных характеристик ребенка, которые они ценят, так и тех его достижений и добрых дел, которые они заметили за текущий день. При желании ребенок и сам может добавить какую-либо заметку о себе.

Если детей в вашей семье несколько, то, конечно, нужно создать такой же "звездный" стенд и для других, но использовать их нужно по очереди – "звезда вашей квартиры" должна чувствовать свою исключительность и уникальность в течение отведенного ей времени, получить сполна объем внимания близких, хотя бы в игре не разделяя его с братьями и сестрами. 

По истечении срока действия стенда его отдают на память самому ребенку, а тот, если хочет, может разместить его у себя в комнате.

КОПИЛКА ДОСТИЖЕНИЙ

Это очень хорошая игра, которая должна перерасти в привычку видеть и ценить свои маленькие победы каждый день. Вы действительно сможете достичь такой, казалось бы, глобальной цели, если будете систематически использовать этот игровой прием. В дальнейшем можно будет заменить его устным обсуждением своих ежедневных достижений.

Итак, возьмите какую-нибудь картонную коробку или вместительную банку и вместе с ребенком оформите ее так, как ему хотелось бы, чтобы выглядела копилка его главных ценностей – маленьких и больших собственных успехов в жизни. Может быть, на поверхности этой копилки появятся рисунки, отражающие предметы, которые как-то связаны с понятием "успех", или это будут просто симпатичные узоры. Оставьте выбор за мальчиком или девочкой. Отдельно приготовьте небольшие листочки бумаги.

А теперь введите правило: когда ребенок возвращается домой, он обязательно должен вспомнить и написать на этом листочке какое-то свидетельство успеха, которого он достиг за сегодняшний день. Так, на записочках будут появляться фразы: "Хорошо прочитала стихотворение у доски", "Нарисовала отличный рисунок на тему "Осень", "Сделала подарок бабушке, который ей очень понравился", "Все-таки смог написать контрольную по математике на "пять", хотя боялся" и многие другие. Эти записи кладутся в копилку достижений. Важно, чтобы даже в самом неблагополучном дне ребенок смог найти что-то, что ему удалось. 

"Утяжеление" копилки со временем само по себе наполняет детей гордостью и большей уверенностью в своих силах, особенно если родители и другие члены семьи относятся к его маленьким победам с уважением (а не с высоты своих лет и опыта).

К этой копилке можно обращаться, когда ребенку кажется, что он встретился с непреодолимыми для него трудностями, или в периоды, когда его критический взгляд направлен на свои способности и он видит себя никчемным неудачником. В такие периоды полезно вспомнить, что у вашего ребенка есть опыт преодоления трудностей и достижения успеха. Это поможет ему настроиться на позитивный лад.

Данную игру можно использовать сначала для поднятия самооценки ребенка в целом, а потом для повышения веры в свои силы в каком-то конкретном деле, например изучении русского языка в школе. Тогда в вашей "копилке достижений по русскому языку" появятся записи типа: "Сразу запомнила новое правило и поняла тему", "Хорошо написала изложение – близко к тексту", "В сочинении сделал всего одну ошибку" и т. п.

ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Сколько бы окружающие ни рассказывали ребенку о том, какой он замечательный, самым важным является момент, когда ребенок примет их мнение и согласится с тем, что он действительно имеет ряд достоинств и заслуживает уважения. Так что данная игра – хороший способ проверить, что же принял для себя ваш ребенок и как это отразилось на его самоотношении.

Возьмите мяч. Объясните ребенку правила игры: вы будете кидать ему мяч и начинать предложение, а он должен бросить его обратно, назвав окончание, пришедшее ему на ум. Все предложения будут касаться ребенка. Одни и те же "начала" могут прилетать к ребенку несколько раз, но придуманные им "окончания" должны различаться. А теперь кидайте ребенку мяч со словами: "Я умею...", "Я могу...", "Я хочу научиться...".

Каждое начало предложения повторяйте несколько раз, чтобы ребенок осознал, как много он всего умеет, над чем обычно не задумывался, а ведь когда-то он этому научился.

пост создан: 18 сентября 2014
просмотров: 178
Показывать всем

Поделись с друзьями

Пусть твои друзья из других сетей тоже прочтут эту заметку

Уже понравилось:
  • LILIA
  • Lidij

Комментарии к посту "ИГРЫ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ САМООЦЕНКИ РЕБЕНКА" (2):

  • Lidij
    Lidij 20.09.2014 07:53
    Очень хорошая статья, для меня актуальная, особенно в общении с Артёмом. С Ярославой проще, она по жизни - победитель, всегда первая (или почти всегда) и с самооценкой у неё всё в порядке. У тебя, Юль, наверное, также с Машей, со старшими забот побольше.

    С Артёмом у нас всё наоборот. С первого класса в школе он в числе последних и отстающих. Во 2-м классе, когда начали ставить оценки стал троечником, ребята над ним смеялись, отнимали дневник и всем показывали. Он очень расстраивался. Потом прибавились неудачи на хоккее. Так что прошлый год был очень тяжёлый и проблемный.

    С этого года я сама занимаюсь с ним (и школой, и хоккеем), отслеживаю его пусть маленькие, но успехи. Много разговариваем, объясняю, что нужно много трудиться, чтобы добиться каких-то результатов. По чуть-чуть маленькими шагами пытаемся выравнивать ситуацию и повышать самооценку ребенка (которая была ниже плинтуса).

    Из всех вариантов мне больше понравился второй - про "копилку достижений". Пусть маленькие ежедневные "победы" станут ступеньками на пути к настоящему успеху.
  • Юйка
    Юйка 20.09.2014 09:08
    да, Лидочка, интересные у нас с тобой старшие детки.
    У меня с Дашей такая ситуация. В садике она была в лидерах - воспитатели хвалят, много друзей, логопеды довольны. А в школе ни одного знакомого человека и надо себя показывать по новой. Сначала вроде все шло хорошо, у учительницы претензий не было. Я все время пыталась ей объяснить, что учится она для себя и я заставлять ее делать уроки не буду. и вот наверное где-то все-таки дала слишком много самостоятельности. Если в 1 четверти второго класса были 4 и 5, то потом скатились в основном на 3 и 4, да и лебеди частенько появлялись. Но не потому что чего-то не знает. Все эти беды из-за неаккуратности и невнимательности. Я видела, что она знает как решить пример или написать слово, но пишет совсем не то, что знает. А потом "ой! что я написала" .
    Естественно в авторитете у учительницы она не была. А Даша привыкла быть лучшей. Вот и начало формироваться такое отношение к какому-то заданию - я все равно не смогу, кто-то сделает лучше. Начал теряться интерес к учебе вообще. Ей надо, чтобы ее хвалили, а хвалить не за что...
    Последний случай с учительницей меня совсем напряг. Поняла, что надо Даше больше внимания уделять.
    Вот и мне копилка достижений приглянулась. Сейчас каждый день с ней разговариваем, обсуждаем произошедшее за день, анализируем, пытаемся во всем увидеть что-то хорошее. Чаще стала ее хвалить, чаще сдерживаюсь чтобы не ругать. Наконец-то мои спокойные замечания начинают быть услышанными.
    с Машей проще конечно, но тоже не надо все пускать на самотек.
    Удачи вам, Лидочка!
Для того, чтобы прокомментировать войдите или зарегистрируйтесь.
Юлия

Молдова, Тирасполь

с возвращением Минибанда!!! скачала все посты!Ура!
  • Дашенька
    Дашенька

    2 ноября 2005
    (11 лет 1 мес. 3 дн.)

    взрослый ребенок
  • Машенька
    Машенька

    9 августа 2009
    (7 лет 3 мес. 26 дн.)

    ласковый и хитрый оптимист!
  • Osmeola
    Osmeola20.11
  • Винтер
    Винтер
  • k0ktel
    k0ktel
  • ҉Yle4ka҉
    ҉Yle4ka҉
  • Лёльк
    ЛёлькУ нас новые фото-посты!!! УРА грузится!!!
  • junnatka
    junnatkaЗачем мне эти сложности? Посижу-ка я дома))
  • Navika
    NavikaМБ с 1 сентября первоклашек!!!!! Всех учащихся и их родителей!!!
  • Natalya - Natalya
    Natalya - NatalyaА мы будем поздравлять друг друга на Новый год и Рождество?!…
  • Smyle
    SmyleМама взрослой дочери, первоклассника и принцессы!
  • Катеринаа
    КатеринааДекабрь 3