x
    • Мария
      Мария
  • Введите имя
    Введите правильный email адрес

Для себя. Взяла у Cypris

01.03.2012
четверг

Периодизация психосоциального развития Эрика Эриксона

Стадия 1. Базовое чувство доверия – недоверия. От рождения до 18 месяцев

В течение первого года жизни малыш сталкивается с первым развивающим кризисом, кризисом доверия – недоверия.

Доверие ( к людям, собственному телу) -   удовлетворение основных потребностей, в первую очередь, в еде, контактах и движении,  внимание и любовь. 

Важно - 1) присутствие матери в этот период – это к вопросу, в каком возрасте ребенка маме лучше выходить на работу. Лучше, чтобы весь этот период он мог общаться с ней столько, сколько ему необходимо – это формирует у него доверие к миру вообще, абсолютно необходимое качество для полноценной счастливой жизни.

2) Не следует впадать в другую крайность – не подпускать к ребенку никого, кроме родителей. Наоборот, именно в этом возрасте ребенку полезно сначала в присутствии матери, а потом на короткие промежутки времени оставаться с бабушками, няней, другими близкими людьми, чтобы он знал, что не только мать, но и другие люди могут позаботиться о нем и удовлетворить его потребности – так формируется доверие к людям.

3) Если уж матери все же просто необходимо выйти на работу, то лучше сделать это до достижения ребенком полугода – тогда он сумеет привязаться к другому человеку, который будет за ним ухаживать в течение дня, и перенесет это менее болезненно, чем если он сначала привыкнет к материнской заботе, а потом попадет в другие руки.

Кстати, из медицинских источников известно, что разрыв близких отношений между 2-мя и 4-мя годами оставляет травмирующий след на всю жизнь и позже может приводить к психосоматическим и нервным заболеваниям, поэтому, подбирая няню к малышу, хорошо бы планировать так, чтобы этот человек в дальнейшем мог заботиться о ребенке до 4–5 лет.

4)  Без жестких "воспитательных" мер типа - покричит и уснет. когда мамы действительно не было поблизости  -это просто страх, а когда она рядом и просто не приходят - здесь к страху добавлялось такое острое чувство растерянности и непонимания, полной беззащитности даже в присутствии родителей и часто приводит к осложнению контакта с родителями и ощущению недоверия к миру и к своей состоятельности в нем.

Таким образом, первый кризис связывается с качеством материнского ухода за ребенком . Э. Эриксон также считает, что чувство недоверия может усилиться тогда, когда ребенок перестает быть для матери главным центром внимани, когда она возвращается к тем занятиям, которые оставила на время беременности.

Задача этой стадии: выработать баланс между доверием и недоверием, научиться различать ситуации и людей, которым можно довериться полностью, от обстоятельств, в которых нужно проявить осторожность.

Стадия 2. Автономность– стыд, сомнение. От 18 до 36 месяцев.

До наступления этой стадии дети почти полностью зависят от заботящихся о них людей. Сейчас они начинают исследовать свое окружение и взаимодействовать с ним более независимо, все хотят делать сами (например, умываться, одеваться и есть). Мы наблюдаем у них огромное желание исследовать предмет и манипулировать ими, а также установку по отношению к родителям: «Я сам» и «Я-то, что я могу». Он стремится отделиться от своих попечителей и «встать на ноги». Это сопровождается заявлениями «нет» ребенка как фактом его отдельности и обнаружением его автономности.

Удовлетворительное разрешение  кризиса на этой стадии зависит, прежде всего, от готовности родителей постепенно предоставлять детям свободу самим осуществлять контроль над своими действиями, тогда у ребенка развивается здоровое воображение, способность сдерживать себя, способность уступать своему телу, эмоциям. В то же время он подчеркивает, что родители должны ненавязчиво, но четко ограничивать ребенка в тех сферах жизни, которые потенциально или актуально представляются опасными как для самих детей, так и для окружающих.

Если окружающие ребенка люди проявляют нетерпение и в спешке стремятся выполнить за ребенка действия, которые он уже способен сделать сам, то у ребенка развиваются стыдливость и нерешительность.

Если родители (бабушки, няни, воспитатели) постоянно ругают малыша за его «промахи», у ребенка закрепляется чувство стыда и неуверенности в своих способностях.

Э. Эриксон рассматривает переживание стыда у ребенка как нечто родственное гневу, направленному на самого себя, когда ребенку не разрешается развивать свою автономию и самоконтроль. Стыд может появиться, если родители нетерпеливо, раздраженно и настойчиво делают за детей что-то, что те могут сделать сами; или, наоборот, когда родители ожидают, что дети сделают то чего они еще сами сделать не в состоянии. Разумеется, каждый родитель хотя бы однажды подталкивал своего ребенка к действиям, которые на самом деле лежат за пределами разумных ожиданий. Но только в тех случаях, когда родители постоянно чрезмерно опекают ребенка или остаются глухими к его потребностям, у него появляется либо преобладающее чувство стыда перед другими, либо сомнения в своей способности контролировать окружающий мир и владеть собой. Вместо того, чтобы быть уверенными в себе и ладить с окружением, такие дети думают, что другие пристально их рассматривают, относятся с подозрением и неодобрением; или же они считают себя совершенно несчастными. У них слабая «сила воли» – они пасуют перед теми, кто над ними главенствуют или их эксплуатирует. В результате формируются такие черты, как неуверенность в себе, приниженность и слабоволие.

Задача данной стадии: выработать баланс между ограниченным и дозволенным, получить навыки самостоятельности и самоконтроля.

Стадия 3. Инициатива (предприимчивость) – вина. От 3 до 5 лет

Сейчас ребенок начинает исследовать свой собственный мир и действовать в нем. Он наблюдает за действиями взрослых, имитирует их и может заниматься воображаемыми играми в течение нескольких часов. Кризис развития состоит в том, как удовлетворять собственные желания настолько широко, насколько это возможно без переживания чувства вины.

Это такой период времени, когда появляется совесть. В поведении ребенок руководствуется своим собственным пониманием того, что хорошо и что плохо. В какие-то периоды он может быть жестоким и бескомпромиссным, если это никак не сдерживается соответствующим родительским руководством. Например, на этой стадии часто появляется ревнивая ярость против вторгающихся в мир ребенка братьев и сестер. Ребенок учится сдерживать ярость и контролировать импульсы.

На этой стадии ребенок идентифицируется с человеком своего пола, который о нем заботится, и пытается «ухаживать» за людьми противоположного пола. 

В течение первых трех развивающих стадий формируется Я-концепция ребенка. Это означает, что ребенок сопоставляет и определяет свой статус согласно трем основным звеньям:

Могу ли я любить и любим ли я?

Могу ли я управлять обстоятельствами моего поведения?

Есть ли у меня навыки и умения делать то, что мне необходимо делать в этом мире?

Стадия 4. Трудолюбие – неполноценность. От 6 до 11лет

Ребенок теперь должен научиться всему, что может подготовить его к взрослой жизни. Наиболее важные умения, которые он должен приобрести – это следующие аспекты социализации: кооперация, взаимозависимость и здоровое чувство соревнования.

У ребенка появляется понятие системы, интерес к устройству вещей, развивается способность к дедукции, коллективным играм, последовательным занятиям.

Если ребенка поощряют мастерить, рукодельничать, готовить, разрешают довести начатое дело до конца, хвалят за результаты, тогда у него формируется чувство компетентности, «умелости», уверенность в том, что он может освоить новое дело, развиваются способности к техническому творчеству.

Согласно Э. Эриксону, у детей развивается чувство трудолюбия, поскольку дети в это время поглощены тем, что стремятся узнать, что из чего полу чается и как оно действует. Интерес этот подкрепляется и удовлетворяется окружающими людьми и школой,  обучая их и трудясь с ними. Эго– идентичность ребенка теперь выражается так: «Я– то, чему я научился».

Опасность на этой стадии кроется в возможности появления чувства неполноценности. Например, если дети сомневаются в своих способностях или статусе в среде сверстников, это может отбить у них охоту учиться дальше (в этом периоде постепенно приобретаются установки по отношению к учителям и учению). Чувство неполноценности может также развиться в том случае, если дети обнаруживают, что их пол, раса, религия или социально– экономическое положение, а вовсе не уровень знаний и мотивация, определяют их личностную значимость и достоинство. В результате они могут утратить уверенность в своей способности эффективно функционировать в существующем мире.

Как упоминалось выше, чувство компетентности и трудолюбие у ребенка сильно зависит от школьной успеваемости. Э. Эриксон усматривает в этом ограниченном определении успеха возможные негативные последствия. А именно, если дети воспринимают школьные достижения или работу как единственный критерий, в соответствии с которым можно судить об их достоинствах, они могут стать простой рабочей силой в установленной обществом ролевой иерархии. Следовательно, истинное трудолюбие означает не просто стремление быть хорошим работником. 

Стадия 5. Идентичность – ролевой беспорядок. От 11 до 18 лет

Уже не ребенок, но еще и не взрослый, подросток сталкивается с различными социальными требованиями и новыми ролями. 

Задача, с которой встречаются подростки, состоит в том, чтобы собрать воедино все имеющиеся к этому времени знания о самих себе (какие они сыновья или дочери, студенты, спортсмены, музыканты, хористы и т. д.) интегрировать эти многочисленные образы себя в личную идентичность, которая представляет осознание, как прошлого, так и будущего, которое логически следует из него.

 Чувство эго-идентичности представляет собой уверенность индивида с том, что его способность сохранять внутреннюю  целостность (психологическое значение эго) согласуется с оценкой его  целостности, данной другими».

В определении идентичности, данном Э. Эриксоном, можно выделить три элемента.

Первое: молодые люди и девушки должны постоянно воспринимать себя «внутренне тождественными самим себе». В этом случае у индивидуума должен сформироваться образ себя, сложившийся в прошлом и смыкающийся с будущим.

Второе: значимые другие люди тоже должны видеть «тождественность и целостность» в индивидууме. Это значит, что юным нужна уверенность в том, что выработанная ими раньше внутренняя целостность будет принята другими людьми, значимыми для них. Иначе может возникнуть сомнения, робость и апатия.

Согласно Э. Эриксону, основа для благополучной юности и достижения интегрированной идентичности закладывается в детстве. Однако за пределами того, что подростки выносят из своего детства, развитие личной идентичности происходит под сильным влиянием тех социальных групп, с которыми они себя идентифицируют. Например, Э. Эриксон обращал внимание на то, как чрезмерная идентификация с популярными героями (кинозвездами, суператлетами, рок-музыкантами) вырывают «расцветающую идентичность» из ее социального окружения, тем самым, подавляя личность. 

Неспособность юных достичь личной идентичности приводит к тому, что Э. Эриксон назвал кризисом идентичности. Кризис идентичности, или ролевое смешение, чаще всего характеризуется неспособностью выбрать карьеру или продолжить образование. Многие подростки, страдающие от специфичного для этого возраста конфликта, испытывают пронзительное чувство своей безопасности, душевного разлада и бесцельности. Они ощущают свою неприспособленность, отчужденность и иногда кидаются в сторону «негативной» идентичности – противоположной той, что настойчиво предлагают им родители и сверстники.

Положительное качество, связанное с успешным выходом из кризиса периода юности, – это верность. Э. Эриксон использует термин верность в значении «способности подростка быть верным своим привязанностям и обещаниям, несмотря на неизбежные противоречия в его системе ценностей». Верность – краеугольный камень идентичности, она представляет собой способность юных принимать и придерживаться морали, этики и идеологии общества.Согласно Э. Эриксону, идеология – это неосознанный набор ценностей и посылок, отражающий религиозное, научное и политическое мышление культуры. Идеология предоставляет молодым людям упрощенные, но четкие ответы на главные вопросы, связанные с конфликтом идентичности: «Кто я?». «Куда я иду?», «Кем я хочу стать?» В более широком смысле, считает Э. Эриксон, утрата доверия к идеологической системе может обернуться всеобщей неразберихой и неуважением к тем, кто регулирует совокупность социальных правил.

Стадия 6. Интимность – изоляция. Ранняя взрослость. От 18 лет до начала среднего возраста

Шестая психологическая стадия обозначает формальное начало взрослой жизни. В целом, это период ухаживания  и начала семейной жизни. Он продолжается от поздней юности до ранней зрелости. В течение этого времени молодые люди обычно ориентируются на получение профессии и «устройство». 

Эта стадия продолжает обращаться к вопросам об образе «Я», самозавершенности и близости (близкие, доверительные отношения между людьми, не обязательно предполагающие сексуальные отношения) дома и на работе. Это означает, что мечты детства сравниваются с реальной ситуацией человека в попытке совершить жизненные выборы.

Способность быть вовлеченным в любовные отношения включает в себя все предыдущие задачи развития. Например, человеку, который испытывает трудности в том, чтобы доверять другим, будет трудно любить; человеку, которому необходимо контролировать себя, будет трудно позволить другим пересечь свою границу; человеку, который чувствует себя неадекватно, будет трудно быть близким с другими; человеку, который не уверен в своей идентичности, будет трудно поделиться с другим тем, кто он есть.

Способность к близости становится совершенной, когда человек способен построить близкие партнерские отношения, даже если они требуют значительных жертв и компромиссов. Способность доверять и любить другого, получать удовлетворение от зрелого сексуального опыта, искать компромиссов в общих целях – все это свидетельствует об удовлетворительном развитии на этой стадии.

Опасность данной стадии – избегание ситуаций и контактов, которые ведут к близости. Избегание опыта близости из боязни «потерять независимость» приводит к самоизоляции и закреплению чувства одиночества.

Положительное качество, которое связано с нормальным выходом из кризиса интимность – изоляция, – это любовь. В дополнение к романтическому и эротическому смыслу Э. Эриксон рассматривает любовь как способность вверять себя другому человеку и оставаться верным этим отношениям, даже если они потребуют уступок или самоотречения. Этот тип любви проявляется в отношениях взаимной заботы, уважения и ответственности за другого человека.

Стадия 7. Производительность – застой. Взрослость.

«Зрелая взрослость» приносит более последовательное, менее неустойчивое чувство себя. «Я» проявляется, давая больше отдачи в человеческих взаимоотношениях: дома, на работе и в обществе. Уже есть профессия, дети стали подростками. Чувство ответственности за себя, других и мир становится более глубоким. В общем, эта стадия включает продуктивную рабочую жизнь и воспитывающий стиль родительства.

Если у взрослых людей способность к продуктивной деятельности настолько выражена, что преобладает над инертностью, то проявляется положительное качество данной стадии – забота. Забота происходит из чувства, что кто-то или что-то имеет значение; забота – это психологическая противоположность безразличию и апатии. По Э. Эриксону, она представляет собой «расширение взятых на себя обязательств заботиться о людях, результатах и идеях, к которым человек проявляет интерес». Забота представляет собой не только чувство долга, но и естественное желание внести свой вклад в жизнь будущих поколений.

Те взрослые люди, кому не удается стать продуктивными, постепенно переходят в состояние поглощенности собой, при котором основным предметом заботы является личные потребности и удобства. Эти люди не заботятся ни о ком и ни о чем, они лишь потворствуют своим желаниям.  Это явление – «кризис старшего возраста» – общеизвестно. Он выражается в чувстве безнадежности, бессмысленности жизни. 

Стадия 8. Целостность – отчаяние, безысходность. Поздняя взрослость, зрелость.

В кульминации здоровое саморазвитие достигает целостности. Это подразумевает принятие себя и своей роли в жизни на самом глубинном уровне и понимание собственного личностного достоинства, мудрости. Основная работа в жизни закончилась, настало время размышлений и забав с внуками.

Человек, который испытывает недостаток целостности, часто хочет прожить свою жизнь еще раз. Он может рассматривать свою жизнь как слишком короткую, чтобы полностью достичь определенных целей и поэтому может переживать безысходность и недовольство, испытывать отчаяние оттого, что жизнь не сложилась, а начинать все сначала уже поздно, возникает ощущение безнадежности и страх смерти.

Здоровое решение выражается в принятии собственной жизни и судьбы.

Здесь круг замыкается: мудрость и принятие жизни взрослого и младенческое доверие к миру глубоко схожи и называются у Э. Эриксона одним термином – integrity (целостность, полнота, чистота).

На основе текста Ю.А. Петровой, О.С. Красовой.

Сколько людей столько и мнений!… кто-то этот день считает подростковым, несерьёзным для них…а кто-то получил цветы\торты от мужа, и тем самым получил капельку радости и хорошего настроения!!!!

А почему бы и нет???

Мой муж тоже принес вечером тортик… мы посидели за ужином празднично и тепло…и вечер от этого получился небудничным, необыденным…а чуть-чуть волшебным, семейным и приятным)))

Делать ВСЕ будничные дни волшебными и приятными нам не под силу, так пусть на один праздничный день, благодаря дню св. Валентина, станет больше)))) и кто-то кому-то скажет тёплые слова…признается в любви…окажет знаки внимания…

 А в те времена когда я жила с родителями и братом, в ночь на 14 февраля, когда все уже легли спать, я выходила в прихожую вешала на люстру большое картонное сердце, которое сделала сама, ставила посередине прихожей табуретку, а на неё выкладывала сладкие сюрпризики каждому…чаще всего это были конфеты «Рафаэлло»…утром все просыпались и выходя из комнат, конечно же, попадали в прихожую с сюрпризом…))))

Комментарии:

  • Вот это даааа...такого я ещё не слышала! вот уж ваши традиции и впрямь крепки!!!
  • Спасибо)))
  • Здравствуйте, красиво, романтично и интересно! Я считаю, что традиции это очень важно, они укрепляют семью. И вообще, какая разница чей это праздник, главное любовь в доме, а если еще и взаимная, так это чудесно))).

Сделай сам ЛЕДЯНЫЕ ФИГУРЫ!!!

13.02.2012
понедельник

Задали нам в садике домашнее задание сделать ледяные фигуры...и чем крупнее тем лучше! и принести их в сад! Взяли мы наши самые большие формочки для песка...что получилось увидите ниже!

Такое простое и такое интересное задание, мне и доче обеим было интересно!!!!...морозы на улице подходящие, замёрзло быстро...и результат очень понравился))))

Советуем попробовать сделать что-то подобное!!!! лёгкое и простое занятие с ребёнком!

А далее, взять эти фигуры с собой на улицу и выложить их на белый снег получится яркое украшение снежного двора, ещё например, этими ледянными фигурами можно украсить дорожку возле дома, или как сделали в нашем саду, украсили ими снежную горку!!!

***********************************************************************************************

Я знаю, что надо придумать,
Чтоб не было больше зимы,
Чтоб вместо высоких сугробов
Вокруг зеленели холмы.

Смотрю я в стекляшку
Зелёного цвета,
И сразу зима
Превращается в лето.

(А.Барто)

Комментарии:

  • Если бы все сделали такие фигурки....какая бы ЯРКАЯ у нас была ЗИМА на улице!!!!!!!!:-))))))
  • У вас очень красиво вышло. Дочкавот сиддит рядом и вопросы задает мама это можно кушать. Интересно я если из а съедобные такие можно сделать?
  • Выглядят они и правда аппетитно...так и хочется лизнуть))) Ой, я вам лучше простой рецепт "Точно съедобных леденцов" расскажу))) Глубокую столовую ложку смазать растит.маслом, далее насыпать в неё немного сахара и чуть водички налить...и подержать ложку над огнём (над конфорками на плите кухонной), смесь будет бурлить и со временем темнеть... когда станет приятно коричневый цвет у смеси, тогда уже ложку с огня надо снимать....далее на край ложки положить палочку (например, спичку без серной головки) и дать остыть ложке (пусть на столе просто полежит и смесь загустеет)... И конечный этап: снять с ложки красивый и вкусный леденец, они получаются в форме листочка))))))…

Подруге на 30-летие

23.12.2011
пятница

Давно ни чего не делала...покажу свою последнюю рукоделку, и пополню свой архив под названием "scrap".

Обложка на паспорт подруге на 30 летний д\р...Вот уже первая подружка перешагнула отметку 30...

Девушка на обложке ну ооочень похожа на саму подругу: и прической, и глазами, и носиком, может тока губки не такие пухлые...(все кто видел безоговорчно согласились со мной)...

Комментарии:

  • стильно! мне нра!!! ой, а можно вопросик--где прозрачные обложки в москве купить?
  • Спасибо, Оксан! В газетных киосках)))
  • Очень здорово! Замечательный подарок

На собрании в Настином саду нам сказали подписать одежду, т.к. воспитатели детей по началу не знают, одежда иногда у деток бывает одинаковая и даже одинакового размера.

Когда я ходила в сад, на моей одежде тоже были ПОНАШИТЫ бирки с именем и фамилией...даже где-то у мамы остались ещё не пришитые)))

И тут я вспомнила, что примерно год назад видела заказанные этикетки у Тони ( Tonya&Platon)...

Разыскала её старый пост, заказала...

Мало ли кого ещё заинтересуют)))

P.S. Пока мы ходим в сад, не было ситуаций по потере одежды, да у нас их пока и не могло быть...в чём привела в том забрала, гуляли мы 1 раз, ещё не спим, а значит не раздеваемся...но пусть будут!

Комментарии:

  • Я две фоточки добавила для наглядности)))
  • Я две фоточки добавила для наглядности)))
  • "...Этикетку режу пополам" - Прям пазлы получаются )) Спасибо, так еще понятнее!

Лохотрон в цветочном бизнесе...о том что такое бывает я впервые узнала в начале этого лета, после того как купила на рынке луковицу лилии из которой должен был вырасти лилейный куст.

Спустя месяц после покупки я прочитала про лохотрон... что такие луковицы, чаще не вызревают...заманчивые картинки с цветами у продавцов-продукт фотошопа, и ни какого лилейного дерева в природе вообще не бывает, а из таких вот луковиц скорей всего вырастет просто обычная лилия или вообще ни чего не вырастет...я стала надеяться на то что пусть у меня уже хоть что-нибудь вырастет.

Выросло!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

Ссылка на тот пост ниже... 

Комментарии:

  • Спасибо, Илон! Да, так мне и врач и мамка моя говорит: ты просто устала от быта и однообразия...переутомление-сказала врач. И Настёна отходив 3 дня в сад всё ни как не выздоровит (вторую неделю)...
  • Ну вот программа минимум на следующий год - тыква и кабачки =))
  • ...всё может быть)))

Мой забор

  •  Лизоньк@
    Лизоньк@ 13.08.2017 19:25
    Наташенька с днём рождения 🌸🎁🌸🎁🌸🎁🌸🎁🌸🎁🌸🎁🌸🌸🎉🍭🌼🌈☀️🍓🌻🏖🍦❤️🌈🍬🎊💋🌺🎂🍒💐🍫💕😊
  • k0ktel
    k0ktel 14.08.2017 10:07
    Маша, спасибо!!!!😘😘😘
  •  Лизоньк@
    Лизоньк@ 13.08.2017 19:24
    Наташенька с днём рождения 🌸🎁🌸🎁🌸🎁🌸🎁🌸🎁🌸🎁🌸🌸🎉🍭🌼🌈☀️🍓🌻🏖🍦❤️🌈🍬🎊💋🌺🎂🍒💐🍫💕😊
  • vika77
    vika77 13.08.2017 09:03
    С Днем Рождения!!!! Счастья, здоровья и любви! А Настю с прошедшим праздником!
  • k0ktel
    k0ktel 13.08.2017 09:17
    Вика, спасибо большое!! Очень приятно! Дважды спасибо за двойное поздравление)))
  • VEA
    VEA 13.08.2016 21:37
    С днем рождения Анастасию! Счастья! С днем рождения тебя! Здоровья и гармонии!
  • k0ktel
    k0ktel 15.08.2016 00:12
    Лен, спасибо большое за поздравление... И от меня и от Насти))))
  • Винтер
    Винтер 13.08.2016 15:21
    С Днем рождения!!!! Какой у вас этот месяц богатый на праздники!!!
  • k0ktel
    k0ktel 13.08.2016 15:52
    Да, не то слово, Саш))) в конце месяца ещё годовщина свадьбы... Прям череда праздников ... Спасибо)))
Наталья

Россия, Москва и Московская обл.