x
    • Мария
      Мария
  • Введите имя
    Введите правильный email адрес

Технология работы с соленым тестом

20.04.2010
вторник

Готовим тесто

Мука
Лучше всего купить белую пшеничную муку высшего сорта, в ней достаточно клейковины, да и цвет выпеченных изделий порадует глаз. Но если вы задумали какое-то особое изделие, в порядке эксперимента можно попробовать и любую другую.

Соль
Благодаря содержанию соли тесто хорошо держит форму при лепке, а готовое изделие будет надежно защищено от плесени и грызунов. Для того, чтобы ваши изделия имели ровную, гладкую поверхность, соль лучше использовать самую мелкую «Экстра». Старайтесь не пользоваться для измельчения соли кофемолкой.

Вода
Для приготовления соленого теста вам понадобится вода. Она должна быть чистой (лучше отфильтрованной). Замешивайте тесто на ледяной воде и оно будет более эластичным.

Классический рецепт теста:
Мука 300 грамм (2 чашки);
соль 300 грамм (1 чашка)
и 200 грамм воды (200 мл)

Полезный совет: Замешивать тесто лучше в глубокой миске, постепенно высыпая в воду с растворенной в ней солью просеянную муку. При замешивании теста с добавками – нужно в миске смешать соль с крахмалом или клеем (либо с обоими компонентами вместе), залить смесь водой , перемешать и небольшими порциями добавить муку.

Добавки
Качество материала можно улучшить:-добавив в классический рецепт 1 столовую ложку картофельного крахмала, обязательно просеяв его, чтобы не было комочков, этим мы увеличим пластичность материала;-добавив 1-2 чайные ложки обойного клея повысим прочность изделий.

Вымешивание теста
Тесто для лепки должно быть довольно крутым, поэтому окончательно вымешивать его удобнее на столе, тщательно разминая, добиваясь однородности и эластичности. При вымешивании густоту теста можно регулировать: если тесто начинает крошиться- в него добавляют воду, а если получается чересчур мягким – досыпают соль и муку, сохраняя их основные пропорции. Вымешивают тесто до тех пор, пока оно не станет эластичным и податливым.
Готовое тесто нужно положить на пару часов в холодильник (можно оставить на ночь). Охладившись, оно станет более пластичным и однородным.

Хранение теста
Хранить соленое тесто удобнее всего в холодильнике, поместив его в полиэтиленовый пакет. Для цветного теста лучше всего использовать отдельные баночки с крышкой. Но лучше всего замешивать такое количество теста, которое вы сможете переработать в течение 2-3 дней. При длительном хранении тесто отсыревает и при запекании дает некрасивый серый оттенок и серые пятна. Если такое все-таки произошло, не расстраивайтесь и попробуйте это изделие раскрасить красками. Обратите внимание, что свежее тесто и тесто, пролежавшее в холодильнике 2-3 дня, при запекании дадут два разных тона.
Если у вас осталось небольшое количество теста, то сделайте из него те элементы, которые наиболее часто повторяются в различных композициях. Например, серединки розочек, листочки и мелкие цветочки.
Набор инструментов.

Практически все приспособления для лепки вы можете найти на собственной кухне: маленькая скалочка, противень, баночка с водой, кисточка для смачивания теста, ситечко, чесноковыжималка, формочки для вырезания теста, фольга , небольшой ножичек и стеки. Всегда под рукой должны быть также чашечка с мукой и доска для раскатывания теста и , наконец, небольшая кастрюлька с водой и полотенце, ведь в процессе работы очень часто приходится мыть руки и очищать от налипшего теста инструменты.
Фактурный рисунок на заготовки наносят при помощи различных штампиков. В качестве таких приспособлений используют, как правило, все, что есть под рукой, главное, чтобы рисунок получался достаточно рельефным. Постепенно у вас накопится множество самых разнообразных предметов, оставляющих на тесте всевозможные отпечатки: зубочистки и расчесок, рельефные пуговицы, насадки для кондитерского шприца и т.п.

Цветное тесто
Для задуманной вами композиции иногда бывает недостаточно теста одного цвета .В этом случае тесто придется окрасить. Окрашивание может производиться на стадии замешивания, а также при вымешивании теста.

Введение дополнительного цвета
На стадии замешивания теста окрашивание делается тогда, когда композиция строится на сочетании двух цветов. Первый цвет – белый (натуральное тесто по классическому рецепту), второй – коричневый. Для его получения при замешивании добавляется какао-порошок (не забудьте просеять его через сито). Можно вместо какао добавить растворимый кофе (предварительно растворив 2-3 чайные ложки в минимальном количестве кипятка) . Количество какао или кофе зависит от того, какой по интенсивности коричневый тон вы хотите получить.

Полезные советы. Чем больше оттенков у вашего изделия, тем интереснее оно будет выглядеть. Учтите также, что дополнительные оттенки коричневого появятся и в процессе запекания. Поскольку коричневый цвет не является в композиции основным, не стоит его замешивать в большом количестве.
Обратите внимание на то, что какао и кофе дают различные оттенки коричневого цвета. Выберите тот, который вам больше нравится , или используйте оба.
Красный или оранжевый красители являются самыми интенсивными, поэтому для получения теста этих цветов можно использовать не целый, а только половину пакетика на один заготовленный колобок весом 100-150 грамм.
Для окрашивания соленого теста можно использовать любые пищевые красители, а вот красители для пасхальных яиц подходят не все.
Работая с цветным тестом, учитывайте, что при высыхании оно немного светлеет.

Окрашивание теста
Цветное тесто готовится на стадии вымешивания. Для того, чтобы получить тесто различных цветов и оттенков, нужно начать с основных цветов: желтого, красного и синего. Для этого вам понадобятся пищевые красители, которые продаются в виде порошка.
1. Приготовьте тесто по классическому рецепту. Лучше сделать сразу две порции. Одну порцию используйте для изготовления теста основных цветов.
2. Вторую после вымешивания уберите в холодильник: она пригодится позже, когда потребуется приготовить оттеночные тона.
3. Для основных цветов разведите порошок каждого цвета отдельно в 1 чайной ложке воды, хорошо размешивая.
4. Приготовьте чашку с мукой, чашку с солью, чашку с водой и чайную ложку.
5. Разделите первую порцию теста на колобки весом 100-150 грамм. Возьмите один колобок, сделайте в нем углубление, налейте разведенный краситель и тщательно вымесите тесто. Чтобы оно не становилось жидким, добавляйте понемногу соли и муки, сохраняя основные пропорции.
6. Сделайте поочередно все основные цвета. Старайтесь в результате добиться ярких, насыщенных и не очень светлых тонов.

Дополнительные цвета.
Дополнительные цвета можно получить, смешивая основные. Теплый красный дает очень приятные чистые цвета при смешивании с желтым, а добавляя розовый в синий, получают различные оттенки фиолетового. Чтобы получить темно-коричневый цвет, можно в темно-фиолетовое тесто добавить какао-порошок и некоторое количество оранжевого теста. Красивые сочетания дает смешивание зеленого теста с синим либо желтым.
Полезный совет. Если, начиная работу, вы заранее знаете, какие цвета вам потребуются, заготовьте их сразу в нужном количестве; но чаще всего дополнительные оттенки создаются в процессе работы – небольшими порциями. Смешивая различные цветные кусочки теста, можно получить очень богатую палитру цветов.

Порядок работы.
Для овладения основными приемами лепки можно потренироваться на небольшом кусочке теста. Самое главное – не допускать появления на внешней стороне изделия морщинок и трещинок. Поверхность должна быть ровной и гладкой, потому что при покрывании лаком готовой композиции даже мелкая трещинка станет яркой и испортит вид всей работы. Чтобы работа с соленым тестом доставляла удовольствие, а изделия получать хорошего качества, необходимо соблюдать определенный порядок работы.
1. Перед началом лепки застелить противень фольгой. Чтобы фольга хорошо держалась и не скользила по противню, его нужно предварительно смочить водой при помощи мокрой тряпочки, а наложив фольгу, убрать лишнюю жидкость. Для этого подойдут линейка, расческа или специальная лопаточка.
2. Аккуратно двигайте по фольге ребром линейки, выгоняя из-под нее воду и воздух так, чтобы поверхность стала абсолютно ровной.
3. Если вы заранее приготовили рамочку для вашего будущего изделия, то сделайте на фольге разметку, очертив внутренний периметр рамки шариковой ручкой и набросав предполагаемую картинку. Только после этого начинайте работу, время от времени прикладывая вашу рамочку, чтобы была возможность подкорректировать размеры изготавливаемой композиции.
Полезные советы:
Для лепки удобнее всего использовать перевернутый противень с невысокими бортиками.
Обычно фольга имеет две стороны: блестящую и матовую. При работе на блестящей поверхности глаза очень быстро устают, поэтому рабочей должна быть матовая сторона.

Скрепление деталей между собой.
Чтобы соединить отдельные детали элементов композиции, вам нужно иметь зубочистки и кисточку с водой. Зубочистку можно использовать целиком или отломив кусочек нужной длины.
1. При работе с небольшими элементами смочите влажной кисточкой или зубочисткой места соприкосновения деталей. Делайте это очень аккуратно. Кисточка не должна быть чересчур мокрой.
2. Скрепляя крупные детали, аккуратно воткните зубочистку в одну из них, а вторую осторожно наденьте на другой конец зубочистки до соприкосновения влажных поверхностей.
3. Для склеивания мелких деталей иногда кисточка бывает слишком великовата. В этом случае вместо кисточки можно использовать зубочистку.
4. Избегайте попадания воды на лицевую поверхность изделия, иначе после запекания могут появиться темные пятна.

Сушка, запекание, подрумянивание.
Прежде, чем поставить изделия в электропечь для запекания и подрумянивания, подсушите их несколько дней в комнате в теплом месте. Зимой для сушки очень удобно использовать батарею, а летом – солнечные лучи. Если свежевылепленные изделия сразу поставить запекаться, то они деформируются снизу, слегка надуваясь, и у вас не получится ровного донышка, что создаст неудобства при оформлении готовой работы.

Способы сушки и запекания.
1. Начинать сушку готовых изделий всегда нужно при очень низких температурах в электрической духовке и жар добавлять постепенно.
2. Работа не должна остаться недосушенной, иначе со временем она может начать разрушаться изнутри и потеряет свой внешний вид (изменится цвет и потрескается лак).
3. Если ваши работы получились слишком объемными и для их сушки потребуется много времени, то можно после 2-3-х дней воздушной сушки поставить противень с изделиями в печь при температуре 50 0 С на 1-2 часа, затем поднять температуру до 75 0 С и подержать еще 2-3 часа. 50 0 С
4. После этого отключите печь и оставьте в ней изделие на ночь. Утром хорошо подсохшие снаружи фигурки легко отделяются от фольги и не обжигают рук. Переверние их на обратную сторону и продолжите запекание в нужном режиме.
5. Переворачивая фигурки, можно с помощью ножичка аккуратно вынуть лишнее тесто. Это значительно уменьшит вес изделий и сократит время выпечки. Но не старайтесь извлечь слишком много теста, так как изделие может потерять прочность и дать трещины при дальнейшем запекании.
6. При сушке и запекании изделий, выполненных из цветного теста, температура в духовке не должна превышать 125 0 С. Это не относится к тесту, в которое был добавлен какао-порошок или растворимый кофе.
Полезные советы.
При запекании изделий очень большую роль играет цвет противня: светлый противень отражает тепло, что замедляет сушку; на темном противне, наоборот, процесс проходит немного быстрее. Поэтому, пользуясь температурной таблицей, не забывайте, что она дана для светлого противня. И в случае необходимости делайте поправку, снижая температуру на 20 0 С - 25 0 С.
Если изделие уже достаточно подрумянилось, но немного не просохло внутри, переверните его обратной стороной и при низких температурах досушите в печи или в комнате в теплом месте.
Процессы запекания и подрумянивания точно по времени расписать нельзя: все изделия различаются по объему и каждая печь имеет свои особенности. Чаще всего приходится одни изделия вынимать, а другие оставлять еще немного подрумяниться.
Бывает и так, что крупное изделие запеклось неравномерно и вам хотелось бы подрумянить отдельные его части. Накройте фольгой наиболее темные места и снова поставьте изделие в печь.

Режимы сушки и запекания.
Невысокие изделия
(толщиной до 2 см) Объемные работы
(толщиной более 2 см)
1 час при 50 0 С 1 - 2 часа при 50 0 С
1-2 часа при 75 0 С 2 - 3 часа при 75 0 С
1 час при 100 0 С 1 -2 часа при 100 0 С
1 час при 125 0 С 2 часа при 125 0 С
0,5-1 час при 150 0 С 1 час при 150 0 С

Подрумянивание.
Подрумянивание производится при температуре 180 0 С -200 0 С, при постоянном контроле процесса во избежание подгорания изделий. При подрумянивании изделий нужно учитывать, что чем выше стоит противень в печке, тем темнее будут самые высокие поверхности , и наоборот, если противень находится в самом низу духовки, то в первую очередь подрумянятся тонкие части работ.
Иногда различную степень подрумянивания имеет смысл использовать для достижения большей живописности работы. Например, вы можете сделать так, что трава будет темнее, чем пасущаяся на ней овечка. Точно так же, по-разному подрумянивая отдельные детали одной композиции, можно добиться эффекта многоплановости.
Доставая противень из горячей печки, не забывайте пользоваться защитными рукавицами, а снимать мелкие детали удобно при помощи специальных щипцов.

Сушка на воздухе .
Чтобы высушить изделие, можно обойтись и без печки, воспользовавшись батареей или летним солнышком. Но на это уйдет гораздо больше времени, и у готовых работ не будет красивого золотистого цвета. Если в вашей мастерской прохладно и сыро, то лучше отказаться от этого способа сушки. Способ сушки на воздухе хорош для изделий из цветного теста, так как пищевые красители могут изменить свой цвет при очень сильном нагревании.
Не стоит сушить изделия из соленого теста в микроволновой печи.
Перед тем, как покрывать изделия лаком, убедитесь, что они хорошо просушены.
Если в качестве защитного состава вы применяете лак, изделия становятся более крепкими. Пропитанные универсальной грунтовкой изделия лучше переносят влажность воздуха.

пост создан: 21 апреля 2010
просмотров: 661
Показывать всем

Поделись с друзьями

Пусть твои друзья из других сетей тоже прочтут эту заметку

Комментарии к посту "Технология работы с соленым тестом" (3):

  • Анел`е КушАп
    Анел`е КушАп 21.04.2010 13:45
    Спасибо за инфо, а вы уже что-нибудь делали из солёного теста?
  • Fitoniya
    Fitoniya 21.04.2010 13:57
    ого! сколько подробностей!!!! :)))) спасибо!!! погода как раз портится ;)))
  • ekategoria
    ekategoria 23.04.2010 14:52
    еще очень удобно окрашивать тесто гуашью и при этом не только основные оттенки но и другие сразу, чтоб расширить спектр для творчества.... главное нужно знать что хочешь сделать
Для того, чтобы прокомментировать войдите или зарегистрируйтесь.
наталья

Россия, Москва и Московская обл.

годовасик!
  • арина
    арина

    29 сентября 2002
    (14 лет 2 мес. 3 дн.)

  • Иван
    Иван

    16 октября 2009
    (7 лет 1 мес. 16 дн.)