x
    • Мария
      Мария
  • Введите имя
    Введите правильный email адрес

Как помочь заговорить ребенку

22.03.2010
понедельник

Многие родители, для того чтобы ребенок скорее заговорил, пы­таются дать ему побольше словесных образцов: «Скажи — часы, скажи — ложка... » К великой радости взрослых, многие малыши уже в 8—9 месяцев начинают отчетливо повторять за взрослым те или иные слова и даже выражения, потрясая всех своими «необык­новенными» способностями. Конечно, такие игры стимулируют подражание речевому образцу. Но развивают ли они речь ребенка?

Долгое время было принято считать, что подражание чуть ли не единственный источник речевого развития, а игры в «скажи-ска­жи» — основной метод обучения речи. Однако, несмотря на впечатля­ющую простоту этого метода, его эффективность весьма сомнительна. Наблюдения и более внимательный анализ показывают, что прямой связи между подражанием и активной речью ребенка вовсе нет. Ма­лыш может легко воспроизводить то или иное слово, но вместе с тем никогда не употреблять его самостоятельно, в реальной ситуации.

К тому же подражание у маленьких детей часто носит отсроченный характер: ребенок может воспроизвести услышанное слово лишь спу­стя некоторое время, когда взрослый уже забудет о том, что сам учил ему своего малыша. Очень часто упорные попытки добиться от свое­го ребенка повторения какого-либо слова оканчиваются ничем. Он произносит в ответ нечто совершенно иное: его просят сказать «лам­па», а он говорит «буль-буль». А то и вовсе молчит, и лишь спустя не­делю, а порой и позже, при совершенно других обстоятельствах, в его речи вдруг появляется это долгожданнное слово.

Получается, что связь между речью и подражанием далеко не прямая и не простая. Воспроизведение речевого звука еще не есть собственное слово ребенка. В то же время первые слова, как мы уже говорили, очень часто совершенно не похожи ни по своему звуча­нию, ни по своему значению на слова взрослого. И тем не менее под­ражание — необходимое условие овладения речью. Ведь дети всегда говорят на том языке, на каком говорят их родители. Но речевые звуки не просто механически повторяются ребенком, а выражают и отражают его собственные впечатления, его действия, его отноше­ния, благодаря чему они становятся собственными словами малень­кого человека, а не детскими копиями слов взрослых. Поэтому, пытаясь помочь своему ребенку быстрее и лучше заговорить, роди­телям не только нужно заботиться о правильном произношении слов малышом, но и прежде всего стремиться к тому, чтобы ребенок активно воспринимал мир, самостоятельно действовал в нем и вы­ражал свои, именно свои, впечатления посредством речи.

Ниже мы приведем несколько приемов, направленных на разви­тие речи, которые можно использовать при занятиях с детьми в воз­расте от 1 года до 3 лет. Все они основаны на включении речи ребен­ка в его действия, общение со взрослым и восприятие разнообразных впечатлений.

Совместное рассматривание предметов. Взрослый вместе с ре­бенком наблюдает за каким-нибудь объектом — живым или игру­шечным. При этом взрослый выразительно рассказывает о том, что видит ребенок. Например: «Смотри, какая киса, какие у нее лапки, какой хвостик! Потрогай, какая у нее мягкая шубка. Давай ее позо­вем: «Киса, киса, иди сюда»». Или: «Смотри, какая машинка! У нее колесики, вон какие дверцы, окошки, она может вот как ездить по столу... Поехала машинка, давай скажем вместе — поехала машин­ка» и пр. Рассматривание предметов необходимо сочетать с актив­ными действиями самого ребенка, чтобы слово у него связывалось с собственными действиями и ощущениями. Это способствует со­зданию более яркого и отчетливого образа предмета. Всякие прояв­ления активности или интереса к предмету, как и попытки произне­сти его название, обязательно нужно поддерживать и поощрять. Чтение потешек. Взрослый многократно повторяет малышу простенький стишок или потешку («Ладушки», «Сороку-ворону», детские стихи А.Барто,«Курочку-Рябу» и т. д.). Когда текст уже до­статочно хорошо знаком ребенку, можно делать в конце каждой строки паузу, чтобы побуждать его к произнесению недостающих слов. Например: «Я люблю свою... лошадку». Или: «Жили-были дед... и баба». Так получается своеобразный диалог, в котором ре­бенок «подсказывает» взрослому нужные слова. Обычно такое до-говаривание недостающих слов приносит малышу большое удо­вольствие.

Знакомство с новым действием. Новое для ребенка слово, обо­значающее действие, вводится в сочетании со знакомыми словами, обозначающими объекты или субъекты действия. Такой прием уси­ливает интерес к новому слову и закрепляет в памяти ребенка опре­деленные словосочетания. Например, слово «клевать» можно вво­дить следующим образом: «Сашенька кушает, а курочка клюет, и цыплята клюют, и воробушки клюют, все птички клюют... Вот как они клюют...» Эти слова следует сопровождать рассматриванием соответствующих картинок или действиями с игрушкой, чтобы но­вое слово не было оторвано от своего значения. Во время купания можно знакомить ребенка со словами «плавать» и «тонуть», пока­зывая, как разные хорошо знакомые игрушки сначала плавают, по­том тонут, затем опять плавают. Благодаря удовольствию, которое получит малыш от такой игры, он наверняка лучше запомнит эти слова и поймет, что они означают.

Рассматривание картинок. Взрослый вместе с ребенком рассма­тривает картинки, на которых изображены знакомые персонажи и ситуации. «Это кто? — спрашивает взрослый.— А это кто? Что он делает», «А где птичка?», «Покажи дерево»... Если ребенок молчит, можно подсказать ответ, но после этого все же добиться, чтобы ма­лыш ответил сам, глядя на ту же картинку. Для детей постарше (на 3-м году жизни) вопросы взрослого могут быть более сложными. Например: «Куда пошел мальчик?», «Где сидит птичка?», «Что де­лают дети?», «Почему девочка плачет?» Для ответов на эти вопросы требуется не только узнавать знакомые предметы и действия, но и понимать сюжет и смысл ситуации, изображенной на картинке.

Поручения. Взрослый просит ребенка что-то найти, принести или показать. Сложность такого-поручения зависит от уровня раз­вития речи ребенка — как пассивкой, так и активной. Поручение взрослого должно быть понятно и доступно ребенку. И в то же вре­мя для его выполнения от малыша требуется определенная сосре­доточенность, оно не должно выполняться механически. Наиболее простая просьба — принести игрушку, когда она лежит на виду и ничто не отвлекает от нее внимания ребенка. С таким поручени­ем справляются уже многие годовалые дети. Более сложное поруче­ние — найти и принести игрушку, находящуюся сначала среди двух, потом трех и более предметов. Еще труднее ребенку отыскать пред­мет, находящийся где-то в стороне. Малыша в возрасте старше 2 лет взрослый уже может попросить найти не один, а два предмета: «Принеси сначала мишку, а потом мячик». Так, постепенно услож­няя поручения, ребенка приучают регулировать свои действия сло­вом. Для выполнения подобных заданий малыш должен не только понимать значения слов, но и удерживать их в памяти на протяже­нии какого-то времени, что для маленького еще очень трудно. По­этому инструкции нужно повторять. Желательно, чтобы малыш И сам говорил, что ему нужно принести, а когда выполнит поруче­ние — что он принес.

Однако такого рода поручения можно давать только в том слу­чае, если ребенок может и хочет их выполнить, если это доставляет ему удовольствие. И ни в коем случае нельзя заставлять детей де­лать то, чего они не хотят. Требовательность и нажим взрослого в подобных ситуациях могут иметь неблагоприятные последствия и, уж конечно, не приведут к желаемому результату.

Речевое сопровождение действий. Этот прием очень важен для построения у детей образа своих действий. Он состоит в том, что действия ребенка обозначаются и сопровождаются определен­ными словами. Например, когда малыш (1,5-2 года) бежит или танцует, он может говорить «топ-топ», когда стучит игрушечным молоточком — «тук-тук», когда рисует капли дождя — «кап-кап»... Сначала такое звуковое обозначение исходит от взрослого, кото­рый внимательно следит за действиями ребенка. Потом малыш вторит взрослому, и они уже вместе сопровождают звуками дейст­вия ребенка, а затем сам малыш и действует, и произносит звуки одновременно.

В более старшем возрасте (после 2 лет) этот прием можно ус­ложнять и сопровождать действия детей уже не комплексом зву­ков, а развернутой речью. Для этого нужно называть все самостоятельные действия ребенка и задавать ему вопросы о них: «Коля бежит, Коля умывается, Коля копает... Что Коля делает? Что Коля хочет?» Здесь хорошо также использовать народные игры, в кото­рых простой и постоянно повторяющийся стихотворный текст под­сказывает, что и в какой последовательности нужно делать. Напри­мер: «Заинька, топни ножкой, заинька, бей в ладоши, заинька, повернись...»

Называние пространственных ощущений. Ребенка учат разли­чать и правильно обозначать наречиями и предлогами пространст­венные отношения, что не только обогащает словарь, но и развивает мышление. Взрослый демонстрирует разные варианты пространст­венного расположения двух игрушек (зайчик и мишка, или два утенка, или кукла и лисичка... ). Игрушки то располагаются близко, то расходятся далеко, то одна забирается на другую (одна вверху, другая внизу), то одна убегает от другой (одна впереди, другая сза­ди). Ваши вопросы побуждают малыша осмыслить эти положения и попытаться передать их словом. В такой игровой ситуации дети активно и с удовольствием усваивают каждое слово, которое вы прозноснте, поскольку им интересна игра. Их эмоциональная включенность в забавное зрелище — главное условие усвоения но­вых и достаточно трудных для них слов. Однако подчеркиваем: обозначение пространственных отношений — очень трудная задача для малышей, предлоги и наречия они осваивают позднее. Поэтому такой прием обучения речи лучше использовать к концу раннего возраста (после двух с половиной лет).

Спектакль игрушки. Ребенку показывают простые и короткие сценки с игрушками. Содержание сценок должно быть очень про­стым. Например, мишка упал и заплакал, или кукла потеряла мячик и ищет его, или кукла вышла на улицу гулять и замерзла без боти­нок. Для такого спектакля пригодны самые обычные игрушки, и во­все не обязательно приобретать реквизит для кукольного театра. Го­раздо важнее, чтобы показ взрослого обязательно сопровождался словами, которые бы малыш узнавал. Ваш маленький спектакль должен вызывать у него сочувствие игрушкам и желание помочь им: вытереть мишке слезы, поискать вместе с куклой мячик, согреть ей ножки... Сразу после сценки можно спросить ребенка, что он видел. С помощью подсказок и вопросов взрослого малыш по-своему мо­жет передать свои впечатления от увиденного. Например: «Миша упал, бо-бо» или «Мячик тю-тю, где мячик?» Эту игру лучше ис­пользовать на 3-м году жизни, когда в лексике детей уже достаточно слов, обозначающих действия и состояния. Постепенно можно ус­ложнять и разнообразить действия с игрушками, при этом сами иг­рушки лучше оставлять теми же — скоро ребенок привыкнет к ним, они станут его любимыми, и он сможет хорошо играть с ними сам.


Мы привели лишь несколько приемов, активизирующих речь маленьких детей. Конечно, их может быть значительно больше. Все зависит от вашей фантазии и желания общаться с ребенком. Одна­ко при проведении занятий советуем вам учитывать следующее.

Занятия должны быть интересны для малыша и приносить ему радость. Заставлять ребенка делать то, чего он не может или не хо­чет, недопустимо.

Все приемы, направленные на развитие речи, включаются в соб­ственную деятельность малыша, в его интересы. Слова обязательно связаны с конкретными впечатлениями и активностью малыша. Пассивное повторение слов не ведет к развитию активной речи.

Ребенок должен быть сосредоточен на том, что вы говорите и показываете.

Продолжительность таких занятий — не более 3-5 минут. Доль­ше этого времени ребенок от года до трех не может удержать свое внимание на чем-то одном. Лучше повторять одни и те же приемы в разное время и в разных ситуациях.

пост создан: 22 марта 2010
просмотров: 46
Показывать всем

Поделись с друзьями

Пусть твои друзья из других сетей тоже прочтут эту заметку

Комментарии к посту "Как помочь заговорить ребенку" (2):

  • Raygi
    Raygi 22.03.2010 20:02
    ух ты,как познавательно,а я всё своему-скажи это-скажи то))
  • Ane4ka&Kirill
    Ane4ka&Kirill 02.04.2010 01:09
    Очень познавательная статья, будем заниматься))))
Для того, чтобы прокомментировать войдите или зарегистрируйтесь.
Наташа

Кировоградская обл., Кировоград