x
    • Мария
      Мария
  • Введите имя
    Введите правильный email адрес

Развитие речи

01.04.2010
четверг

Наука утверждает, что развитие речи и мышления ребенка происходят одновременно, так как они составляют единое целое. Малыш учится говорить, значит, он учится мыслить.

Речь - ведущий процесс психического развития ребенка. Эмоциональность ребенка, его потребности, интересы, темперамент, характер – все это проявляется в «разговоре». Врачи отмечают, что с процессом развития речи у детей раннего возраста связан процесс формирования мышления. При благоприятных условиях к трем годам речь малыша настолько развивается, что он в состоянии выразить словами свое желание, мысль и повторить то, что запомнил. Он уже сможет читать небольшие стихи и петь песенки.

Каждый ребенок рождается с такими унаследованными качествами мозга, которые дают ему возможность усвоить речь и овладеть языком, на котором говорят окружающие его люди. Но чтобы малыш заговорил, ему необходимо слышать речь взрослых. Чем чаще ты будешь разговаривать с ребенком, тем быстрее он тебе ответит!

Этапы развития речи у детей 1-го года жизни

Итак, к концу 1 месяца жизни здоровый младенец уже реагирует на общение с ним: перестает плакать, когда ты подходишь к его кроватке. Он умеет сосредоточиться на взрослом.

2 месяц характеризуется улыбкой при общении, причем, в 6 недель это скорее будет своеобразное "ротовое внимание", в 8 недель – осознанная улыбка при виде любимой мамочки.

3 месяц Наблюдается комплекс оживления при общении со взрослым, "гукание". Такие звуки возникают как реакция на улыбку и разговор родителей с ребенком. В этот период у твоего малыша преобладают гласные звуки, а также согласные г, к, н. «Гу-агу» - такие звуки издает малыш. Это гуление сопровождается выражением радости и удовольствия на личике ребенка.

4 месяц Малыш порадует тебя смехом. В этот период появляется первый смех - повизгивание в ответ на эмоциональное обращение взрослого, а к 16 неделям смех становится продолжительным.

5 месяц Кроха реагирует на направление звука, "поет", меняя интонацию голоса.

6 месяц К этому времени твой малыш начинает понимать, когда к нему обращаются. Он прислушивается к голосу родных, правильно реагирует на интонацию, узнает знакомые голоса.
К полугоду кроха начинает лепетать, произнося при этом больше звуков, чем раньше. Малыш уже подражает взрослым, повторяя некоторые элементы слышимой от вас речи.

В лепете ребенок многократно повторяет отдельные слоги: ма-ма, ам-ам, па-па, ба-ба, дя-дя, ня-ня и т.п. Из этих сочетаний малыш и будет составлять первые слова.

В этот период жизни малыша больше говори с ним, повторяй звуки, которые встречаются в его лепете. Необходимо связывать лепет с предметами, и таким образом наполнять его определенным содержанием. Так ты будешь помогать крохе знакомиться и, главное, понимать окружающий мир.

7 месяц Сейчас твой малыш уже готов к игровой деятельности со взрослым, он издает различные обдуманные звуки. Главное для него – привлечь мамочкино внимание.

С 6-7 месяцев дети начинают постепенно понимать речь и отвечать на нее определенными действиями. Они подползают на зов, отвечают на приветствия, качая головой, прощаются, махая ручкой, делают «ладушки», находят и показывают предметы по просьбе взрослых.

8 месяц Малыш уже реагирует на незнакомое лицо. Разговаривая, он использует больше звуков: п, б, м, г, к, э, а.

9 месяц Ребенок активно общается с помощью жестов, с радостью играет в "ладушки".

10 месяц На этом этапе малыш использует в общении как минимум 1-2 "лепетных слова" (типа ляля, баба), понятных в конкретной ситуации.

11 месяц Использует уже как минимум 3 "лепетных слова", понятных в конкретной ситуации.

12 месяц К этому сроку нормально развивающийся ребенок употребляет уже 3-4 "лепетных слова", понимает отдельные слова, соотносит их с конкретными предметами. Понимает простые инструкции, сопровождаемые жестами ("поцелуй маму", "покажи папу", "дай ручку", "нельзя").

К году малыш научится сообщать звуками о своих желаниях, например, произносить «ам-ам» («хочу есть»), «бах» («упала игрушка, подними, пожалуйста»), звуками обращать твое внимание на предметы, которые его интересуют.

Мамины уроки

Обязательно разговаривай с ребенком с самых первых дней его жизни. Это первое и наиболее важное условием развития речи твоего малыша. Не молчи, когда переодеваешь его, купаешь или делаешь гимнастику. Любое действие комментируй. Мама для ребенка - источник жизни, любви, ласки. Речь из твоих уст воспринимается особенно – как волшебное действо.

Для малыша очень важно видеть лицо говорящего. Для успешного развития речи ребенка нужно воздействовать не только на слух, но и на зрение и осязание. Малыш должен не только слышать тебя, но и видеть твое лицо. Дети как бы считывают с лица речь и, подражая, начинают сами произносить слова.

Рассказывай - один из приемов развития детской речи, и детям он очень нравится. Поэтому обязательно рассказывай малышу простые и доступные для понимания сказки, читай короткие детские стихотворения.

Рассматривайте картинки - хороший прием развития речи, так как речь при этом делается наглядной и более доступной для понимания. Вот почему рассказ хорошо сопровождать показом картинок, беседой по картинке.

Игра - одно из лучших средств развития мышления детей. Игра доставляет малышу удовольствие, радость, а эти чувства стимулируют активное восприятие речи и порождают самостоятельную речевую активность. Интересно, что играя даже в одиночку, младшие дети нередко говорят, высказывая вслух свои мысли, которые у детей более старшего возраста остаются при себе.

Развитие мелкой моторики – один из самых эффективных способов. Когда пальчики тренируются и постоянно чем-то заняты, одновременно совершенствуется и речь. Предлагай крохе игры, тренирующие мелкую моторику. Подойдут не только конструкторы, но и, например, грецкие орехи.

Обыгрывание игрушек - очень помогает развитию речи и мышления маленьких детей, когда им не только даются игрушки для самостоятельной игры, но и показывается, как в них играть. Такие организованные игры, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли.

Многократное повторение речевого материала. Дети, со слов взрослых, способны запомнить и воспроизвести наизусть очень многое. Для этого повторяй изученный материал (стишок, сказку) еще и еще.

Пение, сопровождаемое музыкой, - также важный способ развития детской речи. Особенно успешно запоминают стихи и песенки, которые потом поют. Побольше пойте вместе!

Чтение книжек также является средством развития речи и мышления детей. Это увлекает. И дети довольно рано, подражая взрослым, сами начинают рассматривать книгу, «читать» ее, пересказывая часто наизусть то, что им было прочитано. Интересную книжку дети иногда запоминают наизусть целиком!

Знакомство с окружающим миром способствует развитию речи и мышления детей. Важно обращать внимание малыша на предметы и окружающую их жизнь, беседовать с ним об этом

пост создан: 1 апреля 2010
просмотров: 94
Показывать всем

Поделись с друзьями

Пусть твои друзья из других сетей тоже прочтут эту заметку

Для того, чтобы прокомментировать войдите или зарегистрируйтесь.
Вита

Житомирская обл., Коростень