x
    • Мария
      Мария
  • Введите имя
    Введите правильный email адрес

Не чувствуй это! («Psychology-General»)

01.02.2014
суббота

"Многие люди до сих пор считают возможным и уместным говорить другим, как этим другим следует себя чувствовать. Они говорят: “Не бойся! Всё будет хорошо”. Или: “Не парься об этом, оно пройдёт”. Или: “Радуйся! У тебя ещё вся жизнь впереди!” Сейчас я довольно болезненно реагирую на такие предложения или советы: злюсь по-страшному.

А ведь в разговоре двух обычных людей, скажем, друзей, на обычные жизненные темы такого рода советы или предложения встречаются очень часто. Люди как будто говорят друг другу: “Не чувствуй того, что ты чувствуешь. То, что ты чувствуешь – неправильно. Надо чувствовать по-другому”. Чаще всего людьми в этот момент движут какие-то свои неприятные чувства, которые они не способны выразить иначе или которых они хотят избежать.

Медицинско-психологический факт в том, что если ты отказываешься переживать одни чувства, то ты останавливаешь все.

Да, мы имеем какую-то власть над своими переживаниями и какую-то возможность осознанного выбора. Но в целом, по моему мнению, эта сила ничтожна. Особенно, если человек переживает трудные времена. Попытки заставить себя радоваться (или горевать) похожи на попытки изменить температуру воды в реке с помощью электрического чайника, выливая кипяток туда литр за литром: и устанешь быстро, и толку никакого.

Эта идея, что есть правильные, хорошие, годные чувства, и неправильные, нежелательные обычно остаётся невысказанной, и часто – неосознанной. Это опасная идея, и рано или поздно она бьёт по тем, кто в неё верит. Я так вижу.

Вот то, что я впитал из своего психологического обучения и из собственной терапии:

- Всякие чувства хороши и всякие чувства нужны.

- Каждое чувство человека имеет свои причины.

- У каждого человека есть право на любые чувства и вообще на любые переживания (мысли, образы, желания). Никто не может запретить мне или тебе чувствовать то, что я или ты чувствуем.

Проживание чувств – это душевная работа. Особенно, если это неприятные чувства. Для того, чтобы эту работу было возможно совершить, нужны силы, нужна решимость – желание освободиться от накопленного груза. И безопасная обстановка.

Сдерживание чувств, их останавливание или игнорирование – тоже работа, причём тяжёлая. Она тоже требует усилий. Вот когда эти усилия перестают оправдывать себя, когда груз этот становится слишком тяжёл, тогда люди ищут помощи и иногда находят её в психотерапии. И по моему опыту, проживание остановленных ранее чувств действительно освобождает душу и проясняет разум.

И это куда действеннее советов типа “не парься” или заклинаний “не сдерживай себя”.

Есть, однако, и “теневая” сторона моего участия в вопросе. Своему сыну я до сих пор иногда говорю: “Успокойся!” Так что тема не закрыта...

Автор: Иван Курманов"

пост создан: 1 февраля 2014
просмотров: 235
Показывать всем

Поделись с друзьями

Пусть твои друзья из других сетей тоже прочтут эту заметку

Уже понравилось:
  • ღ ~ ЕЛЕНА ~ ღ
  • Semochka

Комментарии к посту "Не чувствуй это! («Psychology-General»)" (47):

  • Котейка
    Котейка 01.02.2014 21:16
    когда мне советуют: успокоиться, не переживать, и прочее, хочется сказать: как???как это сделать? Хотя вроде ведь и успокаивают и поддерживают такими словами вообще-то :)
  • Катеринаа
    Катеринаа 01.02.2014 21:23
    когда мне говорят успокойся-я ещё больше бешусь)) лучше пускай молчат
  • ollxa
    ollxa 01.02.2014 22:00
    Хе, когда я просто пытаюсь сказать. что чувствую, или как к чему-то отношусь (неважно что и как) от отца я слышу только одно: "глупости не говори!" - наверное. поэтому, мы и общаемся столь "часто"...
  • Катеринаа
    Катеринаа 01.02.2014 22:20
    моя маман такая же)) я бы тоже пореже общалась, да деваться некуда..до апреля во всяком случае)
  • Катеринаа
    Катеринаа 01.02.2014 22:27
    я и сама не идеальна..хочу быть естественнее, но как это трудно, проживать плохое и хорошее, социум заставляет надевать маску порой
  • ollxa
    ollxa 01.02.2014 22:35
    Я и не идеально, конечно, но стараюсь себе не лгать - это самое трудное - самой себе честно и без прекрас признаваться в своих чувствах, или же их отсутствии.
  • Катеринаа
    Катеринаа 01.02.2014 22:38
    очень трудно, особенно в первый момент, наедине с собой оно проще потом
  • roMawe4ka
    roMawe4ka 01.02.2014 21:57
    Все верно,некоторые ищут успокоения в градусах,недавно смотрела "Пусть говорят",про женский алкоголизм!вот это жесть,они свои переживания окунают в бутылку,будто на утро уйдет и проблема и все остальное,но это увы не так!
  • Катеринаа
    Катеринаа 01.02.2014 22:25
    алкоголизм, компьютеры на грани нормы, наркотики, излишняя религиозность до фанатизма-это всё убегание от действительности, видимо с детства не научили(сь) справляться с эмоциями
  • ollxa
    ollxa 01.02.2014 22:42
    Вот оно - детство рядом - под боком и в сердце - как его научить-то???
  • Катеринаа
    Катеринаа 01.02.2014 22:43
    кто бы знал.. наверное знают специалисты, но мы-то обычные родители
  • ollxa
    ollxa 01.02.2014 22:45
    Аня!... (Тик-так) - дай ответ!!! :))
  • MrsBentley
    MrsBentley 01.02.2014 22:04
    Спасибо большое за эту статью! Это именно то, что меня раздражали, но я никак не могла выразить. Даже применительно к МБ иногда пишу душеизливающий пост, а в ответ сплошь «не парься», «я вообще таким не страдаю», «не обращай внимания». Все люди разные и наверно уважение к собеседнику в том числе состоит из уважения к испытываемым чувствам.
  • Катеринаа
    Катеринаа 01.02.2014 22:22
    человек, с детства привыкший "не париться", того же и другим советует, а как иначе, по-другому он не умеет
  • MrsBentley
    MrsBentley 01.02.2014 22:27
    А я думаю, что чаще такие советы даются пока сам человек не попадает в аналогичную ситуацию, и тогда получается круговорот «не парься» в общении.
  • Катеринаа
    Катеринаа 01.02.2014 22:28
    ))я сейчас задумалась, сама говорю: "не переживай так" Маше, работать и работать над собой..
  • MrsBentley
    MrsBentley 01.02.2014 22:34
    Наверно нужно чаще ставить себя на место переживающего человека, а мы получается смотрим со стороны человека, у которого данной проблемы в этот момент нет)
  • Катеринаа
    Катеринаа 01.02.2014 22:37
    верно..только к этому привыкнуть нужно, а привычка только для самых близких есть, не будешь ведь ко всем подстраиваться, я понимаю, почему меня бесит американские улыбки на наших продавцах-они лживы, потому что это не наша традиция, под ней тоска от того, что человек навязывает, у нас это пока не норма
  • MrsBentley
    MrsBentley 01.02.2014 22:40
    Я думаю, этот навык нужен психологами, подстраиваться под всех)
    А улыбки да... я тут так привыкла улыбаться, что теперь опять в России буду как дурочка выглядеть
  • Катеринаа
    Катеринаа 01.02.2014 22:41
    ну ты-то от души)
  • MrsBentley
    MrsBentley 01.02.2014 22:43
    Это да, но люди воспринимают неправильно, мужчины думают, что флиртю
  • Катеринаа
    Катеринаа 01.02.2014 22:45
    вот я и говорю, что у нас нет такой традиции, поэтому люди по-разному реагируют) ко мне недавно пристал продавец чего-то там, уж улыбался во все 75 зубов)) так старался, а глаза пустые
  • Juli-AZ
    Juli-AZ 02.02.2014 17:13
    Кать, а с другой стороны есть люди, которые «не парятся» потому что «шторку не открывают», просто не пропускают проблему через себя. Не пытаюсь оценить это качество. И под словами утешения «не парься» они подразумевают – не допускай проблему так близко к сердцу, отстранись, не порти свое здоровье, в т.ч. душевное.
  • Катеринаа
    Катеринаа 02.02.2014 17:14
    а эта проблема всё равно придёт и будет приходить, пока её не проработают, проблемы так просто не приходят)
  • Juli-AZ
    Juli-AZ 02.02.2014 17:46
    придет – будем решать, а в остальное время работать на упреждение. и еще есть понимание, что можно решить, а что не в твоих силах. правда, я не вижу смысла терзаться, если не могу найти выход. про себя знаю – сделала, что могла, знала, на что шла, в жизни допускаю много сценариев развития событий.
  • Катеринаа
    Катеринаа 02.02.2014 20:49
    права конечно
  • solnca
    solnca 01.02.2014 23:23
    Ну, на мой взгляд, психотерапия тоже не выход, а лишь костыль. Все эти самокопания до добра не доводят:) Знаю тысячу психологов и не знаю ни одного человека, проблемы которого бы в корне решила психотерапия. Гораздо нужнее (лично для меня) услышать "не бойся! Я с тобой!", чем накручивать своё чувство страха его признанием. Например, я дико боюсь высоты. Когда меня спрашивают, как же я хожу в горы, то я смеюсь: "страху надо смотреть в лицо" :)
  • Катеринаа
    Катеринаа 02.02.2014 08:58
    Согласна,именно осознание ,что иты не один,великое дело...я от мамы слышала только:не придумывай, так тебе и надо,что,получила,будешь знать,причем со злорадством..
  •  yasyundrik
    yasyundrik 01.02.2014 23:24
    А вот у меня Стаську нужно иногда немного успокоить, встряхнуть, абстрагировать от проблемы. Так сказать, давать возможность взглянуть на проблему со стороны. Иначе, она вся погружается в нее и не видит выхода, паникует. Остановишь ее, скажешь:"Доченька, давай разберемся. Что не получается? А попробуй так-то и так-то!" Успокаивается и все становится на свои места. Одно меня пугает... Я-то рядом буду не всегда...
  • Катеринаа
    Катеринаа 02.02.2014 08:55
    Вырастет и научится,главное знать, что поддержат, если нужно)
  • Шпуля
    Шпуля 01.02.2014 23:47
    Я согласна с solnca, лучше слышать...Я С ТОБОЙ... чем поплачь или не парься.. лучше когда ..тебя поддержат будешь ты реветь белугой или психически смеяться..осознание того..что как бы плохо не было..есть рядом те..кому ты нужна любая..которые могут ..быть с тобой и в горе и в радости ...может я конечно тут совсем другую тему продвигаю..видимо предсонное))
  • Катеринаа
    Катеринаа 02.02.2014 08:54
    Да,именно поддержка,а не словесная отмазка
  • my darling
    my darling 01.02.2014 23:48
    реакция организма у каждого- индивидуальна...меня всегда поражает моя приятельница, тем что она всегда спрашивает, что бы я сделала в той или иной ситуации...на мой вопрос зачем тебе это? ведь я не ты...она отвечает, что это помогает посмотреть на данную ситуацию другими глазами...надо отметить, что она ни разу не сделала так как я себе представляла выход из ситуации...видимо просто способ поразмыслить над проблемой...
  • Hlg
    Hlg 02.02.2014 00:40
    И мне близок подход Ани - лучше чувствовать поддержку, чем ... непонятное молчание?
    И вообще, как автор статьи себе представляет реакцию собеседника в случае вот такого "аааа, у меня всё плохо!" Или, еще веселее, слёз ребенка, когда он упал и разбил коленку? Самое правильное, на мой взгляд - "Да, зайка, ты стукнулся, но всё пройдет! Дай поцелую!" - а ведь в данной интерпретации это приравнивается к "не парься!"
  • Катеринаа
    Катеринаа 02.02.2014 08:48
    Ну автор мужчина,лично я не видела мужчин,целующих коленки ушибленные))как раз ои эмоции слабо умеют показывать)
  • ЁжА Фру-фру-фру
    ЁжА Фру-фру-фру 02.02.2014 10:42
    У меня муж детские коленки-ручки целует... а мне всегда говорит, что прорвемся и будет все хорошо!!! Правда без розовых соплей.
  • Катеринаа
    Катеринаа 02.02.2014 20:48
    он любит своих детей и не стесняется это показать..такая редкость
  • Надешка
    Надешка 02.02.2014 06:00
    мне статья не понравилась, и он туда же, наставник нашелся.
  • 尤丽
    尤丽 02.02.2014 07:08
    как по мне, так порой "не парься" - это желание, но неумение сказать "я с тобой", т.е. поддержать человека очень хочется, а как не знаешь.
  • Катеринаа
    Катеринаа 02.02.2014 08:53
    Если я не могла помочь Маше,но просто обнимала ее и она ревела,слова пустой звук, почувствовать поддержку для меня важнее
  • Hlg
    Hlg 02.02.2014 11:03
    Кать, а вот тут тебе в помощь книжка "Пять языков любви" - я только с выжимкой знакома, и то полезно. У каждого человека свой способ почувствовать любовь - слова, прикосновения, помощь, подарки и время, удеоённое ему (кажется, ничего не перепутала) - вот тут важно понять, что важно адресату.
  • Катеринаа
    Катеринаа 02.02.2014 14:15
    читала такую книжку, чтобы использовать, нужно, чтобы её не только читала))
  • 尤丽
    尤丽 03.02.2014 16:50
    это всё понятно, что обнимать - это помогает, но я, например, не могу подойти и просто обнять брата, к примеру. Сесть рядом, прижав "бедро к бедру", плечо к плечу и помолчать, поплакать вместе могу (а кому - то это не нужно или этого мало), а обнять не могу. Обнимать сейчас вот на Данике учусь. И за мной частенько водилось вот это "не парься", потому что облегчить человеку эмоции хочется, хочется их разделить с ним, а как, если не могу обнять (вот есть у меня на это стопор, хоть прибей) и не могу подобрать слов? Вот такое вот у меня было неправильное выражение поддержки.
  • Natali๑۩۞۩๑
    Natali๑۩۞۩๑ 02.02.2014 11:22
    Если человек не хочет слышать поддержку в словах, он не делится как правило со своими переживание с другими, а когда это нужно, то говорит, дабы услышать слова ПОДДЕРЖКИ...По себе сужу конечно.
  • parigele
    parigele 02.02.2014 13:02
    А мне кажется,что все как в знакомой песне Е.Ваенги "главное не что, а как..." мне больше нравится подход сопереживания, участия и успокоения, что ли. Особенно верю словам людей, кот. уже это пережили,имеют какой‐то опыт. Но и просто слова поддержки (не путать с безразлично-равнодушными фразами),осознания, что я не одна -для меня это дорогого стоит.
  • Saomum
    Saomum 02.02.2014 20:29
    спасибо за пост - как повод подумать) и за еще более интересные комментарии...
  • Evgesha_T
    Evgesha_T 03.02.2014 08:54
    я как раз недавно думала на эту тему после прочтения одной книги по детской психологии))))
Для того, чтобы прокомментировать войдите или зарегистрируйтесь.
Екатерина

Москва и Московская обл., Москва

Декабрь 5
  • Екатерина
    Екатерина

    20 ноября 1972
    (44 года 17 дн.)

  • Мария
    Мария

    20 марта 1994
    (22 года 8 мес. 17 дн.)

  • Андрей
    Андрей

    7 июля 2005
    (11 лет 5 мес.)

    пятиклассник)
  • Мирослава
    Мирослава

    19 ноября 2009
    (7 лет 18 дн.)

    7!
  • с вами
    с вами

    2 декабря 2009
    (7 лет 5 дн.)

  • Макс
    Макс

    24 мая 2011
    (5 лет 6 мес. 13 дн.)

    городской период)
  • Культурная жизнь
    Культурная жизнь

    17 октября 2011
    (5 лет 1 мес. 20 дн.)

    пока только некультурная получается))
  • Тимоха
    Тимоха

    20 июня 2013
    (3 года 5 мес. 17 дн.)

    ночной скакун))