x
    • Мария
      Мария
  • Введите имя
    Введите правильный email адрес

Материнский инстинкт – миф или реальность?(с)

03.04.2014
четверг

А. Кабирова
Сегодня мы поговорим о материнском инстинкте. В мире, пожалуй, не найдется ни одного ученого, который смог бы четко сформулировать определение материнского инстинкта, поскольку само содержание понятия «материнский инстинкт» не определено. Представленный в этой статье материал является попыткой перевести с научного языка на «общечеловеческий» выводы исследований как отечественных, так и зарубежных ученых. А поскольку понятие «материнский инстинкт» распространено в нашем обществе и окружено большим количеством мифов, надеюсь, изложенные ниже материалы, помогут читателям глубже понять природу материнства.

Представления о материнстве, принятые в современном обществе существенно отличаются от образов матерей, присущих предыдущим эпохам. Так, Ллойд де Моз описывает типичный случай для колониального Бостона: «После ужина мать уложила детей в комнате, где они спали одни, и родители отправились в гости к соседу. По возвращении мать подошла к постели и не нашла младшего ребенка (девочку около пяти лет). После долгих поисков, ее нашли упавшей в колодец в их подвале , родители сочли смерть ребенка «наказанием» за работу в праздник». Как видно, смерть ребенка не была оценена ни матерью, ни отцом как результат их халатности, а лишь как «божья кара» за нарушение религиозных правил, не имеющих прямого отношения к родительству.

Этот пример – лишь малое свидетельство того, как относились к детям, к материнству и родительству вплоть до конца XVIII века. Здесь, как нельзя лучше, подходит поговорка: «Бог дал, бог взял». В бедных пролетарских и крестьянских семьях (а именно такие семьи составляли большую часть населения как России, так и Европы), очередная беременность не воспринималась как радость, ибо в семье появлялся «лишний рот», а женщина на некоторое время теряла былую работоспособность. И, напротив, смерть детей зачастую воспринималась положительно, так как семья избавлялась от «лишнего рта». Женщины же из знатных семей считали зазорным грудное вскармливание и нанимали для своих младенцев кормилиц (женщин бедных сословий, чьи дети умерли вскоре после рождения).

Материнская любовь, в том виде, в котором мы говорим о ней сегодня, как норма стала формироваться только к концу XVIII века. «Новая мать» в конце XVIII – начале XIX века начинает иначе заботиться о ребенке: становится немодным отдавать ребенка в интернаты, модным – общаться с ребенком, приемлемым становится также грудное вскармливание, на которое решаются матери-дворянки (в литературе это нашло отражение в образе Наташи Ростовой). Не любить детей стало стыдно.

Если задаться вопросом, что такое материнский инстинкт в представлениях большинства людей, то получим примерно такой ответ: «Это любовь матери к ребенку, стремление заботиться о нем и опекать, стремление защищать его от невзгод, готовность отдать свою жизнь за него» и т.п. Но всем нам известны случаи, когда женщины убивают своих детей, собственноручно или в результате халатности. О таких случаях нам рассказывают многочисленные СМИ, и, к сожалению, довольно часто... Выходит, если существует материнский инстинкт, то он как биологически данный нам, женщинам, феномен должен быть присущ каждой из нас? А что сказать о женщинах, оставляющих своих детей в роддомах, сдающих их в приюты и интернаты? А женщины, ведущие асоциальный образ жизни, и просто-напросто забывающие кормить своих детей? Где их материнский инстинкт?

В то же время, нам известны случаи, когда матери жертвуют собственными жизнями, ради сохранения жизни ребенка (помните рассказы о войне, когда женщины накрывали детей собственным телом, подставляясь под пули, но сохраняя жизнь детям?), годами (а иногда десятилетиями) переживают горе, связанное со смертью рожденных или так и не успевших родиться детей, самоотверженно выхаживают тяжелобольных малышей, отказываясь от любых благ и комфорта...

Даже если не говорить о случаях экстремальных, из ряда вон выходящих, то почти каждая благополучная (примем это условное понятия для описания здоровых матерей здоровых младенцев) мать преданно заботится о своем чаде, жертвует сном и отдыхом, а иногда и отношениями с мужем, отказывается от многих благ и удовольствий, отдавая всю себя младенцу. Иногда ее одолевает усталость, и она плачет от бессилия, но все равно продолжает исполнять свой материнский долг, чувствует физическую связь с младенцем, плохо переносит, даже кратковременную, разлуку с ним.

Исследования ученых достоверно подтвердили, что на формирование материнского поведения значительное влияние оказывает социальное окружение (ожидания окружающих от женщины, угроза социальному статусу, отношение к внебрачной беременности, карьерные интересы и т.п.), а так же традиции материнства, принятые в обществе в каждый исторический период.

Так, в тех случаях, когда рождение ребенка не приветствуется или даже осуждается социальным окружением, женщины используют различные, в том числе весьма жесткие способы, чтобы избавиться от ребенка. И это уже касается не только прошлых времен, но и настоящего. Так, до сих пор в деревнях встречаются случаи, когда внебрачный ребенок одинокой женщины (молодой и не очень) либо оказывается убит собственной матерью, либо подкинут чужим людям, либо оставлен в роддоме. Непутевая мамаша скрывает факт своей беременности и родов (зачастую ей это успешно удается) и надеется на то, что жизнь потечет своим чередом, как раньше.

Кроме того, на формирование материнских качеств и того, что мы называем материнским инстинктом, существенное влияние оказывает опыт женщины во взаимоотношениях с собственной матерью. Материнство зарождается в женщине не тогда, когда она родила, а тогда, когда она родилась сама. Именно самый ранний опыт взаимоотношений девочки с мамой закладывает в ней необходимые для осуществления материнства способности, такие как: чувственность и чуткость, доверие и способность к самоотдаче, искренность и нежность, а также безусловную любовь к детям.

Женщины, имевшие трудности во взаимоотношениях с матерями, испытывавшие недостаток материнской любви и ласки испытывают серьезные трудности в собственном материнстве. Как крайний вариант, они отказываются от материнства вообще, отдавая предпочтение карьерным интересам, либо перекладывают заботы о ребенке на плечи государства (помещая ребенка в социальные учреждения), в более легких случаях – заботы о ребенке перекладываются на плечи родственников (бабушек и тетушек), наемных помощниц (нянь). При этом, если женщина-мать принадлежит к социально благополучным слоям населения, то передача материнских функций третьи лицам всегда происходит под благовидным предлогом (нельзя прервать учебу в вузе, нельзя потерять престижное место работы, необходимо срочно защитить диссертацию, и пр.), который, однако, при ближайшем рассмотрении оказывается несостоятельным (всегда можно взять академический отпуск, карьеру можно сделать и после отпуска по уходу за ребенком, как и диссертацию).

Женщины из более низких социальных слоев оправдания находят менее «возвышенные» – нет денег, негде жить, и совершенно потрясающий довод: «Нужно устраивать личную жизнь». Любая успешная и любящая мать подтвердит: все представленные доводы гроша ломаного не стоят. Но даже если женщина, недолюбленная собственной матерью в детстве, воспитывает своего ребенка сама, она чаще, чем прочие матери, раздражается на него, быстрее и чаще устает от него, острее переживает вынужденную социальную изоляцию, связанную с уходом за младенцем. Само собой разумеется, что дети таких матерей имеют более высокий риск по формированию эмоциональных и поведенческих расстройств, чаще болеют.

Исследователи, предпочитающие социоцентристскую позицию, убеждены, что материнский инстинкт – это миф. По их мнению, материнская любовь – это понятие, которое не просто эволюционирует, но и наполняется в различные периоды истории различным содержанием. Рассматриваются три главные социальные женские роли: матери, жены и свободно реализующейся женщины, – и в разные эпохи главенствуют разные женские роли: «Женщина становится лучшей или худшей матерью в зависимости от того, ценится или же обесценивается в обществе материнство». В таком случае, материнство – это одна из социальных женских ролей, поэтому даже если потребность быть матерью и заложена в женской природе, общественные нормы и ценности оказывают определяющее влияние на материнство.

Не стоит объяснять, что человек, невзирая на разум и духовность, еще и существо биологическое, и многое, что присуще животным, присуще нам. Так же, как все млекопитающие, женщины вскармливают детей грудным молоком, да и процесс зачатия и вынашивания плода не так сильно отличается от того, как это происходит у животных отряда млекопитающих. В связи с этим ученые-этологи, проводили и проводят исследования, касающиеся заботы о потомстве, наблюдая за представителями животного мира и находя признаки сходства с тем, как это происходит у людей. Одним из виднейших представителей этологии, Боулби, разработана концепция о формировании привязанности, которая является важнейшим условием не только для нормального развития ребенка, но и его выживания.

Феномен привязанности был изначально описан у животных и птиц, в качестве примера можно привести гусыню и ее выводок, который неотступно следует за ней. Оказывается, для человека так же важно формирование привязанности между матерью и младенцем. Формируется она постепенно, еще с момента зачатия и достигает своего пика через семь-восемь месяцев после рождения ребенка. Формирование привязанности матери к младенцу – процесс, скорее, биологический, чем социальный или психологический, и происходит он под воздействием как инстинктивных реакций (на улыбку и «воркование» ребенка, его выражение лица и зависимость от матери), так и гормональных изменений, происходящих в организме матери и во время беременности, и в период родов, и в период грудного вскармливания. Так, некоторые запахи, связанные с жизнедеятельностью младенца воспринимаются матерями как приятные, тогда как все окружающие морщат носы.

В целом, развитие привязанности матери к ребенку после родов, с точки зрения физиологии, содержит три важных компонента:

  1. Присутствие ребенка изменяет уровень гормонов в крови матери (эстрогенов, прогестинов, тестостерона и пролактина), которые стимулируют в женщине материнское поведение. При разлучении матери и новорожденного уровень соответствующих гормонов меняется, формируется стрессовая гормональная картина.
  2. Телесный и эмоциональный контакт между матерью и ребенком в первые 36 часов после родов обеспечивает адекватный гормональный ответ в организме матери и способствует формированию привязанности между ними на период новорожденности.
  3. Грудное вскармливание, обеспечиваемое гормоном пролактином, стимулирует выработку эндорфинов, что дает физиологическую поддержку развития привязанности.

Итак, материнское поведение формируется под влиянием трех основных факторов:

  1. Биологические (генетически заложенные формы поведения и реакции, гормональные изменения);
  2. Социальные (традиции материнства, принятые в обществе, влияние ближайшего социального окружения);
  3. Психологические (личная история женщины, опыт взаимоотношений с собственной матерью).

Резюмируя вышесказанное, можно сказать, что материнская забота и привязанность к ребенку настолько глубоко заложены в реальных биологических условиях зачатия и вынашивания, родов и кормления грудью, что только сложные социальные установки могут полностью подавить их. Женщины по самой своей природе являются матерями, разве что их специально будут учить отрицанию своих детородных качеств: «Общество должно исказить их самосознание, извратить врожденные закономерности их развития, совершить целый ряд надругательств над ними при их воспитании, чтобы они перестали желать заботиться о своем ребенке, по крайней мере, в течение нескольких лет, ибо они уже кормили его в течение девяти месяцев в надежном убежище своих тел» (М. Мид).

Там, где беременность наказывается социальным неодобрением и наносит оскорбление супружеским чувствам, женщины могут идти на все, чтобы не рожать детей. Если женское чувство адекватности своей половой роли грубо искажено, если роды скрыты наркозом, мешающим женщине осознать, что она родила ребенка, а кормление грудью заменено искусственным кормлением по педиатрическим рецептам, то в этих условиях обнаруживается значительное нарушение материнских чувств.

Что такое материнский инстинкт, не может точно объяснить никто, но изучая заданный в теме статьи вопрос, мы получили возможность узнать, насколько сложен и тонок путь в успешное материнство, и знание это лишь увеличивает его ценность.

пост создан: 3 апреля 2014
просмотров: 165
Показывать всем

Поделись с друзьями

Пусть твои друзья из других сетей тоже прочтут эту заметку

Уже понравилось:
  • Ton4ik
  •  yasyundrik

Комментарии к посту "Материнский инстинкт – миф или реальность?(с)" (52):

  • Бдыц
    Бдыц 03.04.2014 21:37
    Я вот только задумалась, когда гибель ребенка воспринималась почти как благо, где было вот это ощущение о котором мы периодически говорим, готовность защищать, оберегать свое дитя? Не было что ли?
  • Juli-AZ
    Juli-AZ 03.04.2014 22:18
    и к Кате комментарий, и к тебе, Таня
  • Катеринаа
    Катеринаа 04.04.2014 07:05
    Если семеро по лавкам,какая там любовь,я бы закопалась,а если без мужа,то ппц,женщина только стирать могла за копейки,быть проституткой,белошвейкой. В общем нам получше живется,можем сами выбирать и расставаться,когда надоело или не подходит
  • Бдыц
    Бдыц 04.04.2014 09:24
    Нам однозначно лучше живется, чем даже совсем недавно, а не в описываемое время. Но я даже не про любовь, а вот про этот самый инстинкт, когда зубами щелк на обидчика...Чувство, которое просыпается, когда пытаются обидеть твоего ребенка я бы любовью все же не назвала...
  • Катеринаа
    Катеринаа 04.04.2014 14:01
    если ты в полной..меж ягодичных холмов и в вечном напряжении, то инстинкты притупляются, тем более у всех было так в то время
  • Бдыц
    Бдыц 04.04.2014 15:30
    Наверное...никогда никому не пожелаешь такой жизни. Немного не в тему, подумалось, наверное, из этого вырос миф о женской "асексуальности". Постоянно рожать - тут быстро расхочешь супруга к себе подпускать...
  • Juli-AZ
    Juli-AZ 03.04.2014 22:17
    когда кусок хлеба тяжело получить, и дома пять-десять детей сиську просят, думается, люди (жертвы тогдашнего просвещения и пропаганды) не имели действительно готовности защищать и оберегать дитя. про жертвы - я имею в виду все сословия. медицина на нуле, эпидемия за эпидемией, гигиены нет, нарожать новых детей - раз плюнуть... а любовь-то была? ну такая, уносящая до небес... был по-моему половой инстинкт, брак по расчету (работник нужен, деньги нужны, наследник, фамилия и тд). любовь была в мизерном процентном исчислении. а сказки братьев Гримм... это же триллер, который я не могу себя заставить своим детям прочитать - другая система координат.

    и еще хотела мысль подкинуть. из своего опыта. иногда ловлю себя на мысли, что меня старший органически раздражает. я его люблю, пасть за него порву, но раздражает. не подростковостью, а тем, что он вроде как взрослый посторонний мужик в семье. была огромная разумная, но вынужденная мера в прошлой жизни, когда мальчиков отдавали в ремесло/кадетский корпус и тп. при этом семью он покидал. бывало, что и навсегда.
  • Катеринаа
    Катеринаа 04.04.2014 07:01
    Меня так же взрослая дочь раздражает,должна на шею к мужу пересесть,по ощущениям,лет с 14,а все на моей..
  • Juli-AZ
    Juli-AZ 04.04.2014 13:27
    недаром я маме в 14 лет ляпнула, что созрела до замужества ))
  • Катеринаа
    Катеринаа 04.04.2014 13:29
    так и было же, девочек рано замуж отдавали раньше)
  • Juli-AZ
    Juli-AZ 04.04.2014 13:32
    а сча никак )))
  • Катеринаа
    Катеринаа 04.04.2014 13:36
    увы, только с согласия опеки с 16 лет. вот девки и дурят по чёрному некоторые, гормон играет, а выхода нет
  • Juli-AZ
    Juli-AZ 04.04.2014 13:38
    но ведь кроме гормона не вырастет ничего к 16 годам. я в 18 замуж сбежала, сча думаю - сопля-соплей, я не понимаю, как меня родители отпустили.
  • Катеринаа
    Катеринаа 04.04.2014 13:40
    я бы свою отпустила, с дорогой душой)) а раньше и не нужно было ничего, кроме умения работать и рожать)
  • Juli-AZ
    Juli-AZ 04.04.2014 13:45
    надоела своя? ))) это, видать, органически правильное чувство ))) к счастью, у меня мальчишки, у меня совсем демократический подход к ранним связям. относительно ранним, мальчикам в 15 лет все же рано, мозги не дозреют совсем.... лишь бы без залетов! с обеих сторон. все как-то с Мишей у слову не приходится рассказать о женском коварстве по части "захомутать" по факту.
  • Катеринаа
    Катеринаа 04.04.2014 13:48
    я читала, что старшие подрощенных из семьи выгоняют, чтобы инцеста не было, ну в древности понятно, типа половозрелые и пошли нафиг уже, чтобы папу и маму не искушать.
    она не хочет уходить, ей здесь комфортно, корни глубоко пустила. и пускай бы, да денег не приносит, а мне младших вырастить нужно, поэтому нервирует
  • Juli-AZ
    Juli-AZ 04.04.2014 14:00
    понимаю. корни пустила ))) точное определение. тогда, конечно, или общий бюджет, или все в сад! )) да еще и две женщины, даже три в доме... знаешь, правы были предки. подрощенные должны уйти из стаи. и опять, у меня мальчик взрослый. вот чувствую я его порой, не как сына. вот мужик передо мной и все тут. надеюсь, не одна я такая...
  • Катеринаа
    Катеринаа 04.04.2014 14:02
    на улицу же не выгонишь, а то можно на старости лет так же улететь)
  • Juli-AZ
    Juli-AZ 04.04.2014 14:03
    ))))
  • Juli-AZ
    Juli-AZ 04.04.2014 14:04
    я так и не дочитала твой пост до конца, времени тесть основательно нету ))
  • Катеринаа
    Катеринаа 04.04.2014 14:06
    длинный, я сама с третьего раза дочитала))
  • Паола
    Паола 04.04.2014 15:54
    Ой не одна:-):-)Слава богу ни у меня одной такие мысли.моему старшему скоро 20.Вот тоже раздражает!!!.
  • Juli-AZ
    Juli-AZ 04.04.2014 15:55
    вот счастье-то! я не одна!
  • Паола
    Паола 04.04.2014 15:58
    А я то себя грызу..что я за мать такая.оказывается Биология:-):-):-)
  • Juli-AZ
    Juli-AZ 04.04.2014 16:00
    я пока не грызу. меня меньше года такие мысли посещают ))
  • Паола
    Паола 04.04.2014 16:04
    Дык Вашему не 20:-):-):-):-):-)
  • Бдыц
    Бдыц 04.04.2014 09:21
    Когда уже повзрослевший ребенок, остающийся в семье раздражает, мне кажется, тут биология. Детеныш вырос, должен дальше двигаться сам, а он вон тут сидит, непонятно уже зачем. Пока маленький - тоже биология,казалось бы должна быть, животные же защищают потомство. Сложно все это, наверняка много научных работ существует на эту тему.
  • Juli-AZ
    Juli-AZ 04.04.2014 13:27
    во-во, биологически он уже отдельная особь, а в нашем социуме ноль без палочки.
  • Juli-AZ
    Juli-AZ 04.04.2014 13:28
    маленький - который сиську просит. а когда в первобытной пещере 4-5 летние дети за огнем следили - это уже полезный член стаи.
  • Бдыц
    Бдыц 04.04.2014 15:32
    Именно! Отсюда масса нынешних сложностей вырастает, мне кажется. Я, конечно, не психолог и не биолог, но, как ни крути, мы же такие же...грубо говоря, животные.
  • Juli-AZ
    Juli-AZ 04.04.2014 15:41
    конечно, животные )) и чувство материнства сейчас разлилось на годы, потому что уж очень долгое время должно пройти, чтобы дитеныш стал полезным членом стаи. вот мы и учим, и опекаем... типа материнство.
  • Катеринаа
    Катеринаа 04.04.2014 13:30
    так и есть) если бы тот детёныш хоть молча проживал, а то норовит в главные вылезти, так сказать угроза вожаку стаи))
  • Juli-AZ
    Juli-AZ 04.04.2014 13:34
    вот и играемся то в демократию, то в монархию ))
  • Бдыц
    Бдыц 04.04.2014 15:35
    Ну детенышу тоже уже необходимо себя осознавать и искать место, самореализовываться. Тут, наверное, разумен подход, когда подросшие дети начинают жить отдельно. В Европе, кажется? А то у нас патриархальная семья с подчинением старшим развалилась, а модель отдельного самостоятельного проживания еще не построилась. Конфликт.
  • Juli-AZ
    Juli-AZ 04.04.2014 15:43
    в Европе и Америке дети переходят в колледжи. ну вроде как в пту. как раз лет в 14-16, если не ошибаюсь. если не в своем городе, то дитеныш строит дальше свою жизнь в общаге. хотя и тут бывают исключительные случаи. когда 20 летнему парню мама в чемодан при поездке 20 пар носков и трусов положит на 20 дней. случай из жизни.
  • Бдыц
    Бдыц 04.04.2014 15:48
    Вот в принципе, оптимальный вариант, на мой взгляд.(Не считая исключений). Не знаю, конечно, как я буду смотреть на эту идею, когда мои дорастут до 14-16, возможно иначе. Хотя мысль о кадетском корпусе и нахимовском училище бродила в моей голове... Со старшим, конечно, однозначно уже нет...Посмотрим, как с младшим дело пойдет.
  • Juli-AZ
    Juli-AZ 04.04.2014 15:55
    пошла спецом смотреть, ск. лет старшему - 7? - у него еще уйма попыток, как говорится, загреметь в "нахимовское". я просто вслух уже говорю, что по моему старшему общага, как минимум, плачет. я очень хочу его выпихнуть на самостоятельное проживание, хоть на пару месяцев. но нет возможности по неск.причинам.
  • Бдыц
    Бдыц 04.04.2014 15:57
    Он по здоровью не пройдет. У нас ж инвалидность. Ну и психологический типаж совсем не тот. Творческая личность, что ты будешь делать!
  • Juli-AZ
    Juli-AZ 04.04.2014 15:59
    тогда понятно. про инвалидность не знала, хотя временами натыкаюсь на болтовню с твоим, Тань, участием.
    а Леонардо да Винчи на горизонте не наблюдается? )) для реализации творческих потенциалов. ремесленные они разные.
  • Бдыц
    Бдыц 04.04.2014 16:16
    СД 1типа. Да, я тоже встречаю, друзья общие есть.
    Ремесленные училища? С проживанием?)
  • Juli-AZ
    Juli-AZ 04.04.2014 17:08
    ремесленные - общее название, типа пту, худучилища, не знаю еще что... на изучала, есть ли там общаги...
  • Бдыц
    Бдыц 04.04.2014 17:20
    Посмотрим...может в программирование ударится, вон у нас вуз соответствующий под боком. С общагой). А мы как раз иногородние...)
  • Катеринаа
    Катеринаа 04.04.2014 17:35
    Ага,за мой счет реализовываться,нет уж,чсейчас бабушка уедет и некому деньги подкидывать будет)
  • Бдыц
    Бдыц 04.04.2014 23:36
    ))) Ну...у тебя другая биологическая задача - не отдать власть)))
  • Катеринаа
    Катеринаа 05.04.2014 08:55
    Иногда понимаю тех,кто детей сознательно не хочет.. И вс-таки без детей не гармонично)
  • Бдыц
    Бдыц 05.04.2014 10:47
    Не знаю, Кать, я знаю таких людей и мне в голову не придет говорить им, что "это негармонично", хотя я не скажу, что готова спроецировать эту позицию на себя. Сейчас на планете достаточно людей и продолжительность жизни приличная, так что каждый может делать выбор исходя из своих внутренних предпочтений. Единственное, что не стоит проводить пропаганду чайлдфри, а то вымрем, чего доброго).
  • Катеринаа
    Катеринаа 05.04.2014 10:50
    я себя имела в виду, не всех, мне гармонично)
  • Бдыц
    Бдыц 05.04.2014 10:52
    С детьми?)
  • Катеринаа
    Катеринаа 05.04.2014 10:53
    да, хоть и трудно, в силу характера)
    ещё когда Маша одна была, шла домой и так радостно было, что дома ждёт любимый и любящий человечек)
  • Бдыц
    Бдыц 05.04.2014 18:09
    Очень, очень знакомо)
  •  yasyundrik
    yasyundrik 04.04.2014 04:55
    А помните, у Шолохова в книге "Тихий Дон" письмо Пантелея Прокофьевича к сыну Григорию? Точно не помню, но что-то о делах насущных, а потом "...мы все живы... дите Петра умерло третьего дня..." (или что-то в этом роде), а потом далее "...следи за конем..." ! Меня еще в детстве поразило - КАК? КАК, спокойно-то так? Ртом больше, ртом меньше!
  • Катеринаа
    Катеринаа 04.04.2014 06:58
    Если детей многои работы с утра до вечера,но некоторое отупление будет..а мужикам ,как правило,пофиг
Для того, чтобы прокомментировать войдите или зарегистрируйтесь.
Екатерина

Москва и Московская обл., Москва

Декабрь 9
  • Екатерина
    Екатерина

    20 ноября 1972
    (44 года 19 дн.)

  • Мария
    Мария

    20 марта 1994
    (22 года 8 мес. 19 дн.)

  • Андрей
    Андрей

    7 июля 2005
    (11 лет 5 мес. 2 дн.)

    пятиклассник)
  • Мирослава
    Мирослава

    19 ноября 2009
    (7 лет 20 дн.)

    7!
  • с вами
    с вами

    2 декабря 2009
    (7 лет 7 дн.)

  • Макс
    Макс

    24 мая 2011
    (5 лет 6 мес. 15 дн.)

    городской период)
  • Культурная жизнь
    Культурная жизнь

    17 октября 2011
    (5 лет 1 мес. 22 дн.)

    пока только некультурная получается))
  • Тимоха
    Тимоха

    20 июня 2013
    (3 года 5 мес. 19 дн.)

    ночной скакун))