x
    • Мария
      Мария
  • Введите имя
    Введите правильный email адрес

Как амбиции родителей убивают детей(с)

25.09.2015
пятница

Психолог Анна Быкова о бизнес-проекте мамочек «Мой чудо-ребенок»

Прогуливаемся по парку с хорошей знакомой. Обе с детьми. Только мои дети  бегут где-то впереди, собирая по пути турники и качели, а ее ребенок уютно свернулся в мамином животике. Она светится от ожидания. И с упоением рассказывает о подготовке к предстоящему событию. Уже изучена куча сайтов, прочитаны сотни отзывов, выбрана самая лучшая коляска,  автокресло, стульчик для кормления. Уже по рекомендациям найден лучший врач в роддоме, лучший педиатр, который ходит к пациентам прямо на дом, лучший массажист, лучшая школа раннего развития, лучший педагог по английскому и тренер по теннису… Я смотрю на круглый животик, и зреет у меня вопрос к пузожителю, захочет ли он заниматься теннисом?

— Еще нужно будет обязательно отдать его на танцы!  Это же осанка, выправка, способность к самопрезентации! – вдохновленно-радостно закончила свой рапорт знакомая.

Яндекс.ДиректОртопедические школьные рюкзаки.Только фирменные! Гарантия качества. Поможем с выбором. Скорее!С наполнениемДля девочекДля мальчиковБыстрая доставкаpragashop.ruАдрес и телефонФундамент к теплице в подарок!Установка! Доставка!«ЗАВОД ГОТОВЫХ ТЕПЛИЦ» Москва. Ни какой халтуры!КапелькаФермер 3,4«Кремлевская ЗГТ»Контактыmsk.zavodteplic.ruАдрес и телефон

Танцы?  Я подавляю усмешку. У меня есть своя история про танцы для сына.

В прежнюю нашу встречу годичной давности она мне рассказывала об учебе на курсах МВА, о стратегическом менеджменте, о развитии бизнеса. Интонация была очень похожая, что зародило у меня ассоциацию,  как будто ребенок – это еще один мамин бизнес-проект. А к ребенку нельзя применять тот же подход, что при бизнес-планировании. Ребенок приходит в этот мир вовсе не для того, чтобы оправдывать наши надежды и жить по нашему плану. У него свои задачи на эту жизнь. В этом смысле ребенок не наше продолжение, а самостоятельная личность. Родительские амбиции относительно того, каким ребенок должен быть, мешают рассмотреть, какой ребенок есть на самом деле.

А знакомая  уже рассказывает, что через шесть лет нужно переехать жить в район одной престижной школы, в которой уже учатся дети ее знакомой. Очень хорошая школа.

— Ты как школу для старшего выбирала?

Ее вопрос, вброшенный в монолог,  выбил меня из состояния медитативного слушания и личного равновесия. Я вдруг на мгновение почувствовала какую-то вину за то, что так беспечно подхожу к планированию будущего своих детей.

— По принципу близости к дому. Меня очень устраивает, что школа находится прямо во дворе, и сын с первого класса самостоятельно ходит на занятия.

— И все?

— И все.

— Но учителя то ты выбирала?

— Нет. По жизни ребенку будут встречаться разные люди. Разные учителя, преподаватели, работодатели. С разными требованиями и характерами. Я же не смогу всю жизнь выбирать ему людей, которые будут рядом. Моя задача научить сына устанавливать контакт и налаживать отношения с любым человеком. К тому же, лучший педагог, как и лучшая школа – не гарантия успехов в учебе конкретного ребенка. У любого педагога в классе есть успевающие и отстающие.

— А что же тогда делать, чтоб ребенок был отличником?

— А зачем обязательно быть отличником? Лично я  ориентирована на эмоциональное благополучие. В этой дворовой школе, с этим педагогом, в этом классном коллективе ребенку хорошо, комфортно. Если вдруг станет плохо – буду думать, что-то менять. Относительно школьной успеваемости есть у меня мнение, что в большей степени это зависит от усилий родителей, а не от учителя.

Знакомая помолчала. И задала вопрос про более ранний этап моего родительства.

— А школу развития как выбирала?

— Не ходили. Точнее, по первости с Арсением походили на пробные занятия в разные школы. Но я скоро поняла, что лично мне там лучше не присутствовать. Я не могла выключить в себе педагога и наслаждаться процессом. Я невольно акцентировала внимание на методических ошибках педагогов и размышляла, каким бы образом сама построила занятие. А еще мне стало лениво с утра будить ребенка, везти на транспорте с пересадками до места занятий.  Мне было более комфортно проснуться, когда захочется, не спеша позавтракать, собраться на прогулку в ближайший  парк. А там ставить эксперименты с песком, считать шишки, выкладывать палочки по возрастанию, кормить белок.  Арсений стал ходить на групповые занятия  только в 4 года. Потому что с этого возраста маме уже не надо было присутствовать на занятии. И потому что это было айкидо, а в спорте мама не профи.

— А почему именно айкидо?

— Потому что ребенку там понравилось. Начинали с фигурного катания, но через месяц тренировок Арсений наотрез отказался выходить на лед.

— И ты не стала настаивать?

— Нет. Зачем уговаривать ребенка на то, что ему не нравится, если можно найти то, что ему придется по душе. Мы так и из музыкальной школы уходили через полгода от начала занятий. Еще был кастинг в балетную школу. Моего семилетку гнули, тянули, выворачивали ему стопы, а потом сказали, что у нас таки есть данные для балета и мы можем приходить на занятия. Я  обрадовалась, как будто это меня приняли. Мечта детства. Как и с фигурным катанием. (В маленьком городке моего детства не было ни балета, ни фигурного катания). Но Арсений меня быстро приземлил: «Мама, ты хотела, чтоб я сходил на кастинг? Я сходил. Но балетом я заниматься не буду» Зато сам захотел ходить на шахматы.

— А Сашка?

— А с Сашкой будем так же ходить, пробовать, искать то, что понравится.

— Ну, не знаааю,- скептично протянула знакомая,-  Меня вот родители заставляли ходить в музыкальную школу. Я ее через «не хочу» тогда закончила, но сейчас я им очень благодарна, что они меня научили не отступать, преодолевать.

— Благодарность родителям – это хорошо. Но преодолению трудностей, взятию новых высот можно ведь учиться, занимаясь тем, что нравится. Тогда и сил, и энергии больше, и совсем другая мотивация.  Время – слишком ценный ресурс, чтобы тратить его на то, что хотят от тебя другие. Ты сейчас играешь на инструменте?

— Нет.

— Поёшь? Дома или в караоке-клубе?

— Нет.

— А чем бы ты стала заниматься в детстве, если бы ушла тогда из музыкалки?

Знакомая задумалась. Взгляд стал отрешенным, обращенным в прошлое.

— Я бы пошла в художественную школу. Там тогда был недобор и подружка сама пошла и звала меня с собой. Но в двух школах – музыкальной и художественной — одновременно было нереально учиться. Расписания занятий совпадали. Родители настояли на музыкальной, потому что я туда уже несколько лет отходила: «Нельзя бросать начатое!»

— А с чем сейчас связана твоя деятельность?

— Ты же знаешь! Рекламная полиграфия, сувенирка.

— Я знаю. Я просто хотела, чтобы ты это сама сказала и сопоставила. Что ближе к твоему нынешнему бизнесу: музыкальная или художественная школа?

Знакомая помолчала. А потом, прищурившись, задает провокационный вопрос, как будто надеясь разрушить мою теорию свободного выбора:

— А чем ты в детстве занималась?

Конечно же я не могу сказать, что в детстве занималась психологией.

В моем детстве был школьный кукольный театр. Мы ходили с представлениями по детским садам, показывали малышам сказку о правилах дорожного движения. Тогда я мечтала, что когда-нибудь приду в детский сад не в роли мамы непослушного лисенка Огнехвостика, а в роли воспитателя.

Танцевальный кружок при ДК. Выступали на детских праздниках. Все зимние каникулы работали на «Елках», водили с малышами хороводы. И вот эти хороводы с малышами мне нравились даже больше, чем танцы на сцене.

Художественная школа. Особенно нравились не классическая живопись, а декоративно-прикладное искусство. Нравилось осваивать разные техники, использовать разные материалы. Это мне потом очень пригодилось при работе с детьми в оздоровительном лагере, детском саду и даже в колледже, потому что среди студенческих групп периодически устраивались конкурсы стенгазет, агитационных плакатов, и тематических поделок.

Но художественной школе я благодарна не за это. В процессе обучения сформировалось чувство композиции. Или даже чувство рисунка.  Я читаю с детских рисунков эмоции ребенка. Я могу рисовать вместе с ребенком, проводя в процессе коррекцию его эмоционального состояния. Я «читаю» коллажи взрослых, на которых через картинки обнажаются проблемы, о которых вслух  не говорят, потому что не хотят или, чаще, сами не замечают, что в какой-то области жизни есть явный перекос. Не знаю, была бы я сейчас так влюблена в арт-терапию, если бы не художественная школа.

Когда-то я бросила лыжную секцию. Потому что медленней всех бегала. И баскетбол. Потому что постоянно боялась, что мяч прилетит мне в голову. Надо ли было мне тогда, вместо художественной школы, преодолевать страх и продолжать бегать на лыжах? Было бы сейчас моим клиентам лучше от того, что я научилась когда-то играть в баскетбол?

Ну и в качестве итогового аргумента я рассказала знакомой про мою воспитанницу Дашу. Дашина мама еще до рождения дочки решила, что дочка обязательно станет второй Алиной Кабаевой. И тоже нашла лучшего тренера. Но тренер посмотрел на Дашу и сказал, что девочка для гимнастики полновата. Обнадежил расстроенную маму, что девочка может еще похудеет и пригласил прийти через полгода. И мама решила «похудеть» дочку. Мне, как воспитателю, в группе которой «надежда российской гимнастики» проводила по 10 часов 5 дней в неделю, было поручено следить за ее рационом. «Никаких добавок! Никакого хлеба! Не давайте ей булки и печенье на полдник!» А Даша слезно просила хлеба… А Даша не любила шумных подвижных игр. Медлительная, мечтательная, она любила рисовать красками восхитительные для ее возраста картины. Через полгода Даша не похудела, несмотря на строгий рацион. Но это были полгода акцентирования внимания мамы на рисунках дочери: «Посмотрите! В этом возрасте далеко не все дети рисуют сюжетные картины. Обычно лист хаотично заполняется каляками-маляками и даже не разбирают где верх, где низ. Посмотрите! Она экспериментирует с красками! Она сама дошла до того, что их можно смешивать. Даша может рисовать с утра до вечера. У нее ярко выраженные способности к рисованию.  Ее надо развивать в этом направлении.» Хорошо, что мама прислушалась. У Даши появился шанс стать талантливым художником, а не посредственной гимнасткой.

— Ой, не факт, – скептично заметила знакомая – Совсем не факт, что девочка станет талантливым художником. Может она вообще через год рисовать бросит.

— Может быть. Но этот год она будет заниматься тем, что ей нравится, к чему лежит душа, к чему есть способности. Будет расцветать от ситуации успеха, а не думать, что она хуже всех, занимаясь гимнастикой.  Ребенок быстрее и гармоничней развивается через то, что ему нравится. А приобретенные навыки все равно останутся с ней и возможно пригодятся в другой деятельности.

— Нельзя же всю жизнь заниматься тем, что нравится!

— А разве ты бы этого не хотела? Разве мы во взрослой жизни не к этому стремимся, ища себе работу «по душе». Понятно, что в жизни школьника есть обязательная школа с обязательной программой. Но дополнительное образование пусть будет по устремлению души.

Знакомая погрузилась в молчание. Молчание – хороший знак. Это значит, происходит внутренняя работа. Конечно, она еще не готова согласиться со мной и отказаться от своего нового бизнес-проекта под названием «Мой чудо-ребенок». Но, с другой стороны, я не слышу категоричного отрицания наличия у ребенка способностей и собственных желаний.  А значит, у пузожителя появился шанс на свободу выбора. Малыш, я ничего не имею против тенниса. Но только если ты захочешь;)

Автор: Анна Быкова

пост создан: 25 сентября 2015
просмотров: 181
Показывать всем

Поделись с друзьями

Пусть твои друзья из других сетей тоже прочтут эту заметку

Уже понравилось:
  • 尤丽
  • Allusssik

Комментарии к посту "Как амбиции родителей убивают детей(с)" (25):

  • Лова-лова
    Лова-лова 25.09.2015 11:45
    Прям копия моя мама эта курица беременная, только я ей ни хрена не благодарна))))))
  • Катеринаа
    Катеринаа 25.09.2015 11:50
    неприятно себя проектом чувствовать..а мне вот заинтересованности от мамы не хватало. я могла делать, что вздумается, я и всем позанималась, но в итоге ничего не знаю нормально. хотя, если подумать, может мне этого всего понемножку и нужно было?))
  • marila
    marila 29.09.2015 13:42
    Меня теперь совесть мучает. Хореография - это боль и слезы, а я уже второго ребенка туда отправила!
  • Катеринаа
    Катеринаа 29.09.2015 14:38
    если детя там нравится,то зачем сокрушаться?))
  • marila
    marila 29.09.2015 16:48
    Года 2-3 это через "не хочу". Косте я в начале месяца показывала квитанцию и говорила, мол за этот месяц я заплатила, так что ты его хочешь-не хочешь, но доходить должен. В следующем месяце так же.
  • MrsBentley
    MrsBentley 25.09.2015 13:17
    Этот бы пост да таким мамам (а я на мб таких несколько знаю. ) дошёл бы до них... читаешь их и думаешь «ребёнка жаль»...
  •  yasyundrik
    yasyundrik 27.09.2015 14:09
    А я не знаю ни одной) У всех, которых я знаю, дети с радостью занимаются предложенными занятиями.
  • Gre4anka
    Gre4anka 25.09.2015 13:41
    ой, как я рада, мои родители вообще на наши кружки с братом никак не влияли, мы сами ходили и записывались и занимались чем хотели, родители просто радовались, что у нас есть увлечения)
    с дочкой и сыночком я поступлю так же, предложу варианты, пусть сами выбирают, даже если походят пару раз и бросят не страшно, значит не наше и будем искать дальше, ведь что-то кроме школы должно быть, что приносит радость и на самом деле интересует
  • Nastassia_khv
    Nastassia_khv 25.09.2015 14:26
    я в 5 лет как-то посмотрела концерт большого оркестра народных инстпументов. И ак меня впечатлили цимбалы (бел.нар. инстумент), что я маму просила меня научить на них играть. А мама хотела отдать меня на танцы: пластика, осанка, чувство ритма и все такое. На что моя бабушка "дала маме подзатыльник" и сказала, чтобы засунула свое "хочу" подальше.Так я оказалась в музыке... сначала цимбалы, потом фортепиано, оркестр, вокал и пошло поехало... больше родители на меня никогда не давили, хоть свое мнение высказывали. Будучи в первый раз беременной у меня однажды закралось мечиательное: "Вот вырастет сынок и станет хирургом..." Но потом я себя осекла... может ему это реально нафиг нужно будет.
  • Катеринаа
    Катеринаа 25.09.2015 15:21
    вот профессию выбирать ребенку хуже некуда,я сама грешна,Машу направляла,правда она сама высказалась,а я уже пути стала изыскивать. думаю неправильно поступила. больше так не буду)
  • Катеринаа
    Катеринаа 25.09.2015 15:32
    странно,оповещение есть,ответа нет..
  • Nastassia_khv
    Nastassia_khv 25.09.2015 15:34
    ага, странно, дублирую еще раз)
    вот и я надеюсь, что в нужный момент сдержусь) у нас в школе не было нормальной профориентации...да и сейчас, насколько я знаю, нету... если бы, бы да кабы, я бы на теперешние мозги, пошла бы, наверно, в медицину. правда, и жизнь моя, сложилась бы совсем по-другому тогда... поэтому не знаю, правда, как... но хочется, чтобы в нужное время мои дети знали свои сильные стороны и смогли выбрать профессию, основываясь на своем желании, а не на престижности специальности.
  • Taly
    Taly 25.09.2015 16:02
    Моя мама тоже настояла на окончании музыкальной школы. Да и нравилась мне школа почти до самого конца. А еще я была счастлива на волейболе, хоть и была в команде самой неловкой. Но у нас была замечательная тренер, она как-то так нас построила, что мое отставание по всем фронтам было для остальных скорее заданием- подтянуть меня. Все так радовались, когда у меня что-то получалось и никогда не осуждали, если я накосячила. А в итоге я ... вообще не тем занимаюсь, куда меня мама прочила.
  • VEA
    VEA 25.09.2015 16:54
    А я очень хотела танцевать, приняли, прошла отборочные конкурсы, а потом через несколько занятий сказали, что не подхожу по росту. Как я рыдала. По остаточному принципу пошли в художку. Не могу сказать, что летала туда, иногда прогуливала. Мне очень с педагогом повезло - она рядом жила и мы пол города пешком шли много говорили, мне было жутко интересно. В итоге мне по жизни пригодилась художка.
    Со своими детьми буду очень аккуратна. Да, расстроило, что ему не понравился тот "крутой" садик. И до вчерашнего момента он не хотел туда. А вчера вот захотел. Не понравилось в конце года в театральной студии (потому что группу со старшими детками объединили)...в первый раз расстроилась и чего-то там бухтела, а во вторую попытку снова не захотел - развернулись и ушли. Занимашки должны быть в удовольствие однозначно, особенно когда есть садик и тем более школа.
    И, да, дети не бизнесс проекты. Совершенно отдельные личности.
    А вот про школу я не согласна. Буду стараться выбирать толкового по всем параметрам учителя и, конечно, коллектив ибо общество определяет бытие.
  • Катеринаа
    Катеринаа 25.09.2015 18:59
    про школу точно, я выбирала учителя, потому что началка-это очень важно для ребенка
  • ҉Yle4ka҉
    ҉Yle4ka҉ 25.09.2015 18:31
    Меня тоже заставили музыкалку закончить) А я так хотела ходить в спортивную школу!!! Теперь вот на велике катаюсь-в детстве недозанималась спортом))) А музыкалка пригодилась только в том, что в институте не пришлось мучиться и изучать инструмент с нуля, как все остальные)
  • Катеринаа
    Катеринаа 25.09.2015 18:59
    мама, наверное, мечтала о музыке, а не срослось)
  • ҉Yle4ka҉
    ҉Yle4ka҉ 25.09.2015 19:03
    ага.сама на баяне играла-и меня пыталась заставить его полюбить
  • мама Рони и Руни
    Меня всё детство водили на танцы, но танцевать терпеть не могу... На самом деле, понимаю теперь, что мне просто не хватало внимания, не хватало, чтобы мне сказали: "У тебя получится!" У меня вроде были данные, но настроя не хватало... В художественную школу ходила, но тоже не получила какого-то позитива от педагога, как итог - бросила. Родители не заставляли, но мне было жаль, что они не попытались поговорить с педагогом (или я об этом не знаю)... В общем, меня нужно было постоянно подбадривать (я вечно сомневаюсь в себе), а у мамы с папой была куча проблем, и они не всегда успевали со мной поговорить. Я совершенно на них не в обиде, я знаю, ЧТО тогда было и КАК. Но они только несколько лет назад узнали, что я хотела играть на фортепиано))) Сейчас с Мирошей я стараюсь дать ему возможность выбрать, вожу его туда, куда он хочет (а он хочет везде, поэтому так много занятий!), надеюсь, на следующий год, когда начнётся школа, он уже сможет определиться, и мы остановимся на чём-то! Он сам попросил записать его на прыжки в воду, поэтому я пошла на это, хотя его отец был против, из серии "его надолго не хватит". Но надо же попробовать! Сейчас вот ситуация непростая, он нагрубил тренеру, и даже хлеще, и она "предложила" уйти, я сказала, что мы уходим, а теперь она звонит и предлагает (уже без кавычек) "дать Мирону ещё один шанс". Я знаю, что он хочет просто внимания, оно ему необходимо особенно, т.к. я много времени должна посвящать Захару... Я предложила, чтобы мы вместе походили на батут (где был конфликт с тренером), и таким образом решим эту проблему вместе! Мироша так обрадовался, и я поняла, что я права. Ему ,как и мне в своё время, нужно индивидуальное внимание, слово, сказанное тренером! Ходим на спортивную гимнастику, потому что он с удовольствием идёт туда! То же самое с хором и флейтой, сольфеджио тоже изучаем вместе - ему нравится! Вчера перед концертом упал, ударился сильно, но вытер слёзы и пошёл на сцену - хочет, значит! Никто не заставлял!
  • Катеринаа
    Катеринаа 26.09.2015 07:33
    прочитала комментарий и да, мне тоже именно этого не хватало, одобрения что ли. поэтому везде позанималась, но так и не остановилась ни на чем
  •  yasyundrik
    yasyundrik 27.09.2015 14:12
    Я не заставляла. Я была против))) Но ребенок, поддерживаемый папой выбрал спорт. Как показало время не зря))
  • Катеринаа
    Катеринаа 27.09.2015 14:14
    таки сам выбрал же)
  •  yasyundrik
    yasyundrik 27.09.2015 14:16
    Ну да) Теперь мастер спорта и студентка. Наверное, все верно в статье. Но у меня вопрос: а если нет у ребенка четко выбранного пути? Если он сам не знает что да как? А если хочет только гулять/компьютер/друзья... тогда как?
  • Катеринаа
    Катеринаа 27.09.2015 14:20
    я своих пинаю сначала. точно знаю, что если и через три месяца не хочет, значит уже не втянется точно)
  •  yasyundrik
    yasyundrik 27.09.2015 14:25
    Мне Стаську не приходилось пинать. Она очень хотела - достичь чего-то значимого в спорте, быть отличницей в школе. Как-то все спокойно шло. (ну в смысле спокойно: вначале, как только чего-то не получалось сразу слезы - ниагарский водопад, что в школе, что на тренировках)) А вот смотрю вокруг... Стаська-то скорее исключение из правил. Что Николинка мне припасла))
Для того, чтобы прокомментировать войдите или зарегистрируйтесь.
Екатерина

Москва и Московская обл., Москва

Декабрь 3
  • Екатерина
    Екатерина

    20 ноября 1972
    (44 года 13 дн.)

  • Мария
    Мария

    20 марта 1994
    (22 года 8 мес. 13 дн.)

  • Андрей
    Андрей

    7 июля 2005
    (11 лет 4 мес. 26 дн.)

    пятиклассник)
  • Мирослава
    Мирослава

    19 ноября 2009
    (7 лет 14 дн.)

    7!
  • с вами
    с вами

    2 декабря 2009
    (7 лет 1 дн.)

  • Макс
    Макс

    24 мая 2011
    (5 лет 6 мес. 9 дн.)

    городской период)
  • Культурная жизнь
    Культурная жизнь

    17 октября 2011
    (5 лет 1 мес. 16 дн.)

    пока только некультурная получается))
  • Тимоха
    Тимоха

    20 июня 2013
    (3 года 5 мес. 13 дн.)

    ночной скакун))