x
    • Мария
      Мария
  • Введите имя
    Введите правильный email адрес

Как много нам открытий чудных. Версия 1.0.

25.11.2014
вторник

Не для печати:) Ну хватит себя жалеть, терзать, слушать разные музыки, которые должны были бы натолкнуть на разные мысли, отвлекаться на сети, открытки и прочее зло. Пора начинать работу. Время самое подходящее. Уж полночь близится, а текста-то всё нет... 
... А ведь, казалось, что проще привязать географию, мать нашу родную, всенаучную, к духу просвещения. Ведь задумайтесь...

***

...Любое существо, появляясь на свет, в первую очередь исследует пространство вокруг себя. Маленький кенгуренок, повинуясь многовековому инстинкту, проходит свою первую дорогу в тёплый мамин карман. Щенок, попавший к новым хозяевам, в первую очередь исследует территорию - где накормят, где приласкают, а где и тапочком можно получить! Ойкумена, т.е. земля известная, у новорожденного человека расширяется с каждым новым днём. И помогают Человеку открыть и постичь невероятную ширь, глубину и красоту Жизни учителя. Самые обыкновенные учителя в самых обыкновенных школах.

На учителях географии лежит совершенно особая ответственность, особая миссия. Именно они должны дать Человеку бразды грамотного правления (и понимания!) своей жизнью и  миром вокруг. Да-да, те самые бразды, о которых так презрительно отзывалась госпожа Простакова: Не дворянская, мол, наука.

А ведь ни один процесс в мире не происходит без привязки к определенному месту, ни одно открытие не совершается в "нигде". Недаром уже общим местом стала фраза: "Без географии - вы нигде!"

Да, я учитель географии. Самой удивительной и самой всеобъемлющей из наук. И, пожалуй, самого необычного школьного предмета. Как так? - вероятно, возмутятся коллеги-предметники. А я открою им большой секрет, известный каждому географу: "География - мать всех наук". 

В этой шутке есть немалая доля истины. Чтобы освоить пространство для жизни, нужно придумать способы его измерения (математику), нужно как-то обозначить предметы и явления (лингвистика), нужно понимать, как те или иные процессы в природе (физика) влияют на жизнеспособность и жизнеобеспеченность человека (биология) и т.д. и т.п. 

И занимаясь географией в школе мы заново, а иногда и забегая вперед программы, знакомимся с физическими законами и математическими вычислениями, узнаем химические элементы не из таблицы Менделеева, а в минералах школьной коллекции.

Как могла я, рожденная в семье полярного путешественника, остаться равнодушной к этой чудесной науке? Наш дом всегда был полон книг, значительная часть которых были посвящены рассказам о путешествиях, путевым заметкам, дневникам современных географов и путешественников прошлого, и, конечно, приключенческой литературы. Кто, открыв "Человека с луны" Ады Чумаченко не мечтал оказаться рядом с Николаем Николаевичем Миклухо-Маклаем среди настороженно-дружелюбных туземцев? Или стать Пятнадцатилетним капитаном Жюля Верна, чтобы побывать в "Дебрях Борнео" с Майн Ридом или прикоснуться к страшному, но потрясающе красивому "Белому безмолвию" Джеклондоновской Аляски. 

У моего папы, Мельникова Анатолия Васильевича, было необычное увлечение - всю свою жизнь он посвятил Русской Арктике. И хотя его повседневная работа была далека от высоких широт, именно Полярная звезда стала путеводной в его жизни. И это не только богатейшие архивы полярных исследований, это и многие тысячи километров пройденных на лыжах по Северному-Ледовитому океану. Первые люди прошедшие пролив Де Лонга, первые достигшие Северного полюса на лыжах, первые в условиях полярной ночи до полюса относительной недоступности...

Неужели этих открытий было мало, чтобы поселить в душе дочерей неуёмную тягу к дальним странствиям и познанию окружающего мира?

В свободные от работы и экспедиций дни мы путешествовали всей семьей - пешком и на лодках. А подросшие дочери стали самостоятельно карабкаться в горы и сплавляться по бурным рекам. Папа нам сразу сказал, что Север - не место для женщин. Хотя изучением места работы и захоронения Татьяны (Марии) Прончищевой занималась их экспедиция.

И еще папа не рассказывал, что первой русской альпинисткой была учительница из Владикавказа, Мария Преображенская, которая не просто поднялась на Казбек в 1900 году, но и установила там самую высокую в Европе метеостанцию! И в течение 20 лет ежегодно поднималась на эту вершину, снимая показания приборов.

А потом мне повезло снова. Я попала в удивительную школу, к удивительному учителю географии. Спуску он нам не давал ни на секунду и иногда кажется, что география была единственным и основным предметом в школе. Обычно, приходя к новым ученикам, я рассказываю  о своем первом уроке географии и о нашем учителе, Анатолии Николаевиче Праслове, так. Первого сентября суровый мужчина зашел к нам в класс, обвёл всех хмурым взглядом и грозно произнес: «Так, дети, открыли тетрадки и записали: «ГЕОГРАФИЯ — МАТЬ ВСЕХ НАУК!" 

Роль учителя невероятно велика. Ведь нужно научиться даже в сером дне и в привычном пейзаже видеть что-то необычное и интересное. И это тоже задача учителя географии. Мне везло с учителями и в школе, и в Московском государственном педагогическом университете, который я закончила, не прерывая связи со школой. 

Даже защищая диссертацию по политическим проблемам международных систем, я ни на секунду не забывала о географии и о школе. И тогда жизнь преподнесла мне новое открытие: я попала в интереснейшее место, где путешествия с ребятами, исследовательские экспедиции были неотъемлемой частью образовательного процесса. 

Ведь в сухих строках учебника не найдешь удивительного волшебства байкальского рассвета, когда весь мир замирает в ожидании чуда. Не найдешь богатейшей рериховской палитры Горного Алтая. Беспокойных алых всполохов северного предштормового неба Беломорья. Оглушительной искрящейся тишины зимнего Кенозера… Не найдешь. Найти можно, только побывав там вместе с чуткими и открытыми к восприятию юными исследователями, почувствовав, приняв вместе с ними в сердце эту необыкновенную красоту и необъятность нашей Родины.

***

КРИТИКУЙТЕ! :)

пост создан: 26 ноября 2014
просмотров: 266
Показывать всем

Поделись с друзьями

Пусть твои друзья из других сетей тоже прочтут эту заметку

Уже понравилось:
  • dreamolga
  • marila

Комментарии к посту "Как много нам открытий чудных. Версия 1.0." (40):

  • Тик-так
    Тик-так 26.11.2014 01:11
    Честно, даже почему-то слезы выступили, ну вот так задушевно ты написала) В конце, начиная со слов "Роль учителя невероятно велика." как-то немного спотыкаюсь в чтение, даже не так. До этого все слитно и на одном дыхание, слова перетекают в другие предложения, все гармонично, а потом как отрывки.
  • solnca
    solnca 26.11.2014 01:12
    Поняла. Буду править. Всё равно у меня перебор в 348 знаков :) Будем убирать :)
  • Тик-так
    Тик-так 26.11.2014 01:19
    На самом деле просто здорово! Ну правда, не потому, что мы минибандитские поддерживаем во всем. Просто искренность всегда чувствуется, и увлеченность, и любовь к детям, и читая тебя, понимаешь, что да, это классный учитель!) У меня вот в школе, я уже тебе вроде рассказывала, по географии был учитель-ноль, а так жаль. Сейчас, ну так не в тему, делаю контрольную по неврологии, рисую нейрон)))
  • solnca
    solnca 26.11.2014 01:22
    У меня завтра тоже уроки. Сейчас попилю домой :)
  • Тик-так
    Тик-так 26.11.2014 01:24
    Давай! Завтра с утра свежим взглядом глянешь, и доделаешь)
  • volganka
    volganka 26.11.2014 01:49
    У нас географ был дважды учителем года :))
  • Tanechka1971
    Tanechka1971 26.11.2014 02:05
    Какой уж "критикуйте" прочитала на одном дыхании! В последних двух абзацах чувствуется, что сказать хочется еще много, а место для слога заканчивается)
  • mys
    mys 26.11.2014 04:22
    Здорово!сильно хочется поделиться со всем миром, но что-то система не дает :(
    Я бы критичнее посмотрела на фразы типа "На учителе географии лежит совершенно особая миссия, особая ответственность". Вплоть до того, что поубирала бы их. Слишком пафосные, до выспренности, и в то же время поучательно-пустые. тут учит (а не поучает) настоящий, подлинный смысл, а он говорится простыми словами, не нуждается в лозунгах. Я бы немного сбила градус пафосности, тем самым повысив градус задушевности и искренности. И без лозунгов очень убедительно убеждает: география - мать наук. Даже меня, физикоцентриста, хоть и бывшего
  • solnca
    solnca 26.11.2014 09:47
    Про учителя географии и особою миссию - это совершенно не штамп, а моё искреннее убеждение :) Поэтому фраза сама собой и родилась.
  • mys
    mys 26.11.2014 11:11
    ну, может, к ней найти другие слова... но все это - имхо, и только
  • mys
    mys 26.11.2014 04:24
    И да, раз уж есть имена, пароли, явки (а это правильно - дает подлинность), то и школу просится назвать. или я просмотрела?
  • solnca
    solnca 26.11.2014 09:48
    Школу назвать не могу - ни первую, ни вторую, т.к. представляю третью :)
  • mys
    mys 26.11.2014 04:27
    И еще, было б красиво - просится- в конце закольцевать на начало. Хотя б на обыкновенных учителей в обыкновенных школах... Вдруг родится какое кольцо - было б еще душевнее :) имхо :)
  • solnca
    solnca 26.11.2014 09:48
    Про закольцевать - тоже думала. Так было бы вернее, попробую.
  • Надешка
    Надешка 26.11.2014 08:51
    номано!
    мне тут вспомнилось, что все учителя так говорят, биология, история, и тд и тп. мать всех наук, и все требуют именно к их предмету знать и выкладывать столько инфы, сколько может быть в голове только у преподавателя, а это по умолчанию невозможно, так как ребенок имеет ограниченное время на домашнее задание и прожил не так много лет. Вот этот момент меня в школе всегда напрягал, повышенный фанатизм к чему либо. Если мне нравится манера изложения и вообще интересно, то мне и доказывать не надо что чему было началом, сама дойду до этого.
    Но это ни в коем разе не замечание, так просто мои мысли вслух. Тихонько...
  • solnca
    solnca 26.11.2014 09:52
    Ни разу не слышала ни про один предмет, кроме географии и философии, что они матери наук :)
    А по 25тилетнему опыту работы в школе могу сказать, что детей, особенно подростков надо загружать. Их в школе, как это ни парадоксально, НЕ догружают. Отсюда идет замена естественной для человека жажды познания какой-нибудь опасной ерундой - от тв и компьютерных игр с социальными сетями до оружия и наркотиков. Пик способности мозга воспринимать и усваивать информацию приходится на возраст 14-15 лет.
  • Надешка
    Надешка 26.11.2014 09:58
    меня вгружали так, что делала уроки до двух, трех ночи. кое что сделать не могла, не успевала или мозгов не хватало. если бы еще какойнить учитель решил что я недогружена, осталось бы только в петлю влезть.
  • solnca
    solnca 26.11.2014 10:05
    Перегибы бывают везде, не спорю. Я не делала дз, особенно в старших классах :) Просто тупо списывала при необходимости. Обидно было за подругу, которая их ответственно делала убивала время и сидела на тройках. А я за её счет имела 4-5.
  • mys
    mys 26.11.2014 11:10
    математика, математика! по кр мере - царица :))
  • solnca
    solnca 26.11.2014 12:02
    Математика - царица. Никто не спорит :) Даже наши математики признают, что математика царица, а география мать. Ну или королева-мать )))
  • mys
    mys 26.11.2014 09:17
    ... по сюжету у меня как раз спотыков особо не было. Только об штампы, как об укольчики неискренности :( "Роль учителя невероятно велика...", "чутких и открытых новому" (хотя если первое, наверное, можно без потери смысла просто убрать, то второе - чем-то нестандартным заменить...?... Но все, больше не придираюсь, сорри, если чересчур. От всей души желаю достойного участия. :))
  • solnca
    solnca 26.11.2014 09:55
    Спасибо за все замечания! Пошла править :)
  • Бдыц
    Бдыц 26.11.2014 10:28
    Ох как.... душевно, плавно...
  • natali.250078
    natali.250078 26.11.2014 10:29
    Ань ну я я так понимаю должна статья быть о тебе а здесь обо всех и чуток о тебе)) битые фразы слух режут а остальное сама форма наптсания классно! Но о себе пишииии))
  • solnca
    solnca 26.11.2014 10:38
    Битые фразы - это что?
  • natali.250078
    natali.250078 26.11.2014 10:52
    Девочки выше о них писали...
  • natali.250078
    natali.250078 26.11.2014 10:34
    Напиши о своих уроках . Что важно дать детям и как ты делаешь все чтоб рвзбудить интерес в них. Почему ученики с удовольствием учатся. Как ты ведешь уроки
  • solnca
    solnca 26.11.2014 10:38
    Нет, это эссе на тему "как много нам открытий чудных готовит просвещения дух". Размышлизмы по поводу.
  • natali.250078
    natali.250078 26.11.2014 10:50
    А ну тогда подходит вроде. Я чего -то из вчерашнего разговора поняла, что статья о тебе должна быть. О тебе, как о преподавателе географии
  • natali.250078
    natali.250078 26.11.2014 10:36
    Просто что происходит на твих занЯтиях чеем ты так умеешь завлечь.
  • mys
    mys 26.11.2014 13:11
    мне кажется, в содержании как раз все в точку!! конкретные занятия - это не сюда, для этого есть другие конкурсы (внутри этого, другие этапы). Здесь как раз скорее философия, истоки, кредо. Как раз то, о чем здесь написано!
  • Ksanna
    Ksanna 26.11.2014 16:06
    мне понравилось. и Мила с удовольствием прослушала, пожалела что еще не учит географию)) Ну, мы не слишком умные--поэтому придираться не будем.
  •  yasyundrik
    yasyundrik 26.11.2014 16:16
    Спасибо, Ань!
  • solnca
    solnca 26.11.2014 18:40
    А что?! :)
  •  yasyundrik
    yasyundrik 27.11.2014 22:50
    А, ничего! Очень понравилось)
  • mys
    mys 26.11.2014 17:17
    ... Да Наше Всё уже всё сочинил (по части стихов:):
    Там на неведомых дорожках следы невиданных зверей...
    Там русский дух, там Русью пахнет...
    и я там был :)
    ;)
  • ekmakarek
    ekmakarek 27.11.2014 17:01
    я так понимаю, что вдохновение тебе уже не нужно, вот тогда просто для поржать http://www.adme.ru/zhizn-nauka/prepodavateli-kotorye-po-nastoyaschemu-uvlecheny-svoej-rabotoj-775660/
  • solnca
    solnca 30.11.2014 18:20
    :)))
  • Nata-ma
    Nata-ma 30.11.2014 18:14
    Браво!
  • Ладомира Ладонежская
    я совсем не в тему выскажусь.....эх был бы у меня такой учитель...... наш географ трезвым не приходил никогда на занятия((((
Для того, чтобы прокомментировать войдите или зарегистрируйтесь.
Анна

Москва и Московская обл., Москва

Месячник флешмобов
  • СЕМЬЯ
    СЕМЬЯ

    20 ноября 2008
    (8 лет 13 дн.)

    МногоДетство
  • Маруся
    Маруся

    29 апреля 2009
    (7 лет 7 мес. 4 дн.)

    Леди до мозга гостей!
  • Мишутка
    Мишутка

    2 октября 2010
    (6 лет 2 мес. 1 дн.)

    Прирожденный джентельмен
  • Катюшка
    Катюшка

    11 сентября 2012
    (4 года 2 мес. 22 дн.)

    Артист больших и малых театров