x
    • Мария
      Мария
  • Введите имя
    Введите правильный email адрес

прикорм

28.02.2010
воскресенье

Для тех, кому хочется пораньше начать вводить прикорм:
· усвоение белков: у детей до 4-5 месяцев снижена активность соляной кислоты, пепсина и ферментов, расщепляющих белки. Поэтому безосновательная нагрузка в первые месяцы жизни пищеварительного тракта ребенка белками, особенно казеином, может вызвать срыв ферментативных возможностей желудочно-кишечной системы и привести к серьезным метаболическим нарушениям. Также, специалистам хорошо известна повышенная проницаемость кишечной стенки для некоторых белков грудного молока у детей первых 3-4-х месяцев жизни. Так, в неизменном виде в кишечнике ребенка всасываются иммуноглобулины и альбумин грудного молока. Это имеет важное биологическое значение для ребенка в условиях незрелости его иммунитета. Если в этот период к ребенку попадают чужеродные белки, они также могут в неизменном виде частично всасываться в кишечнике, становясь, таким образом, причиной аллергических реакций у ребенка.
· усвоение углеводов: активность амилазы, фермента, способствующего усвоению немолочных углеводов, у детей до 3-х месяцев составляет всего 10% от уровня взрослых. Только к 6-ти месяцам ее активность достигает уровня, позволяющего вводить в рацион ребенку продукты, содержащие крахмал, не опасаясь осложнений.
· усвоение жиров: концентрация ферментов, способствующих усвоению жиров, а также функциональная активность печени и поджелудочной железы у детей первых месяцев жизни довольно низкие. Но это с успехом компенсируется ферментами грудного молока, расщепляющими жиры. Раннее введение жиров немолочного происхождения приводит к перенапряжению собственных ферментных систем организма ребенка и нарушает усвоение жиров. А для детей первого года жизни жиры являются главными источниками энергии (у взрослых, как известно, это углеводы). Нарушение усвоения жиров, а также раннее введение дополнительных углеводов в составе фруктовых пюре и соков может стать причиной серьезных обменных нарушений у ребенка.
· витамины, минеральные соли и микроэлементы: как известно, усвоение витаминов, минеральных солей и микроэлементов из грудного молока значительно выше, чем из других продуктов. Это обусловлено тем, что в женском молоке они содержатся в тех соотношениях и формах, которые наиболее легко усвояемы незрелым желудочно-кишечным трактом малыша. Например, железо из женского молока гораздо лучше усваивается ребенком, чем из смесей или продуктов прикорма. Этому способствует лактоферрин – специальный транспортный белок грудного молока, обеспечивающий ребенка железом и другими минеральными веществами (цинком, медью и др.). А вот раннее введение в рацион ребенка овощного пюре в значительной мере снижает всасывание железа из грудного молока, увеличивая риск развития железодефицитной анемии.
· моторика желудочно-кишечного тракта: у новорожденного ребенка существует два жизненно важных безусловных рефлекса – сосательный и глотательный. Они обеспечивают сосание ребенком молока из груди, продвижение его по ротовой полости и глотание. Также у детей первых месяцев жизни существует защитный безусловный рефлекс – рефлекс выталкивания, предотвращающий попадание чего-либо в ротовую полость, кроме материнского соска и молока. Он хорошо знаком мамам, активно пытающимся приучить ребенка к соске или пустышке. Ребенок язычком выталкивает любой «инородный» предмет, будь-то пустышка или комочек густой пищи. И его сопротивление в этом случае абсолютно не сознательное, оно рефлекторное. Природу сложно обмануть. Только к 4-6 месяцам постепенно происходит угасание рефлекса выталкивания. Понемногу ребенок приобретает способность продвигать язычком комочек пищи по ротовой полости и глотать ее. Еще позже, в 7-9 месяцев, он приобретает навык кусания и жевания.
Еще одним важным критерием готовности малыша к началу введения нового вида питания является его интерес к еде взрослых. Малыш превращается в настоящего попрошайку. Вот как это выглядит. Сидя у мамы на руках, он оживленно интересуется содержимым тарелки, тянет еду к себе в рот, выхватывает ложку из маминых рук, жестом и звуками просит еще, если еда ему понравилась.
Итак, подведем предварительный итог: если малыш нормально растет и развивается, а у мамы все нормально с лактацией введение густой пищи рекомендуется начинать не раньше, чем малышу исполнится 6 месяцев. При острых заболеваниях, расстройствах пищеварения, пищевой аллергии введение прикорма можно начать в более поздние сроки.
И еще один практический вывод: если ребенку не хватает материнского молока, а меры по налаживанию лактации не приносят результата, детям до 3-4-х месяцев не стоит проводить коррекцию питания кашами или овощными пюре. Восполнять дефицит грудного молочка нужно адаптированными смесями.
В процессе приучения ребенка к густой пище вам потребуется терпение, терпение и еще раз терпение. Главное, не старайтесь малышу «впихнуть» все и сразу. И для этого, как говорится, все средства хороши. В истории каждой семьи наверняка найдется легенда о том, как кормили в детстве папу или маму «всем миром». Возможные варианты: «Театр одного актера», «Театр у микрофона», «Кукольный театр», «За папу, за маму…и всех родственников», «Под телевизионную рекламу» и т. д. и т. п. можно перечислять до бесконечности. Давайте договоримся:
§1. Все, что ребенку необходимо для гармоничного роста и развития есть в грудном молоке (и водичка, между прочим, тоже). Если ребенок хорошо прибавляет в весе и мама не утомлена, по мнению доктора медицинских наук, профессора Игоря Михайловича Воронцова, можно кормить ребенка исключительно грудью без докорма до 1 года. Другое дело, что после 9 месяцев приучить ребенка есть густую пищу сложнее.
§2. Роль прикорма для ребенка на первом году жизни не в удовлетворении его энергетических и питательных потребностей (см. §1). Его роль в воспитании, т.е. подготовке желудочно-кишечного тракта, ротовой полости, пищеварительных ферментов и вкусовых рецепторов к другому виду продуктов и новым ощущениям. А задача ухаживающих за ребенком людей привить малышу навыки самостоятельной еды и правильного поведения за столом.
Теперь несколько практических советов.
· прикорм не должен заменять кормление грудью. Поэтому прикладываться к груди ребенок может до еды, во время еды и «запивать мамой» после кормления.
· начинать знакомить ребенка с другой пищей необходимо с очень небольших объемов, в буквальном смысле на кончике пальца. Увеличение размеров порции должно быть постепенным и неторопливым: пробная доза – пол чайной ложечки – чайная ложечка – столовая ложка и так далее. Все зависит от реакции ребенка, его аппетита и координации движений языка и глотательных движений.
· первая пища ребенка должна состоять из одного ингредиента, мягкой консистенции, без добавления соли и сахара. Например, яблочное или банановое пюре, мягкая густая рисовая каша, картофельное пюре. В пюре или кашу для размягчения можно добавлять грудное молоко.
· постепенно переходите от супообразной к густой консистенции, а затем к комочкам и мелким кусочкам.
· не кормите ребенка насильно. Голодный малыш ест с аппетитом и именно столько, сколько хочет. Насильственное кормление только сформирует у ребенка негативное отношение к еде.
· поощряйте его самостоятельность в процессе еды, давайте ему возможность самому брать кусочек чего-либо из тарелки и есть. Учите держать ложку и чашку. Конечно, вначале все будет на одежде, полу, столе, где угодно, но не во рту у малыша. Но по мере совершенствования двигательных навыков, малыш постепенно научится есть сам.
· однообразие вредно во всем, и особенно в еде. Поэтому постепенно расширяйте ассортимент получаемых ребенком продуктов, чередуйте и комбинируйте их.
· дети едят медленно, поэтому необходимо набраться терпения и не забывать поощрять и хвалить ребенка. И помните, ребенок всему учится у вас. Поэтому не забывайте сами получать удовольствие в процессе еды и демонстрировать это малышу.
· не оставляйте ребенка одного во время приема пищи без присмотра. Это не безопасно.
Теперь о продуктах. Первыми твердыми блюдами для малыша могут быть фруктовое или овощное пюре. Для их приготовления подойдут: яблоки, бананы, персики, картошка, кабачок, тыква, цветная капуста, морковь. В пюре можно добавить немного растительного масла.
Затем, можно познакомить ребенка с кашей. Преимущество отдается рисовой, гречневой, кукурузной кашам. Любимая нашими бабушками манная каша, как оказалось, не очень полезна для малыша. Она содержит вещества, которые могут провоцировать у ребенка расстройства пищеварения. Поэтому начинать ее вводить в рацион ребенку нужно не ранее 7-8 месяцев. Каши можно готовить на грудном молоке или адаптированных смесях, добавляя немного сливочного масла. И давать их нужно ребенку из ложечки, а не из бутылочки. До одного года жизни не рекомендуется использование цельного коровьего молока для приготовления каш или в чистом виде, особенно если у ребенка отмечаются аллергические реакции.
Для кормления ребенка можно использовать сухие готовые каши фабричного производства, не требующие варки. Они обогащены витаминами, минеральными солями и растительным маслом и разводятся горячей водой или молоком.
Затем, можно познакомить ребенка с мясом, добавляя его в овощное пюре. Но если ваш попрошайка начнет клянчить у вас куриную косточку, не нужно отказывать: сначала дайте ему косточку практически без мяса (осторожно, без тонкой косточки), а затем можно дать и с небольшим количеством мяса.
В рационе ребенка должен быть творог в виде творожно-фруктовых пюре, желток круто сваренного куриного яйца, сухарик или печенье. Рыбу готовьте нежирных сортов.
Остается спорным вопрос о целесообразности введения ребенку на первом году жизни кефира. По мнению многих клиницистов, он может негативно влиять на незрелые почки ребенка и нарушать кислотно-щелочной баланс в его организме.
Будет лучше, если блюда будут домашнего приготовления, а не баночное детское питание. Так малыш быстрее привыкнет к продуктам, которые ест семья. Но в отношении термической обработки все-таки есть некоторые ограничения. Не стоит малышу давать жаренные, жирные, острые блюда, консервы и копчености. Пощадите его почки и желудочно-кишечный тракт, все еще успеется.
А для тех, кто считает бессмысленным кормление ребенка грудью на втором году жизни по причине бесполезности грудного молока, ниже приведем табличку. В ней показано, какая часть суточной потребности ребенка в энергии и питательных веществах может быть обеспечена грудным молоком на втором году жизни. В ней наглядно представлено, что в течение второго года жизни и старше грудное молоко остается для ребенка важным источником энергии и высококачественных питательных веществ. Доказано, что на втором году (12-23 месяца), 448 мл грудного молока обеспечивает (Kelly Bonyata, BS, IBCLC):
· 29 % потребности в энергии
· 43 % потребности в белке
· 36 % потребности в кальции
· 75 % потребности в витамине А
· 76 % потребности в фолатах
· 94 % потребности в витамине B12
· 60 % потребностей в витамине C

Жирность грудного молока после года кормления возрастает в 2-3 раза. А жиры грудного молока, как известно, являются основным строительным материалом для центральной нервной системы, которая интенсивнее всего развивается именно в первые 3 года жизни ребенка. Помимо этого, в нем больше содержится нуклеиновых кислот, основного носителя генетической информации. Молоко также продолжает играть незаменимую роль в регуляции роста и развития ребенка, благодаря содержащимся в нем гормонам, и защитную роль от инфекции и аллергии, благодаря большому количеству факторов защиты.
Поэтому, во всем мире существуют общепринятые рекомендации кормить детей грудью до 2-х лет и более.

пост создан: 28 февраля 2010
просмотров: 102
Показывать всем

Поделись с друзьями

Пусть твои друзья из других сетей тоже прочтут эту заметку

Для того, чтобы прокомментировать войдите или зарегистрируйтесь.