x
    • Мария
      Мария
  • Введите имя
    Введите правильный email адрес

Ограничения, запреты (Игорь Губарев) понравились изыскания папочки))

12.03.2010
пятница

Как же добиться того, чтобы запреты и ограничения не тормозили развитие малыша? Предлагаю использовать практику конструктивных запретов. Она заключается в выработке альтернативы. Такие запреты не сужают выбор ребенка, а наоборот, расширяют его. Для того чтобы развернуть данную стратегию, необходимо действовать по трем направлениям:
1) применение профилактических мер;
2) развитие взаимопонимания с ребенком;
3) использование эффективных психологических приемов.

Начнем с профилактических мер

Иногда родителям (особенно маленьких детей) достаточно внимательно посмотреть по сторонам, оценив обстановку с точки зрения безопасности. Передвинув мебель и сняв временно ручки с дверей шкафов, поставив запирающуюся калитку на лестницу (в частном доме), можно предупредить аварийные ситуации.
Рассмотрим профилактический подход на примере розеток, которые действительно заслуживают внимания по причине их потенциально смертельной опасности. Розетки, как правило, размещаются близко к полу, а вот выключатели — высоко. Монтессори-специалисты предлагают просто поменять местами розетки и выключатели. В этом случае до розеток дети не дотягиваются, зато легко могут сами включить свет. Таким образом, отпадает необходимость в одном из самых частых запретов.
Покупка бытовых приборов (микроволновки, плиты или стиральной машины) с блокиратором от детей избавят от необходимости отгонять ребенка от таких интересных для него предметов.

Развитие взаимопонимания с ребенком
Взрослые редко объясняют ребенку причины своих запретов, а если и делают это, то на очень «взрослом» языке. Малышу, например, непонятно множество абстрактных понятий («опасность», «смерть», «позор», «медицинские симптомы» и др.), которые он пока еще не постиг на собственном чувственном опыте.
Любой запрет нужно постараться объяснить ребенку на языке, доступном его пониманию и уровню развития. Существует масса способов сделать это:
* Совсем маленькие дети прекрасно понимают язык жестов, мимики, интонации, эмоциональных проявлений. Например, годовалому ребенку лучше мимикой и жестами передать всю мощь опасности, которая скрывает в себе та же розетка, чем объяснять, что такое ток.
* Дети познают окружающий мир непосредственно через органы чувств, поэтому объяснения должны сопровождаться ощущениями. Например, если мы хотим научить ребенка опасаться горячего, можно дать ему потрогать сначала теплую воду, потом горячее, потом еще горячее. Если мы используем в речи абстрактные понятия, они должны сопровождаться информацией, которую ребенок сможет воспринять через чувственный опыт (увидеть, услышать, потрогать, понюхать или попробовать на вкус).
* Нельзя недооценивать язык сказки, метафоры, иносказания. Маленькие дети прекрасно понимают этот язык. Придумайте сказки, которые иллюстрируют негативные последствия тех запретов и ограничений, которые вы используете по отношению к своему ребенку. Идеальный вариант — если ребенок станет вашим соавтором, это поможет ему рассмотреть ситуацию с разных сторон и научит делать собственные выводы.
* Общаясь с ребенком, необходимо учитывать его возрастные особенности. Например, у двухлетнего ребенка мышление пока наглядно-действенное, поэтому логические доводы на него не действуют. Бесполезно апеллировать к его совести и самооценке. Гораздо эффективнее в этом возрасте действуют «отвлекающие маневры».

Использование психологических приемов
Сокращение количества запретов
Конечно, всегда проще сказать короткое «нет» или «нельзя», чем объяснять, что ты на самом деле имеешь в виду. Звучит это слово всегда одинаково, а вот обозначает совершенно разные вещи. «Нельзя залезать на подоконник и выбегать на проезжую часть» (Опасно для жизни, запрещается всегда!) и «Нельзя пинать камень, лежащий на дорожке» (Вообще-то можно, но сейчас на тебе новые туфли, и их жалко портить). Запретов и ограничений должно быть очень немного, и это должны быть абсолютные (всегда соблюдаемые) запреты: «Нельзя то, что опасно для тебя или наносит вред здоровью других».
Использование слов-синонимов
«Нельзя», «не делай этого», «запрещаю» — эти абстрактные понятия ничего не объясняют ребенку, а вызывают лишь резонный вопрос: «Почему нельзя?». Вместо них уместно использовать слова: «Опасно!», «Больно!», «Горячо!» — то, что понятно и близко ребенку.

Предложение альтернативы
Я стою у плиты, довариваю суп. Мой сынишка влетает на кухню. Ему хочется поиграть со мной, и нет ему никакого дела до полной кастрюли с кипятком. Первое, что хочется сделать — это объяснить ему, что находиться здесь опасно и хорошо было бы, если бы он подождал меня минут 10 в комнате. Что я могу предложить ему взамен, чтобы ребенку захотелось находиться за пределами кухни? Сразу рождаются несколько вариантов: игра в «догонялки» (чтобы ему было интересно убегать), прятки (для этого надо будет тихо сидеть в самой дальней от кухни комнате) и, наконец, игра «Спрячь предметы» (для нее придется уединиться от папы). Все три предложения сын с радостью принимает.

пост создан: 12 марта 2010
просмотров: 135
Показывать всем

Поделись с друзьями

Пусть твои друзья из других сетей тоже прочтут эту заметку

Уже понравилось:
  • ekmakarek

Комментарии к посту "Ограничения, запреты (Игорь Губарев) понравились изыскания папочки))" (1):

  • Nectunt
    Nectunt 12.03.2010 19:40
    обожаю в прятки-догонялки играть, когда сама на кухне! Спасибо за очередные премудрости :) буду на ус наматывать ;)
Для того, чтобы прокомментировать войдите или зарегистрируйтесь.
Евгения

Россия, Москва и Московская обл.

Активно работаю и активно мама! Ура!
  • Моя псих-пед копилка))
    Моя псих-пед копилка))

    12 марта 2010
    (6 лет 8 мес. 27 дн.)

    В поиске и мыслях...
  • Даниил
    Даниил

    2 января 2011
    (5 лет 11 мес. 7 дн.)

    Дневник моей беременности
  • Даниилка
    Даниилка

    2 января 2011
    (5 лет 11 мес. 7 дн.)

    слова -слова))
  • Книжное обозрение
    Книжное обозрение

    25 февраля 2011
    (5 лет 9 мес. 14 дн.)

    Я -книгоман, книголюб, книгочтец, книгоспат, книгоед, книгодел..))))