x
    • Мария
      Мария
  • Введите имя
    Введите правильный email адрес

Этапы формирования самооценки

04.08.2010
среда

Ребенок приходит в мир без прошлого, без каких-либо представлений о том, как себя вести, без критериев самооценки. Он вынужден ориентироваться на опыт окружающих его людей, на те оценки, которые они дают ему как личности. На формирование самооценки большое влияние оказывают положительная (отрицательная) оценка своего внешнего облика в сознании ребенка, а также в суждениях окружающих людей, особенности типов семейных систем, своеобразие взаимоотношений родителей с ребенком, оценки учебных способностей ребенка значимыми другими.

Развитие самооценки проходит 4 этапа.

1 этап - от рождения до 18 месяцев. Основа формирования позитивного самоощущения, приобретение чувства доверия к окружающему миру, формирования позитивного отношения к самому себе.

2 этап - от 1,5 до 3-4 лет. Ребенок осознает свое индивидуальное начало и самого себя как активно действующее существо. В это время у детей развивается чувство автономности или чувство зависимости от того, как взрослые реагируют на первые попытки ребенка добиться самостоятельности. На этом этапе развития самооценка тесно связана с чувством автономии. Ребенок более самостоятельный, более любознательный обычно обладает и более высокой самооценкой.

3 этап - от 4 до 6 лет. У ребенка появляются первые представления о том, каким он может стать человеком. В это время развивается либо чувство вины, либо чувство инициативы, в зависимости от того, насколько благополучно протекает процесс социализации ребенка, насколько строгие правила поведения ему предлагаются и насколько жестко взрослые контролируют их соблюдение.

4 этап - школьные годы от 6 до 14 лет. Развитие чувства трудолюбия, способности к самовыражению в продуктивной работе. Опасность данного этапа: неумение выполнять определенные действия, низкий статус в ситуации совместной деятельности ведут к появлению чувства собственной неадекватности. Ребенок может разувериться в своей способности участвовать в каком либо труде. Таким образом, развитие, происходящее в школьные годы, существенно влияет на представление человека о себе как о компетентном, творческом и способном работнике.

Становление самооценки в возрастном аспекте связано с овладением ребенком более совершенствованными способами самооценивания, с расширением, углублением знаний о себе, их обобщением и накоплением, наполнением их «личностными смыслами», с умением усилить их побудительно-мотивациоиную роль.

Сведения о самооценке дошкольника могут быть получены в процессе общения с ним, через наблюдения за поведением ребенка в разных жизненных ситуациях.

пост создан: 4 августа 2010
просмотров: 698
Показывать всем

Поделись с друзьями

Пусть твои друзья из других сетей тоже прочтут эту заметку

Уже понравилось:
  •  Лизоньк@
  • ekmakarek
Для того, чтобы прокомментировать войдите или зарегистрируйтесь.
Евгения

Россия, Москва и Московская обл.

Активно работаю и активно мама! Ура!
  • Моя псих-пед копилка))
    Моя псих-пед копилка))

    12 марта 2010
    (6 лет 8 мес. 22 дн.)

    В поиске и мыслях...
  • Даниил
    Даниил

    2 января 2011
    (5 лет 11 мес. 2 дн.)

    Дневник моей беременности
  • Даниилка
    Даниилка

    2 января 2011
    (5 лет 11 мес. 2 дн.)

    слова -слова))
  • Книжное обозрение
    Книжное обозрение

    25 февраля 2011
    (5 лет 9 мес. 9 дн.)

    Я -книгоман, книголюб, книгочтец, книгоспат, книгоед, книгодел..))))