x
    • Мария
      Мария
  • Введите имя
    Введите правильный email адрес

Путешествие в страну Знаний

22.09.2009
вторник

Сказка. Пока не окончена. Заинтересует, допишу.

В одном городе, жил-был мальчик Сережа. Это был самый обыкновенный мальчик. Жил он со своими родителями, сестрой и братиком. Родители у него были самые обыкновенные. Папа работал водителем, а мама была парикмахер. Сестра ходила в школу, в первый класс. Братик был еще совсем маленький, всего два года. А Сереже уже пять с половиной. Мама сказала, что он уже большой, что в апреле ему исполнится шесть лет. А осенью он пойдет в школу. А все дети, которые идут в школу, должны уметь считать, читать и писать. Ну, хотя бы чуть-чуть.
Вы спросите, что же в этой истории необыкновенно. А когда все обыкновенно, то и сказкой считаться не может. Но в том-то все и дело, что не все так просто. Вернее, все дело было в этом чуть-чуть.

Глава 1
О том, как мальчик Сережа познакомился с Грамматейчиком

И так. Жил был мальчик Сережа. И все вокруг говорили ему, что он скоро пойдет в школу, что уже пора начинать учиться писать, читать и считать.
- Но разве это интересно? – рассуждал Сережа, листая азбуку с красочными картинками. – Надо запомнить целых тридцать три буквы. Не просто запомнить, а еще и не путать, как они называются. А как их запомнишь, если они такие друг на друга похожие? Ну, а если их не выучить, то ни прочитать, ни написать ничего не сумеешь. А цифры? Их, конечно, меньше. Но их надо уметь считать. А это так скучно. Не хочу я учиться! Хочу всегда играть, гулять и смотреть мультики!
Сережа закинул азбуку под кровать и пошел строить гараж из кубиков для своей новой машины. Ему осталось положить только крышу. Но из чего ее сделать? Сережа задумался. И тут ему пришла в голову одна мысль:
- Азбука! Она такая большая. Замечательная получится крыша! – воскликнул он и полез под кровать.
Но дотянуться до азбуки у него никак не получалось. И тут он услышал чей-то стон:
- Ох, плохо мне.
Чей-то голос слышался из-под кровати, а точнее из-под азбуки. Сережа сначала испугался, но потом тихо спросил:
- Ты кто?
- Это я. Ох, плохо мне, - ответил тот же голос.
- Я тебя не знаю. И б-боюсь.
- А ты не бойся, я не страшная.
- А где ты? Я тебя не вижу, - робко ответил Сережа и заглянул под кровать.
- Я под азбукой. Меня придавило, - ответил голос. – Ох, плохо мне.
- Да кто же ты? – удивился Сережа.
- Я твоя лень, - ответил голос. – Выпусти меня отсюда.
- Сейчас. Только я никак не дотянусь. Вот схожу за шваброй и…
Но он не успел договорить, потому что его перебил другой голос, из коробки с игрушками:
- Не выпускай ее. От этой лени только беды.
- Выпусти меня, - заныла лень.
Но Сережа уже передумал идти за шваброй. Ему стало интересно, кто же сидит в коробке с игрушками. Он вытряхнул все ее содержимое на пол. Ничего необычного там не лежало: старый мишка без глаза, машинки, без колес, кукла без руки, голова робота, дырявый мяч, поломанные карандаши и вырванный лист из азбуки. В общем, как говорит мама, хлам, который пора выбросить на свалку.
- Странно, - удивился Сережа, - здесь никого нет? А кто же тогда со мной разговаривал?
- Я с тобой разговаривал, - ответил ему человечек в колпачке и смешных полосатых чулочках. Он был нарисован на вырванной странице из азбуки.
Но самое странное, этот человечек был живой. Он смешно дергал ручками и ножками. И Сережа рассмеялся.
- Ничего не вижу смешного, - обиделся человечек. – Я бы уже давно спрыгнул со страницы, но не могу.
- Это почему?
- Потому, что ты меня закалякал красным фломастером.
- Хочешь, я его сотру ластиком? – Предложил Сережа.
- Не хочу. – Испугался человечек. – Ты можешь порвать страницу, и тогда я погибну.
- Ну, не хочешь, как хочешь, - сказал Сережа и вспомнил про швабру. – Тогда я за шваброй пойду.
- Иди уж быстрее! – Выкрикнула лень. – Сколько я буду тут под этой азбукой лежать?
- Не выпускай ее. Прошу тебя, - взмолился человечек, - от нее все твои беды.
- Не слушай его, - закричала лень. – Это от него у тебя начнутся все беды.
- Вы меня совсем запутали. Я уже не знаю, кого слушать. И потом, я даже не знаю кто ты. Ты не сказал, как тебя зовут.
- Я?! – Обиделся человечек. – Я хотел, но ты начал смеяться.
- Ну, извини, - смутился Сережа. – Так как тебя зовут? Меня – Сережей.
- Что ты Сережа, я давно знаю, еще тогда, когда мама твоя азбуку тебе на день рождения покупала. Она так надеялась.… Впрочем, это не важно. Меня зовут Грамматейчик.
- Странное имя.
- Ужасно отвратительное имя, - выкрикнула лень из-под азбуки.
- Может и странное имя. Не знаю. Но так меня назвал автор азбуки. Он меня придумал и назвал.
- А для чего придумал? – спросил Сережа.
- Для того, что бы я помогал детям учиться читать и писать.
- Ему это не интересно! - раздался гневный голос лени. А потом она добавила жалостливо: - Сереженька, миленький, выпусти скорее меня отсюда.
- Не делай этого! Не слушай ее! – заволновался Грамматейчик.
- Ох, плохо мне, - заныла лень.
- Но почему? Ей же плохо? Там под кроватью темно и пыльно, – не понимал Сережа.
- Она притворяется. Это ее любимое занятие – лежать в пыли. А плохо ей, потому что на ней лежит груз знаний, - объяснил Грамматейчик.
- Замолчи! Тебя уже вырвали из азбуки. Сереженька, выпусти меня, я же твоя подружка. Ох, плохо мне.
- Не могу я больше слушать, как она стонет. Пойду за шваброй.
- Что ж, иди. Раз она твоя подружка, - тяжело вздохнув, сказал человечек.
- Никакая она мне не подружка. Просто не могу слушать, как она мучается.
- Да она всю жизнь мучается от лени, вдыхает и стонет. Она же лень.
- Все равно надо помочь.
- Да как ты не поймешь. Стоит тебе ее выпустить, и она сядет тебе на шею. И ты снова станешь грубым, непослушным мальчиком. Будешь умирать от скуки, ломать игрушки и калякать в книгах.
- Не слушай его! – закричала лень. – Он тебя начинает учить. А ты же не хочешь учиться…
- Вот если бы мы могли пойти с тобой в страну Знаний, - не обращая внимания на крики лени, продолжал Грамматейчик, - ты бы понял, что учиться просто необходимо.
- А как в нее попасть?
- Попасть то не сложно, надо просто открыть азбуку. Но если мы это сделаем, то освободим лень, и ты не захочешь туда идти. Получается безвыходная ситуация, - и Грамматейчик снова тяжело вздохнул.
- Очень даже хорошая ситуация, - обрадовалась лень. – Я готова лежать тут целую вечность, лишь бы Сережа не захотел учиться.
- А я хочу! – Прервал ее Сережа. – Грамматейчик, неужели ничего нельзя придумать?
- Придумать? Можно. Вот и придумывай, - обрадовался Грамматейчик.
- Я не умею.
-Не умеешь или не хочешь? Все дети такие выдумщики. Придумывай! Ты сможешь.
И Сережа стал думать. Впервые ему не надо было что-то учить и запоминать. Оказывается, учиться - это тоже интересно.
- Придумал! – воскликнул он. – Я залезу под кровать и приоткрою азбуку. А чтобы она не закрывалась, подложу два кубика с буквами.
- Молодец! – похвалил его Грамматейчик. – Но в страну Знаний мы должны попасть вместе, а я не могу спрыгнуть с листа. Ведь я закаляканный.
- Это не страшно, - успокоил его Сережа, - я аккуратно сложу лист, на котором ты нарисован и положу его в карман. Ты согласен?
- Согласен. Но…
Но Грамматейчик не успел договорить. Сережа сложил лист, положил его в карман и полез под кровать.
И как только оба кубика заняли свои места, все вокруг изменилось, и Сережа оказался в незнакомом месте. Рядом с ним стоял человечек, такого же роста как он, в колпачке и смешных полосатых чулочках.

Глава 2
Ура! У нас праздник!

Сережа посмотрел вокруг. Они стояли в парке какого-то города. Но главное, его удивляло, почему Грамматейчик оказался такого же роста, как и сам Сережа. И он решил об этом спросить:
- Слушай, Грамматейчик, - начал Сережа, - как ты умудрился так быстро вырасти? Ведь в азбуке, на картинке, ты был такой маленький, что мог поместиться в моей ладони?
- Понимаешь ли, - сказал Грамматейчик, - это не я вырос, а ты стал таким маленьким, как я.
- Как это? – не понял Сережа.
- А так. Не забывай, ведь мы в азбуке.
Сережа хотел еще о чем-то спросить, но к ним подошел высокий человек, во фраке, цилиндре и с тросточкой. Он приподнял свой цилиндр, слегка наклонился и представился:
- Алфавит Букварев, губернатор города Алфавитовска. С кем имею честь разговаривать?
- Какого города? – переспросил Сережа.
- Это не вежливо сразу переспрашивать, - шепнул ему Грамматейчик. – Тебя попросили представиться.
- Что попросили? – не понял Сережа.
- Назвать свое имя, - шепнул Грамматейчик и подтолкнул Сережу к губернатору.
- Меня зовут Сережа.
- Очень приятно, - словно не заметив перешептывания, сказал незнакомец. – Давно ли вы в нашем городе?
- Мы прибыли только что, - ответил Грамматейчик.
- Так значит в нашем городе праздник! – обрадовался губернатор. – Идите за мной, - сказал он и пошел по широкой липовой аллее. Сережа и Грамматейчик поспешили за ним.
Сережу мучили вопросы. Но губернатор так быстро шагал, что им с Грамматейчиком приходилось, чуть ли не бежать. Все же он набрал побольше воздуха и спросил:
- Я не понял, в каком мы городе оказались?
- В Алфавитовске, - ответил Грамматейчик так, словно Сережа был здесь миллион раз.
- Но я не знаю такого города? Кто здесь живет?
- Сейчас все узнаешь, - ответил Грамматейчик и прибавил шаг.
Вдалеке играла музыка. Она становилась все громче. Вскоре они повернули и вышли к летнему театру. Вокруг сцены толпились какие-то странные человечки. Губернатор поднялся на сцену и объявил:
- Дорогие жители города Алфавитовска! Сегодня у нас почетный гость, - и он показал рукой в сторону Сережи. А потом продолжил: - А это значит, что у нас праздник! В честь нашего гостя объявляю концерт.
Все зааплодировали. На сцену вышла девочка в красном платье с широкой юбкой и пояском. Она подошла к микрофону и запела очень странную песенку:
- А-а-а-а-а-а-а-а.
Как только она закончила петь, все зааплодировали и из толпы стали вылетать хвалебные крики:
- Прекрасно!
- Великолепно!
- Замечательно!
- Очаровательно!
- Чудесно!
- Брависсимо! Бис!
Затем вышла другая девочка, очень толстенькая. Ну, просто кругленькая. И запела:
- О-о-о-о-о-о-о.
По окончанию песни снова все зааплодировали и раздались те же крики.
Потом выходили еще девочки и пели: у-у-у-у-у, и-и-и-и-и-и, э-э-э-э-э-э и еще что-то, но Сережа не запомнил. По окончанию каждой песни все дружно аплодировали.
Но вот концерт закончился, и жители Алфавитовска окружили Сережу и Грамматейчика. Они подходили к Сереже и по-очереди протягивали руку. Первой подошла девочка в красном платье.
- А, - сказала она.
- Что «а»? – не понял Сережа.
- Это ее так зовут, - пояснил Грамматейчик.
- А! – кивнул Сережа и представился – Сережа.
- Бери баранку! – предложила вторая девочка.
Сережа взял баранку, и тут началось:
- Вот вишневое варенье. Вкусное!
- Глотай газировку!
- Давай дружить!
- Ешь ежевику!
- Жуй жевачку!
- Здравствуй!
- Ириску или игрушку?
- Йогурт?
- Кушай котлеты, колбасу, конфеты!
- Лучше лижи леденец!
- Может малины?
- На новые носки!
- Обязательно откуси омлет!
- Пожалуйста, попробуй пироги!
- Радуйся! Радуйся!
- Скушай сливу!
- Торт! Только тебе.
- Улыбнись!
- Финики!
- Хочешь халвы?
- Цветы!
- Шары!
- Щербет!
- Это эскимо!
- Юлу?
- Яблоки!
Все окружили Сережу и Грамматейчика, взялись за руки, начали танцевать и запели:
- Ура! Ура! У нас праздник!
Тут выбежал мальчик с очень длинными ногами и начал кричать:
- Пожалуйста, принесите подарок!
Все расступились и пропустили губернатора с коробкой в руках. Он подошел к Сереже, протянул ее и сказал:
- Это тебе! От нас всех подарок.
- Спасибо! – сказал Сережа и взял коробку.
- Идем, - позвал губернатор, - уже поздно. Тебе пора отдохнуть.
И только сейчас Сережа заметил, что стало совсем темно. Очень хотелось спать.
Жители Алфавитовска расходились по домам. Вскоре у сцены остались только Алфавит Букварев, Грамматейчик и Сережа.
Губернатор раскрыл зонт, и они очутились в уютной комнатке с маленькой кроваткой.
- Тебе пора спать, - сказал Грамматейчик, укрывая Сережу одеялом. – Спокойной ночи!
- Спокойной ночи, - ответил Сережа и сразу же заснул.



Глава 3
Подарок

Сережа проснулся. За окном светило яркое солнце, щебетали птицы, где-то играла музыка, и раздавался смех. Кроватка была такая удобная, что не хотелось вставать. Лежа в постели, он стал осматривать комнату.
Это была маленькая уютная комнатка. Все здесь было разноцветное: обои, занавески, люстра, ковер и даже кровать. По стенам прыгали солнечные зайчики. Посреди комнаты стояла коробка с подарком. Сереже захотелось узнать, что там внутри. Он вылез из-под одеяла и свесил ноги. Но тут вошел Грамматейчик и весело сказал:
- Доброе утро, соня! Иди завтракать.
- А как же подарок? – оставаясь в своих мыслях, спросил Сережа.
- Подарок никуда не денется. Одевайся!
Сережа покорно оделся и пошел за Грамматейчиком. Они пришли в большую светлую комнату. Все здесь было в нежных розовых, голубых, лимонных и салатовых тонах. В центре комнаты стоял круглый стол с бело-розовой скатертью. На столе стоял голубой чайник с розовыми цветочками, такие же чашки и тарелки. В чашках был разлит ароматный чай. А на тарелках лежал завтрак. Это была не манная каша, которую Сережа не любил. И даже не геркулесовая. Там был аппетитный ванильный пудинг с ореховой подливкой и шоколадной крошкой.
Сережа уже хотел сесть на круглый мягкий стул, но тут в комнату вошла старушка в цветастом платье и белом кружевном чепчике.
- Здравствуйте! – поздоровался Сережа.
- Здравствуй, здравствуй, дружок, - ответила старушка. – Я Азбука, бабушка Алфавита Букварева. Что же ты не садишься за стол? Может тебе не нравиться завтрак?
- Что Вы, очень нравится. Я никогда не ел такой вкусный завтрак.
- Тогда прошу к столу, - ласково пригласила Азбука.
Все сели за стол. Вскоре завтрак закончился. Сережа поблагодарил Азбуку и спросил у Грамматейчика:
- Могу ли я пойти посмотреть свой подарок?
- Иди, иди, - ответил тот.
Когда Сережа выходил из комнаты, то он услышал, как Азбука тихо спросила Грамматейчика:
- Это тот самый мальчик, который забросил азбуку под кровать?
- Да. Это он, - смущаясь, подтвердил Грамматейчик.
- Не может быть, - удивилась Азбука. – Такой замечательный малыш.
Сереже стало весело на душе, потому что сама Азбука похвалила его. Вот было бы здорово, если мама и папа всегда говорили, что он замечательный…
Напевая веселую песенку, которую только что сочинил, Сережа подошел к коробке с подарком.
- Интересно, что там лежит? – сам себя спросил Сережа.
- А ты открой, - ответил Грамматейчик, который чудесным образом оказался рядом.
Первый раз в жизни Сережа испытывал какое-то странное волнение. Он развязал бант, снял ленту и открыл коробку. В ней лежал паровозик. Такой замечательный паровозик! Темно-синий, блестящий, с золотыми колесами и черной трубой. Совсем как настоящий. Из трубы даже идет дым. В кабине машиниста сидел какой-то человечек. Он был живой и дал три гудка. Сережа пригляделся и воскликнул:
- Ой! Смотри, Грамматейчик, там в паровозике…
- Кто? – сделав вид, что очень удивлен, спросил Грамматейчик.
- Там в паровозике я, только очень маленький.
- Так это же твой паровозик. Кто же еще может быть машинистом?
Сережа был так удивлен, что так и остался стоять перед коробкой.
- Что же ты не берешь подарок? Или он тебе не нравится?
- Нравится! Очень нравится! – как-то торжественно сказал Сережа и достал паровозик из коробки.
И вдруг…



Глава 4
Это мой паровозик!

Как только Сережа взял паровозик в руки, сразу все вокруг изменилось. Комнатка растаяла, и он с Грамматейчиком оказался на перроне какого-то вокзала. Прямо перед ним стоял паровоз, темно-синий с золотыми колесами и черной трубой. Он стоял и пыхтел, выпуская голубоватый дым.
- Так это же мой паровозик?! – удивился Сережа. – Только он стал такой большой. Или я маленький?
Из кабины выглянул машинист Сережа и помахал Сереже рукой. Они оба были одинакового роста.
- Точно. Это я стал таким маленьким, - огорчился Сережа.
- Это не надолго, - успокоил его Грамматейчик.
- Так значит, это был не игрушечный паровозик?
- Конечно, нет.
- Тогда какой? – ничего не понимая, спросил Сережа.
- Это волшебный паровозик. И он, вернее машинист, ждет, когда ты дашь сигнал, чтобы отправляться в путь.
- А какой у него путь?
- Очень длинный.
- И куда же он поедет?
- Он отправиться путешествовать по Стране Знаний! – торжественно сказал Грамматейчик. А потом добавил, - если ты, конечно, хочешь.
- Я не знаю, - задумался Сережа, - я в этой стране не был. Вдруг это очень скучная стана. И моему машинисту будет не интересно путешествовать.
- В этой стране скучно и не интересно только тем, кто не хочет делать новые открытия, знакомиться с окружающим миром и разными людьми, творить и фантазировать. Но если тебе все удивительно, если мир крохотного муравья для тебя так же огромен, как для него, то путешествовать по этой стране одно удовольствие.
Сережа не понял и половины того, что хотел сказать Грамматейчик. Но он почувствовал, что это необычная страна, а загадочная, полная неожиданностей и новых открытий. Он почесал затылок и неуверенно спросил:
- А играть в этой стране можно?
- Конечно можно, - подтвердил Грамматейчик. Только что ты имеешь в виду под словом «играть»?
Сережа задумался.
- Ну, это когда… - начал он – катаешь машинку по полу, делаешь аварию. Крах, бабах! Колеса отваливаются, машинка улетает в угол…
- Стоп! Стоп! Стоп! – остановил его Грамматейчик. – Это не так называется. Это не игра.
- А что же это? – удивился Сережа. – Как это называется?
- Это называется – «ломать игрушки». А игра – это совсем другое. Играть – это совсем по-другому.
- Как по-другому? – не понял Сережа.
- Играть – это когда придумываешь и сроишь свои мосты, города, прокладываешь дороги. А машины, даже игрушечные, должны соблюдать правила дорожного движения.
- Ну, а если я не в машины играю, а во что-нибудь другое?
- Какая разница во что играешь. Главное – это фантазия. А фантазия – это начало твоей мечты.
- Я так не умею, - огорчился Сережа.
- Ну, вот, снова не умею. Надо говорить: «Хочу научиться».
- Согласен, - обрадовался Сережа. – Хочу научиться!
Он посмотрел на свой паровоз и на машиниста Сережу, которому не терпелось отправиться в путь. И уже хотел скомандовать отправление, но вдруг заметил, что у его поезда нет вагонов.
- Слушай, Грамматейчик, почему у моего поезда нет вагонов? – с твердостью в голосе, почти с обидой, спросил Сережа. – Ведь паровоз – это голова поезда. А у поезда должны быть вагоны.
Но вопрос Сережи не удивил Грамматейчика. Он ответил просто и кратко:
- Это не простой паровоз. Это начало поезда знаний. А у тебя еще нет никаких знаний, поэтому и нет вагонов. Как только ты приобретешь какое-нибудь знание, так сразу же появиться первый вагон.
- А где можно получить это знание?
- В Стране Знаний. А для этого надо отправить машиниста в путь.
- Машинист, дать гудок к отправлению! – скомандовал Сережа.
Машинист радостно дал длинный гудок, из трубы вырвался клуб голубого дыма и паровоз тронулся.
Как только он скрылся из виду, Сережа спросил:
- А какие бывают поезда знаний?
- Если тебе это так интересно – сказал Грамматейчик, - тогда идем.

Глава 5
Какими бывают поезда знаний

Грамматейчик взял Сережу за руку и куда-то повел. Они прошли вокзал, завернули за угол и вошли в какую-то дверь.
Вокруг снова все изменилось. Они оказались на очень высокой башне. Где стояла эта башня, Сереже никак не удавалось догадаться. Ему показалось, что они находятся в огромном зале. Только вот стены никак не удавалось разглядеть. На холмистом полу, словно паутиной, пересекались рельсы игрушечной железной дороги. По рельсам, пыхтя и издавая гудки, двигались в разных направлениях поезда. Они были разного цвета и разной длины. У некоторых был только один вагон, а за другими тянулось так много вагонов, что Сережа не сумел бы посчитать. А еще Сережа заметил играющих мальчиков и девочек. Но они не играли все вместе, а сидели в разных местах зала. Их поезда имели не более пяти вагонов и ездили по кругу.
- Как тут много поездов! – восхитился Сережа. – Это и есть Страна Знаний?
- Что ты. Это просто макет небольшой ее части. Это место для таких гостей как ты, чтобы было возможно представить эту страну.
- А почему все поезда такие разные?
- Разве? – хитро улыбнулся Грамматейчик. – А ты постой и понаблюдай, может, догадаешься.
Сережа стал смотреть на поезда. Все это ему напоминало игрушечную железную дорогу. Только поездов было очень много. Потом он обратил внимание на машинистов. Они были все разные. У самого длинного состава с разноцветными вагонами был старый машинист с усами и бородкой. Машинист дал длинный гудок и его поезд остановился на какой-то станции. Паровоз пыхтел от нетерпения. А к последнему вагону прицепили еще один. Сразу же машинист дал три гудка и поезд тронулся.
Сережу привлек другой поезд, потому что он двигался как-то странно, все время пыхтел и останавливался, как будто потерял дорогу. Его машинистом был человек непонятного возраста. Вроде бы и не старый, но какой-то сгорбленный, непричесанный и небритый. И одежда его давно соскучилась по стиральной машине и утюгу.
- Этот машинист похож на пирата из шайки Бармалея, - подумал Сережа.
А поезд подъехал к станции, остановился, дал короткий гудок. Паровоз выпустил клубы пара, а Сереже показалось, что он вздохнул от усталости. Но самое странное, к составу не прицепили новый вагон, а наоборот отцепили. Машинист дал три гудка, паровоз снова вздохнул и отправился в свой путь.
Вдруг раздался громкий рев. Это плакал мальчик, паровозик которого ехал по кругу. Рядом с ним появились его родители. Они предлагали ему почитать, порисовать, поиграть в конструктор или сходить в театр. Но мальчик продолжал кричать, а потом упал и стал бить землю руками и ногами. Родители махнули рукой и исчезли. А мальчик перестал кричать, сел у паровозика и стал уменьшаться. Когда он стал совсем маленький, паровоз остановился. Какая-то неведомая сила заставила мальчика стать машинистом. Он дал три гудка и поезд тронулся. Только он снова продолжил свой путь по кругу. И с каждым новым кругом мальчик становился старше. Вот он старшеклассник, студент, молодой человек, взрослый мужчина, пожилой, старый дед и… Паровоз остановился. У него так и осталось пять маленьких вагончиков, а вот машинист исчез.
- Странно, - подумал Сережа и продолжил свое наблюдение.
Он видел множество поездов с разным количеством вагонов, с разными машинистами. Они ехали в разных направлениях. Ко многим присоединяли новые вагоны. Одни поезда весело двигались и их многочисленные вагоны были переполнены пассажирами. Другие составы плелись еле-еле, с трудом перетаскивая полупустые вагоны. Но все они гудели и пыхтели, выпуская клубы пара.
Сережа так устал, что глаза его слиплись, и он уснул крепким сном. А во сне ему снились паровозы, вагоны, машинисты, он сам и его родители…

Глава 6
А каким будет мой поезд?


- Просыпайся, соня! А то все на свете проспишь.
- Это мама, – подумал Сережа. - Выходит, страна Знаний, Грамматейчик и паровозик – это все сон? А какой чудесный это был сон! Доброе утро, мама! – закричал, вскочив, Сережа.
Но когда он открыл глаза, то увидел маленькую разноцветную комнату. А будила его добрая незнакомая женщина.
- Значит это не сон?!
- Доброе утро! – как-то слишком четко, но нежно ответила женщина. - Может и сон. Я же не знаю, что ты имеешь в виду. А я – Грамота, дальняя родственница Азбуки. А ты – Сережа?
- Да.
- Тогда быстрее одевайся, умывайся и иди завтракать. Тебя заждался твой машинист.
- А Вы откуда знаете? – удивился Сережа.
- В стране знаний все всё друг о друге знают.
Сережа быстро оделся, умылся и позавтракал.
Надо сказать, что так быстро и с таким большим желанием он всё сделал в первый раз в своей жизни. Вот как меняет людей страна Знаний!
- Да, но я вчера отправил своего машиниста в путь! – вспомнил Сережа.
- Верно, - подтвердила Грамота, - но ты не выбрал, каким будет твой поезд.
- А каким будет мой поезд?
- Ну, малыш, это тебе решать. Ты видел, какими бывают поезда знаний?
- Видел.
- А теперь, выбирай. Каждый человек должен выбрать свой путь сам. От этого выбора зависит вся его жизнь.
Сережа задумался. Ему вспомнился кричащий мальчик. Его паровозик с пятью маленькими вагонами ездил по кругу до тех пор, пока не исчез машинист.
- Почему паровозик мальчика все время ехал по кругу? – сам у себя спросил Сережа.
- Может, догадаешься? – вспомнил Сережа, как бы услышав голос Грамматейчика.
- Понял! – Обрадовался Сережа. – Этот мальчик не хотел учиться, а хотел играть, гулять и смотреть мультики. Он вырос и стал большим, а на самом деле остался таким же маленьким.
- А тебе он никого не напоминает? – спросила Грамота.
- Ты, то есть Вы, хотите сказать, что это я? – Сережа собрался заплакать.
- Успокойся, малыш! Конечно же, это не ты, но мог бы им стать.
- Я не хочу! – твердо ответил Сережа.
Он снова задумался и вспомнил машиниста, похожего на пирата. У него был не такой уж и длинный поезд, но и он терял свои вагоны. Так скоро и ни одного не останется.
- Почему у этого машиниста-пирата был такой короткий состав? – спросил Сережа Грамоту.
- Просто он плохо учился в школе, его оставляли на второй год. Эти вагоны – все знания, которые он успел приобрести в школе, - ответила Грамота.
- А после школы он не захотел учиться?
- Возможно.
- А сейчас он чем занимается?
- Чем может заниматься человек, который ничего не хочет?
- Ничем, наверное – задумчиво ответил Сережа. – Но ведь это ужасно скучно.
- Верно. Вот чтобы не скучать, он научился курить, начал употреблять спиртные напитки, нашел себе таких же друзей-бездельников. А главное – он стал забывать даже те знания, которые ему дали в школе.
- Значит, когда он станет совсем старым, то он совсем ничего не будет знать и понимать? И у его поезда не останется ни одного вагона?
- Все может быть, - с грустью в голосе ответила Грамота, - если он вообще доживет до старости.
Сережа надолго замолчал. Ему стало грустно и почем-то очень жаль этого человека. Ведь такого никто не любит.
Но потом ему вспомнился дедушка-машинист, к составу которого прицепили вагон. Сереже стало любопытно, и он спросил у Грамоты:
- А что, тот дедушка тоже плохо учился в школе?
- С чего ты это решил? – лукаво улыбнувшись, спросила Грамота в ответ.
- Ну, он такой уже старенький, а ему все еще прицепляют вагоны. Видимо он решил наверстать упущенное.
- Нет. Этот дедушка – ученый. Он с самого детства интересовался, как устроен мир, учился лучше всех в школе, потом окончил институт и стал ученым. Но ему до сих пор не хватает знаний и он с другими учеными из разных стран делает новые открытия.
- Я бы так не смог.
- Быть ученым? Но ты вслушайся в это слово.
- Ученый, ученый, ученый – повторял Сережа и вслушивался. Вдруг он радостно закричал – я понял! Быть ученым – то иметь знания, которым тебя кто-то научил.
- Конечно, - похвалила его Грамота. – Если знаний немного, то это маленький ученый, побольше - юный ученый, еще больше – ученый, а когда их много, но кажется, что мало – то это Ученый с большой буквы.
- Теперь я понял. А этот дедушка – Ученый с большой буквы. А я пока еще неученый.
- Это можно исправить. Но запомни, малыш, еще одно: даже если человек не становиться Ученым с большой буквы, то он учится всю жизнь.
- И мой папа?
- Да.
- И моя мама?
- Конечно. Вот она решила приготовить вкусный суп, открыла кулинарную книгу, нашла новый рецепт и приготовила суп. Твоя мама…
- Научилась готовить суп, - весело прыгая, продолжил Сережа.
Ему стало так весело, что он даже не заметил, как появился Грамматейчик.
- Ну, что, ты выбрал путь своему паровозику? – спросил он.
- Грамматейчик, - обрадовался Сережа. – Я буду ученым!
- Ученым? – притворно удивился Грамматейчик и подмигнул Грамоте.
- Маленьким ученым, - улыбнувшись, ответил мальчик.

Глава 7
Путешествие начинается.

Грамматейчик взял Сережу за руку, и сразу же всё вокруг завертелось и закружилось. Они снова оказались на вокзале. У платформы стоял Сережин паровозик. Его машинист весело помахал рукой. О, чудо! К паровозику был прикреплен красный пассажирский вагон. Только он был пустой. Но машинист, не обращая на это внимания, дал три гудка к отправлению.
- Ура! У меня есть первый вагон, - обрадовался мальчик и обнял Грамматейчика. - А где же пассажиры? Они что, еще не пришли? Но поезд должен отправляться в путь?
Сережа собрался уже заплакать, но Грамматейчик успокоил его:
- Не плачь, малыш! – ласково сказал он. – У твоего поезда еще нет пассажиров. Ведь каждый пассажир – это маленькое знание. Твое знание.
- Тогда давай быстрее учиться! Я хочу, что бы у моего поезда появился первый пассажир.
- Прекрасно! – обрадовался Грамматейчик. – Наше путешествие по стране Знаний начинается!
Он хлопнул в ладоши, как фокусник в цирке. Вокруг снова всё изменилось, будто кто-то перевернул страницу в книге.
Вот они стоят на песчаной дороге, которая ведет в какую-то деревушку. Вернее, так подумал Сережа. Но куда точно ведет дорога, он не знал, а главное не видел – вокруг был густой туман.
- Где мы? – почему-то шепотом спросил мальчик.
- Мы в селе Звуко-Шумском.
- И как мы в него попадем, ведь ничего не видно?
- А видеть и не надо. Ты слушай!
Сережа ничего не понял, но стал слушать.
Он услышал шум ветра, шелест листвы. Где-то журчал ручей. Рядом стрекотали кузнечики и жужжали шмели. Вот скрипнуло дерево. Щебетали птицы. Где-то закуковала кукушка.
- Ку-ку, ку-ку, ку-ку – кричала, а может, пела она.
Вдруг, что-то или кто-то повторил это «Ку-ку», но как-то странно: всё тише и тише.
Видимо в лесу, кто-то заблудился и прокричал: «Ау!». А это что-то или кто-то повторило: «Ау, ау, ау».
Впереди залаяла собака и замычала корова.
- Там это село, - догадался Сережа. – Как оно называется? Я забыл.
- Звуко-Шумское, - напомнил Грамматейчик.
- Странное название. А кто в нем живет?
- В этом селе живут звуки и шумы. Но мы в это село не пойдем.
- Почему?! – удивился Сережа. – Мы не познакомимся с его жителями?
- Их всё равно не видно. И с ними мы уже познакомились.
Сережа не успел удивиться, как снова все изменилось и они очутились в домике Азбуки.
Их уже ждал вкусный обед. На столе стаяла пузатая супница с торчащим половником. Это был молочный суп с ванильным ароматом. На второе подали блинчики с клубничным вареньем. А на третье – березовый сок.
После обеда все сели вокруг круглого стола и Азбука спросила:
- Ну, что, малыш, как тебе твое первое путешествие? Что ты понял?
Сережа задумался. Что же он должен был понять? Это очень смущало его.
- Не бойся, - успокаивала его Азбука.
- Очень важно, что бы ты понял всё сам, - сказал Грамматейчик. – Такое знание самое ценное, его никогда не забудешь.
- Вспомни, что там было, - ласково поглаживая по голове, прошептала Азбука.
- А что, собственно, там было? – начал вспоминать Сережа. – Был туман. Ничего не видно. Но зато столько звуков, шорохов, шумов… И село это называлось… Как же оно называлось? Точно! Звуко-Шумское! Так. Что же дальше? Понял!
- Понял! – закричал радостно он. – В этом селе живут разные звуки и шумы. Поэтому оно так называется. И их можно только слышать, а видеть нельзя. Поэтому мы и не пошли в это село. Вот!
- Молодец! – обрадовались Азбука и Грамматейчик.
Он открыл маленький чемоданчик и оттуда выпрыгнул малюсенький человечек. Он явно куда-то торопился. Что-то, пискнув, человечек выбежал за дверь и скрылся.
- Кто это? Куда это он? – спросил Сережа.
- Это твой первый пассажир, малыш, - ответил Грамматейчик.

Глава 8
На окраине города Алфавитовска.

- Мне кажется, что путешествовать одному в вагоне очень скучно. Моему первому пассажиру срочно нужен попутчик, - заявил Сережа.
- А ты разве не устал учиться? - лукаво улыбнувшись, спросила Азбука.
- Не успел, - рассмеялся мальчик.
- Тогда отправляйтесь на окраину города, - предложила Азбука.
- Хорошая идея, - поддержал ее Грамматейчик. – Отправляемся!
Он открыл карту, ткнул куда-то пальцем и вот, они уже на месте.
- Это улица Звуковая, - пояснил Грамматейчик. – Слушай и смотри.
- Здесь тоже живут звуки? – спросил Сережа.
Грамматейчик не успел ничего ответить, как из открытого окна послышалось пение: «А-а-а-а».
- Такое я уже слышал на концерте, - подумал мальчик.
Но в это время из другого окна раздалось: «Ш-ш-ш, с-с-с, ч-ч-ч». А из окна этажом ниже: «О-о-о». Из разных окон вылетали: «М-м-м-м» и «У-у-у», «Н-н-н» и «И-и-и», а так же и другие звуки. Они раскричались все в месте так, что получился шум. Сережа даже заткнул уши. А Грамматейчик хлопнул в ладоши и все звуки смолкли.
Но тут в городе на башне начался бой часов. Видимо это был какой-то сигнал, потому что из дверей домов стали выбегать человечки в красных, синих и зеленых костюмчиках. Одни скрывались за городскими воротами. А вот другие вели себя очень странно. Они вставали парами, потом соединялись цепочками и шли в какой-то переулок.
Грамматейчик взял Сережу за руку, и они снова очутились в домике Азбуки.
- Сегодня наше путешествие закончилось, - заявил он.
- Так быстро? А как же мое новое знание? – огорчился Сережа.
- Ты уже получил его, малыш, – нежно сказала Азбука.
- Получил?! Но единственное, что я понял, так это, что жильцы дома…
- Правильно, - продолжил за мальчика Грамматейчик, - что на этой улице живут звуки.
- Только мне показалось, что одни жильцы пели, а вот другим это пение совсем не нравилось.
- Почему ты так решил? – улыбнулась Азбука.
- Просто в ответ на их пение они шипели, свистели, цыкали, мычали и рычали.
- То, что они свистели, мычали и рычали, ты, верно, подметил, - похвалила Азбука. – Только это не потому, что пение им не нравилось.
- А тогда почему?
- Ну, а ты попробуй спеть эти звуки сам, - предложил Грамматейчик.
Сережа Начал пробовать, но вместо пения у него тоже получилось только мычание, ворчание и рычание. А так же хрипение, шипение и сипение.
- Я догадался! – обрадовано закричал он. – Они не умеют петь.
- Молодец! – в один голос похвалили его Азбука и Грамматейчик.
- А, что было дальше, я совсем не понял, - расстроился Сережа.
- А, что было дальше?
- В городе стали бить часы. Но я не знаю, какой это был час, я не разбираюсь в часах.
- Это был твой час, - ответил Грамматейчик, - точнее час твоего нового знания.
- Мой час?! Но я ничего не понял, - заплакал Сережа.
- Не плачь, малыш, - погладив по голове, сказала Азбука и вытерла ему слезы.
- Не смей больше так делать! – пожурил Грамматейчик, - знания надо получать с радостью. Или тебе нужен скрюченный пассажир, который когда-нибудь забудет, что ему надо сесть в вагон?
Сережа представил скрюченного пассажира и рассмеялся.
- Ничего смешного не вижу, - обиделся Грамматейчик.
- Не обижайся, друг! Просто я представил себе этого пассажира. Такой мне не нужен.
- То-то, - улыбнулся Грамматейчик.
- А почему на тех человечках костюмы были красные, синие и зеленые? - задумчиво спросил Сережа.
- Это для того, чтобы ты смог отличить звуки один от другого.
- Как интересно! А как это?
- Очень просто. Вот спой какие-нибудь звуки.
Сережа запел:
- А-а-а, о-о-о, у-у-у.
- Ну, и как ты их пел?
- Не знаю, - смутился Сережа, - может, и плохо пел, вы же слушали.
- Нет. Я не это имел в виду. Что ты делал, чтобы их спеть?
Сережа задумался и еще раз тихонечко пропел эти звуки.
- Я пел их голосом. Сначала широко раскрытым ртом – получилось «А». Потом рот округлился – получилось «О». А когда губы вытянул трубочкой, то получилось «У».
Азбука одобрительно похлопала Сережу по плечу и тихо спросила:
- Ты знаешь, что раньше на Руси голос называли гласом?
- Нет. Не знаю, - почему-то так же тихо ответил Сережа.
- Теперь знаешь.
- Такие звуки, которые произносятся только голосом или гласом называют…
- Как? – переспросил Сережа.
- А ты, подумай, - предложила Азбука.
- Как их могут называть? – задумался он. – Голос, глас. Значит они какие? Глас, глас, гласные.
Мальчик задумчиво посмотрел на Азбуку и Грамматейчика и неуверенно спросил:
- Может они гласные?
- Молодец! – похвалили они его.
- Чтобы ты эти звуки не путал, они надели красные костюмчики, - объяснил Грамматейчик.
- А теперь, произнеси звуки, которые не умеют петь, - предложила Азбука.
- М-м-м, ж-ж-ж, р-р-р, - замычал, зажужжал и зарычал Сережа.
- Как же ты их произносил? – спросил Грамматейчик.
Мальчик почесал в затылке, поднес указательный палец к губам и произнес:
- М-м-м. В этом звуке есть голос, но губы плотно сомкнуты. Ж-ж-ж. Рот приоткрыт, зубы почти сомкнуты, а язык прилип к небу. Р-р-р. Рот приоткрыт, но язык щекотно прыгает по небу. А еще они какие-то строгие.
Грамматейчик заложил руки за спину и стал прохаживаться взад-вперед. С очень умным видом он сказал:
- Запомни! Звуки, которые произносятся при помощи губ, зубов или языка называют согласными.
- А с чем они согласны? – рассмеялся Сережа.
- Они согласны дружить с гласными звуками.
- «Со» - это по нашему «с», - пояснила Азбука.
- А! – понимающе кивнул Сережа.
- Эти звуки носят синие костюмчики, - пояснил Грамматейчик.
- Почему синие?
- Ты же сам сказал, что они строгие. Значит, произносят всё твердо. Они твердые согласные. Понял?
Понял, - подтвердил Сережа. – Твердые согласные носят синие костюмчики и говорят твердым голосом. Значит, звуки в зеленых костюмчиках говорят добрым, мягким голосом. Они мягкие согласные. Верно?
- Верно! – похвалил его Грамматейчик.
Он открыл свой чемоданчик и из него выпрыгнул человечек.
Человечек остановился в нерешительности.
- Беги скорее, - крикнул обрадованный Сережа. – А то опоздаешь на поезд.
Человечек, помахав всем рукой, скрылся за дверью.
Сережа хотел спросить, почему одни звуки выстраивались парами и цепочками, а другие скрывались за городскими воротами, но не успел. В дверь постучали.

Глава 9
Еще подарки.

- Неужели он вернулся? Наверно опоздал на поезд? – заволновался мальчик.
Азбука открыла дверь.
- Встречай гостей, малыш, - сказала она.
- Гостей!? – удивился Сережа.
Азбука отошла в сторону и впустила в комнату Грамоту и Алфавита Букварева.
- Мы видели, как из домика побежал на поезд первый пассажир, - Торжественно произнес Алфавит.
Сережа смутился. А Грамматейчик сказал за него:
- Уже второй.
- Второй? – лукаво улыбнувшись, спросила Грамота.
Сережа кивнул утвердительно головой.
- Значит мы вовремя, - сказал Алфавит.
- Мы принесли тебе подарки, малыш, - произнесла Грамота и достала из сумочки коробочку.
- Совершенно верно, - подтвердил Алфавит Букварев и достал непонятно откуда сверток.
- Это тебе, - сказали они и протянули подарки Сереже.
- Спасибо, - ответил он, а потом спросил: - можно я их посмотрю.
- Это просто необходимо, - ответили они.
Сначала он открыл коробочку Грамоты. Там лежали краски, кисточка, цветные карандаши и ручка.
- Это царский подарок, - прошептала Азбука ему на ухо.
Сережа развернул сверток Алфавита Букварева. В нем лежала книга, очень похожая на азбуку, которую подарила мама. Он открыл книгу, но на ее страницах было пусто. Увидев его удивление, Грамота пояснила:
- Это не простые подарки, а волшебные. Для того чтобы стать грамотным, необходимо научиться читать и писать. Наши подарки помогут тебе в этом сложном деле.
- Нам пора, - произнес Алфавит Букварев.
Он открыл дверь, пропустив Грамоту, и вышел сам.
Сережа так и остался стоять с приоткрытым от удивления ртом.
- Тебе не понравились подарки? – спросил его Грамматейчик.
- Чем же они волшебные? – спросил в ответ его Сережа.
- А ты возьми краски и кисточку и снова открой книгу, - посоветовала Азбука.
И случилось чудо. На странице, которую он открыл, появилась картинка, но еле видная. Сережа макнул кисточку в краску и дотронулся ею до картинки. Снова произошло чудо – картинка ожила, на ней забегали человечки в красных, синих и зеленых костюмчиках. Сережа отложил краски, взял карандаши и перевернул страницу. Там тоже была картинка, но как в раскраске. Ему захотелось ее раскрасить, и он сел за стол. Первый раз в жизни так старательно раскрашивал картинку, ведь книга-то волшебная. Сережа взял ручку и перевернул страницу. Там оказались какие-то точки, крючочки и линии.
- Это еще зачем?! – удивился он.
- Для того чтобы красиво писать буквы, - пояснил Грамматейчик, - необходимо тренировать руку. Поэтому тебе и подарили это всё.
- И краски, и карандаши?
- Да-да. Руку можно тренировать, раскрашивая картинки и рисуя красками. Ведь писать палочки, крючочки и линии не так просто и занимательно.
- А почему ты сказала, что это царский подарок, - спросил он у Азбуки.
- Потому что Грамота – это наша царица.
- Царица страны Знаний?
- Нет. Страна знаний огромна. Она царица царства Словесности.
- А кто же царь?
- Русский язык.
- А какие еще есть царства?
- О, их очень много.
- Но всё же, - не унимался Сережа.
- Рядом с нашим царством есть царство Математики, Естествознания, Искусства. А еще есть царство Истории, Географии, Химии, Физики и много других.
- И я могу в них попасть?
- Конечно, малыш, если захочешь. Но только не все сразу.
Сережа взял ручку и открыл книгу. Но страницы снова стали пусты.
Почему здесь ничего нет? – раздосадовано спросил он.
- Потому, что твое путешествие по царству Словесности только начинается. Всему свое время, - успокоил его Грамматейчик.
- Уже поздно, - сказала Азбука и взяла подарки из рук Сережи. – Ложись спать.
- Спокойной ночи, - сказал он и пошел в свою комнатку с уютной кроваткой.
Сережа накрылся одеялом и вспомнил первую встречу с Грамотой. Тогда он даже и не догадался, что разговаривает с царицей. С этими мыслями он крепко заснул.

Глава 10
Новое знакомство.
Утром Сережа проснулся оттого, что по его лицу прыгал солнечный зайчик. В носу было очень щекотно. Оказалось, что около кровати стояла девочка и щекотала его травинкой. Он улыбнулся и спросил:
- Как тебя зовут? – а потом добавил. - Меня – Сережа. Давай дружить!
- А я – Чистописание. Это моё имя. Я согласна с тобой дружить. Только ты не передумаешь?
- Почему я должен передумать?
- Потому что всем, кто со мной дружит я помогаю научиться красиво писать. Но многим не нравится старательно выводить палочки, крючочки, кружочки, завитушки и они перестают со мной дружить. А потом про них говорят, что их почерк как курица пишет лапой. Что чистописание не помогло. Но я очень старалась с ними дружить. А они со мной нет.
Чистописание так расстроилась, что еще чуть-чуть, и она заплачет.
- Не переживай. Я постараюсь быть верным другом.
- Все так сначала говорят, - всхлипнула Чистописание.
- Просто эти все дружат с Ленью. А моя лежит дома под кроватью. Я её азбукой придавил. Поэтому она не сможет помешать мне, старательно выводить крючочки и палочки.
Чистописание улыбнулась и, захлопав в ладоши, воскликнула:
- Это замечательно! Быстрее одевайся, и пойдем заниматься.
- Ишь ты, какая шустрая, - сказала Азбука, заглянув в комнату. – А завтракать, кто будет?
- Мы, - в один голос ответили Сережа и Чистописание.
Они уселись за стол, а Азбука принесла завтрак на подносе.
- Сегодня у нас клюквенные мусс, сдобная булочка с корицей и какао, - объявила она. – Приятного аппетита!
Допив какао, Сережа собрал посуду и отнес ее на кухню. А когда он вернулся, то на столе лежала какая-то тетрадь и его ручка, подаренная Грамотой.
- Это твоя первая пропись, - пояснила Чистописание. – В ней не надо пока самому ничего писать. Просто старательно обводи всё, что там нарисовано. Когда она закончится, ты позови меня. А мне пора.
Чистописание убежала так быстро, что Сережа не успел ничего сказать.
Он открыл тетрадь. Там были разные картинки, нарисованные пунктирной линией. Взяв ручку, мальчик стал обводить первую картинку. Оказалось, что это не так просто. Как он ни старался, линия не получалась ровной и четкой.
Сережа хотел уже бросить это занятие и заплакать. Но потом вспомнил Чистописание и данное обещание дружить. Он никогда не дружил с девчонками. Только с ней ему было интересно. Она такая веселая и красивая. Она поверила в его крепкую дружбу. Нет! Ее нельзя подвести.
- У меня обязательно получится! – твердо сказал мальчик и взялся снова обводить картинку.
Сережа старательно обводил каждую линию. Стало получаться намного аккуратнее, но местами линии не совпадали с его написанными. Несмотря на это он обвел картинку до конца. Посмотрев на нее, решил, что неплохо бы ее раскрасить. Сразу же на столе появились цветные карандаши. Вот чудо!
Первый раз в жизни Сережа так старался раскрашивать картинку. Ведь это не просто так, а для подруги Чистописание. За этим занятием его и застал Грамматейчик.
- Значит, вы уже успели познакомиться? – спросил он.
- Ещё утром, - подтвердил Сережа, продолжая раскрашивать картинку.
Грамматейчик посмотрел в пропись и воскликнул от удивления:
- Первый раз вижу, чтобы кто-то так аккуратно начал работу с первой картинки.
- Не обманывай меня, - погрустнел Сережа. – Линии у меня так и не получились.
- Что ты, - успокоил его Грамматейчик, - нет ни одного малыша в мире, чтобы его линии сразу были ровными и красивыми. Но если ты будешь так стараться, как сегодня, то очень скоро ручка будет тебя слушаться. У тебя всё получится, обязательно!
- Правда? Ты так думаешь?
- Конечно.
- Я буду стараться. Ведь Чистописание мой друг.
Картинка была закончена. Сережа закрыл пропись и сложил карандаши в коробочку. В комнату вошла Азбука.
- У тебя должно быть свое место для занятий, - сказала она. – Идем.
Мальчик взял свои принадлежности и пошел за Азбукой. В его комнатке около окна стоял столик, а рядом с ним стульчик. Сережа сложил всё на стол. Теперь у него есть свой стол, за которым можно рисовать сколько хочешь.
- Спасибо! – поблагодарил он Азбуку.
- Чем же мы сейчас займемся? – спросил Грамматейчик.
- Не знаю, - ответил мальчик. – Только я давно хотел спросить: для чего звуки становились парами, а потом цепочками? И куда они направлялись. И еще. Почему другие звуки уходили за городские ворота?
- Теперь я знаю, чем вы займетесь, - лукаво улыбнувшись, сказала Азбука.
- Чем? – не понял Сережа.
- Пойдем на Звуковую улицу, - сказал Грамматейчик.

Глава 11
Снова на Звуковой улице.
Как только они оказались на Звуковой улице, Грамматейчик тихо сказал:
- Смотри внимательнее, наблюдай, но молча. Иначе всё испортишь.
Сережа не понял, что он может испортить, но спросить не успел. Как и в прошлый раз, из окон раздалось пение, рычание, сипение, мычание. Потом пробили часы и из домов стали выходить человечки в красных, синих и зеленых костюмчиках. Одни бежали в переулок, а другие скрывались за городскими воротами.
Грамматейчик слегка подтолкнул Сережу, чтобы он пошел за убегающими звуками. Сережа понял его и завернул в переулок.
Всё, что он там увидел, напомнило ему детский сад. Нарядные звуки как дети подбегали к воспитательнице. Волосы ее были аккуратно уложены. Платье было зеленое с огромными красными и синими цветами. Спереди белый передник с большим кружевным карманом. Воспитательница строго следила, как встают ее воспитанники. Сначала они вставали парами: синий с красным, зеленый с красным и красный с синим. Потом она выбирала нужные пары и соединяла их в цепочки. Цепочки получались разной длины. В одних было две пары. В других три или четыре.
Когда человечков в красных костюмчиках осталось меньше, чем в зеленых и синих, воспитательница стала их собирать в группы по три или четыре человечка. Но в каждой группе был только один человечек в красном костюмчике. Эти группы тоже были похожи на цепочки, но только короткие.
Затем воспитательница хлопнула в ладоши. Цепочки выстроились в одну линию, на небольшом расстоянии друг от друга. Тогда воспитательница дала первому звуку в первой цепочке высокий колпак. Надев его на голову, звук стал самый высокий в шеренге. Затем воспитательница стала надевать черные шапочки с помпоном на человечков в красных костюмах. Но получили такую шапочку не все, а только один в каждой цепочке. Самому последнему звуку в шеренге воспитательница давала воздушный шарик. Одному – круглый шарик. Другому - длинной колбаской, а третьему - длинный, выгнутый крючком шар. Раздав все шары, она пошла впереди, а шеренги весело поспешили за ней.
Сережа посмотрел в сторону городских ворот. Там происходило то же самое, что и в переулке. Но у воспитательницы, похожей как две капли воды на первую, был передник в синюю полоску. Она также выстраивала звуки парами, цепочками, шеренгами. Раздавала шапочки, колпачки и шарики. Но было еще одно отличие. Сразу же, как только звуки выходили за ворота, они во что-то превращались. Только во что?
Сережа побежал к городским воротам. Но он опоздал. Последний звук выбежал за ворота, и они захлопнулись. Мальчик попытался их открыть, но у него не хватило сил. Тут он услышал голос Грамматейчика:
- Не торопись, за ворота тебе еще рано. Идем!
Он взял Сережу за руку, снова завел в какую-то дверцу и они оказались в домике Азбуки.
- Мойте руки и садитесь за стол, - сказала она, - обед давно готов.

Глава 12
Еще один пассажир.
После обеда все сели за стол. Сережа догадался, что сейчас будут обсуждать увиденное. Только что он мог сказать? Он так ничего и не понял. Азбука догадалась и пришла на помощь:
- Давай, Грамматейчик, расскажи нашему ученику. А то он утопает в загадках.
- Ну что ж, начнем разгадывать эти загадки. Задавай свой вопрос.
Сережа задумался над первым вопросом. Ему хотелось понять всё сразу. Мысли у него запутались окончательно. Он насупился и опустил глаза.
Азбука снова пришла на выручку:
- Ты хотел знать, почему звуки становятся парами, малыш?
- Угу, - мотнул головой Сережа.
- А еще ты хотел узнать, почему они становятся цепочками?
- Ага, - чуть веселее ответил мальчик.
- Всё очень просто, - начал свое объяснение Грамматейчик. – Когда подружатся мальчик и девочка, то они ходят парой. А когда подружатся два звука, гласный и согласный, то они тоже ходят парами. Такая дружба называется СЛОГ.
- Попробуй подружить два звука, - предложила Азбука.
- А какие два звука? – испугался Сережа.
- Какие хочешь, - ласково подбодрила его Азбука. – Только один – гласный, а другой согласный.
- Хорошо, - согласился он. – Пусть один звук будет «А», а другой – «М».
- Давай, дружи их, скорее, - с нетерпением сказал Грамматейчик.
Может для Грамматейчика это простое занятие, а вот для Сережи совсем не простое. Он то мычал, то акал, но подружить никак не мог.
- Смелее, малыш, - успокаивала его Азбука. – У тебя обязательно получится.
- А-а-ам, - соединил он.
- Правильно, ам, - похвалил Грамматейчик. – А теперь поменяй их местами.
- М-м-ма, - подружил звуки Сережа.
- Молодец! Верно, ма, - похвалила Азбука.
- Ура! У меня получились слоги! – запрыгал от радости Сережа.
- А что получается, когда дружат девочки и мальчики? – вдруг спросил его Грамматейчик.
- Компания получается.
- Точно, - подтвердил Грамматейчик. – Вот и слоги собираются по два и больше. Такая дружба называется СЛОВО. Только встают они в определенном порядке, а иначе абракадабра получится.
- Значит, цепочки – это слова? – догадался Сережа.
- Слова, - подтвердила Азбука.
- А когда звуки выстраивались в группы по три и четыре, это слоги или слова?
- И то, и другое.
- Как это?
- Очень просто. Сколько гласных звуков в составленных тобою слогах?
- По одному.
- Правильно. В каждом слоге только один гласный звук, - пояснил Грамматейчик. – А сколько было гласных звуков в тех группах?
- По одному, - вспомнил Сережа. – Значит – это слоги?
- Может и слоги, - как-то неопределенно сказал Грамматейчик. – Но если в этих слогах есть смысл, то это слова.
- Вот это да! – удивился мальчик.
- А ты сможешь назвать слово из одного слога? – поинтересовалась Азбука.
- Ну, не знаю…
- Тогда отгадай мою загадку:
Окна, двери, стены, потолок,
Пол и крыша, из трубы дымок.
- Это дом, - отгадал загадку Сережа.
- Дом – это слово или слог, - лукаво спросил Грамматейчик.
- И то, и другое, - запрыгал мальчик.
- Теперь отгадай еще одну загадку:
Любит сыр и хлеба корки,
Сама живет в норке.
- Это мышка.
- Не совсем.
- Ну, как же? - обиделся Сережа. – Не крыса же?
- Не крыса, - кивнул Грамматейчик. – Но и не мышка.
- А кто?
- Давай рассуждать, - предложила Азбука. – Скажи слово «мышка» так, чтобы гласные звуки пропевались.
- Мы-ы-ш-ка-а-а, - пропел Сережа.
- Сколько гласных звуков ты услышал?
- Два, - подумав, ответил мальчик.
- Значит сколько слогов в этом слове? – спросил Грамматейчик.
- Два.
- А раз два, то это слово не может быть отгадкой.
- Какая же отгадка, если я знаю, что это мышка?
- Мышь, глупенький, - ласково сказала Азбука.
- Думаю, что учиться сегодня хватит, - твердо сказал Грамматейчик. Потом хитро спросил: - как ты думаешь, Азбука, заработал ли наш ученик еще одного пассажира?
- Конечно! – так же хитро ответила Азбука.
- Раз, - произнес Грамматейчик и открыл свой чемоданчик.
Из него выпрыгнул человечек. Он подбежал к Сереже, снял свою шапочку, помахал ею и выбежал за дверь.
После ужина Сережа пошел поиграть в свою комнату. На его столике лежала пропись, карандаши, краски и ручка. Он открыл пропись и начал обводить еще одну картинку.

пост создан: 23 сентября 2009
просмотров: 110
Показывать всем

Поделись с друзьями

Пусть твои друзья из других сетей тоже прочтут эту заметку

Комментарии к посту "Путешествие в страну Знаний" (3):

  • Елена - мама Полинки
    Сказка понравилась! Я так поняла, что читать её нужно не всю сразу, а по главам, что бы интерес у ребёнка не пропал... А вот с какого возраста её начинать читать, с 4 лет?
  • Луч
    Луч 23.09.2009 13:31
    хорошая сказка! ждем продолжения!!!
  • 1974zul
    1974zul 24.09.2009 04:35
    сказка - супер! Интересно для взрослых и для детей! Что же дальше? Аннушка, ты вообще, молодчинка! Столько талантов в одном человеке! Желаю творческих успехов!
Для того, чтобы прокомментировать войдите или зарегистрируйтесь.
Анна

Россия, Москва и Московская обл.

Отмечаем Тисин день рождения
  • Почитай-ка
    Почитай-ка

    30 мая 1976
    (40 лет 6 мес. 3 дн.)

  • Ангелина
    Ангелина

    13 декабря 1990
    (25 лет 11 мес. 20 дн.)

  • Мои увлечения
    Мои увлечения

    22 августа 2005
    (11 лет 3 мес. 11 дн.)

  • Фото
    Фото

    22 августа 2005
    (11 лет 3 мес. 11 дн.)

  • Внучка Сашка
    Внучка Сашка

    15 октября 2007
    (9 лет 1 мес. 18 дн.)

    Скоро в школу
  • Таисия
    Таисия

    17 мая 2009
    (7 лет 6 мес. 16 дн.)

    Катаюсь на велосипеде, научилась сама качаться на качелях
  • Внучка Ирочка
    Внучка Ирочка

    24 марта 2010
    (6 лет 8 мес. 9 дн.)

    Любит делать только то, что хочет