x
    • Мария
      Мария
  • Введите имя
    Введите правильный email адрес

Семейный ужин больше, чем еда

08.03.2015
воскресенье

В середине 1990-х Маршалла попросили стать участником нового проекта, посвященного мифам и ритуалам в американских семьях.

— В то время проводилось множество исследований по вопросу распада семей, — рассказывает он. — Но нам было интереснее другое: что могут сделать семьи, чтобы противостоять этим разрушительным процессам.

Вскоре жена Маршалла Сара — она психолог, работает с детьми, испытывающими трудности в обучении, — наблюдая за своими учениками, пришла к следующему выводу: «Те, кто много знает о своей семье, лучше справляются с возникающими сложностями». Ее муж был заинтригован этим открытием и вместе со своим коллегой Робином Фивушем решил проверить гипотезу Сары. Они разработали специальный опросник под названием «А ты знаешь?». Дети должны были ответить на 20 вопросов, включая следующие:

А ты знаешь, где выросли твои бабушка с дедушкой?
А ты знаешь, в каком городе учились в школе твои мама и папа?
А ты знаешь, где познакомились твои родители?
А ты знаешь о какой нибудь болезни или о чем то действительно ужасном, что когда то случилось в твоей семье?
А ты знаешь, как появился на свет?

Летом 2001 г. Маршалл и Робин задали эти вопросы детям из более чем 40 семей, а также записали на пленку несколько бесед, проведенных за ужином. Затем они сравнили полученные результаты с рядом психологических тестов и пришли к ошеломляющему выводу: чем больше детям было известно об истории своей семьи, тем сильнее у них было чувство контроля над своей жизнью, выше самооценка и тем эффективнее, как они думали, функционировали их семьи. Шкала «А ты знаешь?» оказалась лучшим прогностическим показателем эмоционального здоровья и счастья детей.

А затем случилось нечто непредвиденное. Два месяца спустя произошла трагедия 11 сентября. Маршалл и Робин были потрясены случившимся, как и все остальные, но как психологи поняли, что им выпала редкая возможность: ведь опрошенные ими семьи пережили одну и ту же психологическую травму в одно и то же время. Они расспросили детей заново.

— И снова, — говорит Маршалл, — те, кому было известно о своих семьях больше, оказались более стойкими, иначе говоря, лучше справлялись с последствиями стресса.

Каким же образом информация о том, в какую школу ходила бабушка, может помочь ребенку справиться с чем-то незначительным вроде ободранного колена или действительно серьезным, как, например, теракт? И какую роль совместные трапезы и другие семейные ритуалы играют в получении детьми этих знаний?

— Ответы на такие вопросы связаны с тем, осознает ли ребенок себя частью большой семьи, — поясняет Маршалл.

Психологи обнаружили, что у каждой семьи есть какая-то объединяющая история, которая относится к одному из трех типов. Первый тип — это восходящая семейная история: «Сынок, когда мы приехали в эту страну, у нас не было ничего. Наша семья трудилась. Мы открыли лавку. Твой дедушка учился в старших классах школы. Твой отец ходил в колледж. А теперь ты…»
Второй тип — нисходящая история: «Дорогой, у нас когда-то было все. А потом мы все потеряли…»

Третий тип семейной истории, как отмечает Маршалл, самый здоровый. Это вариативная история. «Милый, хочу рассказать тебе, что у нашей семьи были подъемы и падения. Мы создали семейный бизнес. Твой дед был душой коллектива. Твоя мать входила в состав правления госпиталя. Но у нас случались и спады. Твоего дядю однажды арестовали. У семьи был дом, который сгорел дотла. Твой отец потерял работу. Но, что бы ни происходило, мы всегда держались вместе».

Маршалл утверждает, что дети, которые психически уравновешенны и уверены в себе, обладают тем, что он и Робин называют сильным межпоколенческим «я». Они знают, что принадлежат чему-то большему, нежели самим себе.

По словам Маршалла, одна из центральных ролей в этой схеме принадлежит бабушке. Она скажет: «У тебя проблемы с математикой, малыш? А ты знаешь, что твоему отцу она тоже тяжело давалась?»; «Ты не хочешь учиться играть на пианино? Да, твоя тетя Лаура тоже отказывалась заниматься музыкой».

— Мы называем это бабушкиными сказками, — говорит Маршалл. — С какими бы проблемами ни столкнулся ребенок, у бабушки есть про это своя история, даже если она и выдумана!

Маршалл и Робин подчеркивают, что ужин — самое подходящее время для того, чтобы рассказывать детям эпизоды из истории семьи. Все собираются вместе, в спокойной обстановке; детям проще слушать про подъемы и неудачи родных, когда они окружены заботой и заняты чем-то жизнеутверждающим. А ведь нет ничего более жизнеутверждающего, чем еда.

Но пользу, как утверждает Маршалл, приносит не столько сам ужин. В процессе слушания всех этих старинных историй появляются чувство единения и эмоциональная устойчивость. Кроме того, ребенку важно видеть себя в контексте семьи. Другими словами, когда мы говорим о семейном ужине, на самом деле речь идет совсем не об ужине. Речь о семье.

По словам Маршалла, любые события и мероприятия — отличная возможность рассказать историю из жизни семьи. Сюда относятся и праздники, и семейные поездки, и прочие совместные занятия, объединяющие разные поколения. Даже поездка на автомобиле или поход в магазин — благоприятные моменты для подобных разговоров.

Брюс Фейлер,
из книги «Секреты счастливых семей: Мужской взгляд»

пост создан: 8 марта 2015
просмотров: 134
Показывать всем

Поделись с друзьями

Пусть твои друзья из других сетей тоже прочтут эту заметку

Уже понравилось:
  • Катеринаа
  •  yasyundrik

Комментарии к посту "Семейный ужин больше, чем еда" (3):

  • Катеринаа
    Катеринаа 16.03.2015 09:06
    интересно..а мы никогда не едим вместе
  • simpapusja
    simpapusja 01.04.2015 01:36
    в моей семье тоже все ели отдельно :( я очень переживала...мне так хотелось, чтобы все вместе!
    Ну и все сделала для того чтобы мы сидели трапезничали вместе :)
    Сейчас так вообще удобно, просто одна комната-гостиная :) вообще без проблем всех усадить :)
  • Gre4anka
    Gre4anka 01.04.2015 01:50
    мы всегда ели вместе с родителями, особенно нравились ужины с пирогами по воскресеньям, и как мы все набрасывались и ели весело после крупных шопингов...это тепло навсегда со мной
Для того, чтобы прокомментировать войдите или зарегистрируйтесь.
simpapusja

Ханты-Мансийский АО, Сургут

Счастья вам друзья!
  • Захар
    Захар

    19 сентября 2006
    (10 лет 2 мес. 17 дн.)

    Вот уже и третий класс!
  • Семья - счастье мое!
    Семья - счастье мое!

    9 февраля 2008
    (8 лет 9 мес. 27 дн.)

    Дела семейные, приятные хлопоты, улыбки и счастье!
  • Ульяночка
    Ульяночка

    18 июля 2008
    (8 лет 4 мес. 18 дн.)

    Мой нежный цветочек, принцесса, сладкая, умная девочка моя.
  • Ромочка
    Ромочка

    8 декабря 2012
    (3 года 11 мес. 28 дн.)

    Мой ангелочек...
  • Творилки-развивашки-полезняшки-идейки.
    Творилки-развивашки-полезняшки-идейки.

    1 января 2013
    (3 года 11 мес. 5 дн.)

    Творим-вытворяем :) я все могу и все успею!

Подписки

Abbott