x
    • Мария
      Мария
  • Введите имя
    Введите правильный email адрес

Обережное убаюкивание наших чад

18.02.2013
понедельник

В наши дни мало кто знает и поет колыбельные песни своим крохам. Да и те, что звучат не содержат духовного начала, не включают в себя родовые знания. А ведь колыбельная песня это оберег детской души, звено в передаче традиционного мироощущения.

Удивительно поэтично описывается природа в народных колыбельных. Даже если зарисовка бесхитростна («солнце село, скрылось прочь, день угас, настала ночь»), то уточнение места, где это происходит – «во лазоревом краю» – создает лирический образ. А лазоревый край – это, между прочим, не что иное, как райское место, Ирий (Вырий).

Зачастую в сюжеты баюкающих песенок закладывались идеи защиты детской души, в них зашифровывался обережный смысл. Так, например, в следующих строчках, на первый взгляд, ведущей темой является ничем не нарушаемый покой и гармония мира:

Тишина в лугах, в лесах,
Звезды ходят в небесах,
И дудит им во рожок
Тихий месяц-пастушок.

Он дудит, дудит, играет,
Складно песню напевает,
Да негромкая она,
Только звездам и слышна.

Однако, обратившись к древней славянской традиции, можно отметить: при описании небесного мира звезды уподоблялись душам, а луна и месяц устойчиво соотносились с загробным миром. С другой стороны, в более поздние времена звезды рассматривались как окна в небесном тереме, из которых ангелы смотрят на землю: «Смотрит ангел, а сам каждое дело земное в книгу небесную записывает. А людям-то кажется, что это все звезды сверкают!».

Поэтому и звучит в следующих куплетах тема предпочтительности домашней, семейной песенки вместо мелодии месяца-пастушка для засыпающего ребенка, которому рано отправляться в ангельский мир:

Только звездам, только ночке
В синей сини над селом…
А для нашего сыночка
Сами песню мы споем.

Мы сыночка покачаем
Под припевочку свою:
В ней начало: «Баю-баю!»
А конец: «Баю-баю!».

Иногда картины природы соединяют в себе панораму и фрагмент, как общее и часть его, единство большого и малого, далекого и близкого. Например:

Ветер горы облетает, баю-бай,
Над горами солнце тает, баю-бай».
Листья шепчутся устало, баю-бай,
Гулко яблоко упало, баю-бай,
Подломился стебель мяты, баю-бай,
Желтым яблоком примятый, баю-бай.
Месяц солнце провожает, баю бай,
По цветам один гуляет, баю-бай.

Кажется, что в этом сюжете отдаленные пейзажи обрамляют, окутывая собой, сиюминутную сценку с падением яблока. Но насколько она мимолетна? Обратимся к символике образов этой колыбельной. Ветер в представлениях славян был существом одушевленным и могущественным, домом его считались недоступные места, например, высокие горы, и в ряде случаев он связывался с местонахождением душ. По одному из поверий, с ветром летают души грешников, а сильные продолжительные порывы могут знаменовать чью-то смерть. В нашей песенке ветер облетает собственную обитель, следовательно, не несет в себе угрозы жизни.

Солнце олицетворяло собой источник жизни, тепла и света. Лист выступал символом Древа жизни, а в многозначной символике яблока переклик смыслов с мятой-травой встречается лишь в ритуалах, связанных с культом мертвых, точнее, в обрядах поминовения предков, особенно, если речь идет о желтом яблоке, ибо желтый цвет издревле был у славян знаком смерти, и даже пасхальные яйца, предназначенные для поминок, окрашивали именно в него. О месяце уже говорилось, а цветы – символ земной жизни.

Соединив все значения, можем заключить: речь идет о том, что в ночную пору, когда персонажи небесного и земного мира тают и отдыхают, устав за день, для защиты души ребенка призываются ушедшие в мир иной предки. Иными словами, в зарисовке природы также присутствует обережный подтекст.

Нередко отдыхающая природа описывается при помощи перечисления уснувших персонажей и мест их ночлега:

Вот и люди спят,
Вот и звери спят.
Белочки на ёлочках,
Медвежатки в норочках.

Птички спят на веточках,
Лисоньки на горочках.
Заиньки на травушке,
Утки на муравушке.

Или:

На лужайке спит трава,
На деревьях спит листва,
Спит осока у реки,
Спят сомы и окуньки.

А также:

Птенчики по гнёздышкам,
Деточки по люлечкам.
Они спят, они спят,
Всему миру спать велят…

И это не простое перечисление зверей, птиц, рыб и растений «в привязке к конкретной местности». Здесь на самом деле доступным для ребенка образом сформулирована идея единства всех царств природы, присущая славянской традиции; мысль о том, что синхронность поведения с их обитателями – основа гармоничного сосуществования и поддержания цельности мира.

С другой стороны, в колыбельных изображаются позитивно окрашенные картины будущего дня, в котором пробудившаяся природа добросердечно одарит:

Скоро ноченька пройдет,
Красно солнышко взойдет.
Свежи росушки падут,
В поле цветушки взрастут,
Сад весенний расцветет,
Вольна пташка запоет.
Люли, люшеньки, люли,
Ты, сыночек, крепко спи.

Нетрудно заметить, что в подобных словах передаются чувства безопасности и радости жизни. Символика использованных здесь образов включает силы небесного мира (солнце, роса, пташка) и земного (поле, цветы, сад), причем они рисуются в исключительно светлых и беспечальных тонах.

Вот на этой оптимистической ноте можно было бы и закончить краткий обзор колыбельных о природе. Но трудно удержаться от восклицания: насколько же непростыми могут оказаться совершенно незатейливые песенки, если присмотреться к ним повнимательнее!

Да, мудрость народная редко заявляет о себе громогласно, но в жизни присутствует, тем не менее, неизменно и вековечно, и каждый, кто захочет, может черпать сокровища из ее кладези – горстями…

просмотров: 125
Показывать всем

Поделись с друзьями

Пусть твои друзья из других сетей тоже прочтут эту заметку

Уже понравилось:
  • Nora_-
  • Катеринаа

Комментарии к посту "Обережное убаюкивание наших чад" (8):

  • Oljgunja
    Oljgunja 19.02.2013 02:48
    ё-моё!!!!А я сынка тока 1 песенку пою,в которой 4 строчки ии она ему уже надоела.Спасибо за этот пост.
  • simpapusja
    simpapusja 21.02.2013 00:20
    срочно разучивайте ещо :) детки очень любят колыбельки. Я вот до сих пор помню песенки мамы, теперь своим пою :)
  • Oljgunja
    Oljgunja 21.02.2013 00:25
    а мне мама не пела песенок.У меня и у брата был заводной мишка с музыкой колыбельной.
  • simpapusja
    simpapusja 21.02.2013 00:49
    Тоже чудесно, я своим иногда включаю с планшета песенки и сказки на ночь. И под конец пою колыбельки :) а иногдаааа, я первая засыпаю :)
  • Oljgunja
    Oljgunja 21.02.2013 00:55
    а как это получается первой уснуть?У меня Санька только на руках засыпает,и я не скоро первая усну.
  • simpapusja
    simpapusja 21.02.2013 01:00
    Мы купаемся, кушаем титю. Потом папе отдаю, они гуляют по дому/разговариваю, картинки/люстры разглядывают. Я деткам старшим книгу читаю, потом папа мне приносит Ромку, ложимся, титю сосем и тут я могу уснуть первой :) сегодня вот сдержалась и урвала кусочек времени для инета :) этот расклад, когда ничего не болит.
    А если животик мучает, то у меня на руках, в слинге. Чуток покачиваю, титю кушаем. Моему Ромке никуда не деться, у него еще двое родственников маленьких, мое внимание и им нужно :)
  • Sonara
    Sonara 19.02.2013 04:42
    Я пою "За печкою поет сверчок", эту песню мне моя мама еще пела. У нас без этой песенки ни одно засыпание не проходит. Иногда сынок мне даже подпевает и сам себя какбы баюкает.
  • simpapusja
    simpapusja 21.02.2013 00:20
    Прекрасная песня! Я узнала о ней буквально месяца два назад. Выучила и теперь она входит в мой репертуар :)
Для того, чтобы прокомментировать войдите или зарегистрируйтесь.
simpapusja

Ханты-Мансийский АО, Сургут

Счастья вам друзья!

Подписки

Abbott