x
    • Мария
      Мария
  • Введите имя
    Введите правильный email адрес

Как играть

14.12.2010
вторник

Для детей от 1 до 3-х лет главной, ведущей деятельностью является предметная, в которой ребёнок овладевает различными действиями с предметами, учится соотносить форму, размер, расположение отдельных деталей. Значит, в этом возрасте наиболее важными и развивающими игрушками будут мячи разных размеров, пирамидки, кубики, вкладыши, матрешки, лото, куклы и фигурки животных, кукольная мебель и посуда, мозаики и т. д.

В период раннего детства (начиная с года и примерно до трех лет) необходимо грамотно организовать окружающую среду для полноценного развития ребенка, а также быть очень внимательными и включенными в деятельность малыша. И для благополучного развития ребенка важно не только, какие игрушки его окружают, но и как происходит процесс игры. Ведь зачастую, предложив ребенку раннего возраста «правильную» игрушку, мы не наблюдаем процесса игры с ней: малыш в лучшем случае внимательно рассмотрит новую вещь, потрясет ее и бросит, потом еще раз возьмет и бросит снова, а дальше интерес пропадает. И начитанные родители, увидев, что ребенок «наигрался» предлагают следующую «по возрасту» игрушку. Но не все так просто в игре ребенка. Исследования последних лет показали, что игра детей не возникает стихийно, она складывается под руководством взрослого и в совместной деятельности с ним.



Организуйте пространство для игры вместе с ребенком. При этом помните, что чем меньше возраст ребенка, тем меньшее количество игрушек должно быть одновременно в его поле зрения. Маленькому ребенку сложно удерживать свое внимание, и, соответственно, не происходит процесса игры, а ребенок просто манипулирует игрушками. Покажите малышу, что машинку можно не только катать, но и возить в ней куклу или овощи к столу. Придумывайте маленькие сюжеты для игры: приготовили для куклы суп, накормили ее, уложили спать. Важно, чтобы игра от отдельных действий постепенно переходила к последовательной сюжетной линии. Закладывайте в игру схемы перехода от одного действия к другому. Перевезли на машине кубики, потом построили из них домик, а в него поселили кошечку. И на глазах малыша в игре связываются несколько действий, одно из которых «обслуживает», обуславливает другое.
Раннее детство – это период активного овладения речью. И даже если малыш практически ничего не говорит, он внимательно все слушает и все запоминает («набирает» на будущее). Поэтому в процессе игры больше говорите с малышом, при этом проговаривайте слова четко, не сюсюкая, желательно с яркой артикуляцией. Обязательно в процессе игры используйте понятия большой – маленький, много – один или пусто, называйте основные цвета. Делайте акцент на предлогах: на, в, под, над и т. д. Называйте действия, которые вы вместе совершаете в процессе игры, уделяя внимание последовательности событий: «Сейчас мы покормили куклу, а теперь уложим ее спать».
Не спешите ограничивать малыша «гендерными» игрушками. В этот период как мальчикам, так и девочкам одинаково интересны машинки, парковки, паровозы, куклы, кукольная мебель и посуда.



Чтобы игрушка несла свою развивающую роль, она должна быть не просто привлекательной, но и открытой для разнообразных форм активности ребёнка. Игра – это, прежде всего, проба своих возможностей и выяснение свойств предмета игры. Поэтому предмет игры должен содержать элемент новизны для поддержания интереса и собственной активности ребёнка. Жёсткий материал детской игры, предполагающий строго определённый способ употребления (как например заводные, механические или некоторые электронные игрушки), способствует тому, что игра будет просто упражнением или времяпрепровождением, но не образовательной, активной, творческой деятельностью. Чем более определённой и завершённой является игрушка, тем меньше она оставляет простора для детского творчества. Сложные и завершённые игрушки предопределяют характер детских действий и приковывают ребёнка к известным стереотипным движениям. Игрушки более простые и менее определённые допускают широкий спектр игровых действий. Так, например, пирамидку можно собирать по цветам, по размеру, можно выкладывать из колец дорожку, представить, что кольцо – это кусочек хлеба и т. д.

К слову, о замещениях в игре, которые также как и сама игра не появляются без инициативы старшего. Если взрослый не вводит их, не объясняет их смысла, малыш не овладевает ими и в дошкольном возрасте. Покажите ребенку, что кубик может быть картошкой, если положить его в тарелочку; мыльцем, чтобы помыть куклу.
Кроме совместных игр с готовыми игрушками, малышам будут очень интересны поделки, которые вы смастерите вместе. Раскладывайте, сортируйте в разные баночки фасоль, горох и рис, потом закройте их крышкой и погремите ими, покатайте по полу, обсудите, что гремит тихо, что громко. Такая игра будет способствовать развитию мелкой моторики пальцев рук, тактильной и слуховой чувствительности, а также будет обогащать словарный запас. Для развития мелкой моторики хороши разнообразные «мякиши»: в воздушный шарик засыпаем различные крупы или муку (крахмал). Малыши очень любят мять их в ручках, тем более что из такого «мякиша» можно даже вылепить какое-то животное, что будет способствовать творческому развитию.



Вообще, не забывайте про разнообразные варианты совместной творческой деятельности. Рисуйте кисточками и пальчиками, лепите из натурального воска и пластилина, делайте рваные аппликации, придумывайте игры с водой и песком. Восхищайтесь и удивляйтесь вместе с ребенком открытиям, хвалите малыша за проявленное терпение, поощряйте его творческое самовыражение.

В раннем детстве особое место занимает развитие тактильной и кинестетической чувствительности. У ребенка в этом возрасте формируется образ телесного «Я», поэтому важно дать возможность приобрести опыт познания собственного тела. Кружение, кувыркание, ползание, прыгание, лазание, катание с горы – все это «пища» для полноценного развития ребенка. Развить тактильную чувствительность, вестибулярный аппарат и улучшить физическое состояние ребенка помогают игровые массажи и совместные игры на коленях. Тактильно развитый ребенок будет лучше понимать границы собственного тела, за счет этого будет более успешен в межличностном взаимодействии с окружающими.

Ваш ребенок уже начинает подражать «взрослому миру». Позволяйте малышу играть с безопасными бытовыми предметами. Покажите ему, как можно положить маленькую кастрюльку в большую или спрятать в миске блюдечко. В этом возрасте малыши стремятся помогать взрослым по хозяйству: любят мыть посуду, подметать пол, с удовольствием складывают игрушки. Дайте ребенку возможность реализовать свои потребности. Безусловно, Вам придется специально организовывать пространство (чтобы ребенок ничего не разбил, сам не поранился), потом переделывать все самим. Но именно сейчас самое лучшее время, чтобы приучать ребенка к порядку и уходу за вещами. В этом возрасте им это особенно нравится, и если ввести это как правило сейчас, то в будущем с выполнением домашних обязанностей не возникнет трудностей. Не забывайте хвалить трудолюбивого кроху за усердие и старательность.

Начиная с года, игра с ребенком становится все интересней и разнообразней. Совершенствуются его двигательные навыки и координация движений, он становится более самостоятельным. Играя с ребенком, незаметно сокращайте свою активность, уступая ему первенство в игре. Спустя некоторое время малыш уже не будет нуждаться в вашем постоянном участии. И все же ваше присутствие, внимание к его успехам, ваша похвала еще долго будут необходимы ребенку, потому что он не всегда в состоянии сам оценить достигнутое.

пост создан: 14 декабря 2010
просмотров: 71
Показывать всем

Поделись с друзьями

Пусть твои друзья из других сетей тоже прочтут эту заметку

Уже понравилось:
  • Весенняя мама
  • Гаврилова Екатерина
Для того, чтобы прокомментировать войдите или зарегистрируйтесь.
platoshina mama

Москва и Московская обл., Москва

4 года
  • Мария
    Мария

    16 июня 2002
    (14 лет 5 мес. 20 дн.)

    пятиклассница
  • Платон
    Платон

    24 апреля 2009
    (7 лет 7 мес. 12 дн.)

    пошел в новый сад