x
    • Мария
      Мария
  • Введите имя
    Введите правильный email адрес

Если вы читаете трехлетнему малышу «Карлсона», а он регулярно перебивает вас «дурацкими» вопросами, не спешите злиться. Возможно, дело в том, что ребенок еще не дорос до сложных сюжетов и просто не в состоянии удержать в голове все происходящее. Сказки не одежда, их невозможно рассказывать на вырост, поэтому для каждой истории есть свой идеальный возраст.


ЧТО СДЕЛАЕТ МАМА, сидящая на диете, если ей захочется съесть шоколадку? Правильно! Либо нарушит диету, либо в расстроенных чувствах отправится на кухню жевать опостылевший шпинат. А что предпримет маленькая девочка, если ее лишат сладкого? Немного поплачет, а потом положит на тарелку кусочки пластилина, назовет их «конфетками» и уже через несколько минут будет выглядеть вполне счастливой. Психологи называют детское сознание мифологическим, ведь из-за недостатка опыта и эгоцентризма ребенок не делает четких различий между реальным и воображаемым удовлетворением потребностей. «Если очень долго прыгать и махать руками, то можно полететь». «Цветное стеклышко, найденное на асфальте, — волшебное!» Стоит немного поговорить с ребенком, и вы обнаружите сотни подобных заблуждений. Поэтому нет ничего удивительного в том, что, беседуя с дошкольником на «взрослом» языке, вы не всегда добиваетесь взаимопонимания: чтение сказок и ролевые игры — вот посредники, которые помогут вам донести до малыша необходимую ¬информацию.

Как и любой другой вид искусства, сказка воздействует на ребенка благодаря механизму идентификации: малыш отождествляет себя с главным героем и вместе с ним переживает все приключения. И хотя трагедия Колобка — выдумка, не имеющая под собой реальных событий, — эмоциональный опыт, полученный деткой от прочтения этой истории, вполне реален. Такая особенность восприятия позволяет использовать сказки и игры не только для развлечения малыша, но и для того чтобы на¬учить его справляться со стрессом, общаться с окружающим миром и помочь освоить разные социальные роли (например, представить себя школьником).

Так что же нужно читать и во что лучше играть с детьми того или иного возраста?

От 2 до 3,5 лет

Что читать.
В этот период ребенок хорошо воспринимает большую часть классического детского репертуара: на смену «Теремку» и «Репке» приходят более длинные и содержательные истории, например «Три поросенка» и «Красная Шапочка». Однако, несмотря на литературную всеядность, чадо порой демонстрирует завидное постоянство, требуя снова и снова читать ему определенную сказку. Не отказывайте детке в таких странных на первый взгляд просьбах. Дело в том, что, пытаясь переключить внимание ребенка на другую сказку, взрослые мешают ему полностью усвоить содержание полюбившейся истории. Представьте, что вы прослушиваете учебный текст на иностранном языке. Первое, второе, пятое воспроизведение — и вот, наконец, становится понятно, что мистер Блэк не встречал мисс Уайт, а, наоборот, провожал ее. С похожими языковыми трудностями сталкивается и ребенок, который всего-то три года как изучает русский.

Как читать
Медленно и выразительно. Наделяя каждого героя «особым» голосом, вы облегчаете малышу восприятие текста. Кроме того, «чтение по ролям» позволяет передать характеры действующих лиц: только услышав «ваш» громкий лай, ребенок поймет, почему лиса испугалась собак.
Обращайте внимание на иллюстрации. Забудьте о том, что «показывать пальцем нехорошо», и тычьте им в картинки. А как иначе вы сможете объяснить малышу, что такое «хижина» или «кочерга»?
Избегайте сложных речевых оборотов. Не оспаривая талантов детских писателей, стоит заметить, что они не всегда учитывают особенности восприятия своей целевой аудитории. Длинные предложения лучше сокращать, а вместо непонятных словосочетаний вставлять знакомые.
Для неугомонного трехлетки сказки выполняют функцию одного из главных источников информации о расстановке сил в нашем мире. Оказывается, волки едят зайцев, а зайцы любят капусту, которую выращивает мужик, называемый крестьянином. У крестьян же, в свою очередь, бывают красивые и уродливые дочки, умные и глупые сыновья, матерями которых часто являются сварливые бабы.

Во что играть.
От 2 до 3,5 лет ребенок успевает пройти две стадии развития игры. Первая заключается в воспроизведении отдельных действий взрослых или любимых персонажей: карапуз топает как медведь, кормит куклу как мама и стучит молотком как папа. Но пока еще ребенок не отождествляет себя с тем, кому подражает, он поглощен самим действием.
На второй стадии возникают простые ролевые игры: трехлетний малыш моделирует и разыгрывает в лицах эпизоды знакомых сказок или повседневные ситуации, типа «похода в магазин» и «посещения поликлиники». Он не только полностью входит в образ, копируя мимику, интонации и действия врача или продавца, но и требует от другого человека подыгрывать ему. На этом этапе не обойтись без участия папы с мамой или старших братьев и сестер. Педагоги и психологи заметили, что чем больше родители играют с ребенком, тем легче он адаптируется к реальным жизненным ситуациям, в которых необходимо принять на себя роль пациента, покупателя или гостя.

От 3,5 до 5 лет

Что читать.
Атрибуты, относящиеся к полу ребенка, приобретают для него все большее значение, и этот процесс гендерного самопознания обязательно нужно учитывать при выборе книг. Малыш начинает ото¬ж¬де¬ст¬влять себя с персонажами своего пола, и если он не находит достойной фигуры для идентификации, то интерес к сказке быстро пропадает. Поэтому девочкам нужно читать про хитрых лисичек и принцесс, а мальчикам — о смелых зайцах и «войнушках». Этот возрастной период — время появления страхов, первых обид и конфликтов с ровесниками, поэтому сказки должны выполнять в первую очередь исцеляющую, психотерапевтическую функцию. Допустим, если дочка перестала быть единственным ребенком в семье, стоит сделать ей прививку от ревности вакциной из сказки «Гуси-лебеди». Если же наследник боится темноты, то ему имеет смысл прописать по две страницы «Краденого солнца» ежевечерне. Особую роль играют волшебные истории, создающие у ребенка ощущение, что на свете не существует нерешаемых проблем и из любой ситуации можно найти выход. Если сказку читают родители, то малыш чувствует, что именно они помогают ему избавиться от обиды, зависти и других гнетущих эмоций, и его доверие к взрослым значительно укрепляется. Как читать Поскольку сказки стали длиннее, читайте их по частям. Не пугайтесь, если малыш интерпретирует содержание по-своему, — лучше попытайтесь разобраться, из-за чего это происходит. Почему дочка сокрушается из-за того, что Элли потеряла серебряные башмачки, и совсем не радуется возвращению героини домой? Не потому ли, что вчера в детском саду вредные мальчишки закопали в кадке с фикусом ее чешки? Каким бы очевидным ни было сходство с недавними происшествиями, воздержитесь от комментариев, проводящих параллели между ними и сказочным сюжетом. Мышление малыша конкретно, и он способен уловить лишь созвучность своих переживаний и эмоций главного героя.
Терпеливо отвечайте на вопросы, даже самые абсурдные. Будучи сильно привязанным к маме и папе, ребенок может не понимать, почему во многих сказках ничего не говорится о родителях главных персонажей — щенков, котят или птенцов. Какие трагические события привели к тому, что они самостоятельно разгуливают по улицам?
Если вы заметили, что содержание книги вызывает у ребенка сильное волнение, предложите ему вместе нарисовать иллюстрации к этой истории. Таким образом вы поможете наследнику глубже погрузиться в сказку и поучаствовать в развитии ее сюжета. При этом малыш может снабдить русского богатыря автоматом Калашникова или навсегда оставить Царевну-лягушку в ее зелено-бородавчатом обличье. Пусть так и будет — настаивать на исправлении неточностей не нужно: значит, именно они необходимы для того, чтобы ребенок избавился от эмоционального напряжения.

Во что играть
.Как и сказка, игра в этом возрасте выполняет функцию «мельницы», которая перерабатывает все значимые эмоциональные впечатления и превращает их в полезный опыт либо в приятные воспоминания. Повторяя то, что его обрадовало или напугало, ребенок овладевает новыми впечатлениями и встраивает случившееся в свою картину мира. Кроме того, игра позволяет малышу преобразовать ситуацию: представить себя злым персонажем, победить обидчика или продлить радостное событие.
От 3,5 до 5 лет ребенок осваивает игры с простым сюжетом. Если раньше он просто бегал по квартире с крышкой от кастрюли и играл «в водителя автобуса», то теперь ваше жилище и впрямь напоминает маршрут «Бирюлево — Выхино» с пробкой из машинок на отрезке между письменным столом и книжным шкафом. Сюжет игры — это последовательность ситуаций, связанных между собой, поэтому не вздумайте выносить из ванной дедушкин чемодан, надеясь, что сын про него давно забыл, — вы просто не знаете, что саквояж символизирует конечную остановку, до которой ехать еще 1 час 17 минут!
В сюжетно-ролевых играх обычно задействовано несколько персонажей, но детям младше 5 лет сложно ориентироваться в отношениях между всеми героями, поэтому они упрямо придерживаются своей линии поведения. Если понаблюдать за четырехлетками, занятыми общей сюжетной игрой, то можно увидеть, что они играют не вместе, а рядом. При этом каждый «перерабатывает» свою проблему и время от времени пытается вовлечь в этот процесс другого. Но детям еще сложно договориться между собой, поэтому в таких играх очень важно принимать участие взрослым — ведь только они могут научить ребенка компромиссам и уступкам.

От 5 до 6 лет

Что читать
.Настало время вводить в читательское меню книги, описывающие разные стороны человеческих отношений, — на смену царевнам и драконам должны прийти мальчики и девочки, попадающие в легко узнаваемые ситуации. Подойдут «Денискины рассказы» В. Драгунского, «Пеппи Длинныйчулок» А. Линдгрен, «Мэри Поппинс» П. Трэверс и т.д. Если в волшебных сказках сразу понятно, кто хороший, а кто плохой, то в книгах, где маленький главный герой то удирает от полицейских, то выливает на голову прохожим манную кашу, образы неоднозначны. После 5 лет дошкольники способны сознательно проводить параллели между своим поведением и «книжными» детьми. «А я никогда так не делаю!» или «Я бы на его месте...» — восклицают детки. Когда родители слышат подобные признания, у них возникает соблазн напомнить хвастуну, что прохожие, может, и не страдали от его каши, но собака была расстроена, обнаружив в миске манку вместо привычного корма. Делать это нужно аккуратно — чтение должно быть для ребенка приятным времяпрепровождением, а не превращаться в «разбор полетов».

Что делать, если ребенок не любит, когда ему читают?

1. Предложите малышу посмотреть комиксы, в которых трудно понять содержание, не прочитав подписи под картинками.
2. Старайтесь, чтобы ребенок как можно чаще видел вас — родителей — читающими. Жадность и зависть — такие же двигатели прогресса, как и любознательность.
3. Доверьте чтение книжек профессионалам — чаще включайте малышу аудиосказки. Выработав привычку слушать, чадо станет более благосклонно относиться и к вашему чтению.

Как читать
Не забывайте, что 5 лет — это возраст «почему?». Ребенка волнуют мотивы других людей, и одновременно он пытается разобраться в вашем отношении к прочитанному. Отвечая на вопросы о причинах поступков героев, избегайте навешивания ярлыков, типа «лентяй», «дурачок» или «простофиля».
В книгах, рассчитанных на этот возраст, много юмора. Не отказывайте ребенку в удовольствии снова услышать полюбившийся отрывок. Пусть смеется сколько захочет.
Книжки становятся толще, и часто случается, что, дойдя до середины, ребенок теряет интерес к истории. Это нормально! Наследник выводит вас из себя более изощренным способом, время от времени прося почитать про Карлсона с самого начала? Не сердитесь, поведение малыша говорит о том, что ему пока еще трудно удерживать в памяти длинную цепочку событий. Во что играть. На смену простым играм приходят сложные сюжетно-ролевые игры. Детям приходится вступать в длинные дискуссии о том, кто кем будет, какие события произойдут и кто кого победит.
Как правило, пятилетки придают большое значение деталям: они стараются как можно точнее копировать любимые мультики и книги, подражают актерам и тщательно продумывают костюмы. Ребенок, как сорока, хватает все, что блестит или шуршит, и, прижав ручонками к груди, умоляет отдать ему немедленно. Ведь ваша шапка держит траекторию полета не хуже головного убора Шляпника из «Алисы в Стране чудес» — ну что вам, жалко? Не будьте жадиной, отдайте! А еще помогите немного ее перешить, перекрасить и слегка подкорректировать ножницами. Да, про шапку придется забыть, зато ваше чадо станет мастером на все руки.

От 6 до 7 лет
Что читать.
ребенку скоро в школу? Это не повод, для того чтобы убирать в шкаф сказки и красиво расставлять на полках Большую советскую энциклопедию! Если вы хотите, чтобы книги давали развивающий эффект, будьте внимательны к вопросам наследника, к его спорам с друзьями и играм.
Не торопитесь называть сына, увлекающегося жизнеописаниями динозавров, палеонтологом, а дочку, не расстающуюся с книжкой о породах кошек, ветеринаром: уже через месяц ребенок объявит вам о новом деле всей его жизни. Пора познакомить дитя с книгами о школе: человек должен знать о том, что его ждет в самое ближайшее время. Как читать Значительная часть книг о школьниках была написана в советский период. Родителям, заставшим это время или просто хорошо знающим историю нашей страны, не кажется странным, что дети с красными тряпочками на шее лазают по помойкам в поисках металлолома или собирают у соседей по дому ненужные газеты и журналы. Но представьте, как это воспримет ваш ребенок, которому не разрешают поднимать с земли даже монетки! В общем, если вы посоветовали наследнику прочитать «Тимура и его команду», краткий исторический экскурс лишним не будет.
Впервые в литературном рационе дошкольника появляются книги с грустным концом и событиями, показывающими, что жизнь не так уж легка и радостна. Найдите время для обсуждения драматических эпизодов: если ребенок плачет, сочувствуя героям, не утешайте его тем, что книжка — всего лишь выдумка автора. Так действительно бывает, но человек способен преодолеть любые трудности!
Пользуясь случаем, просите дошкольника «помочь» вам прочитать то или иное слово или предложение.

Волшебные двухлетки (с)

31.03.2015
вторник

Волшебные двухлетки: рождение личности. Всемогущее "Я".
Я была уверена, что писала пост про двухлеток и про кризис 2,5 лет(тот который чаще всего называют кризисом трех, а в западной традиции-кризисом двух), но обнаружила, что ни фига, не писала :( Зато нашла черновик этого поста, и щас постараюсь довести начатое до ума :)

Я назвала двухлеток волшебными отчасти для того, чтобы противопоставить широко распространяющемуся в интернет-кругах крылатому выражению "Terrible twos", или "ужасные двухлетки"... но это только отчасти противопоставление, а в основном, это моё восприятие двухлеток - они волшебные! :)
Чудесные, цельные маленькие личности, удивительные, воображающие себя всемогущими и открывающие для себя мир воображения, что тоже дает право называть двухлеток волшебными - они входят в мир волшебства :) Разве можно называть их ужасными? Настоящие волшебные человечки, маленькие гномики :)

Итак, ребенок вплотную приближается к двухлетию. Что же дальше?От года до двух - время границ и социальных навыков. Все бытовые действия, горшок, умывание, поведение на улице( то самое следование) - это все социальные навыки, социальные образы.
К двум годам ребенок может справляться с большинством подобных навыков и ему это дает большую веру в себя.
Есть такой момент у двухлеток - крайняя педантичность , когда нужно делать только так, как он считает нужным и никак иначе. Сначала это проявляется в знакомых действиях - каждый предмет можно класть только на место и никуда больше. Каждое действие нужно выполнить только в определенной последовательности и никак иначе. В этот момент обычно окружающие ужасно умиляются - ах, какой аккуратный, какой приученный к порядку ребенок :)))

Потом ребенок сам создает последовательность - если он решил что куклу надо брать вот так и садить вот сюда, то никакие отклонения от плана невозможны в принципе. Трудность обычно в том, что план существует только в голове ребенка, но реализацию плана двухлетка чаще всего возлагает на родителя)))

Двухлетка уверенно чувствует себя среди границ и так же уверенно с ними обращается - хочу - соблюдаю, хочу - нарушаю. Точь-в точь как в популярном тексте про детское чувство собственности - "Если это мне нравится - это моё. " ))) И тут же идет вторая после кризиса года волна нарушения правил и игнорирования запретов :) Причем, порой параллельно с милой педантичностью - только что маленький ангелок старательно складывал вещи в шкаф, а через пять минут он их уже оттуда радостно вышвыривает просто так, от полноты жизни)))

Так же уверенно двухлетка чувствует себя в привязанности через похожесть. За второй год в совместности ощущение привязанности развивается и физически ребенок стал более независим. Наличие физической границы между ним и мамой уже не смущает. К концу второго года ребенок окончательно сходит с рук - у слингомам наступает слингопенсия))) , и "на ручки" - это скорее прибежище в случае чего или желание пообниматься, чем база и опора. Можно сказать, что к обнаружению себя у двухлетки развилась первичная способность опираться на себя, в самом примитивном, физическом плане.

Вот тут и происходит главное волшебство человеческой жизни - ребенок впервые чувствует свою свободную волю! Он осознает свою возможность создавать новое, он находит себя в этом мире!( у меня дух захватывает каждый раз когда я об этом пишу - это ли не волшебство, это ли не чудо? :)

До какого то момента малыш называет себя по имени, подражая окружающим, но к концу второго года ребенок начинает про себя говорить "я" Значит он себя нашел. )))
Вот он, великий и прекрасный момент рождения личности человека :) Не менее чудесный и непостижимый, чем физическое появление на свет. И так же как физическое рождение, личностное рождение с одной стороны является результатом копирования родителей, "Я подобен маме и папе", а с другой стороны - появлением собственной, отдельной личности, которая более чем сумма двух слагаемых, осознанием себя как отдельного человека со свободной волей.

Двухлетка почувствовал себя таким маленьким всемогущим властелином вселенной. Пусть ненадолго, но все же :) (Кстати, этот "всемогущий властелин" не что иное, как эго-состояние "Внутренний родитель" по Э. Берну. Это он, внутренний родитель думает что он всегда прав, все может, всегда знает как правильно)

Благодаря способности создавать последовательности действий у ребенка к концу второго года жизни запускается фантазия - научившись создавать некий образ действия ребенок почувствовал себя творцом. Так свободная воля рождает творчество. Ребенку в два года кажется , что он может все что захочет - так появляется магическое мышление у человека.

Двухлетка начинает фантазировать и играть, пока еще очень просто, совсем примитивно - он продолжает подражание взрослым и сам пытается моделировать ситуации в игре и в воображении. У двухлеток появляются "тренировочные" страхи. Ребенок проецирует на предметы и явления свои чувства и какие-то свои "кусочки" личности: Паук - это страшно. Мишка хочет гулять. и т.п.
Это очень творческий возраст, хорошее время для рисования. Хотя и кажется, что ребенок рисует какие-то каракули, но именно в этом возрасте у ребенка замечательно развивается пространственное воображение и ощущение композиции. Ближе к двум(обычно даже раньше) некоторые детки начинают увлеченно рисовать на стенах - очень здорово, если есть возможность им это позволять. Таким образом ребенок накладывает всюду свои "отпечатки" и в целом это очень полезно для ребенка. Бывает, говорят: "если позволять рисовать где угодно - ребенок привыкнет и потом не будет признавать рисование на листочках", "надо изначально устанавливать границы и не позволять этого" и т.п. Но я считаю что это заблуждение. Как раз к двум годам детям очень интересно соблюдать правила, и им легко преподнести рисование на бумаге как правило, а детям постарше двух - в сопровождении волшебной сказки про бумагу, кисточку и краски и их приключения :) По крайней мере, до двух у меня Юра рисовал только на стенах, полу и мебели, а потом совершенно безболезненно стал соблюдать границы листа. :)

После "Я" у двухлеток обычно следует следующий этап "я сам" - на все возможное и невозможное. Часто "я сам" связывают с кризисом, но я думаю - это этап перед кризисом, который следует из того ощущения всемогущества, которое испытывает двухлетка. До кризиса ребенок говорить "сам" не осознавая реальность своих возможностей, может он не может - он все равно говорит - "сям!" Достать луну с неба или выключить солнце - это тоже желания двухлеток :)

На этом этапе ребенок становится весьма шумным, усиливает свои требования к окружающим, милая педантичность сменяется фанатичной настойчивостью. Часто этот громкий период называют кризисом двух и определяют по второй волне громких истерик. Я не совсем поддерживаю эту точку зрения, но по большому счету, разницы нет, называть этот период кризисом или нет - главное чтобы процессы происходящие корректно описывались. Как например описано у aplekaeva - кризис двух лет(запись для друзей) или у semirina И снова об истериках.
Это вот такой предкризисный период столкновения с окружающим миром, из которого собственно говоря на несколько месяцев позже вырастет кризис идентичности, когда ребенку придется решить сложный вопрос, кто же он все таки - властелин вселенной или маленький ребенок, всецело зависящий от родителей и которому еще многому предстоит научиться...
К концу двух лет и после двух лет ребенок очень бурно развивается во всех планах, мне даже кажется что то, что происходит в два года - это глобальнее и важнее, чем то, что происходит в 2,5, во время следующего возрастного кризиса. Прямо такой качественный скачок. а кризис - это последующая адаптация к произошедшему качественному скачку.

очень частая проблема периода " я сам" в том, что ребенка в фазе "явсемогущийвластелин" уговорить что-то делать - дохлый номер. Если первый-второй годы развития ребенка были благополучны и ребенок свои границы блюдет - фиг вы его собьете с курса, если он его взял. Одеваться? - "неть!", уходить с прогулки? - "неть!", нельзя залезть на вон ту интересную штуку? - "ААААА!!!"))) Этот негативизм будет продолжаться вплоть до кризиса двух лет и пика достигнет именно во время кризиса, превратившись в принципиальное противление.

Избегать в этот период конфронтации с ребенком , так чтобы не говорить ему "нет" и не слышать от него "нет" - неудачное решение. для ребенка очень важно научиться говорить "нет" и слышать "нет", потому что избегая конфронтаций с помощью манипулирования мы и научим ребенка манипуляциям и отучим чувствовать свои границы.
Выход - набраться терпения, учиться использовать воображение и стиль "мама-фея", беречь нервную систему ребенка - уходить из гостей пораньше, пока ребенок не устал и не утратил способность хоть немного сосредотачиваться, поддерживать режим дня и такой стиль жизни, чтобы не истощать ребенка обилием впечатлений и их непредсказуемостью и все в таком роде. В два года даже самые среднестатистические дети становятся высокочувствительными. :) Главное в этот период - развивать воображение ребенка, наполнять его жизнь внутренними а не внешними впечатлениями, рассказывать ему чудесные истории, оживлять окружающие предметы. Способность фантазировать даст ребенку единственно возможный способ адекватно пережить кризис 2,5 лет - разделить мир фантазий, где он может быть всемогущим и реальность - где он маленький, зависимый и неумелый ребенок, но при этом ему комфортно, он любим и удовлетворен.


В два года и у мамы происходят определенные изменения, среди кормящих мам даже бытует мнение, что в два года организм кормящей мамы гормонально перестраивается и становится готовым к следующей беременности. Ребенок в два года становится псевдо-независимым(псевдо - потому что эта независимость только внешнее поведенческое отдаление, но не реальное положение дел ), а мама в два года становится более социально-активной, выходит в мир или становится ориентирована на последующую беременность и рождение следующего ребенка. Изменения у мамы во многом перекликаются с изменениями в ребенке, так как мама, как правило, в этот период пересматривает свои возможности, свои могу и не могу на своем уровне и определяет, какое место дальше она хочет занимать в обществе, семье. Так же как это делает ребенок на своем уровне.
Два года - это очередной естественный "отчпок" ребенка от мамы, а мамы от ребенка.


Апд: я забыла один важный момент: если двухлетки обладают ощущением всемогущества(которое конечно нереалистично). то что же делать родителям, выполнять требования малыша и поддерживать иллюзию всемогущества или позволять как можно больше сталкиваться с реальным миром, стараясь убедить ребенка в том, что он маленький и слабый?
Мой ответ на этот вопрос - да, выполнять требования, поддерживать, помогать во всем и стараться там где можно помочь ребенку реализовать собственные представления, собственные задумки. Почему? Потому что помогая и выполняя требования ребенка мы ему даем послание: "ты можешь очень многое если я тебе помогаю. Я всегда буду тебя поддерживать , потому что я твоя мама." Т.е. Ребенок получает то же самое послание - "ты маленький ребенок", но он его получает находясь в зоне комфорта и удовлетворенности, а не в зоне стресса и бессилия, как было бы если ребенку постоянно указывать, что он не может воплощать в жизнь свои представления о ней.

"Ты можешь, потому что я готова тебе помогать. Я готова тебе помогать, потому что я твоя мама" - это мостик в следующий уровень привязанности, привязанность через принадлежность. Если мама готова помогать ребенку, ребенок так же будет готов сотрудничать с мамой, слушать её и помогать ей, когда перейдет на следующий уровень привязанности , после того как острый период кризиса минует.

Стиль общения "Мама=фея"

Такое общение мамы с малышом отлично снимает множество конфликтов и очень мощно развивает психику ребенка, ибо соответствует его возрастным особенностям. 
"Рекомендации" из моего дипломного исследования, основаны на исследовании Н. Палагиной 

Обыгрывание различных предметов

1. Берете какой-нибудь предмет, и сочиняете про него рассказ, обыгрывая его (например: "Смотри-ка, ложка, а я сейчас тебе расскажу про нее сказку. Пошла однажды ложка гулять - топ-топ-топ, и встретила свою подружку - вилку. "Привет, вилка!" - "Привет, ложка! Как твои дела?" и так далее.
С малышами (до 2 лет) это придется делать вам в одиночку, но вы предлагайте ребенку повторять за вами, поощряйте его ("На тебе ложечку, покажи, как она идет - топ, топ, топ")

Со старшими детками играете предметами - разыгрываете сюжеты.

2.Творческие занятия хорошо бы направлять на то, чтобы менять внешний облик знакомых предметов - например, той же ложке можно повязать платочек, раскрасить ее фломастерами смывающимися и т.д.

3. В процессе жизнедеятельности постоянно одушевляйте все предметы и игрушки, разговаривайте с ними ("А кто это тут валяется? Мишка, это ты тут упал и лежишь? А ну-ка давай мы тебя поднимем, на стульчик посадим..."
У старших детей, понятное дело, все будет не в такой примитивной форме, но принцип тот же - одушевление всего и вся.

Непосредственно игра

1. Если малышу до трех лет, выберите какую-либо игрушку (кукла, мягкая игрушка), с которой весь этот период делайте все то же, что и с ребенком - кормите, купайте, играйте и т.д.
С малышами постарше этого делать не нужно (хотя можно, если ребенку понравится - только это уже делаете не вы, а сам ребенок, вы его поощряете - покорми своего мишку... а спать ему не пора? и т.д.)

2. Когда играете с ребенком, используйте побольше не игрушек, а простых предметов - заместителей. К примеру, "Давай мыть ручки. А где у нас мыло? Вот оно!" - берете кубик, и "моете" им руки.
Кроме того, введите игры с невидимыми предметами - мыть ручки и угощать можно "как будто", то есть делая вид, что в руке что-то есть и т.д.

3. Предлагайте малышу разговаривать с игрушкой - поощряйте к диалогу, то есть вы говорите от лица игрушки, задаете ребенку вопросы и т.д. Он отвечает.

Рассказывание

Когда рассказываете сказку, просите ребенка изображать действия, которые происходят (это с детьми до трех лет) - то есть принцип "Покажи, как" - если поросенок,допустим, убегает, то вы говорите "Как он побежал, покажи!"
С детьми после трех лет - словесно играете, то есть дополняете сказку деталями - "А куда он побежал? А как он бежал?" - если будет изображать действиями - пусть, но, скорее всего, он будет рассказывать, словесно фантазировать.

Чтение

Когда читаете, используете тот же принцип, что и при рассказывании, плюс поощряйте ребенка разговаривать с картинками, обыгрывать их ("Смотри, какой ежик тут нарисован! Ежик, привет! Давай мы тебя угостим грибочками!"
Со старшими детьми - тот же принцип, но понятно, что содержание будет другим, более сложным.

Общение

В общении с ребенком тоже используйте прием "персонификации" - оживления всего подряд.
Руки, ноги, голова теперь у нас живые, отдельные личности - к ним обращаемся персонально: "Руки, где это вы так угваздались? А пойдемте-ка мыться!"
Услышали звук на улице - начинаем фантазировать "Что это? Наверное, птицы поругались. Слышишь, как чирикают громко? Делят корм - "А ну отдай мне это зернышко, жадина-говядина!", а второй говорит "А вот и не отдам, а вот и не отдам" и т.д.
В общем, активно внедрять всякие воображаемые ситуации в повседневную жизнь.

Рисование

Кисточка и красочки теперь у нас тоже живые, мы с ними разговариваем, кисточке напоминаем, что ей надо помыться перед тем, как к красочке в гости идти, вытираться, а красочки боятся кисточку, волнуются.
Линии и герои рисунков тоже живые, появляются, укладываются на листочке, ссорятся, мирятся и так далее.

автор: http://semirina.livejournal.com/

Комментарии:

  • Вот спасибо,очень полезная .у нас как раз период "явсёмогушийвластелинвселенной":-)теперь многоё в моем сознании стало на свои места.повеселили фразы." К концу второго года ребенок окончательно сходит с рук - у слингомам наступает слингопенсия":-):-):-):-):-)и про очередной "отчпок":-)
  • Ага:D

ПОЧЕМУ НЕ ХВАТАЕТ ТЕРПЕНИЯ?

Мы все знаем, что бывают ситуации, когда мы проявляем удивительное терпение по отношению к расшалившемуся малышу. При этом бывают ситуации, когда наши тормоза отказывают сразу, и мы срываемся, обрушивая гнев на ребенка. Очень хочется понять, от чего зависит наше терпение, и научиться управлять собой.

Позавчера случайно в одной книжке прочла ответ на этот вопрос. Меня прямо обожгло!

Оказывается, потеря самообладания — это способ снять с себя ответственность за происходящее!

И действительно, пока мы чувствуем свою родительскую обязанность и ответственность, терпения хватит и на вымазанный ковер, и на слезы за обедом, и на все другие предложения этого дня. Но как только мы устаем от ответственности, перестаем хотеть быть мамой или папой, у нас появляется личный интерес, который ущемляется конкретным поведением ребенка здесь и сейчас, мы обнаруживаем в себе душевную лень, взбрыкиваем и перекладываем ответственность за пятно на ковре на юного сына, который в 4 года (цитирую) «должен соображать, что творит». И правда же! Мы жалеем себя, выгораживаем себя (ведь не хочется назвать себя плохим родителем, если ковер нам дорог и выдавливание тюбика краски на него недопустимо в нашей семье), быстро находим нового ответственного за жизнедеятельность 4-летнего хулигана и со всей эмоциональностью, которая вызвана этой ситуацией, набрасываемся на него самого.

Помните анекдот про чашку, разбитую на кухне? Как догадаться, кто ее разбил — мама или дочь? Очень просто: если потом следует тишина, то разбила мама. Не будет же она сама себя ругать. И сразу видно, что если она кричит, то не от факта, что чашки больше нет, а от желания, чтобы дочь несла ответственность за свои поступки. Именно поэтому, когда вдруг наш ребенок в острой ситуации выказывает удивительное понимание, искреннее раскаяние и переживание, мы совершенно не злимся. Это от того, что мы видим, что ребенок сам взял ответственность за этот поступок, и нам нравится, что он это сделал.

Если помнить, что родитель — это внимательный наблюдатель, аккуратно ведущий ребенка долгие годы по дороге жизни, и не пытаться скинуть ответственность на ребенка, а тратить силы на внутренний поиск причин происходящего, новые слова, — в конце концов на чистку ковра, то терпение будет практически безграничным!

Вот, активно практикуюсь на своих детях. Попробуйте и Вы.

Анна Демидова

Комментарии:

  • Очень полезно почаще читать такие статьи, чтобы не забываться...
  • спасибо Оля за пост! носом потыкать хоть себя и разобраться очень полезно, теперь буду напоминать себе об этом, читая информацию.

Мой забор

  • мамусяНатуся
    мамусяНатуся 29.01.2016 13:58
    С наступившим годовасием Стэфана!! С днём рождения Сэма!!)))
  • Шурка
    Шурка 29.01.2016 01:46
    С Днём Рождения Сэма :-D
  • Шурка
    Шурка 28.01.2016 16:05
    С годиком Стэфана) Всего вам только светлого)
  • ✰Катюня✰
    ✰Катюня✰ 28.01.2016 06:30
    С годовасием Стефанчика !!!
  • Anety
    Anety 27.11.2015 16:42
    Вы куда пропали зайки?
Valera&Olga

Россия

Я мамой работаю)))))))
  • Самуэль
    Самуэль

    29 января 2010
    (7 лет 10 мес. 12 дн.)

    Услышанный Богом
  • Ариана
    Ариана

    19 сентября 2011
    (6 лет 2 мес. 22 дн.)

    Самая святая, подобная серебру
  • Вер0ника
    Вер0ника

    14 июля 2013
    (4 года 4 мес. 27 дн.)

    Несущая победу, чистый образ
  • СтЭфан
    СтЭфан

    28 января 2015
    (2 года 10 мес. 13 дн.)

    Венец
  • MolodayaMama
    MolodayaMama1-ое сентября!
  • volganka
    volgankaМБ заработала
  • MiniAdmin
    MiniAdminМиниБанда любит вас и ждет взаимности! :)
  • Katrin Ka
    Katrin KaМечты, а ну-ка быстренько сбывайтесь!
  • Navika
    NavikaМБ с 1 сентября первоклашек!!!!! Всех учащихся и их родителей!!!
  • Natass
    NatassАутизм
  • Шурка
    ШуркаУчаствуем в конкурсе)))
  • solnca
    solncaМишутка - первоклассник!
  • Аленка1987
    Аленка1987
  • Еlеnа
    ЕlеnаInstagram-ELENAIGNATENKO