x
    • Мария
      Мария
  • Введите имя
    Введите правильный email адрес

Об Крещении и выборе имени по Святцам...

16.07.2009
четверг

Выбирая имя малышу, помните о главном: это имя ему предстоит носить всю жизнь. Подумайте, почему вы хотите назвать ребенка именно так: в честь старой привязанности, умершего родственника, любимого актера или певца?.. Будет ли приятно ребенку со временем узнать о том, почему ему было дано именно такое имя? Было бы приятно вам на его месте?
Многие имена становятся модными на какой-то период времени. Как в советские времена, когда родители называли новорожденных девочек Сталинами, а мальчиков - Индустриями, а в последствии эти дети вынуждены были менять свои имена на более благозвучные.
Назвав ребенка в честь умершего родственника, вы как бы переносите все положительные качества покойного на новорожденного малыша, хотите увидеть в его чертах того, кого вы потеряли. Но помните также и о том, что ребенок, названный в честь умершего брата или сестры, может чувствовать себя просто "заменой" потерянному вами первенцу, и, особенно в трудном подростковом возрасте, комплексовать из-за этого.
Считается, что имя несет определнную энергетику. Оно накладывает отпечаток на формирующуюся личность. С этой точки зрения станет немаловажным узнать как можно больше о понравившемся имени, посмотреть его значение в словаре.
Неисчерпаемым источником красивых, благозвучных, никогда не теряющих актуальность имен - православные святки. Человек, носящий имя святого или великомученника, покровительствующего дню его рождения, получает на всю жизнь защиту и расположение своего ангела-хранителя... Так считалось издревле - почему бы не поверить в традицию?
Человеческое имя с древнейших времен обладает магической силой, является объектом различных теорий и исследований. Имя окутано завесой тайны. Этот таинственный мир, разнообразный и красочный, непостижимым образом влияет на наши судьбы. Ведь имя дается при рождении и сопутствует человеку всю жизнь, являясь своеобразной визитной карточкой его носителя. Поэтому очень важно не ошибиться, называя своего долгожданного малыша. Возможно, его Судьба во многом будет зависеть от выбора, сделанного родителями. Ведь Карма имени обладает магической властью, загадочным образом влияющей на жизненный путь. В христианстве же, с его ощущением того, что «у Бога все живы», святой, имя которого человек носит, является реальным действующим персонажем в судьбе своего подопечного. Этот патронаж выразился в понятии «небесный покровитель». Интересно, что зачастую у самих «небесных покровителей» в свое время, никаких небесных покровителей не было, следовательно, осуществить свою святость они смогли и без дополнительного мистического элемента в своей жизни, без дополнительной помощи. Однако помощь лишней не бывает, и традиция давать имена в честь святых – и получать в их лице молитвенников и покровителей - укрепилась уже за несколько первых веков христианства. На Руси эта традиция появилась вместе с принятием Православия как неотъемлемая его часть. Креститель Руси – равноапостольный князь Владимир – сам в крещении своем получил христианское имя Василий.В России в Синодальный период в крестьянской среде сформировался странный обычай делегировать это право священнику, который совершает крещение. Понятно, что приходской священнослужитель, не очень утруждая себя вопросом выяснения жизни своих или не своих прихожан, предпочитал пользоваться святцами. Святцы – это список святых с датами их кончины, распределенный по календарю.За время многовековой истории Церкви святцы постоянно пополнялись. Поэтому сейчас каждый день Церковь отмечает память многих святых, следовательно, можно выбрать имя по благозвучию и толерантности к вкусам родственников, наиболее подходящее, если уж руководствоваться этим синодальным пережитком. Однако, в нормальной ситуации, как об этом говорят наиболее авторитетные книги по православной обрядности «Новая скрижаль» и «Истолкование православного богослужения» Блаженного Симеона Фессалоникийского, имя малышу дается, все-таки, родителями. Священник же во время чтения молитвы на имянаречение лишь фиксирует родительский выбор.Традиционно христиане дают своим детям имена в честь канонизированных святых. Но как выбрать того святого, в честь которого наречь малыша? Первый вариант: «Имена у нас стали выбирать не по-Божьему. По-Божьему вот как надо. Выбирайте имя по святцам: или в какой день родится дитя, или в какой крестится, или в промежутке и дня в три по крещении. Тут дело будет без всяких человеческих соображений, а как Бог даст, ибо дни рождения в руках Божиих. " Так пишет Святитель Феофан, Затворник Вышенский (1815-1894).
Второй вариант выбора имени: Однако наиболее распространенной традицией всегда был обычай давать имя ребенку в честь почитаемого семьей святого. «Святая Церковь, зная, что немногие способны от себя нарекать имена, приносящие с собою благословение, учредила прекрасный обычай от святых заимствовать имена, которые по благодати святых всегда благознаменательны и способны принести с собою благословение. Но притом особенно благо младенцу, которому дают имя святого не по обычаю только, но по вере и любви к святому.» Это уже слова
Святителя Филарета, митрополита Московского (1783-1867).
«Ребенок должен быть посвящен, вернее, вручен хранению, защите, молитвам того святого, имя которого ему дается. Родители должны были бы выбирать святого, который для них что-то значит, то есть житие которого их чем-нибудь поразило или который по чему-нибудь связан с зачатием этого ребенка. В старой России (вероятно, это и теперь еще порой делается) крестили ребенка именем того святого, в день которого были крестины. В этом есть какой-то смысл, при условии, опять-таки, что это будет не кличка, а будет как бы освящение нового храма во имя данного святого Родители должны были бы, когда хотят дать то или другое имя ребенку, узнать, каково житие святого, что в нем есть, что поражает их не благозвучием имени, а внутренним обликом, почему они хотят, чтобы их ребенок был под защитой этого святого или, во всяком случае, чтобы этот святой особенно молился о нем. Поэтому наименование ребенка может иметь громадное значение»
Антоний, митрополит Сурожский (1914-2003).
В настоящее время есть традиция переименовывания на самом крещении, с тем, чтобы у человека был таки православный небесный покровитель. В случае согласия у ребенка, да и не только ребенка, особенно если крещение происходит в зрелом возрасте, в жизни появляется двойное имя. Одно – для всех и общего пользования, а другое – для религиозной жизни. Особенно это характерно для не славянских национальностей, имеющих свои имена, например, такие как Роза, Стелла и тому подобное.
Крестильное имя можно выбирать по-разному: или в честь особо почитаемого святого, или по святцам, как уже говорилось выше, или же – и этот вариант является наиболее распространенным – выбирается имя, близкое по звучанию к записанному в свидетельстве о рождении. Поэтому Яны и Жанны чаще всего крестятся с именем Иоанна, Гертруды становятся Галинами, Илоны, Алёны и Нелли – Еленами.
При этом надо знать, что русские святцы далеко не полностью отражают всю палитру православных имен. В них нет многих имен святых других поместных церквей. И, к примеру, армянам или грузинам нередко приходится пояснять в церковных лавках, куда они подают записки, что они крещены по православному чину, просто с такими национальными именами. Есть и более яркий пример некоторой изолированности, это имя кельтского святого Эдуарда, который жил в Англии и принадлежал к святым неразделенной Церкви. По всем параметрам это православное имя, однако, в русских святцах этого имени нет, и мальчиков с таким красивым именем, как правило, называют по-новому на крещении.
В советские времена, правда, как очень редко и сейчас, людей крестили с несвяточными именами, к примеру Инга или Нинель. По невнимательности это происходило, или еще по каким другим причинам, но человеку после приходилось очень туго, если он пробовал вести активную церковную жизнь, так как требовался постоянный комментарий «крестили именно так». Зато, чисто теоретически, если бы эти люди стали святыми, и Церковь могла бы их канонизировать, их имена могли бы быть включены в православные святцы. Ведь бывало и такое, что даже крещенный с новым христианским именем человек, ставший святым, создавал прецедент со своим подлинным именем, как например наши княгиня Ольга и князь Владимир.
Традиции крестить с двойными именами – например Анна-Мария - в Православной Церкви нет. Обряд имя наречения:
Прежде Крещение совершалось не так спешно, как теперь. Крестили, если не было никаких экстренных случаев, на сороковой день после рождения, в который, по ветхозаветному поверью, женщина-мать очищалась от последствий беременности и сама могла присутствовать на крещении младенца. Но имя давали, и причисляли к разряду так называемых оглашенных, на восьмой день. Здесь тоже не все так произвольно и случайно. С одной стороны, на восьмой день у иудеев происходил обряд обрезания младенца, то есть посвящение его Богу и вхождение в число избранного народа. Так повелось со времен Авраама.
Поскольку христианское крещение заменило обрезание, то логично было, что вхождение младенца в число «святого народа», то есть христиан, также происходило на восьмой день. Однако было и собственно Евангельское толкование этой традиции. Символически восьмой день ассоциировался с наступлением Царства Небесного. Об этом пишет апостол Павел в Послании к Евреям, за семь дней Бог создал этот мир, и о нем позаботился, и, теперь, верующие ожидают «день оный», восьмой, когда придет Иисус Христос. Кстати, восьмой день недели в православной седмице совпадает с первым, и это день воскресный, когда вспоминается Пасха. Следовательно, символическое значение обряда имянаречения на восьмой день после Дня Рождения – это еще «вписывание имени новорожденного в книгу жизни Царства Небесного».
Но, это, конечно в идеале, на практике сейчас молитва имянаречения совершается в тот же день, когда ребенка крестят, и не выделяется в отдельное богослужебное действие. В этой молитве священник призывает благодать Святого Духа на новокрещаемого и осеняет его крестным знамением, освящая все его мысли, чувства и действия, впервые называя его по избранному христианскому имени. И с этих пор и далее, это имя будет употребляться во всей жизни человека, как его церковное имя по которому, в конечном итоге, его и призовут на Суд будущего Царства.
Выбор имени по святцам
Святцы, или месяцеслов - это церковный календарь с указанием праздников и дней памяти святых.

Выбирая имя для по святцам, обычно смотрят на день рождения ребенка. В каждый день церковного года, как правило, празднуется память нескольких святых. Допустимо выбирать имя и среди тех, чья память празднуется на восьмой день от рождения, т.к. именно в этот день в древности нарекали имя, ведь число восемь символизирует вечность. Если не удалось выбрать имя в первый и восьмой день, то смотрят на 40-й день от рождения. Именно в этот день дитя приносят в храм для совершения таинства Святого Крещения, а матери читается очистительная молитва, после которой она может снова вернуться к церковной жизни, приступить к исповеди и причастию.
Источник: По данным сайта www.days.ru

пост создан: 21 июля 2009
просмотров: 1410
Показывать всем

Поделись с друзьями

Пусть твои друзья из других сетей тоже прочтут эту заметку

Для того, чтобы прокомментировать войдите или зарегистрируйтесь.
Юлия

Пермская обл., Пермь

С НОВЫМ ГОДОМ, Судьбы вам светлой и хорошей!!!!
  • krume
    krumeкоролевишна - новые фото
  • Taly
    Talytaly_lit это мой скайп. Я готова помочь словом, примером, пинком. Утешения…
  • Natusik777
    Natusik777САМОЕ ДОРОГОЕ ОЖЕРЕЛЬЕ НА ШЕЕ У ЖЕНЩИНЫ - ЭТО РУКИ РЕБЁНКА ОБНИМАЮЩИЕ…
  • docha26
    docha2627.07.16
  • lenchik1415
    lenchik1415
  • Галатея Лучистая
    Галатея Лучистая23/09/2016
  • Supermam
    SupermamПропадаем на даче, там интернет - роскошь.
  • мама Тусик
    мама Тусик
  • vanillamuss
    vanillamuss
  • Olunchik
    OlunchikКак же здесь уютненько! Уже 5 лет прошло!!!, а здесь все так же…