x
    • Мария
      Мария
  • Введите имя
    Введите правильный email адрес

Когда начинать читать ребенку детские книжки? С года, двух, трех лет? А может быть, гораздо раньше?

18.01.2010
понедельник

Читать малышу можно и даже нужно практически с самого рождения. Нет, конечно, не стоит брать толстенную энциклопедию, пусть даже детскую, и штудировать ее от корки до корки. И даже необязательно обзаводиться огромной книгой сказок (хотя в дальнейшем она вам, конечно же, понадобится). А вот маленькие стишки и потешки для начала - это как раз то, что надо. Именно они играют немалую роль в эмоциональном и речевом развитии ребенка.

Сначала, благодаря простым и мелодичным фразам с часто повторяющимися звуками, грудничок учится узнавать голоса, реагировать на их интонационную окраску, потом постепенно начинает повторять понравившиеся звуки. Кстати, очень хорошо выучить наизусть или просто переписать на листочки бумаги и развесить по дому несколько тематических стишков, например, про умывание, сон, еду или прогулку и читать их каждый раз перед определенным действием:

Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.

Киска, киска, киска, брысь!
На дорожку не садись:
Наша деточка пойдет,
Через киску упадет!..

Подобные потешки помогают развить у ребенка ассоциативный ряд. Во-первых, после нескольких повторений он будет знать, какое действие последует за определенными словами, во-вторых - как следствие - быстрее и легче начинает понимать значение этих самых слов.

равда, с того момента, когда ребенок превращается в ползунка, читать ему книжки становится проблематично. Все мои попытки почитать сыну стишки про животных с демонстрацией красочных картинок стали заканчиваться неудачей. Нет, не потому что ему было неинтересно - напротив, даже очень! Именно поэтому он каждый раз при виде раскрытой книги старался изловчиться и выдрать картинку, чтобы попробовать ее на вкус - а как же без этого. Проблему чтения решила все та же подруга, подарив нам книжку с толстыми картонными страницами и яркими картинками. Своему сыну она с 6 месяцев покупает именно такие. Ее удобно держать и можно отдать в руки малышу без страха, что книга будет "съедена". А главное, учась самостоятельно перелистывать страницы, ребенок знакомится с назначением книжки, а заодно и развивает мелкую моторику.

При покупке подобных изданий стоит руководствоваться некоторыми обязательными правилами. В первую очередь это, конечно, качество: никакой пахнущей краски и расслаивающихся страниц, крепкий корешок и отсутствие раскладывающихся объемных деталей, которые легко оторвать и опять же засунуть в рот. Вообще, ребенок до 1,5-2-х лет воспринимает книжку как игрушку, а поэтому в ней самое главное - красочность, необычность. Не стоит стремиться купить издание, где на каждой странице изображен целый "экшн". Возможно, вам, как взрослому, интересно, когда рисунок передает максимум информации, но для детского восприятия это тяжеловато. То же касается и текста под картинкой - 1-2 строчки на страницу, если это сказка, будет достаточно. Если стихи - то лучше четверостишиями.

Кстати, детские психологи рекомендуют проверять содержание книги до того, как вы начнете читать ее малышу. Не поленитесь, пролистайте ее еще в магазине, убедитесь, что в книжке нет злых героев, драк, слез и прочих негативных моментов - как в тексте, так и на рисунках. Это - не лучшие эпизоды для малышей.

Кроме книг с потешками, неплохо было бы обзавестись и сборниками пальчиковых игр. По сути, это те же стишки, рифмованные шутки и прибаутки. Только к их рассказу добавляется "комментарий" при помощи рук:

Играть в подобные игры с малышом очень полезно, и не только потому, что текст, сопровождаемый действием, проще понять и легче запомнить. В нашем организме все взаимосвязано. Движения пальцев и рук очень хорошо стимулируют головной мозг, особенно ту его часть, которая отвечает за речь. Так что, чем больше вы играете в подобные игры, тем быстрее услышите первое слово, а потом и фразу от своего малыша. Только не гонитесь за результатами: конечно, ребенку большое удовольствие доставляет игра с любимыми взрослыми, но все должно быть искренне. Попробуйте, и увидите, какую бурю восторга вызовет та же "сорока - белобока", если мама или папа будут эмоционально рассказывать о том, как она варила кашу, и азартно "рисовать" историю на ладошке. Но если игра превратится в обязанность - 3 раза в день в одно и то же время, то ребенок быстро потеряет к ней интерес. Ведь дети очень тонко чувствуют фальшь. Словом, лучше меньше, да лучше.

Ну а стоит ли читать книжки тем, кому год, два и больше, уже не вопрос - конечно же, читать!
Только вот что именно?



При выборе книги своему ребенку главное - не забывать о том, сколько ему лет. Как бы вы не любили сказку "Волшебник изумрудного города" или "Незнайка на луне", не стоит приобретать ее для двух- или трехлетки. Он еще не готов воспринять такие замысловатые рассказы, и купленная книга просто не вызовет у него интереса. Подобные произведения хороши для детей постарше - лет с пяти. В этом возрасте у них уже достаточно опыта и знаний, чтобы представить себе события, никогда ранее не происходившие с ними в жизни, и героев, которых они никогда не видели.

Что касается детей в возрасте 2-3 лет, им по-прежнему нужны книжки с картинками и не загружающими текстами. Это могут быть стихи Барто или Чуковского, коротенькие сказки - например, про Колобка или Курочку Рябу, и - опять же - всевозможные потешки. Главное, чтобы в произведениях, которые вы будете читать своему малышу, фигурировали хорошо известные ему люди, животные и события, поскольку в этом возрасте чтение в первую очередь способствует запоминанию различных предметов, а заодно учит сопоставлять ситуации.

К четырем годам объем знаний и словарный запас ребенка уже достаточно широк для того, чтобы наконец-то достать с дальней полки ту самую "Большую книгу сказок". Сейчас малышу будут интересны фольклорные произведения, былины, различные сказочные истории. Правда, слишком усердствовать не стоит: несмотря на то, что ребенок уже вполне может провести четкую границу между правдой и вымыслом, лучше, если персонажи и предметы, задействованные в сказках, будут близки к реальной жизни. Так что знакомство с космическими путешествиями и параллельными мирами отложите до пяти или даже шести лет. Кстати, если вам попадутся страшные истории про упырей, оборотней и осиновые колья, коих в некоторых сказочных сборниках немало, лучше их пропустить, а не пытаться пощекотать нервы ребенку. Как скажется на его психике подобное повествование - предугадать очень сложно. Психологи утверждают, что именно в этом возрасте закладывается основной костяк фобий и страхов, причиной которых становятся как раз всякого вида пугалки и страшилки.

Что касается пяти- и шестилетних, то здесь уже можно разгуляться: подберите хорошие детские книги - пусть они будут как можно более разнообразны по жанру, стилю и сюжетам. В этом возрасте ребенок уже в состоянии представить себе практически любую деталь, и ему не потребуются для этого картинки. Вы не знаете, как выглядит турбозвездосамоход, который фигурирует на протяжении всей сказочной истории? Не страшно. Спросите об этом у вашего пупса - он вам объяснит. Причем со всеми подробностями. Его воображение работает уже так хорошо, что он может и понять, о чем говорится в фантастических рассказах, и "читать между строк". А это значит, что теперь ваша задача будет состоять не столько в том, чтобы научить и заинтересовать, сколько в том, чтобы мягко и без нажима направить.
Интересного вам чтения!
Источник информации: Журнал "Пупс"

А эти стишки уже потихоньку "грызём" мы со Славиком!

Борис Заходер

Приятная встреча
Встретились Бяка и Бука.
Никто не издал ни звука.
Никто не подал и знака-
Молчали
Бука и Бяка.

И Бука
Думал со скукой:
«Чего он так смотрит – букой?»
А Бяка думал:
«Однако
Какой он ужасный
Бяка…»
*************************
Мой лев
Подарил мне папа
Льва!
Ох, и струсил я сперва!
Я два дня
Его боялся
А на третий –
Он сломался!
************************
Кискино горе
Плачет Киска в коридоре.
У нее
Большое горе:
Злые люди
Бедной Киске
Не дают
Украсть
Сосиски!
**************************
Дождик
Дождик песенку поет:
Кап, кап…
Только кто ее поймет-
Кап, кап?
Не поймет ни я, ни ты,
да зато поймут цветы,
и весенняя листва,
и зеленая трава…
лучше всех поймет зерно:
прорастать
начнет
оно!
************************
В. Степанов

Клубок
Ищет, ищет кот-коток,
Ищет бабушкин клубок.
Только нет нигде клубка,
Шерстяного колобка…
А у Кати новые
варежки лиловые

Мурочка
Мурка шерстку прилизала,
Новый бантик повязала.
А еще нашлись у кошки
Рукавички и сапожки.
Улыбнулась Мурочка:
-Я теперь – снегурочка.

На кормушке
На кормушке, под окном,
Было тесно зимним днем.
Мимо кошка пробежала-
На кормушке пусто стало…
Где же вы, синички,
Бойкие сестрички?

В гамаке
После вкусного обеда
Спит котенок-непоседа.
Спит - головку на бочок.
Он заснул, и мы молчок...

Тишина
Не шумит трава густая,
Речка плещет, как во сне.
Где ж ты, рыбка золотая?
Покажи хоть хвостик мне.

Няня Ваня
Я щенок по кличке Ваня,
Я - заботливая няня,
Няня у ребенка -
Серого котенка:
Спи, котенок, спи, родной,
Няня рядышком с тобой.

Спать пора
Как найти ко сну дорогу?
Как найти его берлогу?
Может, кубикам известно
Это сказочное место?..

Кот мурлыкает в усы,
Мама смотрит на часы.
Где же прячется она –
Эта сонная страна?

Может быть, об этом Мишке
Разузнать удастся в книжке?
Может быть, в стране зеркальной
Сон живет, покрытой тайной?

Как чужие стали лапы,
Не хотят они идти.
Может быть, спросить у папы,
Где пропавший сон найти?

Тише…Кажется, подушка
Что-то шепчет мне на ушко:
«Мишка, здесь твой сон живет,
Он сейчас к тебе придет»,

*******************************
М. Пляцковский

КОМУ ЧТО НРАВИТСЯ
Зайцу нравится капуста:
и хрустит, и очень вкусно.
Обожает кости пес,
Слон - морковку,
Конь - овес.
Воробей клюет проворно
Из своей кормушки зерна.
Ищет северный олень
Мох под снегом целый день.
Кошке нравится сметана,
Жаль дают не постоянно.
А медведь пчелиный мед
Ел и ел бы круглый год.
На лугу траву корова
Дотемна щипать готова.
Для лохматого щенка
Радость - блюдце молока.
Ну а я люблю варенье,
Это - просто объеденье.
Ничего ведь нет вкусней,
Это ясного ясней!

*********************************
Андрей Усачев

Кто чья мама?
За мамой лошадкой
Бежит жеребенок.

За мамой хохлаткой
Скачет цыпленок.

У мамы собаки
Щеночки спят в будке.

У мамы свиньи -
Поросята в закутке.
Вот радость:
Все в мамочку вышли малютки!

У мамы коровы
Теленок ревет:
Увидел мышонка -
И маму зовет.

Кудрявый ягненок
У мамы овечки:
Какие кудряшки,
Какие колечки!

У мамочки кошки
Усатые крошки -
Пищет бесконечно котята в лукошке.
И каждого нужон лизать языком.
И каждого нужно кормить молоком.

Ласкает медведица-мать
Медвежонка.

А мама-ежиха
Качает ежонка.

Все дети на свете
Похожи на мам.
Ты это, наверное,
Знаешь и сам.
******************************
М. Дружинина

Гусь
- Ты куда поплыл, мой гусь?
- Не волнуйся, я вернусь!
Посмотреть хочу, ГА-ГА,
На другие берега!

Лягушки
После дождика лягушки
Веселились на опушке:
- Что за прелесть, КВА-КВА-КВА,
всюду мокрая трава!

Барашки
- Приходите к нам, барашки,
Мы расчешем вам кудряшки!
- Нет, спсибо, бе-бе-Бееее!
Расчешите их себе!!!

Пчела
- Здравствуй, милая пчела!
Как здоровье, как дела?
- Все тружжжжусь и все жжужжжу!
Я на месте не сижжжжу!

Утки
Утки на лужок пришли,
Утки червяка нашли.
- Вот удача, КРЯ-КРЯ-КРЯ!
мы пришли сюда не зря!

Белка
- ЦОК-ЦОК-ЦОК! - сказала белка. -
Вот орешки на тарелке!
Вы, пожалуйста, грызите,
Только на пол не сорите!

Свинка
- Как приятно в теплой луже!
Но пора идти на ужин!
Ждут меня друзья, ХРЮ-ХРЮ,
Желудей им подарю!

Козленок
Шел козленок по дорожке,
У него устали ножки.
Закричал козленок: - МЕ-Е-Е!
Постелите коврик мне-е-е!

Курочка
- Ты скажи нам, курочка,
Где же наша улочка?
- Да совсем недалеко!
Там, за речкой! КО-КО-КО!

Воробей
- Не замерзнешь, воробьишка,
Без сапожек, без пальтишка?
- Не замерзну! Я привык!
ЧИК-ЧИРИК! ЧИК-ЧИК-ЧИРИК!

Теленок
Среди елок и сосенок
Маму потерял теленок.
- Где же мама? Не поймуууу!
- Здесь я мой хороший, МУУУУУУ!

Хор
- ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ! - поет Антошка.
- МЯУ-МЯУ! - вторят кошки.
- ГАВ! - залаял пес-боксер.
И... распался дружный хор.

Ветер
Ветер воет: УУУУУУУУУУУ!
Скуууучно одномууууу!
Веселее, ветер, вей,
И найдешь себе друзей!

Самовар
Самовар, ты что пыхтишь
И отчаянно свистишь?
ПЫХ-пых-пых! Зову с утра!
Всем за стол давно пора!

Бульон
Буль-буль-буль кипит бульон,
Ох и вкусным будет он!
Приглашаю всех обедать
и буль-буль-бульон отведать!
*************************
Автор неизвестен

Свинка
Свинка сыну говорила:
- я тебя хрю-хрю, мой милый!
Ну а ты меня, сыночек?
Слышишь, что я говорю!
Отвечал сыночек:
- Очень!
Очень я тебя хрю-хрю!

Сестренка
Подрастет сестренка Аня,
Обучу ее всему:
Песни петь, и барабанить,
И считалкам, и письму!
Буду с ней, а не с котенком
Бегать в салки у плетня.
Скоро вырастет сестренка -
Ей уже четыре дня!

********************
Корней Чуковский

Бебека
Взял барашек
Карандашик,
Взял и написал:
"Я - Бебека,
Я - Мемека,
Я медведя
Забодал!"

Испугалися зверюги,
Разбежалися в испуге.

А лягушка у болотца
Заливается, смеётся:
"Вот так молодцы!"

Головастики
Помнишь, Мурочка, на даче
В нашей лужице горячей
Головастики плясали,
Головастики плескались,
Головастики ныряли,
Баловались, кувыркались.
А старая жаба,
Как баба,
Сидела на кочке,
Вязала чулочки
И басом сказала:
- Спать!
- Ах, бабушка, милая бабушка,
Позволь нам ещё поиграть.

Котауси и Мауси
Жила-была мышка Мауси
И вдруг увидала Котауси.
У Котауси злые глазауси
И злые-презлые зубауси.

Подбежала Котауси к Мауси
И замахала хвостауси:
"Ах, Мауси, Мауси, Мауси,
Подойди ко мне, милая Мауси!

Я спою тебе песенку, Мауси,
Чудесную песенку, Мауси!"
Но ответила умная Мауси:
"Ты меня не обманешь, Котауси!

Вижу злые твои глазауси
И злые-презлые зубауси!"
Так ответила умная Мауси -
И скорее бегом от Котауси.

Свинки
Как на пишущей машинке
Две хорошенькие свинки:
Туки-туки-туки-тук!
Туки-туки-туки-тук!

И постукивают,
И похрюкивают:
"Хрюки-хрюки-хрюки-хрюк!
Хрюки-хрюки-хрюки-хрюк!"

Федотка
Бедный Федотка - сиротка.
Плачет несчастный Федотка:
Нет у него никого,
Кто пожалел бы его.
Только мама, да дядя, да тётка,
Только папа да дедушка с бабушкой.

Ежики смеются
У канавки
Две козявки
Продают ежам булавки.
А ежи-то хохотать!
Всё не могут перестать:
"Эх вы, глупые козявки!
Нам не надобны булавки:
Мы булавками сами утыканы".

Слониха читает
У слона была жена
Матрёна Ивановна.
И задумала она
Книжку почитать.

Но читала, бормотала,
Лопотала, лопотала:
"Таталата, маталата",-
Ничего не разобрать!

***********************
Народные

* * *
Вот глаза у нас какие:
Голубые, голубые.
Носик пуговкой у нас,
Бровки ниточкой у глаз.
Ушки маленькие,
Губки аленькие.
Шейка, щечки, лобик, ротик
и наш пухленький животик.

Мишка косолапый
Мишка косолапый
По лесу идет,
Шишки собирает,
Песенку поет.
Вдруг упала шишка -
Прямо мишке в лоб!
Мишка рассердился
И ногою топ!

Идет коза рогатая
Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая.
Ножками топ-топ,
Глазками глоп-хлоп.
Кто каши не ест,
Молока не пьет -
Забодает, забодает!

Ворон
Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду!
Сидит ворон на дубу,
Он играет во трубу
Во серебряную,
Труба точеная,
Позолоченая,
Песня ладная,
Сказка складная.

Утром он в трубу трубит,
А к ночи сказки говорит.
Сбегаются зверушки-
Ушки на макушке
Ворона послушать,
Пряничка покушать.

Гуси, гуси
- Гуси, гуси!
- Га-га-га!
- Есть хотите?
- Да, да, да!
- Ну летите!
- Нам нельзя,
Серый волк под горой
Зубы точит, съесть нас хочет!
- Ну летить как хотите,
Только крылья берегите!

Андрей-воробей
Андрей-воробей,
Не гоняй голубей,
Гоняй галочек
Из-под палочек.
Не клюй песок,
Не тупи носок!

Тетери
Как на нашем на лугу
Стоит чашка творогу,
Прилетели две тетери,
Поклевали, улетели.

Умный козел
Как у нас-то козел
Что за умный был:
Сам и по воду ходил,
Сам и кашу варил,
Деда с бабой кормил.

Соловей
В саду яблонька стоит,
Соловей на ней сидит,
Громко песни поет,
Ване спать не дает,
К себе Ванечку зовет.

Водичка-водичка
Водичка-водичка,
Умой мое личико.
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок!

Колыбельные
Баю-баю, люленьки,
Прилетели гуленьки.
Прилетели гуленьки,
Сели возле люленьки.

Баю-бай, баю-бай,
Ты, собачка, не лай.
Приходи ночевать,
Нашу Машу качать.

Баю-баю-баиньки,
Купим Маше валенки,
Полушубочек сочьем
И к бабуле повезем.
Будеи бабушка встречать,
Машу кашкой угощать,
Испечет ей пирожков
И румяненьких блинков.

Баю-баю-баиньки,
Купим Ване валенки,
Наденем на ноженьки,
Пустим по дороженьке.
Будет наш сынок ходит,
Новы валенки носить.

Баюшки-баиньки,
Прискакали заиньки,
Стали в дудочки играть,
Стала Маша засыпать.

Ой, люли-люли-люли,
Прилетели журавли,
Журавли-то мохноноги
Не нашли пути-дороги.
Они сели на ворота,
А ворота скрип, скрип...
Не будите у нас Ваню,
У нас Ваня спит, спит.

пост создан: 18 января 2010
просмотров: 157
Показывать всем

Поделись с друзьями

Пусть твои друзья из других сетей тоже прочтут эту заметку

Комментарии к посту "Когда начинать читать ребенку детские книжки? С года, двух, трех лет? А может быть, гораздо раньше?" (2):

  • Оля и Алеша
    Оля и Алеша 18.01.2010 16:39
    Какая молодец, мы тоже попробуем следовать вашим потешкам и стишкам.
  • Кристюшечка
    Кристюшечка 20.01.2010 03:18
    молодцы, мы вот тоже потехоньку пытаемся книжечки читать разные
Для того, чтобы прокомментировать войдите или зарегистрируйтесь.
Елена

Свердловская обл., Лесной