x
    • Мария
      Мария
  • Введите имя
    Введите правильный email адрес

Великий раскол

21.05.2011
суббота


Две ветви церкви – западная и восточная – начали расходиться уже в ранний период своего существования, хотя до определённого времени продолжали составлять единое целое. Восточная церковь была грекоязычной, а на Западе использовали латынь. И на том, и на другом языках сложилась разнообразная христианская литература. Две мощные христианские традиции развивались параллельно, однако всё более изолированно – в буквальном смысле говоря на разных языках. Помимо очевидных культурных различий между латинским Западом и грекоязычным Востоком, значительную роль играл ход политических событий, создавший в двух частях церкви совершенно разную ситуацию. В 359 г. Римская империя разделилась на две части. К Восточной Римской империи со столицей в Константинополе отошли территории, лежащие к востоку от Италии. К Западной Римской империи со столицей в Риме – Италия, земли к западу от Италии и западная часть средиземноморского побережья Северной Африки. В Западной Римской империи первым по значимости считался епископ Рима, игравший также и важную политическую роль. Прочие древние центры христианства – Александрия, Антиохия, Константинополь – остались на Востоке. На Западе падение великой Римской империи обернулось вакуумом власти, который заполнила церковь, чья политическая роль значительно выросла и особенно у её руководителей – римских пап. Папа Иннокентий I (402-417) заявлял, что первенство папы в христианском мире основано на верховенстве апостола Петра среди других апостолов (по преданию первым епископом Рима был Пётр). В критических ситуациях именно папы и церковные структуры оставались единственными гарантами общественной стабильности, подчас подменяя собой недееспособные государственные органы власти. С того времени, как в 800 году папа Лев III короновал Карла Великого, создавшего в Западной Европе великую христианскую империю, папы присвоили себе право возводить королей в императорское достоинство. В целом, римские папа играли чрезвычайно важную роль в политической жизни средневековой Западной Европы.На Востоке же империя продолжала существовать ещё тысячу лет, и самодержавные византийские императоры держали иерархов на коротком поводке. Гражданская власть вмешивалась в церковные вопросы и даже в богословские споры. Разумеется, императоры принимали богословские решения, исходя из политических соображений. В результате, церковь на Востоке впадала во всё большую зависимость от государства. В VI веке византийский император Юстиниан создал теорию «симфонии» – неразрывных и, с его точки зрения, гармонично соединяемых государства и церкви в единое целое. На деле же это превращало церковь в идеологическое учреждение, которое в обмен на государственную поддержку обслуживало политические интересы власти. Реальным главой церкви всё более становился император. Политические интересы византийских императоров и римских пап подчас входили в противоречия. Эти противоречия распространялись на весь христианский мир. Разность культур и политические разногласия дополнялись и разногласиями религиозными. Например, на Западе считали, что Дух Святой исходит от Отца и Сына, и к формулировке никейского символа веры добавляли фразу filioque («и от Сына»). На Востоке же считали, что Святой Дух исходит только от Бога Отца. Претензии пап на верховенство в церкви порождало напряжённость между Римом и другими центрами христианства, которые располагались на Востоке и которые считали папу первым среди равных патриархов и полагали, что власть его распространяется лишь на Западную церковь.На Востоке евхаристию совершали с использованием дрожжевого хлеба, а на Западе – пресного. На Западе к тому времени утвердился целибат, а на Востоке священники могли быть женатыми. На Западе широко распространилось учение о чистилище, где души умерших отбывают наказание за грехи перед тем, как пойти в рай. Восточные христиане никогда не принимали этого западного небиблейского нововведения. Выше, в разд. 7.2.2, уже упоминалось о споре между Восточной и Западной церквами по поводу даты празднования Пасхи. Список расхождений далеко не исчерпывается приведёнными примерами. Поэтому не приходится удивляться, что к середине XI века единство церкви уже воспринималась многими как чистая формальность. Для окончательного разрыва нужен был только удобный повод, который и представился в 1054 году.Разрыв отношений в 1054 годуОкончательный раскол произошёл в XI веке. В 1053 г. Константинопольский патриарх Михаил Керуларий закрыл в Константинополе несколько церквей и монастырей, совершавших богослужение по латинскому обряду, и осудил церковь на Западе за использование в евхаристии опресноков. Для разрешения конфликта папа Лев IХ в 1054 г. направил в Константинополь делегацию во главе с кардиналом Гумбертом, но тот не сумел найти общего языка с патриархом. Наконец, 16 июля 1054 г. папские легаты возложили на алтарь кафедрального собора Св. Софии грамоту об отлучении Михаила Керулария и его последователей и предании их анафеме (церковному проклятию). Патриарх не остался в долгу и через четыре дня на срочно созванном в Константинополе соборе предал анафеме папу Римского и его иерархию. Так произошёл первый великий раскол церкви, нарушивший её единство. Итоги расколаС того времени западная римско-католическая и восточная православная церкви шли своими путями. Никакие попытки объединения католических и православных церквей, предпринимавшиеся позднее, так и не смогли увенчаться успехом. Великий раскол показал, как легко грех и амбиции сеют раздоры и ненависть даже в христианской среде. Конечно, разногласия были достаточно серьёзными, чтобы их можно было не замечать. Однако прекращение духовного общения и взаимная неприязнь, веками разделявшая православных и католиков, явно противоречит заповедям Божьим. Обоюдное отлучение сохранялось до 7 декабря 1965 г., когда оно было отменено папой Павлом VI и Константинопольским патриархом Афинагором, но разделение продолжает сохраняться, и о каком-либо сотрудничестве между католиками и православными говорить не приходится.

пост создан: 21 мая 2011
просмотров: 148
Показывать всем

Поделись с друзьями

Пусть твои друзья из других сетей тоже прочтут эту заметку

Для того, чтобы прокомментировать войдите или зарегистрируйтесь.
Ольга

Москва и Московская обл., Москва

 
  • Михаил
    Михаил

    15 января 2007
    (9 лет 10 мес. 19 дн.)

  • Георгий
    Георгий

    23 апреля 2010
    (6 лет 7 мес. 11 дн.)