x
    • Мария
      Мария
  • Введите имя
    Введите правильный email адрес

Средневековое богословие

21.05.2011
суббота


Схоласты
Отличительной чертой интеллектуальной жизни церкви в XII-XIII веках стало широкое распространение схоластики. Происхождение этого термина восходит к латинскому слову schola – «школа». Схоласты стремились разумно осмыслить и обосновать основные истины христианской веры. На помощь богословию они призывали философию. Фактически, схоластика была призвана ответить на вопросы: Разумна ли вера? Как она согласуется со знанием?Схоласты Средневековья разделились на три основные школы:(1) Реализм под влиянием Платона утверждал, что универсалии (общие идеи) существуют отдельно и прежде конкретных предметов и явлений – ante rem. Например, есть два белых шара: идея белизны существует независимо от шаров. Шаров может не быть, а белизна как таковая всёже реально существует. Или, например, что есть добрый поступок: Это отражение доброты, которая реально существует в Творце независимо от людей и вселенной. Таким образом, существует два реальных мира, один – духовный, а другой – его отражение и порождение – материальный.Реализм преобладал на ранней стадии схоластики в лице такого богослова, как Ансельм Кентерберийский (1033-1109). Он предлагал решение вопроса о соотношении веры и знания в следующей формуле: «Верую, чтобы знать». То есть первичным признаётся вера и откровение, которые дают исходные аксиомы последующему знанию. В настоящее время реализм наиболее ярко проявлется в кругах консервативного евангельского богословия.(2) Номинализм под влиянием учения стоиков придерживался противоположной точки зрения на универсалии: общие идеи являются лишь абстрактным названием или именами, которые существуют не в объективной реальности, а в мыслях – post rem. Единственной реальностью является отдельный. Конкретный предмет. То есть понятие белизны двух белых шаров существует только в нашем воображении. А доброта – это обобщённая идея, которую человек извлекает, глядя на конкретные человеческие поступки. Таким образом, всё сводится только к материальному, видимому миру и миру идей, созданных воображением человека. Номинализм возник на заключительном этапе развития схоластики. Его представителями были Уильям Оккам (1280-1349) и Роджер Бэкон (1214-1292). Выражением их позиции стала формула: «Вера не зависит от знания». Как следствие, вскоре стало господствовать убеждение, что и знания не зависят от веры. Это, в свою очередь, привело к гуманизму и материализму Ренессанса. Это также способствовало утверждению экспериментального метода как основного и исключительного способа познания. В настоящее время номинализм преобладает в либеральном богословии и материалистическом атеизме.(3) Концептуализм, или умеренный реализм, занимал среднюю позицию. Под влиянием Аристотеля он учил, что универсалии существуют объективно, но только в самих предметах – in re, а не отдельно от них. То есть, общая идея не является произвольным именем или названием предмета, а соответствует его сущности и происходит из него. Белизна шаров – не символ, придуманный человеком, она объективно присуща этим шарам, но её не существовало до того, как появились эти шары. Таким образом, мир идей, духовная реальность переплетается с видимой материальной реальностью и проявляется только через неё.Концептуализм, придя на смену реализму, преобладал во второй период развития схоластики. Его яркими представителями были Пьер Абеляр (1079-1142), Альберт Великий (1193-1280) и наиболее известный схоласт Средневековья – Фома Аквинский (1225-1274). Вопрос знания и веры решался формулой: «Знаю, чтобы веровать». То есть, хотя истины откровения и невозможно постичь разумом, но обосновать и понять их разумом необходимо и возможно. Умеренный реализм преобладает в богословии исторических церквей, особенно в современной римско-католической церкви.Схоласты слишком увлекались интеллектуальными объяснением истин веры. Конечно, вера нуждается в осмыслении. Однако сама вера есть дар свыше, и потому её не следует целиком основывать на разумных предпосылках: знание никогда не может до конца объяснить веру. Вместе с тем, зародившись в человеке, вера, несомненно, затрагивает не только волю и чувства, но и разум. И с этой точки зрения, схоласты, несомненно, обогатили христианское богословие, придав ему интеллектуальную глубину.МистикиНаряду со схоластикой большую роль в духовной жизни средневековой церкви играло другое направление – мистицизм. Развитие мистицизма стало естественной реакцией на схоластический рационализм. В отличие от схоластов, мистики были сосредоточены на поиске близких отношений с Богом не на основе разума, а на уровне глубоких личных переживаний. В этом заключался смысл движения мистицизма, который как учение ставил перед собой задачу помочь человеку иметь внутренне, духовное общение с Богом. Богословские знания при этом не отвергались, но признавались истинными только в случае, если они приобретены посредством опыта. Опосредованное, или рациональное знание для мистиков не имело значения.Основателем средневековой западноевропейской мистики считается Бернар Клервосский (1090-1153), который стремился сделать христианскую истину достоянием не разума, а сердца. Более поздний этап развития мистического богословия на Западе связан с немецкими мистиками, в первую очередь, с Мейстером Экхартом (1260-1327) и его учеником Иоанном Таулером (1300-1361). В Нидерландах заметный след оставило «Братство общинной жизни», в среде которого возникло сочинение «О подражании Христу» Фомы Кемпийского (1380-1471), которое до сих пор считается одним из выдающихся произведений мистического богословия. Западноевропейское мистическое богословие выражало стремление к личностному познанию Бога, и в этом смысле мистицизм стал преддверием Реформации, поставившей личные взаимоотношения человека и Бога в центр своего внимания. Но в то же время, мистикам, как и схоластам, не удалось избежать крайностей: в их духовной жизни было слишком много эмоционального и субъективного. В мистицизме таились две опасности. С одной стороны, подстерегала опасность подмены библейского откровения личным переживанием и субъективным мнением. С другой стороны, мистицизм иногда приводил к пантеизму, который учил, что Бог является всем и во всём, Он воплощается в верующем так же, как во Христе – поэтому жизнь верующего становится совершенно свободной от греха. Бог, таким образом, как бы растворяется в Своём творении. Однако, несомненной заслугой мистиков является то, что они обратили внимание средневековых верующих на внутреннюю духовную жизнь, на важность личных отношений с Христом.

пост создан: 21 мая 2011
просмотров: 317
Показывать всем

Поделись с друзьями

Пусть твои друзья из других сетей тоже прочтут эту заметку

Для того, чтобы прокомментировать войдите или зарегистрируйтесь.
Ольга

Москва и Московская обл., Москва

 
  • Михаил
    Михаил

    15 января 2007
    (9 лет 10 мес. 21 дн.)

  • Георгий
    Георгий

    23 апреля 2010
    (6 лет 7 мес. 13 дн.)