x
    • Мария
      Мария
  • Введите имя
    Введите правильный email адрес

Первое знакомство с миром

14.05.2011
суббота

"Рожана "о малышах
Первое знакомство с миром 2000
Психолог-перинатолог Ж. В. Цареградская
Статья опубликована в журнале«Няня», январь 2000 г.
 Адаптационный период в жизни новорожденного длится около шести недель.От того, как прошли первые часы после родов, зависят дальнейшие отношения между мамой и малышом. Вовремя и правильно установленный контакт пробуждает у женщины материнский инстинкт, а у новорожденного в этот критический период закладывается привязанность к матери. Зрение новорожденного настроено таким образом, что он ясно видит предметы на расстоянии 20–25 см, а лицо мамы при кормлении грудью находится от него именно на таком расстоянии. В течение первых суток жизни малыш узнает и запоминает свою маму; благодаря чему у него возникает любовь к ней. Хотя первый час — очень короткий период, но новорожденный проявляет себя за это время по-разному.Первые 20 минут после родовкроха расслабляется, это необходимо для восстановления сил после недавнего напряжения. Сообщив криком о приходе в этот мир, малыш тихо лежит, и отдыхает. В это время он обычно откашливается, чихает и сопит, освобождая дыхательные пути от слизи и привыкая к новому способу дыхания.Спустя 20 минут после рожденияребенок начинает поворачивать голову; двигает руками и ногами. Если дать малышу возможность, он поползет по направлению к матери, ориентируясь на знакомый запах. Хорошо, когда в этот момент мама берет его на руки. Первым телесным контактом матери и ребенка, который называют «кожа к коже», становится прикосновение их тел. Его значение трудно переоценить: в мире млекопитающих он является вручением вверительных грамот и выражается в облизывании самки своего детеныша. Таким образом, мать признает свое дитя, а дитя — свою мать. Для новорожденного он является сигналом «ты в безопасности», а для мамы — это сигнал о том, что ребенок жив, и его надо кормить. У женщины стимулируется выработка гормонов, которые активизируют лактацию. В движении у малыша проявляется поисковый рефлекс, и он самостоятельно, без посторонней помощи может найти материнскую грудь. Во многих родильных домах Европы и Америки здорового новорожденного не уносят от матери до тех пор, пока он не проявит поисковую активность, и не начнет сосать грудь. Поисковая активность новорожденного проявляется в том, что он открывает рот, сжимает и разжимает ладони. Затем он ползет, поднимая голову; работая локтями и толкаясь ногами, чтобы добраться до соска. Совершив несколько движений, новорожденный отдыхает. Важно, чтобы мама помогла ему; а не взирала на его попытки добраться до груди с видом постороннего наблюдателя. На следующем этапе поискового рефлекса новорожденный, добираясь до груди, широко открывает рот, сосет свои пальцы и «клюет» носом. Затем он высовывает язык так, что сосок оказывается у него глубоко во рту. Дело сделано! Малыш сам определяет, сколько ему необходимо времени, чтобы все получилось, поэтому не следует ему мешать и торопить его. Когда малыш справится со своей задачей, он бросает грудь и засыпает. Первое прикладывание малыша к груди — это продолжение внутри-утробного телесного контакта, оно имеет огромное значение, так как дает устойчивую лактацию. Именно в это время кроха пытается заглянуть в мамины глаза. А потом новорожденный засыпает. Это происходит примерно через час после родов, как правило, к этому моменту женщина тоже испытывает непреодолимое желание расслабиться.В первый день жизниребенок ведет себя как пришелец с другой планеты: осматривается, издает ухающие звуки, практически не закрывает глаз и не мигает, при этом темнота воспринимается как родная стихия.Первые три днямимика малыша выражает его впечатления от родов. Чем тяжелее они были, тем печальнее и серьезнее выражение его лица. Во сне малыш может беспричинно плакать, при этом на его лице видна печать безысходного страдания. В периоды бодрствования ребенок недоуменно осматривается. О том, что роды были легкими, свидетельствует бессознательная улыбка во время сна и блуждающая улыбка в состоянии бодрствования.К концу первой неделиу ребенка может появиться сознательная улыбка во время бодрствования — как реакция на голос мамы или на какое-либо другое доброе проявление со стороны внешнего мира. Кроме этого, при пробуждении малыш сладко покряхтывает и попискивает. Мама должна успеть насладиться этими милыми звуками, поскольку скоро они бесследно исчезнут.На десятый деньмалыш может проявлять сознательную радость при появлении мамы, звуках ее голоса. Чуть позже активные эмоции, требующие непременного внимания со стороны, малыш выражает частым сопением.С четырнадцатого дняуже может происходить осознанное общение малыша с мамой, и она должна использовать этот важный момент. Кроху хорошо поглаживать, ласкать, приветливо с ним разговаривать, целовать. В это время у него формируется то или иное отношение к внешнему миру.Поскольку адаптационный период традиционно ограничивается сороковым днем жизни малыша, мы подробнее остановимся на «достижениях» именно этого возраста.В начале второго месяцакроха уже хорошо держит голову; высоко поднимает ее из положения лежа на животе, а также делает попытки передвигаться ползком — но пока безрезультатно. Переворачивается с живота на бок, и кажется, что для переворота на спину не хватает совсем немного. На руках сидит «столбиком», но нуждается в поддержке, поскольку мышцы еще слабые и не способны самостоятельно держать спину.К концу первого месяцапрактически все дети начинают гулить. Ребенок активно включается в общение и иногда, страстно желая ответить на обращенные к нему слова, начинает покашливать, что имеет следующий смысл: «Очень хочется что-нибудь сказать тебе на вашем языке, но я не могу, поэтому хотя бы покашляю!» Разговорный кашель отличается от болезненного, поэтому если в возрасте 25–40 дней малыш начал покашливать, то это еще не означает, что он заболел. Учащенное дыхание и сопение малыша тоже становится одним из средств для выражения эмоций. Когда взрослый попадает в поле зрения младенца, и он хочет привлечь к себе внимание взрослого, то начинает часто сопеть, как бы сообщая: «Я тебя вижу!» Помимо этого ребенок проявляет огромный интерес к окружающей обстановке и просит, чтобы его носили на руках для обзора места, где он находится. Малыш внимательно рассматривает окружающие его предметы. К этому времени он хорошо фокусирует взгляд, следит глазами за движущимся предметом. О значительном скачке в психоэмоциональном развитии говорит то, что кроха уже может различать чужих и своих.К концу адаптационного периодаспектр переживаемых эмоций необычайно богат. Причем малыш может выражать их доступными средствами. Когда мама наклоняется над ребенком, он начинает улыбаться, как бы говоря: «Я так рад тебя видеть!» Если мама угадывает его желания и чувства, малыш начинает смеяться и всем своим видом показывает: «Как хорошо, что мы друг друга понимаем!» Но если мама задержалась с правильным решением, то ребенок начинает нервничать и раздраженно покрикивать, а следующей реакцией на ее недогадливость бывает отчаянный плач. Способность крохи выражать обиду особенно ярко выражается, когда мама подходит к нему и вместо того, чтобы взять на руки, снова уходит. Тогда малыш начинает плакать резко, вдруг. Ребенок с большим удивлением прислушивается к процессам, которые происходят в его теле. При этом он тихо лежит, сосредоточенно и удивленно слушает себя. После пробуждения кроха издает специфичные звуки, похожие на тихий зов, адресованный маме. Начиная с двухнедельного возраста, малыш довольно выразительно зовет маму; и особенно ясно он это делает, когда долго лежит один и теперь ему необходимо общение. Ребенок умеет выражать просьбы, например, когда ему пора спать или когда он хочет на руки. Причем малыш может просить как о том, чтобы его взяли на руки, так и о том, чтобы его положили. Если у малыша болит животик или есть другие причины, он может выражать даже мольбу: «Помоги мне!» Жалобы выражаются также и в менее конкретной ситуации: «Я лежу тут такой маленький, а меня никто не берет на ручки!» Ребенок способен выражать и требования, при этом он не плачет, а кричит командным голосом: «Есть хочу!» Если мама взяла малыша на руки и не дала грудь вопреки его ожиданиям, он начинает требовать: «Давай скорее, а то сейчас заплачу!»На втором месяцемалыш уже способен ждать, если мама подходит не сразу, — лежит, терпит, при этом напряженно сопит. Если его заставить ждать долго, то сопение перейдет в плач. Если мама не угадывает, что нужно малышу; он начинает «ругаться»: раздраженно или назидательно покряхтывает и при этом ждет, когда же маму осенит верная догадка. Когда младенец полностью доверяет своей маме, он начинает важничать. Это выражается в том, что на ее обращение он отворачивается и делает вид, что не замечает, поскольку занят совершенно другими делами. В эти моменты маме необходимо поддерживать игру ребенка, продолжая доказывать ему свою надежность.
Ж. В. Цареградская,психолог-перинатологСтатья опубликована в «Маминой газете»№3, 7 апреля 1999 г.В последнее время часто нахожу в Интернете всевозможные советы родителям. Одно из таких писем — «Руководство для начинающего отца, или 17 способов успокоить орущее чадо» — заставило меня высказаться.Из «17 способов…» несколько действительно продиктованы здравым смыслом (распеленать ребенка и снять с него памперс; положить к маме под бочок и дать грудь). Большинство же советов вызваны, в лучшем случае, раздражением уставшего родителя, в худшем — убеждением «С ним (с грудным ребенком) можно делать что угодно — он не сломается!». Поэтому предлагается: не подходить к нему, прикрикнуть, шлепнуть, облить холодной водой, подбросить к потолку или подержать вверх ногами — и только в самую последнюю очередь попытаться, наконец, установить и устранить причину плача.«Чем бы дитя ни тешилось — лишь бы не плакало» — думают родители, изобретая средства занять плачущего ребенка, чтобы он не мешал им заниматься своими делами. Однако народная мудрость, давшая жизнь этой пословице, в другом: ребенок вообще не должен плакать.Возможно ли это? Теоретически да. Плач — единственная возможность новорожденного сообщить матери о том, что ему плохо. Здоровый ухоженный младенец не будет плакать, если устранены все вероятные причины его дискомфорта. Вот основные причины плача новорожденного:
необходимость в физическом контакте с матерью;
желание взять грудь, удовлетворить сосательный рефлекс;
желание, чтобы его покачали;
желание заснуть, чувство усталости;
необходимость опорожнить кишечник или мочевой пузырь;
ощущение холода;
недомогание (внутричерепное давление, гипертонус, гипотонус, повышенная возбудимость, начало инфекционного или простудного заболевания, кожные заболевания или опрелости, физиологические явления адаптационного периода — боли в животе, телесный дискомфорт),
повышенная чувствительность кожи;
тревога или испуг, неудовлетворенность контактом с мамой или окружением;
реакция на геомагнитные или атмосферные явления, фазы Луны. Как же на практике вырастить ребенка без плача? Рассказывает антрополог, автор книги «Наши дети, мы сами» Мередит Смолл: «Американская или европейская мать откликается на плач своего ребенка в среднем через одну минуту — обычно она берет его на руки и успокаивает. Дети, появившиеся на свет там, где еще сохранилась первобытная цивилизация, плачут так же часто, но по времени — вдвое меньше. Отклик африканской матери происходит через 10 секунд и заключается в том, что младенца подносят к груди: там детей кормят около 4 раз в час, без всякого расписания»,Что дает такой быстрый отклик матери? Плач — просьба малыша о помощи — не остается без внимания, и это формирует у ребенка благоприятное впечатление о мире, который он осваивает. Чем быстрее мать приходит ребенку на помощь, тем меньше страдает его нервная система,Итак, что делать родителям, если ребенок плачет?1. Взять малыша на руки и дать грудь.Если ребенок не успокаивается или отказывается взять грудь — выяснить причину плача. Для этого: 2. Предложить ребенку сходить по-большому или по-маленькому, или поменять пеленки, если он уже все сделал сам. 3. Попробовать покачать и уложить спать. 4. Устранить раздражители кожи: проверить одежду или пеленки, нет ли опрелостей или высыпаний, проверить состояние спального места. 5. Если ребенка кормят грудью, исключить воду и другие вводимые продукты. 6. Ребенок может реагировать на раздражение мамы или общую недоброжелательную обстановку в семье. Маме и окружающим надо успокоиться и по возможности устранить источник раздражения. Эти меры не дают результата?Вероятно, малыш испытывает недомогание — надо вызвать врача.Возможно, родители неправильно ухаживают за младенцем — нужна консультация психолога-перинатолога.В ожидании специалистов носите ребенка на руках, часто прикладывайте к груди, меняйте пеленки и следите за кожей — эти меры в любом случае улучшают состояние младенца.
Начало формы
Конец формыНа пути к горшку 1999
Психолог-перинатолог Ж. В. ЦареградскаяСтатья опубликована в журнале «Наш малыш», август 1999 г.0 — 6 месяцев: Высадите меня!У молодых родителей обычно создается впечатление, что свои большие и маленькие нужды ребенок справляет беспорядочно и не отдает себе в них отчета, реагируя только на дискомфорт от мокрых пеленок. Но стоит неспеленутому малышу в одной рубашечке побыть несколько дней на руках у мамы, кормиться грудью, как вы заметите: по большому ребенок ходит или во время еды, ненадолго отрываясь от груди, или сразу после. О намерении пописать сообщает характерным плачем-хныканьем, кряхтением, «повышенной задумчивостью». Наблюдая за новорожденными и грудными детьми, мы выяснили, что они «просятся» даже ночью: покряхтывают, хнычут, ворочаются. И если мама не слышит, малыш может разразиться плачем. Вы, наверное, и сами видели: ребенок вдруг начинает плакать, будто у него что-то заболело — например, во время кормления, — и мама никак не может его утихомирить. Попробуйте в этот момент повернуть его спинкой к себе, держа под ножки, он сделает свои дела, и успокоится. Мы предполагаем, что такое поведение новорожденного объясняется остатками первобытных инстинктов самосохранения: если мочиться и испражняться на маму, она будет источать запах, привлекательный для врагов. Значит, в целях выживания свои делишки надо делать так, чтобы мама и ребенок оставались сухими и чистыми.6 — 8 месяцев: Хочу делать это самНаучившись ползать, малыш часто стремится добиться независимости и в «туалетных» делах: сопротивляется «высаживанию», старается делать свои делишки без свидетелей. Это очень важный этап: до сих пор в контроле за мочеиспусканием и дефекацией участвовала мама, а теперь ребенок сам учится контролировать свои отправления.8 — 15 месяцев: Что со мною происходит?Примерно в это же время обычно возникают игры с накаканным и написанным, которые приводят родителей в недоумение. А ребенку просто надо понять процессы, происходящие с его телом, надо разобраться, что это такое появляется, откуда и почему. Мы наблюдали, как дети щупают, рассматривают свои «произведения», причем любят делать это в одиночестве. Мы стараемся им в этом не мешать. Приучаем делать свои дела на газетку (или специальный моющийся коврик), убираем за малышом, но никогда не ругаем. Чувствуя поддержку (какой молодец, как хорошо все сделал, давай вытрем тряпочкой), дети быстрее проходят этот этап — за 2-3 месяца. Но если малыш изучает не только свою дефекацию, но и реакцию мамы, такие игры могут растянуться на год и более.15 — 18 месяцев: Я хочу в туалет!Разобравшись с особенностями своего тела и установив связь между позывами и следующими за ними отправлениями, малыш начинает привлекать внимание окружающих к своим нуждам — «проситься». Он может взять маму за руку и отвести в то место, где она его высаживает, может заявить о своем желании определенными звуками.С 18 месяцев: А как это делают все?По нашим наблюдениям, ребенок начинает реагировать на горшок как на отхожее место тогда, когда между ним и мамой появляется некоторая дистанция, и он начинает воспринимать отношения между другими людьми и включать себя в эти отношения. Это происходит примерно с 1,5 до 2 лет. До этого времени мы не пытаемся «усадить» малыша на горшок. Сначала мы вводим горшок в интерьер. Хорошо, чтобы на нем посидел кто-то из старших детей, показал, как это делается. Мы окружаем горшок игрушками. Поначалу ребенок делает свои дела рядом с горшком, играя игрушками. Через некоторое время мы помогаем ему переместиться на горшок.Что такое «колики»Ни один новорожденный или грудной ребенок не пожаловался врачу «Доктор, у меня болит живот!». Поэтому диагноз «колики» это не боли в животе, а характерное поведение ребенка. «Коликами» называют продолжительный непрекращающийся плач ребенка в определенное время дня, а чаще вечером. При этом ребенок может подтягивать ноги к животу и сучить ими, как будто болит живот. Может показаться, что ребенок хочет сосать, но от груди он отказывается и его бывает трудно успокоить. У детей с подобной картиной плача может быть активное пищеварение и выход газов. Однако, и в спокойном состоянии у них наблюдаются бурления в животе и выход газов, которые не вызывают плача. Обычно при более подробном исследовании состояния такого ребенка причина плача остается не ясной. Такое состояние называется «колики». Что болит у малыша?Родители всегда связывают поведение ребенка при коликах (сучит ногами, начинает плакать при выходе газов и т.д.) с болью в животе. Они даже не подозревают, что у ребенка в отличие от взрослого нет локализации боли. Это означает, что когда у новорожденного боль возникает, например, в локте — он ощущает, что у него болит вся рука и даже все тело. Поэтому при боли в любой части тела ребенок ведет себя одинаково, — ведь болит он весь. Например, когда ребенку берут кровь из пальца, и болит его палец, он плачет, кричит, сучит ногами и вскидывает руками. То же самое он делает, когда у него берут кровь из пяточки. Поэтому по поведению ребенка в ответ на болевой раздражитель, который скрыт от глаз взрослого, нельзя с точностью сказать, что именно у малыша болит. Почему же все решили, что у ребенка болит животик?Мы решили разобраться поподробнее в этой проблеме и решили понаблюдать за закономерностями появления «колик». Благодаря тщательным наблюдениям удалось установить, что беспричинный плач появляется у малышей при перепаде атмосферного давления, когда меняется погода. Беспокойно ведут себя дети перед грозой, в ветреную погоду, в пасмурную и дождливую погоду при значительном понижении атмосферного давления. При еще более детальном рассмотрении вопроса мы выяснили, что такое поведение чаще всего появляется у детей в двух случаях: при не вполне благополучном рождении и при диагнозе «повышение внутричерепного давления». Анализ состояния взрослых людей в трудные дни, когда дети страдали «коликами», показал, что практически все метеочувствительные люди страдали головной болью или переживали приступы мигрени. Из этого вытекает вывод, что загадочные «колики» — это грудничковая мигрень. Любой взрослый, который хотя бы раз в жизни переносил приступ мигрени, хорошо поймет, как чувствует себя грудной ребенок во время головной боли. При головной боли у грудничка, так же как и у взрослого человека, усиливается перистальтика, может возникнуть тошнота, дурнота, рвота и расстройство желудка. Во время сосания и бурлений в животе головная боль у крохи усиливается, именно с этим и связано усиление его плача при выходе газов и, когда мама предлагает ему взять грудь. Поскольку мигрень связана с желудочными явлениями, все решили, что «колики» — это боль в животе. Так возник миф о том, что у ребенка болит живот.Кто страдает «коликами»Интересно, что «колики» — это привилегия исключительно цивилизованного человека. Ни в одном первобытном обществе такое поведение детей неизвестно. Отсутствие «колик» у детей тех народов, которые сохранили первобытную культуру, заинтересовало многих исследователей. Благодаря чему удалось выяснить, что естественные роды, хороший физиологически обоснованный уход и грудное вскармливание, когда мать кормит малыша по требованию — это надежная защита от «колик».Мы решили проверить, так ли плох цивилизованный человек? Неужели он не в состоянии избавить свое дитя от головной боли? Чтобы провести такую проверку мы организовали несколько десятков естественных не медикаментозных родов, которые шли безболезненно, как и положено в природе. Затем мы обучали маму физиологическому уходу и грудному вскармливанию, когда мама отвечает на любой сигнал ребенка, и часто прикладывает его к груди. Все женщины с первых дней освоили все необходимые навыки, которые отличают хорошую мать. И каков же результат? Ни у одного ребенка «коликов» не оказалось. Исходя из этого, мы заключили, что современные мамы, не хуже первобытных могут обеспечить своему ребенку хороший уход, если их научить. Если у мамы роды прошли без вмешательств и боли, она кормит грудью и грамотно ухаживает за малышом, то он не будет страдать мигренью. Просто далеко не все современные мамы могут обеспечить для своих детей такую базу здоровья.Что же делать?Это вполне естественный вопрос. Если женщина еще беременна, то ей стоит постараться обеспечить себе нормальные роды без вмешательств — не в воду и не в клинике. Любые отклонения от естественного хода родов, определенного биологией человека, приводят к неблагополучию ребенка. Согласно обширной статистике медикализированные роды, проведенные в клинике, приводят в первую очередь к химической травме рождающегося ребенка, а это обязательно скажется на состоянии его здоровья. Стимуляция родовой деятельности и обезболивание родов — это 100% вероятность травматизации плода, которая впоследствии приводит к грудничковой мигрени. Водные роды, несмотря на широкую пропаганду этого метода, приводят к стрессу новорожденного. А последующие упражнения беби-йоги и динамической гимнастики, плаванье и проныривание приводят к повышению у ребенка внутричерепного давления и даже гидроцефалии. В результате дети страдают не только «коликами», выражающимися в неутешном плаче и пенистом стуле, но и в нарушениях сна. Перенеся подобное обращение, малыш постоянно находится в тревожном состоянии и просто не может позволить себе заснуть.Следующее, о чем стоит позаботиться будущей маме — это заблаговременно найти возможность обучиться грамотно ухаживать за крохой и наладить полноценное грудное вскармливание. Если маме повезло, и она смогла родить своего малыша с минимальной травмой, то обучение физиологически обоснованному уходу поможет сохранить здоровье и психоэмоциональный комфорт ребенка. В этом случае грудничковой мигрени удастся избежать. Если роды оказались неудачными, и здоровье ребенка уже пострадало, материнский профессионализм поможет справиться с болезненными состояниями крохи и свести их до возможного минимума.Нужно ли лечить «колики»?Хочется предостеречь мам и будущих и состоявшихся, что при «коликах» ребенку не помогает укропная водичка, «Эспумизан» и другие средства «для животика». Напротив, они только ухудшают состояние малыша, нарушая естественный баланс в его пищеварительной системе. Ведь желудочно-кишечный тракт ребенка рассчитан только на материнское молоко, — все инородные продукты травмируют его и приводят к самым разным расстройствам в дополнение к уже существующим проблемам. Малыш впервые бывает готов к получению инородных продуктов лишь к 6 месяцам. Поэтому для ребенка, страдающего грудничковой мигренью, особенно актуально полноценное грудное вскармливание. Это избавит его от лишних желудочных страданий. Но, самое главное, материнское молоко способствует нормальному росту и даже восстановлению нервной системы младенца. Именно поэтому исключительно грудное вскармливание без допаивания и докармливания малыша до 6 месяцев, прикладывание к груди по первому писку или признаку беспокойства является профилактикой «колик».И еще, ни в коем случае не используйте газоотводные трубочки и клизмы. Будьте милосердны к детям. Ложное мнение, что эти средства «помогают» ребенку заставляют многих мам использовать этот варварский метод. Однако мамам следует знать, что газоотводная трубка не облегчает головную боль, зато приводит в будущем к сексопатологиям, например, гомосексуализму. Многие родители впадают в заблуждение, считая, что эти средства приносят облегчение, поскольку у ребенка постепенно наступает привыкание и раздражение ануса начинает доставлять ему удовольствие.Когда наступит избавление?Если «колики» сохраняются при налаженном грамотном уходе и грудном вскармливании — нужно просто ждать. К трем месяцам головные боли у ребенка, связанные с перепадом атмосферного давления и изменениями электромагнитного фона, практически проходят или, по крайней мере, становятся менее активными. С этого времени малыш начинает значительно меньше плакать. Окончательно ребенок освобождается от головных болей к 6 месяцам. Это происходит всегда, без какого бы то ни было лечения.
Главная страница Библиотека Уход за ребенком до года Жизнерадостный наблюдатель 2000 Жизнерадостный наблюдатель 2000
Психолог-перинатолог Ж. В. ЦареградскаяСтатья опубликована в журнале «Няня», февраль 2000 г.(Психоэмоциональное и физическое развитие двухмесячного малыша)При условии хорошего ухода и удовлетворительного психоэмоционального контакта с мамой малыш чувствует себя комфортно и безопасно только у нее на руках, поэтому он стремится к постоянному контакту с ней. Другими словами, ребенок в этом возрасте считает себя частью матери и не способен отделить свое «я» от нее. По этой причине он ведет себя спокойно и непритязательно, когда находится на маминых руках и вместе с ней участвует во всех делах. В такой ситуации ребенок не требует к себе особого внимания, он спокойно и терпеливо относится ко всем перемещениям и переменам поз, наблюдая за происходящим вокруг. Он дает о себе знать только тогда, когда чувствует дискомфорт или какую-либо потребность.Во время сна малыш все еще нуждается в ограничении пространства и поэтому лучше спит в «гнездышке», уткнувшись носом в подушку или рядом с мамой. Он еще может нуждаться в пеленании, если продолжает совершать спонтанные движения руками и ногами (вскидываться) и просыпается с плачем. К этому времени ребенок овладевает координацией глаз: фиксирует взгляд, следит за предметами, рассматривает их, поворачивает голову к источнику звука и видит его. Также начинает координироваться работа глаз и действия рук. Кроха тянется к предмету и пытается его захватить. Оказавшись у взрослого на руках «столбиком он с интересом рассматривает помещение, где находится. С этого возраста малыш активно пытается привлечь внимание взрослых. Эти попытки можно охарактеризовать как кокетство: малыш «строит глазки», заигрывает и демонстрирует, какой он хороший и симпатичный. У малыша также появляется вполне обоснованная твердость и решительность — так он пытается опротестовать действия взрослых, которые кажутся неправомерными по отношению к нему.Начиная с этого возраста, дети становятся очень веселыми и жизнерадостными. Они улыбаются, широко раскрывая рот и издавая при этом звуки (озвученная улыбка), или беззвучно смеются. Некоторые из них начинают смеяться в голос.Двухмесячный малыш уверенно держит голову и вертит ею, рассматривая окружающую обстановку Он уже может также сидеть на руках «столбиком». Кроме этого у крохи появляется желание стоять, упираясь ножками, что он и начинает делать, когда мама поддерживает его за подмышки. Благодаря окрепшим мышцам ребенок больше двигается: лежа на спине, он делает попытки подтянуться, поднять корпус вверх, что очень похоже на упражнение для укрепления брюшного пресса. Если крохе предложить в качестве упора пальцы или что-нибудь еще, то он способен подтянуться и сесть. В это же время он пытается ползти, как бы подтягивается, может и самостоятельно перевернуться с живота на спину. Лежа на животе, малыш высоко поднимается на руках, осваивает переворот на бочок.В этом возрасте ребенок уже координирует движения рук и головы. Если ему не нравится, что кто-то, например, трогает его за нос, то он начинает отталкивать этого человека руками. Кроха тянется к предмету и удерживает, если предмет вложен в руку.Вскармливание в этом возрасте — исключительно маминым молоком. Малыша прикладывают к груди без выраженного режима по требованию. Частые прикладывания необходимы ему для психоэмоционального комфорта, нет ничего плохого в том, что это будет по 4 раза в час. Полноценные кормления могут происходить примерно через 40 минут — 3,5 часа.Кроха начинает заметно меньше спать. В дневное время у него появляются два продолжительных периода сна (по 1—3 часа) и 4—5 коротких (по 10—30 минут). Появляется выраженный длинный ночной сон до 12 часов, в котором малыш делает перерывы для кормлений и высаживаний. Наиболее часты пробуждения между 3 и 8 часами утра.Уже с этого возраста дети проявляют себя как совы или жаворонки. Это хорошо заметно по ночному сну: «жаворонки» засыпают в 19—21 час и поднимаются в б—8 часов, а «совы» укладываются в 23—1 час ночи и просыпаются в 10—12 часов дня.Появляется реакция на изменения погоды, фазу Луны (полнолуние и новолуние), геомагнитные и астрономические явления (магнитные бури, затмения, приближение кометы, метеоритные дожди, парад планет и т.д.), которая выражается в беспокойном, вялом или чрезмерно активном поведении, продолжительном или беспокойном сне, частом и беспричинном плаче, затрудненном засыпании.
Главная страница Библиотека Уход за ребенком до года Уход за младенцем: учимся у прабабушек 1998 Уход за младенцем: учимся у прабабушек 1998
Психолог-перинатолог Ж. В. ЦареградскаяСтатья опубликована в журнале «Наш малыш», август 1998 г.Сегодня уже никого не удивляет тот факт, что, еще находясь в утробе матери, младенец видит, слышит, воспринимает вкусы и запахи. Более того: он переживает эмоции, переживаемые матерью, — радость, чувство удовлетворения, страх или печаль. Можно предположить, что такое развитое физически и эмоционально существо не может быть безучастно к своему рождению. И действительно: открытия последних лет говорят о том, что ребенок переживает момент родов с эмоциями необыкновенной силы.Исследования в области психологии, психотерапии и психиатрии таких видных ученых, как Отто Ранк, Карл Густав Юнг, Станислав Гроф, доказали, что у человека сохраняется память о его биологическом рождении. В результате обследования тысяч пациентов было установлено, что события рождения и первых дней и недель жизни запечатлеваются в памяти человека с фотографической точностью. Так, во время лечебных психотерапевтических сеансов пациенты вспоминали, каким было их положение в утробе, как (в деталях, включая родовспомогательное вмешательство) происходили роды, какими особенностями отличался послеродовой уход. Удивительно, что эти описания в точности соответствовали рассказам матерей пациентов о родах.Ученые пришли к заключению, что любые, даже самые благополучные роды — это стресс, экстремальная ситуация для рождающегося малыша. Она накладывает отпечаток на психическое и физическое здоровье человека, во многом определяет стиль поведения, отношение к окружающему миру. Вероятно, это связано с резким переходом из одной среды существования в другую. В результате появления на свет условия жизни малыша меняются кардинальным образом, и он вынужден немедленно приспосабливаться к новым способам существования.Чтобы не мешать адаптации, не продлевать и не усугублять родовой стресс, необходимо создать условия, которые позволят новорожденному почувствовать себя в комфорте и безопасности — то есть будут приближены к внутриутробным.В нашем центре психологии и педагогики перинатального возраста разработана методика ухода за младенцем, позволяющая создать для него наиболее щадящие условия перехода из одной среды обитания в другую. Мы обучаем ей будущих родителей и родителей новорожденных. Она называется «Методика мягкой адаптации новорожденного к новым условиям жизни».Умение правильно ухаживать за ребенком во все времена передавалось от матери к дочери: в семьях было много детей, и старшие непременно видели, как растут младшие. Традицией закреплялось все полезное и отсеивалось вредное. Не имея книг и пособий по воспитанию ребенка, женщина больше полагалась на свою интуицию.Сегодня все иначе. Кроме одного — способ рождения детей не изменился. Значит, и уходу за младенцем не грех поучиться у наших прапрабабушек. Как правильно носить малыша на руках? Как его купать? Как определить причину беспокойства и успокоить? Как правильно закаливать? Как отличить нормальное состояние ребенка от болезненного? Для ответа на эти вопросы одной материнской интуиции недостаточно, да и сильно подавлена она в наших женщинах. Всевозможные руководства же слишком противоречивы, а порой и вредны. Поэтому сегодня знания и практические навыки ухода за ребенком можно получить, лишь специально обучаясь.Решающий адаптационный период — первые сорок днейжизни. Во всех традиционных культурах женщину на это время освобождают от всех дел по хозяйству, от забот о старших детях — она должна находиться только с ребенком. Потому что только таким образом в древнем обществе можно было заложить основы психического и физического здоровья человека. Это актуально и сегодня, не так ли?Из чего же складывается мягкая адаптация?Младенцу нуженнепосредственный контакт с матерью.Внутриутробно он знает ее запах, ее вкус — и узнает все это, находясь у мамы на руках или лежа рядом с ней. Младенца нельзя ограничивать в пребывании на руках! Он ищет контакта с кожей мамы: такое стесненное состояние напоминает ему пребывание в утробе и внушает уверенность. Мама своими объятиями заменяет малышу ставшую привычной оболочку матки. Чтобы ощущение этой оболочки какое-то время сохранялось, пока ребенок сам из нее до конца не «вылупится», мы используем пеленку, как только новорожденного спеленывают, придав ему внутриутробную позу (свернувшись калачиком, прижав подбородок к груди, скрестив на груди ручки и прижав ножки, согнутые в коленях), — он тут же успокаивается. В последние месяцы внутриутробного развития он привык и к ограниченному пространству, и к этой позе. У малыша сформировался опыт, согласно которому он ощущает себя как шар, а точнее, как тело, имеющее яйцевидную форму. Надевая новорожденному ползунки, мы разрушаем целостность этой формы — и разрушаем ощущение комфорта и безопасности. Не надо бояться, что пеленание ограничит ребенка в развитии. Через пару недель малыш захочет освободить из пеленки ручки — и внимательная мама перестанет пеленать его с ручками. Когда малыш будет готов совсем покинуть эту защитную оболочку, вы уже не сможете удержать его спеленутым. Хотя сегодня многие дети (обычно испытавшие большие трудности при рождении) проявляют желание спать спеленутыми вплоть до двух месяцев. Значит, такой ребенок просто медленнее привыкает’ к новым условиям жизни, и форсировать события не стоит.Используем мы и адаптационное купание — так называемое купание в пеленке. Но ему нельзя научиться со слов, по рассказу — обязательно надо показывать, обучение должно происходить на практике. Адаптационное купание (не ныряние, не акробатика в воде!) одинаково благотворно действует и на детей, у которых есть какие-то проблемы, и на тех, кто здоров.Учитывая, что младенцу после рождения нужно постепенно адаптироваться к новому пространственному объему, мы не рекомендуем прогулки в первые сорок днейпосле рождения. Он должен постепенно привыкать к тому пространству, которое его окружает — и пусть пока это будет кроватка, комната. Есть дети, которые на улице спокойны, и есть те, которые явно пугаются этого нового объема. Пока мы точно не можем сказать, какой ребенок как будет реагировать. Это, видимо, связано со спецификой родов, может быть, со спецификой темперамента ребенка. Поэтому лучше с прогулками подождать.Вопреки популярной точке зрения, новорождённые не нуждаются в «свежем воздухе», и большом объеме кислорода. Более того: дети плохо спят, когда их выкладывают на открытые пространства, они любят, чтобы около носа не было движения воздуха. Как только малыш утыкает нос в пеленку, он спит хорошо и продолжительно. После пробуждения не плачет, больше улыбается.Говоря о пространстве, окружающем малыша первое время, отметим, что светдолжен быть естественным, неярким. Если вам приходится ночью вставать к ребенку, включайте неяркую подсветку, чтобы не было резкого контраста с ночной темнотой. Также надо избегать резких и громких звуков вокруг малыша.А вот говорить с ребенком мама должна обязательно, каким бы странным ей это ни казалось. Так она возвращает ему еще одну примету его внутриутробной жизни — звук своего голоса. Поначалу, особенно молодым мамам, бывает трудно говорить с таким крохой, как со взрослым. Но мамин голос должен звучать как можно чаще. Для этого и придуман целый комплекс потешек и пестушек — чтобы матери было что говорить ребенку.Все самки вылизывают своих детей с ног до головы. И человеческому детенышу это тоже необходимо — так происходит стимуляция нервных окончаний, расположенных в коже, а значит — развитие тактильных ощущений. Наша мама цивилизованная, она этого делать не будет. Но целовать своего ребенка можно? Гладить его можно? Все складочки его проверить, ощупать можно?Помните, что самое главное условие мягкой адаптации — это постоянный контакт с мамой. И заменить ее первые сорок дней и потом до трех месяцев не сможет никто.С трех месяцев ребенок начинает ощущать себя по-другому. Он принял условия этого нового мира и готов в нем расти и развиваться. Но, по-прежнему ваши действия по отношению к малышу не должны иметь ничего общего с насилием, пусть и из благих побуждений, — ведь он еще слишком слаб, чтобы пресечь их. Недаром во всех культурах ребенка до трех лет тщательно оберегали, выполняли его желания.Использование методики щадящего ухода позволяет сразу получить ощутимые результаты. В первую очередь это заметно по поведению детей, которые перестают проявлять беспокойство, кричать и плакать, у них налаживается сон. Благополучное состояние малыша позволяет и матери чувствовать себя спокойнее и увереннее. Кроме того, эта методика дает маме возможность сэкономить силы и время и для домашних дел, и для общения с малышом.Грудное вскармливание — неотъемлемая часть мягкой адаптации. О его преимуществах мы поговорим в следующий раз.

просмотров: 171
Показывать всем

Поделись с друзьями

Пусть твои друзья из других сетей тоже прочтут эту заметку

Для того, чтобы прокомментировать войдите или зарегистрируйтесь.
Ольга

Москва и Московская обл., Москва

 
  • Михаил
    Михаил

    15 января 2007
    (9 лет 10 мес. 23 дн.)

  • Георгий
    Георгий

    23 апреля 2010
    (6 лет 7 мес. 15 дн.)