x
    • Мария
      Мария
  • Введите имя
    Введите правильный email адрес

Упражнения на предотвращение дефектов речи и обучение чтению

13.11.2011
воскресенье

Нашла очередную полезную статью у Cypris. Задания идут по нарастающей сложности - от момента, когда ребенок научился узнавать буквы до дошкольной подготовки. Мы пока берем на вооружение первую часть, чтобы закреплять навыки узнавания букв и делать первые попытки их написания с ипользованием разных материалов.

Пройдя все эти тесты-занятия вы сможете ответить себе на вопрос: будет ли Ваш ребёнок испытывать сложности при обучении чтению и письму. Если некоторые задания будут вызывать трудности - модифицируйте их и повторяйте многократно, до тех пор , пока эти задания не будут получаться легко. 
При изучении букв на занятиях попробуйте использовавть следующие игры и задания: 

1. "Найди букву". Ребенок должен найти букву среди других на карточке, газетных заголовках и т. д. 

2. "На что похожа буква?" 

3. Определение правильно и неправильно написанных букв. 

4. Называние букв, перечеркнутых дополнительными линиями. 

5. Называние букв, наложенных друг на друга. 

6. Дописывание букв. 

7. Обведение контура букв, выполненного пунктиром. 

8. Реконструирование букв: 

а) добавлением элементов; 

б) убавление; 

в) изменение пространственного расположения элементов ( например: из буквы т получить букву г); 

9. Нахождение нужных букв с закрытыми глазами (используются буквы магнитной азбуки). 

10. Лепка буквы из пластилина, выкладывание из счетных палочек. 

11. Изготовление буквы из проволоки, семечек, гороха, гречки и т.д. 

12. Письмо буквы в воздухе, пальцем на ладони, спине, колене. 

13. Письмо буквы на запотевшем стекле, на песке… 

14. Ниткография. Изображение буквы с помощью толстой шерстяной нитки или веревочки на куске фланели. 

Заучите стихотворения о буквах (С. Маршака, С. Михалкова, А. Потаповой) 

Для закрепления зрительных образов букв буквы соотносились с каким-либо сходным по форме предметом: "о" - с обручем, "з" - со змеей и т.д. 

Начните работу по развитию у детей внимания, слуховой и зрительной памяти, зрительного восприятия, ориентировки в пространстве. С целью развития памяти проведите следующие игры и задания: 

1. "Запомни, назови". Ребенку предлагается запомнить слоги или слова. 

2. "Найди картинки". В ряду картинок ребенок находит те, которые называет взрослый. 

3. Запоминание 3–5 фигур, букв или цифр, а затем отыскивание их среди других (7–10). 

4. Раскладывание 3–4-х картинок в той же последовательности, в какой они предъявлялись. 

5. Раскладывание по памяти букв, цифр или фигур в предъявленной последовательности. 

6. "Чего не стало?". На столе разложите 5–6 игрушек, затем одну уберите, ребёнок должен отгадать, какая игрушка исчезла. 

7. "Что изменилось?". Разложите ряд картинок, некоторые из них незаметно поменяйте местами, ребёнок должен определить, что изменилось. 

С целью развития зрительного восприятия предложите следующие задания и игры: 

1. Называние контурных изображений предметов. 

2. Игра "Чей силуэт?". Называние недорисованных контурных изображений предметов. 

3. "Найди ошибки художника". 

4. Выделение контурных изображений, наложенных друг на друга. 

5. Распределение изображенных предметов по величине. 

6. "Лужайки". Разложить "лужайки" разного цвета, а также картинки с изображением предметов разного цвета. Давалось задание положить картинки на свои "лужайки". 

7. "Геометрическое лото". 
8. Дорисовывание незаконченных контуров кругов, треугольников. 

9. Составление разрезанных на части картинок. 

10. Нахождение различий в двух картинках. 

11. Дорисовывание симметричных изображений. 

Формирование пространственного восприятия и представлений начните с работы по дифференциации правых и левых частей тела. 

Виды заданий: 

1. Показывание и называние руки, которой надо есть, писать, рисовать и т. д. 

2. Показывание левой руки. 

3. Поднимание то левой, то правой руки, показывание карандаша левой, правой рукой и т. д. 

4. Показывание левой рукой правого глаза, уха, ноги, правой рукой - левого глаза, ухa, ноги. 

Формирование ориентировки в окружающем пространстве начните с определения пространственных соотношений предметов, находящихся рядом с ребенком. Необходимо определить, какой предмет находится справа, а какой слева от них. Затем научите выполнять разные действия, например, положить карандаш справа или слева от себя и т.п. 

Далее научите отвечать на такие, например, вопросы: "Где находится шкаф, окно, дверь?" и т.п. 

Затем, поработайте над определением пространственных соотношений между 2–3-мя предметами или изображениями. Сначала уточните расположение двух предметов, затем предложите выполнить, например, такие действия: взять правой рукой тетрадь и положить ее около правой руки; взять левой рукой книгу и положить ее около левой руки. После выполнения задания ответьте на вопросы: "Где находится книга, справа или слева от тетради?". В работе также можно использовать игры и задания: 

1. "Домик". Предлагается нарисованный домик, дайте задание дополнить рисунок, например, справа от него нарисовать забор, а слева – дерево. 

2. Раскладывание на демонстрационном полотне по инструкции картинок слева или справа, например, от елки и т.д. 

3. Определение места соседа по отношению к себе. 

4. Графический диктант. Например такое задание: нарисовать точку, слева от нее - круг, справа - треугольник, ниже точки – крестик. 

5. "Коврик для куклы", сделать коврики, украшенные геометрическим орнаментом по инструкции, например: в середине большой круг, сверху 4 квадрата, снизу 4 треугольника, слева 3 овала, справа 3 прямоугольника. 

Виды игр и заданий по закреплению функции фонематического анализа: 
1. "Угадай, какой звук потерялся?" (по картинкам) 

2. Узнай названия домашних животных (может быть посуда, фрукты по следующим буквам ОТ, ..ОЗА, ..ЫК, ..ОРОВА. 

3. Вставить пропущенные буквы в данном слове. 

4. Какие слова можно составить из букв следующих слов: ствол (стол, вол), картина (тина, кит, танк и т. д.). 

5. "Цепочка слов". От одного слова образовать цепочку слов, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего (дом – мак – кот – топор – рот - тарелка). 

6. Игра в кубик. Ребёнок бросают кубик. Задача - придумать слово, количество звуков в котором соответствует количеству точек на выпавшей грани кубика. 

7. Ребусы. Убирая или прибавляя буквы, ребенок из одного слова делает другое (кит - кот, лампа - лапа, стол - ствол). 

8. "Угадай имя". Из названий картинок выделить первый звук, назвать полученное слово (например: ива, рот, аист - Ира). 

9. Придумать слово к графическим схемам. 

10. Разложить картинки под графическими схемами. 

Закрепление операций слогового анализа и синтеза проводится с использованием следующих заданий и игр: 

1. Определить количество слогов в названных словах - поднять соответствующую цифру. 

2. Игра "Домики". Ребёнок раскладывает картинки под одно, двух или трехэтажными домами в зависимости от того, сколько в них слогов. 

3. Игра "Поезд". Предлагается макет поезда: паровоза и трех вагонов с цифрами 1,2,3. В первом вагоне нужно было разместить слова-картинки из одного слога, во втором - из двух слогов, в третьем - из трех. 

4. Игра "Зашифрованное слово". Выделить первый слог из названий картинок, объединить слоги в слово (например: мама, шина, Надя - машина). 

5. Определить пропущенный слог в названии картинок. 

6. "Угадай, кто к нам пришел?" Заранее готовятся игрушки, ребёнок - угадывает их по слогам, данным в беспорядке (например: ка - миш, ка - зай, са - ли). 

7. Определить слово или предложение, произнесенное по слогам. 

8. Выделить из предложений слова, которые состоят из двух, трех слогов. 

9. По сюжетной картинке назвать слова из 1,2,3 слогов. 

10. "Магнитофон". Ребёнок "записывает" слова на магнитофон, называя их по слогам. 

11. "Телеграф". Ребенок или педагог отстукивали слоговую структуру слова, по очереди отгадывали, что это за слово (по картинкам). 

Большое внимание стоит уделить работе над предложением. Можно использовать следующие задания: 

1. Составить графическую схему предложения. 

2. Придумать по графической схеме предложение. 

3. Определить место слова в предложении (какое по счету). 

4. Поднять карточку с цифрой, соответствующей количеству слов. 

5. Составить из двух предложений одно. 

С целью формирования осмысленного чтения на занятиях по обучению грамоте мы часто используем следующие игры и задания: 

1. Прочитать слово и показать соответствующую картинку. 

2. Прочитать слово и ответить на вопрос. 

3. Объяснить значение прочитанного слова. 

4. Подобрать родственные слова к прочитанному слову. 

5. Прочитать название животного, подобрать названия его детенышей. 

6. "Фанты". После чтения ребенок выполняет задание, которое указано в фанте. 

7. "Письма". Прочитав свое письмо, ребенок отвечает на вопросы или рассказывает содержание письма. 

8. "Словесное лото". Ребенок читает слово и закрывает им картинку на большом листе с изображениями предметов. 

9. "Магазин". Ребенок читает название товаров и развешивает их под соответствующими предметами или картинками. 

10. "Собери в дорогу друга". Дети читают слова в записке и собирают предметы, необходимые другу, зайчику и т.д. 

11. Прочитать предложение, текст и показать соответствующую картинку. 

12. "Придумай начало сказки". 

13. "Придумай конец сказки". 

В течение всего коррекционного обучения по предупреждению трудностей связанных с вниманием и мышлением попробуйте использовать различные игры и упражнения, направленные на развитие мышления и внимания. Вот некоторые из них: 

1. "4-й лишний". Среди 4-х предложенных картинок дети убирали одну, не подходящую к остальным. 

2. Отгадывание загадок. 

3. "Назови одним словом". Например: свекла, огурец, помидор – овощи. 

4. "Найди девятое". Подберите карточки, в которых в двух рядах было нарисовано по три предмета, а в третьем только два. Ребёнку надо догадаться, какой предмет должен быть в третьем ряду. 

5. "Угадай по описанию". Угадай по описанию спрятанную игрушку. 

6. "Бывает – не бывает". Водящий, бросая мяч, произносит фразу (например: "Волк на де-реве сидит"). Игрок ловит мяч, если эта фраза справедлива, не ловит - если этого не бывает. 

7. "Кто кем будет". Дети отвечают на вопросы взрослого кем или чем будет, например, цыпленок, мальчик, семечко, лужа и т.д. 

8. Разрезные картинки. 

9. "Угадай, что за предмет" (по части картинки). 

10. Раскладывание картинок по стопкам. Например: что мы едим, что одеваем, с чем играем… 

11. Головоломки. 

12. "Куда спряталась кукла?" Отыскивание игрушки с помощью плана. 

13. "Собери бусы", предложите нанизать, раскрасить бусинки, различающиеся цветом или формой (3–10 элементов). 

14. "Телеграфист". Учимся отстукивать ритм по образцу. 

15. "Зарядка". После демонстрации ребенок изображает упражнения в определенном порядке. 

16. "Подумай, назови". Предложите ребёнку назвать по порядку времена года, дни недели, месяцы и т.д. 

17. "Продолжи ряд". Продолжи ряд картинок, фигурок, значков, сохраняя принцип чередования. 

Вот те задания, которые Вы можете провести с ребёнком самостоятельно. 
Если же Вам требуется дополнительная помощь - не забывайте о роли медицинских мероприятий в предупреждении нарушений чтения у дошкольников. В комплексе предупредительных мер немаловажную роль играют медицинские мероприятия, такие как: консультации невропатолога, психиатра (для возбудимых, с нарушением поведения детей), консультации психолога, медикаментозное лечение, фитотерапия, лечебный массаж, ЛФК.

Диана Соро, логопед-дефектолог

просмотров: 348
Показывать всем

Поделись с друзьями

Пусть твои друзья из других сетей тоже прочтут эту заметку

Уже понравилось:
  • teminamama
  • Брюнетка
Для того, чтобы прокомментировать войдите или зарегистрируйтесь.
Надежда

Москва и Московская обл., Жуковский

Бесплатный вебинар: "Английский для малышей: учить нельзя ждать". Присоединяйтесь: http://marypoppinsclub.livejournal.com/7175.html