x
    • Мария
      Мария
  • Введите имя
    Введите правильный email адрес

Золотое правило № 15. Никаких манипуляций!

25.06.2013
вторник

Что такое манипуляции?
Это «предупреждения», угрозы и запугивания типа:
? если ты (не) сделаешь это, я тебе сделаю это (накажу, отберу, спрячу, не дам и т.д.),
или хуже:
? если ты (не) сделаешь это, то с мамой произойдет это (уйдёт, заболеет и т.д.),
или
? если ты (не) сделаешь это, то придет волк (баба-Яга, Бука, Бабай и пр.)
Все эти фразы произносятся из-за 1. ЛЕНИ или 2. БЕССИЛИЯ.
То есть, или родителям неохота напрягаться и проще поставить ребенку условия (которые, 
кстати, редко выполняются).
Или родители не знают, что бы такое сделать, чтобы унять чадо или заставить сделать то, 
что нужно, и пускают в ход запугивания, угрозы...
Все эти методы, а точнее, любые типы манипуляции - неприемлемы!
1. Они, как правило, нерезультативны. Или работают лишь 1-2 раза. То есть, игра не стоит 
свеч.
Но при этом:
2. Они портят отношения между родителем и ребенком, стирают доверие, как ластиком.
3. Учат ребенка манипулировать. Но он это будет делать куда более изощренно и дейст-
венно!
И главное:
4. Ребенок не должен жить в страхе! Ребенок должен чувствовать себя уверенным, защи-
щенным.
И уж, конечно, от мамы, ни в коем случае, не должна исходить никакая угроза!
Хочу обратить ваше внимание на такую «невинную» манипуляцию, которую мамы даже 
не замечают, потому что используют в «благих» целях.
Мало того, я сама много лет использовала такой «прием»...
Итак, мама идет по улице, ей надо в магазин (в гости, в бассейн и так далее). Но ребенок 
совсем не собирается идти!
И что делает мама?
Она говорит: «Ну и хорошо! Оставайся - я пошла!». И делает вид, что ухо-
дит!
Представляете шок ребенка? Значит, я настолько не важен, что меня можно вот так за-
просто, играючи оставить на улице совсем?
А когда такая фраза повторяется каждый день? Да по несколько раз?
Представьте, как твердо усвоит ребенок свою малозначимость и ненужность...
Безусловно, бывают ситуации, когда нужно куда-то идти, а ребенок уперся и никуда. Что 
можно сделать в этой ситуации? Я не буду давать общих советов, могу просто рассказать, 
что я делаю в таких случаях. Я просто беру ребенка на руки или на шею и говорю, что мы 
сегодня играем в... лошадок, или волшебную маму, или еще во что-то. Или говорю, что 
надо спешить, потому что улетят все воздушные шарики (но тогда надо будет где-то ку-
пить шарик), а обратно уже плетемся не на руках.
А еще я стараюсь не спешить. Или сильно заранее выходить, чтобы не подгонять детей и 
не нервничать самой.
Мотивация и манипуляция
А не противоречит ли основной тезис этого правила «Никаких манипуляций» правилу 12 
«Ищите мотивацию»? «Сделай то, получишь это». Или получается, что позитивные (на-
граждательные) «если» возможны, а негативные, предупреждения и угрозы не желатель-
ны?
Мотивация - это естественный двигатель всего и вся.
Ребёнку уделяют время, если он орет - для него есть мотивация поорать.
Ребёнку уделяют время, когда он просит почитать с ним - он будет просить почитать.
Мотивацию создают, а не предупреждают о ней. 
Манипуляция имеет другие цели, другую «окраску». Манипуляция - это наши угрозы от 
бессилия, от неумения решить проблему другим способом.
Манипуляция часто действует, но ребёнок выполняет желаемое нами не из любви и ува-
жения к нам, а от страха.
Чаще всего, от страха, что не получит чего-то желаемого.
Отличить мотивацию от манипуляции не сложно. Если мы используем слово «если» не в 
качестве угрозы, а для того, чтобы подчеркнуть причинно-следственные связи – в буду-
щем. Но не гипотетически, в реальных ситуациях. И если это не зависит от нас (дам, не 
дам, пущу, не пущу), а зависит от обстоятельств, которые сложатся или не сложатся, если
ребёнок будет действовать или не действовать.
Если мы будем долго собираться, то просто опоздаем. Поэтому надо быстренько! Это бы-
товая ситуация, которая вполне реальна. Но здесь «тогда» - не наказание от мамы, а не-
избежность от жизни. 
Или так. Если ты научишься плавать, папа возьмет тебя кататься на кайте (реальная исто-
рия - из жизни). И четырехлетний мальчик через «не хочу» ходил на секцию плавания, по-
тому что мечтал пойти кататься с папой. Это как раз создание мотивации - через «если».
А ситуация: «если не будешь есть, пойдешь сразу спать» – это классиче-
ская угроза. Мама пользуется безраздельной властью и силой.
Как вы думаете, ребёнок будет уважать маму, если она будет «казнить» и «миловать» по 
своей прихоти (с его точки зрения)?
Для еды - нужна другая мотивация, а не страх быть отправленным спать без сказки.
Дети могут испытывать чувство голода и их надо научить его испытывать и получать удо-
вольствие от насыщения. Но это совсем другая тема для разговора.
Вот другой пример. Если ребенок себя плохо вел, например, в магазине требовал исте-
рично что-то купить, то, собираясь туда второй раз, мама напоминает и предупреждает, 
чтобы такого поведения больше не повторилось, а если повторится, говорит мама, то сра-
зу выйдем и пойдем домой. Это предупреждение или угроза? Это пример договоренно-
сти.
- Мы идем?
- Да.
- Ты будешь спокойно себя вести?
- Да.
- А если начнешь плакать, то мы сразу уходим. Хорошо?
- Да.
Но надо сразу уйти, как бы нам ни хотелось всё-таки совершить покупки именно сейчас.
А еще лучше - находить возможность ходить в магазин без детей.
Продолжение в следующем выпуске.

пост создан: 25 июня 2013
просмотров: 205
Показывать всем

Поделись с друзьями

Пусть твои друзья из других сетей тоже прочтут эту заметку

Уже понравилось:
  • ДаРьЯ22
  • Ладомира Ладонежская

Комментарии к посту "Золотое правило № 15. Никаких манипуляций!" (4):

  • Котейка
    Котейка 25.06.2013 12:17
    насчет ну и оставайяся, а я уйду, я так делала пару раз, зато ребенок больше никогда не устраивал истерик по типу я вот тут сяду и с места не сдвинусь. Поэтому я считаю, что метод этот хороший. Эффективный, другое дело если он не действует и пять раз надо сказать, двадцать раз, и уходить реально двадцать раз - то конечно - это лишний взрыв мозга ребенка, лишние нервы. Не действует, смени пластинку мама, попробуй что-то другое
  • Аленка Валкман
    Аленка Валкман 25.06.2013 14:42
    У меня последний пример на муже хорошо отработан. Мы идём в магазин, чтобы купить что-то, и я заранее предупреждаю, что мне надо купить и сколько я буду это выбирать. И если муж показывает хоть малейшее неудовольствие от собственного ожидания, я не покупаю ничего и мы сразу возвращаемся домой. Так же и со сборами на дачу, в гости, в поездку. Муж говорит, что я как баран в такие моменты становлюсь. Но это привело к тому, что я комфортно себя чувствую во многих ситуациях, связанных с ожиданием мужем меня. Без понуканий и критики с его стороны. Поэтому и с детьми сработает, я думаю )))
  • natali.250078
    natali.250078 26.06.2013 01:45
    что касается супера, я всегда предварительно , перед тем как выходить в супер составляю список того, что нужно купить, детей спрашиваю, что хотят для себя, принимаю заказ, но зарание на определенную сумму денег. бывало конечно, что начинают хочу то и это и еще вон то, тогда я достаю список и читаем, этого в запланированной на сегодня покупке нет. жди следующего раза . так они бысто научились и никогда не истерили. главное оговаривать зарание все.
  • natali.250078
    natali.250078 26.06.2013 01:48
    и еще, если пообещал, всегда держи слово, как в наказании так и в поощерении. главное не говорить того, чего не собираешься выполнять.
Для того, чтобы прокомментировать войдите или зарегистрируйтесь.
Котейка

Москва и Московская обл., Москва