x
    • Мария
      Мария
  • Введите имя
    Введите правильный email адрес

Татьяна Догилева. Жнивье, овины и школьницы с «Луи Виттон»

30.10.2013
среда

Катя росла девочкой умненькой, хорошо училась, и я как-то была спокойна по поводу ее интеллектуального развития. Но в один прекрасный день она пришла и обратилась ко мне за помощью. Было это не то в шестом, не то в седьмом классе. Надо было ей выучить срочно стих про Родину, ну, не только ей, всему классу дали такое задание. Я немного посидела, подумала и полезла в книжный шкаф, откуда извлекла толстый том Лермонтова. «Вот, — сказала я. — Самый знаменитый стих про Родину. Учи и будешь в полном порядке».

Катя и пошла учить, память у нее отличная, так что где-то через минут сорок она меня попросила послушать, как она читает вслух. Что тоже было странно, она обычно никогда ко мне с такими просьбами не обращалась. А я что ж? С радостью! Зашли мы в гостиную, и я начала слушать. Катя как-то уныло пробубнила прекрасные строки, уставилась на меня, и некая безнадежность затаилась в ее взоре. А я ж актриса. Расстроилась, что моя дочь так стихи плохо читает, и начала «работать», объясняла ей про эмоциональность и идею автора. Попробовали еще раз, потом еще… Бесполезно. Катя заунывно бубнила, глядя в правый угол потолка. Я отчаялась и даже разочаровалась в способностях своей ненаглядной дочери.

А потом у меня мелькнула догадка, и я спросила: «Катя, а ты вообще понимаешь, про что Лермонтов пишет?» — «Ничего не понимаю, ни единого слова», — горестно сообщила она. Я прямо растерялась. «А что же тебе непонятно конкретно?» О! Моей дорогой шестикласснице было непонятно примерно следующее: овины, жнивье, обоз и даже «чета белеющих берез». Но это я малую часть перечислила. Я была потрясена и впервые почувствовала пропасть между поколениями. Я помню, мы откуда-то знали все эти слова, никто нам не объяснял, что такое овин, как-то само собой было понятно, что это сельскохозяйственная постройка.

Я вздохнула и стала рассказывать. Катя недоверчиво слушала мои объяснения. Не доверяла она мне, а, может, я плохо объясняла. В тишине я прочитала ей лекцию и спросила: «Поняла теперь?» Дочь кивнула, но и кивок был какой-то неискренний. Она помялась и совсем меня ошеломила следующим вопросом: «А что такое “избы, крытые соломой”?» А я-то еще успела пожить в такой избе в своем раннем детстве у бабушки в подмосковной деревне и со знанием дела рассказала: «Это теперь крыши в деревнях покрывают железом или черепицей, а раньше крестьяне покрывали их соломой, понятно?»

Дочь помолчала задумчиво, что-то там у нее не складывалось в ее головке, и выдала мне: «А зачем они покупали такие дома?» — «Кто?» — «Крестьяне эти?»

Похоже, она и про крестьян не знала, просто стеснялась уже меня спросить. А ведь она на тот момент была почти отличницей… Что ж там у них за учебники такие, в школах современных? А каждая школа учила детей по своим учебникам, как правило, их писал кто-то из родственников или деловых партнеров школьного начальства, учителя сами плакали от этих учебников, но против приказов начальства не попрешь, как говорится.

«Бедные они были, крестьяне эти. Давай, Кать, другой стих искать». Потому что Катя мне все равно не поверила, что человек, имеющий загородный дом, даже и «крытый соломой», может быть уж таким бедным. У нас-то загородного дома не было.

А дальше непонимание между мной и моей дочерью стало расти и шириться. В седьмом классе она вдруг стала говорить про какую-то «элиту». Я заинтересовалась. Оказывается, элитой 7 «Г» класса считалась группа девочек, и «элитность» их заключалась в том, что они каждый день ходили в школу в разных дорогих брендовых нарядах и меняли сумки «Луи Виттон», и поэтому все хотели с ними дружить, а они только выбирали, с кем им общаться. Предпочитали они мальчиков из старших классов, которых все боялись, потому что те были «безбашенные кавказцы». (Прошу не обвинять меня в национализме, я просто описываю, как было. Например, один буян бил всех ему неугодных и при этом кричал: «У меня папа — главный прокурор Москвы! Я тебя убью, в асфальт закатаю, и мне ничего не будет!» Вот элитные семиклашки решили сделать его своим рыцарем.)

Тут все возмутилось во мне, и я, нервно куря, стала с жаром объяснять, что менять одежду и сумки — совсем не может быть признаком элитности, что гордиться надо умом и талантом, добротой и честностью. Ну, и тому подобное, чему меня учили в моем советском детстве и о чем я в книжках читала.

Дочь слушала меня без интереса. «Да, я не могу покупать тебе каждый день “Дольче и Габбану”, потому что я зарабатываю деньги своим трудом, а у нас в стране такие люди никогда не станут богачами». Тут Катя совсем загрустила. Но я и не бедная, и если тебе уж так жизненно необходима сумка “Луи Виттон”, я тебе ее куплю, но ты меня сейчас очень расстроила. Ну чем тут гордиться? Девочки носят дорогие тряпки, купленные на родительские деньги? Сами-то они что сделали хорошего? Не рисуют, не поют, никакими талантами не обладают, даже учатся плохо, а ты, например, уже на трех языках говоришь, а испанский сама решила изучать, по собственному желанию. Я вот, например, этим горжусь. Катя, ты поняла, о чем я сейчас с тобой говорила?» Дочь кивнула и скрылась в своей комнате. Через 20 минут она вышла оттуда с очень серьезным видом и торжественно сказала: «Мама, я поняла. Мне жизненно необходима сумка “Луи Виттон”».

Эта несчастная сумка была куплена, когда мы поехали с ней в Германию, и не очень-то она и дорогая оказалась. Катя походила с ней месячишко и забросила: неудобно с ней было ходить, учебники не помещались. Элитницы-то на уроки без учебников ходили. А потом моя дочь поехала на месяц в международный лагерь в Германию (она тогда была увлечена немецким языком) и вернулась совершенно другим человеком. «”Луи Виттон” носят только русские, и над ними все смеются. Подростки из других стран не носят дорогих брендов, это дурной тон». И ее качнуло в другую сторону: она наотрез отказалась покупать, как ей казалось, дорогие вещи и этим создавала мне некоторые неудобства, потому что, например, никак я не могла купить ей пальто. «Нет, это дорого», — категорически заявляла она и уходила из магазина. А я уважала ее новые принципы.

P. S .Кстати, как мне потом донесли всезнающие мамаши, «Дольче Габбаны» и «Виттоны» элитных девочек были куплены в подземных переходах, т. е. не очень-то их родители обладали средствами на гламурную жизнь. А хотелось. Да и разницы они особой не видели между настоящими и поддельными вещами, они, как правило, приехали покорять Москву из разных регионов и решили, что покорили. Что стали элитой. Что тут скажешь? Остается только повторить изумительные слова великого Михаила Юрьевича: «Люблю Отчизну я, но странною любовью…»

P. P. S. А парень тот, «прокурорский сынок», был очень несчастливым. Папаша его и в самом деле занимал какой-то пост, только семью он свою бросил и объявлялся только для того, чтобы жестоко наказать сына, когда на него из школы жаловались. Это мы уже после окончания школы узнали. Мы — мамаши в смысле. Конечно, от его несчастливости ни избитым ребятам, ни их родителям легче не стало, но дело обстояло именно так.

пост создан: 30 октября 2013
просмотров: 1663
Показывать всем

Поделись с друзьями

Пусть твои друзья из других сетей тоже прочтут эту заметку

Уже понравилось:
  • Мама-Оля
  • Пчела34

Комментарии к посту "Татьяна Догилева. Жнивье, овины и школьницы с «Луи Виттон»" (20):

  • natalka8888
    natalka8888 30.10.2013 13:33
    Да про образование это точно,страшно подумать как будут учить наших деток.А еще страшней что мы им и помочь не сможем,потомучто нас учили по другим учебникам,да и историю перепишут к этому времени сто раз.
  • Котейка
    Котейка 30.10.2013 13:39
    нашим деткам мы будем самой главной опорой в образовании...учителя только на зарплату жалуются, по-настоящему профессионалов мало, поэтому заинтересованность родителей в качестве образования будет иметь первостепенную роль
  • natalka8888
    natalka8888 30.10.2013 13:42
    Вот честно я уже желею что свои старые учебники раздавала,мы много покупали,так как школа новая была:-)
  • Margo85
    Margo85 30.10.2013 13:36
    Это жизнь... не удивлюсь, если и мой ребёнок не поймёт стихов Лермонтова!((
  • Котейка
    Котейка 30.10.2013 13:38
    тут главное, чтобы был кто-то, кто готов объяснить :)
  • Curled
    Curled 30.10.2013 13:44
    Сильно!
    Я тоже в Европе насмотрелась на наших красоток.они единственные ходили там в мехах! Это при том что приехали как туристы, ну по каким ты экскурсиям в шубе норковой полезешь?!
  • solnca
    solnca 30.10.2013 16:11
    В Финляндии на горнолыжном курорте наших тёток было видно за версту. Мороз - 30, а они на шпильках и в норке :))
  • Катеринаа
    Катеринаа 30.10.2013 18:21
    наших тёток много где видно)) в таиланде на крокодиловой ферме все в шортах и сандалях, а она с маникюром, в белой блузке и узкой черной юбке, на ногах шпильки, я валялась)))
  • AlaBala
    AlaBala 30.10.2013 13:53
    каждое слово - правда, блин, так обидно за Москву, ужас! Но растить там детей не возможно. ((( и про Луи Витон тоже правильно написано - у нас в школе (она чисто английская) есть несколько русских семей. У 2х девочки ходят с такими сумками, так на них, как на идиоток смотрят. Сразу видно - русский колхоз. Аж стыдно за них ((
  • Надешка
    Надешка 30.10.2013 14:03
    ну че. жизненно!
  • natali.250078
    natali.250078 30.10.2013 14:06
    знаешь, живя в другом гос-ве я с этой проблемой живу, мои дети не знают кто такой Пушкин .... Лермонтов...и т.д. Маршака они только в раннем детстве слушали, просто здесь все другое, другие интересы и другая литература, и я не могу найти аналога здесь... не прижились наши понятия и интересы, другие дети и другой пример :-( дело в том что даже самый классный перевод, это только перевод и никакого смысла не несет ....
    я для Саши пошла посмотреть книжки .... мама ..... это же жууууть как они рисуют!!! а про содержание я вообще промолчу. я взяла от без исхода только книги с картинками животных и с болью в душе ушла...
  • Аленка Валкман
    Аленка Валкман 30.10.2013 14:28
    Помню, мы с племянницей как-то взялись на каникулах читать Тараса Бульбу. Я решила помочь школьнице с внеклассным чтением))) С меня семь потов сошло, пока я ей смысл почти каждого слова в предложениях, описывающих жизнь героев произведения, объясняла ))) Эх, Гоголь, что ты написал?! )))
  • Котейка
    Котейка 30.10.2013 14:30
    это вам чай не Гарри Поттер ;)
  • BLESTKA
    BLESTKA 30.10.2013 15:16
    Даааа, реальность она такая. Когда наши малыши подрастут, мы не будем знать с какой стороны подойти к их учебникам)
  • Gre4anka
    Gre4anka 30.10.2013 16:13
    Мы тоже не поймем ни одного слова из старо-русского, всё понятно, что вещи , которые мы не используем в жизни уходят так же как и их значение и название, с этим ничего не поделаешь, это естественно.
    Я вот тоже задумываться начала, что подрастет ребенок, захочет габбанов, как объяснить, что не в этом счастье, но это опять же немало и от окружения будет зависеть.
    Здесь в школу не разрешают(демократично) одевать или носить что-то, что сильно выделяет ребенка из толпы, учителя об этом тихонько на ушко родителям шепчут. И даже сережки с сильно блестящими камешками. Считаю, что это правильно, нечего порождать зависть в детях, в школах пусть знания получают, а не деффелируют в кутюрах))
  • ollxa
    ollxa 30.10.2013 17:53
    Я экскурсовод...О-о-о, экскурсии водить начала в начале 2000-х, так вот, с каждым годом старшеклассники все меньше меня понимают... у нас просто разный русский язык... Боюсь сейчас из декрета выходить - не знаю, как говорить. Уже давно слово "камерный" для них = тюремный, что такое "ширма" не знает никто... А уж словосочетание "функциональное назначение" - беда просто... А я правда хочу рассказать им что-то, но вот беда - не знаю уже, как...
  • Аленка Валкман
    Аленка Валкман 30.10.2013 22:22
    Не, ничего уже не рассказать им... Это же нечитающее поколение. А без знания литературы - хорошей, классической - функциональное назначение)))) человека совсем другим становится...
  • Juli-AZ
    Juli-AZ 31.10.2013 00:03
    Я прямо возмущена началом реплики! Не теряте связи с детьми, и все у них хорошо и в головах, и в жизни будет. А подавляющее кол–во школьных классиков надо читать не в 14–16 лет, а гораздо позже. Читать так, чтобы в душу попало прочитанное.
  • Nata-ma
    Nata-ma 31.10.2013 10:53
    Согласна полностью.
  • zvonkii_shelest
    zvonkii_shelest 31.10.2013 17:00
    мддаа... воспитание наших детей в наших руках, девоньки!
Для того, чтобы прокомментировать войдите или зарегистрируйтесь.
Котейка

Москва и Московская обл., Москва