x
    • Мария
      Мария
  • Введите имя
    Введите правильный email адрес

И НАСТУПИЛ НОВЫЙ ВЕК...Рассказ из серии в ожидании Нового года

15.12.2013
воскресенье

Люблю рассказывать истории «к случаю». Вот еще одна новогодняя история из жизни детей, которых я когда-то учила в школе. Начало может показаться «сказочно-банальным»: это случилось перед самым 2001-м годом. То есть незадолго до наступления нового века. Новый век – это все-таки нечто особое. Даже невозможно сказать, что такое бывает только раз в жизни – поскольку бывает далеко не у всех. Счастливчики мы или нет, что новый век наступил прямо на наших глазах, неизвестно. Но все-таки это событие, которое невозможно игнорировать и которое не позволяет встречать Новый год «как всегда». Конечно, мы и раньше старались, но теперь нужно придумать что-то совсем особенное… Марина Аромштам Марина Аромштам Писатель, журналист, педагог, главный редактор сайта «Папмамбук» Примерно так я в преддверии Нового года «настраивала» моих четвероклассников. Они, на мой взгляд, уже многое умели, и надо было в очередной раз предоставить им возможность продемонстрировать свои умения «широкой публике». И самим себе. «Я думаю, что на этот раз мы не можем ограничиться тем, что просто нарядим елку. Или поставим общий спектакль. Я думаю, можно нарядить сразу несколько елок – так, чтобы у каждого елочного наряда была какая-то особенная идея. И чтобы вы могли интересно эту идею представить. Это, к примеру, может быть “старинная” елка, или «рождественская», или “мировое древо”». Иными словами, нужно было произвольно разбиться на группы, придумать «концептуальную» елку и способ ее нарядить, а потом как-то обыграть убранство елки перед публикой, т.е. создать мини-спектакль. От меня же требовалось помочь подобрать тексты, соответствующие задумке, и подтолкнуть в нужном направлении детскую режиссерскую мысль. На большой перемене все ходили-бродили и пытались думать. Тот, кто сумел породить идею, громко произносил: «О!.. Кто со мной?» И дальше вокруг него сбивалась группа сообщников. В результате в перспективе нарисовались такие елки. «Космическая». Раз на елке звезда, она связана с небом. Главным елочным украшением будет ракета. А еще разные небесные тела, кометы, метеориты. Ну, и еще знаки зодиака – как символы звездных скоплений. Идея понятная. В качестве текста для «презентации» был выбран миф о Большой медведице – бывшей красавице, безжалостно обращенной в животное ревнивой женой громовержца Зевса и увековеченной в образе созвездия. Лидером группы стал мальчик, в то время все свободное время проводивший в судомодельном кружке. «Рождественская». Тут вообще все было понятно. Возвращаем елке ее дореволюционные функции, украшаем свечками и ангелочками, под елкой устанавливаем вертеп, а на макушке крепим звезду о восьми концах. Текст тоже выбрать несложно: «Рождественское чудо» Сельмы Лагерлеф. Замечательная история, выразительная, захватывающая – и подходящая по объему. Придумала елку девочка, для которой выбора даже не существовало: ее мама и папа пели в церковном хоре. «Сказочная». Группа из трех человек – «он, она и ее подружка». Сочетание на диво устойчивое, и к нему за несколько лет все привыкли. «Она» все время что-то придумывала. В частности, сочинила текст под названием «Откуда взялся снег?». И милостиво разрешила мне «немножко» сказку отредактировать. Елочные украшения – снежинки возможные и невозможные. «Мифологическая». Здесь обыгрывалась подсказанная мной идея – рассказать о новогодней елке как о мировом древе. Ухватились за мой собственный текст, который я когда-то написала для этих детей и от которого до сих пор не могу отказаться. А последняя группа… Туда сбились местные интеллектуалы. Они объявили, что будут наряжать «историческую елку». Их идея была кристально прозрачной: игрушки на елке должны отражать главные исторические события прошедшего века. Я могла временно торжествовать учительскую победу: вот ведь какой интерес к науке сумела пробудить в подрастающих учениках! И понеслись дни интенсивной «разработки проектов» – с шумом, сдвинутыми столами, с ежедневными «отдельно лежащими» кучками мусора, превосходившими месячную классную норму, со следами клея и краски на полу, с репетициями («Вы когда к нам придете? Тут “этот” “ту“ уже почти убил! А с “этими” вы вчера репетировали! Ну и что, что у нас уже все понятно?!») В общем – нормальная, убойная творческая жизнь. Репетировать, правда, начали только те, у кого елка была уже наряжена и тексты выбраны и выучены. То есть все, кроме «исторической группы». «Историки», обложившись детскими энциклопедиями и какими-то старыми журналами, всё продолжали пыхтеть и ругаться. А когда они наконец объявили, что их елка «почти» готова, я почувствовала, что теряю равновесие: елочка была небольшая, примерно полметра. И на ее ветвях болтались вырезанные откуда-то и наклеенные на картонную основу головы Ленина (до боли знакомый профиль), Сталина и Гитлера, красные флажки с буквами «СССР» и силуэт атомной бомбы. А лидер группы – самая умная (как я теперь понимаю) девочка в классе – сказала: «Мы решили, тут будет самое главное, что случилось в столетии… Только мы не знаем, что прикрепить на макушку». Видимо, я слишком долго молчала. Я просто не знала, что сказать. И угрызения совести («Надо было предвидеть… Надо было отговорить!..») еще не успели нахлынуть. – Вам что, не нравится? – Моя любимая (одна из самых любимых) ученица смотрела с нескрываемым вызовом. – Мы читали энциклопедии! Мы изучали материал. – Да… Понимаю. (Ведь наверняка я сама и произнесла это роковое словосочетание – «историческая елка»…) Но как можно обыграть эти елочные «украшения»? Хоровод вокруг такой елки точно водить не хочется… Тут кто-то произнес: «Ну, что я тебе говорил (а)!» – и на корабле истории вспыхнул бунт против капитана. Капитан попробовал огрызнуться: «Это ты придумал голову Гитлера! Я предлагала только Ленина!» И это было совсем нехорошо. Совсем не по-новогоднему. И никак не способствовало формированию командной солидарности. Я решила, что нужно как-то спасать ситуацию. Может быть, не вывешивать на елку все «основные» события века? А выбрать что-то одно, и чтобы это событие хоть какое-то оптимистическое чувство внушало: мы же все-таки дожили до сегодняшнего дня! Проблема была в том, что до праздника, до представления елок, оставалось всего десять дней. А у группы, получается, нет ни понятного плана, ни текста, и репетировать мини-спектакль невозможно! Поэтому я попросила только об одном: чтобы группа согласилась принять мою помощь. Я буду думать все выходные. И в понедельник представлю им план спасения. Историки – хмурые и расстроенные – вяло согласились. В ночь с четверга на пятницу я спала «вещим сном» – это когда ты «призываешь» идею. В пятницу днем я позвонила своему настоящему другу, Елене Михайловне Кузьменковой, заведовавшей тогда Центром В. Берестова в РГДБ: «Елена Михайловна! Так и так. Мне нужен текст. Что-нибудь из истории ленинградской блокады. И при этом – новогодний. Такой – чтобы был понятен десятилетним детям. И короткий. Чтение должно укладываться в десять минут». Любому нормальному взрослому человеку наверняка понятно, что мой «социальный заказ» выполнить было невозможно. И я почти не удивилась, когда вечером Елена Михайловна позвонила и сказала, что ничего не сумела найти. – Но, – сказала Елена Михайловна, – я вспомнила свою встречу с одной старой блокадницей, которая в то время работала в библиотеке. – Во время войны? – Да, во время войны. Это было давно, мы встретились с ней в Питере, на каком-то семинаре… Я, к сожалению, не запомнила ее имени. Это ведь было давно… Она говорила, что дети – из тех, что остались зимовать в Ленинграде и жили неподалеку, – приходили к ней в библиотеку. Она читала им книжки. Но она честно призналась, что не может сказать уверенно, почему дети к ней приходили. Возможно, они приходили из-за того, что в библиотеке было теплее, чем у них дома: она там топила «буржуйку». Тоже книжками. Она говорила, что поначалу это было трудно – топить «буржуйку» книжками, и она не могла сдержать слез. Но потом потихоньку привыкла. И вот она что-то детям читала, а что-то горело в печке… А в Новый год к ним пришел Дед Мороз. Пришел прямо с линии фронта. Вот ведь странно: кто-то знал о том, что в библиотеке жизнь «идет своим чередом». В общем, пришел Дед Мороз – в маскировочном халате вместо костюма, с елкой. На елке висели подарки – кусочки черного хлеба. А на макушке – кусочек сала. Эта «звезда» досталась самой маленькой девочке. Дети были так счастливы… С ними случилось новогоднее чудо. А потом библиотекарша заметила, что у детей что-то поблескивает в уголках рта: у одного, второго, третьего. Она сначала, не поняла, что это такое, какие-то капельки. А потом до нее дошло, что дети от счастья, от встречи с Дедом Морозом, заулыбались. А эта мимика… Они ж от нее отвыкли. И уголки рта у них от непривычного напряжения потрескались… Я не знаю, записана ли эта история. Но я ее в опубликованном виде не встречала, – сказала Елена Михайловна. Я положила трубку и записала эту историю. А в понедельник принесла текст в школу и прочитала детям. И поняла, что с трудом сдерживаю ком в горле. И что история эта детей поразила. Я сказала, что теперь их елку очень легко нарядить. Это будут кусочки хлеба. И теперь нам нужно очень быстро начать репетировать. (Я тогда еще ничего не знала про «нарративный» театр – мы просто «открыли» его для себя.) Следующие выходные мой старший сын, испытывая мое терпение, записывал фонограмму для «хоровода елок» – для общего спектакля, который, как из мозаики, складывался из разных кусочков, подготовленных разными детскими группами. До праздника оставалось три дня. В понедельник, после вереницы бурных репетиций, когда я уже была без голоса и без пульса, ко мне опять подошли интеллектуалы. Точнее, их представители – самая умная девочка в классе и ее подруга, почти такая же умная. Самая умная смотрела мне прямо в глаза, а другая – в пол: – Марина Семеновна, мы… Мы отказываемся играть. Я опять не нашла, что сказать. Это обычная моя реакция – пасовать перед интеллектуалами. Но они и так предугадали единственно возможный вопрос и ответили на него: – Потому что наш спектакль будет самый плохой. - … – Он очень грустный. Зрители будут плакать. А Новый год – веселый праздник. Я тихонько вдохнула и выдохнула: – Если зрители будут плакать, считайте, что вы достигли поставленной цели. В этом есть что-то очень правильное по отношению к уходящему веку. И грусть – не самое плохое чувство. Знаете, когда я увидела ту вашу елку, мне не плакать хотелось. Мне хотелось кричать. А тут… Возможно, я говорила не точно такими словами. Но по смыслу примерно так. Все слова, которые, по моим представлениям, должны были подействовать на десятилетних интеллектуалок. И еще я, конечно же, объясняла что-то про общую композицию, как спектакли будут поддерживать друг друга, и дала обещание, что в конце концов у зрителей будет очень хорошее настроение. У всех нас будет замечательное новогоднее настроение. Мы сыграли спектакль. И внутри него «тлела» маленькая картонная «буржуйка», набитая книгами. И девочка-актриса говорила спокойно и буднично: «А… Ну конечно. Эти красные капельки. Это понятно: дети слишком давно не улыбались. И эти их мышцы, которые отвечают за мимику… отвыкли от такого усилия». И зрители… ну да, плакали. Но недолго. Чуть-чуть. Это ведь был большой елочный хоровод. И хотя мы не устраивали состязаний между группами, все равно «исторической группе», когда ее участники вышли на поклон, хлопали больше всех. И наступил новый век… Марина Аромштам

Обожаю читать Папмамбук, в ссылке еще одна предновогодняя история. Не буду для него отдельный пост писать. Почитайте, это интересно.

пост создан: 15 декабря 2013
просмотров: 119
Показывать всем

Поделись с друзьями

Пусть твои друзья из других сетей тоже прочтут эту заметку

Уже понравилось:
  • SvetlячOK
  • Мориарти

Комментарии к посту "И НАСТУПИЛ НОВЫЙ ВЕК...Рассказ из серии в ожидании Нового года" (10):

  •  yasyundrik
    yasyundrik 15.12.2013 14:12
    Спасибо! Спасибо огромное! Не слышала никогда! Еще раз спасибо!
  • Котейка
    Котейка 15.12.2013 14:23
    вообще Марина Аромштам очень хорошо пишет и рассказывает с таким увлечением, так вдохновенно. очень интересная женщина
  •  yasyundrik
    yasyundrik 16.12.2013 03:29
    Спасибо за знакомство с замечательным автором!
  •  yasyundrik
    yasyundrik 15.12.2013 14:18
    А про олененка, чуть ли не до слез! Как мало сейчас детей с живыми глазами!
  • Juli-AZ
    Juli-AZ 15.12.2013 14:33
    ты не пиши, ты ссылку хоть печатай. Спасибо за перепост! Я на папвмаме редко бываю.
  • Котейка
    Котейка 15.12.2013 14:36
    да я второй и не стала, кому-то здесь удобнее прочитать, я уже думала может один-два абзаца что ли вставить
  • Curled
    Curled 15.12.2013 16:53
    Спасибо! Потрясающе!
    С огромным удовольствием прочитала!
    Для меня в 2000 только году случилось свое открытие... Мне тоже было 10 лет, и впервые стало по-настоящему тоскливо. Я с радостью ждала нового года, думая, вот сейчас будет 2000ый, а потом 3000ый... Внезапно поняв, какая между ними пропасть, я осознала, что никогда не увижу 3000ый год, что я до него не доживу! Это так странно осознавать такое, эту безысходность, в 10 лет... До сих пор помню те свои ощущения))))
  • Натучка
    Натучка 15.12.2013 19:21
    Читала и мороз по коже пробегал! Настолько история интересная и живая!!! Спасибо!!!!!!!
  • Saomum
    Saomum 16.12.2013 18:18
    Спасибо большое! Редкое удовольствие от чтения, истории, человеческой увлеченности своим делом...
  • SvetlячOK
    SvetlячOK 23.12.2013 12:20
    Вот это история... Я как всегда представляю себе всё в красках...Впечатлила,очень!!!!
Для того, чтобы прокомментировать войдите или зарегистрируйтесь.
Котейка

Москва и Московская обл., Москва

 
  • marila
    marila
  • Raygi
    RaygiЯНВАРЬ 9.Создала обсуждение насчет Минимафи
  • ЁжА Фру-фру-фру
    ЁжА Фру-фру-фруДни рожденья...
  • anninavi
    anninaviРазвернула жизнь на 360 градусов.
  • LOVANDA
    LOVANDAУлыбайтесь!!!!
  • eva-0912
    eva-0912апатия...депрессия...меланхолия...
  • Женча
    Женча...........
  • kovach75
    kovach75Нарядили новогоднюю Елочку всей семьей и готовим подарочки и н…
  • Тик-так
    Тик-так
  • ollxa
    ollxaЧто у вас нового? Нажми и расскажи!