x
    • Мария
      Мария
  • Введите имя
    Введите правильный email адрес

Введение во Храм Пресвятой Богородицы.

05.12.2010
воскресенье

Когда-то, во времена еще не столь давние, но, как кажется иногда, тысячелетиями отделенные от нас, жизнь измерялась, в первую очередь, духовными, религиозными праздниками. О, конечно, далеко не все знали в точности содержание каждого из них, но все шли в церковь, для многих, может быть даже для большинства, праздник был прежде всего возможностью выспаться, поесть, попить, отдохнуть. И все-таки, думается, каждый чувствовал, даже если и не сознавал ясно, что праздник — это прорыв в жизнь чего-то высокого и светлого, соприкосновение с миром каких-то иных реальностей, напоминание о чем-то, что забывается и заглушается буднями, т. е. суетой и усталостью повседневной жизни.
Даже названия праздников: Введение во Храм, Рождество, Богоявление, Сретение, Преображение, даже сами эти слова — своей торжественностью, инаковостью по отношению к действительности, таинственной красотой своей о чем-то напоминали, к чему-то звали, на что-то указывали… Праздник — это был как бы вздох человека о какой-то утраченной, но манящей красоте, вздох о возможности другого.
Но теперешний мир наш стал будничным, беспраздничным — и даже прививки казенных, «социальных» праздников не устраняют этого налета пепла, грусти и безочарованности. Ибо, повторяю, сущность праздников именно в этом прорыве, подъеме — в иную реальность, в мир духовной красоты и света. Но если этой реальности нет, если по существу — нечего праздновать, то никакими искусственными подъемами праздника не создать.
Вот праздник Введение во Храм Пресвятой Богородицы. О чем он? Тема его простая: маленькую девочку родители приводят во храм Иерусалимский. Ничего необычного, в то время так поступали многие, это было общепринятым обычаем. Ибо привести в Храм — это значит жизнь ввести в соприкосновение с Богом, дать жизни конечную цель и назначение, осветить ее изнутри светом высшего опыта.
Но вот, повествует церковная служба этого дня, вводят ее туда, куда никто, кроме священников, не смел входить, вводят в место, называемое «святое святых», в таинственную, священную глубину храма. Имя этой девочки — Мария. Это будущая мать Иисуса Христа, т. е. та, через которую, верят христиане, сам Бог приходит в мир, к людям, чтобы разделить их жизнь и раскрыть божественное ее содержание. Что это — сказки? Или тут что-то поведано и раскрыто, о чем иначе, в простых человеческих словах может быть и не скажешь, то, что прямо, непосредственно относится и к нашей жизни?
Вот был этот благолепный, тяжелый храм — слава Иерусалима. И веками люди верили, что только в нем, за тяжелыми стенами может человек соприкоснуться с Богом. Но священник взял Марию и ввел ее в самое священное место, и мы и сейчас поем: «пречистый Храм Спасов вводится в храм Господень». А потом, Христос сказал: «Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его». Евангелист прибавляет: «а Он говорил о храме тела Своего».
Смысл всех этих событий, всех этих слов, всех этих воспоминаний прост: отныне храмом становится человек, отныне не камни и не алтари, а человек — его душа, его тело и вся его жизнь — вот священный и божественный центр мира, вот его «святое святых». Один храм — живой и человеческий — входит в другой, каменный, материальный, и изнутри завершает его смысл и назначение.
Перемещается центр религии, более того — перемещается центр тяжести жизни. В мир входит учение, не ставящее ничего выше человека, ибо Сам Бог принимает человеческий образ, чтобы явить, что назначение человека, призвание его — божественное. С этого момента начинается свобода человека. Нет ничего над ним, ибо сам мир для него’ — дар Божий, данный ему для исполнения божественной судьбы своей.
С тех пор, что вошла Дева Мария в «святое святых», сама жизнь стала храмом. И когда празднуем мы праздник Введения во Храм, мы празднуем этот божественный смысл человека, высоту и свет его призвания. Их не стереть, не выкорчевать из человеческой памяти.

Протопресвитер А. Шмеман
с сайта pravmir.ru

пост создан: 5 декабря 2010
просмотров: 99
Показывать всем

Поделись с друзьями

Пусть твои друзья из других сетей тоже прочтут эту заметку

Комментарии к посту "Введение во Храм Пресвятой Богородицы." (3):

  • Nastasja Krasa
    Nastasja Krasa 06.12.2010 14:20
    Оль, умничка, с праздником тебя! Я прот. Шмемана люблю, при написании диплома о свт.Григории Паламе использовала его книгу "Исторический путь православия", я ею просто зачитывалась. Но наш батюшка говорил, что у него есть очень спорные моменты то ли по догматике то ли по литургике, ты не в курсе?

    ПЫ Сы : А к нам на праздники Патриарх приехал, вот мечтаю сегодны на службу попасть:)
  • Lado4ka
    Lado4ka 06.12.2010 15:04
    Не знаю, Насть, насчет спорных моментов, я на самом деле его почти не читала. Но после твоего восторженного отзыва прочту, тем более, название книги такое многообещающее.

    И с праздниками тебя, и с посещением Патриарха! Желаю попасть на службу !)))
  • Nastasja Krasa
    Nastasja Krasa 06.12.2010 16:22
    Оль он (батюшка) так мне и сказал по истории можешь читать его произведения а вот в то о чем я писала он сказал лучше не влазить.
    У меня есть подруга- православный журналист, ей выдали два пропуска на службу, если бабуля с детьми посидит, то хотелось бы сходить.
Для того, чтобы прокомментировать войдите или зарегистрируйтесь.
Ольга

Москва и Московская обл., Москва

 
  • Лада
    Лада

    7 мая 2001
    (15 лет 7 мес.)

    новое увлечение - театр
  • Егор
    Егор

    11 августа 2008
    (8 лет 3 мес. 26 дн.)

    ждем возвращения путешественника
  • Екатерина
    Екатерина

    7 ноября 2011
    (5 лет 1 мес.)

    Для этого ребенка все совершенно новое )