x
    • Мария
      Мария
  • Введите имя
    Введите правильный email адрес
    • Минибандит дня
      Вика
      отмечает 5 месяцев!
      • Есть вопрос
        по сайту
    • Энциклопедия

      Ритуальный масленичный костёр – в чем его смысл?

      По традиции заключительный день масленичных гуляний (почитать о которых можно вот тут) заканчивается тем, что мы просим прощения и прощаем друг друга, а еще провожаем зиму. Как-то так исторически сложилось, что этот процесс в обязательном порядке сопровождается ритуалом сожжения соломенного чучела. Только вот кого же мы все-таки сжигаем и зачем?…
      По традиции заключительный день масленичных гуляний (почитать о которых можно вот тут) заканчивается тем, что мы просим прощения и прощаем друг друга, а еще провожаем зиму. Как-то так исторически сложилось, что этот процесс в обязательном порядке сопровождается ритуалом сожжения соломенного чучела. Только вот кого же мы все-таки сжигаем и зачем?

      Предположительно, в ярком пламени костра полыхать должна зима или богиня смерти Морена. Но тогда, почему чаще всего горит нарядный и улыбающийся символ Масленицы? Не знаю как вас, но меня это зрелище всегда коробило и не вызывало бурного восторга. Согласитесь, что наблюдать горящий силуэт человека вообще не сильно приятно, даже если и воспринимать его в контексте чего-то злого и нелюдимого. Да и чем зима так насолила с ее пушистым белым снегом, высокими горками и морозным воздухом, чтобы взять ее и запалить - тоже непонятно. Грустно как-то становится, а иногда и слезы на глазах малышей видеть доводилось.

      Может, как-то неправильно мы традиции трактовали? Да, костры в «Прощеное воскресенье» действительно жгли, помогая тем самым весне вступить в полную силу и жаром огня пробудить спящую природу. Но чучел соломенных не сжигали. Как можно уничтожить Масленицу, так старательно зазываемую в начале праздника

      Наши предки жгли костры и сжигали нечисть, символически очищаясь от прошлогодней скверны. В этом истоки старинного обряда перепрыгивания через горящий костер: пока летишь над огнем, все плохое в нем и сгорает. Перепрыгнул - значит, очистился. А как же быть с чучелом Масленицы?

      Велика наша страна и множество самых разных действий было придумано людьми. И не все эти действия несли в себе радость и добро. Известно, что в некоторых регионах России чучело Масленицы не сжигали, а топили в проруби, иногда даже устраивали целые похоронные процессии, положив соломенную Масленицу в гроб, его возили по деревне с плачем и причитаниями... Жестоко, жутко, и нет никакого желания в подобных мероприятиях участвовать.

      Куда светлее и радостнее иная традиция, когда чучело Масленицы разбирали по прутику и разбрасывали их по огородам и полям. Люди верили в то, что прутики эти чудесным образом позволят Масленице взойти в зерне, а значит, и урожай будет на славу!

      Масленица воплотила в себе светлое божество весеннего плодородия земли, красавицу Ладу, которая шла по Руси, озаряя все вокруг разгульным весельем. Вестница любви и весны из древних языческих сказаний со временем стала восприниматься нашими предками в новом образе румяной, плодородной, широкой Масленицы, требующей к себе особого уважения.

      А костер в последний день праздничной недели, конечно же, был. Только вот не сжигали на нем никого. В некоторых литературных источниках указывается, что поджигали наши предки колесо. Его подвешивали на высоком шесте, установленном на возвышении. Шест и колесо обматывали старой соломой (в ней по поверьям пряталась нечисть), обкладывали дровами и поджигали. Колесо, символизировало собой наше светило. Загоревшись, оно внешним видом своим напоминало яркое, палящее, огненное солнце.

      Вот таким и был масленичный костер. Вокруг него водили хороводы, плясали, пели и радовались тому, что нечистая сила побеждена. Пепел догоревшего костра разбрасывали по полям. Считалось, что тепло этого костра притягивало солнце, способствовало урожайному году и уничтожало зло.

      Возрождение старых русских ритуалов - занятие, без сомнения, замечательное. Но процесс этот требует осмысленного и грамотного подхода, чтобы не невежество, дикость и незнание собственной истории демонстрировались молодому поколению, а добрые и пронизанные глубочайшим смыслом традиции наших предков.

      Фото - с сайта www.liveinternet.ru
      • РАССКАЖИТЕ СВОИМ ДРУЗЬЯМ
      • ОБ АВТОРЕ
      • По специальности - юрист, магистр в сфере уголовного права, но в юриспруденции поработать не успела - практически сразу после института ушла в декретный отпуск. Еще в студенческие времена работала вожатой в Артеке. Сейчас совмещает роль мамы с работой - пишет статьи на различные темы.