x
    • Мария
      Мария
  • Введите имя
    Введите правильный email адрес
    • Минибандит дня
      Никита
      Ловец улиток
      • Есть вопрос
        по сайту
    • Энциклопедия

      Почему дети разного возраста не играют друг с другом?

      • // 21 ноября 2010
      • 5
      • 0
      • 964
      В семье растут двое сыновей. Старшему пять лет, а маленькому - два годика. Мама так мечтала, что они будут дружить, играть вместе. Но старший братика в игру не принимает. Кричит, если тот берет его игрушки. Даже оттолкнуть может. А ведь когда малыш родился, радовался вместе с нами, колясочку катал с…


      В семье растут двое сыновей. Старшему пять лет, а маленькому - два годика. Мама так мечтала, что они будут дружить, играть вместе. Но старший братика в игру не принимает. Кричит, если тот берет его игрушки. Даже оттолкнуть может. А ведь когда малыш родился, радовался вместе с нами, колясочку катал с удовольствием, подержать просил. Почему он стал таким грубым?

      Взрослые привыкли называть игрой любые самостоятельные занятия ребенка. Но игра бывает разная, по мере взросления детей она изменяется и усложняется. Пятилетний ребенок, играя, придумывает сюжеты: его игрушки ходят в гости, воюют, ссорятся, женятся, едут по делам. Со стороны это похоже на маленький спектакль-импровизацию. Психологи называют такую игру "режиссерской". Двухлеточке этот вид игры еще недоступен. Конечно, он хочет быть рядом со старшим братиком. Ему интересно наблюдать за игрой. Но игрушки для маленького - не персонажи истории, а всего лишь предметы исследования: их интересно взять в руки, покатать, покрутить, может быть - бросить. Появление двухлетнего рядом с пятилетним во время сюжетной игры обычно приводит к ее разрушению. Малыш выхватывает солдатиков из гущи сражения, вывозит машинки из гаража, заставляя дом рушиться. Иногда он делает это из интереса к игрушкам, иногда - чтобы вызвать эмоциональную реакцию старшего. Старший, естественно, протестует: ему обидно! Но взрослые в таких ситуациях, как правило, бывают на стороне малыша. Им кажется, что протесты старшего вызваны жадностью или эгоизмом. И здесь они не правы.

      Режиссерская игра - очень сложный вид детской творческой деятельности и главный способ переработки информации в старшем дошкольном возрасте. Она требует уединения и сосредоточенности. И в данном случае задача взрослого сделать так, чтобы малыш не мешал старшему. Малышу хочет посмотреть, как братик играет? Надо две-три минутки посидеть вместе с ним в уголочке и пошептать на ушко: "Видишь, как машинки едут - вперед-назад, вперед-назад. А солдатики шагают: раз-два!" Если малышу хочется взять какую-то игрушку в руки, попросите старшего: "Нельзя ли кого-нибудь откомандировать к нам в гости? На отдых? Или прислать машину на техосмотр?" Ваше предложение тоже должно быть сюжетным и выстраивать мостик между игровыми возможностями детей. Можно предложить маленькому вместе построить в уголке домик - как у старшего. А потом, когда малыш устанет, увести его из комнаты и занять другим делом.

      Если вы заняты и не можете участвовать в играх детей, оговорите это с пятилетним: "Мне нужно разогреть обед. Поиграй, пожалуйста, десять минут с братиком". Это совсем другая установка. Старший в данном случае будет выстраивать игру, исходя из потребностей малыша, ориентируясь на него - строить домик специально, чтобы малыш его сломал, крутить для него волчок, кидать мячик. В течение ограниченного времени это не утомительно, а наоборот - приятно. Потом старшего нужно обязательно похвалить за помощь, чтобы он испытал от общения с маленьким еще и моральное удовлетворение.

      Иными словами: вы хотите научить детей играть вместе? Будьте терпеливы и воспитывайте в малыше уважение к занятиям брата (или сестры).
      Уважение - лучшая основа для развития дружеских отношений.


      Автор: Марина Аромштам
      • РАССКАЖИТЕ СВОИМ ДРУЗЬЯМ

      Комментарии к "Почему дети разного возраста не играют друг с другом?" (5):

      • отличная статья! очень полезная..спасибо, Яна..ну и автору Марине Аромштам тоже огромное спасибо... у меня крестница почти на два года старше дочки, пока вроде нормально вместе играют...но чувствую, что скоро это изменится, детки растут, причем неравномеро....теперь буду точно знать что и как делать, чтоб им было интереснее вместе играть.
      • не за что! просто поделилась на мой взляд полезной инфой ))) т.к. хочу второго обязательно и интересен этот вопрос уже сейчас. да и вижу как сейчас Яромир рушит в песочнице "окопы и леса" и топчет "солдатов" ))) стараемся не мешать деткам постарше, т.к. видно их разочарование и грусть от такого "вероломства" малышастиков...
      • А у нас наоборот - разница у мальчишек два года, и они с удовольствием вместе играют, и был период, когда эти игры сводились именно к элементарному катанию машинок взад-вперед, то есть уровень старшего отставал, это и в саду заметили, что ему неинтересны более старшие ролевые игры, более комфортно ощущает себя с малышами и с их детскими играми. Сейчас уже и второй подрос, они как бы вместе взрослеют. Но меня это беспокоило, и до сих пор - как начинают катать машинки - мне это не нравится, стараюсь направить игру в другое русло, чтоб машинки ездили по сюжету.
      • Спасибо, реально интересно было почитать. Про двухлеток согласна с автором, но вот трехлетка уже вполне может составить компанию пятилетнему. У нас лучший друг так раз этого возраста.
      • а нам 1год и 3 месяца, и сводной сестренке 8 лет, отлично играют друг с другом, интересно обоим.