x
    • Мария
      Мария
  • Введите имя
    Введите правильный email адрес
    • Сделай
      из своего
      дневника
      печатный
      журнал!
      Минибандит дня
      Никита
      Ловец улиток
      • Есть вопрос
        по сайту
    • Энциклопедия

      Детские сады и воспитание как отражение национального менталитета

      Столкнувшись с проблемой выбора детского сада дважды – при устройстве дочери в обычный детский сад, а затем частный, я решила узнать, как обстоят садовские дела в других странах.

      Наверное, каждый родитель простого русского ребенка сталкивался с проблемой выбора детского сада и устройства туда своего чада. В перечне, не понаслышке знакомом многим – ночные бдения при раздаче путевок, три года ожидания, дилемма «давать или не давать», и волнения об адаптации к новому коллективу и режиму.

       

      Пройдя все эти ступени дважды – при устройстве дочери в обычный детский сад, а затем частный, я решила узнать, как обстоят садовские дела в других странах, и какое внимание уделяют дополнительному развитию ребенка. Чтобы добыть информацию из первых уст вступила в длительную переписку со всеми подругами-иммигрантками, которые обзавелись семьями на второй родине и со знакомыми из тех стран, где когда-то удалось побывать.

       

      Швейцария и Франция

       

      Опрос  я решила начать со Швейцарии - страны, которая у очень многих ассоциируется с роскошью и благополучием.

      В 2011 году большинство кантонов Швейцарии приняло новый закон о том, что ходить в школу обязательно с четырех лет, а не с шести, как было раньше.  Так что в четыре года то, что в привычном понимании является детским садом, начинает называться школой.

      Рассматриваемый сад – государственный, для работников, обслуживающих андронный коллайдер в Церне.

      • Самым юным садовцам на момент поступления должно исполниться 2.5 года.
      • Группы здесь человек по пятнадцать, у каждого воспитателя есть ассистент. 
      • Сад открывается в 8 утра, завтрак не предусмотрен, так что с утра родители укладывают любимому чаду коробочку с перекусом. Обедают тоже только счастливцы, родители которых успели заблаговременно забронировать обеды на следующий месяц. Обычно секретарь в конце месяца рассылает родителям на электронную почту письмо, что открыта запись на обеды. На пятерых детей во время обеда должен приходиться один воспитатель, так что мест хватает не всем.
      • Родители, проворонившие место, вынуждены забирать детей в 12 часов, кормить их самостоятельно и возвращать в сад к 13.30. И так поступают многие, так как стоимость скромного детсадовского обеда совсем не скромная – 12 швейцарских франков за каждую порцию (1 франк=35 руб). Так что многие родители, чтобы сэкономить, кормят ребенка в саду только пару раз в неделю.  
      • Спальни для дневного сна нет, кровати стоят в коридоре одна на другой и на сон расставляются прямо в игровой комнате. Часто дети просто укладываются на пуфики, когда чувствуют, что хотят поспать. 
      • Есть сады, где дневной сон и вовсе не предусмотрен – взамен ребятам устраивают 15 минут тишины. В это время дети закрывают глаза, кладут голову на стол.  Вообще же, если ребенок не может уснуть, ему разрешают встать и тихонько поиграть.
      • К четырем годам места в саду получают все, но если родители претендуют на ясли (декретный отпуск тут длится всего 16-20 недель), то на очередь встают при подтвержденном факте беременности.
      • Стоимость государственного детского сада пропорциональна родительскому доходу: в среднем это около 1100 – 1500  швейцарских франков в месяц.
      • Занятия с детьми проходят непривычно на наш взгляд – одновременно воспитатель занимается с 2-3 детьми, остальные в это время играют.  В детский сад могут пригласить, например, повара, чтобы он рассказал про разные блюда, а потом научил их готовить. Детей водят в музеи, библиотеки, бассейн и в театр.
      • Еще одна особенность швейцарских и французских садов, что они закрываются на «школьные» каникулы каждый сезон, и родителям нужно заранее планировать досуг своего чада и подстраивать под каникулы рабочий график. Во французских садах и школах среда – день походов в кружки и развития ребенкиного кругозора. Так что родители должны КАЖДУЮ среду либо иметь возможность самостоятельно водить ребенка в развивающие центры, театры, музеи, заниматься их развитием на дому, или нанимать для этого няню.

      Исландия

       

      То, что мужчины и женщины делят все обязанности поровну – для исландцев, как и всех скандинавов, норма жизни, а не признак женской эмансипации. Так что после рождения ребенка, семья получает 9 месяцев отпуска по уходу за ребенком с сохранением 80% зарплаты. Три месяца ребенком занимается мама, три – папа, еще три – на усмотрение родителей.

      Малыши сначала попадают к «дневной маме» (Dag mama), небольшой частный сад, где одна-две женщины ухаживают за детьми от восьми месяцев до двух лет. На одну дневную маму обычно приходится пять детей, уход здесь базовый – дать бутылочку, поменять памперс, успокоить плачущего.

      С двух лет маленькие исландцы уже идут в государственный детский сад. Сады здесь небольшие, но мест всем хватает. Из необычного для нас – черный песок в песочнице (смолотая в крошку лава, так как остров вулканического происхождения), и счастливые дети в трусах, которых в +20 обливают холодной водой из тазика – такие солнечные деньки выдаются здесь всего пару раз за лето, так что пользуются возможностью.

      Родители не зацикливаются на раннем развитии ребенка, но вместе с тем все члены семьи ведут активную совместную социальную жизнь – здесь даже в туалете на автозаправке есть пеленальный столик, что уж говорить про музеи, кафе и торговые центры.  Очень популярны среди исландских семей выезды на природу с ночевкой в кемпингах – в отличие от наших палаточных лагерей, исландцы отдыхают с большим комфортом – многие приезжают в кемпинг в оборудованных машинах-фургонах с кухней и кроватями, либо ставят огромную семейную палатку, спят на надувных матрасах. При каждом кемпинге оборудована детская площадка. Не менее популярны семейные походы в бассейн – все они оснащены пеленальными столиками и водной зоной для новорожденных. Так что здесь можно встретить и будущую маму за неделю до родов, и эту же маму через неделю после родов уже с ребенком. В школе урок плавания – обязательный (до 18 лет вход в бассейн бесплатный).

      Япония

       

      Самый загадочный парадокс японского воспитания – как из детей, которым до 6 лет ничего не запрещают, вырастают такие дисциплинированные и трудолюбивые взрослые. Среднестатистическая японская семья – родители и один ребенок. Обычно мама при рождении наследника делает выбор в пользу его воспитания и развития.  Она для него – добрая фея, которая часами играет и занимается с ним,  терпеливо объясняя все непонятное или неуслышанное раннее. В садах основной вид деятельности – коллективный, так что быть исключенным из игры или совместной работы – больше, чем наказание, поэтому дети строго следуют правилам и нормам.

      Так как ребенок в семье один, ему хочется обеспечить все самое лучшее: правильный сад – трамплин к хорошей школе, оттуда – престижный университет и как следствие работа с высоким и стабильным доходом. Сады бывают частные и муниципальные. Посещение частного сада, как правило, гарантирует переход в хорошую школу. В таких садах мамы активно участвуют в общественной жизни - разрабатывают наглядные пособия для своих чад, встречаются пару раз в месяц для обсуждения будущих проектов или просто помогают почистить аквариум с рыбками. Сюда обычно отдают детей с 4 лет, до этого же мамы много занимаются их развитием самостоятельно: походы в музеи, парки, совместный труд и студии раннего развития – непременный атрибут досадовской жизни японца.


       

      Китай

       

      Удовольствие иметь ребенка в Китае – недешевое. Особенно двоих – за рождение второго ребенка счастливые родители обычно платят подать государству в размере около 25 совместных родительских окладов. Послабления в недавнем времени вышли для крупнейших городов – Шанхая и Пекина, где молодые пары вообще отказались заводить детей.

      Сады в Шанхае в основном частные, стоимость варьируется в пределах 200-400 евро в месяц. За эти деньги счастливые китайские наследники получают должный уход – как правило, в сад приглашают преподавателей-иностранцев для изучения английского, с детьми много занимаются творчеством и развивающими занятиями. В группах может быть до 30 человек и 2 воспитателя. 

      Частный сад по карману не каждому, поэтому многие приглашают либо родственников из деревень, либо родителей-пенсионеров, которые и присматривают за детьми. Детей здесь любят и возлагают на них большие надежды – так как воспитание чада самая большая статья расходов, от него ожидают полной отдачи в будущем – с детства ребенок должен стремиться быть лучшим, а не просто получать удовольствие от участия в процессе. Ну а став взрослым сторицей вернуть родителям вложенное в него – финансово обеспечивать их старость и просто быть рядом. Считается, что с этой задачей лучше справляются мужчины, поэтому молодые пары пытаются всеми способами обзвестись именно наследником. На помощь приходит и китайская народная медицина, и знахарки (на УЗИ врачам запрещено называть пол ребенка). Сейчас в Шанхае идет масштабная пропаганда в стиле «девочка – тоже человек», но в деревнях по-прежнему основную ставку делают на мальчиков.

      Уважение и доверие детей к родителям велико, до сих пор осталась традиция сватовства – многие родители сами выбирают будущего супруга своему ребенку. Иногда даже в парках Шанхая можно встретить женщин или мужчин средних лет с плакатами, где указаны имя, возраст, социальное положение и профессия потенциального супруга – настоящая ярмарка невест, такая, на которую везли Татьяну Ларину 150 лет назад, только в центре современного мегаполиса.

      Непал

       

      В Катманду и других крупных городах Непала детских садов всем хватает с лихвой. Но в деревнях практики дошкольного воспитания нет, и дети находятся под присмотром старшего поколения или набираются опыта друг у друга.

      Детские сады в Непале – частные, работают по методике Марии Монтессори. Так как городские семьи в основном мононуклеарные (муж+жена+1-2 ребенка), то работающие родители вынуждены отдавать ребенка в детский сад. Бывает, что юных наследников готовы приобщать к садовской жизни уже с 4-5 месяцев от роду, но более традиционный возраст – 3 года.

      Развитием детей здесь занимаются довольно много – все занятия по системе  Монтессори, часто предусмотрено изучение английского, уроки музыки и рисования.


      США

       

      В США существует два типа дошкольных учреждений Children Day Care Center (дневной центр по уходу за детьми) и Pre-School (подготовительные курсы к школе).

      • В DCC детей можно отдавать очень рано – практически с месяца. Такие центры – частные, поэтому, чтобы попасть туда, достаточно просто подписать контракт и оплатить пребывание, которое пропорционально возрасту ребенка (малыши до 2 лет обходятся в два раза дороже, чем более старшие дети). В среднем стоимость недельного пребывания – $150-200 за старших детей и $300-400 за грудничков. Возврат денег за больничный не предусмотрен, так что детей водят и с температурой.
      • В некоторых центрах за дополнительную плату малышей можно оставить даже на ночь, или привести их очень рано.
      • Опоздавшие к закрытию сада родители платят весьма существенные штрафы – каждый сад сам назначает сумму, которая иногда достигает $5 за минуту опоздания.
      • По закону на каждых четверых малышей до года должен быть один воспитатель, для детей от двух до пяти лет предусмотрен один педагог на семерых.
      • Меню в американских садах заранее не составляют, часто на обед – полуфабрикаты, возможна даже еда из Макдональдса.
      • Спят дети вповалку на матрасах, про пижамы никто и не думает – и обувь снимают не всегда.
      • Большинство юных американцев (около 60%)  посещает частные детские сады, лицензию для их открытия получить не очень сложно, так что их всем хватает.
      • Часть детей остается с нянями, есть домашние частные сады, где группы меньше, а обстановка более домашняя по сравнению с частным садом. Но удовольствие это довольно дорогое, позволить себе это могут только 10% американцев.
      • Для детей из необеспеченных семей существует специальная государственная программа «Head Start», такие сады посещает около 5%. 
      • Как вариант, можно водить ребенка в сад на несколько часов в день, несколько раз в неделю. По стоимости не намного дешевле полного дня в саду. Последний год перед школой – Kindergarten, обязательная ступенька перед поступлением в школу. К моменту перехода в Kindergarten юные американцы осваивают счет до 10, алфавит и умеют писать свое имя печатными буквами. Государственное образование в США бесплатное, поэтому этот год оплачивается из бюджета штата.

      Фото: flickr.com

      • РАССКАЖИТЕ СВОИМ ДРУЗЬЯМ
      • ОБ АВТОРЕ
      • Увлеченная материнством, мама двух девчонок. По первому образованию – преподаватель русского языка и литературы. Помимо воспитания своих барышень, учится на преподавателя английского языка для детей 3-6 лет. По профессии – журналист.
      loading...

      Комментарии к "Детские сады и воспитание как отражение национального менталитета" (23):

      • ох как интересно)))) на одном дыхании прочитала))))))))
      • очень интересно. И все-таки наша установленная в Союзе система дошкольного образования, выходит одна из самых гуманных по отношению к родителям... особенно малоимущим...
      • интересно...спасибо!
      • Вы немного напутали со Швейцарией. Закон этот действует уже несколько лет - государственный детский сад бесплатный для всех (разве что предусмотрены небольшие взносы - в каждой конкретной общине по-разному), в него дети поступают в 4 года, чтобы через два года пойти тем же коллективом в первый класс. Эти два года перед первым классом - так называемая "нулёвка", если можно так перевести на русский язык. Государственный детский сад при школе обязаны посещать все дети, без этого не берут в первый класс.
        Действительно, в государственных садах не предусмотрены обеды, точно так же, как и в начальной школе, в 12 часов дети идут домой, в 14.00 - возвращаются обратно. В некоторых садах предусмотрено питание, которое оплачивается либо родителями, либо общиной.
        Что касается садиков с 2,5 лет, про которые Вы писали - это так называемые "криппе", туда берут с трёх месяцев до садовского возраста (до 4 лет), действительно, нужно вставать в лист ожидания, но не обязательно делать это во время беременности:)))) И прийти можно в любом возрасте, начиная с трёх месяцев, подобные садики - все частные. Стоимость полного дня в таком саду - от 100 до 150 швейцарских франков (сейчас курс почти один в один к доллару, так что можно себе представить, сколько будет стоить 5 дней в саду), минимум посещений - 2 раза в неделю. Открываются такие садики в 7.30, закрываются в 19.30 - все подстроено под то, чтобы родители успевали работать:) Кормление в таких садах, как правило, трехразовое: перекус утром (у них есть специальное слово, это не завтрак, а что-то маленькое, типа йогурта или фрукта), полноценный обед днем и полдник. Ужин дома или за отдельную плату в саду.
        Что касается групп - по закону в группе должно быть не более 12 детей. На 12 человек - 2 воспитателя и 2 ассистента. То, что воспитатель играет с тремя, а другие играют - не совсем так. Как правило, воспитатели и ассистенты разделяют детей на группы. Группы разновозрастные - от трех месяцев до года, от года до 2,5 лет, и от 2,5 лет до 4 лех. В первый раз слышу, про 15 минут тишины и головы на столе) Дети не обязаны спать, но, если это оговаривается родителями, то укладывать будут, а другие дети, которые не спят - в это время заняты тихими играми в отдельном помещении. Спят, в основном, на полу на матах. Декретный отпуск в Швейцарии - официально 16 недель, если больше - зависит от работодателя.
      • Боже мой, как же родителям работать, если ребенок должен обедать дома и вообще находится в немыслимых условиях?!
      • "счет до 10, алфавит и умеют писать свое имя печатными буквами"....и это к первому классу?!.. блиин, а наших не иначе, как в академию готовят... а еще хулят наше образование потом....
        После прочтения сложилось впечатление, что у нас самые лучшие условия для детей, хотя рождаемость и зарплата низкая, еще бы они и сады убрали, тогда бы рождаемость была вообще нулевая, работать-то как-то нужно, а сидящий дома папашка не всегда за собой в состоянии усмотреть.
      • могу про англию дописать. возраст для детского сада от 2.5 лет - бесплатные 3 часа в день - остальное будьте добры доплатить или же сидите дома/ гуляйте/ ходите в другие группы. стоимость среднего детского сада - 175-200 фунтов в неделю (1 фунт = 50 рублей).
        спальных мест в группе нет - есть нечто похожее на маленькую палатку где накиданны подушки - устал малыш - ушел в палатку)))
        группы работают на полный - платный день с 7 утра и до 6 вечера
        бесплатные группы по 3 часа - с 9 до 12 и с 12:30 до 15:30 (2 группы имень незя!)
        решила я пойти поучиться - учеба с 9 утра до 14:30 - из-за дурацкого расписания детских групп - буду учиться с 6 вечера до 9((((
      • ну, "немыслимые условия" в этой статье, по крайней мере, по поводу Швейцарии, значительно преувеличины. Действительно, подход к дошкольному образованию отличается от российского, но тут и менталитет другой, соответственно, и подходы к уходу/воспитанию и т.д. Поверьте, для местных ничего немыслимого в подобных условиях нет, и дети, статистически, более самостоятельные и здоровые, чем российские. Меня поначалу шокировало подобное положение вещей, но, трезво рассудив, я сейчас вижу в нём лишь пару минусов. Отсутствие обедов в государственных садах, например. Но, во-первых, как я говорила, это зависит от общины, многие общины спонсируют обеды в садах, а, во-вторых, тут многое завязано на демографии - средний возраст первородящей в Швейцарии - 33 года. И рожают сразу подряд. Поэтому для многих матерей не проблема забрать ребёнка из сада на обед. Плюс - после декрета почти все сначала выходят на 60% - это три рабочих дня в неделю, очень распространено. Таким образом, мамочки могут скооперироваться - сегодня я забираю твоего и своего на обед, завтра - ты. И для них это абсолютная норма.
        .
        • Taly
        • Taly
        • 12.01.2012 16:07
        Афигеть. И статья и комментарии. Круто. Многое, вообще в первые узнала. А про Непал, честно, думала, что там или дома ребенок с репетиторами или лопух в полях...
      • По поводу "немыслимых условий! - я полностью согласна, что все зависит от менталитета, представления о том, что такое "хороший сад" - и в названии статьи я вынесла именно эту идею. У каждого свой перечень требований и пожеланий. То, что для нас кажется странным или недопустимым, может быть нормой в другой культуре. И у каждой медали две стороны - у меня вот подруга забирала дочку в полдень из сада, потому что дочка ее днем уже не спала, но вставать и играть ей не разрешали...
      • Про Непал - я тут описывала ситуацию в Катманду, так как это столица, то и с садами там попроще. В деревнях, понятное дело, никто Монтессори-центры строить не станет... Но вот что меня очень удивило и потрясло - как там дети хотят в школу. Мы были на треке в Гималаях, я так собой гордилась что пыхчу иду и тащу рюкзак сама на 5500 м и тут мы на высоте 3 тыщи с лишним встречаем детей с ранцами - они там каждый день в школу спускаются и поднимаются обратно по парочке километров - школы в горах только в крупных населенных пунктах! А мужчины на себе с подножья затаскивают баллоны с газом или какие-то трубы металлические - и для них это рутина, а не геройство...
      • С удовольствием почитала, очень интересно.
        Я тоже когда общалась с американскими девочками, поначалу была в шоке, но для них это норма.

        • Anna
        • Anna
        • 13.01.2012 00:04
        По поводу меню в американских садах подтверждаю. У меня подруга рассказывала, что заказная пицца - это вполне себе норма.
      • немного по-другому ( я на счет США), но в основном все правда. Пока сам не столкнешься, точно не узнаешь :)
        не во всех садах детки спят на матрацах, иногда и в кроватках иногда и на раскладушках. На счет ланча, все правильно, но можно самому приносить свою еду.
        Киндергартен не обязателен, но рекомендуем. Туда идут в 5 лет, а с 6 в школу (школа обязательна).
        А к 5 годам должны уметь петь Алфавит, писать печатными буквами и считать до 100.
        вот, хотела поделиться :)
      • Вот про США еще - вчера только смотрела видео о программе специальной по коррекции проблем с речью, восполнению словарного запаса у детей, которые как раз в Head Start. Там такие специалисты работают и так система выстроена, что я бы хотела, чтобы мой ребенок за этим опытом в такой сад ходил. Все же очень много от воспитателей зависит, все практически! Опять же на днях смотрела видео, там женщина с докторской степенью в педагогике работает в обычном саду американском. Показывают, как она занятия ведет, как передает опыт другим воспитателям... И когда ее спрашивают - вы же доктор наук, почему вы в саду работаете? И она говорит - дело же не во мне, дело в детях, которым я здесь могу помочь... У меня во дворе садик, зарплату воспитатели как-то обсуждали свою - четыре тысячи в месяц и 20 детей в группе! На какие средства ей докторскую степень получать? И зачем вообще в саду работать, когда в соседнем супермаркете 10 тысяч платят? Меня такие вот моменты пугают в нашем в общем-то сносном дошкольном образовании
      • И сады, кстати, даже в одной стране, отличаются. На Западе государство зачастую спонсирует только так называемые pre-school (пару лет перед школой), и школьное образование. Все остальные садики до этого - почти всегда частные. И тут уже разнится от сада к саду, есть общие какие-то вещи (например, в Швейцарии по закону нельзя, чтобы в группе было больше 15 человек, да и то, они стараются сократить количество детей, чтобы не брать дополнительный персонал (зп тут очень высокие)). Что касается условий - опять же, зависит от владельца сада. Но, в основном, это воспринимается, как бизнес - то есть лучше иметь низкую аренду, маленькие помещения, но больше детей. В таких садах просто некуда ставить кроватки, например. Вот и кладут маты для сна прямо в игровой комнате. И т.д.Вчера была в саду - подыскиваю дочке местный сад - так там все очень понравилось, большие помещения (весь сад 500кв.м), отдельные комнаты-спальни, трёхразовое полноценное питание, собственный сад и площадка (тут это большая редкость), и за каникулы не надо платить деньги:))) - обычно когда платишь за сад, оплачиваешь и время каникул. А все потому, что вледелица, с которой я беседовала вчера, видит в этом прежде всего своё желание сделать, как лучше для детей - а не бизнес. Она мне так и сказала. Сразу видно, что человек любит своё дело.
      • Да уж, что касается комфорта пребывания, то пожалуй у нас все очень хорошо, если не считать проблем с поступлением и дефицитом мест в гос. садах.
        Что касается образования, то у нас в садах перед школой в подготовительных группах учат писать закарючки, есть занятия по чистописанию, счет, логика, но АЛФАВИТ ПРЕПОДАВАТЬ ЗАПРЕЩЕНО!!! Я серьезно. У подруги дочка ходит в сад в подготовишку, ни какого алфавита, алфавит с родителями дома, читать с родителями дома, но при зачислении в школу ребенок должен знать алфавит, а еще лучше уметь читать, считать до 10 и обратно минимум, а лучше до 100. У знакомой сына, который к школе не умел читать из-за того что мама с папой работали с утра до поздней ночи, а в саду не научили, ему отказали в двух школах, но так как таких не мало, то в одной школе создали класс для таких "отстающих в развитии", школу выбирать не приходится, как всегда, не ты выбираешь, а тебя.
      • Статья читается на одном дыхании... такой подбор материал. Хорошо, чтобы садик в каком бы он не был виде, занимал лишь только малую часть жизни ребенка. Все остальное время были бы рядом любящие родители, семья. Это же детство, которое греет всю жизнь..Интересная статья.Спасибо,Надя.
      • Да, спасибо, статья, дейсвительно на одном дыхании. Очень интересно) Почитала. Мы пока ходим в частный и из всего вышепредставленного меня больше наш, конечно, устроил))) Но вообще интересно - СПАСИБО!
      • Пожалуйста, девочки:) Да, я тоже согласна, что не стоит только на садик возлагать надежды и чаяния в плане образования и обеспечения досуга, и уж тем более теплоты и душевности.
      • Спасибо, Надя! Так полезно иногда "расширить горизонты". Я лет десять назад собирала материал, в т.ч. о дошкольных образовательных учреждениях в поездке в Германию и Нидерланды. Из хорошо запомнившегося: сеть школ "Йенаплан" в Голландии. Ее начинают посещать с пяти (сейчас, кажется, уже с 4хлет). "Школа" выглядит так. Комната, поменьше чем наши детсадовские "группы". В одном углу детский столик и разные "учебные материалы", в другом - коврик и разные игрушки, в третьем - горка с песком, в четвертом - детская кухня: пластиковая посуда и т.п, там же раковина. Огромная карта мира с приколотыми булавками флажками и какими-то детскими надписями. График, видимо, с планом недели: вся пестрит какими-то надписями. На другой стене свежие детские рисунки - НА УРОВНЕ ГЛАЗ ДЕТЕЙ (то есть где-то в районе моего пупка).В центре комнаты, где-то под потолком веревочные лестницы, на них какие-то предметы и какие-то надписи (как объяснили, для совместного "проекта": каждую неделю детьми вместе со взрослыми замышляется новый "проект", для него что-то изготавливается совместно вручную, часто далее следует путешествие куда-то за пределы сада за новым опытом). Где-то сбоку еще стол воспитателя. Детей человек 8-12 , воспитателей трое (из них двое - молодые мужчины). На момент моего посещения один воспитатель - за столом с учебными материалами, другой - строит башню и сложные туннели из песка. Вокруг каждого роятся дети, причем выбирают, куда им пойти и чем заниматься САМИ. Часть детей играют на "кухне", кто-то на коврике. За день дети успевают перезаниматься всем, причем по собственной инициативе. За этим внимательно следят психологи, весь год фиксируют, кто что выбирает. Если ребенок долго не включается во что-то, важное для его развития, анализируют, в чем причина, создают ему благоприятные условия. Но никогда не заставляют "заниматься". Причем все из представленных видов деятельности считаются одинаково полезными для развития. И есть несколько простых правил, которые выполняют все дети. Например, убирать за собой игрушки и посуду (дети моют сами), вместе выходить на прогулку, начинать день в общем кругу (за общением и поеданием бутербродов, выданных родителями на завтрак), слушать друг друга...и по-моему, все).
        Резюме: хочу в такой садик. Ребенка отдала бы в сад к тем двум парням, а к нашим Мариваннам не хочу, потому и не отдаю(.
      • Спасибо за информацию! Я тоже хочу в такой садик и желательно с ПМЖ в той же стране:) Мне очень нравится, что там подключаются психологи - и причем мониторят поведение детей профилактически, до того как возникла какая-то проблема. А то ведь у нас в лучшем случае если что-то серьезное, тогда обращаемся к психологу. А ему ведь, чтобы объективно оценить поведение ребенка нужно столько информации - о взаимоотношениях с одногруппниками, с воспитателями, с родителями... Я тут пыталась на прошлой неделе встретиться с садиковским психологом, причем сад частный, да и то пока только получилось на уровне: "Методист и психолог подключились к работе в группе, вы не волнуйтесь. И с воспитателями проведена работа". Дело в общем-то было не в воспитателях, я для себя хотела какие-то моменты прояснить, но видимо считается, что психолог нужен только в каких-то чрезвычайных ситуациях. Как милиция - когда кто-то кого-то пригрохнет, тогда приедем, а пока еще только крики слышатся - это не так страшно...
      • Лучше наших садов нету и образование наше тоже высокое!!! Везде разный уклад жизни и менталитет играет свою ролью
        Напишу о Литве малостью
        Муниципальные сады - очень похожи как и в России, в последнее время точнее вступив в Евро союз Литва стремиться к Западу и поэтому открыто много частных садиков. В Вильнюсе допустим их около 10* частных*, каждый из них очень похож один на другой, своей программой. Цена отличается от 800 до 1500 литов в месяц, когда муниципальный стоит 200 литов за ребенка, а если в один сад ходят двое детей то скидка 20 процентов.Такая же схема со скидкой и в частном но не в каждом.
        Распорядок дня в муниципальном садике почти похожи, везде.
        Прием ребенка с 6,00
        Утренняя зарядка 7,30
        Завтрак 8,15
        Деятельность по уголкам 9,00
        Музыка, физкультура 10,00
        Прогулка 10,30
        Подготовка к обеду 11,50
        Обед 12,20
        Дневной сон 12,50
        Подъем 15,40
        Ужин 16,30
        Вечерняя прогулка в весеннее и летнее время и осеннее в зависимости от погоды 17,00
        Закрытие группы 17,55
        Расписание занятий
        По дням недели Понедельник-
        Формирование алиментарных математических представлений
        Рисование
        Ознакомление с художественной литературой
        Вторник
        Развитие речи-логопед
        Лепка
        Развлечение
        Среда
        Ознакомление с худ. литературой
        Рисование
        Физкультурное занятие
        Четверг
        Ребенок и окружающий мир
        Аппликация
        Музыкальное занятие
        Пятница
        Природное окружение Экологическое восприятие
        Конструирование и ручной труд
        Физкультура
        И есть дополнительное образование по понедельникам и вторникам.

        Это так в садике куда ходит моя старшая дочка, группа смешанная от 3 до 6 лет. Дети разных национальностей, садик сам русский, но дети и литовских, польских, русских семей.
        В младшей группе прием начинается детей с7,20, детки там от 2 до 4 лет. В эту группу ходит меньшая. Пока я довольна садом!!!
        Частный сад , распорядок дня дня в саду на целый день очень похож как ив муниципальном. Только Прием в нем начинается с 7,30, почти во всех в некоторых о позднее.
        07.30 Прием
        08.30–09.00 Завтрак
        09.00–10.30
        Занятия
        10.30–11.30 Прогулка
        11.30–12.30 Обед
        12.30–15.00 Дневной сон
        15.00–16.00 Индивидуальные занятия от этого зависит что ребенок больше нравиться то есть к его наклонностям , рисование, язык, лепка
        16.00–16.20 Ужин
        16.20–18.00 Развлечение, ждем родителей
        Занятия проводятся по программе Монтессори или Вальдорфа.

        Абонент в такой сад на пол дня от 700-( Входит 2 разовое кормление)800 лит в месяц.
        Не каждому по карману такие сад
        У меня 2 детей, обе погодки я бы конечно может и отдала бы в такой сад частный, но наш доход не очень позволяет водить туда обеих. В сумме составиит + или - 2500 лит. В месяц Моя зарплата меньше этой суммы. Муж в последнее время на заработках за границей доход его чистыми 1200 евро. Да каждый выбирает то что он хочет, мы пока выбрали муниципальный сад. Программой в саду я довольна. Детям уделяют не так и мало внимания, как пишут многие о муниципальных садах. в группе до 20 человек,два воспитателя и нянечка.И также у младшей дочки.Мы ходим пока совсем малость, но по началу всегда видно так как ищешь сначала все нет и пока я не видела не одного нет. Со мной всегда дружелюбны воспитатели, и нас всегда приветствую как утром так и вечером. Я всегда знаю о своих детях что они делали весь день были ли какие проблемы, точнее придя за ними я спрашиваю о каждой в отдельности у воспитателя. Мне мило все отвечают и разъясняют. Даже у старшей дочери детки подбегают кто постарше и всегда слушают о чем мы говорим и пока не разе их но отогнали, а они то не дадут соврать воспитателю,тоже все рапортуют.!!!

        В нашей систем дошкольного образования очень уделяется много внимания детям. В каждом саду ежемесячно бывают проверки как от санэпид так и аудита. Сады трясут по программе, и вообще у нас строго во всем. Если хоть кто то пожалуется из родителей выше то уж точно мало саду не покажется а родители у нас требовательны и бдительны , конечно есть разных.