x
    • Мария
      Мария
  • Введите имя
    Введите правильный email адрес
    • Минибандит дня
      Виктор
      радуется брату Макару
      • Есть вопрос
        по сайту
    • Энциклопедия

      Читающий - грамотный - образованный?

      • // 26 марта 2009
      • 6
      • 8
      • 1030
      Я родилась в семье, где читали все. Я хорошо помню маму с «Анной Карениной» в руках и папу, перерывающего гору технической литературы. Наша семья пользовалась репутацией «читающей». Мама предпочитала классику, папа был всеяден - поглощал любую книгу от технических справочников до беллетристики. Я унаследовала мамину страсть к классике и папину…
                                                 
      Я  родилась в семье, где читали все. Я хорошо помню маму с «Анной Карениной» в руках и папу, перерывающего гору технической литературы. Наша семья пользовалась репутацией «читающей». Мама предпочитала классику, папа был всеяден - поглощал любую книгу от технических справочников до беллетристики. Я унаследовала мамину страсть к классике и папину - к научной фантастике, а сказки я любила всегда и, признаться, читаю до сих пор. Наверное, в моем случае любовь к книге не прививалась специально, просто по-другому в такой семье, и быть не могло. Я училась хорошо, моя сестра - хуже, но читали мы обе достаточно много.               
      Закончив книгу, и пребывая под впечатлением прочитанного, я стремилась поделиться со всеми подругами своим восторгом, но, к моему удивлению, они не разделяли моей страсти.  Тогда я, рискуя получить нагоняй от родителей, одалживала друзьям книги, которые они зачастую возвращали мне непрочитанными.  Желание приобщить всех к тому состоянию счастья, которое давали книги, распирало меня, и мне в голову пришла идея  «дворового ликбеза» - чтения вслух своих любимых книг. Мой будущий муж, будучи маленьким мальчиком, тоже принимал участие этих дворовых чтениях в качестве слушателя, и, как потом он мне признавался,  они с сестрой каждый раз с нетерпением ожидали продолжения моноспектакля. Читала я хорошо: выразительно, «по ролям», иногда пускала слезу (тогда плакали все мои зрители), а в смешных местах заходилась от хохота, и тогда приходилось ненадолго прерываться.              
      Будучи твердо убежденной в том, что мои дети  унаследуют страсть к чтению на генетическом уровне, я была весьма обеспокоена тем, что к 12-летнему возрасту мой старший сын, стал предпочитать книгам совсем другие занятия. Нет, никаких дурных наклонностей, курения тайком и прочего. Дворовой футбол,  телевизор, общение с друзьями не вызывали моих опасений,  просто в какой-то момент, я обнаружила, что он просто перестал читать. Может быть, в наши дни это покажется смешным, но тогда меня это просто повергло в ужас. Чтение как досуг в нашей семье квалифицировалось (и остается таковым по сей день) как признак грамотности и образованности. Первым делом я попыталась выяснить причины того, почему ребенок утратил интерес к чтению, который ему прививался с детства. И здесь я уяснила немаловажный для себя факт. Детей пугает огромное количество литературы, которое задают прочитать за летние каникулы. Чаще всего не прочитывается и половина всего объема, а если и прочитывается, то «из-под палки». И зачастую отбивает у ребенка интерес к чтению. У моей подруги есть 11-летний сын, с которым у меня сложились доверительные отношения. Так вот несколько лет назад, он показал мне свой список «литературы на лето», при этом выражение лица у него, мягко говоря, было недовольное. Я прочла список и поняла, что для ребенка, которого заставляют читать, а не прививают любовь к чтению, навсегда будут потеряны прекрасные рассказы Мамина-Сибиряка, гениальная проза Паустовского и другие произведения, авторы которых были обозначены в списке. Стоит ли говорить, что все лето, приходя к ним в гости, я слышала от его матери один и тот же рефрен: «Я его заставляю, а он еще не открыл ни одной книги!» Не сомневаюсь, ведь Гарри Поттера , или энциклопедии оружия в этом списке не было!               
      Я ни в коей мере не пытаюсь критиковать методику образования в наших школах, напротив, признаю ее одной из самых эффективных в мировой практике, но есть две вещи, которые для меня неприемлемы: чтение на скорость, и непомерные списки «литературы на лето». Таким образом, я выработала свою методику: подобрала литературу, не повторяющую списки необходимого для школы объема, и... вернулась в детство: стала устраивать коллективные чтения для своей семьи! Обычно мы собирались на кухне, где младший сын, еще не умевший ходить, играл в манеже, муж готовил ужин, а мы со старшим усаживались и открывали книгу, которую я заранее восторженно им описала. Прочитав определенное количество страниц (соответственно моему замыслу!), я, ссылаясь на неотложные дела (благо, маленький ребенок всегда требует внимания), прерывала чтение на самом интересном месте, на пике событий. Возмущению не было предела, мои слушатели требовали продолжения, но я строго придерживалась выбранной тактики. Оставалось только одно - брать книгу в руки и дочитывать самому!В результате мне приходилось идти в библиотеку за вторым  экземпляром книги, потому что муж и старший сын начинали из-за нее ссориться - чья очередь читать! Вот так я приучила к чтению и мужа, и старшего сына.                     
      Младший, наверное, впитал любовь к книгам  еще с кухонных семейных чтений, потому что его редко можно увидеть без книги в минуты отдыха. Единственным  занятием, которое ему никогда не надоедало, было чтение. Сначала не менее часа перед сном читала ему я (он признавал книги только в моем исполнении - «Мама, ты читаешь лучше всех на свете!»), а когда ему исполнилось 6 лет, и он начал читать самостоятельно, моя декламаторская деятельность закончилась. Я стала всего лишь направлять интерес ребенка в нужное русло и, конечно же, приносить, покупать, одалживать книги, которые послужили и служат до сих пор основой общей культуры и  уровня образованности моих и не только детей. Благодаря чтению мой сын пишет практически без ошибок, умеет легко находить нужную литературу и в обычной и в электронной библиотеке, знает наизусть большое количество цитат, и я частенько обращаюсь к нему за помощью. Он не похож на «ботаника», в сферу его интересов входят музыка, спорт и многое другое.  Паустовский, Толстой, Куприн, Бунин - его любимые писатели, и он с сожалением говорит о том, что ознакомление с классикой навязывают в слишком раннем возрасте, когда ребенок еще не готов к ее восприятию. Я горжусь тем, что его уровень знаний достаточно высок, и уверена, что только благодаря чтению человек может расти и образовываться бесконечно.                     
      Читайте своим детям вслух с самого раннего детства, даже если вам кажется, что малыш еще ничего не понимает. Не ссылайтесь на нехватку времени - ваши затраты вернутся вам сторицей. Просите старших детей читать вслух младшим - интерес к чтению объединяет.  Обращайтесь за помощью к бабушкам и дедушкам - их опыт бесценен!                      
      Подбирайте книги с учетом возраста ребенка, иначе рискуете, что интерес к чтению пропадет в самом его истоке. Не ленитесь останавливаться на незнакомых ребенку словах и объяснять их значение, в следующий раз он вспомнит и повторит новое слово: таким образом, лексический багаж ваших детей будет богат и разнообразен. Просите малыша пересказать своими словами прочитанную сказку под предлогом, например, что папа не слышал, и очень этим опечален, таким образом, вы сможете развить у него правильную речь. Предложите ребенку придумать свой собственный финал какой-нибудь истории - вот вам и начало становления  творческой личности!                  
      И самое главное: читайте сами. Следуя вашему примеру, дети с раннего возраста приобщатся к чтению,  и оно станет для них неотъемлемым занятием на всю жизнь.
      • РАССКАЖИТЕ СВОИМ ДРУЗЬЯМ

      Комментарии к "Читающий - грамотный - образованный?" (6):

      • мы с мужем очень много читаем. В последнее время все в электронном виде, с КПК и телефона. И тоже надеемся на гены.) А пока дети маленькие ничего не навязываем.
      • Прекрасная статья. Я полностью согласно с автором детей надо приучать к книге с детства. Сейчас столько много разнообразной информации и преподноситься она в такой яркой, завораживающей форме: компьютерных игр, мультфильмов, игрушек, что ребенку просто не остается времени и желания на книгу. А значит он так и привыкнет потреблять готовую продукцию. Не сможет научиться фантазировать, мечтать, а главное анализировать. Когда я смотрю на прилавки с игрушками у меня двойственное чувство, с одной стороны я в восхищении, а с другой я думаю где же место для творчества.
      • Очень хорошая статья. " Анна Каренина" - одно из моих любимых произведений. Возможно пригодятся ваши советы и мои дети полюбят книги!
      • Книги всегда были моей страстью, я читала много,всегда и везде и самое главное что мне это очень нравилось.Но к сожалению моей дочери эта страсть не передалась,ну не любит она читать,и ничего с этим уже не поделаешь,надеюсь что мне удастся привить любовь к чтению моему младшему ребенку. Во всяком случае я постараюсь, думаю что советы из статьи мне в этом помогут.
      • Подписываюсь под каждым словом в статье! спасибо!
      • Согласна 100%!
        Когда моему сыну была неделя нам позвонила знакомая. узнав, что мы читали книгу ответила: "Да рано же еще читать. Подожди лет 3-х!"